Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Наименование учебных тем, уроков, кол-во часов.
|
Элементы содержания
|
Планируемые результаты |
Основные виды деятельности обучающихся
|
||
Личностные |
Предметные |
Метапредметные |
|||||
1. |
|
Введение. Откуда мы знаем, как жили предки современных народов.
Урок изучения нового
ИКТ |
Предмет истории. Что изучает история. Источники знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории. Письменные и вещественные источники. |
Мотивированность к изучению предмета - история Древнего мира. |
Знакомство с лентой времени. Усвоить основные понятия темы. |
Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность |
Усвоить понятие «история», понять, для чего она необходима людям. Иметь первоначальные представления о работе историков. Знать важнейшие вопросы, с которых начинается историческое познание: что произошло, где произошло, когда произошло. Уметь пользоваться текстом учебника для подтверждения своих суждений. Усвоить, что целью работы историка является поиск правды, истины |
2. |
|
Древнейшие люди.
Комбинированный урок.
ИКТ |
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Облик древнейших людей, занятия. |
Комментировать и формулировать образ древнейшего человека, его занятия, характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе
|
Развитие навыков сотрудничества, интеграции Умений работать в группе |
Развитие речевой деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения, сравнивать, характеризовать основные достижения |
Устанавливать отличие человека от животных. Определять по карте места расселения древнейших людей. Используя памятку, составлять рассказ на основе материала учебника |
3. |
|
Родовые общины охотников и собирателей. Комбинированный урок.
ИКТ |
Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. |
Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей |
Организовывать и планировать учебное сотрудничество, способы взаимодействия, уважение к истории, культурным историческим памятникам |
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления |
Раскрывать роль орудий труда и коллективной деятельности в развитии человека. Объяснять понятия «род», «родовая община», «племя». Давать описание иллюстрации. Сравнивать по иллюстрации предметы материальной культуры (орудия труда) |
4. |
|
Возникновение искусства и религии.
Комбинированный урок. |
Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых». |
Проводить поиск информации в отрывках исторических текстово-материальных памятниках Древнего мира; Описывать памятники древней культуры; |
Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение к другим народам России и мира |
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров в новом учебном материале; |
Определять предпосылки зарождения примитивных религиозных верований. Раскрывать взаимосвязь первобытного искусства и религиозных верований. Объяснять значение терминов «скульптура», «обряд», «магия», «миф» |
5. |
|
Возникновение земледелия и скотоводства.
ИКТ
Комбинированный урок. |
Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия пере хода к производя щему хозяйству. Родо вые общины земле дельцев и скотоводов. |
Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности,», и др. |
межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; освоение общемирового культурного наследия; формулировать собственное мнение и позицию, и координировать ее с позициями партнеров; |
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью, строить монологическое контекстное высказывание; |
Усвоить понятия скотоводство земледелие, ремесло, искусство. Работа с картой. |
6. |
|
Появление неравенства и знати.
Комбинированный урок. |
Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племе ни». Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь». |
Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
|
основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями; |
сравнивать различные точки зрения, задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; |
Познакомится с понятием старейшина, племя, вождь , знать. Самостоятельная работа с текстом учебника. |
7. |
|
Обобщающе-повторительный урок по теме: Жизнь первобытных людей». Проверочная работа. Тема: Первобытнообщинное общество. |
Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности). |
Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; |
ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали; |
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров в новом учебном материале; |
составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).
|
8. |
|
Государство на берегах Нила.
ИКТ
Комбинированный урок. |
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы). |
Опыт творческого отношения к фактам прошлого |
Знать основные понятия темы, показывать на карте Древний Египет. |
Формирование навыков работы с исторической картой. составлять рассказ, используя изученный материал |
Выявлять особенности природных условий Древнего Египта. Устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей. Определять по исторической карте местоположение страны и виды деятельности населения. Извлекать информацию из источника- |
9. |
|
Быт земледельцев и ремесленников. |
Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож. |
Интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
|
Формировать навыки поиска информации по теме. |
Совершенствовать умение выделять главное из общего. |
Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. |
10. |
|
Жизнь египетского вельможи. |
Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож. |
Умение работать самостоятельно, оценивать свою деятельность |
Формировать убеждение о ценности знаний как в древности так и в современном мире. |
Продолжать формировать умение оценивать свою деятельность на уроке.
|
Определять роль различных групп населения в древнеегипетском обществе. Создавать собирательные портреты представителей различных социальных групп Древнего Египта. Извлекать информацию из фрагмента источника: поучения. Используя памятку, составлять рассказ на основе материала и иллюстраций учебника о жителях Древнего Египта |
11. |
|
Военные походы фараонов.
ИКТ |
Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон»,«вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Города — Мемфис, Фивы. |
Формирование гражданской позиции посредством исторического опыта |
Применять знания полученные на уроке при работе с картой. |
Совершенствование навыка работы с картой. |
Характеризовать систему власти в Египте. Давать типологический портрет (фараона). Используя памятку, составлять рассказ на основе материала учебника Определять роль различных групп населения в древнеегипетском обществе. Создавать собирательные портреты представителей различных социальных групп Древнего Египта. Извлекать информацию из фрагмента источника: поучения. Используя памятку, составлять рассказ на основе материала и иллюстраций учебника о жителях Древнего Египта |
12. |
|
Религия древних египтян.
ИКТ
Комбинированный урок. |
Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница»; «саркофаг» |
Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; |
ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали; |
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров в новом учебном материале; |
Раскрывать роль религиозных верований в жизни древних египтян. Составлять, используя памятку, простой план раздела параграфа. Извлекать информацию из фрагмента источника |
13. |
|
Искусство Древнего Египта.
ИКТ Комбинированный урок. |
Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись». |
Принятие культурного и религиозного многообразия мира. |
Способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики |
Формирование навыков смыслового чтения и анализа текста. |
Раскрывать достижения письменности и науки в Древнем Египте. Описывать по иллюстрациям знаменитые памятники культуры Древнего Египта. Составлять простой план по тексту раздела параграфа |
14. |
|
Письменность и знания древних египтян.
ИКТ
Комбинированный урок. |
Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». |
Принятие культурного и религиозного многообразия мира. |
Способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики |
Формирование навыков смыслового чтения и анализа текста. |
Раскрывать достижения письменности и науки в Древнем Египте. Описывать по иллюстрациям знаменитые памятники культуры Древнего Египта. Составлять простой план по тексту раздела параграфа |
15. |
|
Обобщающее-повторительный урок по теме «Древний Египет». ИКТ
Тест по теме: «Древний Египет» |
Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении: каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего). |
Уважение к культурному наследию человечества. |
Применять полученные знания при выполнении тестовых заданий. |
Навыки выражения своего собственного мнения через письменную и устную речь |
составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). анализировать достижения в земледелии. Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. Дать этическую оценку. |
16. |
|
Древнее Двуречье
Урок-лекция |
Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв, отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное па искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук. |
Приобщение к культурно- ценностному наследию прошлого |
Знания о научных познаниях у древних шумер. |
Умение оценивать свою деятельность на уроке. |
Определять влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность жителей государства. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить ее особенные признаки. Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.
|
17. |
|
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
ИКТ
Комбинированный урок. |
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. ПОНЯТИЯ «закон», «ростовщик». Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син,Эа,Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильга-меше. |
Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов |
Умение начального анализа законодательства древности и современности.. |
Развивать навык смыслового чтения и анализа текста. навыки выражения своего мнения через устную речь |
Знать хронологию правления Хаммурапи, определение понятия закон, основное содержание законов Хаммурапи, чьи интересы защищали данные законы. Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Формировать уважение прав и свобод человека.
|
18. |
|
Финикийские мореплаватели.
Комбинированный урок. |
Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и олив ководст-во. Ремесла: стеклоделие, изготов ление пурпурных тка ней. Морская торговля и пиратство. Основа ние колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит. |
Потребность в расширении своего исторического кругозора |
Применять навыки работы с исторической картой. |
Навык смыслового чтения и анализа текста. |
основные открытия и достижения финикийцев, определение понятия колония. Формирование понимания культурного многообразия мира. Составить путь, по которому плавали финикийские купцы.
|
19. |
|
Палестина. Древние евреи.
ИКТ
Комбинированный урок. |
Древние евреи. Пред ставление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых лю дях, о всемирном пото пе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. |
Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения |
Понимание смысла библейских сказаний. |
Умение работать с информационными технологиями. |
Назначение Библии при изучении истории, составные части содержания Библии, определение понятия Библия. Формирование понимания культурного многообразия мира. Объяснять, почему Библия- наиболее читаемая книга с древности и до наших дней Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. |
20. |
|
Древнееврейское царство. ИКТ
Комбинированный урок. |
Древнееврейское царство и его прави тели: Саул, Давид. Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. |
умение вести диалог на осно ве равно правных отношений и вза имного уважения и при ятия; |
ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали; |
|
Решать развивающие и проблемные задачи с использованием видеоресурсов. Уметь формулировать оценку поступка ( Самсона, Давида.) Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи. |
21. |
|
Ассирийская держава.
Комбинированный урок. |
Ассирийская держава. Новшества в военном деле (желез ное ору жие, Стено битные ору дия, кони ца как осо бый род войск). Ассирийские завоева ния. Ограб ление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии. Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидий ское. Город Вавилон и его соору жения. Начало чеканки монеты в Лидии. |
Навык самостоятельного поиска, анализа информации. |
Осознание смысла восточной деспотии и особенностей управления Ассирийской державой. |
. Умение работать с тестовым материалом.
|
Определение понятий держава, условия возникновения данного типа государств, основные даты, связанные с историей Ассирийской державы. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысления нового материала.
|
22. |
|
Персидская держава «царя царей».
Комбинированный урок. |
Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмер тные:», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь. |
Способность аргументации своего мнения. |
Применять полученные знания при выполнении заданий. |
Умения проводить поиск основной и дополнительной ин-формации в учебной и научно-популярной литератур ,в Ин-тернете, |
Основные даты истории создания Персидской державы. Работа в группах: пересказ легенд о персидских царях от лица разных персонажей.
|
23. |
|
Природа и население Древней Индии.
Урок-заочное путешествие |
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы. |
Уважение к народам мира, формирование толерантности |
Совершенствование навыка работы с лентой времени. |
Продолжать формировать навык работы с исторической картой. Развивать умение искать, анализировать информацию по теме. |
Географическое положение Индии, основные занятия и образ жизни жителей, раскрыть содержание понятия – Буддизм. Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру. |
24. |
|
Индийские касты.
ИКТ Комбинированный урок. |
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас. |
Формировать устойчивое убеждение о ценности человеческой жизни. |
Уяснить истоки социального неравенства в индийском обществе и провести параллели с современностью. |
Развивать навык выстраивания предположений и формулирование выводов по тексту из учебника. |
Составлять простой план пунктов параграфа по выбору. Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы – хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Перечислить достижения древних индийцев в форме передачи «Записки путешественника». |
25. |
|
Древний Китай. Учение Конфуция.
ИКТ Урок-лекция |
Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). |
Отрабатывать навык самостоятельного поиска и анализа информации из различных источников. |
Уяснить значение Великого шелкового пути для становления и развития Древнего Китая. |
Отрабатывать навык оценивания достижений древности опираясь на свой жизненный опыт. |
Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости. Соотносить этические нормы конфуцианства и христианства |
26. |
|
Первый властелин единого Китая.
ИКТ
Комбинированный урок. |
Китай при Цинь Шихуане. Объедине ние Китая при Цинь Шихуане.Расширение территории. Строи тельство Великой Китайской стены. Деспотизм властели на Китая. Возмуще ние народа. Сверже ние наслед ников Цинь Шиху-ана. |
Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; |
ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали; |
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров в новом учебном материале; |
Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации. Составлять кроссворды по тематике урока. |
27. |
|
Обобщающе-повторительный урок по теме «Древний Восток». ИКТ Комбинированный урок. |
Вавилон, Финикия, Палестина, Персия, Индия, Китай в древности.
|
Потребность к расширению исторического кругозора. |
Применять полученные знания при выполнении заданий. |
Совершенствовать навык работы в группе. |
Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма. Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой. |
28. |
|
Природа и население Древней Греции.
ИКТ |
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины. |
Освоение гуманистических традиций и ценностей, станов-ление которых началось в Древнем мире, |
Умения читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древней Греции , описывать их положение в условиях изучае-мого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника;
|
Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников |
Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки критской культуры. Инсценировка мифа о Дедале и Икаре. выявление нравственного аспекта поведения главных героев мифа.
|
29. |
|
Критское и Микенское царства.
ИКТ
Комбинированный урок. |
Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар). Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры». |
Приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения |
Умения различать в учебном тексте факты, их субъективные описания, вариативные версии и оценки, сопоставлять их
|
Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность |
Выявлять отличия между микенской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. Работа с лентой времени: обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определять, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими.
|
30-31. |
|
Поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея» . ИКТ |
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». |
Освоение гуманистических традиций и ценностей, станов-ление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов |
Представление об мифах как органичной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
|
Умения проводить поиск основной и дополнительной ин-формации в учебной и научно-популярной литературе, в Ин-тернете |
личность Гомера, основное содержание поэм. Работать с первоисточниками, обобщать и делать выводы, определение понятия религия, причины возникновения религии и ее роль в жизни человека, работать с учебником, обобщать и делать выводы. Характеризовать образы основных героев «Илиады». В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку. Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Читать текст с пометками на полях: понятно или нет, известно или нет. Оценить поступки героев. Что нравится, что нет |
32. |
|
Религия древних греков.
ИКТ Комбинированный урок. |
Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла). |
Освоение гуманистических традиций и ценностей, станов-ление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов |
Представление о мифах как органичной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
|
Умения проводить поиск основной и дополнительной ин-формации в учебной и научно-популярной литературе, в Ин-тернете |
Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнивать пантеон богов египтян и греков. Выполнять задания по техникам диалогов: « лесенка», «микрофон», «вертушка |
33. |
|
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
Комбинированный урок. |
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис». Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. |
Приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения |
Умения различать в учебном тексте факты, их субъективные описания, вариативные версии и оценки, сопоставлять их
|
Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность |
Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия ее населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским. Работа с новыми терминами ( вставить пропущенные буквы). |
34. |
|
Зарождение демократии в Афинах.
ИКТ
Комбинированный урок. |
Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия». |
Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения
|
Готовность применять новые знания и умения в общении с новыми фактами, источниками и памятниками
|
Умения проводить поиск основной и дополнительной ин-формации в учебной и научно-популярной литературе, в Ин-тернете, и представить ее в виде сравнительной таблицы |
Знать определение понятий реформы, демократия, хронологию проведения реформ Солона, их значение. Р.: Развивать навыки работы с первоисточником, опорной схемой, умение определять историческое значение событий. Формировать уважение прав и свобод человека. Умение вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. |
35. |
|
Древняя Спарта.
Комбинированный урок. |
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание. |
Осознание себя гражданином ,приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества |
Умение датировать важнейшие события греко-персидских войн, определять их последовательность, соотносить с веками, тысячелетиями, умение читать историческую карту с опорой на легенду, умение давать яркую историческую характеристику героям марафонской битвы |
Способности решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы, |
Географическое положение образ жизни спартанцев. Уметь определять положительные и отрицательные моменты в образе жизни спартанцев. Составлять кодекс моральных норм для спартанского юноши. Уметь найти новые слова в тексте и составить к ним вопросы. |
36. |
|
Греческие колонии.
Комбинированный урок. |
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада». |
Овладение чувства патриотизма на примере героизма греков в борьбе с персами |
Работа с картой с опорой на легенду, умение анализировать документы, давать краткую историческую характеристику героям греко- персидских войн, выявление причинно- следственных связей |
Развитие навыков работы с картой, работа с учебной литературой, обработка ее и представление в виде таблиц |
Определение понятия колония, значение колоний в жизни греческих полисов. Комментировать наряд грека. Принятие ценностей группы или сообщества.
|
37. |
|
Олимпийские игры. Урок-путешествие (заочное)
ИКТ |
Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.
|
Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; |
ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали; |
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров в новом учебном материале; |
Знать хронологию первых Олимпийских игр. Составлять развернутый план одной части параграфа. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени. Соотносить известное с неизвестным об играх |
38-39. |
|
Греко-персидские войны.
ИКТ
Комбинированный урок. |
Греко-персидские войны. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера». |
Овладение чувства патриотизма на примере героизма греков в борьбе с персами |
Работа с картой с опорой на легенду, умение анализировать документы, давать краткую историческую характеристику героям греко- персидских войн, выявление причинно- следственных связей |
Развитие навыков работы с картой, работа с учебной литературой, обработка ее и представление в виде таблиц |
Причины греко-персидских войн, хронологию, итоги Марафонской битвы и ее значение. Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ о Марафонской битве. Рассказывать о подвиге юноше, сообщившем грекам о победе в Марафоне, дать свою оценку его поступку. Причины Греко-персидских войны, хронологию Саламинской битвы, итоги войн. Инсценировать события одного из сражений. Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ – о создании военного флота; - о Фермопильском сражении; - о Саламинской битве.
|
40. |
|
В гаванях Афинского порта Пирей. Комбинированный урок. |
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов. |
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; |
Умение выявлять причинно- следственные связи, обрабатывать учебную и дополнительную информацию и представлять ее в виде схемы, а также приемы творческой реконструкции прошлого. |
владение умениями работать с учебной информацией ,анализировать и обобщать факты |
Сравнивать военную и торговые гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ о гаванях. Получать дополнительную информацию на основе иллюстраций к тексту. |
41. |
|
В городе богини Афины.
ИКТ Комбинированный урок. |
Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета. |
Описывать и выявлять особенности архитектуры в храмах. Находить общее и особенное в быту и образовании афинян и спартанцев |
Морской союз, Парфенон, театр, орхестра, комедия, трагедия. Определять положение женщин в Афинах |
Находить различия в жизни населения Афинского полиса: граждан, переселенцев, рабов Описывать город Афины.... Характеризовать и выявлять черты, присущие афинской демократии |
Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Составить план виртуальной экскурсии по Акрополю. Составить кроссворд на самостоятельно выбранную тему ( в соответствии с темой урока). |
42. |
|
В афинских школах и гимнасиях. Комбинированный урок. |
Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ |
представления о важности образования |
особенности древнегреческого воспитания |
воспитание в Афинах и Спарте |
Особенности образования в Древней Греции. Сравнивать, обобщать и делать выводы. Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.
|
43. |
|
В театре Диониса.
ИКТ Комбинированный урок. |
Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений. |
суждения о роли театра в жизни греков |
отличия трагедий и комедий |
современный театр и древнегреческий |
Историю создания и развития театра в Древней Греции и вклад Греции в историю развития мировой культуры. Оценивать роль современного театра для общества.
|
44. |
|
Афинская демократия при Перикле.
Комбинированный урок. |
Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. |
значение участия граждан в управлении государством |
развития демократии при Перикле |
афинская демократия при Перикле |
демократия, содержание реформ Перикла и их значение. Формировать уважение прав и свобод человека. Дать оценку деятельности Перикла по развитии демократии в Афинах. Строить предположение о том, что было, если бы у власти был другой стратег.
|
45. |
|
Города Эллады подчиняются Македонии.
Комбинированный урок. |
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни. Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Псократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра |
Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; |
формулировать собственное мнение и позицию, и координировать ее с позициями партнеров; |
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
Причины поражения греков в борьбе с Македонией, даты основных сражений. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра. Объяснить смысл выражений «филиппика», «груженный золотом осел может взять непреступную крепость». |
46. |
|
Поход Александра Македонского на Восток.
Комбинированный урок. |
Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гав-гамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.
|
Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; |
основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
|
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
Хронологию основных событий, причины военных успехов Александра Македонского. Уметь составлять схему походов А. Македонского. Уметь составлять оценочную характеристику гос. деятеля. Оценивать поступки А. Македонского, его противников.
|
47. |
|
В Древней Александрии Египетской.
ИКТ
Комбинированный урок. |
Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. |
Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; |
формулировать собственное мнение и позицию, и координировать ее с позициями партнеров; |
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
Причины и хронологию распада державы Александра Македонского. Показать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Рассказывать об Александрии- центре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины.
|
48. |
|
Обобщающе-повторитель ный урок по теме «Древняя Греция». ИКТ
|
Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид |
умение вести диалог на осно ве равно правных отношений и вза имного уважения и при ятия; |
формулировать собственное мнение и позицию, и координировать ее с позициями партнеров; |
самостоятельно анализировать условия достижения цели на осно ве учета выделенных учи телем ориентиров в новом учебном материале; |
Основное содержание, понятия, хронологию основных событий данной темы, характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии. Уметь отделять известное от неизвестного.
|
49. |
|
Древнейший Рим.
ИКТ |
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки). Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат». |
Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; |
основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
|
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
Анализировать карту. Географическое положение Рима, природно-климатические условия, дату основания Рима. Делать сравнение, использовать информацию для получения знаний из различных источников. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Рассказывать легенды, связанные с историей Рима |
50. |
|
Завоевание Римом Италии. |
Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией, Война с Пирром. |
Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; |
основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями; |
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров в новом учебном материале; |
Определение понятия республика, виды данной формы управления, основные даты событий. Соотносить возникновение крылатых слов с событиями в истории Рима.
|
51. |
|
Устройство Римской республики. |
Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето». Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».
|
|
основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
|
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
Основные органы управления, их функции, способ формирования, определение понятия аристократическая республика Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. |
52. |
|
Вторая война Рима с Карфагеном. |
Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье. |
рассказывать о событиях древней истории раскрывать характерные существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ(с использованием понятий |
формулировать собственное мнение и позицию, и координировать ее с позициями партнеров; |
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
Причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы. Характеризовать и оценивать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами. |
53. |
|
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье.
ИКТ |
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция». |
рассказывать о событиях древней истории раскрывать характерные существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ(с использованием понятий |
формулировать собственное мнение и позицию, и координировать ее с позициями партнеров; |
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
|
Причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы. Описание по рисунку триумф. Какие чувства вызвало бы у вас это зрелище, окажись вы в Др. Риме |
54. |
|
Рабство в Древнем Риме. |
Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор» |
рассказывать о событиях древней истории раскрывать характерные существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ(с использованием понятий |
формулировать собственное мнение и позицию, и координировать ее с позициями партнеров; |
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
|
Определение понятия рабство, положение рабов. определять причинно-следственные связи. Умение работать в малых группах, сост. рассказ от имени рабов, выполнявших разные виды работ. |
55. |
|
Земельный закон братьев Гракхов. |
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая. |
рассказывать о событиях древней истории раскрывать характерные существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ(с использованием понятий |
формулировать собственное мнение и позицию, и координировать ее с позициями партнеров; |
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть |
Причины проведения земельной реформы в Риме, основное содержание и значение реформы. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных римлян. |
56. |
|
Восстание Спартака. |
Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. |
Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; |
формулировать собственное мнение и позицию, и координировать ее с позициями партнеров; |
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров в новом учебном материале; |
Причины, основные события, их хронологию, итоги восстания, лидер восстания. Формировать уважение прав и свобод человека. Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. |
57. |
|
Единовластие Цезаря в Риме.
ИКТ |
Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор». |
|
формулировать собственное мнение и позицию, и координировать ее с позициями партнеров; |
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью, строить монологическое контекстное высказывание; |
Определение понятия диктатор, хронологию установления единовластия Цезаря, причины гибели. Анализировать поступки и действия Ю.Цезаря |
58. |
|
Установление империи в Риме. |
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Ок-тавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы». Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат». |
Осознание своей идентичности как
гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и
региональной общности;, |
Способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории Древнего Рима Умения датировать важнейшие события и процессы в истории Древнего Рима |
Способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы |
Определение понятия империя, дату установление империи в Риме. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа. Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объяснять причины завершение гражданских войн в Риме. |
59. |
|
Соседи Римской империи.
ИКТ |
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары». |
рассказывать о событиях древней истории раскрывать характерные существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ(с использованием понятий |
формулировать собственное мнение и позицию, и координировать ее с позициями партнеров; |
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; |
Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Сост. задания, вопросы, обмениваться ими. Рассказывать о племенах- соседях Римской империи и их взаимоотношениях |
60. |
|
Рим при императоре Нероне.
ИКТ |
Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.
|
Приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения |
Сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов римской республики
|
Умения проводить поиск основной и дополнительной информации обрабатывать ее и представлять результаты своей творческо-поисковой работы в виде презентации |
Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в 1 в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона |
61. |
|
Первые христиане и их учение.
ИКТ |
Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник». |
Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; |
формулировать собственное мнение и позицию, и координировать ее с позициями партнеров; |
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью, строить монологическое контекстное высказывание; |
Определение понятия христианство, условия появления христианского учения. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Причины их актуальности |
62. |
|
Расцвет Римской империи во 2-м веке. |
Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Трая-на. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы. |
рассказывать о событиях древней истории раскрывать характерные существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ(с использованием понятий |
формулировать собственное мнение и позицию, и координировать ее с позициями партнеров; |
владеть устной и письменной речью, строить монологическое контекстное высказывание; |
Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна. Рассказывать о достижении империи во 2 в. Умение составлять предложения с новыми словами. |
63. |
|
«Вечный город» и его жители.
ИКТ |
Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ». Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет. Роль археологи ческих раскопок Помпеи для исторической науки.
|
Приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения |
Сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов римской республики
|
Умения проводить поиск основной и дополнительной информации обрабатывать ее и представлять результаты своей творческо-поисковой работы в виде презентации |
Аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». -Инсценировать виртуальную экскурсию (презентация) и составить рассказ от лица разных персонажей об одном дне в Риме. |
64. |
|
Римская империя при Константине. |
Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет». |
Осознание многообразия мира, приобщение к культурно- историческому наследию прошлого, выявление основных качеств характеризующих гражданина своей страны |
Умение работать с исторической картой, умение датировать основные события связанные с борьбой Рима и Карфагена, умение давать образную характеристику историческим деятелям данных событий |
Умение обрабатывать учебную и дополнительную информацию и представлять ее виде хронологической таблицы и презентаций |
Определение понятий колоны, признаки распада рабовладельческого строя и условия зарождения новых общественных отношений, причины распада империи. Комментировать последствия утверждения христианства гос. религией. Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации. |
65. |
|
Взятие Рима варварами.
ИКТ |
Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе. |
Осознание многообразия мира, приобщение к культурно- историческому наследию прошлого, выявление основных качеств характеризующих гражданина своей страны |
Умение работать с исторической картой, умение датировать основные события связанные с борьбой Рима и Карфагена, умение давать образную характеристику историческим деятелям данных событий |
Умение обрабатывать учебную и дополнительную информацию и представлять ее виде хронологической таблицы и презентаций |
Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об ист. деятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиций общечел. Ценностей. Высказывать предположение о том, почему варварам удалось уничтожить Зап. Рим. Имп. |
66. |
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Рим». ИКТ |
Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока. |
Осознание многообразия мира, приобщение к культурно- историческому наследию прошлого, выявление основных качеств характеризующих гражданина своей страны |
Умение работать с исторической картой, умение датировать основные события связанные с борьбой Рима и Карфагена, умение давать образную характеристику историческим деятелям данных событий |
Умение обрабатывать учебную и дополнительную информацию и представлять ее виде хронологической таблицы и презентаций |
Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности. Решать кроссворды, проблемные задания. |
67.
|
|
Повторение по курсу «История Древнего мира». ИКТ
|
Вклад народов древности в мировую культуру |
Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны |
Целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как важном и оригинальном периоде всеобщей истории |
Способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы, |
составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).
|
68.
|
|
Сибирь в древности
|
Древнейшие люди Сибири: современные представления о месте и времени их появления; изготовление орудий труда, их занятия.
|
Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности», и др. |
Знакомство с лентой времени. Усвоить основные понятия темы. |
Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность |
Усвоить понятие «история», понять, для чего она необходима людям. Иметь первоначальные представления о работе историков. Знать важнейшие вопросы, с которых начинается историческое познание: что произошло, где произошло, когда произошло. Уметь пользоваться текстом учебника для подтверждения своих суждений. Усвоить, что целью работы историка является поиск правды, истины |
69. |
|
Годовая контрольная работа
|
Тестовая работа |
|
|
|
|
70. |
|
Итоговый урок повторение. |
Вклад народов древности в мировую культуру |
Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны |
Целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как важном и оригинальном периоде всеобщей истории |
Способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы, |
составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.