Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе

  • doc
  • 14.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Литература 8.doc

        Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Изварская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено

Методическим советом

Протокол № 4 от 27. 08. 2015 г.

 

Согласовано

Зам. директора по УР

__________ Николаева С.В.


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 8 КЛАССА

 

к учебнику по литературе для 8 классов общеобразовательных учреждений в 2-х частях.

Под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009.

НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

 

 

Учитель литературы

МОУ «Изварская СОШ»

Чванова Надежда Васильевна

 

2015 г.


 

№урока п. п.

№ урока в теме

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся, виды учебной деятельности

Используемые дидактические и технические ресурсы

Практическая часть

Домашнее задание

Введение

1

1.1

 

Русская литература и история

Представление о литературе как виде искусства, её месте в жизни общества

Учебник

Слово учителя, знакомство с учебником.

Подготовить пересказ статьи

Устное народное творчество

2

2.1

 

Устное народное творчество. Русские народные песни

Понятие об обрядовых и не обрядовых песнях как жанре фольклора

Сборник устного народного творчества

Рассказ учителя  с элементами беседы

Придумать текст частушки

3

2.2

 

Предание о Пугачёве.

О покорении Сибири Ермаком

Своеобразие исторических песен.

Карточки

Беседа, анализ песни

Подготовить характеристики героев

Из древнерусской литературы

4

3.1

 

Житийная литература. Житие Александра Невского

Знакомство с  понятием о жанре жития; раскрытие исторической основы произведения

«Повесть временных лет»

Сообщение обучающегося, работа с текстом

Читать «Шемякин суд»

5

3.2

 

Сатирическое произведение «Шемякин суд»

Знакомство с понятием о демократической литературе; понять идейно-художественное своеобразие повести

«Повесть временных лет»

Беседа по повести, работа с иллюстрациями

Читать комедию Фонвизина

Из русской литературы 18 века

6

4.1

 

Денис Иванович Фонвизин «Недоросль»

Знакомство с этапами жизни Фонвизина; понятие о сентиментализме как литературном направлении

Комедия Фонвизина

Сообщение учащихся, словарная работа, знакомство с комедией

Читать комедию Фонвизина

7

4.2

 

«Говорящие» имена-характеристики. Основной конфликт комедии

Проследить дух сентиментализма в комедии, попытаться понять события

Репродукция картины

Аналитическая беседа по содержанию

Написать характеристику одного из героев

Из русской литературы 19 века

8

5.1

 

И.А. Крылов. Басни и их историческая основа

Расширить знания о баснописце, повторить знания терминов

Иллюстрации к басням

Слово учителя, чтение басен

Учить басню «Обоз» наизусть

9

5.2

 

Человек  история в фольклоре и древнерусской литературе

Развитие связной речи

Иллюстрации к басням

Выразительное чтение басен, беседа по материалу

Читать «Смерть Ермака»

10

5.3

 

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы

Знакомство с личностью поэта, понятие о думе

Портрет поэта

Сообщения обучающихся, пересказ думы

Читать статью с.80,81

11

5.4

 

А.С. Пушкин. Основные этапы жизненного пути. История создания повести

Вспомнить  основные  сведения о Пушкине; творческая история написания повести

Презентация

Аналитическая беседа, сжатый пересказ

Читать «Капитанская дочка»

12

5.5

 

«Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринёва

Определение особенностей произведения; проследить этапы формирования характера героя

Иллюстрации

Беседа, аналитическое прочтение эпизодов

Читать «Капитанская дочка»

13

5.6

 

Падение Белогорской крепости

Выяснить изменения взгляда рассказчика на жизнь; понять , в чём его оценки верны, в чём ошибочны

Иллюстрации к повести

Беседа, анализ главы «Приступ»

Читать «Капитанская дочка»

14

5.7

 

Изображение народной войны и её вождя.

Проследить по тексту характеры главных героев, художественные особенности повести

Портрет Пугачёва

Аналитическая работа по тексту, письменные ответы учащихся

Читать «Капитанская дочка»

15

5.8

 

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести

Систематизация  изученного материала по образу Маши Мироновой, раскрыть смысл названия повести

Иллюстрации к повести

Слово учителя, работа над образом героини

Читать «Капитанская дочка»

16

5.9

 

Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений»

Обобщение и систематизация знаний по образу главного героя

Иллюстрации к повести

Аналитическая беседа, общения учащихся

Письменно ответить на заданные вопросы

17

5.10

 

Р/Р. Сочинение по повести «Капитанская дочка»

Развитие связной речи, умение выразить своё отношение  к предложенным темам сочинения

Текст повести

Написание сочинения

Дописать сочинение

18

5.11

 

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Кавказ в жизни и творчестве поэта

Знакомство с фактами биографии, проанализировать стихотворение «Кавказ»

Презентация

Слово учителя, аналитическое прочтение стихотворения

Учить стихотворение «Сосед»

19

5.12

 

Тюрьма в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «Сосед», «Пленный рыцарь»

Представление о лирическом герое, о теме узничества в лирике поэта. Аналитическое прочтение лирики

Сборник стихов Лермонтова

Чтение и обсуждение стихотворений, чтение наизусть

Читать поэму «Мцыри»

20

5.13

 

«Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения

Познакомиться  с историей создания поэмы, выявить структурные особенности произведения

 

Беседа по прочитанной поэме, определение темы и идеи

Пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре»

21

5.14

 

Образ Мцыри в поэме. «Мцыри» как романтическая поэма

Сделать выводы об особенностях поэмы. Дать характеристику Мцыри, раскрыть образ главного героя

Иллюстрации

Аналитическое чтение, сопоставительный анализ поэмы

Подготовиться к сочинению

22

5.15

 

Обучающее сочинение по поэме «Мцыри»

Формировать умение делать выводы сопоставительного характера, логически излагать высказывание

Тест поэмы

Написание сочинения

Дописать сочинение

23

 

5.16

 

 

 

Н.В. Гоголь – писатель-сатирик.

Повторить известные сведения о Гоголе как писателе-сатирике

Презентация

Знакомство с материалом учебника.

Читать «Ревизор»

24

5.17

 

Идейный замысел и композиция комедии «Ревизор»

Понятие  о драматическом произведении

Презентация

Сообщение о создании комедии

Читать «Ревизор»

25

5.18

 

Разоблачение нравственных и социальных пороков в комедии «Ревизор»

Раскрыть жизненную основу комедии; понять обстоятельства, привлекшие чиновников к их ошибке

Иллюстрации к  комедии

Аналитическое прочтение эпизодов. Беседа по комедии

Охарактеризовать поведение Хлестакова

26

5.19

 

Хлестаков и Хлестаковщина. Образ Хлестакова.

 

Получить представление о характере Хлестакова, понять , что такое Хлестаковщина

Иллюстрации к  комедии

Работа с текстом комедии, анализ отдельных сцен

Подумать над вопросами учебника

27

5.20

 

Финал комедии, его идейно-композиционное значение

Систематизация и обобщение знаний о героях комедии, раскрыть роль финала

Иллюстрации к  комедии

Беседа по содержанию 5 действия

Подготовиться к сочинению

28

5.21

 

Обучающее сочинение по комедии «Ревизор»

Развитие связной речи учащихся, умение выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

Текст комедии

Работа над сочинением

Дописать сочинение

29

5.22

 

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»

Кратко познакомиться с творчеством писателя

Портрет писателя

Слово учителя, чтение отрывков повести

Подготовить комментированное чтение

30

5.23

 

«История одного города» как сатира писателя

Формировать навыки аналитического чтения произведения сатирического характера

Иллюстрации к повести

Аналитическое прочтение эпизодов

читать рассказ «Старый гений»

31

5.24

 

Н.С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа

«Старый гений»

Познакомить с биографией писателя, показать своеобразие рассказа, психологическое состояние человека

Презентация

Чтение рассказа,

Беседа по тексту

Читать статью о Толстом

32

5.25

 

Л.Н. Толстой. Личность и судьба писателя

Познакомить с основными биографическими сведениями писателя; историей создания рассказа «После бала»

Презентация

Слово учителя, сообщения учащихся

Читать рассказ «После бала»

33

5.26

 

«После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа

Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел

Иллюстрации к повести

Беседа, сопоставление героев

Подумать над заглавием рассказа

34

5.27

 

Автор и рассказчик в произведении. Моральная основа повести

Понять главную мысль рассказа; личная ответственность  человека за всё, что совершается в жизни

Иллюстрации к повести

Слово учителя, аналитическая беседа

Подготовиться к сочинению

35

5.28

 

Сочинение по рассказу Толстого «После бала»

Развитие связной речи учащихся, умения подбирать материал по теме и связно излагать мысли

Текст рассказ

Работа над сочинением

Дописать сочинение

36

5.29

 

Поэзия родной природы. Стихи поэтов 19 века

Раскрыть основное чувство-переживание лирического героя, научить осмысленному прочтению стихов

Иллюстрации

Слово учителя.

Выразительное чтение стихотворений

Читать стаю учебника о Чехове

37

5.30

 

А.П. Чехов. слово о писателе. Основные темы творчества.

Познакомиться с личностью Чехова. Дать понятие о творчестве писателя

Презентация 

Слово учителя, сообщения учащихся

Читать рассказ «О любви»

38

5.31

 

Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье

Выявить философский смысл рассказа, научит размышлять над прочитанным

 

Обсуждение содержания рассказа

Читать «Кавказ» Бунина

Из литературы 20 века

39

6.1

 

И.А. Бунин. Слово о писателе. Тема любви в рассказе «Кавказ»

Познакомиться с творческой индивидуальностью писателя; выявить своеобразие рассказа

Презентация

Обсуждение содержания рассказа

Читать статью о Куприне

40

6.2

 

А.И. Куприн. Слово  о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

Познакомиться с фактами жизни и творчества, вызвать интерес к творчеству писателя, выявить нравственные проблемы рассказа

Презентация

Работа в группах

Дискуссия о характере героев

Читать статью о Горьком

41

6.3

 

Сочинение по рассказам Чехова, Бунина, Горького

Развитие связной речи, умения подбирать материал по теме и связно излагать мысли

Рассказы

Написание сочинения

Читать стаю учебника о Блоке

42

6.4

 

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве

Краткое знакомство с жизнью поэта; выделение в его творчестве исторической темы

Портрет поэта

Слово учителя, сообщение учащихся

Учить наизусть отрывок стихотворения

43

6.5

 

А.А. Блок. «На поле Куликовом»

Раскрыть вопрос о соотношении в цикле исторического  и современного, об ответственности каждого перед родной страной

Портрет поэта

Комментированное чтение, чтение отрывков наизусть

Читать статью о поэте Есенине

44

6.6

 

С.А. Есенин. «Пугачёв». Поэма на историческую тему

Познакомиться (кратко) с творчеством поэта; историей создания поэмы; выявить каким Пугачёв предстаёт в поэме  И «Капитанской дочке»

Портрет поэта

Работа над фрагментами поэмы

Читать «Пенсне»

45

6.7

 

М.А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне»

Познакомиться с творчеством Осоргина. Выявить своеобразие рассказа «Пенсне»

Портрет писателя

Знакомство с рассказом.

Обсуждение прочитанного

Читать статью учебника о Шмелёве

46

6.8

 

И.С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем»

Познакомиться с биографией писателя; проследить сложный путь до создания художественного произведения

Портрет писателя

Чтение рассказа

Выборочный пересказ

Читать «Сатирикон»

47

6.9

 

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий

Познакомить с произведениями Зощенко, Теффи; приобщить  к восприятию сатиры и юмора

Презентация

Знакомство с произведениями, аналитическое чтение

 Подготовить пересказ

48

6.10

 

Сатира и юмор в рассказах Зощенко, Теффи

Помочь понять, как создаётся юмористическое произведение, научиться понимать автора

 

иллюстрации

Обсуждение рассказов

Прочитать биографию Твардовского

49

6.11

 

Теффи «Жизнь и воротник»

Расширить знания о русской литературе начала 20 века

Иллюстрации

Аналитическое чтение

 

50

6.12

 

М. Зощенко «история болезни

Расширить знания о русской литературе начала 20 века

 

Аналитическое чтение

 

51

6.13

 

А. Твардовский «Василий Теркин». Своеобразие поэмы

Познакомить  с жанровым  новаторством поэмы

Портрет Твардовского

Аналитическое прочтение глав

Учить отрывки поэмы наизусть

52

6.14

 

Героика и юмор в поэме. Характеристика Тёркина

Проследить, как сочетается в поэме юмор и героика, выявить определяющие качества героя

Иллюстрации

Анализ эпизодов, чтение наизусть отрывков

Читать рассказ «Возвращение»

53

6.15

 

А. Платонов. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение»

Познакомить с творчеством Платонова, выявить нравственную проблематику рассказа

Портрет писателя

Знакомство с рассказом

Подготовить письменный ответ на название рассказа

54

 

6.16

 

 

 

Тема детства в рассказе «Возвращение»

Найти, с помощью каких художественных средств автор показывает судьбу детей

Иллюстрации о войне

Аналитическая беседа, сообщения обучающихся

Читать с.209-220

55

6.17

 

Тема детства в рассказе «Возвращение»

Найти, с помощью каких художественных средств автор показывает судьбу детей

Иллюстрации о войне

Аналитическая беседа, сообщения обучающихся

Пересказ

 

56

6.18

 

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Познакомиться с героическими страницами русской поэзии

Иллюстрации о войне

Аналитическое прочтение стихов

Учить наизусть одно стихотворение

57

6.19

 

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Познакомиться с героическими страницами русской поэзии

Иллюстрации о войне

Слово учителя, выразительное чтение стихов

 

Читать рассказ Астафьева

58

6.20

 

В. Астафьев. Тема детства в творчестве писателя

Познакомиться с жизнью  и творчеством Астафьева; вызвать интерес к его произведениям

Портрет писателя

Работа с текстом статьи, слово учителя

Определить централью тему рассказа

59

6.21

 

Отражение довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет»

Проанализировать содержание рассказа, выявить его своеобразие, работать над образами бабушки и учителя

Портрет писателя

Анализ рассказа

Подготовить чтение стихотворений о природе

60

 

6.22

 

 

 

Русские поэты о Родине, родной природе и себе

Познакомиться  с гражданской поэзией русских поэтов и поэтов Русского зарубежья

Иллюстрации русской природы

Аналитическое прочтение стихотворений

Выразительное чтение стихотворения

61

6.23

 

Русские поэты о Родине, родной природе и себе

Познакомиться  с гражданской поэзией русских поэтов и поэтов Русского зарубежья

Иллюстрации русской природы

Аналитическое прочтение стихотворений

Читать «Ромео и Джульетта»

Из зарубежной литературы

62

7.1

 

У. Шекспир. Писатель и его время. «Ромео и Джульетта»

Дать представление об эпохе возрождения; познакомить с трагедией «Ромео и Джульетта»

Иллюстрации

Слово учителя, чтение глав трагедии

Читать «Ромео и Джульетта»

63

7.2

 

Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт живого и чувства семейной вражды

Раскрыть пафос пьесы, прославляющей верность и высокую гуманность

Иллюстрации

Работа с текстом трагедии

Читать «Мещанин во дворянстве»

64

7.3

 

«Мещанин во дворянстве» Анализ   1-3 действий

Раскрыть идейный смысл комедии Мольера, дать понятие о б иронии

Иллюстрации

Работа с текстом

Читать «Мещанин во дворянстве»

65

7.4

 

«Мещанин во дворянстве» Анализ   4-5 действий

Показать нелепость положения главного героя; формировать навык анализа эпизода

Презентация

Работа с текстом

Читать «Путешествия…»

66

7.5

 

Д. Свифт. «Путешествия…»

Знакомство с путешествиями Д. Свифта

Презентация

Работа с текстом

Читать «Айвенго»

67

7.6

 

В. Скотт. «Айвенго» как исторический роман

Познакомить с исторической основой романа, выявить героику произведения

Иллюстрации

Работа с главами романа

Читать сказки Рериха

68

7.7

 

Заключительный урок

Литературная викторина

Обобщить знания обучающихся, полученные при изучении произведений

Карточки с вопросами

Викторина

Не задано