Календарно-тематическое планирование учебного предмета «музыка»
№ п/п |
Дата проведения |
Тема урока |
Тип урока |
Планируемые результаты |
Виды учебной деятельности |
Домашнее задание |
||||
План |
Факт |
|||||||||
Предметные |
Личностные |
Метапредметные |
||||||||
1 |
04.09 |
|
«Что роднит музыку с литературой»
|
Урок открытия и первичного закрепления новых знаний.
|
Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее. Узнавать на слух изученные произведения. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения |
Познакомятся с понятиями: романс, песня, симфония, концерт, сюита, опера, инструментальная музыка. Научатся выявлять связи музыки и литературы
|
Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз. произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей. К. Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации |
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение
|
Подобрать стихи известных авторов, ставшие текстами песен. |
|
2 |
11.09 |
|
«Вокальная музыка» картины (постановка и решение учебных задач)
|
Комбинированный урок.
|
Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки. Жанры вокальной музыки – песня.
|
Познакомятся с отличиями музыкальной речи от речи литературной. Научатся: - называть основные жанры русских народных песен; - определять значение песни в жизни общества. Узнают: основные жанры народных песен, ее особенности. Научатся: исполнять образцы музыкально-поэтического творчества. Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений. Рассуждать о многообразии музыкального фольклора России. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении. Обнаруживать, выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки. |
Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз. произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей. К. Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации. |
Интонационно-образный анализ прослушанной музыки
|
Записать названия известных народных песен, любимых в семье. |
|
3 |
18.09 |
|
«Вокальная музыка» (Романс)
|
Комбинированный урок
|
Понимать основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки. Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.
|
Узнают: основные жанры вокальной профессиональной музыки – романс, определение: камерная музыка. Научатся: отличать романс от песни
|
Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз. произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей. К. Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации. |
Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Разучить народные песни своего края, объяснить их сходство и различие
|
Записать названия известных народных песен, любимых в семье. |
|
4 |
25.09 |
|
«Фольклор в музыке русских композиторов» (Кикимора А.К. Лядов)
|
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская. Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. |
Познакомятся с интонационным своеобразием музыкального фольклора разных народов; Научатся: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов. |
Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз. произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей. К. Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. И.Обращение к ЭОР с целью самообразования. |
Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение
|
Записать названия известных народных песен, любимых в семье. |
|
5 |
02.10 |
|
«Фольклор в музыке русских композиторов» (Шехеразада Н.А. Римский-Корсаков) |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
По характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов. Понимать интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.
|
Познакомятся с понятием программная музыка. Научатся анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад
|
Л.Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. Понимание жизненного содержания классической музыки. Выявление ассоциативных связей музыки с литературой. П. Усвоение словаря муз. терминов в процессе восприятия, размышлений о музыке. Р. Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. К. Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска муз. информации. |
Послушать темы Шахриара и Шехеразада из сюиты Н.Римского-Корсакова. |
Сочинить сказку, которую могла бы рассказать Шехеразада |
|
6 |
09.10 |
|
«Жанры инструментальной и вокальной музыки» (вокализ, романс, баркарола, серенада)
|
Урок закрепления нового материала.
|
Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение. Понимать жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада. |
Познакомятся с понятиями: вокальная, инструментальная музыка. Научатся называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада. Смогут: выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение.
|
Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз. произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей. К. Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. И.Обращение к ЭОР с целью самообразования. |
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ Послушать одну из «Песен венецианских гондольеров» Ф.Мендельсона и «Баркаролу»из «Времён года»П.Чайковского |
Послушать музыкальный цикл П.И. Чайковского «Времена года». |
|
7 |
16.10 |
|
«Вторая жизнь песни»
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке. Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. |
Познакомятся с понятиями: цитирование мелодии, аранжировка, оригинал, переложение, интерпретация. Научатся определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством
|
Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз. произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей. К. Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. И.Обращение к ЭОР с целью самообразования. |
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ
|
Выписать название музыкальных коллективов, работающих в жанре этнической музыки. |
|
8 |
23.10 |
|
«Вторая жизнь песни» |
Урок закрепления нового материала.
|
Наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа Сопоставлять особенности русской народной музыкальной культуры. |
Познакомятся с понятиями: цитирование мелодии, аранжировка, оригинал, переложение, интерпретация. Научатся определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством
|
Хоровое пение Прослушивание музыкальных сочинений разных композиторов, в основу которых положены интонации народных песен и напевов. |
Найти народные песни в современной аранжировке |
||
9 |
06.11 |
|
Всю жизнь мою несу Родину в душе… «Программная симфония» («Перезвоны» В. Гаврилин)
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Понимать стилевое многообразие музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; участвовать в коллективной исполнительской деятельности |
Познакомятся с понятиями: симфония-действо. Научатся выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи, сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; участвовать в коллективной исполнительской деятельности. |
Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз. произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей. К. Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. И.Обращение к ЭОР с целью самообразования |
Хоровое пение. Беседа по теме занятия. Сравнение музыкальных произведений, созданных на основе метода «тождества и контраста» Послушать фрагменты симфонии-действа «Перезвоны»: «Весело на душе», «Вечерняя музыка», «Молитва». |
Подготовить сообщение про творчество писателя В. Шукшина или Б. Пастернака. |
|
10 |
13.11 |
|
«Писатели и поэты о музыке и музыкантах» (жанры фортепианной музыки)
|
Комбинированный урок.
|
Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики |
Узнают, что благодаря музыке появились многие произведения литературы. Познакомятся с основными событиями из жизни и творчества композиторов, с понятием реквием Научатся понимать: взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них, что музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей, но и играет драматургическую роль, не только в литературе, но и в жизни. Знать жанры музыки: реквием, сюита. Найдут: ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
|
Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз. произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей. К. Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. И. Обращение к ЭОР с целью самообразования. |
Вспомнить и спеть полюбившиеся песни из кинофильмов, телепередач |
Подготовить сообщение о композиторе на выбор: Г.В. Свиридове; Ф. Шопен; В.А. Моцарт |
|
11 |
20.11 |
|
«Первое путешествие в музыкальный театр» (Опера)
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Научатся творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Понимать особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д.
|
Познакомятся с сюжетом (либретто) оперы «Садко»; с историей развития оперного искусства; с понятиями: опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы. Научатся приводить примеры к понятиям, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.
|
Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз. произведения. Усвоение словаря муз. терминов в процессе восприятия, размышлений о музыке. Р. Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. Прогнозирование связей музыки с литературой, театром. К. Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации. |
Интонационно-образный анализ фрагментов из оперы «Садко»
|
Подготовить сообщение о композиторе Н.А. Римского-Корсакова |
|
12 |
27.11 |
|
«Второе путешествие в музыкальный театр» (Балет)
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Называть имена лучших отечественных хореографов, танцоров, особенности балетного жанра, его специфику. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. |
Познакомятся с историей развития балетного искусства; с понятиями: балет, солист-танцор, кордебалет. Научатся анализировать составляющие средства музыкальной выразительности участвовать в коллективной, исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.
|
Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз. произведения. Усвоение словаря муз. терминов в процессе восприятия, размышлений о музыке. Р. Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. Прогнозирование связей музыки с литературой, театром. К. Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации. |
Хоровое пение. |
Найти информацию об известных хореографах и солистах балета |
|
13 |
04.12 |
|
«Музыка в театре, кино, на телевидении»
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); Понимать роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении. |
Познакомятся с ролью литературного сценария и значением музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Научатся участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании)
|
Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз. произведения. Усвоение словаря муз. терминов в процессе восприятия, размышлений о музыке. Р. Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. Прогнозирование связей музыки с литературой, театром. К. Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации.
|
Беседа. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений |
Запиши полюбившиеся песни из кинофильмов, теле- и радиопередач |
|
14 |
11.12 |
|
«Третье путешествие в музыкальный театр» (Мюзикл)
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Понимать особенности жанра – мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.
|
Познакомятся с понятием: мюзикла, историей возникновения мюзикла. Узнают, чем мюзикл отличается от оперы, особенности жанра – мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью Научатся называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов
|
Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз. произведения. Усвоение словаря муз. терминов в процессе восприятия, размышлений о музыке. Р. Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. Прогнозирование связей музыки с литературой, театром. К. Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации. |
Хоровое пение. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Прослушать фрагменты из мюзикла: «Песню Джелликл-кошек», «Песню Бастофера Джонса» -важного, солидного кота, «Песню Макэвити»-кота-разбойника и финальный хор «Как приручить кошек» |
Подготовить сообщение о композиторе Э.Л. Уэббер |
|
15 |
18.12 |
|
«Мир композитора»
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы. Понимать взаимодействие музыки и литературы на основе специфики и общности жанров этих видов искусства; знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. |
Познакомятся с профессией композитор Научатся участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании)
|
Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз. произведения. Усвоение словаря муз. терминов в процессе восприятия, размышлений о музыке. Р. Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. Прогнозирование связей музыки с литературой, театром. К. Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации |
Сказки Э.-Т.-А. Гофмана. Музыкальные характеристики литературных героев
|
Повторить термины |
|
16 |
25.12 |
|
Обобщение раздела «Музыка и литература» |
Комбинированный урок.
|
|
|
|
Хоровое пение.
|
Выучить песню |
|
17 |
15.01 |
|
«Что роднит музыку с изобразительным искусством»
|
Урок открытия новых знаний |
Вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры. Понимать возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки |
Узнают, что роднит музыку и изобразительное искусство, со средствами выразительности музыки. Научатся выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства, вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры. |
Л. Выявление ассоциативных связей музыки с изобразительным искусством. П. Усвоение словаря муз. терминов в процессе восприятия, размышлений о музыке. Р. Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации. |
Слушание музыки. Хоровое пение Рассмотреть произведения изобразительного искусства, подумать, можно ли услышать живопись, а вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку. |
Послушать музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель». |
|
18 |
22.01 |
|
«Небесное и земное в звуках и красках» (русская духовная музыка)
|
Комбинированный урок.
|
Эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма – композиция. Понимать интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие. |
Познакомятся с общностью языка различных видов искусства. Научатся выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах Знать/понимать: интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие. Уметь: эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма – композиция.
|
Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. Выявление ассоциативных связей музыки с изобразительным искусством. П. Представление о содержании, форме, языке муз. произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации |
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений
|
Нарисовать рисунок о родном крае. |
|
19 |
29.01 |
|
«Звать через прошлое к настоящему»
|
Урок закрепления нового материала.
|
Сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу. Понимать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата. |
Знать/понимать: богатство музыка-льных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата. Уметь: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу. |
Л.Понимание жизненного содержания народной, классической и современной музыки. Выявление ассоциативных связей музыки с изобразительным искусством. П. Представление о содержании, форме, языке муз. произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи |
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений
|
Найти в интернете пословицы и поговорки о защитниках Отечества. |
|
20 |
05.02 |
|
«Звать через прошлое к настоящему»
|
Урок закрепления нового материала.
|
Познакомятся с общими чертами художественных и музыкальных образов, с основными чертами кантаты, с богатством музыкальных образов (героические и эпические) и особенностями их драматургического развития. Научатся сопоставлять героико-эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу
|
- слушание музыки; - анализ строения музыки и средств выразительности; - инструментальное музицирование, - самостоятельная, индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность с применением ИКТ;
|
Найти песни о подвигах |
|||
21 |
12.02 |
|
«Музыкальная живопись и живописная музыка» (С.В. Рахманинов)
|
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Понимать выразительные возможности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западноевропейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество. Сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.
|
Познакомятся с выразительными возможностями музыки и её изобразительности, с выдающимися русскими и зарубежными композиторами: С. Рахманиновым, Ф. Шубертом, их творчеством. Научатся: - выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи; - анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.
|
Л. Осмысление взаимо-действия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. Понимание жизненного содержания народной, классической и современной музыки. П. Представление о содержании, форме, языке муз. произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации.
|
- хоровое, ансамблевое и сольное пение; - самостоятельное составление исполнительского плана песни; - просмотр фрагментов кинофильма. |
Подготовить сообщение о композиторе С.В. Рахманинов |
|
22 |
19.02 |
|
«Музыкальная живопись и живописная музыка. Музыкальные картины». (Ф. Шуберт)
|
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Познакомятся: с выразительными возможностями музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно– европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество. Научатся: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Петь темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание. Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.
|
Слушание музыки. Рассматривание картин Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений
|
Подготовить сообщение о композиторе Ф. Шуберт |
|||
23 |
26.02 |
|
«Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»
|
Комбинированный урок
|
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения. Понимать Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты творчества С.Рахманинова. Композиторы отражают в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям. |
Познакомятся с местом и значением колокольных звонов в жизни человека. Узнают, как называется праздничный колокольный перезвон. Научатся проводить интонационно-образный анализ музыки
|
Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. Выявление ассоциативных связей музыки с изобразительным искусством. П. Представление о содержании, форме, языке муз. произведения. Р. Владение умением в постановке исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации.
|
Сравните язык произведений двух видов искусства: музыки и живописи. Какое состояние вызывают у тебя особенности композиции романса? картины? |
Подготовить сообщение о композиторе В.К. Кикта |
|
24 |
05.03 |
|
«Портрет в музыке и изобразительном искусстве» (Портрет Паганини в произведениях искусства).
|
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Осознавать музыку как вид искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей. Сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. |
Познакомятся с историей создания скрипки, её мастерами - изготовителями и исполнителями. Научатся: - сопоставлять скрипичную музыку с живописью; - анализировать, сравнивать произведения
|
Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз. произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей. искусством. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации. |
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ
|
Подготовить сообщение о творчестве итальянских скрипичных мастерах Амати, Страдивари, Гварнери |
|
25 |
12.03 |
|
«Волшебная палочка дирижера»
|
Комбинированный урок. |
Называть имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра.
|
Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально – хоровой |
Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз. произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей. искусством. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации |
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение
|
Подготовить сообщение об известном дирижере |
|
26 |
19.03 |
|
«Образы борьбы и победы в искусстве»
|
Комбинированный урок. |
Передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально – хоровой работы. |
Научатся: - делать предположения о том, что предстоит услышать (образный строй); - проводить интонационно-образный анализ музыки Узнают: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. Сущность музыкального исполнительства как искусства интерпретации. . |
Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз. произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей. искусством. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации |
- слушание музыки; - анализ строения музыки и средств выразительности; - инструментальное музицирование, - самостоятельная, индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность с применением ИКТ;
|
Подготовить сообщение на тему: «Можем ли мы увидеть музыку». |
|
27 |
26.03 |
|
«Застывшая музыка»
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности. Понимать принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония.
|
Познакомятся с отличием католической и православной музыкальной культуры; с понятием а капелла. Научатся сопоставлять музыку и памятники архитектуры
|
Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз. произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей. искусством. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации. |
- слушание музыки; - анализ строения музыки и средств выразительности; - инструментальное музицирование, - самостоятельная, индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность с применением ИКТ;
|
Подобрать иллюстрации архитектурных памятников |
|
28 |
09.04 |
|
«Полифония в музыке и живописи» (И.С. Бах)
|
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Понимать о принадлежности духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония, фуга. Органная музыка. Соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
|
Познакомятся с понятиями: орган, полифония, фуга; с основными событиями из жизни и творчества И.-С. Баха Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония, фуга. Органная музыка. Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности. |
Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз. произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей. искусством. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации. |
Слушание музыки. Хоровое пение
|
Подготовить сообщение о композиторе И.С. Бах |
|
29 |
16.04 |
|
«Музыка на мольберте»
|
Комбинированный урок
|
Понимать о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять творческую инициативу.
|
Познакомятся с понятиями: импрессионизм, интерпретация, джаз. Знать/понимать: особенности импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Познакомятся с понятиями: триптих, соната. Узнают, что роднит музыку и изобразительное искусство; Научатся выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства
|
Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз. произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей. искусством. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации. |
Слушание музыки. Хоровое пение. Рассматривание иллюстраций (репродукций картин) Всмотритесь в картины М. Чюрлёниса. Что новое, необычное увидел ты в них? Послушать музыку М. Чюрлениса. Симфоническая поэма «Море»
|
Подготовить сообщение о художнике и композиторе М.К. Чюрленисе |
|
30 |
23.04 |
|
«Импрессионизм в музыке и живописи»
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Понимать особенности импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке. |
Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.
|
Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз. произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей. искусством. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации. |
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ Рассматривание иллюстраций. Хоровое пение
|
Подготовить сообщение о композиторе К.Дебюсси |
|
31 |
30.04 |
|
«О подвигах, о доблести и славе»
|
Комбинированный урок.
|
Сопоставлять установление взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквиема. Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства, участвовать в коллективной исполнительской деятельности. |
Познакомятся с понятием реквием, произведениями литературы, живописи и музыки, раскрывающими военную тему - защиты Родины. Научатся проводить интонационно-образный анализ музыки (на примере музыкальных произведений С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова и др.)
|
Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз. произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей. искусством. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации. |
Спойте известные тебе современные песни, которые звучат в День Победы 9 мая? Перечитайте рассказ К.Паустовского «Струна» из творческой тетради. Какой силой обладает музыка? Какую роль она играла в годы войны? |
Подготовить сообщение о героях Великой Отечественной войны. |
|
32 |
07.05 |
|
«В каждой мимолетности вижу я миры. Музыкальная живопись Мусоргского»
|
Комбинированный урок.
|
Понимать своеобразие музыкальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского. Выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки. |
Познакомятся с понятием интерпретация, со своеобразием музыкальных образов в творчестве русских композиторов С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского. Научатся выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки
|
Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз. произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей. искусством. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации. |
Слушание музыки. Хоровое пение
|
Подготовить сообщение о композиторе М.П. Мусоргский |
|
33 |
14.05 |
|
Мир композитора. С веком наравне. .
|
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся |
Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. Понимать о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.
|
Познакомятся с тем, что роднит музыку, литературу и изобразительное искусство. Научатся выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки. Знать/понимать: своеобразие музы-кальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского.
|
Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз .произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей. искусством. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации. |
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ
|
Повторить композиторов
|
|
34 |
21.05 |
|
Обобщение раздела «Музыка и изобразительное искусство» |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся |
Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инстру-ментальных и вокальных жанров.
|
|
Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. П. Представление о содержании, форме, языке муз. произведения. Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей. искусством. К. Передача собственных впечатлений о музыке и изобразительном искусстве в устной речи. И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации. |
Слушание музыки. Хоровое пение
|
Повторение материала |
|
35 |
28.05 |
|
Урок-концерт. Закрепление четверти и года. |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся |
Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.); |
|
|
Слушание музыки. Хоровое пение Интонационно-образный анализ
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.