Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9а классе (3 часа в неделю) по учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, и др. на 2020/2021 учебный год.
№ п/п |
Дата проведения |
Тема занятия |
Кол-во час. |
|
План. |
Факт |
|||
1 |
04.09. |
|
Введение. Литература и её роль в духовной жизни человека. |
1 |
2 |
05.09 |
|
Художественные особенности древнерусской литературы. |
1 |
3 |
11.09. |
|
«Слово о полку Игореве» как величайший памятник Древней Руси. |
1 |
4 |
13.09. |
|
Центральные образы и основная идея «Слова…». |
1 |
5 |
15.09. |
|
Р.р. Сочинение по теме «Центральные образы «Слова…» (выбор). |
1 |
6 |
18.09. |
|
Классицизм в русском и мировом искусстве.
|
1 |
7 |
20.09. |
|
М.В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). Художественные особенности оды «Вечернее размышление…». |
1 |
8 |
22.09. |
|
М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…»: лейтмотивы. |
1 |
9 |
25.09. |
|
Г.Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судьям»: особенности тематики и стиля. |
1 |
10 |
27.09. |
|
Г.Р. Державин «Памятник»: тема поэта и поэзии. Квинт Гораций Флакк: слово о поэте. «К Мельпомене». |
1 |
11 |
29.09. |
|
Понятие о сентиментализме. |
1 |
12 |
02.10 |
|
Н.М. Карамзин: слово о писателе. «Бедная Лиза»: сюжет и герои. |
1 |
13 |
04.10 |
|
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»: идея и проблематика произведения. |
1 |
14 |
06.10 |
|
Н.М. Карамзин: «Осень» и другие произведения писателя. |
1 |
15 |
09.10 |
|
Р.р.Сочинение по теме «Чем современна литература XVIII века?» |
1 |
16 |
11.10 |
|
Русские поэты первой половины XIX века.
|
1 |
17 |
13.10 |
|
В.А. Жуковский – поэт-романтик. Стихотворение «Море» - романтические образы. |
1 |
18 |
16.10 |
|
В.А. Жуковский «Невыразимое» - тема поэта и поэзии. |
1 |
19 |
18.10 |
|
В.А. Жуковский «Светлана»: черты баллады. |
1 |
20 |
20.10 |
|
В.А. Жуковский «Светлана»: образ главной героини. |
1 |
21 |
23.10 |
|
А.С. Грибоедов: жизнь и творчество писателя (обзор). Комедия «Горе от ума»: творческая история создания. |
1 |
22 |
25.10 |
|
А.С. Грибоедов «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва. |
1 |
23 |
27.10 |
|
А.С. Грибоедов «Горе от ума»: образ Чацкого. |
1 |
24 |
06.11 |
|
А.С. Грибоедов «Горе от ума»: язык произведения. |
1 |
25 |
10.11 |
|
А.С. Грибоедов «Горе от ума» в зеркале русской критики. |
1 |
26 |
13.11 |
|
Р.р.Сочинение по теме «Образы героев в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (выбор). |
|
27 |
15.11 |
|
А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. |
1 |
28 |
17.11 |
|
А.С. Пушкин: тема свободы. |
1 |
29 |
20.11 |
|
А.С. Пушкин: любовь как гармония душ. |
1 |
30 |
22.11 |
|
А.С. Пушкин: тема поэта и поэзии. |
1 |
31 |
24.11 |
|
А.С. Пушкин: две Болдинские осени в творчестве поэта. |
1 |
32 |
27.11 |
|
Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века |
|
33 |
2.12 |
|
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»: два типа мировосприятия. |
1 |
34 |
3.11 |
|
А.С. Пушкин «Памятник»: самооценка в творчестве поэта. |
1 |
35 |
4.11 |
|
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как новаторское произведение. |
1 |
36 |
06.12 |
|
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: главные образы. |
|
37 |
08.12 |
|
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев. |
1 |
38 |
11.12 |
|
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: образ автора. |
1 |
39 |
13.12 |
|
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. |
1 |
40 |
15.12 |
|
Сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» |
1 |
41 |
18.12 |
|
М.Ю. Лермонтов: хронология жизни и творчества. |
1 |
42 |
20.12 |
|
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. |
1 |
43 |
22.12 |
|
Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова. |
1 |
44 |
25.12 |
|
Тема родины в лирике М.Ю. Лермонтова. |
1 |
45 |
10.01 |
|
Тема одиночества в лирике Лермонтова. |
1 |
46 |
12.01 |
|
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: общая характеристика романа. |
1 |
47 |
15.01 |
|
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» главы «Бэла», |
1 |
48 |
17.01 |
|
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» главы «Максим Максимыч». |
1 |
49 |
19.01 |
|
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). |
2 |
50 |
22.01 |
|
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. |
1 |
51 |
24.01 |
|
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (глава «Фаталист») |
1 |
52 |
26.01 |
|
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: дружба и любовь в жизни Печорина. |
1 |
53 |
29.01 |
|
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: оценка критиков. |
1 |
54 |
31.01 |
|
Р.р. Сочинение) по роману «Герой нашего времени». |
1 |
55 |
02.02 |
|
Н.В. Гоголь. Повесть «Мёртвые души»: история создания. |
1 |
56 |
05.02 |
|
Система образов в поэме Н.В. Гоголя: мёртвые и живые души. |
2 |
57 |
07.02 |
|
Чичиков – новый герой эпохи или антигерой? |
1 |
58 |
09.02 |
|
Н.В. Гоголь «Мёртвые души»: поэма о величии России. |
1 |
59 |
12.02 |
|
Поэма «Мёртвые души» в зеркале русской критики. |
1 |
60 |
14.02 |
|
Р.р. Сочинение по теме «Мёртвые и живые души поэмы Н.В. Гоголя». |
1 |
61 |
16.02 |
|
Ф.М. Достоевский: слово о писателе. |
1 |
62 |
19.02 |
|
Ф.М. Достоевский «Белые ночи»: тип «петербургского мечтателя». |
1 |
63 |
21.02 |
|
Роль истории Настеньки в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи». |
1 |
64 |
23.02 |
|
А.П. Чехов: слово о писателе. |
1 |
65 |
26.02 |
|
А.П. Чехов «Тоска»: тема одиночества. |
1 |
66 |
28/02 |
|
А.П. Чехов «Смерть чиновника» |
1 |
67 |
02.03 |
|
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. |
1 |
68 |
05.03 |
|
Разнообразие видов и жанров прозаических произведений XX века. |
1 |
69 |
07.03 |
|
И.А. Бунин. Рассказ «Тёмные аллеи»: лиризм повествования. |
1 |
70 |
09.03 |
|
М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце»: история создания. |
1 |
71 |
12.03 |
|
М.А. Булгаков «Собачье сердце». |
1 |
72 |
|
|
М.А. Булгаков «Собачье сердце». |
1 |
73 |
14.03 |
|
М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» |
1 |
74 |
16.03 |
|
Судьбы родины и человека в произведении М.А. Шолохова. |
1 |
75 |
19/03 |
|
А.И. Солженицын: слово о писателе. |
1 |
76 |
20.03 |
|
А.И. Солженицын рассказ «Матрёнин двор» |
1 |
77 |
29.03 |
|
Р.р. Эссе «Нравственная проблематика в произведениях писателей XX века». |
1 |
78 |
30.03 |
|
Р.р. Отзыв на прочитанное произведение литературы XX века. |
1 |
79 |
31.03 |
|
Многообразие направлений жанров лирической поэзии.
|
1 |
80 |
1.04 |
|
А.А. Блок. Художественные особенности лирики А.А. Блока. |
1 |
81 |
2.04 |
|
Образ родины в поэзии А.А. Блока. |
1 |
82 |
3.04 |
|
С.А. Есенин. Тема России в лирике С.А. Есенина. |
1 |
83 |
8.04 |
|
Своеобразие метафор и сравнений в лирике С.А. Есенина. |
1 |
84 |
9.04 |
|
В.В. Маяковский: слово о поэте. Новаторство лирики.
|
1 |
85 |
10.04 |
|
Итоговое тестирование за курс 9 класса |
|
86 |
15.04 |
|
М. И. Цветаева. Особенности поэтики. |
1 |
87 |
16.04 |
|
А.А. Ахматова. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. |
1 |
88 |
17.04 |
|
Н.А. Заболоцкий. Стихотворения о человеке и природе. |
1 |
89 |
8/04 |
|
Б.Л. Пастернак: слово о поэте. Лирика о природе и любви. |
1 |
90 |
22.04 |
|
А.Т. Твардовский: слово о поэте. Лирика о родине и природе. |
1 |
91 |
23.04 |
|
Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и XX века (тестирование) |
1 |
92 |
24.04 |
|
Песни и романсы на стихи поэтов XIX и XX веков (обзор).
|
2 |
93 |
29.04 |
|
Гораций. «Я воздвиг памятник…». |
1 |
94 |
30.04 |
|
Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). |
1 |
95 |
7.05 |
|
У. Шекспир. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. |
1 |
96 |
8.05 |
|
У. Шекспир «Гамлет» (обзор) |
1 |
97 |
13.05 |
|
Философская глубина трагедии У. Шекспира «Гамлет». |
1 |
98 |
14.05 |
|
И.-В. Гёте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. |
1 |
99 |
15.05 |
|
И.-В. Гёте «Фауст» (обзор) |
1 |
100 |
220.05 |
|
Итоги курса литературы в 9 классе. Итоговый тест. |
1 |
101 |
21.05 |
|
Анализ итогового теста. |
1 |
102 |
22.05 |
|
Заключительный урок. |
1 |
1.Р.р. Сочинение по теме «Центральные образы «Слова…» (выбор).
ЦЕЛЬ: отработать навык написания сочинения-рассуждения на примере произведения древнерусской литературы
СОДЕРЖАНИЕ и ИНСТРУКЦИЯ по выполнению работы:
1. Выбор темы сочинения:
- « Фольклорные традиции в «Слове о полку Игореве»
- Образ русской земли В «Слове о полку Игореве»
2. Составление плана сочинения на тему «Образ русской земли В «Слове…»
1) «Слово о полку Игореве» как выдающийся памятник древнерусской литературы:
А) история создания произведения, цель написания;
Б) летописная основа «Слова…»
2) Образ Руси на страницах «Слова о полку Игореве»:
А) роль природных явлений в произведении;
Б) использование олицетворений в тексте;
В) образы русских князей;
Г) фольклорные мотивы в произведении;
Д) плач Ярославны как отражение лирического начала в «Слове…»
Е) «златое слово» Святослава – способ выражения авторской позиции
Ж) русская земля как символ красоты, богатства, единения.
3) Основная идея «Слова…» - призыв к единению русских князей.
3. Написание черновика сочинения и его редактирование
ВРЕМЯ выполнения работы – 1 час (классный) , 1 час (домашний)
Уровень сложности – сложный КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ – с.5
Р.р.Сочинение по теме «Чем современна литература XVIII века?»
ТЕМА: Р.р.Сочинение по теме «Образы героев в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (выбор).
ЦЕЛИ УРОКА: проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения; выбор эпиграфа, формулировка главной мысли будущего сочинения, составление плана, использование цитат для доказательства своих мыслей; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать любовь к художественному слову; Учить определять объем и содержание темы; выработать у учащихся навык написания сочинения по драматическому произведению.
СОДЕРЖАНИЕ работы и ИНСТРУКЦИЯ по проведению:
А)определить объем тем сочинений
Б)Этапы работы над сочинением: обдумывание темы сочинения, определение основной идеи сочинения, определение жанра сочинения, подбор материала (цитат, высказываний), составление плана сочинения , обдумывание вступления, основной части, заключения
- Молчалин в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
- Молчалин и Скалозуб
- Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»
- Жизненные принципы Чацкого и Молчалина
5. Домашнее задание: написать сочинение на одну из предложенных тем, откорректировав его в соответствии с полученными знаниями
ВРЕМЯ выполнения работы – 1 час (классный) , 1 час (домашний)
Уровень сложности – сложный КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ – с.5
ТЕМА: Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века
ЦЕЛЬ: проверить знания учащихся по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А. С. Пушкина
СОДЕРЖАНИЕ работы и ИНСТРУКЦИЯ по проведению:
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ – с.5
1. Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века.
Основные направления:
2. Основоположник русского романтизма –
3. Что такое «баллада»?
4. Сюжет баллады Жуковского «Светлана»:
5. Назовите элементы фантастики в балладе «Светлана»
6. Какое стихотворение принесло известность Жуковскому?
7. В качестве кого и в какой период находился Жуковский при дворе Николая I?
8. Как погиб А.С.Грибоедов?
9. Замысел комедии Грибоедова «Горе от ума»
10. Назовите главных героев комедии «Горе от ума»
11. Год выхода в свет комедии Грибоедова
12. Какие два лагеря противопоставлены в комедии друг другу?
13. Критическую статью «Мильон терзаний» написал
14. Назовите ранние комедии Грибоедова
15. Какое учебное заведение окончил А.С.Пушкин?
16. Какие произведения пишет Пушкин в Болдинскую осень?
17. С какого стихотворения началась романтическая южная ссылка Пушкина?
18. Какие темы звучат в лирике Пушкина? Приведите примеры.
19. Почему поэт уверен, что воздвиг памятник, к которому «не зарастет народная тропа»?
20. Кого называли вундеркиндом и почему?
ТЕМА: Подготовка к дом. сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
ЦЕЛИ УРОКА: проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения; выбор эпиграфа, формулировка главной мысли будущего сочинения, составление плана, использование цитат для доказательства своих мыслей; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать любовь к художественному слову; Учить определять объем и содержание темы; выработать у учащихся навык написания сочинения по стихотворному произведению и правильного цитирования
СОДЕРЖАНИЕ работы и ИНСТРУКЦИЯ по проведению:
А)определить объем тем сочинений
Б)Этапы работы над сочинением: обдумывание темы сочинения, определение основной идеи сочинения, определение жанра сочинения, подбор материала (цитат, высказываний), составление плана сочинения , обдумывание вступления, основной части, заключения
- Татьяна Ларина – «милый идеал» поэта
- Татьяна и Ольга Ларины
- «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни»
- тематика и роль лирических отступлений в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
5. Домашнее задание: написать сочинение на одну из предложенных тем, откорректировав его в соответствии с полученными знаниями
ВРЕМЯ выполнения работы – 1 час (классный) , 1 час (домашний)
Уровень сложности – сложный КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ – с.5
ТЕМА: Сочинению по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
ЦЕЛИ УРОКА: проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения; выбор эпиграфа, формулировка главной мысли будущего сочинения, составление плана, использование цитат для доказательства своих мыслей; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать любовь к художественному слову; Учить определять объем и содержание темы; выработать у учащихся навык написания сочинения на заданную тему по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
СОДЕРЖАНИЕ работы и ИНСТРУКЦИЯ по проведению:
А)определить объем тем сочинений
Б)Этапы работы над сочинением: обдумывание темы сочинения, определение основной идеи сочинения, определение жанра сочинения, подбор материала (цитат, высказываний), составление плана сочинения , обдумывание вступления, основной части, заключения
- Печорин – «герой своего времени»
- Женские образы романа М.Лермонтова «Герой нашего времени»
Печорин и Грушницкий
- особенности композиции романа «Герой нашего времени»
5. составление плана сочинения на тему «Женские образы романа М.Лермонтова «Герой нашего времени»
1) Роль женских образов романа в раскрытии образа главного героя – Печорина.
2) характеристика женских образов:
- дикарка Бэла;
- ундина;
- княжна Мери;
- Вера.
3) Вывод: смысловая функция лермонтовских героинь
6. Написание черновика сочинения и его редактирование
7. Домашнее задание: написать сочинение на одну из предложенных тем, откорректировав его в соответствии с полученными знаниями
ВРЕМЯ выполнения работы – 1 час (классный) , 1 час (домашний)
Уровень сложности – сложный КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ – с.5
ТЕМА: Подготовка к сочинению по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
ЦЕЛИ УРОКА: проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения; выбор эпиграфа, формулировка главной мысли будущего сочинения, составление плана, использование цитат для доказательства своих мыслей; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать любовь к художественному слову;
Учить определять объем и содержание темы.
СОДЕРЖАНИЕ работы и ИНСТРУКЦИЯ по проведению:
А)определить объем следующих тем:
- Система образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
- Тематика и роль лирических отступлений в поэме Н.Гоголя «Мертвые души»
Б)Этапы работы над сочинением: обдумывание темы сочинения, определение основной идеи сочинения, определение жанра сочинения, подбор материала (цитат, высказываний), составление плана сочинения , обдумывание вступления, основной части, заключения
4. Составление плана сочинения на тему: «Система образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
1) Последовательность расположения помещиков в поэме
2) Характеристика помещиков в целом
3) Подробная характеристика одного из помещиков по следующим критериям:
- описание усадьбы, в которой живет помещик;
- характеристика господского дома;
- портрет героя;
- описание вещей, характеризующих помещика;
- речевая характеристика героя;
- ритуал обеда (для людей без души главное – насыщение желудка)
- описание кабинета помещика;
- договор о купле – продаже « мёртвых душ».
4) Выявление авторской позиции: что показывает Н.В. Гоголь, изображая помещиков?
5. Написание черновика сочинения.
6. Редактирование черновика сочинения.
7. Проверка итогового варианта сочинения.
ВРЕМЯ выполнения работы – 1 час (классный) , 1 час (домашний)
Уровень сложности – сложный
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ – с.5
ТЕМА: Эссе «Нравственная проблематика в произведениях писателей XX века». (На примере произведений А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова)». (По выбору учащихся)
ЦЕЛИ: Проверить умение владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос , владеть навыками литературоведческого анализа.
СОДЕРЖАНИЕ и ИНСТРУКЦИЯ по выполнению работы:
1. Организационный момент
2. сообщение темы и целей урока
ВРЕМЯ выполнения работы – 1 час (классный)
Уровень сложности – сложный
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ – с.5
|
баллы |
Обучаемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет |
2 |
Обучаемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса. |
1 |
Обучаемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне. |
0 |
|
|
Обучаемый привел 2 примера – аргумента из текста, верно указав их роль в тексте |
3 |
Обучаемый привел 2 примера – аргумента из текста, но не указал их роль в тексте, или привел 2 примера – аргумента из текста, верно указав роль в тексте одного из них, или привел 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте.
|
2 |
Обучаемый привел 1 пример– аргумент из текста, не указав его роль в тексте |
1 |
Обучаемый не привел ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или привел примеры-аргументы не из прочитанного текста. |
0 |
|
|
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: -логические ошибки отсутствуют, последовательностью изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения. |
2 |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка. и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста
|
1 |
В работе просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста. |
0 |
|
|
Работа характеризуются композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет. |
2 |
Работа характеризуются композиционной стройностью и завершенностью, но допущена 1 ошибка в построении текста |
1 |
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста |
0 |
«5» - 8-9 баллов
«4» - 6-7 баллов
«3»- 5-4 баллов
«2» - < 4 баллов
ТЕМА: Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и XX века (тестирование)
ЦЕЛЬ: проверить знания учащихся по произведениям второй половины XIX и XX века
СОДЕРЖАНИЕ работы и ИНСТРУКЦИЯ по проведению:
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ – с.5
1. Соотнесите произведение и жанр:
1) Н.В. Гоголь «Мертвые души»; А) комедия;
2) А.Н. Островский «Бедность не порок»; Б) новелла;
3) А.П. Чехов «Тоска»; В) поэма;
4) И.А. Бунин «Темные аллеи». Г) рассказ.
2. Почему Н.В. Гоголь расположил посещение Чичиковым помещиков именно в такой (Манилов – Коробочка – Ноздрев – Собакевич – Плюшкин ) последовательности?
А) Герои располагаются по степени деградации и вины каждого в своем омертвлении.
Б) Герои располагаются по принципу «оживления».
В) Каждый последующий помещик противопоставлен предыдущему.
Г) Посещение Чичиковым помещиков не построено по схеме.
3. С какой целью Н.В. Гоголь вводит в повествование «Повесть о капитане Копейкине»?
А) Изобразить жизнь столичного чиновничества.
Б) Показать бездуховность бюрократических законов.
В) Опровергнуть суждение о безнаказанности властей.
Г) Приостановить развитие сюжета.
4. В рассказах А.П. Чехова ярко представлены недостатки своего времени, выраженные в сатирической форме. Подберите произведения, соответствующие указанным проблемам:
1) «Смерть чиновника» А) приспособленчество, угодничество
2) «Тоска» Б) добровольное самоуничижение
3) «Хамелеон» В) отражение социальной несправедливости в личном несчастье людей
5. Дайте развернутый ответ на один из вопросов.
А) Что такое «шариковщина» как социальное явление? В чем ее опасность и причина живучести?
Б) Какую роль в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» играет эпизод психологического поединка Соколова с комендантом Мюллером?
В) Какие размышления вызвал у вас рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор»?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
. ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ЦЕЛИ: Выявление уровня литературного развития учащихся в конце учебного года , умения решать тестовые задания
СОДЕРЖАНИЕ и ИНСТРУКЦИЯ по выполнению работы:
1. Контрольно-измерительные материалы (печатная форма) предназначены для проведения итогового тестирования по литературе в 9 классе
Представлен 1 вариант теста, включающий 40 заданий с выбором ответа . Каждое выполненное задание оценивается 1 баллом.
Максимальное количество баллов – 40.
2. Таблица пересчета баллов :
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 55 – 77 %;
«2»- менее 54 %.
УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ – базовый
ТЕСТ
а) жанр художественного произведения Б) литературное направление
В) род литературы Г) творческий метод
2. В русской литературе представителями классицизма были:
А) Н.М.Карамзин Б) К.Н.Батюшков В) Д.И.Фонвизин Д) М.В.Ломоносов
3. Заслугой М.В.Ломоносова перед русской литературой было:
А) реформа стихосложения Б) реформа языка В) открытие признаков романтизма
Г) создание поэтических произведений Д) создание силлабо-тонической системы стихосложения
4. К жанрам классических произведений относятся :
А) элегия Б) баллада В) ода Г) сатира Д) лирическое стихотворение Е) послание
5. Определите жанр произведения «Недоросль»:
А) драма Б) трагедия В) комедия Г) сатира
6. Какие произведения принадлежат перу Д.И.Фонвизина?
А) «Бригадир» Б) «Придворная грамматика» В) «Невский проспект» Г) «Недоросль»
Д) «Бедные люди» Е) «Корион» Ж) «Гробовщик»
7. Как можно объяснить смысл названия произведения «Недоросль»?
А) ленивый, ограниченный, невежественный человек Б) главный герой произведения
В) дворянин, не получивший должного образования и поэтому не имеющий права вступать в службу и жениться
8. Д.И.Фонвизин часто использует каламбур. Это:
А) фразеологизм Б) поговорка В) иносказание Г) использование сходно звучащих слов с разными значениями.
9. Эпиграф к книге А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» - это
а) характеристика главного героя книги б) символическое обозначение России
в) символическое обозначение крепостничества г) связь с мифологией
10. Эпиграф к книге А. Н. Радищева взят из произведения
а) Г. Р. Державина б) Н. М. Карамзина в)Ломоносова
г) А. П. Сумарокова д) В. К. Тредиаковского
11. Соотнесите художествениые средства и главы «Путешествия» , в которых они использоваиы.
а) аллегория 1) «Пешки».
б) бытописание 2) «Спасская Полесть»
в) авторская характеристика 3) .ЗаЙцово.
г) реалистическое отображение действительности 4) .Любани.
12. Каков основной принцип построения аллегорического сна в главе «Спасская Полесть»
а) антитеза б) утопия - антиутопия в) сарказм г) подтекст д) символика
13 Черты каких литературных направлений сочетаются в книге А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» ?
а) сентиментализм б) классицизм в) просветительский реализм г) романтизм
д) критический реализм е) символизм
14. Кто из ссыльных декабристов написал ответ на пушкинское послание «Во глубине сибирских руд»?
а) Кюхельбекер б) Волконский в) Муравьев г) Одоевский
15. Соотнесите названия стихотворений А. с. Пушкина и адресатов его лирики.
а) «Я помню чудное мгновенье .. » 1) Е. Воронцова
б) «Мадонна» 2) Н. Гончарова
в) «Признание» (.Я Вас любил ..) 3) А. Керн
г) «Сожженное письмо 4) А. Осипова
д) «Погасло дневное светило ... » 5) М. Раевская
16. В каких стихотворениях А. С. Пушкина пейзаж можно назвать реалистическим, а в каких - романтическим?
«К морю», «Брожу ли я вдоль улиц шумных»; «Погасло дневное светило»; «Зимнее утро»; «Вновь я посетил»; «"Узник».
17. Назовите главный принцип, положенный в основу построения композиций стихотворений «Деревня», «Анчар».
а) последовательность изложенных событий б) антитеза
в) кольцевая композиция г) зеркальная композиция
18. Кому из деятелей литературы принадлежат следующие характеристики.
а) « ... Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль
«Сатиры смелый властелин ...• б) «Друг свободы»
в) « ... воскресил Корнеля гений величавый» г) «Гений ... », «властитель наших дум»
19. По своей родовой принадлежности жанр «роман в стихах»
а) лирический б) эпический
в) лиро-эпический г) драматический
20. Какой принцип положен А. С. Пушкиным в построение композиции «Евгения Онегина»?
а) кольцевая композиция б) монтаж в) зеркальность г) повтор д) антитеза
21. Назовите отчество Татьяны Лариной.
а) Ивановна б) Дмитриевна в) Владимировна г) Николаевна
22. Какие темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова сходны с мотивами и темами творчества А. С. Пушкина?
а) мотив одиночества б) тема Родины в) историческая тема г) мотив изгнанничества д) тема поэта и поэзии
е) мотив обманчивости красоты
23. Стихотворение «.На смерть поэта» композиционно делится на две части: в первой господствует скорбь по поводу гибели А. С. Пушкина, а во второй - гнев по адресу убийцы. Как можно определить жанр каждой части?
а) элегия б). эпитафия в) эпиграмма г) памфлет
24. Какое стихотворение принесло известность М. Ю. Лермонтову?
а) «Парус» б) «Дума» в) «Бородино» д) «Смерть поэта»
25. Какие средства художественной выразительности использованы М. Ю. Лермонтовым в стихотворении «Поэт»?
а) гипербола б) аллегория в) антитеза г) символ
Д) развернутое сравнение
26. Назовите черты романтической поэтики, проявившиеся в стихотворениях «Парус» и «Ангел».
а) мотив одиночества
б) достоверность описания природы
в) символика в основе поэтического образа г) жанр - элегия
д) настроение неудовлетворенности, мятежности
27. Прочитайте строки, открывающие стихотворение «Выхожу один я на дорогу .». Какой художественный прием использовал автор?
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит .••
а) сравнение б) гиперболу в) метонимию г) метафору
28. Соотнесите название стихотворения и его жанр.
а) .Перчатка» 1) элегия
б) .Родина» 2) баллада
в) .Наполеон» 3) послание
г) .Бородино» 4) дума
д) .Н. Ф. Ивановой» 5) сюжетное стихотворение
29. Кому посвящен цикл любовных стихотворений, написанных М. Ю. Лермонтовым в 1830-1832 гг.?
а) В. Лопухиной б) Е. Сушковой в) Н. Ивановой г) А. Столыпиной
30. Расположите главы романа в хронологическом порядке.
а) .Фаталист», .Бэла», .Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, .Княжна Мэри», .Тамань»
б) .Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, .Тамань», .Фаталист», .Княжна Мэри», .Бэла»
в) .Тамань», .Княжна Мэри», .Бэла», .Фаталист», .Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина
г) .Бэла», .Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, .Тамань», .княжна Мэри», .Фаталист»
31. Почему описание внешности, портрет Печорина даны проезжим офицером, а не Максимом Максимычем? он
а) не наблюдателен
б) не способен к обобщениям
в) не мог быть объективен в описании внешности Печорина
г) слишком прост, не может понять Печорина, так как тот - человек другого круга
32. Почему роман заканчивается повестью «Фаталист» ?
а) она наиболее напряженная по содержанию
б) в ней меньше всего раскрывается характер главного героя
в) композиционный прием, выражающий веру автора в человека
г) в повести поставлены такие философские проблемы, как жизнь, смерть, судьба
33. Чей это портрет: «наружность отвечала вполне его характеру. Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза…»?
А) Грушницкого Б) Вулича В) Верненра Г) драгунского капитана
34. Кому из героев романа «исповедуется» Печорин?
А) Максиму Максимычу Б) Вернеру В) княжне Мери Г) Грушницкому Д) Вере
35.
35. Среди художественных средств, используемых Н. В. Гоголем для индивидуализации характеров repoeв, выделяются детали-.лейтмотивы ••• Соотнесите такие детали с характерами помещиков.
а) мешочки, коробочки 1) Манилов
б) сахар 2) Коробочка
в) куча, прореха 3) Ноздрев
г) здоровье 4) Плюшкин
36. Н. В. Гоголь также использует зоологизацию персонажей. Соотнесите животное и помещика, которого оно характеризует.
а) медведь 1) Манилов
б) кот 2) Коробочка
в) птица 3) Собакевич
г) мышь 4) Ноздрев
д) собака 5) Плюшкин
37. Только один из тех помещиков, которых посетил Чичиков, задумался о законности предлагаемой сделки. Кто это был?
а) Собакевич б) Манилов в) Коробочка г) Плюшкин д) Ноздрев
38. Кто так yгощал Чичикова: « блюда не играли большой роли: кое-что приroрело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновением и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле нeгo перец -- он сыпал перец, капуста ли попалась -- совал капусту, пичкал молоко, ветчину, ropox - словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет»?
а) Манилов .б) Ноздрев в) Коробочка г) Собакевич д) губернатор
39. Н. В. Гоrоль определил жанр «Мертвых душ» как поэму, подчеркнув этим равноправие эпического и лирического начала. Лирический элемент в «Мертвых душах. проявляется в
а) любовной интриге б) лирических отступлениях в) пейзажных зарисовках
г) авторских комментариях и оценках д) вставных элементах
40. В чем состоит смысл образа дороги в поэме?
а) символ будущего России б) источник вдохновения для автора
в) единственный способ передвижения по России
г) универсальная форма организации произведения д) символ жизненного пути человека
е) .карнавальное пространство, где неизбежны неожиданные встречи и происшествия ...••
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.