Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»
Приложение к адаптированной
основной общеобразовательной программе
для обучающихся с УО( интеллектуальными нарушениями),
утверждённой приказом №_____от «___»___________2020 г.
Календарно-тематическое планирование по дефектологии
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
" Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
2-1 класса
Разработчик : Лазарева Любовь Геннадьевна,
учитель -дефектолог
«Рассмотрено» На методическом объединении учителей начальных классов МБОУ «Гатчинская НОШ №5» «_____»_____________2020г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________________(Кохович Н.К.) |
Календарно –тематическое планирование (групповая работа 2-1 класс)
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»2020-2021 уч.год
Учитель:Лазарева Л.Г..
Количество часов 34ч.
Iчетверть -8 ч.
II четверть-8 ч.
III четверть-10 ч.
IV четверть-8ч.
дата |
№ п/п |
№ п/т |
Наименование раздела, темы |
Методы контроля |
|
план |
факт |
||||
3.09 |
|
1 |
1 |
Обследование обучающихся в группе. |
Диагностирование |
10.09 |
|
2 |
2 |
Обследование обучающихся индивидуально. |
Диагностирование |
|
|
|
|
Раздел 1.Развитие моторики, графомоторных навыков |
|
17.09 |
|
3 |
1 |
Упражнения на развитие меткости (кольцеброс, дартс, «Тир»). |
Наблюдения |
24.09 |
|
4 |
2 |
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) |
Наблюдения |
1.10 |
|
5 |
3 |
Обучение целенаправленным действиям по двух-трёхзвенной инструкции педагога (два шага вперёд – поворот направо – один шаг назад…). |
Наблюдения |
8.10 |
|
6 |
4 |
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. |
Наблюдения |
15.10 |
|
7 |
5 |
Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застёгивание). |
Наблюдения |
22.10 |
|
8 |
6 |
Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. |
Наблюдения |
6.11 |
|
9 |
7 |
Рисование бордюров по образцу. Дидактическая игра «Повтори узор»,«Сделай так же» |
Наблюдения |
12.11 |
|
10 |
8 |
Рисование по клеточкам. Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части. |
Наблюдения |
19.11 |
|
11 |
9 |
Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации. |
Наблюдения |
26.11 |
|
12 |
10 |
Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку). |
Наблюдения |
3.12 |
|
13 |
11 |
Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник). |
Наблюдения |
10.12 |
|
14 |
12 |
Дорисовывание симметричной половины изображения. |
Наблюдения |
17.12 |
|
15 |
13 |
Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов (ёлочка, снежинка, яблоко…). |
Наблюдения |
24.12 |
|
16 |
14 |
Дорисовывание мелких деталей. Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа. |
Наблюдения |
14.01 |
|
17 |
15 |
Дорисовывание крупных деталей. |
Наблюдения |
21.01 |
|
18 |
16 |
Графический диктант (зрительный и на слух). |
|
|
|
|
|
Раздел 2.Тактильно-двигательное восприятие. |
|
28.01 |
|
19 |
1 |
Определение предметов на ощупь; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жёсткие; крупные и мелкие предметы). |
Наблюдения |
4.02 |
|
20 |
2 |
Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает… (пушистое)». |
Наблюдения |
11.02 |
|
21 |
3 |
Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи» |
Наблюдения |
18.02 |
|
22 |
4 |
Дидактическая игра «Что бывает… |
Наблюдения |
25.02 |
|
23 |
5 |
Игры с сюжетной мозаикой. |
|
|
|
|
|
Раздел 3.Кинестетическое и кинетическое развитие. |
|
4.03 |
|
24 |
1 |
Формирование ощущений от статистических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы); вербализация собственных ощущений. |
Наблюдения |
11.03 |
|
25 |
2 |
Формирование ощущений от динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы); вербализация собственных ощущений. |
Наблюдения |
18.03 |
|
26 |
3 |
Выразительность движений (имитация повадок животных,). |
Наблюдения |
1.04 |
|
27 |
4 |
Выразительность движений (инсценирование школьных событий). |
|
|
|
|
|
Раздел 4.Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. |
|
8.04 |
|
28 |
1 |
Сравнение и обозначение словом формы предметов (3-4 предмета). |
Наблюдения |
15.04 |
|
29 |
2 |
Понятие «овал». Упражнения в сравнении кругу и овала. |
Наблюдения |
22.04 |
|
30 |
3 |
Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий…)Дидактическая игра «Часть и целое» |
Наблюдения |
29.04 |
|
31 |
4 |
Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку. Дидактическая игра «Цветик-семицветик». |
Наблюдения |
6.05 |
|
32 |
5 |
Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. |
Наблюдения |
13.05 |
|
33 |
6 |
Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»). |
Наблюдения |
20.05 |
|
34 |
1 |
Диагностика динамики коррекции развития психомоторики. |
|
|
|
|
|
Всего 34 ч. |
|
Настоящая программа занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для группы 2 класса составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения: для 2 класса – 34 часа;
На 2 класс выделено 1 часа в неделю групповых занятий, продолжительность занятий 30-40 минут. Также предусмотрены индивидуальные занятия 1 раз в неделю по 15-20 минут с самыми слабыми учащимися- Шан Артемом и Рогульчик Максимом. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
· формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
· коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
· формирование пространственно-временных ориентировок;
· развитие слухоголосовых координаций;
· формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
— развитие моторики, графомоторных навыков;
— тактильно-двигательное восприятие;
— кинестетическое и кинетическое развитие;
— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
— развитие зрительного восприятия;
— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
— развитие слухового восприятия;
— восприятие пространства;
— восприятие времени.
Цель программы: Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка.
Задачи программы:
· Создание климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
· создание развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам;
· индивидуальный подход к ребенку
Задачи:
· коррекция недоразвития познавательной деятельности обучающихся путем систематического развития полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
· формирование пространственно-временных ориентировок;
· развитие слухоголосовых координаций;
· формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
· совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
· обогащение словарного запаса обучающихся на основе использования соответствующей терминологии;
· коррекция моторных навыков, совершенствование зрительно-двигательной координации;
· формирование точности и целенаправленности движений и действий.
·
· использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);
· стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие познавательной сферы;
-овладение обучающимися жизненными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач .
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
-умение копировать образец
-умение слушать и слышать учителя
-умение подчиняться словесным указаниям учителя;
-умение учитывать в своей работе заданную систему требований;
Достаточный уровень:
-Уметь решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
-Уметь начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
- Научиться сравнивать предметы, понятия;
- уметь ориентироваться во времени и в пространстве;
- Уметь обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- Уметь определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- Уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
- Уметь самостоятельно выполнить задания.
1. Содержание тем коррекционного (дефектологического) курса
Обследование, определение образовательного маршрута обучающихся (4 часа)
Развитие моторики, графомоторных навыков (12 часов)
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
Тактильно-двигательное восприятие (4 часа)
Определение на ощупь объемных фигур
и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом (раскатывание).
Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий).
Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый -
легкий).
Кинестетическое и кинетическое
развитие (4 часа)
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (13 часов)
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий - низкий, выше - ниже, одинаковые и т. д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2 - 3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2 - 3 детали с разрезами по диагонали).
Развитие зрительного восприятия (5 часов)
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2 - 3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (4 часа)
Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый - легкий).
Развитие слухового восприятия (4 часа)
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
Восприятие пространства (7 часов)
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху - внизу, над - под, справа - слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона).
Восприятие времени (5 часов)
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.
Итоговое обследование обучающихся (4 часа)
2. Планируемые результаты
· Целенаправленное выполнение действий по инструкции педагога.
· Правильное пользование письменными принадлежностями, копирование несложных изображений.
· Анализ и сравнение предметов по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.
· Различение и называние основных цветов.
· Классификация геометрических фигур.
· Составление предметов из 2 - 3 частей.
· Определение на ощупь величины хорошо знакомых предметов.
· Зрительное определение и вербализация отличительных и общих признаков двух предметов.
· Классификация предметов и их изображений по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, формулирование простейших обобщений.
· Различение речевых и неречевых звуков.
· Ориентировка на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
· Выделение части суток и определение порядка дней недели.
Реализация представленных в данной рабочей программе коррекционно-развивающих заданий и упражнений способствует повышению познавательной активности, увеличению уровня произвольности запоминания, развитию операционных качеств мышления, формированию фонематического слуха, коммуникативных речевых средств, расширению объема внимания.
Формируемые жизненные компетенции:
· Усваивать основы смыслового восприятия программных заданий.
· Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
· Осуществлять синтез как составление целого из частей.
· Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
· Устанавливать аналогии.
· Формирование временных представлений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.