Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ урока |
Дата |
Корректи ровка |
Тема урока |
Планируемые виды деятельности учащихся для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения |
Домашнее задание |
Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2ч) |
|||||
1/1 |
|
|
Что изучает астрономия |
Личностные: обсудить потребности человека в познании, как наиболее значимой ненасыщаемой потребности, понимание различия между мифологи- ческим и научным сознанием. Метапредметные: формулировать понятие «пред мет астрономии»; доказывать самостоятельность и значимость астрономии как науки. Предметные: объяснять причины возникнове- ния и развития астрономии, приводить примеры, подтверждающие данные причины; иллюстриро- вать примерами практическую направленность ас- трономии; воспроизводить сведения по исто рии раз- вития астрономии, ее связях с другими науками |
§ 1. Представить графически (в виде схемы) взаимосвязь астрономии с другими науками, подчеркивая самостоятельность астрономии как науки и уникальность ее предмета |
2/2 |
|
|
Наблюдения — основа астрономии |
Личностные: взаимодействовать в группе сверст- ников при выполнении самостоятельной работы; ор- ганизовывать свою познавательную деятель ность. Метапредметные: формулировать выводы об особенностях астрономии как науки; приближенно оценивать угловые расстояния на небе; классифици- ровать телескопы, используя различные основания (конструктивные особенности, вид исследуемого спектра и т. д.); работать с информацией научного содержания. Предметные: изображать основные круги, ли- нии и точки небесной сферы (истинный (математи- ческий) горизонт, зенит, надир, отвесная линия, азимут, высота); формулировать понятие «небесная сфера»; использовать полученные ранее знания из раздела «Оптические явления» для объяснения уст- ройства и принципа работы телескопа. |
§ 2.1; практические задания.
|
Практические основы астрономии (5ч) |
|||||
3/1 |
|
|
Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты |
Личностные: организовывать целенаправленную познавательную деятельность в ходе самостоятель- ной работы. Метапредметные: формулировать проблему ми- кроисследования, извлекать информацию, представ- ленную в явном виде. Предметные: формулировать понятие «созвез- дие», определять понятие «видимая звездная вели- чина»; определять разницу освещенностей, создава- емых светилами, по известным значениям звездных величин; использовать звездную карту для поиска созвездий и звезд на небе. |
§ 2.2; 3; 4; практические задания |
4/2 |
|
|
Видимое движение звезд на различных географических широтах |
Личностные: самостоятельно управлять собст- венной познавательной деятельностью. Метапредметные: характеризовать особенности суточного движения звезд на различных географи- ческих широтах Земли, аналитически доказывать возможность визуального наблюдения светила на определенной географической широте Земли. Предметные: формулировать определения тер- минов и понятий «высота звезды», «кульминация», объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географиче- ских широтах |
§ 5 |
5/3 |
|
|
Годичное движение Солнца. Эклиптика |
Личностные: проявлять готовность к принятию истории, культуры и традиций различных народов. Метапредметные: формулировать выводы о при чинах различной продолжительности дня и ночи в зависимости от широты местности; проводить ана- лиз вида звездного неба с использованием подвиж- ной карты, исходя из времени года. Предметные: воспроизводить определения тер- минов и понятия «эклиптика», объяснять наблю- даемое движение Солнца в течение года; характери- зовать особенности суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли, на- зывать причины изменения продолжительности дня и ночи на различных широтах в течение года |
§ 6 |
8/4 |
|
|
Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны |
Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность. Метапредметные: графически пояснять усло- вия возникновения лунных и солнечных затмений. Предметные: формулировать понятия и опреде- ления «синодический период», «сидерический пери- од»; объяснять наблюдаемое движение и фазы Лу- ны, причины затмений Луны и Солнца; описывать порядок смены лунных фаз |
§ 7, 8 |
7/5 |
|
|
Время и календарь |
Личностные: проявлять толерантное и уважи- тельное отношение к истории, культуре и традици- ям других народов. Метапредметные: анализировать понятие «вре- мя», пояснять смысл понятия «время» для опреде- ленного контекста. Предметные: формулировать определения тер- минов и понятий «местное время», «поясное время», «зимнее время» и «летнее время»; пояснять причи- ны введения часовых поясов; анализировать вза- имосвязь точного времени и географической долго- ты; объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля |
§ 9, домашняя контрольная работа № 1 |
Строение Солнечной системы (7ч) |
|||||
8/1 |
|
|
Развитие представлений о строении мира |
Личностные: высказывать убежденность в воз- можности познания системы мира. Метапредметные: устанавливать причинно- след ственные связи смены представлений о строе- нии мира; характеризовать вклад ученых в станов- ление астрономической картины мира. Предметные: воспроизводить исторические све- дения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира, объяснять петлеобразное движение планет с использованием эпициклов и дифферентов |
§ 10 |
9/2 |
|
|
Конфигурации планет. Синодический период |
Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность. Метапредметные: представлять информацию о взаимном расположении планет в различных видах (в виде текста, рисунка, таблицы), делать выводы об условиях наблюдаемости планеты в зависимости от внешних условий расположения Солнца и Земли. Предметные: воспроизводить определения тер- минов и понятий «конфигурация планет», «синоди- ческий и сидерический периоды обращения пла- нет». |
§ 11 |
10/3 |
|
|
Законы движения планет Солнечной системы |
Личностные: целенаправленно организовывать Собственную познавательную деятельность. Метапредметные: анализировать информацию, полученную из текста научного содержания; объяс- нять суть эмпирического способа определения фор- мы траектории небесных тел (на примере Марса). Предметные: воспроизводить определения тер- минов и понятий «эллипс», «афелий», «перигелий», «большая и малая полуось эллипса», «астрономиче- ская единица»; формулировать законы Кеплера |
§ 12 |
11/4 |
|
|
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе |
Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность; высказывать убеж- денность в единстве методов изучения параметров Земли и других планет. Метапредметные: анализировать информацию, полученную из текста научного содержания; объяс- нять суть эмпирического способа определения раз- меров Земли. Предметные: формулировать определения тер- минов и понятий «горизонтальный параллакс», «угловые размеры объекта»; пояснять сущность ме- тода определения расстояний по параллаксам све- тил, радиолокационного метода и метода лазерной локации; вычислять расстояние до планет по гори- зонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию |
§ 13; практические задания |
12/5 |
|
|
Практическая работа с планом Солнечной системы |
Личностные: контролировать собственную по- знавательную деятельность. Метапредметные: извлекать и анализировать информацию астрономического содержания с ис- пользованием «Школьного астрономического ка- лендаря». Предметные: определять возможность наблюде- ния планет на заданную дату; располагать планеты на орбитах в принятом масштабе |
Практические задания. |
13/6 |
|
|
Открытие и применение закона всемирного тяготения |
Личностные: выражать отношение к интеллек- туально-эстетической красоте и гармоничности за- конов небесной механики. Метапредметные: аналитически доказывать справедливость законов Кеплера на основе закона всемирного тяготения; делать вывод о взаимодопол- няемости результатов применения эмпирического и теоретического методов научного исследования. Предметные: определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; описывать движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентрисите- том; объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы. |
§ 14.1—14.5 |
14/7 |
|
|
Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе |
Личностные: выражать личностное отношение к достижениям СССР и России в области космических исследований, выражать собственную позицию от- носительно значимости дальнейших научных кос- мических исследований, запуска искусственных спутников планет; доказывать собственное мнение, характеризующее экологические проблемы запуска искусственных аппаратов на околоземную орбиту и в межпланетное пространство. Метапредметные: анализировать возможные траектории движения космических аппаратов, до- казывать собственную позицию, характеризующую перспективы межпланетных перелетов. Предметные: характеризовать особенности дви- жения (время старта, траектории полета) и маневров космических аппаратов для исследования тел Сол- нечной системы; описывать маневры, необходимые для посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее. |
Домашняя контрольная рабо- та № 2 «Строение Солнечной системы». |
Природа тел Солнечной системы (8ч) |
|||||
15/1 |
|
|
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение |
Личностные: отстаивать собственную точку зре- ния о Солнечной системе как комплексе тел общего происхождения. Метапредметные: сравнивать положения раз- личных теорий происхождения Солнечной системы; доказывать научную обоснованность теории проис- хождения Солнечной системы, использовать методо- логические знания о структуре и способах подтвер- ждения и опровержения научных теорий. Предметные: формулировать основные положе- ния гипотезы о формировании тел Солнечной систе- мы, анализировать основные положения современ- ных представлений о происхождении тел Солнечной системы, использовать положения современной тео- рии происхождения тел Солнечной системы |
§ 15, 16 |
16/2 |
|
|
Земля и Луна — двойная планета |
Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность, высказывать убеж- денность в возможности познания окружающего ми- ра, единстве методов изучения характеристик Земли и других планет. Метапредметные: приводить доказательства рас смотрения Земли и Луны как двойной планеты, обосновывать собственное мнение относительно пер- спектив освоения Луны. Предметные: характеризовать природу Земли; перечислять основные физические условия на по- верхности Луны; объяснять различия двух типов лунной поверхности (морей и материков); объяснять процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа; перечислять результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астро- навтами; характеризовать внутреннее строение Лу- ны, химический состав лунных пород. |
§17 |
17/3 |
|
|
Две группы планет |
Личностные: проявлять готовность к самообра- зованию, ответственное отношение к учению, орга- низовывать самостоятельную познавательную дея- тельность. Метапредметные: использовать информацию научного содержания, представленную в различных видах (таблицы, текст), для анализа и сравнения ха- рактеристик планет Солнечной системы, классифи- кации объектов. Предметные: перечислять основные характери- стики планет, основания для их разделения на груп- пы, характеризовать планеты земной группы и пла- неты-гиганты, объяснять причины их сходства и различия. |
|
18/4 |
|
|
Природа планет земной группы |
Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность; выступать с презен- тацией результатов своей работы; принимать учас- тие в общем обсуждении результатов выполнения работы. Метапредметные: использовать основы теории формирования Солнечной системы для объяснения особенностей планет земной группы; сравнивать планеты земной группы на основе выделенных кри- териев, объяснять причины различий планет земной группы; работать с текстом научного содержания, выделять главную мысль, обобщать информацию, представленную в неявном виде, характеризующую планеты земной группы. Предметные: указывать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет земной группы; характеризовать рельеф поверхно- стей планет земной группы; объяснять особенности вулканической деятельности и тектоники на плане- тах земной группы; описывать характеристики каж- дой из планет земной группы. |
§ 18 |
19/5 |
|
|
Урок-дискуссия «Парниковый эффект: польза или вред?» |
Личностные: доказывать собственную точку зре- ния относительно последствий парникового эффек- та, основываясь на законах физики и астрономиче- ских данных; представлять результаты собственных исследований в виде доклада и презентации; вы- сказывать собственную точку зрения относительно ценностей экологической направленности; прояв- лять уважительное отношение к мнению оппонен- тов. Метапредметные: извлекать информацию о пар никовом эффекте из различных источников и критически оценивать ее. Предметные: объяснять механизм возникнове- ния парникового эффекта на основе физических и астрономических законов и закономерностей; ха- рактеризовать явление парникового эффекта, раз- личные аспекты проблем, связанных с существова- нием парникового эффекта; пояснять роль парнико- вого эффекта в сохранении природы Земли. |
Упражнение 14 учебника |
20/6 |
|
|
Планеты-гиганты, их спутники и кольца |
Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность; выступать с презен- тацией результатов своей работы; принимать учас- тие в общем обсуждении результатов выполнения работы. Метапредметные: использовать основы теории формирования Солнечной системы для объяснения особенностей планет-гигантов; работать с текстами научного содержания, выделять главную мысль, обобщать информацию, представленную в неявном виде, характеризующую планеты-гиганты, исполь- зовать законы физики для описания природы пла- нет-гигантов; сравнивать природу спутников пла- нет-гигантов и Луны. Предметные: указывать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет- гигантов; описывать характеристики каждой из пла- нет-гигантов; характеризовать источники энергии в недрах планет; описывать особенности облачного по- крова и атмосферной циркуляции; анализировать особенности природы спутников планет-гигантов; формулировать понятие «планета»; характеризовать строение и состав колец планет-гигантов |
§ 19; практические задания |
21/7 |
|
|
Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы) |
Личностные: выдвигать предложения о способах защиты от космических объектов, сближающихся с Землей, и защищать свою точку зрения; прояв лять уважительное отношение к мнению оппонента; вы- сказывать личностное отношение к четкости и высо- кой научной грамотности деятельности К. Томбо. Метапредметные: аргументированно пояснять причины астероидно-кометной опасности; описы- вать возможные последствия столкновения Земли и других малых тел Солнечной системы при пересече- нии орбит. Предметные: определять понятие «планета», «малая планета», «астероид», «комета»; характери- зовать малые тела Солнечной системы; описывать внешний вид и строение астероидов и комет; объяс- нять процессы, происходящие в комете, при измене- нии ее расстояния от Солнца; анализировать орбиты комет |
§ 20.1—20.3; |
22/8 |
|
|
Метеоры, болиды, метеориты |
Личностные: проявлять уважительное отноше- ние к мнению оппонентов; проявлять устойчивый интерес к самостоятельной познавательной деятель- ности. Метапредметные: анализировать и отличать на- блюдаемые явления прохождения Земли сквозь ме- теорные потоки. Предметные: определять понятия «метеор», «ме- теорит», «болид»; описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов |
§20.4, домашняя контроль- ная работа № 3 «Природа тел Солнечной системы» |
Солнце и звезды (6ч) |
|||||
23/1 |
|
|
Солнце: его состав и внутреннее строение |
Личностные: высказывать мнение относительно достоверности косвенных методов получения ин- формации о строении и составе Солнца; участвовать в обсуждении полученных результатов аналитиче- ских выводов; проявлять заинтересованность в са- мостоятельном проведении наблюдения Солнца. Метапредметные: использовать физические за- коны и закономерности для объяснения явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце; формулировать логически обоснованные выводы относительно по- лученных аналитических закономерностей для све- тимости Солнца, температуры его недр и атмосферы. Предметные: объяснять физическую сущность источников энергии Солнца и звезд; описывать про- цессы термоядерных реакций протон-протонного цикла; объяснять процесс переноса энергии внутри Солнца; описывать строение солнечной атмосфе ры; пояснять грануляцию на поверхности Солнца; ха- рактеризовать свойства солнечной короны; раскры- вать способы обнаружения потока солнечных ней- трино; обосновывать значение открытия солнечных нейтрино для физики и астрофизики |
§ 21.1—3 |
24/2 |
|
|
Солнечная активность и ее влияние на Землю |
Личностные: участвовать в диалоге, высказы- вать и отстаивать собственную точку зрения; прояв- лять уважительное отношение к мнению сверстни- ков; самостоятельно организовывать собственную познавательную деятельность. Метапредметные: описывать причинно-следст- венные связи проявлений солнечной активности и состояния магнитосферы Земли; использовать зна- ние физических законов и закономерностей в плаз- ме для описания образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности. Предметные: перечислять примеры проявления солнечной активности (солнечные пятна, протубе- ранцы, вспышки, корональные выбросы массы); ха- рактеризовать потоки солнечной плазмы; описывать особенности последствий влияния солнечной актив- ности на магнитосферу Земли в виде магнитных бурь, полярных сияний; их влияние на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи; называть период из- менения солнечной активности. |
§ 21.4 |
25/3 |
|
|
Физическая природа звезд |
Личностные: организовывать собственную по- знавательную деятельность; взаимодействовать в группе сверстников при выполнении самостоятель- ной работы; формулировать высказывания относи- тельно возможности познания окружающего мира косвенными методами. Метапредметные: обоснованно доказывать мно- гообразие мира звезд; анализировать основные груп- пы диаграммы «спектр — светимость»; формулиро- вать выводы об особенностях методов определения физических характеристик звезд, классифициро- вать небесные тела; работать с информацией научно- го содержания. Предметные: характеризовать звезды как при- родный термоядерный реактор; определять понятие «светимость звезды»; перечислять спектральные классы звезд; объяснять содержание диаграммы «спектр — светимость»; давать определения поня- тий «звезда», «двойные звезды», «кратные звезды» |
§ 22, 23.1, 23.2 |
26/4 |
|
|
Переменные и нестационарные звезды |
Личностные: работать с различными источника- ми информации, проявлять готовность к самостоя- тельной познавательной деятельности. Метапредметные: использовать знания по фи- зике для объяснения природы пульсации цефеид; делать выводы о значении переменных и нестацио- нарных звезд для развития научных знаний. Предметные: характеризовать цефеиды как при- родные автоколебательные системы; объяснять за- висимость «период — светимость»; давать опреде- ление понятия «затменно-двойная звезда»; харак- теризовать явления в тесных системах двойных звезд — вспышки новых |
§ 23.1, 23.3, 24.1, 24.2 |
27/5 |
|
|
Эволюция звезд |
Личностные: высказывать убежденность в воз- можности познания законов природы, в частности понимания эволюции звезд. Метапредметные: оценивать время свечения звезды по известной массе запасов водорода. Предметные: объяснять зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы; рассматривать вспышки сверхновой как этап эволю- ции звезды; объяснять варианты конечных стадий жизни звезд (белые карлики, нейтронные звезды, пульсары, черные дыры); описывать природу объек- тов на конечной стадии эволюции звезд |
§ 24.2 |
28/6 |
|
|
Проверочная работа «Солнце и Солнечная система» |
Личностные: управлять собственной познава- тельной деятельностью; проявлять ответственное отношение к познавательной деятельности, навыки работы с информационными источниками. Метапредметные: формулировать выводы отно- сительно космических тел, опираясь на законы и за- кономерности астрономии. Предметные: решать задачи, используя знания по темам «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды». |
Домашняя контрольная рабо- та № 4 по теме «Солнце и звезды» |
Строение и эволюция Вселенной (5ч) |
|||||
29/1 |
|
|
Наша Галактика |
Личностные: управлять собственной познава- тель ной деятельностью; проявлять готовность к са- мо образованию; высказывать убежденность в воз- можности познания окружающей действитель но- сти. Метапредметные: выдвигать и сравнивать гипо- тезы относительно природы скрытой массы. Предметные: описывать строение и структуру Галактики; перечислять объекты плоской и сфери- ческой подсистем; оценивать размеры Галактики; пояснять движение и расположение Солнца в Галак- тике; характеризовать ядро и спиральные рукава Га- лактик; характеризовать процесс вращения Галак- тики; пояснять сущность проблемы скрытой массы |
§ 25.1, 25.2, 25.4 |
30/2 |
|
|
Наша Галактика |
Личностные: проявлять навыки самообразова- ния, информационной культуры, включая самостоя- тельную работу с книгой; высказывать убежден- ность в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации. Метапредметные: объяснять различные меха- низмы радиоизлучения на основе знаний по физике; классифицировать объекты межзвездной среды; ана- лизировать характеристики светлых туманностей. Предметные: характеризовать радиоизлучение межзвездного вещества и его состав, области звездо- образования; описывать методы обнаружения орга- нических молекул; раскрывать взаимосвязь звезд и межзвездной среды; описывать процесс формирова- ния звезд из холодных газопылевых облаков; опре- делять источник возникновения планетарных ту- манностей как остатки вспышек сверхновых звезд |
§ 25.3, 28 |
31/3 |
|
|
Другие звездные системы — галактики |
Личностные: высказывать убежденность в воз- можности познания законов развития галактик; участвовать в обсуждении, проявлять уважение к мнению оппонентов. Метапредметные: классифицировать галакти- ки по основанию внешнего строения; анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их воз- никновения; извлекать информацию из различных источников и преобразовывать информацию из од- ного вида в другой (из графического в текстовый). Предметные: характеризовать спиральные, эл- липтические и неправильные галактики; называть их отличительные особенности, размеры, массу, ко- личество звезд; пояснять наличие сверхмассивных черных дыр в ядрах галактик; определять понятия «квазар», «радиогалактика»; характеризовать вза- имодействующие галактики; сравнивать понятия «скопления» и «сверхскопления галактик». |
§ 26 (без закона Хаббла); упражнение 21 (1, 5) |
32/4 |
|
|
Космология начала ХХ в. |
Личностные: высказывать собственную позицию относительно возможности характеристики стацио- нарности Вселенной; участвовать в обсуждении, уважая позицию оппонентов. Метапредметные: сравнивать различные пози- ции относительно процесса расширения Вселенной; оценивать границы применимости закона Хаббла и 193 степень точности получаемых с его помощью резуль- татов; сопоставлять информацию из различных источников. Предметные: формулировать основные постула- ты общей теории относительности; определять ха- рактеристики стационарной Вселенной А. Эйнштей- на; описывать основы для вывода А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной; пояснять понятие «красное смещение» в спектрах галактик, исполь- зуя для объяснения эффект Доплера, и его значе- ние для подтверждения нестационарности Вселен- ной; характеризовать процесс однородного и изо- тропного расширения Вселенной; формулировать закон Хаббла. |
§ 26 (закон Хаббла, «красное смещение»), 27 (без основ современной космологии); практические задания |
33/5 |
|
|
Основы современной космологии |
Личностные: высказывать собственную позицию относительно теории антитяготения и направлений поисков темной энергии. Метапредметные: приводить доказательства ускорения расширения Вселенной; анализировать процесс формирования галактик и звезд. Предметные: формулировать смысл гипотезы Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, обосновы- вать ее справедливость и приводить подтвержде- ние; характеризовать понятие «реликтовое излуче- ние»; описывать общие положения теории Большо- го взрыва; характеризовать процесс образования химических элементов; описывать научные гипоте- зы существования темной энергии и явления анти- тяготения. |
§ 27 |
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч) |
|||||
34/1 |
|
|
Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» |
Личностные: участвовать в дискуссии по пробле- ме существования внеземной жизни во Вселенной; формулировать собственное мнение относительно проблемы существования жизни вне Земли; аргу- ментировать собственную позицию относительно значимости поиска разума во Вселенной; доказы- вать собственную позицию относительно возможно- стей космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями; проявлять готовность к принятию иной точки зрения, уважительно отно- ситься к мнению оппонентов в ходе обсуждения спорных проблем относительно поиска жизни во Все ленной. Метапредметные: характеризовать средства со- временной науки в целом и ее различных областей (астрономии, химии, физики, биологии, географии), позволяющие осуществлять поиск жизни на других планетах Солнечной системы и экзопланетах; ис- пользовать знания из области химии для объясне- ния особенностей сложных органических соедине- ний. Предметные: использовать знания о методах ис- следования в астрономии; характеризовать совре- менное состояние проблемы существования жизни во Вселенной, условия, необходимые для развития жизни. |
презентация |
35/2 |
|
|
Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.