Календарно-тематическое планирование по дефектологии для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) " Развитие психомоторики и сенсорных процессов" 2-1 класса
Оценка 4.6

Календарно-тематическое планирование по дефектологии для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) " Развитие психомоторики и сенсорных процессов" 2-1 класса

Оценка 4.6
Документация
docx
дефектология
06.11.2023
Календарно-тематическое планирование по дефектологии для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) " Развитие психомоторики и сенсорных процессов"     2-1   класса
Календарно-тематическое планирование по дефектологии для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) " Развитие психомоторики и сенсорных процессов" 2-1 класса
37 ктп Развитие психомоторики 2 класс группа.docx

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гатчинская  начальная общеобразовательная школа №5»

 

 

 

Приложение к  адаптированной

основной  общеобразовательной программе 

для обучающихся с УО( интеллектуальными нарушениями),

 утверждённой  приказом №_____от «___»___________2020 г.

 

 

Календарно-тематическое планирование по дефектологии

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

" Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

 

   2-1   класса

 

 

 

 

Разработчик :    Лазарева Любовь Геннадьевна,

учитель -дефектолог

 

 

«Рассмотрено»

На методическом объединении учителей начальных классов

МБОУ «Гатчинская НОШ №5»

«_____»_____________2020г.

 

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________________(Кохович Н.К.)


Календарно –тематическое планирование (групповая работа 2-1 класс)

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»2020-2021 уч.год

Учитель:Лазарева Л.Г..

 

Количество часов 34ч.

Iчетверть -8 ч.

II четверть-8 ч.

III четверть-10 ч.

IV четверть-8ч.

дата

п/п

п/т

Наименование раздела, темы

Методы контроля

план

факт

3.09

 

1

1

Обследование обучающихся в группе.

Диагностирование

10.09

 

2

2

Обследование обучающихся индивидуально.

Диагностирование

 

 

 

 

Раздел 1.Развитие моторики, графомоторных навыков

 

17.09

 

3

1

Упражнения на развитие меткости (кольцеброс, дартс, «Тир»).

Наблюдения

24.09

 

4

2

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)

Наблюдения

1.10

 

5

3

Обучение целенаправленным действиям по двух-трёхзвенной инструкции педагога (два шага вперёд – поворот направо – один шаг назад…).

Наблюдения

8.10

 

6

4

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Наблюдения

15.10

 

7

5

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застёгивание).

Наблюдения

22.10

 

8

6

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях.

Наблюдения

6.11

 

9

7

Рисование бордюров по образцу. Дидактическая игра «Повтори узор»,«Сделай так же»

Наблюдения

12.11

 

10

8

Рисование по клеточкам. Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части.

Наблюдения

19.11

 

11

9

Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации.

Наблюдения

26.11

 

12

10

Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика,  «Лего», соединение колец в цепочку).

Наблюдения

3.12

 

13

11

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник).

Наблюдения

10.12

 

14

12

Дорисовывание симметричной половины изображения.

Наблюдения

17.12

 

15

13

Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов (ёлочка, снежинка, яблоко…).

Наблюдения

24.12

 

16

14

Дорисовывание мелких деталей. Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.

Наблюдения

14.01

 

17

15

Дорисовывание крупных деталей.

Наблюдения

21.01

 

18

16

Графический диктант (зрительный и на слух).

 

 

 

 

 

Раздел 2.Тактильно-двигательное восприятие.

 

28.01

 

19

1

Определение предметов на ощупь; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жёсткие; крупные и мелкие предметы).

Наблюдения

4.02

 

20

2

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает… (пушистое)».

Наблюдения

11.02

 

21

3

Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи»

Наблюдения

18.02

 

22

4

Дидактическая игра «Что бывает…

Наблюдения

25.02

 

23

5

Игры с сюжетной мозаикой.

 

 

 

 

 

Раздел 3.Кинестетическое и кинетическое развитие.

 

4.03

 

24

1

Формирование ощущений от  статистических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы); вербализация собственных ощущений.

Наблюдения

11.03

 

25

2

Формирование ощущений от  динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы); вербализация собственных ощущений.

Наблюдения

18.03

 

26

3

Выразительность движений (имитация повадок животных,).

Наблюдения

1.04

 

27

4

Выразительность движений (инсценирование школьных событий).

 

 

 

 

 

Раздел 4.Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

 

8.04

 

28

1

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3-4 предмета).

Наблюдения

15.04

 

29

2

Понятие «овал». Упражнения в сравнении кругу и овала.

Наблюдения

22.04

 

30

3

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий…)Дидактическая игра «Часть и целое»

Наблюдения

29.04

 

31

4

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку. Дидактическая игра «Цветик-семицветик».

Наблюдения

6.05

 

32

5

Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов.

Наблюдения

13.05

 

33

6

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»).

Наблюдения

20.05

 

34

1

Диагностика динамики коррекции развития психомоторики.

 

 

 

 

 

Всего 34 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Настоящая программа занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для группы 2 класса составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения: для 2 класса – 34 часа;

На 2 класс выделено 1 часа в неделю групповых занятий, продолжительность занятий 30-40 минут. Также предусмотрены индивидуальные занятия 1 раз в неделю по 15-20 минут с самыми слабыми учащимися- Шан Артемом и Рогульчик Максимом. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

·         формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

·         коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

·         формирование пространственно-временных ориентировок;

·         развитие слухоголосовых координаций;

·         формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

— развитие моторики, графомоторных навыков;

— тактильно-двигательное восприятие;

— кинестетическое и кинетическое развитие;

— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

— развитие зрительного восприятия;

— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

— развитие слухового восприятия;

— восприятие пространства;

— восприятие времени.

 

Цель программы: Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка.

Задачи программы:

·         Создание климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;

·         создание развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать      наиболее близкие его способностям и задаткам;

·         индивидуальный подход к ребенку

Задачи:

·         коррекция недоразвития познавательной деятельности обучающихся путем систематического развития полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

·         формирование пространственно-временных ориентировок;

·         развитие слухоголосовых координаций;

·         формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

·         совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

·         обогащение словарного запаса обучающихся на основе использования соответствующей терминологии;

·         коррекция  моторных навыков, совершенствование зрительно-двигательной координации;

·         формирование точности и целенаправленности движений и действий.

·          

·         использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);

·         стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие познавательной сферы;

-овладение обучающимися жизненными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач .

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

-умение копировать образец

-умение слушать и слышать учителя

-умение подчиняться словесным указаниям учителя;

-умение учитывать в своей работе заданную систему требований;

Достаточный уровень:

-Уметь решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);

 -Уметь начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

- Научиться сравнивать предметы, понятия;

- уметь ориентироваться во времени и в пространстве;

- Уметь обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

- Уметь определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

- Уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;

- Уметь самостоятельно выполнить задания.

1.      Содержание тем коррекционного (дефектологического) курса

Обследование, определение образовательного маршрута обучающихся (4 часа) 

Развитие моторики, графомоторных навыков (12 часов) 

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

Тактильно-двигательное восприятие (4 часа)

Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый - легкий).
      Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа)

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (13 часов)

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий - низкий, выше - ниже, одинаковые и т. д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2 - 3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2 - 3 детали с разрезами по диагонали).

Развитие зрительного восприятия (5 часов)

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2 - 3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Восприятие особых свойств предметов  (4 часа)

Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый - легкий).

Развитие слухового восприятия (4 часа)

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

Восприятие пространства (7 часов)

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху - внизу, над - под, справа - слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона).

Восприятие времени (5 часов)

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

Итоговое обследование обучающихся (4 часа)

 

2.      Планируемые результаты

 

·         Целенаправленное выполнение действий по инструкции педагога.

·         Правильное пользование письменными принадлежностями, копирование несложных изображений.

·         Анализ и сравнение предметов по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.

·         Различение  и называние основных цветов.

·         Классификация геометрических фигур.

·         Составление предметов из 2 - 3 частей.

·         Определение на ощупь величины хорошо знакомых предметов.

·         Зрительное определение и вербализация отличительных и общих признаков двух предметов.

·         Классификация предметов и их изображений по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, формулирование простейших обобщений.

·         Различение речевых и неречевых звуков.

·         Ориентировка на собственном теле и на плоскости листа бумаги.

·         Выделение части суток и определение порядка дней недели.

Реализация представленных в данной рабочей программе коррекционно-развивающих заданий и упражнений способствует повышению познавательной активности, увеличению уровня произвольности запоминания, развитию операционных качеств мышления, формированию фонематического слуха, коммуникативных речевых средств, расширению объема внимания.

 

Формируемые жизненные компетенции:

 

·         Усваивать основы смыслового восприятия программных заданий.

·         Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

·         Осуществлять синтез как составление целого из частей.

·         Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

·         Устанавливать аналогии.

·         Формирование временных представлений.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»

Календарно –тематическое планирование (групповая работа 2-1 класс) «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»2020-2021 уч

Календарно –тематическое планирование (групповая работа 2-1 класс) «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»2020-2021 уч

Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку)

Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку)

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку

Настоящая программа занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для группы 2 класса составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения:…

Настоящая программа занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для группы 2 класса составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения:…

Планируемые результаты: Личностные результаты: - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -развитие познавательной сферы; - овладение обучающимися жизненными компетенциями, необходимыми для решения…

Планируемые результаты: Личностные результаты: - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -развитие познавательной сферы; - овладение обучающимися жизненными компетенциями, необходимыми для решения…

Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур

Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур

Формируемые жизненные компетенции: ·

Формируемые жизненные компетенции: ·

Календарно-тематическое планирование по дефектологии для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) " Развитие психомоторики и сенсорных процессов" 2-1 класса

Календарно-тематическое планирование по дефектологии для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) " Развитие психомоторики и сенсорных процессов"     2-1   класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2023