Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе

  • doc
  • 14.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Литература 6.doc

        Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Изварская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено

Методическим советом

Протокол № 4 от 27. 08. 2015 г.

 

Согласовано

Зам. директора по УР

__________ Николаева С.В.


 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 6 КЛАССА

 

к учебнику по литературе для 6 классов общеобразовательных учреждений в 2-х частях.

Под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009.

НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

 

 

Учитель литературы

МОУ «Изварская СОШ»

Чванова Надежда Васильевна

 

2015 г.


 

                

 

№ урока по порядку

№ урока в теме

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся, виды учебной деятельности

Используемые дидактические и технические ресурсы

Практическая часть

Домашнее задание

Введение

1

1.1

 

Введение. Литература как учебный предмет. Знакомство с учебником.

Повторение изученного в 5 классе. Представление о литературе как особой форме познания мира

 

Викторина, беседа

ответить на вопросы 2, 3 стр. 5

Устное народное творчество

2

2.1

 

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор

Знакомство обучающихся с образцами обрядового фольклора

 

Сопоставление литературных и фольклорных произведений

читать статью учебника стр. 6-11

3

2.2

 

Календарно-обрядовые песни.

Знакомство с обрядовой поэзией,  наблюдения над художественными особенностями песен

Сборники «Устное народное творчество»

Работа с текстом

читать пословицы и поговорки

4

2.3

 

Пословицы и поговорки.

Научиться пользоваться богатством УНТ

Книги по УНТ

Объяснение пословиц и поговорок

написать краткое сочинение по одной из пословиц

Древнерусская литература

5

3.1

 

Древнерусская литература. «Сказание о Кожемяке»

Знакомство с историей – осознание себя звеном в цепи поколений

Репродукция картины Васнецова «Нестор-летописец»

Работа с учебником, составление плана статьи

рассказ по плану о «Повести временных лет»

6

3.2

 

«Сказание о Белгородском киселе»

Показать, как отражены в летописи народные идеалы

Репродукция картины Васнецова

Комментированное чтение, беседа

нарисовать иллюстрации к «Повети временных лет»

7

3.3

 

Урок внеклассного чтения по теме «Повесть временных лет»

Закрепить ощущение связи времён, подлинности описанного в летописи

Презентация

Чтение отрывков «Летопись временных лет»

читать статью о баснях  

Произведения русских писателей 18 века

8

4.1

 

Русская басня.

И.И. Дмитриев «Муха»

Знакомство с басней «Муха». Чтение

Иллюстрации к басням

Чтение и разбор басен

выучить басню

9

4.2

 

И. А. Крылов

«Осёл и соловей»

Знакомство с басней «Осёл и соловей». Чтение

Иллюстрации к басням

Чтение и разбор басен

Выучить басню

10

4.3

 

И.А.Крылов

«Листы и корни.

Ларчик»

Знакомство с баснями «Листы и корни. Ларчик». Чтение

Иллюстрации к басням

Чтение и разбор басен

Читать статью о Пушкине, составить план статьи.

Произведения русских писателей 19 века

11

5.1

 

А. С. Пушкин. Лицейские годы. «Узник»

Рассказ о лицейских годах поэта.

Презентация

Рассказ обучающихся о Пушкине

Выучить стихотворение «Узник»

12

5.2

 

Дружба в жизни и творчестве А.С. Пушкина. Стихотворение «Пущину»

Учить обучающихся видеть за строчками стихов чувства, переживания, настроения, реальные события

Репродукции портретов Пушкина

Рассказ учителя с элементами беседы

Выучить стихотворение «Пущину»

13

5.3

 

«Зимнее утро». Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха

Выработка умений восприятия поэтического слова через выражение чувств, через обращение к сведениям по теории литературы

Репродукции портретов Пушкина

Выразительное чтение

«Дубровский» 1 глава, читать

14

5.4

 

История романа А.С. Пушкина «Дубровский». Ссора Троекурова и Дубровского

Рассказ об истории создания романа, отношения между героями (анализ)

Иллюстрации к роману

Комментированное чтение, беседа

Читать 2, 3 главы

15

5.5

 

Роман «Дубровский» Суд и его последствия.

Сложность отношения героев (анализ)

Иллюстрации к роману

Аналитическое чтение отрывков романа

Читать главы 4, 5, озаглавить их

16

5.6

 

Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом

Изображение чувств, переживаний героя, анализ текста

Иллюстрации к роману

Анализ эпизодов

Читать главы 6, 7, озаглавить их

17

5.7

 

Пожар в Кистинёвке.

Выяснить мотивировку поступков героев, научиться объяснять прочитанное

Иллюстрации к роману

Характеристики героев

Читать главы 8-10, озаглавить их

18

5.8

 

Роман «Дубровский». Учитель

Авторское отношение к героям, учиться пересказу с изменением лица рассказчика

Иллюстрации к роману

Анализ эпизодов

Читать главы 11- 14, озаглавить их

19

5.9

 

Маша Троекурова и Дубровский

Прояснить характер отношений героев. Научиться анализировать отдельные эпизоды

Иллюстрации к роману

Комментированное чтение

Дочитать роман

20

5.10

 

Развязка романа «Дубровский»

Итоги романа, подготовка к заключительному уроку

Иллюстрации к роману

Работа над образами героев

Подготовить письменный ответ на один из вопросов

21

5.11

 

Р\Р. Подготовка к сочинению

Научиться выбирать материал к сочинению, выбирать эпизоды для сочинения

 

Подготовка к сочинению

Дописать сочинение по роману

22

5.12

 

М.Ю.Лермонтов. Личность поэта. Стихотворение «Парус»

Познакомиться с личностью поэта, осознать символическое значение образов в стихотворении «Парус»

Презентация

Доклады обучающихся, выразительное чтение

Выучить стихотворение «Парус»

23

5.13

 

Стихотворения «Три пальмы», «Тучи».

Иносказание в поэзии Лермонтова

Первоначальные понятия о балладе. почувствовать настроение стихотворений

Презентация

Чтение и обсуждение стихотворений

Выучить стихотворение «Тучи»

24

5.14

 

Мотив одиночества в лирике Лермонтова

Учиться выразительному чтению, устному рисованию. Понятие о мотиве в лирике

Портреты Лермонтова

Сопоставление стихотворений и переводов

Читать рассказ Тургенева

25

5.15

 

И. С. Тургенев. Страницы жизни. «Бежин луг»

Познакомиться с этапами жизни писателя, дать понятие «Художественное рисование».

Иллюстрации к рассказу, презентация, портрет писателя

Прослушивание отрывка рассказа в исполнении актера, комментирование текста

Дочитать «Бежин луг»

26

5.16

 

Природа в рассказе «Бежин луг»

Показать роль природы в жизни мальчиков, пейзаж в рассказе, его роль в описании событий

Иллюстрации обучающихся

Худож. рассказ о Бежине луге с включением в него эпитетов, сравнений, метафор из текста

Подготовить характеристики героев рассказа

27

5.17

 

«Бежин луг». Анализ рассказов детей

Раскрыть мастерство писателя в описании деревенских детей, их любознательность, впечатлительность

Карточки

Анализ эпизодов, комментированное чтение

Подготовиться к обучающему сочинению

28

5.18

 

Обучающее классное сочинение

Проверить умения обучающихся правильно строить высказывание на заданную тему

 

Написание сочинения

Написать сочинение

29

5.19

 

Ф.И.Тютчев

«Неохотно и несмело»

Показать образность и выразительность описания природы в произведениях поэтов

Иллюстрации природы

Изобразительно выразительные средства в стихотворениях

Учить стихотворение

30

5.20

 

А.А.Фет

«Ель рукавом мне тропинку завесила»

Показать образность и выразительность описания природы в произведениях поэтов

Иллюстрации природы

Изобразительно выразительные средства в стихотворениях

Учить стихотворение

31

5.21

 

Н.А.Некрасов. Главная тема поэзии. Стихотворение «Железная дорога»

Познакомить обучающихся с важными вехами детства и юности Некрасова; обозначить главную тему его поэзии

Презентация

Выразительное чтение, обсуждение стихотворения

Выучить  отрывок стихотворения

32

5.22

 

Картины подневольного труда и мысль о величии народа  в  «Железная дорога»

Показать действенность чувств  поэта; страдание за народ и гордость за его свершения; дать понятие о трёхсложном размере стиха

Портрет Некрасова

Применение теории в работе с текстом

Читать сказ Лескова «Левша»

33

5.23

 

Н.С. Лесков «Левша»

Особенности сказа

Познакомить обучающихся с биографией писателя, дать представление о жанре сказа, заинтересовать необычностью повествования

Презентация

Определение жанра произведения, чтение эпизодов

Перечитать 1-10 главы

34

5.24

 

«Ужасный секрет» тульских мастеров

Помочь ученикам разобраться в характеристиках персонажей

Иллюстрации

Характеристика героев

Перечитать сказ до конца

35

5.25

 

Талант и патриотизм в повести Лескова. Судьба левши

Помочь понять основную идею автора: патриотизму и талантливости народа противостоит безответственность  и  преступное отношение властей

Презентация

Работа с текстом и беседа по вопросам

Читать рассказ Чехова «Лошадиная фамилия»

36

5.26

 

А.П.Чехов. «Толстый и тонкий»

Дать понятия «юмор», «сатира», показать мастерство писателя в описании поведения героев

Презентация иллюстрации

 

Статья в учебнике

37

5.27

 

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

Познакомитьобучающихся с произведениями о природе. Показать отношение автора к Родине

Иллюстрации

 

Выучить стихотворение

Произведения русских писателей 20 века

38

6.1

 

Знакомство с творчеством А. Грина

Познакомить с творчеством писателя, рассказать об основных темах произведения

Иллюстрации

Пересказ с сохранением жанра

Читать повесть «Алые паруса»

39

6.2

 

«Алые паруса». Основа сюжета

Формировать навыки аналитического чтения, дать понятие «основа» сюжета

Иллюстрации, презентация

Прослушивание инсценированного фрагмента, осмысление сюжета

Подготовить своё мнение о событиях в повести

40

6.3

 

Нравственные аспекты повести «Алые паруса»

Подвести обучающихся к пониманию жестокой реальности и романтизма в повести Грина

 

 

 

иллюстрации

Пересказ, устное словесное рисование, аналитическое чтение фрагментов повести

Читать рассказ «Неизвестный цветок»

41

6.4

 

А.П. Платонов. сказка – быль «Неизвестный цветок»

Краткий рассказ о писателе. Научить ребят осмыслению понятия «притча»

Рисунки обучающихся

Художественный пересказ, ответы на вопросы, сообщение об истории создания сказки-были

Подготовить ответ на вопрос

42

6.5

 

М.М. Пришвин. «Кладовая солнца». Особенности жанра

Познакомить учеников с некоторыми страницами жизни и творчества писателя, раскрыть особенности жанра, характеры героев

Презентация

Беседа по вопросам, устное рисование

Читать «Кладовая солнца»

43

6.6

 

«Кладовая солнца». Человек в окружающем мире. Что есть правда.

Показать метафорический смысл были-сказки; раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы

Иллюстрации

Комментированное чтение, беседа по вопросам

Подготовить ответы на вопросы учебника. Выполнить иллюстрации к сказке

44

6.7

 

Р\Р. Митраша в беде. Приключения Насти в лесу. Обучающее сочинение

Развивать устную и письменную речь обучающихся.научить выбирать материал для письменной работы.

Иллюстрации

Подбор материала к сочинению

Читать рассказ Нагибина

45

6.8

 

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов

Рассказать о значении поэзии в годы Великой отечественной войны, показать, что высокие патриотические  чувства в поэзии соединялись с личными чувствами

Презентация

Выразительное чтение, беседа по вопросам

Прочитать рассказ Астафьева «Конь с  розовой   гривой»

46

6.9

 

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Познакомить с чертами личности писателя, показать автобиографический характер рассказа, своеобразие языка

Презентация о писателе

Комментированное чтение, беседа по вопросам

Составить по тексту рассказа словарь некоторых  диалектных слов

47

6.10

 

Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой»

Постановка нравственных вопросов: честность, доброта, долг. Попытаться вызвать у учеников отклик на эти вопросы

Карточки с вопросами к рассказу

Комментированное чтение, беседа по вопросам

Читать рассказ «Уроки французского»

48

6.11

 

В.Г. Распутин. «Уроки французского»

Познакомить учеников с некоторыми страницами биографии писателя, прояснить мотивы поведения героя рассказа

Презентация, карточки с вопросами к уроку

Комментированное чтение, беседа по вопросам

Пересказать эпизоды по выбору

49

6.12

 

Уроки французского – уроки жизни. Подготовка к сочинению

Показать душевную щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.

Иллюстрации обучающихся

Ответы на вопросы,  комментирование рассказа,  устное словесное рисование, сопоставление произв. худ. литературы

Подготовиться к сочинению, составить план.

50

6.13

 

Обучающее сочинение

Проверка усвоения и осмысления рассказа.

 

Написание сочинения

Прочитать рассказ Шукшина, учебник

51

6.14

 

В.М. Шукшин.  Жизнь. Творчество.

Странные люди – герои Шукшина.

Показать мастерство писателя в описании героев, составлении монологов для выявления характера героев

Карточки, презентация

Ответы на вопросы, аналитическая работа, чтение по ролям эпизода составления письма, комментирование

Читать рассказ Ф Искандера

52

6.15

 

Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Роль эпиграфа в рассказе

Познакомить обучающихся с творчеством писателя, пробудить интерес к его творчеству

Портрет писателя

Комментированное чтение, беседа по вопросам

Подготовить пересказ эпизодов рассказа

53

6.16

 

Роль эпизода в рассказе.

Показать мастерство писателя словесно рисовать ситуацию рассказа

Иллюстрации обучающихся

Выразительное чтение

не задано

54

6.17

 

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.

Мастерство поэтов в описании пейзажа Родной природы. Умение передать словами краски и звуки

Иллюстрации природы

Выразительное чтение, ответ на проблемный вопрос, анализ поэтического текста.

Выучить наизусть стихотворение

Из литературы народов России

55

7.1

 

Г. Тукай «Родная деревня»  Из литературы народов России

Показать отношение автора стихотворения  к Родине и народу

Презентация

Выразительное чтение, фрагменты анализа, развернутый ответ на вопрос «Верю ли я в спасительную силу книги?»

Читать стихотворение Кулиева

56

7.2

 

К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда»

Дать понятие гражданская лирика в произведениях поэтов.

Презентация

Выразительное чтение и анализ стихов, сообщение о поэте, сопоставление стихотворений

Читать балладу, выполнить иллюстрации

Из зарубежной литературы

57

8.1

 

Понятие о мифе. Мифы Древней Греции.

Дать понятие о мифе, познакомить обучающихся с мифами Древней Греции.

Презентация

Беседа, работа с учебником, устное рисование.

Читать мифы о подвигах Геракла

58

8.2

 

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

Дать понятие «герой» в древнегреческой мифологии, многозначность этого слова

 

Рассказ учителя, пересказ.

Составить план одного мифа, разбив его на микротомы

59

8.3

 

Легенда об Арионе. Исторические события легенды

Показать общее и различное в понятиях «миф» и «легенда»; показать преобразование образов в литературе.

Стихотворение А.С.Пушкина «Арион»

Художественный пересказ, беседа

Читать статью в учебнике о Гомере

60

8.4

 

Гомер как легендарная личность мировой истории.

Гомеровский эпос.

Познакомить обучающихся с образом Гомера, рассказать о его великих произведениях

Презентация , географическая карта Греции

Аналитическое чтение

Подготовить выразительное чтение сцен «Одиссеи»

61

8.5

 

«Одиссей на острове циклопов»

Показать богатство и красоту поэмы Гомера

 

Работа с текстом

Читать статью учебника об УНТ

62

8.6

 

Устное народное творчество. Мифы древних славян

Показать образность, поэтичность славянской мифологии

Презентация

Комментированное чтение

Читать статью учебника

63

8.7

 

И.Ф.Шиллер «Перчатка». Перевод и основной сюжет

Дать понятие о балладе как о произведении малого жанра, героический пафос баллады

Иллюстрации обучающихся

Сообщение о драматурге, выразительное чтение, анализ, сопоставление 2 произведений

Читать рассказ Фольконе

64

8.8

 

«Маттео Фальконе «Трагедия судьбы главного героя»

Формировать навыки аналитического чтения, умения оценивать поступки героев

 

Чтение статьи учебника, анализ эпизодов

Подготовить пересказ эпизодов

65

8.9

 

Нравственные аспекты рассказа Мериме «Маттео Фальконе»

Формировать навыки аналитического чтения, умения оценивать поступки героев

Иллюстрации

Письменные ответы на вопросы учебника

Читать «Маленький принц»

66

8.10

 

«Меленький принц». «Зорко одно лишь сердце»

Научить ребят анализировать поступки главного героя, дать понятие об ответственности автора за героя.

Презентация

Анализ эпизодов, письменные ответы обучающихся

Подготовиться к ответам на вопросы учителя, по содержанию

67

8.11

 

«Маленький принц» - произведение о смысле жизни

Показать мастерство писателя в умении чувствовать и понимать связь человека с миром

Презентация

Сообщение о писателе, рассказ о героях сказки, ответы на вопросы

Подготовить ответ на вопросы учителя, по содержанию

68

8.12

 

Урок – обобщение по произведениям, изученным в 6 классе

Систематизировать знания обучающихся о русской литературе

Карточки с заданиями

Работа по вопросам учителя. Работа в группах

Не задано