Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе

  • doc
  • 14.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Литература 7.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Изварская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено

Методическим советом

Протокол № 4 от 30. 08. 2016 г.

 

Согласовано

Заместитель директора по УВР

__________ Корниенкова А.И.


 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 7 КЛАССА

 

к учебнику по литературе для 7 классов общеобразовательных учреждений в 2-х частях.

Под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009.

НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

 

 

Учитель литературы

МОУ «Изварская СОШ»

Чванова Надежда Васильевна

 

2016 г.


 

№ урока п. п.

№ урока в теме

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся, виды учебной деятельности

 

Используемые дидактические и технические ресурсы

Практическая часть

Контроль

Домашнее задание

Введение

1

1.1

 

Введение. Знакомство с учебником

Повторение изученного в 6 классе. Знакомство с понятием о литературе как особом виде искусства

Учебник, тетрадь

Работа со статьёй учебника

Найти пословицы о книге, чтении.

Устное народное творчество

2

2.1

 

УНТ. Былина. Основные мотивы

Знакомство с понятием былина, основные отличия от сказки

Сборник былин, иллюстрации

Составление таблицы

Читать былину «Вольга и …»

3

2.2

 

«Вольга и Микула Селянинович»

Знакомство с  художественными особенностями былин

Сборник былин, иллюстрации

 

Читать былину «Садко»

4

2.3

 

«Садко». Социально – бытовая былина

Расширение представлений об эпическом герое, отработка навыков с текстом

 

Сборник былин, иллюстрации

 

Читать статью «Пословицы и поговорки»

5

2.4

 

Р/Р. Былинный герой

Работа с художественным текстом, выборка материала для письменного ответа

Краткий словарь литературных  терминов

 

Дописать сочинение

6

2.5

 

Пословицы и поговорки

Знакомство и формирование понятия о новых жанрах фольклора, развитие навыков устной речи

Сборник пословиц и поговорок, словарь Даля

Объяснение одной пословицы на выбор

Написать сочинение по пословице №4 стр. 49

Древнерусская литература

7

3.1

 

Древнерусская литература. «Повесть временных лет»

Знакомство с жанром летописи, расширение словарного запаса, рассказ о происхождении азбук

«Летопись временных лет»

Составление конспекта «Поучения Владимира Мономаха»

Читать с. 54-63, повесть о Петре и Февронии…

8

3.2

 

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Знакомство с повестью, выявление её спецификации – черты жития, сказки

 

Разбор и выделение особенностей

Подготовить пересказ

Произведения русских писателей 18 века

9

4.1

 

М.В. Ломоносов. Краткий рассказ об учёном. Оды

Знакомство с биографией учёного, рассказать о его роли в развитии Русской литературы

Портрет Ломоносова

Объяснение трёх «штилей»

Развёрнутый план статьи учебника

10

4.2

 

Г.Р. Державин. Размышления о смысле жизни

Первое знакомство с личностью и поэзией Г.Р. Державина. Новаторство в стихотворческой деятельности

Портрет Державина

Аналитическая работа с текстом

Стихотворение Державина наизусть

11

4.3

 

В.А. Жуковский «Лесной царь»

Знакомство с творчеством Жуковского, начальные навыки анализа лирического стихотворения

Портрет Жуковского

Работа с текстом баллады, литературные термины

Балладу выучить наизусть

Произведения русских писателей 19 века

12

5.1

 

А.С. Пушкин. Рассказ о писателе

Знакомство с биографией писателя. Лицейские годы Пушкина

Презентация

Сообщения учеников, аналитическая беседа

Читать «Медный всадник»

13

5.2

 

А.С. Пушкин «Медный всадник»

Выявление историко-литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника»

Презентация

Анализ текста поэмы

Читать «Песнь о Вещем Олеге»

14

5.3

 

А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»

Выработка навыков работы с разнородными текстами, справочниками

презентация

 

Выучить отрывок

15

5.4

 

А.С. Пушкин. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре)

Знакомство с драматическим произведением, понятием трагедии

Иллюстрации

Выразительное чтение отрывка по ролям

Читать «Станционный смотритель»

16

5.5

 

А.С. Пушкин «Станционный смотритель».

Представление о реминисценции, показать пример библейского  контекста с помощью детали.

Презентация с репродукциями

Аналитическая работа с текстом

Читать статью о Лермонтове

17

5.6

 

М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте

Восстановить знания о творчестве поэта за прошлые годы, ознакомиться с биографией

Презентация

Работа с теорией учебника

Читать «Песня про…»

18

 

5.7

 

 

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Знакомство с понятием об эпохе, описанной в произведении.

Портрет Ивана Грозного,

Работа с текстом поэмы

Подготовить выразительное чтение отрывков

19

5.8

 

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Обратить внимание на фольклорные мотивы, расширить понятие «поэма»

иллюстрации к поэме

Работа с текстом поэмы

Учить стих. наизусть

 

20

5.9

 

 

 

Особенности лирики Лермонтова «Молитва», «Ангел»

 

Формировать навыки разбора лирического произведения

 

Выразительное чтение, анализ стихотворений

Выучить стихотворение (по выбору)

21

5.10

 

Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе

Работа со статьёй учебника, обучение письменному высказыванию, составление плана

Презентация

 

Читать «Тарас Бульба» ( 1-8 гл)

22

 

5.11

 

 

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

Познакомить обучающихся с атмосферой повести, исторической эпохой,

Иллюстрации

 

Читать «Тарас Бульба»

23

5.12

 

«Тарас Бульба». Историческая эпоха произведения

Понятие о художественной задаче писателя

 

 

Читать «Тарас Бульба»

24

5.13

 

Отец и сыновья. Характеры главных героев

Выработка навыка определения характеров персонажей, их развитии в повести

Иллюстрации

Выборочное чтение

Выделить в тексте описания природы

25

5.14

 

Р/Р. Обучающее сочинение по произведению Гоголя «Тарас Бульба»

Подготовкак домашнему сочинению. Формировать навыки работы с художественным текстом

 

Работа с текстом

Читать  статью учебника, рассказ «Бирюк»

26

5.15

 

И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Знакомство с рассказом «Бирюк»

Формировать навыки анализа текста, умению наблюдать поведение героев; рассказать о творческом пути писателя

презентация

 

Рассмотреть картины природы в рассказе

27

5.16

 

Природа в рассказах И.С. Тургенева

Умение анализировать эпизоды рассказа

иллюстрации

 

Подготовить характеристики мальчиков

28

5.17

 

Особенности творчества Тургенева

Фомировать навыки давать характеристику героям произведения

 

 

Учить наизусть «Русский язык»

29

5.18

 

Стихотворения в прозе. «Русский язык»

Отрабатывать выразительную речь обучающихся, учить бережно относиться к слову

 

 

Читать отрывки поэмы

30

5.19

 

Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Отрывки поэмы «Русские женщины»

Расширить знания о творчестве Некрасова, обучать навыкам работы со стихотворным произведением

Портрет поэта

 

Читать сказку «Как один мужик..»

31

5.20

 

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Первичное знакомство с творчеством писателя. Научить понимать особенности языка сказок.

Портрет , иллюстрации

Аналитическое чтение

Читать отрывки повести «Детство»

32

5.21

 

Л.Н. Толстой. Рассказ о писателе. Главы повести «Детство»

Восстановить и углубить сведения о писателе. Дать понятие автобиографическая повесть

Презентация

Работа с текстом

Дочитать главы повести

33

5.22

 

Нравственные аспекты повести Толстого

Формировать навыки обучающихся анализировать поступки героев. Воспитывать уважение к окружающим

Карточки

 

Подготовиться к  рецензии

34

5.23

 

Р\Р. Короткая рецензия на произведение

Формировать умение писать рецензию на небольшое произведение

 

Написание рецензии

Читать рассказ «Хамелеон»

35

5.24

 

А.П. Чехов. «Хамелеон». Юмор и ирония в рассказе

Расширить знания о творчестве писателя. Дать понятие термина «художественная деталь».

Презентация

Работа с эпизодами

Читать «Злоумышленник», «Размазня»

36

5.25

 

Комическое в рассказах Чехова

Показать обучающимся особенности комического, использование сатиры в малом жанре

карточки

Составление характеристик

Подготовить материал для сценария

37

5.26

 

«Край ты мой, родимый край» Стихотворения русских поэтов

Показать любовь авторов к Родине. Учить выделять изобразительно-выразительные средства.

 

Выразительное чтение стихов

Читать рассказ «Цифры»

Произведения русских писателей 20 века

38

6.1

 

И.А. Бунин  «Цифры»

Идейное понимание произведения. Анализ поступков героев

Портрет писателя

Анализ эпизодов

Читать рассказ «Лапти»

39

6.2

 

Проблема отношений детей и взрослых в рассказе

Учить выделять и анализировать эпизоды, раскрывающие идею произведения

Портрет писателя

Составление характеристик

Выучить стихотворение Бунина

40

6.3

 

М. Горький. Краткий рассказ о писателе. Повесть «Детство»

Продолжить знакомство обучающихся с автобиографическими произведениями.

Презентация

Аналитическое чтение

Читать «Детство ( 1-4 гл.)»

41

6.4

 

Жизнь в доме Кашириных. Мерзости жизни

Расширить понятие обучающихся об идейном содержании произведения

Презентация

Аналитическое чтение эпизодов

Читать легенду о Данко

42

6.5

 

Жизнь для людей: Данко, Легенда о Ларре

Дать обзор жизненного и творческого пути М. Горького

Рисунки обучающихся

Анализ текста

Легенда о Ларре

43

6.6

 

В. Маяковский. Краткий рассказ о поэте. «Необычайное приключение…»

Дать ощущение необычности лирики и характера Маяковского: опережающее представление о футуризме.

Презентация

Работа с лексикой, выразительное чтение

Учить стихотворение Маяковского

44

6.7

 

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Продолжить знакомство с творчеством Маяковского. Формировать навыки правильного прочтения его стихов

 

Работа с текстом и по термину «звукопись»

Читать рассказ «Кусака»

45

6.8

 

Л. Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака»

Краткий рассказ о писателе. Дать понятие о реалистичном методе в искусстве

 

Аналитическое чтение текста

Читать  рассказ «Юшка»

46

6.9

 

Нравственная основа рассказа Л. Андреева

Расширить понятие ответственности за других

 

Аналитическая беседа

Пересказ «Юшка»

47

6.10

 

А.П. Платонов. Рассказ «Юшка»

Знакомство с творчеством писателя и понятием о трагизме в русской литературе.

Портрет писателя

Аналитическое чтение текста

Дать характеристику главному герою

48

6.11

 

Вера в великую силу любви по рассказу «Юшка»

Понять главную мысль рассказа. Выявить нравственные особенности

Карточки

Работа с текстом

Читать «Неизвестный цветок»

49

6.12

 

Притчевая основа рассказа «Неизвестный цветок»

Расширить понятие о реминисценции в литературе

Текст рассказа

Работа с текстом

Подготовиться к сочинению

50

6.12

 

Р/Р поо рассказам А. Платонова и Л. Андреева

Определение главной мысли произведения, письменно высказывать свою точку зрения

Тексты рассказов

Написание сочинения

Читать рассказ «О чём плачут лошади»

51

 

6.13

 

 

 

Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади

Чувство уважения ко всему живому

Портрет писателя

Пересказ от лица героев

Пересказ «О чём плачут лошади»

52

6.14

 

Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади

Чувство уважения ко всему живому

Портрет писателя

Пересказ от лица героев

Читать Е.И. Носова «Кукла»

 

53

6.15

 

Е.И. Носов. Тема сострадания в рассказе «Кукла»

Познакомить ребят с творчеством писателя. Научить прослеживать авторскую мысль в произведении

Презентация

Комментированное чтение

Читать «Живое пламя», «Радуга»

54

6.16

 

Е. Носов. «Живое пламя», «Радуга»

Значение изобразительно-выразительных средств для раскрытия авторской позиции

Портрет писателя

Выборочное чтение

Читать «Тихое утро»

55

6.17

 

Ю. Казаков «Тихое утро»

Знакомство с творчеством писателя. Использование диалектов в произведении

Портрет писателя

Составление плана пересказа

Читать стихи Твардовского в учебнике

56

6.18

 

Д. Лихачёв «Земля родная»

Знакомство с творчеством Лихачёва; рассказать о сборнике для юношества

Портрет

Аналитическая беседа

Ответить на вопрос

57

6.19

 

М.М. Зощенко «Беда» Сатира и юмор

Расширить знания о творчестве М. Зощенко; дать понятие о различии сатиры и юмора

Портрет

Аналитическая беседа

Не задано

58

6.20

 

«Тихая моя родина». Стихи русских поэтов

Развитие навыков выразительного чтения, понимание бессюжетного стихотворения

Иллюстрации

Выразительное чтение стихов

Стихотворение по выбору выучить

59

6.21

 

Песни на стихи русских поэтов 20 века

Развитие навыков выразительного чтения

Презентация

Выразительное чтение

Читать статью о Бёрнсе

Зарубежная литература

60

7.1

 

«Кто честным трудом кормится…». Р. Бёрнс. «Честная бедность

Знакомство со стихотворением Р. Бёрнса и личностью поэта; развивать навыки устной речи

Портрет Бёрнса

Анализ произведения

«Властитель наших дум»

61

7.2

 

«Властитель наших дум» Д.Г. Байрон

Знакомство с личностью Байрона. Введение русской поэзии в контекст мировой

Портрет Байрона

Анализ произведения

Учить наизусть отрывок стихотворения Байрона

 

62

 

7.3

 

 

 

Японские хокку

(хайку)

Познакомиться с японской поэзией

Японские трехстишия

Пробные составления трехстишия

Придумать хокку

63

7.4

 

Викторина по произведениям, изученным в 7 классе

Обобщение знаний; обогащение словарного запаса; умение правильно строить устное высказывание

Презентация

Работа в команде

Повторить изученные темы

64

7.5

 

Итоговый тест за курс 7 класса

Пишут итоговый тест

Тест

Тест

Не задано

65

7.6

 

Н.К. Рерих. творческое наследие

Продолжить знакомство с творчеством Рерих, основными мотивами его сказок

Сказки Рериха, презентация

Аналитическое чтение

Не задано

66

7.7

 

Д. Олдридж. «Отец и сын»

Развитие навыков выразительного чтения; выявление идейного содержания произведения

Портрет писателя

Аналитическое чтение

Читать «Дары волхвов

67

7.8

 

О. Генри «Дары волхвов»

Развитие навыков вдумчивого чтения, поиска комментариев, художественного пересказа

Портрет писателя

Аналитическое чтение

Подготовиться к викторине

68

7.9

 

Литературная игра по станциям

Систематизировать знания обучающихся о русской литературе

Карточки с заданиями

Работа по вопросам учителя. Работа в группах

Не задано