Пояснительная записка
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для 3 класса составлена на основе:
· требований к результатам начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения;
· примерных программ по учебным предметам.
а также в соответствии с нормативными документами:
· с п.1.1 ст.48 Федерального Закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
· с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10 2009 г. № 373);
· с приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. № 1576
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;
· с ООП НОО.
Учебно – методический комплект учителя
1. Учебник для 3 класса. «Изобразительное искусство: Искусство и ты» / Е.И. Коротеева; под редакцией Б.М. Неменского. М. Просвещение. 2019г.
2. Рабочие программы «Изобразите искусство» 1-4 классы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Основные задачи курса
1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства;
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием разных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике;
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема урока |
Основные виды учебной деятельности обучающихся учащихся |
|
План |
Факт |
|||
Искусство в твоём доме (9 часов) |
||||
1 |
03.09 |
|
Твои игрушки. |
- характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны; -понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения); -выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней; - учиться видеть и объяснять об-разное содержание конструкции и украшения предмета; -создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения. |
2 |
10.09 |
|
Посуда у тебя дома. |
-характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением; - уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды); - овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединенных общим образным решением. |
3 |
17.09 |
|
Обои и шторы у тебя дома. |
- понимать роль цвета и декора в создании образа комнат; - рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев; - обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением. |
4 |
24.09 |
|
Обои и шторы у тебя дома. |
- понимать роль цвета и декора в создании образа комнат; - рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании штор; - обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением. |
5 |
01.10 |
|
Мамин платок. |
- воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка; - понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен; - знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический); - различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка; - обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный). |
6 |
08.10 |
|
Твои книжки. |
- понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т. д.); - знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы); - узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги. |
7 |
15.10 |
|
Твои книжки. |
- создавать проект детской книжки-игрушки; - овладевать навыками коллективной работы. |
8 |
22.10 |
|
Открытки. |
- понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них; - создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике); - приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения. |
9 |
29.10 |
|
Труд художника для твоего дома. |
- участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров; - осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме; - уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров; - эстетически оценивать работы сверстников. |
Искусство на улицах твоего города (7 часов) |
||||
10 |
12.11 |
|
Памятники архитектуры. |
Учиться видеть архитектурный об- раз, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры — это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм. |
11 |
19.11 |
|
Парки, скверы, бульвары. |
Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль. Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объем-но-пространственную композицию из бумаги. Овладевать приемами коллектив-ной творческой работы в процессе создания общего проекта. |
12 |
26.11 |
|
Ажурные ограды. |
Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города. Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т. д.), выявляя в них общее и особенное. Различать деятельность Братьев- Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки. Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера.
|
13 |
03.12 |
|
Волшебные фонари. |
Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений. Различать фонари разного эмоционального звучания. Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей. Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание). |
14 |
10.12 |
|
Витрины. |
Понимать работу Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.
|
15 |
17.12 |
|
Удивительный транспорт. |
Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение. Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать, создавать образы фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. |
16 |
24.12 |
|
Труд художника на улицах твоего города. |
Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города. Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию. Овладевать приемами коллектив-ной творческой деятельности. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов. |
Художник и зрелище (10 часов) |
||||
17 |
14.01 |
|
Художник в цирке. |
Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т. д.). Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, веселое, подвижное. |
18 |
21.01 |
|
Художник в цирке. |
|
19 |
28.01 |
|
Художник в театре. |
Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Создавать «Театр на столе» — картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. |
20 |
04.02 |
|
Художник в театре. |
|
21 |
11.02 |
|
Театр кукол. |
Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани. Использовать куклу для игры в кукольный спектакль. |
22 |
18.02 |
|
Театр кукол. |
|
23 |
25.02 |
|
Театральные маски. |
Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. |
24 |
04.03 |
|
Афиша и плакат. |
Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста. Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката). |
25 |
11.03 |
|
Праздник в городе. |
Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным. Создавать в рисунке проект оформления праздника. |
26 |
18.03 |
|
Школьный карнавал |
Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале. Овладевать навыками коллективного художественного творчества. |
Художник и музей (8 часов) |
||||
27 |
01.04 |
|
Музей в жизни города. |
Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России — Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. |
28 |
08.04 |
|
Картина — особый мир.. |
Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. |
29 |
15.04 |
|
Картина- пейзаж |
Рассматривать и сравнивать кар-тины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.). Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. Выражать настроение в пейзаже цветом. |
30 |
22.04 |
|
Картина - портрет. |
Иметь представление об изобразительном жанре — портрете и нескольких известных картинах-портретах. Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета. |
31 |
29.04 |
|
Картина-натюрморт. |
Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке — хозяине вещей, о времени, в котором он живет, его интересах. Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передает цветом. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т. д.). Развивать живописные и композиционные навыки. Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта. |
32 |
06.05 |
|
Картины исторические и бытовые. |
Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. Развивать композиционные навыки. Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т. д.), выстраивая сюжетную композицию. Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).
|
33 |
13.05 |
|
Скульптура в музее и на улице. |
Рассуждать, эстетически относить- ся к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных па- мятников. Называть несколько знакомых па- мятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Называть виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. |
34 |
20.05 |
|
Художественная выставка |
Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.