Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего и полного (среднего) общего образования, в соответствии с региональным базисным учебным планом 2005 года, а также авторской программы по всеобщей истории для учащихся 7 класса общеобразовательной школы / Агафонов С. В., Дмитриева О. В. Программа курса и тематическое планирование к учебнику О. В. Дмитриевой «Всеобщая история. История Нового времени» для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2007./ и программы по истории России /А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Программы общеобразовательных учреждений: История.6-11 классы. М.: Просвещение, 2011./ и Региональный базисный учебный план для специальных коррекционных классов 7 вида
(2009).
Содержание Рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне и соответствует Образовательной программе школы. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории и авторской программой учебного курса. Программа предполагает эмоционально-образное изучение истории Нового времени как последовательного ряда неповторимых событий прошлого. В основе такого подхода лежат научно выявленные особенности познавательных возможностей учащихся специально-коррекционных классов и опыт преподавания в классах этого типа.
Цель изучения курса истории в 7 классе состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями о всеобщей истории и историческом пути нашей страны в период раннего нового времени (ХVI – ХVIII вв.), его социальном, духовном, нравственном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.
задачи:
- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях истории России ХVII – ХVIII вв.;
- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, соответствующих изучаемому периоду истории, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;
- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления зарубежной и отечественной истории уважительного отношения к предшествующим поколениям, их вкладу в развитие страны и человечества в целом, готовности к конструктивному восприятию иных, отличных от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;
- гражданское самоопределение учащихся через осознание их принадлежности к стране, ее истории, к обществу и государству, восприятие ими ценностей демократии, патриотизма, социальной ответственности, формирование активного отношения к социальной реальности.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода. Структура курса традиционная, включает в себя раздельные курсы истории Нового времени и истории России с конца ХVI в. до конца XVIII века. Курсы истории России и Истории Нового времени изучаются последовательно: в 1 полугодии – история Нового времени, во 2-м – история России. Распределение учебного времени в рамках курса между историей России и историей Нового времени соответствует федеральному компоненту. Данная программа рассчитана на 0,5 часа изучения предмета в неделю. На курс истории отводится 17 часов.
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
· основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
· изученные виды исторических источников;
уметь
· соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
· показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
· рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
· объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
· высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
· объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
· использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Учебно-методический комплект включает в себя:
Дмитриева О. В. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV - XVIII век: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2008.
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: конец XVI - XVIII век: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.
Формы организации учебного процесса:
Урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок закрепления знаний, урок - практическое занятие, урок – практикум, урок – ролевая игра.
Формы текущего контроля знаний:
Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестовый контроль, различные виды терминологических и исторических диктантов, составление схем, таблиц.
Учебно -тематический план
Тема |
Цель изучения |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
История |
|
Учащийся: |
Введение |
Введение в курс «Всеобщая история. История Нового времени» |
Называет особенности истории Нового времени |
Раннее Новое время |
Познакомить с основными чертами индустриального общества, техническими достижениями и открытиями, этапами великих географических открытий, понятиями: Возрождение, Реформация, Контрреформация, особенностями абсолютизма в Европе, охарактеризовать первые буржуазные революции. |
Называет черты индустриального общества, показывает по карте основные направления географических открытий, называет черты Возрождения, Реформации, особенности абсолютизма, причины, этапы и итоги революций в Англии и Нидерландах. |
Эпоха Просвещения |
Познакомить с особенностями и содержанием эпохи Просвещения, раскрыть понятие «просвещенный абсолютизм», раскрыть особенности развития Северной Америки, познакомить с причинами, этапами и итогами Французской буржуазной революции. |
Называет особенности эпохи Просвещения, война за независимость в США, предпосылки, этапы и итоги Великой французской революции.
|
Новое время: эпоха модернизации |
Познакомить с особенностями развития исламских стран и стран Востока. |
Понимает особенности развития стран Востока |
Введение в курс «История России XVII-XVIII веков». |
Повторить ранее изученный материал. |
Умеет работать с исторической картой. Сравнивает территорию Российского государства в разные периоды (от Ивана Калиты до Ивана IV) |
Россия на рубеже XVI-XVII веков |
Познакомить с причинами, ходом, итогами Смутного времени в России. |
Умеет определять причины Смутного времени, показывает по карте города, охваченные гражданской войной, знает основных действующих лиц этого периода истории. |
Россия в XVII веке |
Устанавливать межкурсовые связи с историей Нового времени, сравнивать экономическое положение России с периодом Смуты и странами Европы. Объяснять объективные причины отставания России. Познакомить с причинами и итогами церковного раскола, народных выступлений. |
Объясняет причины конфликта власти и церкви. Умеет выделять причины выступлений, обосновывать понятие «Бунташный век». Знает основные направления внешней политики. |
Россия в первой четверти XVIII века |
Давать характеристику состояния России накануне решающих перемен. Характеризовать экономическое состояние и политическое развитие России при Петре I. Познакомить с причинами, ходом и итогами Северной войны, народных восстаний, особенностями культуры. |
Дает объяснение перестройке в экономической и политической структуре страны, сравнивает положение сословий в петровскую эпоху с прежним положением. Использует литературные произведения для рассказа об исторических событиях. |
Россия в 1725-1762 годах |
Познакомить с основными событиями дворцовых переворотов. |
Называет причины дворцовых переворотов, хронику событий и действующих лиц. |
Россия в 1762-1800 годах |
Познакомить с периодами правления Екатерины I и Павла I, особенностями их внутренней и внешней политики. |
Анализирует политику Екатерины I и Павла I (выделение целей, подведение итогов). Работает с документами, текстом. Устанавливает связь между развитием экономики, политики и культуры. |
Итоговое повторение и обобщение |
|
|
Содержание обучения
История Нового времени: Тема 1. Мир в начале Нового времени. Понятие «Новая история», хронологические рачки Новой истории. Великие географические открытия и их последствия. Путешествия В. да Гамы, X. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Света. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф.Дрейк. Эпоха Возрождения Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт. Начало процесса модернизации в Европе в XVI- XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур и развитие товарного производства. Торговые компании. Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны. Европейские государства в XVI—XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V. Тридцатилетняя война и Вестфальская система.
Тема 2.Первые буржуазные революции. Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики. Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция».
Тема 3. Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения. Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютону Английское Просвещение. Д. Локк. Французское Просвещение. Вольтер. Монтескье. Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро. Художественная культура XVII—XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм. Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Фридрих II. Семилетняя война. Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г. Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж.Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы. Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава
Календарно-тематическое планирование
N/N |
Тема урока |
Содержание |
Тип урока
|
Основные понятия |
Деятельность уч-ся, ЗУНы |
Д/з |
1 |
Введение в курс |
Новая история — период Всеобщей истории. Хронологические рамки Новой истории. Периодизация Новой истории |
Урок сообщения нового исторического материала |
Новое время, Новая история. |
Формирование представлений о хронологических рамках и периодизации Новой истории, умений характеризовать этот период. Работа с текстом учебника составление развёрнутого плана урока. |
Конспект ведение |
Часть 1. РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ (8 часов) |
||||||
Тема 1 Великие географические открытия и их последствия (1 часа)
|
||||||
2. |
Великие географические открытия |
Ойкумена глазами средневекового человека. Предпосылки Великих географических открытий. Путешествия Христофора Колумба. Тордесильясский договор. Открытие экспедицией Васко да Гама морского пути в Индию. Первое кругосветное путешествие |
Комбинированный |
Реконкиста конкиста Ойкумена кругосветное путешествие Тордесильясский договор |
Работа с текстом учебника, составление таблицы «Великие географические открытия». Формирование представлений о ВГО. Уметь работать с текстом учебника, исторической картой дополнительным материалом. Уметь анализировать и систематизировать изученный материал, работа с исторической картой и дополнительным материалом. |
§1 и2 Подготовить сообщения о Х. Колумбе, Энрике Мореплавателе |
|
Возникновение колониальных империй |
Европейцы в Новом Свете. Возникновение колониальных империй. Итоги Великих географических открытий |
Комбинированный |
колонизация, конкистадор Эльдорадо резервация революция цен |
Прослушивание рассказа учителя, составление тезисов по плану урока подготовка и выступление с сообщением. Формирование представлений о завоевании Америки европейцами и значении ВГО. |
§3 и заключение к главе1
|
Тема 2 Эпоха Возрождения и формирование научной картины мира (1 час) |
||||||
3 |
Гуманизм и Возрождение |
Предпосылки Возрождения. Античное наследие западноевропейской культуры. Сущность эпохи Возрождения. Итальянский гуманизм. Меценатство. Североевропейский гуманизм. |
Комбинированный |
Возрождение Гуманизм Меценатство утопия |
Прослушивание рассказа учителя, составление тезисов по плану урока. Составление словаря терминов и понятий. Формирование представлений об эпохе Возрождения. |
§7 и8 Опережающее задание –подготовка сообщений о титанах Возрождения |
|
Искусство и литература эпохи Возрождения |
Искусство Высокого Возрождения. Искусство североевропейского Возрождения. Литература ц искусство эпохи барокко |
Комбинированный |
Итальянское возрождение Северное возрождение фреска гравюра пейзаж барокко |
Подготовка и выступление с сообщением, использование ИКТ, прослушивание выступлений учащихся и их оценка, описание памятников культуры на основе иллюстраций учебника. |
§9 и 20 |
|
Формирование научной картины мира |
Предпосылки революции в естествознании. Формирование научной картины мира. Рост мистицизма в западноевропейском обществе. Наука и общество. |
Комбинированный |
гелиоцентризм эмпиризм рационализм эксперимент мистицизм «охота на ведьм» Астрология алхимия |
Прослушивание рассказа учителя, составление тезисов по плану урока, работа с историческим документом с.179 Уметь описывать изменения взглядов учёных на природу человека и его место в мире. |
§19 |
Тема 3 Реформация и Контрреформация (1 час) |
||||||
4 |
Реформация в Германии |
Причины Реформации. Начало Реформации в Германии: Крестьянская война в Германии. Аугсбургский мир. |
Комбинированный |
Реформация индульгенция лютеранство протестантизм Крестьянская война Аугсбургский мир |
Прослушивание рассказа учителя, составление тезисов по плану урока, работа с историческим документом с.95 и с.101 Выделять экономические, политические и идеологические предпосылки Реформации, описывать исторические события |
§10 и11 |
|
Контрреформация |
Реформация в Швейцарии: Жан Кальвин и его учение. Контрреформация. Орден иезуитов. Тридентский собор |
Комбинированный |
Кальвинизм гугеноты пуритане Контрреформация орден иезуитов
|
Прослушивание рассказа учителя, составление тезисов по плану урока работа с историческим документом с.109. Уметь показывать на карте места важнейших исторических событий периода Реформации. Сравнить Кальвинистскую церковь с Католической и Лютеранской |
§12 |
Тема 4 Рождение капиталистического общества (1 час) |
||||||
5 |
Развитие техники и изменение образа жизни людей в Новое время |
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении |
Комбинированный
|
Быт гигиена мода Технический прогресс доменная печь транспортёр верхнебойное колесо |
Работа с текстом учебника, составление развернутого плана урока составление таблицы «развитие техники в XV-XVII в.в.» Уметь сравнить города ХVI—ХVII вв. со средневековыми. Перечислить самые передовые отрасли производства в ХVI—ХVII вв., приводя конкретные примеры. |
§4 §5 |
|
Зарождение капиталистических отношений |
Централизованная и рассеянная мануфактура. Капитализм в сельском хозяйстве. Формирование классов наемных работников и буржуазии |
Комбинированный |
Капитализм капиталистические отношения «революция цен» информационная революция банк биржа мануфактура фермеры классы наемные работники буржуазия
|
Прослушивание рассказа учителя, составление тезисов по плану урока; работа с текстом учебника, составление словаря терминов и понятий, работа с историческим документом с.59-60 |
§6 |
Тема 5 Зарождение абсолютизма (2 часа) |
||||||
6 |
Абсолютная монархия в Испании |
Абсолютная монархия: особенности осуществления политической власти и церемониал. Испанский абсолютизм: создание империи и защита католицизма. Экономический упадок Испании. Англо-испанские противоречия |
Комбинированный |
Абсолютизм церемониал протекционизм идальго гранд майорат восстание комунерос |
Прослушивание рассказа учителя, составление тезисов по плану урока. Работа с текстом учебника, составление словаря терминов и понятий. Уметь характеризовать абсолютизм доказать что в Испании в ХVI стала складываться абсолютная монархия. |
Вступление к гл. VI, §13 |
|
Английский абсолютизм |
Англия — центр мировой торговли. Аграрный переворот в Англии. Королевская Реформация. «Золотой век» английской монархии — правление Елизаветы 1. Английский парламентаризм |
Комбинированный |
аграрный переворот огораживание пауперы лендлорды парламент пуритане Акт о супрематии протекционизм |
Прослушивание рассказа учителя, составление тезисов по плану урока работа с историческим документом с.137-138 Сравнить Англиканскую церковь с Католической и Лютеранской |
§15 и 16 |
7 |
Становление абсолютной монархии во Франции |
Становление французской абсолютной монархии. Религиозные войны. Франция при Ришелъе. Расцвет французского абсолютизма при Людовике ХIV особенности внутренней и внешней политики. Французский классицизм. |
Комбинированный |
гугеноты, религиозные войны, Нантский эдикт, политика веротерпимости, протекционизм, фавориты, классицизм
|
Прослушивание рассказа учителя, составление тезисов по плану урока работа с историческим документом с.160 Сравнить политику Генриха IУ и кардинала Ришелье |
§17 |
|
Французская монархия в зените: Людовик XIV
|
«Государство – это я». Протекционизм по-французски. Отмена Нантского эдикта. Расширение империи Бурбонов. Французский классицизм. |
Комбинированный |
Протекционизм, классицизм, синекуры, Нантский эдикт |
Сравнить политику Людовика XIV c предшествующими правителями, раскрыть особенности французского протекционизма. Прослушивание рассказа учителя, составление тезисов по плану урока. |
§21 |
Тема 6 Нидерландская [буржуазная] революция (1 час) |
||||||
8 |
Нидерландская [буржуазная] революция |
Нидерланды под властью Испании: социально-экономическое развитие, религиозные конфликты. Антикатолическое восстание. Правление герцога Альбы. движение гёзов. Рождение Республики Соединенных провинций. Расцвет Голландии. |
Комбинированный |
Революция кальвинизм, кальвинисты, гёзы, республика. |
Прослушивание рассказа учителя, составление тезисов по плану урока, работа с историческим документом с.128 Уметь выделять предпосылки и описывать события революции. |
§14 |
Тема 7 Английская буржуазная революция (1час) |
||||||
9 |
Английская буржуазная революция |
Англия под властью Стюартов. Долгий парламент и начало революции. Гражданская война. Конфликты в революционном лагере: пресвитериане, индепенденты, левеллеры. Свержение монархии. Английская республика. Протекторат Оливера Кромвеля. Реставрация монархии. «Славная революция». «Билль о правах». Английская парламентская монархия. |
Комбинированный |
абсолютная монархия, парламент, англикане, пуритане, пресвитериане, индепенденты, Долгий парламент, роялисты, левеллеры, республика, протекторат, реставрация, «Билль о правах», виги, тори, революция |
Прослушивание рассказа учителя, составление тезисов по плану урока, работа с историческим документом с.209 Выявлять существенные черты исторических явлений и процессов. Оценивать историческое значение английской революции. Давать характеристику Оливеру Кромвелю. |
§22 |
|
Повторение и обобщение по разделу 1
|
Основные события раннего Нового времени |
Повторительно-обобщающий урок
|
Понятия темы |
систематизация знаний |
|
Часть II. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ (4 часа) |
||||||
Тема 1 Общество и государство в эпоху Просвещения(1 час) |
||||||
10 |
Общество и государство в эпоху Просвещения |
«Эпоха Просвещения», Философия Просвещения. Английское просвещение. Французское просвещение. Общество эпохи Просвещения; «вольные каменщики». Литература и искусство эпохи Просвещения.
|
Школьная лекция |
эпоха Просвещения, рационализм, прогресс, естественные права человека, общественный договор, разделение властей, энциклопедия, народный суверенитет, общественное мнение, масонство, роман, рококо, неоклассицизм, |
Прослушивание рассказа учителя, составление таблицы « Представители эпохи просвещения» Уметь характеризовать эпоху просвещения, знать представителей эпохи основные понятия темы. |
§23 24
|
|
Просвещенный абсолютизм: |
Просвещенный абсолютизм: реформы Иосифа II в Австрии, прусский король Фридрих II Готенцоллерн — «философ» на троне |
Урок- практикум |
просвещённый абсолютизм |
Работа с текстом учебника, составление таблицы «Политика просвещённого абсолютизма». Составление словаря терминов и понятий |
§25 |
Тема 2 Международные отношения в Новое время. Конец ХV—ХVIII век (1 час) |
||||||
11 |
Международные отношения в Новое время. Конец ХУ—ХУIII век |
Природа военных конфликтов в Новое время. Система европейского баланса. Рождение дипломатии. Отражение османской агрессии. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир. Войны за передел Европы и мира в ХУIII веке. Разделы Польши. |
Школьная лекция |
династические войны, религиозные войны, войны за передел территорий, дипломатия |
Прослушивание рассказа учителя, составление тезисов по плану урока работа с исторической картой. Давать описание исторических событий, выделять их причины и следствия. |
§18 и 26 |
Тема 3 Промышленный переворот в Англии(0.5 час) |
||||||
12 |
Промышленный переворот в Англии |
Предпосылки промышленного переворота. Английские изобретатели. формирование классов промышленной буржуазии и наемных рабочих. Движение луддитов.
|
Урок- практикум |
доиндустриальное (аграрное) общество, индустриальное общество, промышленный переворот, фабрика, индустрии, модернизация, промышленная буржуазия, наемные рабочие, луддиты. |
Работа с текстом учебника, составление словаря терминов и понятий, составление таблицы «внедрение важнейших новшеств в промышленности ХУIII в.» Уметь использовать приобретенные знания для систематизации знаний, сравнивать мануфактуру и фабрику.
|
§27 |
Тема 4 Война за независимость и образование США (0.5 час) |
||||||
|
Война за независимость и образование США |
Английская колонизация Северной Америки. Взаимоотношения колоний с метрополией. Война за независимость. «декларация независимости». Образование США. Конституция США.
|
Комбинированный |
колония, метрополия, Война за независимость, Декларация независимости», конфедерация, федерация, конституция, президент |
Прослушивание рассказа учителя, составление тезисов по плану урока, работа с исторической картой. Уметь группировать исторические события по заданному признаку. Определять причины и следствия важнейших исторических событий. Знать значение “декларации независимости” в мировой истории. |
§28 и 29 |
Тема 5 Великая французская революция (1 час) |
||||||
13 |
предпосылки и начало Великой французской революции |
Предпосылки Великой французской революции. Созыв Генеральных штатов. Декларация прав человека и гражданина. Франция — конституционная монархия. Революционная война. Провозглашение французской республики. |
Комбинированный |
третье сословие, Генеральные штаты, Учредительное собрание, революция, «декларация прав человека и гражданина», конституция, конституционная монархия, революционная война, Конвент, политические клубы, якобинцы, жирондисты |
Прослушивание рассказа учителя, составление тезисов по плану урока. Работа с текстом учебника, составление словаря терминов и понятий. Соотносить общие исторические процессы, выявлять существенные черты исторических событий по заданному признаку. |
§30 |
14 |
Диктатура якобинцев |
Установление якобинской диктатуры. Якобинцы у власти. Термидорианский переворот.
|
Комбинированный |
Диктатура, санкюлоты, монтаньяры, республика, роялисты, диктатура, Комитет общественного спасения, термидорианский переворот, термидорианцы |
Прослушивание рассказа учителя, составление тезисов по плану урока. Уметь описывать и давать оценку якобинской диктатуре, сравнивать американскую и великую французскую революции. |
§31 |
15 |
Повторение и обобщение
|
|
Повторительно- обобщающий |
Понятия раздела |
Систематизация знаний решение тестовых заданий |
|
Часть III. СТРАНЫ ВОСТОКА В ХVI—ХVIII ВЕКАХ (1 часа) |
||||||
Тема 1 Страны ислама в ХV1—ХVIII веках (0,5 час) |
||||||
16 |
Страны ислама в ХV1—ХVIII веках |
Османская империя. Упадок Ирана в период правления династии Сефевидов. Надир-шах. Шииты и сунниты в Иране.
|
Урок –практикум
|
ислам, экспансия, янычары, «европеизация», сунниты, шииты. |
Работа с текстом учебника составление развёрнутого плана урока. Составление словаря терминов и понятий. Уметь описывать взаимосвязь европейской и исламской цивилизаций, выделяя положительные и отрицательные моменты их отношений. |
§32 |
Тема 2 Индия, Китай и Япония в ХVI—ХVIII веках( 0,5 ч.) |
||||||
|
Индия, Китай и Япония в XVI – XVIII веках |
Социально-экономическое состояние Индии в начале Нового времени. Империя Великих Моголов. Колонизация Индии европейцами. Империя Великих Моголов. Колонизация Индии европейцами. Китай в правление династии Мин. Маньчжурское завоевание. Япония при сёгунах Токугава.
|
уч. конференция |
Моголы, индуизм, колонизация, Ост-индская компания, конфуцианство, династия Мин, маньчжуры, династия Цин, сёгун, династия Токугава, даймё, самураи, Синтоизм, буддизм.
|
Подготовка и выступление с сообщением, использование дополнительных источников информации и ИКТ, прослушивание выступлений учащихся и их оценка
|
§33 §34 |
17 |
Повторение и обобщение по курсу
|
основные события курса Новая история в 16-18 в.в. |
Повторительно-обобщающий урок |
Понятия тем курса |
Систематизация знаний |
|
История России
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий) |
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) |
Вид контроля. Измерители |
С применением: |
|
ЭОР (указать) |
Учебно-лабораторного и наглядного оборудования (указать) |
|||||
Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII веков – 2 часа |
||||||
1 |
Вводный урок. |
Лекция |
Умение работать с исторической картой. Сравнивать территорию Российского государства в разные периоды (от Ивана Калиты до Ивана IV) |
Работа с контурной картой |
|
Карта |
2 |
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. |
Комбинированный |
Обобщать знания по истории царствования Б. Годунова, отмечать основные тенденции развития государства. Совершенствовать навыки работы с картой и текстом, сравнивать социально-экономическое развитие Руси до и во время Смуты |
Обобщающая беседа, самопроверка усвоения нового материала |
История России. C древнейших времен до конца 16 века. ЗАО «Новый диск», 2005
|
|
3
|
Смута. |
Комбинированный |
Должны уметь определять причины Смутного времени, показывать по карте города, охваченные гражданской войной, знать основных действующих лиц этого периода истории |
Фронтальный опрос, взаимопроверка, домашнее задание в тетради, тест для закрепления |
|
Схема. Таблица |
|
Окончание смутного времени. |
Комбинированный |
Делать выводы о том, почему в России не реализовалась западная модель государственного устройства, а выбор был сделан в пользу самодержавной власти. Выделять главное из текста, формулировать и доказывать свое мнение |
Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы, опрос по вопросам, сообщение о персоналиях урока |
|
Схема. Таблица |
|
Повторительно-обобщающий урок. |
Урок обобщения и систематизации знаний |
|
тест |
|
Карта |
Тема 2. Россия в XVII веке – 4 часа |
||||||
4 |
Политическое развитие страны. |
Комбинированный |
Познакомить с особенностями политического развития страны в изучаемый период |
Обобщающая беседа, самопроверка усвоения нового материала |
|
Карта |
|
Новые явления в экономике. |
Комбинированный |
Устанавливать межкурсовые связи с историей Нового времени, сравнивать экономическое положение России с периодом Смуты и странами Европы. Объяснять объективные причины отставания России. Оформлять результаты своей деятельности в виде таблицы |
Предъявление результатов работы в виде таблиц |
История России. C древнейших времен до конца 16 века. ЗАО «Новый диск», 2005
|
|
5 |
Народные движения |
Комбинированный |
Уметь выделять причины выступлений, обосновывать понятие «Бунташный век». Знать основные персоналии, показывать на карте основные территории, охваченные движениями |
Диктант терминов, обобщающая беседа о причинах и последствиях народных движений |
|
Схема. Таблица |
|
Власть и церковь. Церковный раскол |
Комбинированный |
Приводить примеры, подтверждающие, что раскол православной церкви есть продолжение общеевропейской Реформации. Объяснять причины конфликта власти и церкви. Готовить сравнительные характеристики Никона и Аввакума |
Взаимопроверка знания ключевых терминов, дискуссия по проблеме урока «Могли конфликт между властью и церковью разгореться при Михаиле Романовиче»? |
|
Схема. |
6 |
Внешняя политика |
Комбинированный |
Знать основные направления внешней политики. Определять причины войн, показывать на карте театр военных действий. Составлять устный рассказ о вхождении Украины в состав России |
Проверка домашнего задания устно и по карточкам, предъявление результатов деятельности на контурной карте |
История России. C древнейших времен до конца 16 века. ЗАО «Новый диск», 2005
|
Карта |
|
Русская культура и образование в XVII в. |
Комбинированный |
Выделять особенности развития отечественной культуры, составлять сообщения. Учиться слушать сообщения одноклассников |
Проверка таблиц, заполненных по результатам обсуждения и заслушивания сообщений, составление кроссвордов по теме «Культура» |
«История костюма и быта. Раннее Средневековье» ЗАО «Новый диск», 2005
|
|
7 |
Сословный быт. Обычаи и нравы.
|
Комбинированный |
Учиться выделять главное в устной речи, объяснять причины особенностей края |
Опрос по домашнему заданию, обобщение особенностей края |
|
Карта |
|
Родной край в XVII веке. |
Урок изучения нового |
Использовать краеведческую литературу для рассказа об исторических событиях |
Сообщения учащихся |
|
|
|
Повторительно-обобщающий урок по теме 2. |
Урок обобщения и систематизации знаний |
|
тест |
|
Карта |
Тема 3. Россия в первой четверти XVIII века – 4 часа |
||||||
8 |
Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. |
Комбинированный |
Давать характеристику состояния России накануне решающих перемен. Выделять главное в тексте учебника |
. Обобщающая беседа в конце урока |
|
Схема. Таблица |
|
Россия на рубеже веков. Начало царствования Петра I. |
Комбинированный |
Рассказывать об архитектуре Петербурга, становлении русского флота. Использовать литературные произведения для рассказа об исторических событиях |
Опрос по домашнему заданию, взаимопроверка хронологических таблиц |
|
|
9 |
Реформы Петра I в экономике. |
Комбинированный |
Характеризовать экономическое состояние России при Петре I. Давать объяснение перестройке экономической структуре страны, сравнивать положение сословий в петровскую эпоху с прежним положением |
Проверка домашнего задания по вопросам учебника, диктант дат, тест на узнавание по теме урока |
|
|
|
Государственные реформы Петра I.
|
Комбинированный |
|
Схема. |
||
10 |
Внешняя политика Петра I. Северная война. |
Комбинированный |
Знать хронологию Северной войны. Уметь показывать основной театр военных действий. Объяснять причины войны и ее необходимость |
Задания с развёрнутым ответом. |
|
Карта |
|
Народные движения первой четверти XVIII в. |
Комбинированный |
Знать причины восстаний, участников, их требования. Уметь показывать районы восстаний, рассуждать о причинах поражения |
Промежуточное тестирование. Обобщение в форме взаимопроверки таблиц |
|
Карта |
11 |
Изменения в культуре. |
Комбинированный |
Готовить сообщения на заданную тему, выступать с докладом, отвечать на вопросы аудитории |
Устный опрос |
|
|
|
Повторительно-обобщающий урок по теме 3 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
|
тест |
|
Карта |
Тема 4. Россия в 1725-1762 годах – 2 час |
||||||
12 |
Дворцовые перевороты |
Комбинированный |
Знать причины дворцовых переворотов, хронику событий и действующих лиц. Учиться обобщать знания, делать выводы. Доказывать свои суждения. Работать с дополнительной литературой |
Анализ пробелов знаний по эпохе Петра. Решение проблемы: «Почему в XVIII в. наступает эпоха дворцовых переворотов, что изменилось?» |
|
|
|
Внутренняя политика в 1725-1762 гг. |
Комбинированный |
Особенности внутренней политики российских императоров после Петра развивают умение работать с текстом учебника. |
Тесты для повторения, тесты для закрепления. |
|
Карта |
13 |
Внешняя политика России в середине XVIII в. |
Комбинированный |
Главные направления внешней политики, особенности внешней политики. Развивать умение работать с картой. Составлять хронологические таблицы |
Фронтальный опрос, тесты для закрепления |
|
Карта |
Тема 5. Россия в 1762-1800 годах – 5 часов |
||||||
14 |
Внутренняя политика Екатерины II |
Комбинированный |
Анализ политики Екатерины (выделение целей, подведение итогов). Работа с документами, развитие умений работать с текстом |
Задание в конце параграфа, тесты для закрепления |
|
Карта |
|
Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. |
Комбинированный |
Определять основные черты экономического развития(тенденции и противоречия). Делать вывод о влиянии крепостного права на развитие отраслей экономики. Совершенствовать умение читать карту |
Фронтальный опрос, взаимопроверка сравнительной таблицы |
|
Схема. |
15 |
Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева |
Комбинированный |
Объяснять причины, итоги, различные оценки восстания. Давать собственные аргументированные суждения. Уметь показывать на карте район восстания |
Фронтальный опрос, индивидуальные карточки, обобщающая беседа |
|
|
|
Развитие общественной мысли |
Комбинированный |
Готовить сообщения на заданную тему, выступать с докладом, отвечать на вопросы аудитории |
Устный опрос |
|
|
16 |
Внешняя политика Екатерины II |
Комбинированный |
Определять направление внешней политики. Показывать на карте территориальные приращения. Рассказывать о военных действиях с опорой на термины и даты |
Фронтальный опрос, взаимопроверка таблицы |
|
Карта |
|
Россия при Павле I |
Комбинированный |
Показывать противоречивый характер политики Павла I. Объяснять причины последнего дворцового переворота, высказывать свое отношение, работать с текстом учебника и картой |
Диктант дат, сообщения о Суворове и Ушакове, тест для закрепления |
|
|
17 |
Русская культура второй половины XVIII в. |
Комбинированный |
Устанавливать связь между развитием экономики, политики и культуры, работать с дополнительной литературой, делать доклад на заданную тему |
Фронтальный опрос, обобщающая беседа, обсуждение докладов |
|
Схема. Таблица |
|
Народы России в XVIII веке. |
Комбинированный |
Описывать особенности развития народов на территории России |
Фронтальный опрос, обобщающая беседа, обсуждение докладов |
|
|
|
Быт и жизнь во второй половине XVIII в. |
Комбинированный |
Описывать образ жизни различных слоев общества |
Тест |
|
Иллюстрации. |
18 |
Наш край во второй половине XVIII в. |
Комбинированный |
Определять общие и особенные черты истории края. Развивать умение слушать и делать записи в ходе лекции |
Взаимопроверка конспектов |
|
Карта |
|
Повторительно-обобщающий урок |
Урок обобщения и систематизации знаний |
|
Тест |
|
Карта |
Итоговое повторение и обобщение – 2 часа |
||||||
19 |
Итоговое повторение |
Урок обобщения и систематизации знаний |
|
Контрольная работа |
|
Карта |
20 |
Итоговое обобщение «Общее и особенное в развитии России и стран Европы в Новое время». |
Урок обобщения и систематизации знаний |
|
Устный опрос, тест |
|
|
Формы и средства контроля
Используемые виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый.
Текущий контроль позволяет видеть процесс становления умений и навыков, заменять отдельные приемы работы, вовремя менять виды работы, их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы обучаемых. Текущий контроль осуществляется в виде устного и письменного опроса, тестирования, выполнения практических заданий в рабочих тетрадях.
Промежуточный контроль проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо теме или блоку. Формами промежуточного контроля являются тесты, тематические сообщения, рефераты, соответствующие этапу обучения, выполнение практических заданий.
Итоговый контроль осуществляется в виде итогового тестирования по материалу, изученному за курс 6 класса.
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории
% выполнения |
0-35 |
36-60
|
61-85 |
86-100 |
Отметка |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Нормы оценки знаний учащихся по истории
(устный, письменный ответ)
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное историческое явление или процесс;
- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций исторической науки;
- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- раскрывать содержание основных исторических терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
- верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
- дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
- демонстрирует умение описывать то или иное историческое явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
- делает элементарные выводы;
- путается в терминах;
- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
- не может аргументировать собственную позицию;
- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
- не увидел проблему, или не смог ее сформулировать;
- не раскрыл проблему;
- представил информацию не в контексте задания;
- или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).
Литература для учителя и учащихся.
1. Американские президенты / Под ред. Ю. Хайдекинга. — Ростов-на-Дону; М., 1997. — С. 227—250.
2. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX века. – М., 1994.
3. Боханов А. Н. Император Александр III. — М., 1998.
4. Государственные деятели России XIX — начала XX в.: Биографический справочник. — М., 1995.
5. Данн Ч. Повседневная жизнь в старой Японии. — М.: Издательский дом «Муравей», 1997.
6. Детская энциклопедия «Европа романтиков» (т. 12).
7. Детская энциклопедия «Зарождение капитализма. Мир в развитии» (т. 13—14).
8. Дружинин Н. М. Революционное движение в России в XIX веке. — М., 1985.
9. Жилин П. А. Кутузов. — М., 1978.
10. Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. — М., 1968.
11. Зверев Б. И. Севастопольская оборона 1854—1855 гг. — М., 1956.
12. Ильин С.В. Витте. – М., 2006.
13. История внешней политики России: Вторая половина XIX века (от Парижского мира 1856 г. до русско-французского союза). — М., 1997.
14. Киняпина Н. С. Внешняя политика России первой половины XIX века. — М., 1963.
15. Лаврецкий И. Боливар. — М., 1981.
16. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914 гг. – М., 1995.
17. Ляшенко Л. М. Революционные народники. — М., 1989.
18. Ляшенко Л. М. Царь Освободитель: жизнь и деяния Александра II. — М., 1994.
19. Мироненко С. В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX в. — М., 1989.
20. Монархи Европы: Судьбы династий. — М.: Республика, 1996. — С. 374—378.
21. Очерки истории русской культуры второй половины XIX в. — М., 1976.
22. Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России. 1783-1883. – М., 2005.
23. Ришелье. Мирабо. Наполеон. Меттерних. Гарибальди/Сост. «ЛИО Редактор». — СПб., 1998. — (Серия ЖЗЛ).
24. Рогов Е. Н. Атлас истории культуры России. — М., 1992.
25. Российские консерваторы. – М., 1997.
26. Российские самодержцы (1801—1917). — М., 1994.
27. Тарле Е.В.. Наполеон.
28. Трачевский А.С.. Наполеон I. Его жизнь и государственная деятельность. Биографический очерк.
29. Троицкий Н. А. 1812. Великий год России. — М., 1988.
30. Семашев В.И. Из жизни императрицы Цыси. — М., 1979.
31. Федоров В. А. Декабристы и их время. — М., 1992.
32. Федоров В. А., М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев. — М., 1997
33. Эйдельман Н. Грань веков: Политическая борьба в России: Конец XVIII — начало XIX столетия. — М., 1982.
34. Энциклопедия для детей. Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1.
35. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. — СПб., 1996
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.