Календарно-тематическое планирование по литературе
7 класс
Всего часов – 70
№
|
№ урока |
Тема урока |
Основные элементы содержания |
Основные виды деятельности |
Дата по плану |
Дата по факту |
|
||
|
|
||||||||
1. |
Введение (1ч.) |
|
|||||||
|
1 |
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы |
Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу
|
Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Составление плана (тезисов) статьи учебника |
|
|
|
||
2. |
Устное народное творчество (5 ч) |
|
|||||||
|
2 |
Предания. Пословицы и поговорки – поэтическая автобиография народа |
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник». Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры). Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений)
|
Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия фольклора и литературы. Выразительное чтение преданий, пословиц и поговорок, фрагментов эпоса народов мира. Различные виды пересказов. Выявление элементов сюжета в фольклоре. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Практические работы. Различение пословиц и поговорок, выявление их смысловых и стилистических особенностей и использование в устных и письменных высказываниях.
|
|
|
|
||
|
3 |
Былины. Воплощение нравственных свойств народа в былине «Вольга и Микула Селяни-нович» |
Понятие о былине. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
|
Выявление элементов сюжета в фольклоре. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. |
|
|
|
||
|
4 |
Киевский цикл былин. Новгородский цикл былин. Своеобразие былин |
«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.) Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.) |
Выявление элементов сюжета в фольклоре. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. |
|
|
|
||
|
5 |
Карело-финский мифологический эпос. Французский средневековый героический эпос |
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Развитие представлений об афористических жанрах фольклора. начальные представления). «Песнь о Роланде» (фрагменты). Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщенное общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя. Теория литературы Роль гиперболы в создании образа героя. Мифологический эпос (начальные представления). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).
|
Выявление элементов сюжета в фольклоре. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. |
|
|
|
||
|
6 |
РР Классное сочинение № 1 «Народная мудрость в произведениях УНТ».
|
Письменный ответ на проблемный вопрос |
Написание сочинения и его обсуждение. Индивидуальная и коллективная работа |
|
|
|
||
3. |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3ч.) |
|
|||||||
|
7 |
Русские летописи. «Повесть временных лет». Жанр поучения. «Поучение» Владимира Мономаха
|
Теория литературы. Летопись (развитие представлений). Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления)
|
Выразительное чтение фрагментов произведений древнерусской литературы. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Формулирование вопросов по тексту произведений. Устный или письменный ответ на вопрос. Составление плана устного и письменного высказывания
|
|
|
|
||
|
8 |
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Гимн любви и верности |
Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести |
Сопоставление содержания жития с требованиями житийного канона. Сопоставление произведений древнерусской литературы с фольклором |
|
|
|
||
|
9 |
Народно-поэтические мотивы в «Повести о Петре и Февронии Муромских» |
Мотив, близость к произведениям УНТ |
Характеристика героя древнерусской литературы.
|
|
|
|
||
4. |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3ч.) |
|
|||||||
|
10 |
М. В. JIомоносов. «К статуе Петра Великого». Гражданственность поэзии |
Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Теория литературы. Ода (начальные представления).
|
Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение поэзии XVIII века. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Формулирование вопросов по тексту произведения. Устный или письменный ответ на вопрос. |
|
|
|
||
|
11 |
М. В. JIомоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Тема и идея оды |
Тема и идея оды. Образ Петра. Образ России |
Выразительное чтение поэзии XVIII века. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Формулирование вопросов по тексту произведения. Устный или письменный ответ на вопрос. |
|
|
|
||
|
12 |
Г. Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни |
Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
|
Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение поэзии XVIII века. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Формулирование вопросов по тексту произведения. Устный или письменный ответ на вопрос. |
|
|
|
||
5. |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (27 ч). |
|
|||||||
|
13 |
Поэма «Полтава». Мастерство Пушкина в изображении Полтавской битвы. |
Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям.
|
Краткий рассказ о писателе. Выразительное чтение Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Формулирование вопросов по тексту произведений. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Составление плана устного и письменного рассказа о герое. Практическая работа. Сопоставительный анализ портретов Петра I и Карла XII (по поэме «Полтава»).
|
|
|
|
||
|
14 |
А.С.Пушкин Поэма «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…») Историческая основа поэмы. |
Историческая основа поэмы. Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра! Образ автора в отрывке. |
Выразительное чтение Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Формулирование вопросов по тексту произведений. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Составление плана устного и письменного рассказа о герое. |
|
|
|
||
|
15 |
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе. |
Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
|
Выразительное чтение баллады. Формулирование вопросов по тексту произведений. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Составление плана устного и письменного рассказа о герое. Практическая работа. Выявление черт баллады в «Песни о вещем Олеге».
|
|
|
|
||
|
16 |
Пушкин – драматург. «Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца Пимена. |
Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
|
Практическая работа. Подбор цитат из монолога Пимена на тему «Образ летописца как образ древнерусского писателя» (по трагедии «Борис Годунов»). |
|
|
|
||
|
17 |
А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель. Изображение «маленького человека», его положение в обществе. |
Повествование от лица вымышленного героя как художественный прием. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести. Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
|
Различные виды пересказа. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Формулирование вопросов по тексту произведений. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Составление плана устного и письменного рассказа о герое.
|
|
|
|
||
|
18 |
А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель». Судьба Дуни и притча о блудном сыне. |
Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. |
Практическая работа. Сопоставление сюжета повести «Станционный смотритель» с притчей о блудном сыне из библейского первоисточника. |
|
|
|
||
|
19 |
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы.
|
Поэма об историческом прошлом Руси. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
|
Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение фрагментов поэмы. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героя, сравнительной характеристики героев. |
|
|
|
||
|
20
|
Лермонтов М. Ю. Проблема гармонии человека и природы. |
«Когда волнуется желтеющая нива…» Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную…») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
|
Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Практические работы. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции в стихотворениях. Обучение анализу стихотворений. |
|
|
|
||
|
21 |
Проект по творчеству Пушкина и Лермонтова.
|
|
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом. |
|
|
|
||
|
22 |
Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. |
Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Нравственный облик Т.Б. и его товарищей. Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
|
Устный рассказ о писателе.
Выразительное чтение фрагментов повести.
Различные виды пересказов.
Устная и письменная характеристика героев.
|
|
|
|
||
|
23 |
Прославление боевого товарищества, осуждение предательства |
Запорожская Сечь, её нравы и обычаи. Патриотический пафос повести. |
Выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев. Составление плана анализа эпизода. |
|
|
|
||
|
24 |
Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Смысл противопоставле-ния Остапа и Андрия. |
Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления.
|
Анализ фрагмента эпического произведения.
Практическая работа. Обучение анализу эпизода. |
|
|
|
||
|
25 |
Особенности изображения природы и людей в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». |
Особенности изображения людей и природы в повести.
|
Работа с текстом. Определение приёмов изображения природы и человека |
|
|
|
||
|
26 |
РР Классное сочинение № 2. по творчеству Н.В. Гоголя.
|
Письменный ответ на проблемный вопрос. |
Написание сочинения и его обсуждение. Индивидуальная и коллективная работа |
|
|
|
||
|
27 |
И.С.Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных |
Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
|
Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. |
|
|
|
||
|
28 |
Тургенев. Стихотворения в прозе. Особенности жанра |
«Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория литературы. Стихотворения в прозе как жанр. Лирическая миниатюра (начальные представления).
|
Выразительное чтение стихотворений. Определение идеи стихотворений. |
|
|
|
||
|
29 |
Н. А. Некрасов Поэма «Русские женщины». Величие духа русской женщины |
Историческая основа поэмы. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).
|
Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов поэмы. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.
|
|
|
|
||
|
30 |
Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» - стихотворение о судьбе народа. |
Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Своеобразие некрасовской музы
|
Выразительное чтение стихотворения. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.
|
|
|
|
||
|
31 |
А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Особенности жанра |
Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию. Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Теория литературы. Историческая баллада (развитие представлений).
|
Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение баллад. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. |
|
|
|
||
|
32 |
М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. |
Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…». Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений).
|
Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устная характеристика героев. |
|
|
|
||
|
33 |
Внеклассное чтение М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. |
«Дикий помещик» и другие сказки. |
Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устная характеристика героев. |
|
|
|
||
|
34 |
Проект: Составление альбома «Сказки для детей изрядного возраста» или на тему по выбору ученика |
|
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом. |
|
|
|
||
|
35 |
Л.Н.Толстой. «Детство» (отрывок). Автобиографический характер повести |
Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия)
|
Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
|
|
|
|
||
|
36 |
Главный герой повести «Детство», его чувства, поступки, духовный мир |
Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков
|
Составление плана анализа эпизода. Практическая работа. Анализ фрагментов повести |
|
|
|
||
|
37 |
А.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. |
Средства создания комического в рассказе. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
|
Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устная характеристика героев. |
|
|
|
||
|
38 |
Внеклассное чтение Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. |
Приёмы комического |
Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устная характеристика героев. |
|
|
|
||
|
39 |
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе
|
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
|
Выразительное чтение стихотворений. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Участие в коллективном диалоге. Составление плана и письменный анализ стихотворения. Практическая работа. Письменный анализ одного стихотворения (обучение)
|
|
|
|
||
6. |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (23 ч.) |
||||||||
|
40 |
Внеклассное чтение И.А.Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых |
Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. |
Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. |
|
|
|||
|
41 |
И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа
|
Душевное богатство простого крестьянина |
Практическая работа. Комплексный анализ рассказа «Лапти». Подготовка к домашнему сочинению (№ 3) «Золотая пора детства…»
|
|
|
|||
|
42 |
Максим Горький. «Детство». Автобиографи-ческий характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». |
Автобиографический характер повести. «Свинцовые мерзости жизни». Дед Каширин. Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления).
|
Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. |
|
|
|||
|
43 |
Яркое и творческое в русской жизни |
Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело. Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. Теория литературы. Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений). |
Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. |
|
|
|||
|
44 |
«Старуха Изергиль». «Легенда о Данко», Черты романтизма |
Нравственная оценка героев |
Выразительное чтение. Приёмы создания образа героя
|
|
|
|||
|
45 |
Внеклассное чтение М. Горький «Челкаш». Тема и идея рассказа
|
Образ Челкаша. Сравнительная характеристика героев
|
Выборочное чтение рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге |
|
|
|||
|
46 |
В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества |
Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
|
Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворения.
|
|
|
|||
|
47 |
В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир
|
Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения
|
Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции в произведении. Анализируют эпизоды |
|
|
|||
|
48 |
Л. Н. Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечность как критерии нравственности человека |
Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения
|
Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев |
|
|
|||
|
49 |
Проект «Образы собак в русской литературе: Каштанка, Белый пудель, Белый Бим Чёрное Ухо, Кусака, Чанг и др.» |
Работа над проектом |
Представление проектов. Составляют отзывы о представленных проектах. Групповая работа. |
|
|
|||
|
50 |
А. П. Платонов. «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку
|
Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности
|
Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев |
|
|
|||
|
51 |
РР Классное сочинение №4 «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» |
Письменный ответ на проблемный вопрос. |
Написание сочинения и его обсуждение. Индивидуальная и коллективная работа |
|
|
|||
|
52 |
Б. JI. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин в лирике поэта |
Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений)
|
Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворения. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции в произведении. |
|
|
|||
|
53 |
На дорогах войны. Стихотворения о войне А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н. Тихонова и др. |
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. Ритмы и образы военной лирики Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
|
Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворения. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции в произведении. |
|
|
|||
|
54 |
Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе
|
Проблематика произведения Литературные традиции.
|
Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Нравственная оценка героев рассказа. Составление плана и комплексный анализ рассказа |
|
|
|||
|
55 |
Е.Носов. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа
|
Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия)
|
Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Нравственная оценка героев рассказа. Составление плана и комплексный анализ рассказа |
|
|
|||
|
56 |
Тема памяти и героизма в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя» |
Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека
|
Участие в коллективном диалоге. Комплексный анализ рассказа |
|
|
|||
|
57 |
Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки |
Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка
|
Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Нравственная оценка героев рассказа. Составление плана и комплексный анализ рассказа |
|
|
|||
|
58 |
РР Классное сочинение № 5. «Проблема выбора» |
Письменный ответ на проблемный вопрос. |
Написание сочинения и его обсуждение. Индивидуальная и коллективная работа |
|
|
|||
|
59 |
«Тихая моя Родина». Человек и природа в стихах русских поэтов Песни на слова русских поэтов XX века
|
Стихи В. Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Н. А. Заболоцкого. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами А. Вертинский, Б. Окуджава
|
Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворения. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции в произведении |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
60 |
А.Т. Твардовский. Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа
|
«Снега потемнеют синие…», «Июль—макушка лета…», «На дне моей жизни…». Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия)
|
Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворения. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции в произведении. |
|
|
|||
|
61 |
Д.С. Лихачёв «Земля родная» (главы). Духовное напутствие молодежи
|
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления)
|
Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов публицистической прозы. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «публицистика», «мемуары». Участие в коллективном диалоге |
|
|
|||
|
62 |
Писатели улыбаются. М. М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя
|
Смешное и грустное. Характеристика героя |
Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказов. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Комплексный анализ одного из рассказов М. М. Зощенко |
|
|
|||
7. |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 ч). |
|
|||||||
|
63 |
Расул Гамзатов. Особенности художественной образности дагестанского поэта
|
«Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей
|
Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворения. Практические работы. Сопоставление переводов стихотворений на русский язык. Определение общего и индивидуального в литературном образе Родины в творчестве поэта
|
|
|
|||
8. |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч). |
||||||||
|
64 |
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность» |
Народно-поэтический характер произведения. Представления народа о справедливости и честности |
Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение
|
|
|
|||
|
65 |
Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом |
Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.
|
Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение стихотворения. Участие в коллективном диалоге
|
|
|
|||
|
66 |
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года |
Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами. Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку)
|
Участие в коллективном диалоге
|
|
|
|||
|
67 |
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности |
Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе. Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представлений)
|
Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Нравственная оценка героев рассказа |
|
|
|||
|
68 |
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. |
Мечта о чудесной победе добра. Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).
|
Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге |
|
|
|||
|
69 |
«Каникулы». Тема и идея рассказа |
Тема, идея, характеристика героев |
Характеристика героев. Нравственная оценка героев рассказа |
|
|
|||
Обобщение изученного (1ч.) |
|||||||||
|
70 |
Урок обобщения по русской и зарубежной литературе Задания для летнего чтения |
Викторины, кроссворды, кластеры, проекты и др. |
Представляют и защищают творческие работы |
|
|
|||
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.