Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
искусство
4 кл
22.10.2020
Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс
изо 4.docx

 

 

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тихменевская средняя общеобразовательная школа

 

Согласовано                                                                                                                                                       Утверждаю

                                                                                                                                                                              Приказ по школе №____

от «__»  _____________ 20__ г.                                                                                                                        от    «____» _______________ 20___ г.

Зам. директора по УВР _____ З.С. Викторова                                                                                                Директор школы _______С.А.Смирнов

 

 

 

 

                                                                                                    Рабочая программа

учебного курса

начального общего образования

Изобразительное искусство

4 класс

                                                                 Учителя начальных классов

                                                                                                 Харитоновой Любови Михайловны                                           

 

 

 

                                                                               2020-2021 уч. год

                               

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» для 4 общеобразовательного класса составлена  в соответствии с требованиями  Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования .

      Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

·         Федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ №373 от   06.10.2009  (с изменениями )

·         «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа» М.: Просвещение, 2011г.

·          авторская программа  «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Б.М. Неменского (М.: Просвещение, 2015г.)

·           Приказ Министерства просвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования»

·         Приказ Минобрнауки России от 10 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований  к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса  и оборудования учебных помещений»

·         Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Тихменевской средней общеобразовательной школы, утвержденная приказом директора МОУ Тихменевской СОШ от 31.08.2015 № 239.

 

      Изучение изобразительного искусства в  классе направлено на достижение следующих целей:

- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями;

- развитие общих художественных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного и пространственного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально - ценностного отношения к явлениям жизни и искусства;

           Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

- воспитывать интерес, важнейшие личностные качеств, творческие и культуростроительные способности эмоционально-ценностного отношения и любви к изобразительному искусству, художественный вкус, нравственные и эстетические чувства любви к ближнему, к своему народу, к Родине;

-воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

- развивать интерес  к основам разных видов визуально - пространственных искусств: живописи, графики,  скульптуры, дизайна, народного декоративно-прикладного искусства, внутреннему миру человека, умение соотносить свои переживания и ценностные отношения с переживаниями других людей;

-накапливать тезаурус – багаж художественных впечатлений, интонационно- образного словаря, первоначальных знаний изобразительного искусства и о изобразительном искусстве, творческих способностей в различных видах деятельности.

- совершенствовать эмоционально-образное восприятие произведений искусства и окружающего мира;

- развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

-формировать  навыки работы с различными художественными материалами.

 

Общая характеристика учебного предмета

            «Изобразительное искусство » является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
      Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
      Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства.      
      Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.      Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
      Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
      На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.      

Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

В классе есть обучающийся с ОВЗ( рекомендовано обучение в СКК 7 вида). В связи с этим используется дифференцированный  и индивидуальный подход, дидактический материал с разноуровневыми заданиями. Во внеурочное время  практикуются  индивидуальные  консультации.

При изучении изобразительного искусства используем систему: сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения.

 



Место курса  в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

 

Планируемые результаты

     В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

     Личностные результаты

·         Воспитание интереса к изобразительному искусству,

·         Формирование представлений о добре и зле.

·         Обогащение нравственного опыта.

·         Развитие нравственных чувств.

·         Развитие уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

·         Развитие воображения, творческого потенциала, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески.

·         Развитие способностей к эмоционально- ценностному отношению к искусству и окружающему миру.

·          Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной  творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

·         Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,  соотносить свою часть работы с общим замыслом;

·         Умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность     и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения   содержания и средств его выражения.

 

Метапредметные результаты

Регулятивные:

·         Понимание учебной задачи.

·         Определение последовательности действий.

·         Работа в заданном темпе.

·         Проверка работы по образцу.

·         Оценивание своего отношения к работе.

·         Выполнение советов учителя по организационной деятельности.

·         Владение отдельными приемами контроля.

·         Умение оценить работу товарища.

·         Умение планировать учебные занятия.

·         Умение работать самостоятельно.

·         Умение организовать работу по алгоритму.

·         Владение пооперационным контролем.

·         Оценивание учебных действий своих и товарища.

·         Умение работать по плану и алгоритму.

·         Планирование основных этапов работы.

·         Контролирование этапов и результатов.

 

Познавательные

·         Самостоятельная подготовка сообщений с использованием различных источников информации.

·         Овладение приемами работы различными графическими материалами.

·         Наблюдение, сравнение, сопоставление геометрической формы предмета.

·         Наблюдение природы и природных явлений.

·         Создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве.

·         Использование элементарных правил перспективы для передачи пространства на плоскости в изображении природы, городского пейзажа и сюжетных сцен.

Использование контраста для усиления эмоционально- образного звучания работы.

 

Коммуникативные

·         Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, письменном сообщении.

·         Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений.

Предметные результаты:

·         знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

·         знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

·         понимание образной природы искусства;

·         эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

·         применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

·         способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

·         умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах; 

·         усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

·         умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

·         способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  

·         способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно шение к природе, человеку, обществу;

·         умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

·         освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

·         овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 

·         умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

·         умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

·         изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

·         умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

·         способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

·         умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

·         выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

·         умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Место курса в учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы. На изучение предмета в 4 классе  отводится 1 ч в  неделю, всего 34 ч.

 

 

Содержание  (34ч)

Каждый народ — художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)

Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Многообразие культур не случайно — оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны, они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую — в этом основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур создает богатство культуры человечества.

Цельность каждой культуры также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов. Каждую культуру поэтому нужно доносить как «целостную художественную личность».

Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению, но им присуще стремление к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы гуашью, пастелью, а также с пластилином и бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4 класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.

Истоки искусства твоего народа (8ч)

Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы творчества.

Пейзаж родной земли

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.

Образ традиционного русского дома (избы)

Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.

Украшения деревянных построек и их значение

Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окна, очи дома, украшались наличниками, фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти).

Деревня — деревянный мир

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы..Изразцовое искусство В Ярославской области.. Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.

Образ красоты человека

У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).

Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежды. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».

Народные праздники

Роль праздников в жизни людей. Народные праздники  Ярославщины. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни.

Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.

Древние города твоей земли (7ч)

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от слов «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет.

Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации. Древние города Ярославской области.

Древнерусский город-крепость

Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания.

Древние соборы

Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Храмовая архитектура Ярославской области.(виртуальная экскурсия) Конструкция, символика храма. «Постройка» древнего собора из бумаги. Коллективная работа.

Древний город и его жители

Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.

Древнерусские воины-защитники

Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов.

Древние города Русской земли

Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Они похожи и непохожи  между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.

Узорочье теремов

Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего задания.

Праздничный пир в теремных палатах

Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.

Каждый народ — художник (11 ч)

Учитель может выбрать три культуры: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и  Японии  как пример культуры Востока, Но учитель может взять для изучения, например, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осознание детьми  того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик и через искусство мы приобщаемся  к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках.

Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по разным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).

Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.

Образ художественной культуры Древней Греции

Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).

Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.

Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник ВеликихПанафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).

Образ художественной культуры Японии

Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.

Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.

Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы

Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.

Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно осознание  того, что постройки, одежды, украшения у различных народов очень разные.

Искусство объединяет народы (8 ч)

Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком.

Темы в течение года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники и т. д. Дети должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато различными художественными культурами и что они не случайно разные.

Теперь задачи принципиально меняются — от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни.

Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории.

Все народы воспевают материнство

Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.

Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, отношение друг к другу.

Все народы воспевают мудрость старости

Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.

Изображение любимого пожилого человека. Главное — этостремление выразить его внутренний мир.

Сопереживание — великая тема искусства

С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).

Герои, борцы и защитники   В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов. Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком).

Юность и надежды

Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

Искусство народов мира (обобщение темы)

Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.

 

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Название раздела

Количество часов

По рабочей программе

Экскурсий

1

Истоки родного искусства

8 ч

 

2

Древние города нашей земли

7 ч

7 ч

2

3

Каждый народ-художник

11 ч

11 ч

 

4

Искусство объединяет народы

8 ч

8 ч

 

 

 

34 часа

34 часа

2

 

Темы учебных проектов: «Что подсказала природа художнику», «Лунный город»

 

Требования к уровню подготовки учащихся 4 классов

 

Учащиеся 4 класса должны

знать/понимать:

  • основные виды и жанры изобразительных искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстетическом восприятии работ;
  •  простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
  • названия наиболее крупных художественных музеев России;
  •  названия известных центров народных художественных ремесел России.

уметь:

  •  применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой
  • деятельности;
  •  различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  •  узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
  •  применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной
  • творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в
  • иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  •  добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  •  для самостоятельной творческой деятельности;
  •  обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  •  оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
  • владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной

Учебно-методический комплект

Для реализации целей и задач обучения изобразительному искусству по данной программе используется УМК «Школа России» издательства «Просвещение»:

  1. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С., Гуров Г.Е. и др. Изобразительное искусство. Каждый народ- художник. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2011 г.
  2. «Изобразительное искусство». Твоя мастерская. Рабочая тетрадь: 4 кл. Под ред. Б.М. Неменского М.: Просвещение, 2016
  3. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы/Неменский Б.М. – М.: Просвещение, 2015
  4. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Методическое пособие к учебникам под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2011

 

Оснащение учебного процесса по изобразительному искусству.

- натурные объекты и муляжи, макеты,

- печатные пособия (энциклопедии, словари, журналы и книги по искусству),

- информационно-коммуникативные средства,

- экранно-звуковые пособия,

- технические средства обучения (компьютер, проектор, DVD и CD диски по живописи, графике, архитектуре, дизайну, народным промыслам, художественным музеям России и мира),

- учебно-практическое обеспечение (УМК, наглядные пособия),

- программно-методическое обеспечение (стандарты, примерные программы, авторские программы), художественные материалы.

Цифровые образовательные ресурсы

·         "Art project" – энциклопедия искусств. История мирового искусства. Картинные галереи. Адреса музеев. Страницы арт-школы и виртуальной академии фотоискусства: учебные материалы. http://www.artprojekt.ru/

·         "Планета Small Bay" – арт-портал. Электронная библиотека. Фотографии работ великих мастеров живописи и скульптуры, шедевров архитектуры и др. Статьи. Манускрипты и рукописи. http://smallbay.ru/

·         "История изобразительного искусства" – информация о выдающихся художниках разных эпох, картины художников разных стран, характеристика стилей. Информация о музеях: Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей и др. http://www.arthistory.ru/

·         "Всеобщая история искусств" – энциклопедия. Материалы по истории Древнего мира. http://artyx.ru/

·         "Живопись.ру" – энциклопедия живописи. Картинная галерея, биографии русских художников. http://jivopis.ru/

·         "Art-каталог" – собрание живописи и графики. Галерея картин известных художников, биографии. http://www.art-catalog.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые предметные результаты освоения материала

Универсальные учебные действия

 

 

 

 

 

Истоки родного искусства (8 часов)

 

 

 

1

 

Пейзаж родной земли

Урок введе­ния в новую тему

Характеризовать красоту при­роды родного края. Характери­зовать особенности красоты природы разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выра­зительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую приро­ду (пейзаж)

Воспринимать и эстетически оцени­вать красоту природы родной земли. Давать эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусско­го, горного, степного, таежного и др. Учиться видеть разнообразие при­родной среды и называть особенно­сти среднерусской природы. Назы­вать характерные черты родного для ребенка пейзажа. Овладевать живо­писными навыками работы гуашью

Строить рассуждения в форме связи простых сужде­ний об объекте, его строе­нии. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения

 

 

2

 

Пейзаж родной земли

Комбиниро­ванный урок

Использовать выразительные средства живописи для созда­ния образов природы. Изобра­жать российскую природу (пей­заж)

Учиться видеть красоту природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Василь­ев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). На­зывать роль искусства в понимании красоты природы. Представлять из­менчивость природы в разное время года и в течение дня Учиться ви­деть красоту разных времен года. Овладевать живописными навыками работы гуашью

Участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств. Понимать цен­ность искусства в соответст­вии гармонии человека с ок­ружающим миром. Давать оценку своей работе и рабо­те товарища по заданным критериям

 

 

3

 

Деревня - де­ревянный мир

Урок фор­мирования умений и навыков

Рассуждать о роли природных условий в характере традици­онной культуры народа. Рас­сказывать об избе, как образе традиционного русского дома. Рассказывать о воплощении в конструкции и декоре избы кос­могонических представлений — представлений о порядке и уст­ройстве мира. Объяснять кон­струкцию избы и назначение её частей.

Воспринимать и эстетически оцени­вать красоту русского деревянного зодчества. Учиться видеть традици­онный образ деревни и понимать связь человека с окружающим миром природы. Называть природные ма­териалы для постройки, роль дерева. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее от­дельных элементов: венец, клеть, сруб, двускатная крыша. Овладевать навыками конструирования — конст-

Проектировать изделие: создавать образ в соответст­вии с замыслом и реализо­вывать его.

Строить рассуждения в форме связи простых сужде­ний об объекте, его строении. Учитывать правила в пла­нировании и контроле спосо­ба решения.

Овладевать навыками кол­лективной деятельности, ра-

 

 

 

 

 

Понимать единство красоты и пользы, единство функцио­нальных и духовных смыслов. Рассказывать об украшениях избы и их значениях. Характе­ризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Изображать избу или моделировать её из бумаги (объём, полуобъём). Использо­вать материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей

руировать макет избы. Учиться изо­бражать графическими или живопис­ными средствами образ русской избы.

ботать организованно в ко­манде одноклассников под руководством учителя

 

 

4

 

Деревня - де­ревянный мир

Комбиниро­ванный урок

Рассказывать о деревянной храмовой архитектуре. Раскры­вать традиции конструирования и декора избы в разных облас­тях России. Создавать образ традиционной деревни: коллек­тивное панно или объёмная пространственная постройка из бумаги (с объединением инди­видуально сделанных деталей)

Называть различные виды изб. Объ­яснять разнообразие сельских дере­вянных построек: избы, ворота, амба­ры, колодцы, избы и других построек традиционной деревни и т. д. Видеть красоту русского деревянного зодче­ства. Понимать значение слова «зодчество». Учиться создавать коллективное панно (объёмный ма­кет) способом объединения индиви­дуально сделанных изображений

Овладевать навыками кол­лективной работы при вы­полнении учебных практиче­ских работ и реализации не­сложных проектов. Осуще­ствлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата

 

 

5

 

Красота

человека

Урок-

дискуссия

Объяснять представление на­рода о красоте человека, свя­занное с традициями жизни и труда в определенных природ­ных и исторических условиях. Приобретать опыт эмоциональ­ного восприятия традиционного народного костюма. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Укра­шения и Мастера Постройки) при создании русского на­родного костюма. Размышлять о традиционной одежде как о выражении образа красоты че­ловека.

Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты. Пони­мать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Овладе­вать навыками изображения фигуры человека

Осуществлять анализ объ­ектов с выделением сущест­венных и несущественных признаков; строить рассуж­дения в форме связи про­стых суждений об объекте. Осуществлять поиск ин­формации, используя мате­риалы представленных ри­сунков и учебника, выделять этапы работы

 

 

 

 

 

Рассматривать женский празд­ничный костюм как концентра­цию народных представлений об устройстве мира. Изобра­жать женские и мужские образы в народных костюмах, исполь­зовать гуашь, кисти, бумагу, клей, ножницы. (Вариант зада­ния: изготовление кукол по типу народных тряпичных или леп­ных фигур.)

 

 

 

 

6

 

Красота

человека

Комбиниро­ванный урок

Характеризовать и эстетически оценивать образы человека- труженика в произведениях ху­дожников (А. Венецианов,

И Аргунов, В. Суриков, В. Вас­нецов, В. Тропинин, 3. Сереб­рякова, Б. Кустодиев). Рассуж­дать об образе труда в народ­ной культуре.

Изображать сцены труда из крестьянской жизни

Учиться изображать сцены труда из крестьянской жизни

Участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств. Понимать цен­ность искусства в соответст­вии гармонии человека с ок­ружающим миром. Давать оценку своей работе и рабо­те товарища по заданным критериям

 

 

7

 

Народные

праздники

Комбиниро­ванный урок

Рассказывать о празднике как о народном образе радости и счастливой жизни. Понимать роль традиционных народных праздников в жизни людей. Изображать календарные праздники (коллективная рабо­та - панно): осенний праздник урожая, ярмарка; народные гу­лянья, связанные с приходом весны или концом страды и др., используя гуашь, кисти, листы бумаги (или обои), (возможно создание индивидуальных ком­позиционных работ)

Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников. Соз­давать индивидуальные композици­онные работы и коллективные панно на тему народного праздника. Овла­девать на практике элементарными основами композиции. Осваивать алгоритм выполнения коллективного панно на тему народного праздника

Проектировать изделие: создавать образ в соответст­вии с замыслом и реализо­вывать его Осуществлять анализ объектов с выделе­нием существенных и несу­щественных признаков; стро­ить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

 

 

8

 

Народные

праздники

(обобщение

темы)

Урок обоб­щения и системати­зации знаний. Урок- выставка

Воспринимать и характеризо­вать образ народного праздни­ка в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.). Продолжить работу по выполнению коллективного панно на тему народного праздника

Знать и называть несколько произ­ведений русских художников на тему народных праздников. Создавать индивидуальные композиционныеработы и коллективные панно на тему народного праздника. Овладевать на практике элементарными основами композиции. Осваивать алгоритм вы­полнения коллективного панно на те­му народного праздника

Овладевать навыками кол­лективной работы при вы­полнении учебных практиче­ских работ и реализации несложных проектов. Осуще­ствлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата

 

 

 

 

 

Древние города нашей земли (7 часов)

 

9

 

9

1

 

Родной угол

Урок введе­ния в новую тему

Характеризовать образ древнего русского города. Объяснять зна­чение выбора места для построй­ки города. Рассказывать о впе­чатлении, которое производил город при приближении к нему. Описывать крепостные стены и башни, въездные ворота. Объяснять роль пропорций в формировании конструктивного образа города.

Знакомиться с картинами рус­ских художников (А.Васнецова, И. Билибин, Н Рерих, С.Рябушкин и др.).

Создавать макет древнерус­ского города (конструирование из бумаги или лепка крепостных стен и башен). (Вариант зада­ния: изобразительный образ города-крепости).

Использовать материалы, бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки; графические материалы

Понимать и объяснять роль и зна­чение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего про­странства древнерусского города (кремль, торг, посад).

Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное зна­чение вертикалей и горизонталей в ор­ганизации городского пространства. Называть картины художников, изо­бражающих древнерусские города. Создавать макет древнерусского города.

Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитек­туры.

Понимать значения слов «верти­каль» и «горизонталь»

Составлять план и после­довательность действии Осуществлять самокон­троль и корректировку хода работы и конечного резуль­тата.

Участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств.

Понимать ценность искусст­ва в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Давать оценку своей работе и работе товарища по задан­ным критериям

 

10

 

Древние

соборы

I

Комбиниро­ванный урок

Составлять рассказ о соборах как о святыни города, воплоще­нии красоты, могущества и си­лы государства, как об архитек­турном и смысловом центре города.

Раскрывать особенности конст-

Получать представление о конст­рукции здания древнерусского камен­ного храма.

Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или по-

Проектировать изделие: создавать образ в соответст­вии с замыслом и реализо­вывать его.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущест-

 

 

 

 

рукции и символики древне­русского каменного храма, объ­яснять смысловое значение его частей.

Называть значение постройки, украшения и изображения в здании храма.

Создавать макет города с по­мощью лепки или постройки макета здания древнерусского каменного храма, (вариант за­дания: изображение храма). Использовать материалы: пла­стилин, стеки, коробки, ножни­цы, клей; гуашь, кисти, бумагу

стройка макета здания; изобразитель­ное решение)

венных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объ­екте

 

11

 

Г орода

Русской земли

Комбиниро­ванный урок

Называть основные структур­ные части города: Кремль, торг, посад. Рассказывать о раз­мещении и характере жилых построек, их соответствии сельскому деревянному дому с усадьбой.

Рассказывать о монастырях как о произведении архитектуры и их роли в жизни древних городов.

Рассказывать о жителях древ­нерусских городов, о со­ответствии их одежды архитек- турно-предметной среде. Выполнять коллективную рабо­ту: моделирование жилого на­полнения города, завершение постройки макета города. Ва­риант задания: изображение древнерусского города (внеш­ний или внутренний вид города).

Использовать материалы: бу­магу, коробки, ножницы, клей; тушь, палочка или гуашь, кисти

Называть основные структурные части города,сравнивать и оп­ределять их функции, назначение. Изображать и моделировать напол­ненное жизнью людей пространство древнерусского города.

Учиться понимать красоту истори­ческого образа города и его значение для современной архитектуры. Интересоваться историей своей страны

Участвовать в творческой деятельности при выполне­нии учебных практических работ и реализации неслож­ных проектов. Осуществ­лять самоконтроль и коррек­тировку хода работы и ко­нечного результата. Формулировать собственное мнение и позицию

 

12

 

Древнерус­ские воины- защитники

Комбиниро­ванный урок

Рассказывать об образе жизни лю­дей древнерусского города; о князе и его дружине, о торговом люде. Характеризовать одежду и ору­жие воинов: их форму и красоту. Определять значение цвета в одежде, символические значе­ния орнаментов.

Развивать навыки ритмической организации листа, изображе­ния человека.

Изображать древнерусских воинов, княжескую дружину. Использовать материалы: гу­ашь и кисти или мелки, бумагу

Называть картины художников, изо­бражающих древнерусских воинов — защитников Родины (В. Васнецов,

И. Билибин, П. Корин и др.). Изображать древнерусских воинов (князя и его дружину).

Овладевать навыками изображения фигуры человека

Участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств.

Понимать ценность искусст­ва в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Давать оценку своей работе и работе товарища по задан­ным критериям

 

13

 

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва

Урок-

путешест­вие

Определять общий характер и архитектурное своеобразие разных городов.

Рассказывать о старинном ар­хитектурном образе Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Характеризовать особый облик города, сформированный исто­рией и характером деятель­ности жителей.

Рассказывать о храмах- памятниках в Москве: о Покров­ском соборе (храм Василия Бла­женного) на Красной площади, о каменной шатровой церкви Воз­несения в Коломенском. Беседа-путешествие — зна­комство с исторической архи­тектурой города.

(Вариант задания: живописное или графическое изображение древнерусского города.) Использовать материалы: гу­ашь, кисти, бумагу или мелки

Анализировать ценность и неповто­римость памятников древнерусской архитектуры.

Воспринимать и эстетически пере­живать красоту городов, сохранив­ших исторический облик, — свидете­лей нашей истории.

Выражать свое отношение к архи­тектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.

Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России.

Объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества.

Создавать образ древнерусского города

Участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств.

Понимать ценность искусст­ва в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Воспринимать, сравнивать, анализировать объекты, от­мечать особенности формы и украшений.

Осуществлять анализ объ­ектов с выделением сущест­венных и несущественных признаков; строить рассуж­дения в форме связи про­стых суждений об объекте

 

14

 

Узорочье

теремов

Урок-сказка

Рассказывать о росте и изме­нении назначения городов — торговых и ремесленных цент­ров. Иметь представление о богатом украшении городских построек, о теремах, княжеских дворцах, боярских палатах, го­родских усадьбах.

Объяснять отражение природ­ной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов).

Изображать интерьер теремных палат.

Использовать материалы: лис­ты бумаги для панно (бумага тонированная или цветная), гуашь, кисти

Имегпь представление о развитии декора городских архитектурных по­строек и декоративном украшении ин­терьеров (теремных палат). Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изобра­жения, Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат.

Выражать в изображении празднич­ную нарядность, узорочье интерьера терема (подготовка фона для сле­дующего задания).

Понимать значение слова «изразцы»

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту.

Проектировать изделие: создавать образ в соответст­вии с замыслом и реализо­вывать его.

Строить рассуждения в форме связи простых сужде­ний об объекте, его строе­нии. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения

 

15

 

Пир в терем­ных палатах (обобщение темы)

Урок-

фантазия

Объяснять роль постройки, ук­рашения и изображения в соз­дании образа древнерусского города.

Изображать праздник в интерь­ере царских или княжеских па­лат, участников пира (бояр, боярынь, музыкантов, царских стрельцов, прислужников). Изо­бражать посуду на праздничных столах.

Использовать материалы: гу­ашь, кисти, бумагу, ножницы, клей

Понимать роль постройки, изобра­жения, украшения при создании об­раза древнерусского города. Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах.

Создавать многофигурные компо­зиции в коллективных панно

Сотрудничать в процессе создания общей композиции. Овладевать навыками кол­лективной работы при вы­полнении учебных практиче­ских работ и реализации не­сложных проектов. Осуществлять самокон­троль и корректировку хода работы и конечного резуль­тата

Каждый народ - художник (11 часов)

 

16

 

Страна восхо­дящего солн­ца. Образ ху­дожественной культуры Японии

Урок введе­ния в новую тему

Рассказывать о художествен­ной культуре Японии , как об очень целостной, экзотичной и в то же время вписанной в со­временный мир.

Умение видеть бесценную кра­соту каждого маленького мо­мента жизни, внимание к красоте деталей,

Обрести знания о многообразии представлений народов мира о кра­соте.

Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.

Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности раз­личных художественных культур.

Участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств.

Понимать ценность искусст­ва в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Давать оценку своей работе и работе товарища по задан­ным критериям

 

 

 

 

их многозначность и символический смысл. Рассказывать о традиционных постройках: о легких сквозных конструкциях построек с пере­движными ширмами, отвечаю­щих потребности быть в посто­янном контакте с природой. Изображать природу через ха­рактерные детали. Использовать материалы: лис­ты мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гу­ашь), тушь, мягкая кисть

Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии пони­мания красоты природы.

Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды). Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветки дерева с птичкой; цветок с ба­бочкой; трава с кузнечиками, стреко­зами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать жи­вописные и графические навыки. Приобретать новые навыки в изо­бражении природы, новые конструк­тивные навыки, новые композицион­ные навыки.

 

 

17

 

Страна восхо­дящего солн­ца. Образ ху­дожественной культуры Японии

Комбиниро­ванный урок

Характеризовать образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орна­мент росписи японского платья- кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Называть характерные особен­ности японского искусства: графичность, хрупкость и рит­мическая асимметрия. Изображать японок в кимоно, пе­редавать характерные черты лица, прически, волнообразные движе­ния фигуры. (Вариант задания: выполнение в объёме или полу- объёме бумажной куклы в кимоно)

Создавать женский образ в нацио­нальной одежде в традициях японско­го искусства.

Сопоставлять традиционные пред­ставления о красоте русской и япон­ской женщин.

Приобретать новые навыки в изо­бражении человека, новые конструк­тивные навыки, новые композицион­ные навыки.

Осваивать новые эстетические пред­ставления о поэтической красоте мира

Осуществлять анализ объ­ектов с выделением сущест­венных и несущественных признаков; строить рассуж­дения в форме связи про­стых суждений об объекте

 

18

 

Страна восхо­дящего солн­ца. Образ ху­дожественной культуры Японии

Урок-проект

Объяснять особенности изо­бражения, украшения и по­стройки в искусстве Японии. Называть традиционные празд­ники: «Праздник цветения виш­ни-сакуры», «Праздник хризан­тем» и др.

Создавать коллективное панно «Праздник цветения вишни- сакуры» или «Праздник хризан­тем» (плоскостной или про­странственный коллаж). Использовать материалы: большие листы бумаги, гуашь или акварель,пастель, каран­даши, ножницы, клей

Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.

Осваивать новые эстетические пред­ставления о поэтической красоте мира

Овладевать навыками кол­лективной работы при вы­полнении учебных практиче­ских работ и реализации не­сложных проектов. Осуществлять самокон­троль и корректировку хода работы и конечного резуль­тата.

Создавать элементарные композиции на заданную те­му, давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их

 

19

 

Народы гор и степей

Комбиниро­ванный урок

Рассказывать о разнообразии природы нашей планеты и спо­собности человека жить в самых разных природных условиях. Объяснять связь художествен­ного образа культуры с при­родными условиями жизни на­рода.

Видеть изобретательность чело­века в построении своего мира. Называть природные мотивы орнамента, его связь с разно­травным ковром степи. Изображать жизнь в степи и кра­соты пустых пространств (раз­витие живописных навыков). Использовать материалы: гу­ашь, кисти, бумагу

Понимать и объяснить разнообра­зие и красоту природы различных ре­гионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных при­родных условиях, создавать свою са­мобытную художественную культуру. Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа.

Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятель­ной творческой работы

Создавать элементарные композиции на заданную те­му, давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их

 

20

 

Народы гор и степей

Комбиниро­ванный урок

Продолжение работы. Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков).

Использовать материалы: гу­ашь, кисти, бумагу

Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа.

Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятель­ной творческой работы

Строить рассуждения в форме связи простых сужде­ний об объекте, его строе­нии. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения

 

21

 

Города в пустыне

Урок-

фантазия

Рассказывать о городах в пустыне.

Видеть орнаментальный харак­тер культуры.

Создавать образ древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитек­турных построек).

Использовать материалы: цветная бумагу, мелки, ножни­цы, клей

Характеризовать особенности худо­жественной культуры Средней Азии. Объяснять связь архитектурных по­строек с особенностями природы и природных материалов.

Создавать образ древнего средне­азиатского города.

Овладевать навыками конструиро­вания из бумаги и орнаментальной графики

Проектировать изделие: соз­давать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять анализ объектов с выделением су­щественных и несуществен­ных признаков; строить рас­суждения в форме связи простых суждений об объек­те, его строении

 

22

 

Древняя

Эллада

Комбиниро­ванный урок

Рассказывать об особом значе­нии искусства Древней Греции для культуры Европы и России. Определять храм как совер­шенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Видеть красоту построения че­ловеческого тела — «архитек­туру» тела, воспетую греками. Изображать греческий храм (полуобъёмные или плоские аппликации) для панно или объёмное моделирование из бумаги; изображать фигуры олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия;

Использовать материалы: бу­магу, ножницы, клей; гуашь, кисти

Эстетически воспринимать произ­ведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним. Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произ­ведения.

Уметь характеризовать отличи­тельные черты и конструктивные эле­менты древнегреческого храма, изме­нение образа при изменении пропор­ций постройки.

Моделировать из бумаги конструк­цию греческих храмов.

Осваивать основы конструкции, со­отношение основных пропорций фи­гуры человека.

Изображать олимпийских спортсме­нов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в тра­диционных одеждах)

Участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств.

Понимать ценность искусст­ва в соответствии гармонии человека с окружающим миром

Давать оценку своей работе и работе товарища по задан­ным критериям

 

23

 

Древняя

Эллада

Урок-

фантазия

Рассказывать о повседневной жизни.

Называть праздники: Олимпий­ские игры, праздник Великих Панафиней.

Определять особенности изо­бражения, украшения и по­стройки в искусстве древних греков.

Приобретать навыки создания коллективного панно «Древне­греческий праздник» (пейзаж, храмовые постройки, празднич­ное шествие или Олимпийские игры).

Использовать материалы: бу­магу, ножницы, клей; гуашь, кисти

Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников

Строить рассуждения в форме связи простых сужде­ний об объекте, его строе­нии. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения

 

24

 

Европейские города сред­невековья

Урок-беседа

Знакомиться с образом готиче­ских городов средневековой Европы: узкие улицы и сплош­ные фасады каменных домов. Видеть красоту готического храма, его величие и устрем­ленность вверх, готические витражи и производимое ими впечатление.

Рассказывать о ратуше и цен­тральной площади города, о городской толпе,сословном разделении людей. Рассматри­вать средневековые готические костюмы, их вертикальные ли­нии, удлиненные пропорции. Подготовительный этап: изу­чать архитектуру, одежду чело­века и его окружение (предмет­ный мир) европейских городов средневековья

Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Использовать выразительные воз­можности пропорций в практической творческой работе.

Развивать навыки изображения че­ловека в условиях новой образной си­стемы.

Понимать значение выражения «го­тический стиль»

Строить рассуждения в форме связи простых сужде­ний об объекте, его строении. Участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств.

Понимать ценность искусст­ва з соответствии гармонии человека с окружающим миром

 

25

 

Европейские города сред­невековья

Урок-проект

Видеть единство форм костюма и архитектуры, общее в их кон­струкции и украшениях. Создавать панно «Площадь средневекового города» (или «Праздник цехов ремесленни­ков на городской площади»). Использовать материалы: цветную и тонированную бума­гу, гуашь, кисти (или пастель), ножницы, клей

Создавать коллективное панно. Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма)

Обретать новые навыки в конструировании из бумаги. Овладевать навыками кол­лективной работы при вы­полнении учебных практиче­ских работ и реализации не­сложных проектов. Осуществлять самокон­троль и корректировку хода работы и конечного резуль­тата

 

26

 

Многообразие художествен­ных культур в мире (обоб­щение темы)

Комбиниро­ванный урок

Рассуждать о богатстве и мно­гообразии художественных культур народов мира. Объяснять влияние особенностей природы на характер традицион­ных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты челове­ка, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа). Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разны­ми художественными культурами. Участвовать в выставке работ и беседе на тему «Каждый народ — художник».

Понимать разности творческой работы в разных культурах

Осознавать цельность каждой куль­туры, естественную взаимосвязь ее проявлений.

Узнавать по предъявляемым произ­ведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. Соотносить особенности традици­онной культуры народов мира в вы­сказываниях, эмоциональных оцен­ках, собственной художественно­творческой деятельности

Понимать ценность искусст­ва в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Давать оценку своей работе и работе товарища по задан­ным критериям

Искусство объединяет народы (8 часов)

 

 

27

 

Материнство

Урок введе­ния в новую тему

Рассказывать о своих впечат­лениях от общения с произве­дениями искусства, анализиро­вать выразительные средства произведений.

Развивать навыки творческого восприятия произведений ис­кусства и композиционного изо­бражения.

Изображать (по представле­нию) образ матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отноше­ния друг к другу.

Использовать материалы: гу­ашь, кисти или пастель, бумага

Узнавать и приводить примеры про­изведений искусств, выражающих красоту материнства.

Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатле­ния от произведений искусства и жизни

Осуществлять поиск ин­формации, используя мате­риалы представленных ри­сунков и учебника, выделять этапы работы.

Участвовать в творческой деятельности при выполне­нии учебных практических работ

 

28

 

Материнство

Урок-проект

Продолжение работы. Изображать (по представле­нию) образ матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отноше­ния друг к другу.

Использовать материалы: гу­ашь, кисти или пастель, бумага

Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатле­ния от произведений искусства и жизни

Участвовать в творческой деятельности при выполне­нии учебных практических работ

 

29

 

Мудрость

старости

Комбиниро­ванный урок

Наблюдать проявления духов­ного мира в лицах близких людей.

Видеть выражение мудрости старости в произведениях ис­кусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.). Создавать изображение люби­мого пожилого человека, пере­давать стремление выразить его внутренний мир. Использовать материалы: гу­ашь или мелки, пастель, бумага

Развивать навыки восприятия про­изведений искусства.

Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразитель­ный образ пожилого человека (изо­бражение по представлению на ос­нове наблюдений)

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

Понимать ценность искусст­ва в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Давать оценку своей работе и работе товарища по задан­ным критериям

 

30

 

Сопережива­ние

Комбиниро­ванный урок

Рассуждать о том, что искусст­во разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зри­теля.

Учиться видеть изображение печали и страдания в искус­стве.

Создавать рисунок с драмати­ческим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.). Использовать материалы: гу­ашь (черная или белая), кисти, бумага

Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выража­ется печальное и трагическое содер­жание.

Эмоционально откликаться на об­разы страдания в произведениях ис­кусства, пробуждающих чувства пе­чали и участия.

Выражать художественными сред­ствами свое отношение при изобра­жении печального события. Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет

Осуществлять анализ объек­тов с выделением сущест­венных и несущественных признаков; строить рассужде­ния в форме связи простых суждений об объекте.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

Понимать ценность искусст­ва в соответствии гармонии человека с окружающим миром

 

31

 

Герои-

защитники

Комбиниро­ванный урок

Рассуждать о том, что все на­роды имеют своих героев-за- щитников и воспевают их в своем искусстве.

Выполнять лепку эскиза памят­ника герою.

Использовать материалы: пла­стилин, стеки, дощечка

Приобретать творческий компози­ционный опыт в создании героическо­го образа.

Приводить примеры памятников ге­роям Отечества.

Приобретать творческий опыт соз­дания проекта памятника героям (в объеме).

Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композицион­ного построения в скульптуре

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

Понимать ценность искусст­ва в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Давать оценку своей работе и работе товарища по задан­ным критериям

 

32

 

Юность и надежды

Урок-проект

Рассуждать о том, что в искус­стве всех народов присутст­вуют мечта, надежда на свет­лое будущее, радость молодо­сти и любовь к своим детям. Выполнять изображение радо­сти детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

Использовать материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага

Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвя­щенных теме детства, юности, наде­жды, уметь выражать свое отноше­ние к ним.

Выражать художественными сред­ствами радость при изображении те­мы детства, юности, светлой мечты. Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видении жизни

Строить рассуждения в форме связи простых сужде­ний об объекте, его строении. Учитывать правила в пла­нировании и контроле спосо­ба решения

 

33-

34

 

Искусство на­родов мира (обобщение темы)

Урок-

выставка

Рассказывать об особенностях художественной культуры раз­ных (знакомых по урокам) на­родов, об особенностях пони­мания ими красоты.

Объяснять, почему многообра­зие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира.

Обсуждать и анализировать свои работы и работы одно­классников с позиций творче­ских задач, с точки зрения вы­ражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении вы­ставки

Объяснять и оценивать свои впе­чатления от произведений искусства разных народов.

Узнавать и называть, к каким худо­жественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традици­онной культуры

Осуществлять анализ объектов выделением существенных и несущественных признаков; строить. рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство » является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру,…

Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство » является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру,…

Место курса в учебном плане

Место курса в учебном плане

Владение отдельными приемами контроля

Владение отдельными приемами контроля

России и художественных музеев своего региона; · умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; · способность…

России и художественных музеев своего региона; · умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; · способность…

Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов

Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы

Древнерусские воины-защитники

Древнерусские воины-защитники

Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни

Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни

Сопереживание — великая тема искусства

Сопереживание — великая тема искусства

России; названия известных центров народных художественных ремесел

России; названия известных центров народных художественных ремесел

DVD и CD диски по живописи, графике, архитектуре, дизайну, народным промыслам, художественным музеям

DVD и CD диски по живописи, графике, архитектуре, дизайну, народным промыслам, художественным музеям

Календарно – тематическое планирование № п/п

Календарно – тематическое планирование № п/п

Пейзаж родной земли Комбиниро­ванный урок

Пейзаж родной земли Комбиниро­ванный урок

Деревня - де­ревянный мир

Деревня - де­ревянный мир

Красота человека Комбиниро­ванный урок

Красота человека Комбиниро­ванный урок

Родной угол Урок введе­ния в новую тему

Родной угол Урок введе­ния в новую тему

Г орода Русской земли Комбиниро­ванный урок

Г орода Русской земли Комбиниро­ванный урок

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль

Пир в терем­ных палатах (обобщение темы)

Пир в терем­ных палатах (обобщение темы)

Рассказывать о традиционных постройках: о легких сквозных конструкциях построек с пере­движными ширмами, отвечаю­щих потребности быть в посто­янном контакте с природой

Рассказывать о традиционных постройках: о легких сквозных конструкциях построек с пере­движными ширмами, отвечаю­щих потребности быть в посто­янном контакте с природой

Страна восхо­дящего солн­ца

Страна восхо­дящего солн­ца

Города в пустыне Урок- фантазия

Города в пустыне Урок- фантазия

Древняя Эллада Урок- фантазия

Древняя Эллада Урок- фантазия

Европейские города сред­невековья

Европейские города сред­невековья

Материнство Урок введе­ния в новую тему

Материнство Урок введе­ния в новую тему

Сопережива­ние Комбиниро­ванный урок

Сопережива­ние Комбиниро­ванный урок

Юность и надежды Урок-проект

Юность и надежды Урок-проект

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2020