Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Изварская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
Методическим советом
Протокол № 4 от 27. 08. 2015 г.
Согласовано
Зам. директора по УР
__________ Николаева С.В.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 6 КЛАССА
к учебнику по литературе для 6 классов общеобразовательных учреждений в 2-х частях.
Под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009.
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель литературы
МОУ «Изварская СОШ»
Чванова Надежда Васильевна
2015 г.
№ урока по порядку |
№ урока в теме |
Дата |
Тема урока |
Характеристика деятельности обучающихся, виды учебной деятельности |
Используемые дидактические и технические ресурсы |
Практическая часть |
Домашнее задание |
|||||||||||||||||
Введение |
||||||||||||||||||||||||
1 |
1.1 |
|
Введение. Литература как учебный предмет. Знакомство с учебником. |
Повторение изученного в 5 классе. Представление о литературе как особой форме познания мира |
|
Викторина, беседа |
ответить на вопросы 2, 3 стр. 5 |
|||||||||||||||||
Устное народное творчество |
||||||||||||||||||||||||
2 |
2.1 |
|
Устное народное творчество. Обрядовый фольклор |
Знакомство обучающихся с образцами обрядового фольклора |
|
Сопоставление литературных и фольклорных произведений |
читать статью учебника стр. 6-11 |
|||||||||||||||||
3 |
2.2 |
|
Календарно-обрядовые песни. |
Знакомство с обрядовой поэзией, наблюдения над художественными особенностями песен |
Сборники «Устное народное творчество» |
Работа с текстом |
читать пословицы и поговорки |
|||||||||||||||||
4 |
2.3 |
|
Пословицы и поговорки. |
Научиться пользоваться богатством УНТ |
Книги по УНТ |
Объяснение пословиц и поговорок |
написать краткое сочинение по одной из пословиц |
|||||||||||||||||
Древнерусская литература |
||||||||||||||||||||||||
5 |
3.1 |
|
Древнерусская литература. «Сказание о Кожемяке» |
Знакомство с историей – осознание себя звеном в цепи поколений |
Репродукция картины Васнецова «Нестор-летописец» |
Работа с учебником, составление плана статьи |
рассказ по плану о «Повести временных лет» |
|||||||||||||||||
6 |
3.2 |
|
«Сказание о Белгородском киселе» |
Показать, как отражены в летописи народные идеалы |
Репродукция картины Васнецова |
Комментированное чтение, беседа |
нарисовать иллюстрации к «Повети временных лет» |
|||||||||||||||||
7 |
3.3 |
|
Урок внеклассного чтения по теме «Повесть временных лет» |
Закрепить ощущение связи времён, подлинности описанного в летописи |
Презентация |
Чтение отрывков «Летопись временных лет» |
читать статью о баснях |
|||||||||||||||||
Произведения русских писателей 18 века |
||||||||||||||||||||||||
8 |
4.1 |
|
Русская басня. И.И. Дмитриев «Муха» |
Знакомство с басней «Муха». Чтение |
Иллюстрации к басням |
Чтение и разбор басен |
выучить басню |
|||||||||||||||||
9 |
4.2 |
|
И. А. Крылов «Осёл и соловей» |
Знакомство с басней «Осёл и соловей». Чтение |
Иллюстрации к басням |
Чтение и разбор басен |
Выучить басню |
|||||||||||||||||
10 |
4.3 |
|
И.А.Крылов «Листы и корни. Ларчик» |
Знакомство с баснями «Листы и корни. Ларчик». Чтение |
Иллюстрации к басням |
Чтение и разбор басен |
Читать статью о Пушкине, составить план статьи. |
|||||||||||||||||
Произведения русских писателей 19 века |
||||||||||||||||||||||||
11 |
5.1 |
|
А. С. Пушкин. Лицейские годы. «Узник» |
Рассказ о лицейских годах поэта. |
Презентация |
Рассказ обучающихся о Пушкине |
Выучить стихотворение «Узник» |
|||||||||||||||||
12 |
5.2 |
|
Дружба в жизни и творчестве А.С. Пушкина. Стихотворение «Пущину» |
Учить обучающихся видеть за строчками стихов чувства, переживания, настроения, реальные события |
Репродукции портретов Пушкина |
Рассказ учителя с элементами беседы |
Выучить стихотворение «Пущину» |
|||||||||||||||||
13 |
5.3 |
|
«Зимнее утро». Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха |
Выработка умений восприятия поэтического слова через выражение чувств, через обращение к сведениям по теории литературы |
Репродукции портретов Пушкина |
Выразительное чтение |
«Дубровский» 1 глава, читать |
|||||||||||||||||
14 |
5.4 |
|
История романа А.С. Пушкина «Дубровский». Ссора Троекурова и Дубровского |
Рассказ об истории создания романа, отношения между героями (анализ) |
Иллюстрации к роману |
Комментированное чтение, беседа |
Читать 2, 3 главы |
|||||||||||||||||
15 |
5.5 |
|
Роман «Дубровский» Суд и его последствия. |
Сложность отношения героев (анализ) |
Иллюстрации к роману |
Аналитическое чтение отрывков романа |
Читать главы 4, 5, озаглавить их |
|||||||||||||||||
16 |
5.6 |
|
Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом |
Изображение чувств, переживаний героя, анализ текста |
Иллюстрации к роману |
Анализ эпизодов |
Читать главы 6, 7, озаглавить их |
|||||||||||||||||
17 |
5.7 |
|
Пожар в Кистинёвке. |
Выяснить мотивировку поступков героев, научиться объяснять прочитанное |
Иллюстрации к роману |
Характеристики героев |
Читать главы 8-10, озаглавить их |
|||||||||||||||||
18 |
5.8 |
|
Роман «Дубровский». Учитель |
Авторское отношение к героям, учиться пересказу с изменением лица рассказчика |
Иллюстрации к роману |
Анализ эпизодов |
Читать главы 11- 14, озаглавить их |
|||||||||||||||||
19 |
5.9 |
|
Маша Троекурова и Дубровский |
Прояснить характер отношений героев. Научиться анализировать отдельные эпизоды |
Иллюстрации к роману |
Комментированное чтение |
Дочитать роман |
|||||||||||||||||
20 |
5.10 |
|
Развязка романа «Дубровский» |
Итоги романа, подготовка к заключительному уроку |
Иллюстрации к роману |
Работа над образами героев |
Подготовить письменный ответ на один из вопросов |
|||||||||||||||||
21 |
5.11 |
|
Р\Р. Подготовка к сочинению |
Научиться выбирать материал к сочинению, выбирать эпизоды для сочинения |
|
Подготовка к сочинению |
Дописать сочинение по роману |
|||||||||||||||||
22 |
5.12 |
|
М.Ю.Лермонтов. Личность поэта. Стихотворение «Парус» |
Познакомиться с личностью поэта, осознать символическое значение образов в стихотворении «Парус» |
Презентация |
Доклады обучающихся, выразительное чтение |
Выучить стихотворение «Парус» |
|||||||||||||||||
23 |
5.13 |
|
Стихотворения «Три пальмы», «Тучи». Иносказание в поэзии Лермонтова |
Первоначальные понятия о балладе. почувствовать настроение стихотворений |
Презентация |
Чтение и обсуждение стихотворений |
Выучить стихотворение «Тучи» |
|||||||||||||||||
24 |
5.14 |
|
Мотив одиночества в лирике Лермонтова |
Учиться выразительному чтению, устному рисованию. Понятие о мотиве в лирике |
Портреты Лермонтова |
Сопоставление стихотворений и переводов |
Читать рассказ Тургенева |
|||||||||||||||||
25 |
5.15 |
|
И. С. Тургенев. Страницы жизни. «Бежин луг» |
Познакомиться с этапами жизни писателя, дать понятие «Художественное рисование». |
Иллюстрации к рассказу, презентация, портрет писателя |
Прослушивание отрывка рассказа в исполнении актера, комментирование текста |
Дочитать «Бежин луг» |
|||||||||||||||||
26 |
5.16 |
|
Природа в рассказе «Бежин луг» |
Показать роль природы в жизни мальчиков, пейзаж в рассказе, его роль в описании событий |
Иллюстрации обучающихся |
Худож. рассказ о Бежине луге с включением в него эпитетов, сравнений, метафор из текста |
Подготовить характеристики героев рассказа |
|||||||||||||||||
27 |
5.17 |
|
«Бежин луг». Анализ рассказов детей |
Раскрыть мастерство писателя в описании деревенских детей, их любознательность, впечатлительность |
Карточки |
Анализ эпизодов, комментированное чтение |
Подготовиться к обучающему сочинению |
|||||||||||||||||
28 |
5.18 |
|
Обучающее классное сочинение |
Проверить умения обучающихся правильно строить высказывание на заданную тему |
|
Написание сочинения |
Написать сочинение |
|||||||||||||||||
29 |
5.19 |
|
Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело» |
Показать образность и выразительность описания природы в произведениях поэтов |
Иллюстрации природы |
Изобразительно выразительные средства в стихотворениях |
Учить стихотворение |
|||||||||||||||||
30 |
5.20 |
|
А.А.Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила» |
Показать образность и выразительность описания природы в произведениях поэтов |
Иллюстрации природы |
Изобразительно выразительные средства в стихотворениях |
Учить стихотворение |
|||||||||||||||||
31 |
5.21 |
|
Н.А.Некрасов. Главная тема поэзии. Стихотворение «Железная дорога» |
Познакомить обучающихся с важными вехами детства и юности Некрасова; обозначить главную тему его поэзии |
Презентация |
Выразительное чтение, обсуждение стихотворения |
Выучить отрывок стихотворения |
|||||||||||||||||
32 |
5.22 |
|
Картины подневольного труда и мысль о величии народа в «Железная дорога» |
Показать действенность чувств поэта; страдание за народ и гордость за его свершения; дать понятие о трёхсложном размере стиха |
Портрет Некрасова |
Применение теории в работе с текстом |
Читать сказ Лескова «Левша» |
|||||||||||||||||
33 |
5.23 |
|
Н.С. Лесков «Левша» Особенности сказа |
Познакомить обучающихся с биографией писателя, дать представление о жанре сказа, заинтересовать необычностью повествования |
Презентация |
Определение жанра произведения, чтение эпизодов |
Перечитать 1-10 главы |
|||||||||||||||||
34 |
5.24 |
|
«Ужасный секрет» тульских мастеров |
Помочь ученикам разобраться в характеристиках персонажей |
Иллюстрации |
Характеристика героев |
Перечитать сказ до конца |
|||||||||||||||||
35 |
5.25 |
|
Талант и патриотизм в повести Лескова. Судьба левши |
Помочь понять основную идею автора: патриотизму и талантливости народа противостоит безответственность и преступное отношение властей |
Презентация |
Работа с текстом и беседа по вопросам |
Читать рассказ Чехова «Лошадиная фамилия» |
|||||||||||||||||
36 |
5.26 |
|
А.П.Чехов. «Толстый и тонкий» |
Дать понятия «юмор», «сатира», показать мастерство писателя в описании поведения героев |
Презентация иллюстрации |
|
Статья в учебнике |
|||||||||||||||||
37 |
5.27 |
|
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века |
Познакомитьобучающихся с произведениями о природе. Показать отношение автора к Родине |
Иллюстрации |
|
Выучить стихотворение |
|||||||||||||||||
Произведения русских писателей 20 века |
||||||||||||||||||||||||
38 |
6.1 |
|
Знакомство с творчеством А. Грина |
Познакомить с творчеством писателя, рассказать об основных темах произведения |
Иллюстрации |
Пересказ с сохранением жанра |
Читать повесть «Алые паруса» |
|||||||||||||||||
39 |
6.2 |
|
«Алые паруса». Основа сюжета |
Формировать навыки аналитического чтения, дать понятие «основа» сюжета |
Иллюстрации, презентация |
Прослушивание инсценированного фрагмента, осмысление сюжета |
Подготовить своё мнение о событиях в повести |
|||||||||||||||||
40 |
6.3 |
|
Нравственные аспекты повести «Алые паруса» |
Подвести обучающихся к пониманию жестокой реальности и романтизма в повести Грина
|
иллюстрации |
Пересказ, устное словесное рисование, аналитическое чтение фрагментов повести |
Читать рассказ «Неизвестный цветок» |
|||||||||||||||||
41 |
6.4 |
|
А.П. Платонов. сказка – быль «Неизвестный цветок» |
Краткий рассказ о писателе. Научить ребят осмыслению понятия «притча» |
Рисунки обучающихся |
Художественный пересказ, ответы на вопросы, сообщение об истории создания сказки-были |
Подготовить ответ на вопрос |
|||||||||||||||||
42 |
6.5 |
|
М.М. Пришвин. «Кладовая солнца». Особенности жанра |
Познакомить учеников с некоторыми страницами жизни и творчества писателя, раскрыть особенности жанра, характеры героев |
Презентация |
Беседа по вопросам, устное рисование |
Читать «Кладовая солнца» |
|||||||||||||||||
43 |
6.6 |
|
«Кладовая солнца». Человек в окружающем мире. Что есть правда. |
Показать метафорический смысл были-сказки; раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы |
Иллюстрации |
Комментированное чтение, беседа по вопросам |
Подготовить ответы на вопросы учебника. Выполнить иллюстрации к сказке |
|||||||||||||||||
44 |
6.7 |
|
Р\Р. Митраша в беде. Приключения Насти в лесу. Обучающее сочинение |
Развивать устную и письменную речь обучающихся.научить выбирать материал для письменной работы. |
Иллюстрации |
Подбор материала к сочинению |
Читать рассказ Нагибина |
|||||||||||||||||
45 |
6.8 |
|
Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов |
Рассказать о значении поэзии в годы Великой отечественной войны, показать, что высокие патриотические чувства в поэзии соединялись с личными чувствами |
Презентация |
Выразительное чтение, беседа по вопросам |
Прочитать рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» |
|||||||||||||||||
46 |
6.9 |
|
В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» |
Познакомить с чертами личности писателя, показать автобиографический характер рассказа, своеобразие языка |
Презентация о писателе |
Комментированное чтение, беседа по вопросам |
Составить по тексту рассказа словарь некоторых диалектных слов |
|||||||||||||||||
47 |
6.10 |
|
Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой» |
Постановка нравственных вопросов: честность, доброта, долг. Попытаться вызвать у учеников отклик на эти вопросы |
Карточки с вопросами к рассказу |
Комментированное чтение, беседа по вопросам |
Читать рассказ «Уроки французского» |
|||||||||||||||||
48 |
6.11 |
|
В.Г. Распутин. «Уроки французского» |
Познакомить учеников с некоторыми страницами биографии писателя, прояснить мотивы поведения героя рассказа |
Презентация, карточки с вопросами к уроку |
Комментированное чтение, беседа по вопросам |
Пересказать эпизоды по выбору |
|||||||||||||||||
49 |
6.12 |
|
Уроки французского – уроки жизни. Подготовка к сочинению |
Показать душевную щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа. |
Иллюстрации обучающихся |
Ответы на вопросы, комментирование рассказа, устное словесное рисование, сопоставление произв. худ. литературы |
Подготовиться к сочинению, составить план. |
|||||||||||||||||
50 |
6.13 |
|
Обучающее сочинение |
Проверка усвоения и осмысления рассказа. |
|
Написание сочинения |
Прочитать рассказ Шукшина, учебник |
|||||||||||||||||
51 |
6.14 |
|
В.М. Шукшин. Жизнь. Творчество. Странные люди – герои Шукшина. |
Показать мастерство писателя в описании героев, составлении монологов для выявления характера героев |
Карточки, презентация |
Ответы на вопросы, аналитическая работа, чтение по ролям эпизода составления письма, комментирование |
Читать рассказ Ф Искандера |
|||||||||||||||||
52 |
6.15 |
|
Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Роль эпиграфа в рассказе |
Познакомить обучающихся с творчеством писателя, пробудить интерес к его творчеству |
Портрет писателя |
Комментированное чтение, беседа по вопросам |
Подготовить пересказ эпизодов рассказа |
|||||||||||||||||
53 |
6.16 |
|
Роль эпизода в рассказе. |
Показать мастерство писателя словесно рисовать ситуацию рассказа |
Иллюстрации обучающихся |
Выразительное чтение |
не задано |
|||||||||||||||||
54 |
6.17 |
|
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. |
Мастерство поэтов в описании пейзажа Родной природы. Умение передать словами краски и звуки |
Иллюстрации природы |
Выразительное чтение, ответ на проблемный вопрос, анализ поэтического текста. |
Выучить наизусть стихотворение |
|||||||||||||||||
Из литературы народов России |
||||||||||||||||||||||||
55 |
7.1 |
|
Г. Тукай «Родная деревня» Из литературы народов России |
Показать отношение автора стихотворения к Родине и народу |
Презентация |
Выразительное чтение, фрагменты анализа, развернутый ответ на вопрос «Верю ли я в спасительную силу книги?» |
Читать стихотворение Кулиева |
|||||||||||||||||
56 |
7.2 |
|
К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда» |
Дать понятие гражданская лирика в произведениях поэтов. |
Презентация |
Выразительное чтение и анализ стихов, сообщение о поэте, сопоставление стихотворений |
Читать балладу, выполнить иллюстрации |
|||||||||||||||||
Из зарубежной литературы |
||||||||||||||||||||||||
57 |
8.1 |
|
Понятие о мифе. Мифы Древней Греции. |
Дать понятие о мифе, познакомить обучающихся с мифами Древней Греции. |
Презентация |
Беседа, работа с учебником, устное рисование. |
Читать мифы о подвигах Геракла |
|||||||||||||||||
58 |
8.2 |
|
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. |
Дать понятие «герой» в древнегреческой мифологии, многозначность этого слова |
|
Рассказ учителя, пересказ. |
Составить план одного мифа, разбив его на микротомы |
|||||||||||||||||
59 |
8.3 |
|
Легенда об Арионе. Исторические события легенды |
Показать общее и различное в понятиях «миф» и «легенда»; показать преобразование образов в литературе. |
Стихотворение А.С.Пушкина «Арион» |
Художественный пересказ, беседа |
Читать статью в учебнике о Гомере |
|||||||||||||||||
60 |
8.4 |
|
Гомер как легендарная личность мировой истории. Гомеровский эпос. |
Познакомить обучающихся с образом Гомера, рассказать о его великих произведениях |
Презентация , географическая карта Греции |
Аналитическое чтение |
Подготовить выразительное чтение сцен «Одиссеи» |
|||||||||||||||||
61 |
8.5 |
|
«Одиссей на острове циклопов» |
Показать богатство и красоту поэмы Гомера |
|
Работа с текстом |
Читать статью учебника об УНТ |
|||||||||||||||||
62 |
8.6 |
|
Устное народное творчество. Мифы древних славян |
Показать образность, поэтичность славянской мифологии |
Презентация |
Комментированное чтение |
Читать статью учебника |
|||||||||||||||||
63 |
8.7 |
|
И.Ф.Шиллер «Перчатка». Перевод и основной сюжет |
Дать понятие о балладе как о произведении малого жанра, героический пафос баллады |
Иллюстрации обучающихся |
Сообщение о драматурге, выразительное чтение, анализ, сопоставление 2 произведений |
Читать рассказ Фольконе |
|||||||||||||||||
64 |
8.8 |
|
«Маттео Фальконе «Трагедия судьбы главного героя» |
Формировать навыки аналитического чтения, умения оценивать поступки героев |
|
Чтение статьи учебника, анализ эпизодов |
Подготовить пересказ эпизодов |
|||||||||||||||||
65 |
8.9 |
|
Нравственные аспекты рассказа Мериме «Маттео Фальконе» |
Формировать навыки аналитического чтения, умения оценивать поступки героев |
Иллюстрации |
Письменные ответы на вопросы учебника |
Читать «Маленький принц» |
|||||||||||||||||
66 |
8.10 |
|
«Меленький принц». «Зорко одно лишь сердце» |
Научить ребят анализировать поступки главного героя, дать понятие об ответственности автора за героя. |
Презентация |
Анализ эпизодов, письменные ответы обучающихся |
Подготовиться к ответам на вопросы учителя, по содержанию |
|||||||||||||||||
67 |
8.11 |
|
«Маленький принц» - произведение о смысле жизни |
Показать мастерство писателя в умении чувствовать и понимать связь человека с миром |
Презентация |
Сообщение о писателе, рассказ о героях сказки, ответы на вопросы |
Подготовить ответ на вопросы учителя, по содержанию |
|||||||||||||||||
68 |
8.12 |
|
Урок – обобщение по произведениям, изученным в 6 классе |
Систематизировать знания обучающихся о русской литературе |
Карточки с заданиями |
Работа по вопросам учителя. Работа в группах |
Не задано |
|||||||||||||||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.