Календарно-тематическое планирование по предмету "Литература" 6 класс ФГОС ООО

  • docx
  • 28.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 6 лит-ра .docx

Календарно-тематическое планирование по литературе

6 класс

Всего часов – 105

 

 

№ урока

Тема урока

Основные элементы содержания

Основные виды деятельности

Дата по плану

Дата по факту

 

 

 

1.

Введение (1ч.)

 

1.

1

Введение. Художественное произведение Содержание и форма. Автор и герои.

Художественное произведение Содержание и форма. Автор и герои.Способы выражения авторской позиции.

 

 

Выразительное чтение,   выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

Характеристика форм проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма).

 

 

 

2.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3ч + 1РР)

 

2.

2

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

Устное народное творчество. Виды и жанры УНТ.

Народная мудрость.

Теория литературы. Обрядовый фольклор.

 Коллективная работа (составляют таблицу «Жанровые признаки произведений устного народного творчества»), работают в группах

Объясняют специфику происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия.

 

 

 

 

 

 

3

 Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. 

 

 Простота, меткость, выразительность.

Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Теория литературы.Малые жанры фольклора.

 

Дают толкование прямого и переносного смысла пословиц и поговорок,используют пословицы, поговорки и загадки в устных и письменных высказываниях.

Устное и письменное сочинение по пословице или поговорке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Загадки как малый жанр фольклора.

Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок

 

 

Работа в парах с дидактическим материалом. Толкование смысла загадок.

Сочинение загадок.

 

 

 

 

5

Классное сочинение № 1Русский фольклор.

 

1. В чём красота и мудрость русских обрядов.

2. Почему пословицы и поговорки называют «зернами народной мудрости»?

 

Написание сочинения и его обсуждение. Индивидуальная и коллективная работа.

 

 

 

 

3.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3ч.)

 

3.

6

Русские летописи. «Повесть временных лет». Особенности летописи.

Понятие русской летописи

 

 

Подбирают цитатные примеры.

 

 

 

 

 

 

 

7

«Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел.

 

Исторические события и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Выразительно читают произведения. Находят  незнакомые слова и определяют их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев древнерусской литературы. Устные или письменные ответы на вопросы.

 

 

 

 

 

8

Проект «Русские летописи»

Работа над проектом.

Представление проектов.

Составление отзывов о представленных проектах. Групповая работа.

 

 

 

4.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2ч.)

 

4.

9-10

Русские басни. И.И Дмитриев. «Муха». Мораль басни.

 

Осуждение безделья, лени  в басне.

Аллегория и мораль в басне. Особенности языка.  Аллегория и мораль.

Устный рассказ о баснописце. Выразительно читают басни. Характеристика героев басни. Работа со словарём литературоведческих терминов.

 

Участвуют в коллективном обсуждении.

Характеризуют особенности языка.

 

 

 

5.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (48ч.)

 

5.

11

И.А.Крылов.  «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага.

 

Басня. Аллегория (развитие представлений).

 

 

 

 

Выразительно читают басни.

Практическая  работа.

Истолкование аллегории и морали басни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

И. Крылов.  «Ларчик».  Критика мнимого  «механика мудреца» и неумелого хвастуна.

Приёмы изображения человека в басне.

Поиск сведений о писателе. Устный рассказ о писателе. Выразительно читают басню. Характеристика героев басен. Выявляют характерные для басен образы и приёмы изображения человека.

 

 

 

13

И. Крылов.  «Осёл и соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.

 

 

Развитие понятия об аллегории.

 

 

Выразительно читают басни. Участвуют в коллективном диалоге. Характеристика героев басен. Выявление характерных для басен образов и приёмов изображения человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Проект  «Басни Крылова»

 «Какие человеческие пороки осуждает И.А.Крылов в своих баснях?»

Представление проектов.

Составление отзывов о представленных проектах. Групповая работа.

 

 

 

15

А.С.Пушкин. «Узник» как выражение вольнолюбивых идей поэта.

Развитие представлений об эпитете, метафоре, композиции.

 

Обучение анализу стихотворения.

 

 

Поиск сведений о поэте. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устные ответы на вопросы.

Выявляют в стихотворении его жанровые особенности.

 

 

 

 

 

 

 

16

А. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и идея стихотворения.

 Роль композиции в понимании смысла стихотворения.

Выразительно читают стихотворения. Устные ответы на вопросы.

Составляют план анализа стихотворения.

Практическая работа.

Подбор цитатных примеров.

 

 

 

 

17

А. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину».

 

 

Чувства «добрые» в лирике Пушкина. Жанр стихотворного послания.

Выразительно читают стихотворения Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования).

Составляют план анализа стихотворения.

Практическая работа.

Подбор цитат.

 

 

 

 

 

18

 

А. Пушкин. «Зимняя дорога».

Тема жизненного пути.

Изображение действительности и внутреннего мира человека.

Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике Пушкина.

Выразительно читают стихотворение. Устно отвечают на вопросы. Составляют план анализа стихотворения.

Практическая работа. Подбор цитат.

 

 

 

 

 

19

В. ч. Лирика А.С. Пушкина. Основные мотивы и образы.

 

Выразительно читают и анализируют стихотворения. Выявляют в стихотворениях их жанровые особенности.

 

 

 

20-21

А. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка. Сюжет и герои.

Понятие о книге (цикле) повестей.

Различение образов рассказчика и автора-повествователя.  Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести. «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения.

Иллюстрируют понятия «антитеза» примерами из повести «Барышня-крестьянка».

Пересказываютэпизоды. Осуществляют поиск незнакомых слов и их объяснение с помощью словарей и

справочной литературы.

Анализируют сюжетно-композиционные особенности прозаических

произведений. Выделяют этапы развития сюжета. Составляют сравнительную характеристику героев.

 

 

 

22

А. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства.

 

Композиционные особенности прозаических

произведений. Авторское отношение к героям.

Анализируют сюжетно-композиционные особенности прозаических

произведений. Выделяют этапы развития сюжета. Составляют сравнительную характеристику героев.

 

 

 

23-24

Протест В. Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

 

Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.

 

Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке».

Составляют план анализа эпизода.

Подбор цитат из текста повести.

 

 

 

25

Романтическая история любви В. Дубровского и Маши Троекуровой.

Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции худ.произв.

Составляют сравнительную характеристику героев.

Подбор цитат из текста повести.

Пересказывают эпизоды.

 

 

 

26

Классное сочинение № 2. по творчеству А.С. Пушкина.

 

Письменный ответ на проблемный вопрос.

Написание сочинения и его обсуждение. Индивидуальная и коллективная работа

 

 

 

 

27

М.Ю.Лермонтов. «Тучи». Чувства лирического героя.

Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Основное настроение стихотворения. Особенности поэтических интонаций.

 

 

Поиск материалов о биографии и творчестве поэта. Устный рассказ о поэте. Выразительно читают стихотворение. Устно отвечают на вопросы.

Практическая работа.

Выявляют художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя.

 

 

 

 

 

 

28 - 29

Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях  Лермонтова «Листок», «Утёс», « На севере диком».

Двусложные и трёхсложные размеры стиха.

Теория литературы. Антитеза. Особенности выражения темы одиночества. Различение образов лирического героя и автора в лирике.

Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий,

анапест) размеры стиха. Поэтическая интонация.

 

Выразительно читаютстихотворения. Устно отвечают на вопросы.

Практическая работа.

Определяют видырифм и способов рифмовки. Подбирают примеры, иллюстрирующие двусложные и трёхсложные

размеры стиха.

 

 

 

30

М. Лермонтов.

 « Три пальмы». Гармония человека с миром.

Развитие представлений о балладе. Понятие красоты и гармонии человека с миром.

 

Выразительно читают стихотворение. Устно отвечают на вопросы.

Практическая работа. Выявляют художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя.

 

 

 

 

31

Проект: Составление альбома «Мой Лермонтов»

 

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

 

 

 

32-33

И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.

Гуманизм.

Устный рассказ о писателе. Собирают материал для сообщений, готовят кроссворды.

 

 

 

34 - 35

И.С.Тургенев.

« Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.

Нравственные верования и предания. Юмор автора. Развитие представлений о портретной характеристике

персонажей. Портреты героев как средство изображения их

характеров.

Пересказывают текст.. Устно отвечают на вопросыСоставляют устную и письменную характеристики героя или групповую характеристику героев.

Практическая работа.

Подбор цитатных примеров.

 

 

 

36

Роль картин природы в рассказе   « Бежин луг». 

 

 

Понятие о пейзаже в литературном произведении.

 

 

 

Пересказывают эпизоды.Устно отвечают на вопросы

Практическая работа.

Подбирают цитатные примеры, иллюстрирующие понятие «пейзаж».

 

 

 

 

 

37

Подготовка к домашнему  сочинению по рассказу   « Бежин луг».

 

 

Индивидуальная и коллективная работа.

 

 

 

38

Ф. Тютчев. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело…». Особенности пейзажной лирики.

Особенности изображения природы в лирике поэта.

Развитие понятия о пейзажной лирике.

Различение образов лирического героя и автора в лирике

Подбирают материал о биографии и творчестве поэтов с

использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Устный рассказ о поэте. Выразительно читают стихотворения. Устно и письменно анализируют стихотворения.  Подбирают цитаты из стихотворений по заданной теме.

 

 

 

 

 

 

 

39

Ф. Тютчев. « С поляны коршун поднялся…». Роль антитезы в стихотворении.

Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека. Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.

 

Выразительно читают стихотворение. Устно и письменно анализируют стихотворения.

 

 

 

40

Ф. Тютчев. Обучение анализу одного стихотворения.

 

Особенности изображения природы в лирике поэта.

 

  Анализируют формы выражения авторской позиции в стихотворении. Подбирают цитаты из данного стихотворения по заданной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

41

А.А.Фет. Слово о поэте. « Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.

Особенности изображения природы в лирике поэта.

 

Подбирают материалы о биографии и творчестве поэтов с

использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Устный рассказ о поэте. Выразительно читают стихотворение. Устно и письменно анализируют стихотворение.

 

 

 

42

А.Фет. «Ещё майская ночь».

«Учись у них- у дуба, у берёзы…».

Природа как мир истины и красоты.

Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.

 

Выразительно читают стихотворения. Устно и письменно анализируют стихотворения.

 

 

 

43

Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Тютчева и Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Развитие понятия о звукописи.

Особенности изображения природы в лирике поэтов.

 

Подбираютцитатные примеры к теме «Особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева и А.А Фета». Выявляют художественно значимые изобразительно-

выразительные средства языка и определяют их художественную функцию в произведениях.

 

 

 

44

Н.Некрасов. « Железная дорога». Картины подневольного труда.

Народ-созидатель духовных и материальных ценностей .

Выразительно читают и анализируют стихотворение.

 

 

 

45

Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа в стихотворении  Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Сочетание реальных и фантастических картин.

Выразительно читают и анализируют стихотворение.

 

 

 

46

Своеобразие композиции стихотворения

 « Железная дорога».

Эпиграф, диалог-спор, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций, значение риторических вопросов в стихотворении.

 

Выявляют художественно значимые изобразительно-

выразительные средства языка и определяют их художественную функцию в произведении.

 

 

 

47

Проект: Составление альбома «Русские поэты XIX века о Родине и родной природе» с иллюстрациями учащихся.

Работа над проектом

 

 

Представление проектов.

Составление отзывов о представленных проектах. Групповая работа.

 

 

 

48

Н.С.Лесков

«Левша». Патриотизм русского человека.

Понятие о сказе.

Подбирают материалы о биографии и творчестве писателя.

Работают со словарём литературоведческих терминов.Подбирают цитатные примеры, иллюстрирующие понятие  «сказ».

 

 

 

49

Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша».

Ирония (начальные представления).

 

Составляют устную и письменную характеристики героев.

Устно отвечают на вопросы.

Подбирают цитатные примеры, иллюстрирующие понятие «ирония».

 

 

 

50

Н.С.Лесков.

 « Левша».  Изображение представителей царской власти в сказе. Бесправие народа.

Авторское отношение к героям повести.

Нравственная оценка героев сказа.

 

 

 

51

Особенности языка повести Лескова «Левша».

 

Образы  рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении.

Комический эффект, игра слов.

 

Подбирают цитатные примеры, иллюстрирующие комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе

 

 

 

52

А. Чехов. Рассказы Чехонте Антоши. Особенности раннего творчества.

Юмор.

Устный рассказ о писателе. Воспринимают текст рассказов и  выразительно читают их. Различные виды пересказов.

 

 

 

 

 

 

53

Чехов. «Толстый и тонкий» Разоблачение лицемерия героев в рассказе.

 

Развитие понятия о комическом и комической ситуации.

 

Воспринимают текст рассказа и  выразительно читают его.  Пересказывают эпизоды.

 

 

 

 

 

 

 

54

 Речь героев и художественная деталь как источник юмора в рассказе « Толстый и тонкий».

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

 

Устно отвечают на вопросы. Различные виды пересказов.

 

 

 

55

Я.П. Полонский. Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе

Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Выявление характерных признаков лирики в изучаемых стихотворениях. Выявление художественно значимых изобразительно-

выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции в произведениях.

 

 

 

 

Выразительно читают стихотворения. Устно рецензируют выразительное чтение одноклассников,

исполнение актёров.

Устно и письменно анализируют стихотворения.

 

 

 

 

 

 

 

56

Е.А. Баратынский. Особенности пейзажной лирики

Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Выявление характерных признаков лирики в изучаемых стихотворениях. Выявление художественно значимых изобразительно-

выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции в произведениях.

 

 

 

Выразительно читают стихотворения. Устно рецензируют выразительное чтение одноклассников,

исполнение актёров.

Устно и письменно анализируют стихотворения.

 

 

 

 

 

57

А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы…». Особенности пейзажной лирики.

Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Выявление характерных признаков лирики в изучаемых стихотворениях Выявление художественно значимых изобразительно-

выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции в произведениях.

 

 

 

Выразительно читают стихотворения. Устно рецензируют выразительное чтение одноклассников,

исполнение актёров.

Устно и письменно анализируют стихотворения.

 

 

 

 

 

58

Проект: Составление альбома «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века».

Работа над проектом

Представление проектов.

Составление отзывов о представленных проектах. Групповая работа.

 

 

6.

 

Из русской литературы XX века (30 ч).

 

6.

59

А.И.Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор»

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

 

Подбирают материалы о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Устный рассказ о писателе.Практическая работа

Находят в тексте черты рождественского рассказа и подбирают цитатные примеры, иллюстрирующие жанровые особенности

рождественского рассказа.

 

 

 

 

60

Образ главного героя  в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Образ главного героя 

Пересказывают эпизоды. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования).

 

 

 

 

 

 

61

Тема служения людям в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Характеристика идейно-эмоционального содержания рассказа, нравственная оценка героев.

Пересказывают эпизоды.Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования).

 

 

 

 

 

 

62

А.П. Платонов.

 «Неизвестный цветок». Прекрасное- вокруг нас.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

Характеристика идейно-эмоционального содержания рассказа.

Находят материалы о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Устный рассказ о писателе. Выразительночитают рассказ.

 

 

 

 

 

63

«Ни на кого не похожие» герои Платонова в рассказе

 «Неизвестный цветок».

Нравственная оценка героев.

Практическая  работа.

Подбирают цитатные примеры, иллюстрирующие различные формы выражения авторской позиции.

Пересказывают эпизоды. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования).

 

 

 

 

 

64

Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса»

Понятие о жанре феерии.

 

 

Находят материалы о биографии и творчестве писателя. Устный рассказ о писателе. Комментированное чтение.

 

 

 

 

65

Душевная чистота главных героев в повести А.С. Грина «Алые паруса»

Характеристика героя.

Пересказывают текст. Практическая работа.

Составляют таблицу «Сравнительная характеристика Ассоль и Грея».

 

 

 

 

66

Отношение автора к героям  в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Авторская позиция

Анализируют эпизоды.

 

 

 

 

67

Проект «Поверь в мечту».

Работа над проектом

Представление проектов.

Составляют отзывы о представленных проектах. Групповая работа.

 

 

 

 

68

К.М. Симонов. «Ты помнишь Алеша, дороги Смоленщины…» Солдатские будни в стихотворениях о войне.

 

Образы  лирического героя и автора.

Роль изобразительно-выразительных средств в стихотворении.

Устный рассказ о поэте-фронтовике. Выразительно читают стихотворения. Устно отвечают на вопросы.

Практическая работа.

Выявляют художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта и определяют их художественную функцию в стихотворениях.

 

 

 

 

 

69

Д.С. Самойлов. «Сороковые». Любовь к Родине в годы военных испытаний

Образы  лирического героя и автора.

Роль изобразительно-выразительных средств в стихотворении.

 

Устный рассказ о поэте-фронтовике. Выразительно читают стихотворения. Устно отвечают на вопросы.

Практическая работа.

Выявляют художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта и определяют их художественную функцию в стихотворениях.

 

 

 

 

 

 

70

В. ч. Стихи русских поэтов о ВОВ

 

 

Готовят сообщения о поэте. Выразительно читают стихотворения (в том числе наизусть).

 

 

 

 

 

71

В.П.  Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы.

Теория литературы. Герой – повествователь (начальные представления).

Особенности использования народной речи в художественном произведении.

 

 

Подбирают материалы о биографии и творчестве писателя. Устный рассказ о писателе.

Выделяют этапы развития сюжета.

 

 

 

 

 

 

 

72

 Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой».  

Честность, доброта, понятие долга.

Анализируют эпизод рассказа (по выбору учителя). Пересказывают текст.

 

 

 

 

73

Яркость и самобытность героев Астафьева.

Юмор в рассказе.

Теория литературы. Речевая характеристика героя(развитие представлений).

Дают характеристику героям рассказа.

Пересказывают текст.

 

 

 

 

74

В. Г.Распутин «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

 

 

Подбирают материалы о биографии и творчестве писателя. Устный рассказ о писателе.

 

 

 

 

 

 

 

75

 Герой рассказа и его сверстники в повести Распутина «Уроки французского». 

Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою.

Пересказывают текст. Устно отвечают на вопросы.Дают характеристику героям рассказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

76

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика в повести «Уроки французского». 

Нравственная проблематика произведения.

 

 

Устно отвечают на вопросы.

Пересказывают эпизоды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

77

Классное сочинение № 3

  по творчеству В.Г.Распутина.

Роль доброты в формировании характера героя.

 

 

Написание сочинения и его обсуждение. Индивидуальная и коллективная работа.

 

 

 

 

 

 

78

Н. Рубцов «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

Развитие представлений о лирическом герое.

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции в стихотворениях.

Устный рассказ о поэте. Выразительно читают стихотворения (в том числе наизусть).

Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Определяют общее и индивидуальное, неповторимое в образе Родины, созданной поэтом.

 

 

 

 

79

Ф. Искандер. «13 подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

Сюжет произведения.

Подбирают материалы о биографии и творчестве писателя. Устный рассказ о писателе.

 

 

 

 

80

Герой-повествователь  в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

 

Герой-повествователь.  Переживание стыда и вины при нарушении моральных норм.

Дают характеристику героям.

 

 

 

 

81

Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф. Искандера. «13 подвиг Геракла».

 

Развитие понятия о юморе.

Дают устную и письменную характеристику героев.

Пересказывают текст.

 

 

 

 

82

Проект «Однажды на уроке»

Работа над проектом.

Представление проектов.

Составляют отзывы о представленных проектах. Групповая работа.

 

 

 

 

83

Родная природа в русской поэзии 20 века. А. А. Блок . «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»;

Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворениях. Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

 

 

Устно отвечают на вопросы. Выразительно читают стихотворения (в том числе наизусть).

 

 

 

 

 

84

Поэтизация родной природы в стихах С. А. Есенина. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша».

 

Поэтизация родной природы.

 

Устно отвечают на вопросы. Выразительно читают стихотворения (в том числе наизусть).

 

 

 

 

85

Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворении А.Ахматовой. «Перед весной бывают дни такие…»

Общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе Родины

Устно отвечают на вопросы. Выразительно читают стихотворения (в том числе наизусть).

 

 

 

 

86

Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина «Чудик» и «Критик». 

Герои-«чудики» у Шукшина.

Устный рассказ о писателе.

Выразительно читают рассказы и анализируют их.

 

 

 

 

87

Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах             В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал

 

Образ «странного» героя в литературе.

Выразительно читают рассказы. Различные виды пересказов.

 

 

 

 

88

В. ч. Рассказы В. М. Шукшина. Герои и сюжеты.

 

Выразительно читают рассказы. Дают характеристику героев.

Пересказывают текст.

 

 

 

7.

Из литературы народов России (2 ч).

 

 

7.

89

Габдулла Тукай. 

 «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю.

Теория литературы.Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

 

 

 

 

Устный рассказ о поэте. Выразительно читают стихотворения. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

90

Кайсын Кулиев.  «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы.

 

Теория литературы

Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации. Поэт — вечный должник своего народа.

 

Устный рассказ о поэте. Выразительно читают стихотворения. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования).

 

 

 

 

 

 

 

8.

Из зарубежной литературы (12 ч).

 

8.

 

91

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия».

 

Понятие о мифе.

Анализ мифа.

Выразительно читают мифы. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Характеристика героев. Работают со словарём литературоведческих терминов.

 

 

 

 

92

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид».

Сопоставительный анализ произведений.

Различные виды пересказов. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования).

 

 

 

 

 

93

В. ч. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла

 

Различные виды пересказов. Иллюстрируют мифы. Групповая работа.

 

 

 

 

94

Геродот. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

Жанровые и композиционные особенности

произведения.

Устный рассказ о писателе.  Выразительно читают. Устно отвечают  на вопросы (с использованием цитирования).

 

 

 

 

95

Гомер. «Илиада» как героическая  эпическая поэма.

Понятие о героическом эпосе.

 Выразительно читают. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования).

 

 

 

 

96

Гомер «Одиссея». Хитроумный Одиссей: характер и поступки.

Характеристика героя.

 Выразительно читают. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования).

 

 

 

 

97

В.ч.  М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы.

Понятие о пародии. Проблема истинных и ложных идеалов.

 Выразительно читают. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования).

 

 

 

 

98

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

Понятие о рыцарской балладе. Романтизм и реализм в произведении.

Нравственные проблемы произведения.

 

 Выразительно читают. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования).

 

 

 

 

 

 

99

П. Мериме.  Новелла « Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного мира

Понятие о новелле.

 Выразительно читают. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования).

 

 

 

 

100

 Романтизм и реализм в произведении « Маттео Фальконе».

Романтизм и реализм в произведении.

Нравственные проблемы произведения.

 

 

 

 

Выразительно читают. Анализируют эпизод. Пересказывают. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

101

А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

Понятие о притче.

Выразительно читают. Анализируют эпизод. Пересказывают. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования).

 

 

 

 

 

 

 

 

102

Маленький принц, его друзья и враги. Вечные истины в сказке.

Мечта о естественных отношениях между людьми.

Выразительно читают. Анализируют эпизод. Пересказывают. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования).

Делают выводы. Иллюстрируют произведение.

 

 

 

 

 

 

 

103-104

Проект « Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?» (на примере изученного произведения)

Работа над проектом

 

Представление проектов.

Составляют  отзывы о представленных проектах. Групповая работа.

 

 

 

 

105

Итоговый урок. Задания для летнего чтения.