Муниципальное общеобразовательное учреждение
Введенская общеобразовательная школа № 3
города Звенигорода
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
___________О.В.Патрешова
«___» _____________2021г.
Рабочая программа
по литературному чтению
1а класс
Составитель:
Кашина Раиса Владимировна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
2021 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 1класса составлена на основе:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт Начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.)
3. Основная образовательная программа Начального общего образования МОУ Введенская СОШ№3
4 . Авторская учебная программа «Литературное чтение». Предметная линия учебников системы « Школа России 1-4 классы» Л.Ф. Климановой, М.В. Головановой, Москва, Просвещение, 2018 год.
5.Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2021-2022 учебный год,
6.Учебный план МОУ Введенской СОШ№3
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой и др. (2018 год издания).
Цели блока ««Литературное чтение»»: Формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:
1.
Освоение
общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание
интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности.
4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока предполагает следующее: установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение обучающихся
соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими
(педагогическими работниками)
и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины
и самоорганизации;
привлечение внимания
обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
Место предмета в учебном плане на 2021-2022 учебный год
Согласно учебному плану МОУ Введенская СОШ№3 на 2021-2022 учебный год на изучение литературного чтения на уровне начального общего образования отводится в 1 классе 4 ч в неделю, 132 часа в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литературное чтение. Обучение грамоте»
Планируемые результаты |
||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
У обучающегося будут сформированы: - уважение к традициям своей семьи, любовь к тому месту, где родился (своей малой родине); к своей Родине, к людям, её населяющим; - уважение к людям другой национальности; - интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа и народов других стран; - на основе художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка); - гордость к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире; Обучающийся получит возможность для формирования: - любви и уважения , сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка в семье; - гордости к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире; - интереса к произведениям других народов.
|
Обучающийся научится: - читать задачи, представленные на шмуцтитулах, объяснять их в соответствии с изучаемым материалом урока с помощью учителя; - принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя; - понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя или учебника); - планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану); - контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем; Обучающийся получит возможность: - оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником); - выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя; - фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата; - анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя; - осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др. |
Обучающийся научится: - воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные); - осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя; - читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного; - читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке; - различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов и сказок; - принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по их содержанию; - отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»; - называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев; Обучающийся получит возможность: - различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя; - анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками; - читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой. |
Предметные результаты по итогам изучения каждой темы
№ |
Темы |
Обучающийся научится
|
Обучающийся получит возможность научиться |
1. |
Добукварный период |
Обучающийся научится: - отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки; -выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи - выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова; - разделять слово на слоги с использованием графических схем; - делить слова на слог; определять ударный слог в слове; - определять главную мысль предложения; - отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков; Обучающийся познакомится с правилами посадки при письме, научится обводить образцы и писать самостоятельно элементы букв, научится безотрывному письму элементов букв, писать буквы и соединения с ними. Будет сформирован навык безотрывного письма с наклоном. |
Обучающийся получит возможность научиться - осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию; - выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова; - определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения - артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке; - понимать смысловое значение интонации; - обозначать гласные звуки буквами; - рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово; |
2. |
Букварный период |
Обучающийся научится: - давать характеристику согласным звукам, - узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, - читать слова с изученными буквами, - узнавать графический образ букв выделять звуки из слов, - группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию; - обозначать йотированные звуки вначале слова и после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я; - определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст; - называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы.
|
Обучающийся получит возможность научиться: - распространять основу предложения, сокращать предложения до основы; - правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов; - наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных; - выделять в однокоренных словах корень; - объяснять значение многозначных слов, - отгадывать буквенные ребусы; -находить отрывки, которые могут ответить на вопрос; - выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу; -правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных; - находить рифму; - придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы; - различать значения многозначных слов
|
3. |
Послебукварный период |
Обучающийся научится: - ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы; - соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи); - определять тему, главную мысль произведения; - правильно строить ответы на поставленные вопросы; - ставить вопросы по содержанию прочитанного;
|
Обучающийся получит возможность научиться: - участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему; - различать элементы книги; - сравнивать различные по жанру произведения; - кратко характеризовать героев произведений, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; - выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; - создавать небольшой устный текст на заданную тему. - вырабатывать навыки грамотного письма. - формировать умение записывать предложение, находить в нем основу. - проверить умение записывать предложение, ставить знаки препинания. - формировать навыки правописания гласных в корне слова. - формировать навыки правописания звонких и глухих согласных в корне слова.
|
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Планируемые результаты |
||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
У обучающего будут сформированы: - чувство гордости за свою Родину, её историю, российский народ; - через средства литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость; - начальные навыки адаптации к школе, к школьному коллективу; Обучающий получит возможность для формирования: - принятия и освоения социальной роли обучающегося, развития мотивов учебной деятельности и формирования личности. - работы с учебником, находить нужную главу в содержании произведения; - условных обозначений, используемых при выполнении заданий; .- умений находить в словаре непонятные слова, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; - навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умений сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев. |
Обучающийся научится: - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, - использовать знаково- символические средства представления информации о книгах; - использовать различные способы поиска учебной ин- формации в справочниках, словарях, энциклопедиях ; - слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения; - договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; Обучающийся получит возможность: - формировать читательскую компетентность; - использовать приёмы понимания прочитанного и прослушанного произведения; - самостоятельно выбирать произведения , как средства познания мира. |
Обучающийся научится: - понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; - самостоятельно выбирать интересующую литературу, - пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию Обучающийся получит возможность: - овладеть речевой, письменной и коммуникативной культурой; - развития эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе; - усвоить литературоведческие понятия для практического освоения обучаемыми с целью ознакомления их первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка. |
Предметные результаты по итогам изучения каждой темы
№ |
Темы |
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
1. |
Жили-были буквы |
Обучающийся научится - формировать представления о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; -формировать потребности в овладении способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; - формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; - прогнозировать содержание раздела, расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. - навыкам овладения чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; - использовать разные виды чтения ,изучающее смысловое, выборочное, поисковое; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение. |
Обучающийся получит возможность научиться: - осознавать значимость чтения для личного развития; - воспринимать на слух произведение. - отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. - читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения; - объяснять название произведения, выбирать из предложенного списка слова для характеристикиразличных героев произведения; -описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт; - передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев; -определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения; - составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ; - находить в стихах слова с созвучным окончанием; - читать стихи наизусть;. - проверять себя и оценивать свои достижения. |
2. |
Сказки, загадки, небылицы» |
Обучающийся научится - осознавать значимость чтения для личного развития; - формировать представления о Родине и её людях, окружающем мире, культуре; - формировать потребности в систематическом чтении; - владеть чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, текстов с использованием литературоведческих понятий; - использовать разные виды чтения ,изучающее смысловое, выборочное, поисковое; - уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - уметь использовать простейшие виды анализа различных текстов; - устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности. |
Обучающийся получит возможность научиться - подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное; -выбирать нужную книгу по заданным параметрам, читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение, анализировать представленный в учебнике картинный план; - соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе картинного плана, отвечать на вопросы по содержанию произведения, называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную оценку; -сравнивать народную и литературную сказку; - отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам; - работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание; - проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения. |
3. |
Апрель, апрель. Звенит капель…
|
Обучающийся научится - осознавать значимость чтения для личного развития; - формировать представления о Родине и её людях, окружающем мире, культуре; - формировать потребности в систематическом чтении; - владеть чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, текстов с использованием литературоведческих понятий; - использовать разные виды чтения ,изучающее смысловое, выборочное, поисковое; - уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - читать выразительно небольшие стихотворные произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; - уметь находить рифму, слова с созвучным окончанием; - читать стихи наизусть;. - проверять себя и оценивать свои достижения.
|
Обучающийся получит возможность научиться -прогнозировать содержание раздела,отбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.; - воспринимать на слух художественное произведение, читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения; - находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные; - наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений; - сравнив стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; - оценивать свой ответ в соответствии с образцом, проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения. |
4. |
У в шутку и в серьёз. |
Обучающийся научится: -осознавать значимость чтения для личного развития; - формировать потребности в систематическом чтении; - владеть чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, текстов с использованием литературоведческих понятий; - использовать разные виды чтения ,изучающее смысловое, выборочное, поисковое; - уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; - научится отличать юмористический жанр произведений; - умению читать юмористические диалоги. |
Обучающийся получит возможность научиться: - прогнозировать содержание раздела, подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом; - воспринимать на слух художественное произведение, учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; - читать произведения с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг; - отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста, определять настроение автора; - объяснять смысл названия произведения, придумывать свои заголовки, находить слова, которые отражают характер героя; - передавать при чтении настроение стихотворения.; - читать по ролям, отражая характер героя произведения. - исправлять допущенные ошибки при повторном чтении;- сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия; - оценивать свои достижения |
5. |
Я и мои друзья. |
Обучающийся научится -осознавать значимость чтения для личного развития; - формировать потребности в систематическом чтении; - владеть чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, текстов с использованием литературоведческих понятий; - использовать разные виды чтения ,изучающее смысловое, выборочное, поисковое; - уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; - находить самые важные главные мысли, которые нам хотел передать автор; - отличать в произведенияхнастоящих друзей от приятелей, верность от предательства, вежливость от хамства; - размышлять над произведением, наблюдать, кто и что говорит. |
Обучающийся получит возможность научиться - прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух художественное произведение, обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем; - читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном; - обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения;- определять тему произведения и главную мысль, соотносить содержание произведения с пословицами; - составлять план рассказа; - сравнивать рассказы и стихотворения; - оценивать свой ответ в соответствии с образцом, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; - проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять найденную информацию группе. |
6. |
О братьях наших меньших. |
Обучающийся научится -осознавать значимость чтения для личного развития; - формировать потребности в систематическом чтении; - владеть чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, текстов с использованием литературоведческих понятий; - использовать разные виды чтения ,изучающее смысловое, выборочное, поисковое; - уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, - уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текстов о животных, любить и заботится о братьях наших меньших; - объяснять незнакомые слова, пользоваться словарями;
участвовать в обсуждении произведения, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - уметь использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, пересказывать по вопросам , составлять простой план, находить средства выразительности,; - сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. |
Обучающийся получит возможность научиться - планировать работу на уроке в соответствии с содержанием, анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела, представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом, прогнозировать содержание раздела; - воспринимать на слух художественное произведение; - учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу; - читать произведение с выражением, сравнивать художественный и научно-популярный текст, определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя); - называть особенности сказок — несказок; придумывать свои собственные сказки — несказки; находить сказки — несказки в книгах, характеризовать героя художественного текста на основе поступков; - рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации, оценивать свой ответ в соответствии с образцом, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; - рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций; - проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения . |
Учебно-тематический план
№ |
Наименование тем и разделов |
Количество часов по программе |
|
1. |
Добукварный период |
16 |
|
2. |
Букварный период |
63 |
|
3. |
Послебукварный период |
13 |
|
4 |
Литературное чтение: |
40 |
|
|
1. |
Жили-были буквы |
6 |
|
2. |
Сказки, загадки, небылицы» |
7 |
|
3. |
Апрель, апрель. Звенит капель… |
5 |
|
4. |
У в шутку и в серьёз. |
7 |
|
5. |
Я и мои друзья. |
7 |
|
6. |
О братьях наших меньших. |
8 |
|
|
ИТОГО |
132 часа |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В 1 КЛАССЕ Круг произведений для чтения В круг чтения детей входят
произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд
литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы,
сказки современных писателей. Жили-были буквы (6 ч) Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным. Сказки, загадки, небылицы (7 ч) Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора. Апрель, апрель! Звенит капель (5 ч) Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе. И в шутку и всерьез (7 ч) Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой. Я и мои друзья (7 ч) Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми. О братьях наших меньших (8 ч) Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.
Формы работы: 1. Заучивание наизусть 2. Опрос по темам 3. Проект 4. Творческая работа 5. Говорение 6. Пересказ 7. Устное сочинение 8. Диалогическая речь 9. Чтение (вслух, про себя) произведений
|
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
|
Добукварный период (16 ч) |
|||
1 |
«Азбука» – первая учебная книга. |
|
|
2 |
Устная и письменная речь. |
|
|
3 |
Предложение и слово. |
|
|
4 |
Слово и слог. |
|
|
5 |
Слог. Ударение. |
|
|
6 |
Звуки в окружающем мире. |
|
|
7 |
Гласные и согласные звуки. |
|
|
8 |
Образование слога. Слог-слияние. |
|
|
9 |
Повторение и обобщение пройденного материала. |
|
|
10 |
Гласный звук [a], буквы А, а. |
|
|
11 |
Гласный звук [a], буквы А, а. |
|
|
12 |
Гласный звук [o]. Буква О, о. |
|
|
13 |
Гласный звук [и]. Буквы И, и. |
|
|
14 |
Гласный звук [ы]. Буква ы. |
|
|
15 |
Гласный звук [у]. Буквы У, у. |
|
|
16 |
Гласный звук [у]. Буквы У, у. |
|
|
Букварный период (Обучение чтению – 63 ч) |
|||
17 |
Согласные звуки [н], [н’]. Буква Н, н. |
|
|
18 |
Чтение слогов и слов с буквой н. |
|
|
19 |
Согласные звуки [с], [c’]. Буква С, с. |
|
|
20 |
Чтение слогов и слов с буквой с. |
|
|
21 |
Согласные звуки [к], [к’]. Буква К, к. |
|
|
22 |
Чтение слогов и слов с буквой к. |
|
|
23 |
Согласные звуки [т], [т’]. Буква Т, т. |
|
|
24 |
Чтение слогов и слов с буквой Т, т. |
|
|
25 |
Согласные звуки [л], [л’]. Буква Л, л. |
|
|
26 |
Чтение слов и предложений с буквой л. |
|
|
27 |
Согласные звуки [р], [р’]. Буква Р, р. |
|
|
28 |
Чтение слов, предложений с изученными буквами. |
|
|
29 |
Согласные звуки [в], [в’]. Буква В, в. |
|
|
30 |
Чтение слов и предложений с буквой В. |
|
|
31 |
Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э]. |
|
|
32 |
Буква Е – показатель мягкости согласных. |
|
|
33 |
Согласные звуки [п], [п']. Буква П, п. |
|
|
34 |
Согласные звуки [п], [п']. Буква П, п. |
|
|
35 |
Согласные звуки [м], [м']. Буква М, м. |
|
|
36 |
Чтение слов и предложений с буквами М, м. |
|
|
37 |
Согласные звуки [з], [з']. Буква З, з. |
|
|
38 |
Чтение текстов с буквами З и С. Сопоставление слогов и слов с буквами З и С. |
|
|
39 |
Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б |
|
|
40 |
Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б Чтение слов с буквой б. |
|
|
41 |
Чтение слов с буквой б ,сопоставление слогов и слов с буквами Б и П. |
|
|
42 |
Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, |
|
|
43 |
Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д |
|
|
44 |
Парные согласные . Чтение слов , предложений с изученными буквами |
|
|
45 |
Буквы Я,я . обозначающие звуки [й'а] |
|
|
46 |
Буква Я – показатель мягкости согласного |
|
|
47 |
Согласные звуки [г], [г'], буквы Г, г |
|
|
48 |
Чтение слов с буквой г. Сопоставление слогов и слов с буквами к и г |
|
|
49 |
Мягкий согласный звук [ч'], буквы Ч, ч |
|
|
50 |
Чтение слов, предложений с буквами Ч, ч. Сочетания ча- чу. |
|
|
51 |
Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков |
|
|
52 |
Буква Ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного |
|
|
53 |
Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши |
|
|
54 |
Чтение предложений, текстов с буквами Ш, ш. Сочетание ши» |
|
|
55 |
Машины – помощники людей. Чтение слов и предложений с буквами Ш, ш. |
|
|
56 |
Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж |
|
|
57 |
Сочетания ЖИ – ШИ. Чтение слов, предложений с изученными буквами. |
|
|
58 |
Сопоставление звуков [ж], [ш]. Чтение текстов с изученными буквами. |
|
|
59 |
Буквы Е, ё, обозначающие звуки [й'о] |
|
|
60 |
Буква Ё - показатель мягкости согласного. |
|
|
61 |
Мягкий согласный звук [й']. Буквы И, й |
|
|
62 |
Транспорт. Дорожные знаки. Чтение слов и предложений с изученными буквами. |
|
|
63 |
Согласные звуки [х], [х'], буквы X, X. «Хлеб – всему голова!» |
|
|
64 |
Чтение слов с буквой Х |
|
|
65 |
Чтение текстов с изученными буквами. |
|
|
66 |
Чтение текстов с изученными буквами. |
|
|
67 |
Знакомство с буквами Ю. ю, обозначающими звуки [й'у] |
|
|
68 |
Обозначение буквой ю гласного звука [у] после мягких согласных в слиянии |
|
|
69 |
Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц |
|
|
70 |
Чтение слов с буквами Ц, ц |
|
|
71 |
Гласный звук [э]. Буквы Э, э |
|
|
72 |
Чтение слов с буквами Э, э |
|
|
73 |
Мягкий согласный звук [щ'], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу |
|
|
74 |
Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ (закрепление) |
|
|
75 |
Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф,]. |
|
|
76 |
Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф. Сопоставление слогов и слов с буквами в и ф |
|
|
77 |
Буквы Ь и Ъ знаки. |
|
|
78 |
Мягкий и твердый разделительные знаки |
|
|
79 |
Алфавит. Чтение текстов с изученными буквами. |
|
|
Послебукварный период (13 ч) |
|||
80 |
Как хорошо уметь читать! С. Маршак «Ты эти буквы заучи», В. Берестов «Читалочка» |
|
|
81 |
Знакомство с творчеством Е. Чарушина. «Как мальчик Женя научился говорить букву «р» |
|
|
82 |
К. Ушинский «Наше Отечество». |
|
|
83 |
Создатели славянской азбуки. В. Крупин «Первоучители словенские», «Первый букварь» |
|
|
84 |
Творчество А. С. Пушкина. Сказки |
|
|
85 |
Русские писатели детям. Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский |
|
|
86 |
Произведения К. И. Чуковского. «Телефон», «Путаница» |
|
|
87 |
Книги о природе. В. Бианки «Первая охота» |
|
|
88 |
Творчество С. Я. Маршака. Стихотворение «Угомон» |
|
|
89 |
Природа нашей Родины в произведениях русских писателей. М. М. Пришвин Предмайское утро», «Глоток молока» |
|
|
90 |
Поэты детям. А. Л. Барто «Помощница», «Игра в слова» |
|
|
91 |
Поэты детям. С. В. Михалков, Б. В. Заходер, В. Д. Берестов |
|
|
92 |
Творческий проект «Живая азбука» Прощание с «Азбукой» |
|
|
Литературное чтение (40 ч) |
|||
Жили – были буквы (6 ч) |
|||
93 |
Знакомство с новым учебником. В. Данько «Загадочные буквы» |
|
|
94 |
Авторская сказка. И.Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А» |
|
|
95 |
Характер героев (буквы). Саша Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б», нет» |
|
|
96 |
Характер героев. Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кричит?» |
|
|
97 |
Правила вежливости. С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» |
|
|
98 |
Мудрые высказывания из старинных книг. Урок - обобщение по разделу «Жили-были буквы» |
|
|
Сказки, загадки, небылицы» (7ч) |
|||
99 |
Авторская сказка. Е. Чарушин «Теремок» |
|
|
100 |
Устное народное творчество. Русская народная сказка «Рукавичка» |
|
|
101 |
Малые фольклорные жанры. Загадки, песенки, потешки, небылицы |
|
|
102 |
Малые фольклорные жанры. Английские песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» |
|
|
103 |
Русские поэты. Творчество А. С. Пушкина. Сказки. |
|
|
104 |
Устное народное творчество. Русская народная сказка «Петух и собака» |
|
|
105 |
Из старинных книг. Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы» |
|
|
Апрель, апрель. Звенит капель… (5 ч) |
|||
106 |
Русские поэты о природе. А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна». А. Плещеев «Травка зеленеет…» |
|
|
107 |
Русские поэты о весне. Т. Белозеров «Подснежники», С. Маршак «Апрель», И. Токмакова «Ручей» |
|
|
108 |
Авторские стихи-загадки. Проект «Азбука загадок» |
|
|
109 |
Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа. Произведения из старинных книг |
|
|
110 |
Обобщение по разделу «Апрель, апрель. Звенит капель…». Защита проекта «Азбука загадок» |
|
|
И в шутку и всерьез (7 ч) |
|||
111 |
Юмористические произведения. И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!» |
|
|
112 |
Жанры произведений. Рассказ. Н. Артюхова «Саша – дразнилка» |
|
|
113 |
Юмористические стихотворения. К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». О. Григорьев «Стук». И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка». И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки» |
|
|
114 |
Сказки русских поэтов. К. Чуковский «Телефон» |
|
|
115 |
Характеры героев. М. Пляцковский «Помощник» |
|
|
116 |
Из старинных книг. Рассказы К. Ушинского. |
|
|
117 |
Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез» |
|
|
Я и мои друзья (7 ч) |
|||
118 |
Произведения о дружбе. Ю. Ермолаев «Лучший друг ».Е. Благинина «Подарок» |
|
|
119 |
Характеры героев. В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны» |
|
|
120 |
«Семейное согласие всего дороже». Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день» |
|
|
121 |
Произведения о дружбе. М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу» |
|
|
122 |
Характеры героев. Из старинных книг. Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка» |
|
|
123 |
Произведения детских поэтов о дружбе. Проект «Наш класс – дружная семья» |
|
|
124 |
Обобщение по разделу «Я и мои друзья» |
|
|
О братьях наших меньших (8 ч) |
|||
125 |
«О братьях наших меньших». С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак» |
|
|
126 |
Характеры героев. В Осеева «Собака яростно лаяла». И. Токмакова «Купите собаку» |
|
|
127 |
Произведения о животных. Кошки. М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». |
|
|
128 |
Произведения о животных. В. Берестов «Лягушата». В. Лунин «Никого не обижай». С. Михалков «Важный совет». |
|
|
129 |
Характеры героев. Д. Хармс «Храбрый еж». Н. Сладков «Лисица и Еж» |
|
|
130 |
Произведения из старинных книг. С. Аксаков «Гнездо». |
|
|
131 |
Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» |
|
|
132 |
Викторина «Знай и люби родную литературу» |
|
|
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Сборник рабочих программ 1-4 классы. Серия «Школа России» пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2015 г.
Азбука, Литературное чтение. 1 класс: рабочие программы по системе учебников «Школа России» / авт.-сост. Э. Н. Золотухина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2015. – 139 с.
Учебники.
«Азбука», «Литературное чтение» 1 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./[Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.] – М.: Просвещение, 2019(Школа России)
Методические пособия.
С. В. Кутявина« Поурочные разработки по литературному чтению» Москва. «ВАКО» 2015.
Печатные пособия.
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме)
Портреты поэтов и писателей.
Технические средства обучения:
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
2. Интерактивная доска (по возможности);
3. Компьютер (по возможности);
4. Мультимедийный проектор (по возможности).
Экранно-звуковые пособия.
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол №_____
Руководитель ШМО Кашина Р.В./……….…./
« »______________2021г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
./……….…./
« »______________2021г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.