Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Место учебной дисциплины в учебном плане образовательного учреждения
3. Цели и задачи курса
4. Результаты изучения учебного предмета
5. Требования к уровню подготовки учащихся
6. Содержание учебного предмета (программы).
7. Формы контроля
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы).
9. Тематическое планирование по учебному предмету.
1. Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе:
- приказ Минобороны России от 17.12.2010.№1897 (ред. От 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, утверждёнными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, от 23 декабря 2015 года № 1577;
- примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15).
-основной образовательной программы ООО (ФГОС МБОУ СОШ д. Болотня Клетнянского муниципального района Брянской области, утверждённой приказом директора школы от 31 августа 2020 года № 37/1 О
-приказа Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019 года № 233);
- программы
Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение) к учебнику В.Я. Коровиной (М. : Просвещение).
учебник «Литература. 7 класс» в 2-х частях В. П. Полухиной, В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2016)
- учебного плана МБОУ СОШ д. Болотня Клетнянского муниципального района Брянской области на 2020-2021 учебный год, утверждённого приказом директора школы от «25» августа 2020 г. № 36/2 -О
- положения о рабочей программе МБОУ СОШ д. Болотня, утверждённого приказом директора школы от 31 августа. 2020 г. № 37/2 –О
2. Место в учебной дисциплине
Данная программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), 35 рабочих недель в соответствии с годовым учебным планом, годовым календарным учебным графиком.
3. Цели и задачи обучения
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· формирование духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
· развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации;
· постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
· поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
· овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
· овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
· использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
· сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений; совершенствовать навыки выразительного чтения;
· формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
· обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы
· использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
· воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;
· расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
4. Результаты изучения учебного предмета.
Устное народное творчество Выпускник научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
- видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Выпускник научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
5. Требования к уровню подготовки учащихся
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):
- определять тему и основную мысль произведения;
- владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять
- особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
- оценивать систему персонажей;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; выявлять особенности языка и стиля писателя;
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений
- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе на своем уровне);
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе - умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе - на своем уровне); вести учебные дискуссии;
- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе - на своем уровне);
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе - на своем уровне);
- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
- произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
- энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (в каждом классе - на своем уровне).
При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.
При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.
I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно- художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой
«первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям - качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
- выразительно прочтите следующий фрагмент;
- определите, какие события в произведении являются центральными;
- определите, где и когда происходят описываемые события;
- опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова
- героя;
- выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;
- ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;
- определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют
У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читатель этого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?», умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа - пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений - рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
- выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;
- покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;
- покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека);
- проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);
- сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);
- определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;
- дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.
Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно;
ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.
II уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы:
«Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
- выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
- определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;
- определите позицию автора и способы ее выражения;
- проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;
- объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;
- озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);
- напишите сочинение-интерпретацию;
- напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы. Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе
«распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного» (естественным языком и специфическими художественными средствами).
Разумеется, ни один из перечисленных уровней читательской культуры не реализуется в чистом виде, тем не менее, условно можно считать, что читательское развитие школьников, обучающихся в 5-6 классах, соответствует первому уровню; в процессе литературного образования учеников 7-8 классов формируется второй ее уровень; читательская культура учеников 9 класса характеризуется появлением элементов третьего уровня. Это следует иметь в виду при осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к обучению, а также при проверке качества его результатов.
Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность демонстрировать их во время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы. Определяя степень подготовленности, следует учесть условный характер соотнесения описанных заданий и разных уровней читательской культуры. Показателем достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания (определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите своё мнение) и, в зависимости от того, какие именно доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культуры и выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работает в «зоне ближайшего развития»).
6. Содержание тем учебного курса
Введение (1 ч.)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5 ч.)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч.)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (29 ч.)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».
Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для внеклассного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (24 ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления)
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения).
Б.Л.Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме»
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
М.М.Зощенко « Беда»
«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч.)
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
7. Виды и формы контроля:
• Текущий, промежуточный, итоговый: письменный ответ на вопрос; зачёт; сочинение на литературоведческую тему; тест; проект
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:
урок-проект,
урок - исследование,
урок-практикум,
урок - творческая мастерская
урок развития речи и т.д.
Достижению целей программы обучения будет способствовать
использование элементов современных образовательных технологий:
Активные методы обучения
Исследовательская технология обучения
Технология развития критического мышления
Метод проектов
Технологии уровневой дифференциации
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
8. Планируемые результаты изучения предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами являются:
• Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
9. Тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол-во час. |
Из них Вн.чт./РР |
1 |
Введение. |
1 |
|
2 |
Устное народное творчество
|
5 |
1/1 |
3 |
Древнерусская литература |
3 |
0/1 |
4 |
Из русской литературы XVIII века
|
2 |
|
5 |
Из русской литературы 19 века |
29 |
4/4 |
6 |
Русская литература XX века
|
24 |
4/2 |
7 |
Из литературы народов России Зарубежная литература
|
4 |
|
8 |
Повторение |
2 |
|
9 |
Итого |
70 |
9/8 |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
(список произведений составлен на основе программы по литературе под редакцией В. Я. Коровиной)
Сложность работы по заучиванию наизусть в 7-ом классе объясняется тем, что учащемуся предстоит запоминать не только тексты с привычно рифмующимися строками, но и работать с прозаическими отрывками.
· Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).
· Пословицы и поговорки (на выбор).
· М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).
· С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).
· М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива...». Ангел (по выбору учащихся).
· Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).
· И. С. Тургенев. Русский язык.
· Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).
· А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).
· В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).
· По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Винокуров. Москвичи).
· А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина...» (на выбор).
· А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…».
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Фольклор
· Василий Буслаев (и другие былины по выбору учителя и учащихся).
· Пословицы и поговорки народов мира.
Из древнерусской литературы
· Из «Моления Даниила Заточника». Наставление тверского епископа Семена.
Из русской литературы XVIII века
· П. Сумароков. Эпиграмма.
· B.В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Державина.
Из русской литературы XIX века
· И. А. Крылов. Басни (на выбор).
· A.Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя...».
· B.А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.
· Ф.Н. Глинка. К почтовому колокольчику.
· К.Ф. Рылеев. Петр Великий в Острогожске.
· А.С.Пушкин. Товарищам. К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь.
· Н. М. Языков. Пловец.
· М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоевского.
· Н. А. Некрасов. Саша.
· И. С. Тургенев. Бурмистр.
· Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами...».
· А. А. Фет. «Уснуло озеро...». Буря. «Я пришел к тебе с приветом...».
· А. Н. Майков. Гроза.
· Я. П. Полонский. Дорога.
· Л. Н. Толстой. Детство.
· А. П. Чехов. Размазня.
Из русской литературы XX века
· И. А. Бунин. Лапти.
· И. Куприн. Изумруд.
· Я. Брюсов. Нить Ариадны.
· А. А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Девушка пела в церковном хоре...». «Там, в ночной завывающей стуже...».
· А. Есенин. 3—4 стихотворения на выбор.
· А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить...».
· О. Э. Мандельштам. «Только детские книги читать...». Раковина. Домби и сын.
· Т. Аверченко. Вечером.
· Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат.
· Дон Аминадо. Четыре времени года.
· Н. С. Гумилев. Леопард.
· М. А. Осоргин. Земля.
· М. И. Цветаева. Стихи о Москве.
· Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка.
· Я. В. Смеляков. «Если я заболею...». Хорошая девочка Лида.
· П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке.
· В. М. Шукшин. Критики.
· А. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).
· Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку...». «Со мною вот что происходит...».
· Р. И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.
· В. С. Высоцкий. Песня о друге.
· Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.
· С. Розов. В добрый час!
Из зарубежной литературы
· Японские трехстишия (хокку, или хайку).
· Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате.
· Э. По. Лягушонок.
· В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год.
· Дж. Лондон. На берегах Сакраменто.
· Р. Брэдбери. Все лето в один день.
Тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Тип урока |
Элементы содержания |
Домашнее задание |
Дата проведения |
|
|||||||||||||||||||
План. |
Факт.
|
|
|||||||||||||||||||||||
1. |
ВВОДНЫЙ УРОК. Изображение человека как важнейшая задача литературы. |
Урок изучения нового материала |
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства; литература как искусство слова |
прочитать и пересказать статьи |
|
|
|||||||||||||||||||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 5 ЧАСОВ |
|||||||||||||||||||||||||
2. |
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. |
Урок изучения нового материала |
Предания – как поэтическая автобиография народа. «Воцарение Ивана Гроз-ного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник». |
ответить на вопросы стр. 8 |
|
|
|
||||||||||||||||||
3. |
Понятие о былине. Былина «Вольга и Микула Селянинович» |
Урок изучения нового материала |
Былины как героические песни эпического характера Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда героя – труженика. |
прочитать былину «Садко» |
|
|
|
||||||||||||||||||
4. |
Вн. чт Былина «Садко». |
Комбинированный |
Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя.
|
выполнить тест |
|
|
|
||||||||||||||||||
5. |
Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению «Русские богатыри как национальные герои». |
Урок развития речи |
Сюжет, система образов, герои былин; выражение в былинах исторического сознания русского народа. |
написать сочинение |
|
|
|
||||||||||||||||||
6. |
Пословицы и поговорки как выражение народной мудрости. |
Комбиниро-ванный |
Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. |
найти и записать пословицы об учёбе |
|
|
|||||||||||||||||||
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА – 3 ЧАСА |
|||||||||||||||||||||||||
7. |
«Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха». |
Урок изучения нового материала |
Понятие о древнерусской литературе. «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», их актуальность в наши дни. |
выполнить задание стр. 72 |
|
|
|||||||||||||||||||
8. |
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» как образец древнерусской литературы. |
Комбинированный |
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Темы любви, верности слову, долгу, святости поступков и желаний. |
составить план пересказа |
|
|
|
||||||||||||||||||
9. |
Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению «Нравственный облик человека в древнерусской литературе». |
Урок развития речи |
Нравственный облик человека в древнерусской литературе
|
написать сочинение |
|
|
|||||||||||||||||||
ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА – 2 ЧАСА |
|
||||||||||||||||||||||||
10. |
Личность и судьба М.В. Ломоносова. Стихи М.В. Ломоносова. |
Урок изучения нового материала |
М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…». Особенности поэтики, патриотизм. |
подготовить сообщение |
|
|
|||||||||||||||||||
11. |
Г.Р. Державин. Очерк жизни и творчества. Стихи Г.Р. Державина. |
Урок изучения нового материала |
Жизнь и деятельность Г.Р. Державина. «Птичка», «Признание», «Река времён…» Особенности поэтики, патриотизм. |
прочитать отрывки из поэмы А. С. Пушкина |
|
|
|||||||||||||||||||
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА – 29 ЧАСА |
|
||||||||||||||||||||||||
12. |
А.С.ПУШКИН и русская история. Поэма «Полтава». Изображение Петра в поэме. |
Урок изучения нового материала |
Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр 1 и Карл ХII. |
выполнить задание стр. 97 |
|
|
|||||||||||||||||||
13. |
«Медный всадник». Тема Петра 1 в поэме. |
Комбинированный |
Поэма «Медный всадник». Историческое прошлое страны. Тема «маленького человека». Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы.
|
прочитать «Повесть о Вещем Олеге» |
|
|
|
||||||||||||||||||
14. |
«Песнь о вещем Олеге». Понятие о балладе. |
Урок изучения нового материала |
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Композиция, связь с древнерусской литературой, фольклорные традиции. Нравственная проблематика стихотворения: тема судьбы и пророчества |
заполнить таблицу |
|
|
|||||||||||||||||||
15. |
Р/Р Пушкин – драматург. Трагедия «Борис Годунов». |
Урок изучения нового материала |
А.С. Пушкин «Борис Годунов» Историческое прошлое страны. Образ летописца Пимена. Значение его труда |
выполнить задание письменно стр. 119 |
|
|
|||||||||||||||||||
16 |
А.С. Пушкин «Станционный смотри-тель», цикл «Повести Белкина. |
Урок изучения нового материала |
Тема «маленького человека», его положения в обществе |
подготовиться к тесту |
|
|
|||||||||||||||||||
17 |
Дуня и Минский. Тест по творчеству А. С. Пушкина |
Комбинированный |
Анализ эпизода «Самсон Вырин» у Минского |
подготовить сообщение |
|
|
|
||||||||||||||||||
18 |
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. Личность поэта. «Песня про купца Калашникова» |
Урок изучения нового материала |
М.Ю. Лермонтов Жизнь и творчество. Образ Ивана Грозного и тема власти. Поэма об историческом прошлом России. |
заполнить таблицу |
|
|
|
||||||||||||||||||
19 |
Степан Калашников – носитель лучших качеств русского национального характера. |
Комбинированный |
Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Нравственная проблематика поэмы. |
прочитать статью стр. 160 - 162 |
|
|
|
||||||||||||||||||
20 |
Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. |
Урок изучения нового материала |
«Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…». Мотивы лирики. Состояние души поэта. |
выучить наизусть одно по выбору |
|
|
|||||||||||||||||||
21 |
Р/Р Обучение анализу одного стихотворения. |
практикум |
Анализ стихотворений |
подготовить анализ стихотворения |
|
|
|
||||||||||||||||||
22 |
Н. В. ГОГОЛЬ. История создания повести «Тарас Бульба». Тарас Бульба и его сыновья. |
Урок изучения нового материала |
Обзор жизни и творчества Н. В. Гоголя. «Тарас Бульба». Героико-патриотический пафос повести. Сюжет и герои повести, быт казаков, их взгляд на жизнь. Остап и Андрий, Тарас Бульба. |
составить рассказ о Тарасе Бульбе |
|
|
|||||||||||||||||||
23 |
Образ Запорожской Сечи в повести. Осада польского города Дубно. |
комбинированный |
Запорожская Сечь и ее нравы. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. |
подготовить выразительное чтение |
|
|
|||||||||||||||||||
24 |
Трагедия Тараса Бульбы. |
комбинированный |
Героико-патриотический пафос повести. Взгляд на жизнь казаков. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Образ Тараса Бульбы. |
подготовиться к тесту |
|
|
|
||||||||||||||||||
25 |
Обобщающий урок по повести «Тарас Бульба». |
Урок обобщения и системати-зации знаний |
Нравственная проблематика повести
|
составить план сочинения |
|
|
|
||||||||||||||||||
26 |
Р/Р. Сочинение по повести «Тарас Бульба». |
Урок развития речи |
Художественное своеобразие повести, особенности языка Н. В. Гоголя |
подготовить сообщение |
|
|
|
||||||||||||||||||
27 |
И.С. ТУРГЕНЕВ. Сборник «Записки охотника». Рассказ «Бирюк». |
Урок изучения нового материала |
Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Сюжет, композиция, основной конфликт. |
ответить на вопросы № 1, 2 стр. 249, 250 |
|
|
|
||||||||||||||||||
28 |
Стихотворения в прозе. Р/Р Обучение домашнему сочинению. |
Урок изучения нового материала |
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Два богача», «Близнецы». Особенности жанра, художественные особенности, темы. |
прочитать статью о Некрасове |
|
|
|
||||||||||||||||||
29 |
Н.А. НЕКРАСОВ – поэт народной боли. Поэма «Русские женщины» |
Урок изучения нового материала |
Н.А. Некрасов «Русские женщины». Декабристы, их роль в жизни страны. Верность жён декабристов. «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин. Тема подвига русских женщин. |
выполнить задание стр. 272 |
|
|
|||||||||||||||||||
30 |
H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. |
Урок рефлексии |
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): |
выучить наизусть стихотворение |
|
|
|
||||||||||||||||||
31 |
Вн. чт. Своеобразие лирики Н.А. Некрасова. |
Урок изучения нового материала |
Стихотворения «Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. |
подготовить сообщение |
|
|
|
||||||||||||||||||
32 |
А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». |
Урок «открытия» нового знания |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом («Биография и творческий путь поэта») |
прочитать статью стр. 289 |
|
|
|||||||||||||||||||
33 |
М.Е. САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН. Образ писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» как сатирическая сказка. |
Урок изучения нового материала |
М.Е. Салтыков-Щедрин Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик …». Эзопов язык. Сказка. Сатира. |
составить цитатный план |
|
|
|
||||||||||||||||||
34 |
Паразитизм генералов. Трудолюбие и сметливость мужика. |
Комбинированный |
Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Критика покорности русского мужика. Осуждение его покорности. |
прочитать сказку «Дикий помещик» |
|
|
|
||||||||||||||||||
35 |
Л.Н. ТОЛСТОЙ. Детство писателя. Автобиографический характер повести «Детство». |
Урок изучения нового материала |
Обзор жизни и творчества Л. Н. Толстого. Понятие трилогии. Автобиографический характер повести. Главы «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Классы». |
составить план статьи |
|
|
|||||||||||||||||||
36 |
Глава «Наталья Саввишна». Мастерство писателя в раскрытии духовного роста. |
Комбинированный |
Детское неприятие пороков, желание исправиться самому; сочувствие чужому горю, сострадание; мастерство писателя в описании внешности. |
прочитать рассказ «Хамелеон» |
|
|
|||||||||||||||||||
37 |
А.П. ЧЕХОВ – мастер жанра короткого рассказа. «Хамелеон».
|
Урок изучения нового материала
|
Обзор жизни и творчества А. П, Чехова. Рассказ «Хамелеон». Сатирический пафос произведения. Сатира. Красота, точность языка. Главный герой – смех над пороками. |
ответить на вопросы стр. 332 |
|
|
|||||||||||||||||||
38 |
Вн.чт.Рассказы А.П. Чехова «Злоумышленник», «Размазня». |
Урок внекласс-ного чтения |
Рассказы «Злоумышленник», «Размазня». Авторская позиция. Юмор в рассказе. Средства создания комического. |
подготовить сообщение |
|
|
|
||||||||||||||||||
39 |
«Край ты мой, родимый край». Стихи о родной природе. |
Урок изучения нового материала |
Стихотворения о природе А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест», «Замолкнул гром», И.А. Бунин «Родина»,В.А. Жуковский И.А. «Приход весны». Любовь поэтов к Родине, к народу, к русской природе. Поэтичность языка. Эпитеты, олицетворение, метафора, сравнение. |
сделать анализ стихотворения |
|
|
|||||||||||||||||||
40 |
Обобщающий урок по русской литературе XIX века. |
Урок контроля |
Произведения литературы 19 века. Проверить уровень знаний. |
|
прочитать рассказ «Цифры» |
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА – 24 ЧАСОВ |
|
|||||||||||||||||||||||
41 |
И.А. БУНИН. Судьба и творчество. «Цифры». любовь Нефеда к больному ребенку. |
Урок изучения нового материала |
Бунин. Жизнь и творчество. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. |
составить план рассказа |
|
|
|
||||||||||||||||||
42
|
Рассказ «Лапти». Нравственный смысл рассказа |
Урок изучения нового материала |
Рассказ
«Лапти». Нравственный смысл произведения. |
написать отзыв |
|
|
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
43 |
М. ГОРЬКИЙ. О писателе. Автобиографический характер повести «Детство» |
Урок изучения нового материала |
Жизнь и творчество писателя. «Детство». Герои повести. Влияние окружающей среды на характеры и поступки детей. (1 глава). |
ответить на вопросы стр. 84, 85 |
|
|
|||||||||||||||||||
44 |
«Свинцовые мерзости жизни», изображенные в повести «Детство». |
Комбинированный |
Изображение внутреннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. |
пересказать подробно эпизод |
|
|
|
||||||||||||||||||
45 |
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» на страницах повести «Детство». |
Комбинированный |
Бабушка, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа. |
подготовиться к сочинению |
|
|
|
||||||||||||||||||
46 |
Р/Р. Сочинение на тему «Золотая пора детства». |
Урок развития речи |
По произведениям Л. Н, Толстого, И. А. Бунина, М. Горького. |
написать сочинение |
|
|
|
||||||||||||||||||
47 |
«Легенда о Данко» (отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»). |
Комбинированный |
М. Горький «Старуха Изергиль». Легенда о Данко. Образ Данко, готовность героя на самопожертвование. |
написать эссе |
|
|
|||||||||||||||||||
48 |
Л. А. АНДРЕЕВ Личность писателя. Рассказ «Кусака». |
Урок изучения нового материала |
Л.Н. Андреев «Кусака». Общее представление о творчестве писателя, мастерство Л.Н. Андреева. Герои рассказа. Авторское сочувствие к обездоленным. |
подготовить выборочный пересказ |
|
|
|||||||||||||||||||
49 |
В.В. МАЯКОВСКИЙ. Ранние стихотворения как отражение души поэта. |
Урок изучения нового материала |
Общее представление о творчестве поэта, мастерство В.В. Маяковского. Стихотворения. Особенности поэтического языка, представления поэта о сущности творчества |
прчитать материалы стр. 102-107 |
|
|
|||||||||||||||||||
50 |
Личность поэта. «Необычайное приключение…». |
Комбинированный |
В. В. Маяковский «Необычайное приключение…» Особенности анализа стихотворения, художественные средства в стихотворении. |
прочитать рассказ «Юшка» |
|
|
|
||||||||||||||||||
51 |
А.П. ПЛАТОНОВ. Личность писателя. Рассказ «Юшка» |
Урок изучения нового материала |
А. П. Платонов. «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости. |
составить план рассказа |
|
|
|||||||||||||||||||
52 |
Вн.чт.А.П.ПЛАТО-НОВ «В прекрасном и яростном мире». Своеобразие языка прозы.
|
Урок внеклассного чтения |
Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова |
подобрать материалы к сочинению |
|
|
|
||||||||||||||||||
53 |
Р/р Сочинение «Нужны ли нам сочувствие и сострадание?» |
Урок развития речи |
|
написать сочинение |
|
|
|
||||||||||||||||||
54 |
Б.Л.Пастернак. Стихи. |
Урок изучения нового материала
|
Б.Л.Пастернак. Стихи «Никого не будет в доме», «Июль» |
прочитать наизусть |
|
|
|
||||||||||||||||||
55 |
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ – «художник с мудрым сердцем и чистой совестью». Стихотворения. |
Урок изучения нового материала |
А.Т. Твардовский. Темы стихотворений поэта. «Братья», «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «Отыграли по дымным оврагам…», «На дне моей жизни…» Великая Отечественная война в стихотворениях А.Т. Твардовского. |
читать выразительно |
|
|
|||||||||||||||||||
56 |
Вн.чт. Ритмы и образы военной лирики. |
Комбинированный |
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Стихотворения поэтов – костромичей о ВОв. Тема ВОв. |
выполнить задание стр. 163 |
|
|
|
||||||||||||||||||
57 |
Ф. АБРАМОВ и его рассказ «О чем плачут лошади». |
Урок изучения нового материала |
Ф.Абрамов. «О чем плачут лошади». Деревенская тема |
составить план рассказа |
|
|
|||||||||||||||||||
58 |
Е. НОСОВ. Рассказ «Кукла». Нравственная проблематика рассказа. |
Урок изучения нового материала |
Е.И. Носов «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека. |
прочитать рассказ |
|
|
|
||||||||||||||||||
59 |
Е. Носов «Живое пламя». |
Комбинированный |
. Е.И. Носов «Живое пламя» Тема бережного отношения к природе. |
читать материалы стр. 186-187 |
|
|
|||||||||||||||||||
60 |
Вн.чт. Ю.П.КАЗАКОВ и его рассказ «Тихое утро».
|
Урок изучения нового материала |
Ю.П. Казаков «Тихое утро». Изображение природы. Умение заглянуть в душу человека. Поведение мальчиков в минуту опасности. Яшка – верный товарищ.
|
выполнить задание стр. 201 |
|
|
|||||||||||||||||||
61 |
«Земля родная». Статьи Д.С. Лихачева. |
Урок изучения нового материала |
Лихачёв Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи. |
подготовиться к тесту |
|
|
|
||||||||||||||||||
62 |
Обобщающий урок по теме «Писатели XX века». |
Урок контроля |
|
прочитать рассказ «Беда» |
|
|
|
||||||||||||||||||
63 |
Вн.чт. М.М.Зощенко «Беда». |
Урок внеклассного чтения |
М.М.Зощенко «Беда» |
выучить наизусть стихотворение |
|
|
|
||||||||||||||||||
64 |
«Тихая моя Родина» Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего |
Комбинированный |
Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами. (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). |
подготовить сообщение |
|
|
|||||||||||||||||||
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА – 4 часа |
|
|
|||||||||||||||||||||||
65 |
Из литературы народов России. Расул Гамзатов. |
Комбинированный |
заполнение таблицы «Жанрово-композиционные особенности лирика Р. Гамзатова», коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
прочитать произведение |
|
|
|
||||||||||||||||||
66 |
Японские хокку. Творчество Р. Бернса, Дж. Байрона. |
Комбинированный |
Роберт Бернс.
«Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности. |
подготовить выразительное чтение |
|
|
|
||||||||||||||||||
67 |
О.Генри. «Дары волхвов». |
Комбинированный |
О.Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. |
ответить на вопросы стр. 278
|
|
|
|
||||||||||||||||||
68 |
Р.Д.Бредбери. «Каникулы».
|
Комбинированный |
Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ – предупреждение.Подведение итогов. Рекомендации книг для летнего чтения |
пересказать подробно |
|
|
|||||||||||||||||||
69 |
Итоговое обобщение по теме «Произведения, изученные в 7 классе» |
Урок контроля |
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: - выполнение контрольных заданий |
выполнить тест |
|
|
|||||||||||||||||||
70 |
Итоговый урок. |
Итоговый урок. |
|
|
|
||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.