Календарно - тематическое планирование по дополнительной общеразвивающей программе «МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ» для детей дошкольного возраста (4 - 5 лет)

  • docx
  • 22.10.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4-5.docx

Календарно – тематическое планирование

по предмету «Маленький гений» (математика для дошкольников)

4 – 5 года

34 часа

 

 

п/п

Тема

Кол – во часов

Содержание

Дата

1

Вводное занятие.

 

 

Выявление уровня развития математических способностей у детей 4-5 лет (диагностика). Знакомство с тетрадью и её назначением, с клеткой.

 

2

Числа и цифры 1-3.

 

1

Сравнение двух множеств (групп) предметов, умение соотносить цифры с количеством (1-3). Знакомство с числом и цифрой 1 – 3, согласование числительных с существительными. Отгадывание загадок.  Закрепление знаний геометрических фигур, свойств предметов. Развитие речи, внимания, пространственных представлений, ориентировки на листе бумаги и на плоскости. Рисование предметов по памяти. Знакомство с загадками, задачами – шутками.

 

3

Числа и цифры 1-5.

 

1

Знакомство с числом и цифрой 4 - 5, согласование числительных с существительными. Отгадывание загадок. Обучение отчёту предметов по названному числу, по количеству их на карточке. Закрепление навыков порядкового и количественного счета, умения соотносить цифру с количеством. Закрепление знания геометрических фигур, свойств предметов, умение объединять предметы в совокупности по общему свойству. Развитие речи, внимания, пространственных представлений, ориентировки на листе бумаги и на плоскости. Рисование предметов по памяти.

 

4

План (карта путешествий).

1

Ориентирование по элементарному плану, умения правильно определять пространственное расположение предметов относительно себя.  Знакомство с понятиями: форма, величина, размер, слева, справа, вверху, внизу. Составление простейших геометрических фигур из палочек и ниточек на плоскости стола, обследование и анализирование их зрительно-осязательным способом. Закрепление навыков сравнения двух множеств (групп) предметов, выяснение в какой из двух групп больше (меньше) предметов или их поровну, умения соотносить цифры с количеством (1-5). Закрепление навыка счета в пределах 5, знакомство с обратным счётом от 5 до 1. Развитие речи, внимания, памяти, логического мышления,  ориентировки на листе бумаги и на плоскости. Дорисовывание недостающей части предмета, ориентируясь на образец.  Составление целого из частей.

 

5

Геометрические фигуры: куб, шар.

1

Знакомство с кубом, шаром и их свойствами. Развитие представления о форме предметов,  умения видеть, какой геометрической фигуре соответствует форма предмета. Отгадывание загадок. Закрепление навыка счета в пределах 5. Развитие речи, внимания, мыслительных операций, интереса к предмету. Знакомство с понятием время, дни недели, месяцы, времена года. Штриховка и раскрашивание узоров. Группировка предметов по определённому признаку.

 

6

Ритм (поиск и составление      закономерностей).

 

1

Знакомство с  понятием ритма. Закрепление умения в простейших случаях находить закономерности и их нарушение, самостоятельно составлять последовательности с ритмичным повторением элементов. Закрепление свойства предметов, умения находить признаки свойства и различия, умения объединять предметы со сходными признаками  и выделять из совокупности предметы, отличающиеся по какому-либо признаку. Обучение делению совокупности на 2 равные части. Закрепление навыка счета в пределах 5. Развитие речи, мыслительных операций, ориентировки на листе бумаги и на плоскости. Знакомство с периодичностью, необратимостью, последовательностью времени. Дорисовывание недостающей части предмета, ориентируясь на образец. Исключение предмета из группы по определённому признаку.

 

7

Цилиндр.

1

Знакомство с цилиндром и его свойствами. Развитие представления о форме предметов, умение видеть, какой геометрической фигуре соответствует форма предмета. Закрепление навыка счета в пределах 5. Развитие речи, внимания, мыслительных операций, интереса к предмету. Обучение передвижению в указанном направлении. Развитие ориентировки на листе бумаги и на плоскости. Штриховка и раскрашивание узоров. Составление целого из частей. Группировка предметов по определённому признаку.

 

8

Конус.

1

Знакомство с конусом и его свойствами. Развитие представления о форме предметов, умения видеть, какой геометрической фигуре соответствует форма предмета. Закрепление навыка счета в пределах 5. Развитие речи, внимания, памяти, интереса к предмету, пространственных представлений. Обучение передвижению в указанном направлении. Штриховка и раскрашивание узоров. Составление целого из частей. Группировка предметов по определённому признаку.

 

9

Пирамида.

1

Знакомство с пирамидой на основе их сравнения с цилиндром и конусом. Развитие представления о форме предметов.   Исследование, из каких фигур состоят поверхности данных фигур. Закрепление навыка счета в пределах 5. Развитие речи, внимания, памяти, мыслительных операций, пространственных представлений. Обучение передвижению в указанном направлении. Штриховка и раскрашивание узоров. Составление целого из частей. Группировка предметов по определённому признаку.

 

10

Геометрические тела.

 

1

Закрепление знаний о геометрических телах и их свойствах. Отгадывание загадок. Нахождение известных детям геометрические фигуры по осязательно воспринимаемому образу. Выработка навыка пользования планом. Нахождение признаков  сходства и различия и на их основе объединять предметы по сходным признакам. Закрепление навыка счета в пределах 5. Обучение передвижению в указанном направлении, регулированию своей деятельности в соответствии со временем. Штриховка и раскрашивание узоров. Исключение предмета из группы по определённому признаку.

 

11

Число 6.Цифра 6.

1

Формирование представления об образовании последующего числа путем единицы. Знакомство с числом и цифрой 6, согласование числительных с существительными. Отгадывание загадок. Закрепление счетных умений, значения пространственных тел. Освоение способа практического сопоставления групп: наложения и приложения. Совершенствование навыка количественного и порядкового счёта. Составление пары предметов. Развитие речи, мыслительных операций, творческих способностей, ориентировки на листе бумаги и на плоскости. Рисование предметов по памяти.

 

12

Числа и цифры 1 – 6.

 

1

Закрепление счетных умений в пределах шести, значения цифры 6. Развитие мыслительных операций, умения выделять существенный признак, по которому предметы объединяются в группу. Совершенствование навыка количественного и порядкового счёта. Называние числа в прямом и обратном порядке. Развитие речи, памяти, внимания, самостоятельности. Направление на поиск нетрадиционных способов решения задачи. Рисование предметов по памяти.

 

13

Сравнение по длине.

 

1

Сравнение на полоски по длине с помощью непосредственного наложения, упорядочивать их по признаку длины. Деление предметов на 2 – 6 равных частей путём сгибания. Обучение раскладыванию предметов в ряд в порядке возрастания и убывания размера по длине. Закрепление счетных умений в пределах шести, пространственных представлений. Ориентирование в пространстве с помощью элементарного плана. Развитие речи, внимания, пространственных представлений. Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко». Графические диктанты по клеточкам. Группировка предметов по определённому признаку.

 

14

Число 7. Цифра 7.

1

Освоение принципа построения натурального ряда, т. е. образование каждого последующего числа (+ 1) и предыдущего (- 1). Знакомство с числом и цифрой 7, согласование числительных с существительными.  Отгадывание загадок. Закрепление счетных умений, значения свойств предметов. Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта.  Развитие речи, пространственных представлений, интереса к предмету, ориентировки на листе бумаги. Рисование предметов по памяти.

 

15

Числа и цифры 1 – 7.

 

1

Закрепление счетных умений в пределах 7, порядковый счет. Освоение принципа построения натурального ряда, т. е. образование каждого последующего числа (+ 1) и предыдущего (- 1). Называние числа в прямом и обратном порядке.  Формирование представления о начале отсчета при пересчёте предметов, расположенных по кругу. Развитие мыслительных операций, умения анализировать,  находить признаки сходства и отличия и на их основе объединять предметы со сходными признаками и выделять из совокупности предмет, отличающийся по какому-либо признаку. Развитие речи, памяти, внимания, самостоятельности, пространственных представлений, творческих способностей. Дорисовывание недостающей части предмета, ориентируясь на образец.

 

16

Сравнение по ширине и толщине.

 

1

Сравнение предметов по ширине и толщине. Деление предметов на 2 – 6 равных частей путём сгибания. Обучение раскладыванию предметов в ряд в порядке возрастания и убывания размера по ширине и толщине. Закрепление счетных умений в пределах 7. Развитие мыслительных операций, формирование умения видеть закономерность и продолжать ее, понимать учебную задачу и точно выполнять ее. Развитие речи, произвольного внимания, пространственных представлений. Графические диктанты по клеточкам. Исключение предмета из группы по определённому признаку.

 

17

Число и цифра 8.

1

Освоение принципа построения натурального ряда, т. е. образование каждого последующего числа (+ 1) и предыдущего (- 1). Знакомство с числом и цифрой 8, согласование числительных с существительными. Отгадывание загадок. Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта.  Закрепление значения геометрических фигур, свойств предметов, значения числового ряда. Составление пар предметов. Развитие речи, памяти, внимания, ориентировки на листе бумаги и на плоскости. Рисование предметов по памяти.

 

18

Сравнение по высоте.

 

1

Сравнивание предметов по высоте с использованием приёмов приложения и наложения, а так же на глаз. Деление предметов на 2 – 8 равных частей путём сгибания. Обучение раскладыванию предметов в ряд в порядке возрастания и убывания размера по высоте. Закрепление умения соотносить цифру с количеством, значения закона сохранения количества, отработка навыка прямого и обратного счета в пределах 8. Определение пропущенного числа.  Развитие мыслительных операций, памяти, самостоятельности, творческих способностей.  Формирование умения работать в коллективе, способность к самоконтролю. Графические диктанты по клеточкам. Исключение предмета из группы по определённому признаку.

 

19

Измерение длины.

1

Формирование представления об общем признаке измерения длины с помощью мерки, о зависимости результата измерения от величины мерки. Раскладывание предметов в возрастающем и убывающем порядке по величине, использование соответствующих определений.  Счёт посредством тактильно-моторных ощущений. Закрепление счетных навыков в пределах 8, пространственно-временных отношений, умение адекватно использовать в речи соответствующих терминов, осознавая их смысл. Развитие мыслительных операций, самостоятельности, творческих способностей, речи, внимания. Дорисовывание недостающей части предмета, ориентируясь на образец. Группировка предметов по определённому признаку.

 

20

Измерение длины.

1

Деление предметов на 2 – 8 равных частей путём сгибания. Формирование представления о том, что сравнивать предмет можно только тогда, когда они измерены одной меркой. Раскладывание предметов в возрастающем и убывающем порядке по величине, использование соответствующих определений.  Измерение длины с помощью мерки. Закрепление счетных умений в пределах 8, знания геометрических фигур. Развитие речи, внимания, наблюдательности. Графические диктанты по клеточкам. Группировка предметов по определённому признаку.

 

21

Число 9.Цифра 9.

1

Освоение принципа построения натурального ряда, т. е. образование каждого последующего числа (+ 1) и предыдущего (- 1). Называние числа в прямом и обратном порядке.  Знакомство с числом и цифрой 9, согласование числительных с существительными. Отгадывание загадок.  Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта. Закрепление значения цифр и геометрических фигур. Определение пропущенного числа.  Развитие речи, внимания, пространственных представлений, мыслительных операций. Рисование предметов по памяти.

 

22

Сравнение по объему.

 

1

Обучение раскладыванию предметов в ряд в порядке возрастания и убывания размера по объёму в целом. Знакомство с приемом непосредственного  сравнения предметов по объему. Закрепление счетных умений в пределах 9. Определение пропущенного числа.  Развитие мыслительных операций, речи, памяти, внимания, ориентировки на листе бумаги и на плоскости. Дорисовывание недостающей части предмета, ориентируясь на образец. Группировка предметов по определённому признаку.

 

23

Измерение объема.

 

1

Знакомство с  измерением объема с помощью мерки, с зависимостью результата измерения   от величины мерки. Закрепление счетных умений, пространственных представлений, понятия «столько же», значения свойств предметов, значения геометрических фигур. Определение пропущенного числа.  Развитие мыслительных операций, речи, внимания, ориентировки на листе бумаги и на плоскости. Дорисовывание недостающей части предмета, ориентируясь на образец. Исключение предмета из группы по определённому признаку.

 

24

Число 0.Цифра 0.

1

Знакомство с числом и цифрой 0. Закрепление значения цифры, геометрических фигур, пространственных отношений. Отгадывание загадок. Деление на две равные части, «поровну». Развитие речи, внимания, мыслительных операций, интереса к предмету,  ориентировки на листе бумаги и на плоскости. Дорисовывание недостающей части предмета, ориентируясь на образец.

 

25

Таблицы.

1

Знакомство с понятием таблицы, как пользоваться простейшими таблицами. Закрепление порядкового счета, закона сохранения количества, значения свойств предметов, знания геометрических фигур. Развитие речи, внимания, памяти, мыслительных операций, ориентировки на листе бумаги и на плоскости. Знакомство с  обозначением словами положение предмета относительно себя. Составление целого из частей.

 

26

Число 10. Запись числа 10.

 

1

Освоение принципа построения натурального ряда, т. е. образование каждого последующего числа (+ 1) и предыдущего (- 1). Называние числа в прямом и обратном порядке.  Знакомство с числом 10 и записью этого числа. Отгадывание загадок. Закрепление счетных умений, значения цифр, умения пользоваться таблицами. Измерение величины предмета с помощью мерки, Счёт групп предметов на слух. Определение пропущенного числа.   Составление пар предметов. Развитие речи, мыслительных операций, любознательности, творческих способностей. Рисование предметов по памяти.

 

27

Символы.

1

Закрепление представлений о свойствах предметов путем введения символического обозначения свойств, значения числового ряда. Развитие способности к абстрагированию, речи. Воспитание самостоятельности, творческой активности. Развитие ориентировки на листе бумаги и на плоскости. Обучение обозначению словами положение предмета относительно себя. Графические диктанты по клеточкам. Группировка предметов по определённому признаку.

 

28

Измерение объема.

 

1

Формирование представления о том, что сравнивать объемы  жидких и сыпучих тел можно только тогда, когда измерения ведутся одной меркой. Измерение объема с помощью мерки. Закрепление значения числового ряда от 1 до 9 и от 9 до 1, значения геометрических фигур. Формирование умения осуществлять зрительно-мыслительный анализ расположения фигур. Срисовывание предметов по точкам.

 

29

Измерение длины.

1

Закрепление представления о том, что сравнивать предмет можно только тогда, когда они измерены одной меркой. Раскладывание предметов в возрастающем и убывающем порядке по длине, с использованием соответствующих определений.  Измерение длины с помощью мерки. Закрепление счетных умений в пределах 8, знания геометрических фигур. Развитие речи, внимания, наблюдательности. Графические диктанты по клеточкам. Группировка предметов по определённому признаку.

 

30

Число 10.

1

Обозначение части целого, устанавливание отношения целого и части, размера частей. Освоение принципа построения натурального ряда, т. е. образование каждого последующего числа (+ 1) и предыдущего (- 1). Закрепление числа 10 и записи этого числа, согласования числительных с существительными. Счёт групп предметов на слух. Отгадывание загадок. Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта. Показ независимости числа предметов от их пространственных признаков (размера, формы расположения, расстояния между предметами). Закрепление счетных умений, значения цифр, умения пользоваться таблицами. Измерение величины предмета с помощью мерки.

 

31

Сравнение по ширине и толщине.

 

1

Закрепление умения сравнивать предметы по ширине и толщине, производить операцию сериации по этим признакам. Измерение ширины линейкой, отрезков заданной длины. Закрепление счетных умений в пределах 7. Развитие мыслительных операций, ориентировки на листе бумаги и на плоскости, умения видеть закономерность и продолжать ее, понимать учебную задачу и точно выполнять ее. Срисовывание предметов  по клеточкам. Исключение предмета из группы по определённому признаку.

 

32

Измерение длины.

1

Закрепление представления о том, что сравнивать предмет можно только тогда, когда они измерены одной меркой. Измерение длины линейкой, отрезков заданной длины. Измерение длины с помощью мерки. Закрепление счетных умений в пределах 8, знания геометрических фигур. Графические диктанты по клеточкам. Группировка предметов по определённому признаку.

 

33

Сравнение по высоте.

 

1

Закрепление умения сравнивать предметы по высоте, производить операцию сериации по этому признаку. Измерение высоты линейкой, отрезков заданной длины. Закрепление умения соотносить цифру с количеством, значение закона сохранения количества, навыка прямого и обратного счета в пределах 8. Развитие мыслительных операций, памяти, самостоятельности, творческих способностей, умения работать в коллективе, способности к самоконтролю. Срисовывание предметов по точкам. Исключение предмета из группы по определённому признаку.

 

34

Геометрические фигуры.

 

1

Счёт групп предметов на слух. Закрепление знаний о геометрических фигурах и их свойствах, умения  находить известные геометрические фигуры по осязательно воспринимаемому образу. Выработка навыка пользования планом. Закрепление умения находить признаки  сходства и различия и на их основе объединять предметы по сходным признакам. Обозначение части целого, устанавливание отношения целого и части, размера частей, обозначение словами положение предмета относительно себя. Срисовывание предметов по клеточкам. Составление целого из частей.