КАлендарно-тематическое планирование по предмету "Литература" 7 класс

  • docx
  • 28.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КТП лит-ра 7 класс.docx.docx

Календарно-тематическое планирование по литературе

7 класс

Всего часов – 70

           

 

 

 

 

 

№ урока

Тема урока

Основные элементы содержания

Основные виды деятельности

Дата по плану

Дата по факту

 

 

 

1.

Введение (1ч.)

 

 

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу

 

 

Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному.

Составление плана (тезисов) статьи учебника

 

 

 

2.

Устное народное творчество (5 ч)

 

 

2

Предания. Пословицы и поговорки – поэтическая автобиография народа

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений)

 

 

Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия фольклора и литературы. Выразительное чтение преданий, пословиц и поговорок, фрагментов эпоса народов мира. Различные виды пересказов.

Выявление элементов сюжета в фольклоре.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

 

Практические работы.

Различение пословиц и поговорок, выявление их смысловых и стилистических особенностей и использование в устных и письменных высказываниях.

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Былины. Воплощение нравственных свойств народа в былине «Вольга и Микула Селяни-нович» 

Понятие о былине.

Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

 

Выявление элементов сюжета в фольклоре.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

 

 

 

 

4

Киевский цикл былин. 

Новгородский цикл былин. Своеобразие былин

«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения. «Садко» (для самостоятельного чтения).

Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

Выявление элементов сюжета в фольклоре.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

 

 

 

 

 

 

 

5

Карело-финский мифологический эпос.

Французский средневековый героический эпос

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Развитие представлений об афористических жанрах фольклора.

начальные представления).

«Песнь о Роланде» (фрагменты).

Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщенное общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.

Теория литературы

Роль гиперболы в создании образа героя.

Мифологический эпос (начальные представления). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).

 

Выявление элементов сюжета в фольклоре.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

 

 

 

 

6

РР Классное сочинение № 1

«Народная мудрость в произведениях УНТ».

 

Письменный ответ на проблемный вопрос

Написание сочинения и его обсуждение. Индивидуальная и коллективная работа

 

 

 

3.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3ч.)

 

 

7

Русские летописи. «Повесть временных лет».

Жанр поучения. «Поучение» Владимира Мономаха

 

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления)

 

 

 

Выразительное чтение фрагментов произведений древнерусской литературы.

Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Формулирование вопросов по тексту произведений.

Устный или письменный ответ на вопрос.

Составление плана устного и письменного высказывания

 

 

 

 

 

 

 

8

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Гимн любви и верности

Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести

Сопоставление содержания жития с требованиями житийного канона.

Сопоставление произведений древнерусской литературы с фольклором

 

 

 

 

9

Народно-поэтические мотивы в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Мотив, близость к произведениям УНТ

Характеристика героя древнерусской литературы.

 

 

 

 

4.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3ч.)

 

 

10

М. В. JIомоносов. «К статуе Петра Великого». Гражданственность поэзии

 Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов.

Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

 

 

Устный рассказ о поэте.

Выразительное чтение поэзии XVIII века.

Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Формулирование вопросов по тексту произведения.

Устный или письменный ответ на вопрос.

 

 

 

 

11

М. В. JIомоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Тема и идея оды

Тема и идея оды. Образ Петра. Образ России

Выразительное чтение поэзии XVIII века.

Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Формулирование вопросов по тексту произведения.

Устный или письменный ответ на вопрос.

 

 

 

 

12

Г. Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни

 Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

 

Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение поэзии XVIII века. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Формулирование вопросов по тексту произведения. Устный или письменный ответ на вопрос.

 

 

 

5.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (27 ч).

 

 

13

Поэма «Полтава». Мастерство Пушкина в изображении Полтавской битвы.

Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям.

 

 

 

Краткий рассказ о писателе. 

 Выразительное чтение

 Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Устный или письменный ответ на вопрос.

Участие в коллективном диалоге.

Составление плана устного и письменного рассказа о герое.

Практическая работа.

Сопоставительный анализ портретов Петра I и Карла XII (по поэме «Полтава»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

А.С.Пушкин Поэма «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…») Историческая основа поэмы.

Историческая основа поэмы. Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра! Образ автора в отрывке.

Выразительное чтение Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Формулирование вопросов по тексту произведений. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

Составление плана устного и письменного рассказа о герое.

 

 

 

 

15

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе.

Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

 

Выразительное чтение баллады.

Формулирование вопросов по тексту произведений. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

Составление плана устного и письменного рассказа о герое.

Практическая работа.

Выявление черт баллады в «Песни о вещем Олеге».

 

 

 

 

 

 

 

 

16

Пушкин –  драматург. «Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца Пимена.

Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

 

Практическая работа.

Подбор цитат из монолога Пимена на тему «Образ летописца как образ древнерусского писателя» (по трагедии «Борис Годунов»).

 

 

 

 

17

А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель. Изображение

«маленького человека», его положение в обществе.

Повествование от лица вымышленного героя как художественный прием. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

 

Различные виды пересказа. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Формулирование вопросов по тексту произведений. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

Составление плана устного и письменного рассказа о герое.

 

 

 

 

 

 

 

18

А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель». Судьба Дуни и притча о блудном сыне.

 Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения.

Практическая работа.

Сопоставление сюжета повести «Станционный смотритель» с притчей о блудном сыне из библейского первоисточника.

 

 

 

 

19

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы.

 

Поэма об историческом прошлом Руси.  Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем  и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Теория литературы.

Фольклоризм литературы (развитие представлений).

 

 

Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение фрагментов поэмы.

Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

Составление плана характеристики героя, сравнительной характеристики героев.

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

Лермонтов М. Ю. Проблема гармонии человека и природы.

«Когда волнуется желтеющая нива…»

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную…») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

 

 

Выразительное чтение стихотворений.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

 Практические работы.

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции в стихотворениях. Обучение анализу стихотворений.

 

 

 

 

21

Проект

по творчеству Пушкина и Лермонтова.

 

 

 

 

 

 

 

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

 

 

 

 

22

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.

Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Нравственный облик Т.Б. и его товарищей.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения.

Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

 

Устный рассказ о писателе.

 

Выразительное чтение фрагментов повести.

 

Различные виды пересказов.

 

Устная и письменная характеристика героев.

 

 

 

 

 

 

 

23

Прославление боевого товарищества, осуждение предательства

Запорожская Сечь, её нравы и обычаи.

Патриотический пафос повести.

Выразительное чтение фрагментов повести.

Различные виды пересказов.

Устная и письменная характеристика героев.

Составление плана анализа эпизода.

 

 

 

 

24

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Смысл противопоставле-ния Остапа и Андрия.

Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления.

 

Анализ фрагмента эпического произведения.

 

Практическая работа.

Обучение анализу эпизода.

 

 

 

 

25

Особенности изображения природы и людей в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Особенности изображения людей и природы в повести.

 

 

Работа с текстом. Определение приёмов изображения природы и человека

 

 

 

 

26

РР Классное сочинение № 2.  по творчеству Н.В. Гоголя.

 

Письменный ответ на проблемный вопрос.

Написание сочинения и его обсуждение. Индивидуальная и коллективная работа

 

 

 

 

27

И.С.Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

 

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

 

 

 

 

28

Тургенев. Стихотворения в прозе. Особенности жанра

«Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе как жанр. Лирическая миниатюра (начальные представления).

 

Выразительное чтение стихотворений. Определение идеи стихотворений.

 

 

 

 

29

Н. А. Некрасов Поэма «Русские женщины». Величие духа русской женщины

Историческая основа поэмы. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).

 

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов поэмы.

Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

 

 

 

 

 

30

Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» - стихотворение о судьбе народа.

Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Своеобразие некрасовской музы

 

Выразительное чтение стихотворения.

Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

 

 

 

 

 

 

31

А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Особенности жанра

Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Воспроизведение исторического колорита эпохи.

Правда и вымысел.

Теория литературы.

Историческая баллада (развитие представлений).

 

 

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение баллад. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

 

 

 

 

 

 

32

М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…».

Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений).

 

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устная характеристика героев.

 

 

 

 

33

Внеклассное чтение

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки.

«Дикий помещик» и другие сказки.

Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устная характеристика героев.

 

 

 

 

 

34

Проект: Составление альбома «Сказки для детей изрядного возраста» или на тему по выбору ученика

 

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

 

 

 

 

35

Л.Н.Толстой. «Детство» (отрывок). Автобиографический характер повести

Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия)

 

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение фрагментов повести.

Различные виды пересказов.

Участие в коллективном диалоге.

 

 

 

 

 

 

36

Главный герой повести «Детство», его чувства, поступки, духовный мир

Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков

 

Составление плана анализа эпизода.

Практическая работа.

Анализ фрагментов повести

 

 

 

 

37

А.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов.

Средства создания комического в рассказе. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

 

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устная характеристика героев.

 

 

 

 

 

 

38

Внеклассное чтение

Злоумышленник», «Размазня». 

Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.

Приёмы комического

Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устная характеристика героев.

 

 

 

 

39

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе

 

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

 

Выразительное чтение стихотворений.

Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Участие в коллективном диалоге. Составление плана и письменный анализ стихотворения.

 Практическая работа.

Письменный анализ одного стихотворения (обучение)

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (23 ч.)

 

40

Внеклассное чтение

И.А.Бунин «Цифры».

 Сложность взаимопонимания детей и взрослых

Воспитание детей в семье.

Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

 

 

 

41

И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа

 

Душевное богатство простого крестьянина

Практическая работа.

Комплексный анализ рассказа «Лапти».

Подготовка к домашнему сочинению (№ 3) «Золотая пора детства…»

 

 

 

 

42

Максим Горький. 

 «Детство». Автобиографи-ческий характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни».

Автобиографический характер повести.

«Свинцовые мерзости жизни». Дед Каширин.

Теория литературы.

 Понятие о теме и идее произведения (начальные представления).

 

 

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

 

 

 

43

Яркое и творческое в русской жизни

Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело. Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

Теория литературы. Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

 

 

 

44

«Старуха

 Изергиль».

 «Легенда о Данко», Черты романтизма

Нравственная оценка героев

Выразительное чтение.

Приёмы создания образа героя

 

 

 

 

45

Внеклассное чтение

М. Горький «Челкаш».  Тема и идея рассказа

 

 

 

Образ Челкаша. Сравнительная характеристика героев

 

Выборочное чтение рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге

 

 

 

46

В.В.Маяковский.  «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества

Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

 

Устный рассказ о поэте.

Выразительное чтение стихотворений.

 Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

 Участие в коллективном диалоге.

 Анализ стихотворения.

 

 

 

 

 

 

47

В.В.Маяковский.  «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир

 

 Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения

 

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции в произведении.

Анализируют эпизоды

 

 

 

48

Л. Н. Андреев.

«Кусака». Сострадание и бессердечность как критерии нравственности человека

Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения

 

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов.

 Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев

 

 

 

49

Проект

«Образы собак в русской литературе: Каштанка, Белый пудель, Белый Бим Чёрное Ухо, Кусака, Чанг и др.»

Работа над проектом

Представление проектов.

Составляют отзывы о представленных проектах. Групповая работа.

 

 

 

50

А. П. Платонов. «Юшка».  Призыв к состраданию и уважению к человеку

 

Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности

 

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов.

Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев

 

 

 

 

51

РР Классное сочинение №4 «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Письменный ответ на проблемный вопрос.

Написание сочинения и его обсуждение. Индивидуальная и коллективная работа

 

 

 

 

 

52

Б. JI. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин в лирике поэта

Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака.

Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений)

 

 

Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворения.

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции в произведении.

 

 

 

 

53

На дорогах войны.

Стихотворения о войне

А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского,

Н. Тихонова и др.

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. Ритмы и образы военной лирики

Теория литературы.

Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

 

Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворения.

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции в произведении.

 

 

 

 

 

54

Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе

           

Проблематика произведения

Литературные традиции.

 

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов.

Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев.

Нравственная оценка героев рассказа. Составление плана и комплексный анализ рассказа

 

 

 

55

Е.Носов. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа

 

Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе.

Теория литературы.

Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия)

 

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов.

Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев.

Нравственная оценка героев рассказа. Составление плана и комплексный анализ рассказа

 

 

 

56

Тема памяти и героизма в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя»

Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека

 

 

Участие в коллективном диалоге. Комплексный анализ рассказа

 

 

 

 

 

57

 Ю. П. Казаков. «Тихое утро».

Герои рассказа и их поступки

Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка

 

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов.

Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев.

Нравственная оценка героев рассказа. Составление плана и комплексный анализ рассказа

 

 

 

 

 

 

58

РР Классное сочинение № 5.  «Проблема выбора»

Письменный ответ на проблемный вопрос.

Написание сочинения и его обсуждение. Индивидуальная и коллективная работа

 

 

 

59

«Тихая моя Родина». Человек и природа в стихах русских поэтов

Песни на слова русских поэтов XX века

 

Стихи В. Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Н. А. Заболоцкого.

Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы.

 Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами

А. Вертинский, Б. Окуджава

 

Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворения.

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции в произведении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60

А.Т. Твардовский. Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа

 

«Снега потемнеют синие…», «Июль—макушка лета…», «На дне моей жизни…».

 Теория литературы.

 Лирический герой (развитие понятия)

 

 

Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворения.

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции в произведении.

 

 

 

 

61

Д.С. Лихачёв «Земля родная» (главы).

 Духовное напутствие молодежи

 

Теория литературы.

Публицистика (развитие представлений).

Мемуары как публицистический жанр (начальные представления)

 

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов публицистической прозы.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «публицистика», «мемуары».

Участие в коллективном диалоге

 

 

 

62

Писатели улыбаются.

М. М. Зощенко. «Беда».

Смешное и грустное в рассказах писателя

 

Смешное и грустное. Характеристика героя

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение рассказов.

 Различные виды пересказов.

Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев.

Комплексный анализ одного из рассказов М. М. Зощенко

 

 

7.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 ч).

 

 

63

Расул Гамзатов.

Особенности художественной образности дагестанского поэта

 

«Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

 Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей

 

Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворения.

 Практические работы.

Сопоставление переводов стихотворений на русский язык. Определение общего и индивидуального в литературном образе Родины в творчестве поэта

 

 

 

 

 

 

8.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч).

 

 

64

Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность» 

Народно-поэтический характер произведения.

Представления народа о справедливости и честности

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение

 

 

 

 

 

65

Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…». 

Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом

Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.

 

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение стихотворения.

 Участие в коллективном диалоге

 

 

 

 

 

66

Японские хокку

(трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года

Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку)

 

Участие в коллективном диалоге

 

 

 

 

67

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности

Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представлений)

 

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов.

 Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев.

Нравственная оценка героев рассказа

 

 

 

68

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле.

Мечта о чудесной победе добра.

Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).

 

 Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов.

 Участие в коллективном диалоге

 

 

 

69

«Каникулы». Тема и идея рассказа

Тема, идея, характеристика героев

Характеристика героев.

Нравственная оценка героев рассказа

 

 

Обобщение изученного (1ч.)

 

70

Урок обобщения по русской и зарубежной литературе Задания для летнего чтения

Викторины, кроссворды, кластеры, проекты и др.

Представляют и защищают творческие работы

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru