Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Изварская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
Методическим советом
Протокол № 4 от 27. 08. 2015 г.
Согласовано
Зам. директора по УР
__________ Николаева С.В.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 8 КЛАССА
к учебнику по литературе для 8 классов общеобразовательных учреждений в 2-х частях.
Под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009.
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель литературы
МОУ «Изварская СОШ»
Чванова Надежда Васильевна
2015 г.
№урока п. п. |
№ урока в теме |
Дата |
Тема урока |
Характеристика деятельности обучающихся, виды учебной деятельности |
Используемые дидактические и технические ресурсы |
Практическая часть |
Домашнее задание |
|||
Введение |
||||||||||
1 |
1.1 |
|
Русская литература и история |
Представление о литературе как виде искусства, её месте в жизни общества |
Учебник |
Слово учителя, знакомство с учебником. |
Подготовить пересказ статьи |
|||
Устное народное творчество |
||||||||||
2 |
2.1 |
|
Устное народное творчество. Русские народные песни |
Понятие об обрядовых и не обрядовых песнях как жанре фольклора |
Сборник устного народного творчества |
Рассказ учителя с элементами беседы |
Придумать текст частушки |
|||
3 |
2.2 |
|
Предание о Пугачёве. О покорении Сибири Ермаком |
Своеобразие исторических песен. |
Карточки |
Беседа, анализ песни |
Подготовить характеристики героев |
|||
Из древнерусской литературы |
||||||||||
4 |
3.1 |
|
Житийная литература. Житие Александра Невского |
Знакомство с понятием о жанре жития; раскрытие исторической основы произведения |
«Повесть временных лет» |
Сообщение обучающегося, работа с текстом |
Читать «Шемякин суд» |
|||
5 |
3.2 |
|
Сатирическое произведение «Шемякин суд» |
Знакомство с понятием о демократической литературе; понять идейно-художественное своеобразие повести |
«Повесть временных лет» |
Беседа по повести, работа с иллюстрациями |
Читать комедию Фонвизина |
|||
Из русской литературы 18 века |
||||||||||
6 |
4.1 |
|
Денис Иванович Фонвизин «Недоросль» |
Знакомство с этапами жизни Фонвизина; понятие о сентиментализме как литературном направлении |
Комедия Фонвизина |
Сообщение учащихся, словарная работа, знакомство с комедией |
Читать комедию Фонвизина |
|||
7 |
4.2 |
|
«Говорящие» имена-характеристики. Основной конфликт комедии |
Проследить дух сентиментализма в комедии, попытаться понять события |
Репродукция картины |
Аналитическая беседа по содержанию |
Написать характеристику одного из героев |
|||
Из русской литературы 19 века |
||||||||||
8 |
5.1 |
|
И.А. Крылов. Басни и их историческая основа |
Расширить знания о баснописце, повторить знания терминов |
Иллюстрации к басням |
Слово учителя, чтение басен |
Учить басню «Обоз» наизусть |
|||
9 |
5.2 |
|
Человек история в фольклоре и древнерусской литературе |
Развитие связной речи |
Иллюстрации к басням |
Выразительное чтение басен, беседа по материалу |
Читать «Смерть Ермака» |
|||
10 |
5.3 |
|
К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы |
Знакомство с личностью поэта, понятие о думе |
Портрет поэта |
Сообщения обучающихся, пересказ думы |
Читать статью с.80,81 |
|||
11 |
5.4 |
|
А.С. Пушкин. Основные этапы жизненного пути. История создания повести |
Вспомнить основные сведения о Пушкине; творческая история написания повести |
Презентация |
Аналитическая беседа, сжатый пересказ |
Читать «Капитанская дочка» |
|||
12 |
5.5 |
|
«Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринёва |
Определение особенностей произведения; проследить этапы формирования характера героя |
Иллюстрации |
Беседа, аналитическое прочтение эпизодов |
Читать «Капитанская дочка» |
|||
13 |
5.6 |
|
Падение Белогорской крепости |
Выяснить изменения взгляда рассказчика на жизнь; понять , в чём его оценки верны, в чём ошибочны |
Иллюстрации к повести |
Беседа, анализ главы «Приступ» |
Читать «Капитанская дочка» |
|||
14 |
5.7 |
|
Изображение народной войны и её вождя. |
Проследить по тексту характеры главных героев, художественные особенности повести |
Портрет Пугачёва |
Аналитическая работа по тексту, письменные ответы учащихся |
Читать «Капитанская дочка» |
|||
15 |
5.8 |
|
Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести |
Систематизация изученного материала по образу Маши Мироновой, раскрыть смысл названия повести |
Иллюстрации к повести |
Слово учителя, работа над образом героини |
Читать «Капитанская дочка» |
|||
16 |
5.9 |
|
Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений» |
Обобщение и систематизация знаний по образу главного героя |
Иллюстрации к повести |
Аналитическая беседа, общения учащихся |
Письменно ответить на заданные вопросы |
|||
17 |
5.10 |
|
Р/Р. Сочинение по повести «Капитанская дочка» |
Развитие связной речи, умение выразить своё отношение к предложенным темам сочинения |
Текст повести |
Написание сочинения |
Дописать сочинение |
|||
18 |
5.11 |
|
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Кавказ в жизни и творчестве поэта |
Знакомство с фактами биографии, проанализировать стихотворение «Кавказ» |
Презентация |
Слово учителя, аналитическое прочтение стихотворения |
Учить стихотворение «Сосед» |
|||
19 |
5.12 |
|
Тюрьма в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «Сосед», «Пленный рыцарь» |
Представление о лирическом герое, о теме узничества в лирике поэта. Аналитическое прочтение лирики |
Сборник стихов Лермонтова |
Чтение и обсуждение стихотворений, чтение наизусть |
Читать поэму «Мцыри» |
|||
20 |
5.13 |
|
«Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения |
Познакомиться с историей создания поэмы, выявить структурные особенности произведения |
|
Беседа по прочитанной поэме, определение темы и идеи |
Пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре» |
|||
21 |
5.14 |
|
Образ Мцыри в поэме. «Мцыри» как романтическая поэма |
Сделать выводы об особенностях поэмы. Дать характеристику Мцыри, раскрыть образ главного героя |
Иллюстрации |
Аналитическое чтение, сопоставительный анализ поэмы |
Подготовиться к сочинению |
|||
22 |
5.15 |
|
Обучающее сочинение по поэме «Мцыри» |
Формировать умение делать выводы сопоставительного характера, логически излагать высказывание |
Тест поэмы |
Написание сочинения |
Дописать сочинение |
|||
23
|
5.16
|
|
Н.В. Гоголь – писатель-сатирик. |
Повторить известные сведения о Гоголе как писателе-сатирике |
Презентация |
Знакомство с материалом учебника. |
Читать «Ревизор» |
|||
24 |
5.17 |
|
Идейный замысел и композиция комедии «Ревизор» |
Понятие о драматическом произведении |
Презентация |
Сообщение о создании комедии |
Читать «Ревизор» |
|||
25 |
5.18 |
|
Разоблачение нравственных и социальных пороков в комедии «Ревизор» |
Раскрыть жизненную основу комедии; понять обстоятельства, привлекшие чиновников к их ошибке |
Иллюстрации к комедии |
Аналитическое прочтение эпизодов. Беседа по комедии |
Охарактеризовать поведение Хлестакова |
|||
26 |
5.19 |
|
Хлестаков и Хлестаковщина. Образ Хлестакова.
|
Получить представление о характере Хлестакова, понять , что такое Хлестаковщина |
Иллюстрации к комедии |
Работа с текстом комедии, анализ отдельных сцен |
Подумать над вопросами учебника |
|||
27 |
5.20 |
|
Финал комедии, его идейно-композиционное значение |
Систематизация и обобщение знаний о героях комедии, раскрыть роль финала |
Иллюстрации к комедии |
Беседа по содержанию 5 действия |
Подготовиться к сочинению |
|||
28 |
5.21 |
|
Обучающее сочинение по комедии «Ревизор» |
Развитие связной речи учащихся, умение выразить своё отношение к предложенным темам сочинения |
Текст комедии |
Работа над сочинением |
Дописать сочинение |
|||
29 |
5.22 |
|
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» |
Кратко познакомиться с творчеством писателя |
Портрет писателя |
Слово учителя, чтение отрывков повести |
Подготовить комментированное чтение |
|||
30 |
5.23 |
|
«История одного города» как сатира писателя |
Формировать навыки аналитического чтения произведения сатирического характера |
Иллюстрации к повести |
Аналитическое прочтение эпизодов |
читать рассказ «Старый гений» |
|||
31 |
5.24 |
|
Н.С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» |
Познакомить с биографией писателя, показать своеобразие рассказа, психологическое состояние человека |
Презентация |
Чтение рассказа, Беседа по тексту |
Читать статью о Толстом |
|||
32 |
5.25 |
|
Л.Н. Толстой. Личность и судьба писателя |
Познакомить с основными биографическими сведениями писателя; историей создания рассказа «После бала» |
Презентация |
Слово учителя, сообщения учащихся |
Читать рассказ «После бала» |
|||
33 |
5.26 |
|
«После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа |
Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел |
Иллюстрации к повести |
Беседа, сопоставление героев |
Подумать над заглавием рассказа |
|||
34 |
5.27 |
|
Автор и рассказчик в произведении. Моральная основа повести |
Понять главную мысль рассказа; личная ответственность человека за всё, что совершается в жизни |
Иллюстрации к повести |
Слово учителя, аналитическая беседа |
Подготовиться к сочинению |
|||
35 |
5.28 |
|
Сочинение по рассказу Толстого «После бала» |
Развитие связной речи учащихся, умения подбирать материал по теме и связно излагать мысли |
Текст рассказ |
Работа над сочинением |
Дописать сочинение |
|||
36 |
5.29 |
|
Поэзия родной природы. Стихи поэтов 19 века |
Раскрыть основное чувство-переживание лирического героя, научить осмысленному прочтению стихов |
Иллюстрации |
Слово учителя. Выразительное чтение стихотворений |
Читать стаю учебника о Чехове |
|||
37 |
5.30 |
|
А.П. Чехов. слово о писателе. Основные темы творчества. |
Познакомиться с личностью Чехова. Дать понятие о творчестве писателя |
Презентация |
Слово учителя, сообщения учащихся |
Читать рассказ «О любви» |
|||
38 |
5.31 |
|
Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье |
Выявить философский смысл рассказа, научит размышлять над прочитанным |
|
Обсуждение содержания рассказа |
Читать «Кавказ» Бунина |
|||
Из литературы 20 века |
||||||||||
39 |
6.1 |
|
И.А. Бунин. Слово о писателе. Тема любви в рассказе «Кавказ» |
Познакомиться с творческой индивидуальностью писателя; выявить своеобразие рассказа |
Презентация |
Обсуждение содержания рассказа |
Читать статью о Куприне |
|||
40 |
6.2 |
|
А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» |
Познакомиться с фактами жизни и творчества, вызвать интерес к творчеству писателя, выявить нравственные проблемы рассказа |
Презентация |
Работа в группах Дискуссия о характере героев |
Читать статью о Горьком |
|||
41 |
6.3 |
|
Сочинение по рассказам Чехова, Бунина, Горького |
Развитие связной речи, умения подбирать материал по теме и связно излагать мысли |
Рассказы |
Написание сочинения |
Читать стаю учебника о Блоке |
|||
42 |
6.4 |
|
А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве |
Краткое знакомство с жизнью поэта; выделение в его творчестве исторической темы |
Портрет поэта |
Слово учителя, сообщение учащихся |
Учить наизусть отрывок стихотворения |
|||
43 |
6.5 |
|
А.А. Блок. «На поле Куликовом» |
Раскрыть вопрос о соотношении в цикле исторического и современного, об ответственности каждого перед родной страной |
Портрет поэта |
Комментированное чтение, чтение отрывков наизусть |
Читать статью о поэте Есенине |
|||
44 |
6.6 |
|
С.А. Есенин. «Пугачёв». Поэма на историческую тему |
Познакомиться (кратко) с творчеством поэта; историей создания поэмы; выявить каким Пугачёв предстаёт в поэме И «Капитанской дочке» |
Портрет поэта |
Работа над фрагментами поэмы |
Читать «Пенсне» |
|||
45 |
6.7 |
|
М.А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне» |
Познакомиться с творчеством Осоргина. Выявить своеобразие рассказа «Пенсне» |
Портрет писателя |
Знакомство с рассказом. Обсуждение прочитанного |
Читать статью учебника о Шмелёве |
|||
46 |
6.8 |
|
И.С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» |
Познакомиться с биографией писателя; проследить сложный путь до создания художественного произведения |
Портрет писателя |
Чтение рассказа Выборочный пересказ |
Читать «Сатирикон» |
|||
47 |
6.9 |
|
Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий |
Познакомить с произведениями Зощенко, Теффи; приобщить к восприятию сатиры и юмора |
Презентация |
Знакомство с произведениями, аналитическое чтение |
Подготовить пересказ |
|||
48 |
6.10 |
|
Сатира и юмор в рассказах Зощенко, Теффи |
Помочь понять, как создаётся юмористическое произведение, научиться понимать автора
|
иллюстрации |
Обсуждение рассказов |
Прочитать биографию Твардовского |
|||
49 |
6.11 |
|
Теффи «Жизнь и воротник» |
Расширить знания о русской литературе начала 20 века |
Иллюстрации |
Аналитическое чтение |
|
|||
50 |
6.12 |
|
М. Зощенко «история болезни |
Расширить знания о русской литературе начала 20 века |
|
Аналитическое чтение |
|
|||
51 |
6.13 |
|
А. Твардовский «Василий Теркин». Своеобразие поэмы |
Познакомить с жанровым новаторством поэмы |
Портрет Твардовского |
Аналитическое прочтение глав |
Учить отрывки поэмы наизусть |
|||
52 |
6.14 |
|
Героика и юмор в поэме. Характеристика Тёркина |
Проследить, как сочетается в поэме юмор и героика, выявить определяющие качества героя |
Иллюстрации |
Анализ эпизодов, чтение наизусть отрывков |
Читать рассказ «Возвращение» |
|||
53 |
6.15 |
|
А. Платонов. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение» |
Познакомить с творчеством Платонова, выявить нравственную проблематику рассказа |
Портрет писателя |
Знакомство с рассказом |
Подготовить письменный ответ на название рассказа |
|||
54
|
6.16
|
|
Тема детства в рассказе «Возвращение» |
Найти, с помощью каких художественных средств автор показывает судьбу детей |
Иллюстрации о войне |
Аналитическая беседа, сообщения обучающихся |
Читать с.209-220 |
|||
55 |
6.17 |
|
Тема детства в рассказе «Возвращение» |
Найти, с помощью каких художественных средств автор показывает судьбу детей |
Иллюстрации о войне |
Аналитическая беседа, сообщения обучающихся |
Пересказ
|
|||
56 |
6.18 |
|
Стихи и песни о Великой Отечественной войне |
Познакомиться с героическими страницами русской поэзии |
Иллюстрации о войне |
Аналитическое прочтение стихов |
Учить наизусть одно стихотворение |
|||
57 |
6.19 |
|
Стихи и песни о Великой Отечественной войне |
Познакомиться с героическими страницами русской поэзии |
Иллюстрации о войне |
Слово учителя, выразительное чтение стихов
|
Читать рассказ Астафьева |
|||
58 |
6.20 |
|
В. Астафьев. Тема детства в творчестве писателя |
Познакомиться с жизнью и творчеством Астафьева; вызвать интерес к его произведениям |
Портрет писателя |
Работа с текстом статьи, слово учителя |
Определить централью тему рассказа |
|||
59 |
6.21 |
|
Отражение довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет» |
Проанализировать содержание рассказа, выявить его своеобразие, работать над образами бабушки и учителя |
Портрет писателя |
Анализ рассказа |
Подготовить чтение стихотворений о природе |
|||
60
|
6.22
|
|
Русские поэты о Родине, родной природе и себе |
Познакомиться с гражданской поэзией русских поэтов и поэтов Русского зарубежья |
Иллюстрации русской природы |
Аналитическое прочтение стихотворений |
Выразительное чтение стихотворения |
|||
61 |
6.23 |
|
Русские поэты о Родине, родной природе и себе |
Познакомиться с гражданской поэзией русских поэтов и поэтов Русского зарубежья |
Иллюстрации русской природы |
Аналитическое прочтение стихотворений |
Читать «Ромео и Джульетта» |
|||
Из зарубежной литературы |
||||||||||
62 |
7.1 |
|
У. Шекспир. Писатель и его время. «Ромео и Джульетта» |
Дать представление об эпохе возрождения; познакомить с трагедией «Ромео и Джульетта» |
Иллюстрации |
Слово учителя, чтение глав трагедии |
Читать «Ромео и Джульетта» |
|||
63 |
7.2 |
|
Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт живого и чувства семейной вражды |
Раскрыть пафос пьесы, прославляющей верность и высокую гуманность |
Иллюстрации |
Работа с текстом трагедии |
Читать «Мещанин во дворянстве» |
|||
64 |
7.3 |
|
«Мещанин во дворянстве» Анализ 1-3 действий |
Раскрыть идейный смысл комедии Мольера, дать понятие о б иронии |
Иллюстрации |
Работа с текстом |
Читать «Мещанин во дворянстве» |
|||
65 |
7.4 |
|
«Мещанин во дворянстве» Анализ 4-5 действий |
Показать нелепость положения главного героя; формировать навык анализа эпизода |
Презентация |
Работа с текстом |
Читать «Путешествия…» |
|||
66 |
7.5 |
|
Д. Свифт. «Путешествия…» |
Знакомство с путешествиями Д. Свифта |
Презентация |
Работа с текстом |
Читать «Айвенго» |
|||
67 |
7.6 |
|
В. Скотт. «Айвенго» как исторический роман |
Познакомить с исторической основой романа, выявить героику произведения |
Иллюстрации |
Работа с главами романа |
Читать сказки Рериха |
|||
68 |
7.7 |
|
Заключительный урок Литературная викторина |
Обобщить знания обучающихся, полученные при изучении произведений |
Карточки с вопросами |
Викторина |
Не задано |
|||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.