Календарно-тематическое планирование по литературе
8 класс
Всего часов – 70
№
|
№ урока |
Тема урока |
Основные элементы содержания |
Основные виды деятельности
|
Дата по плану |
Дата по факту |
|
||
|
|
||||||||
1. |
Введение (1ч.) |
|
|||||||
|
1 |
Русская литература и история |
Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. |
Осознанное чтение статьи, отклик на прочитанное, выражение личного читательского отношения к прочитанному. Составление плана. |
|
|
|
||
2. |
Устное народное творчество (3 ч.) |
|
|||||||
|
2 |
Русские народные песни. Частушка |
Отражение жизни народа в народных песнях. «В тёмном лесе…», «Уж ты ночка, ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…»; Лирические, исторические песни «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушка как малый песенный жанр. Её поэтика и тематика. Особенности худ. формы фольклорных произведений. |
Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия фольклора и литературы. Восприятие текста народных песен, частушек и их выразительное чтение (исполнение). Практическая работа. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «народная песня», «частушка», «предание».
|
|
|
|
||
|
3 |
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве»
|
Особенности содержания и художественной формы народных преданий.
|
Восприятие текста преданий и их выразительное чтение (исполнение).
|
|
|
|
||
|
4 |
Особенности предания «О покорении Сибири Ермаком»
|
Особенности содержания и художественной формы народных преданий.
|
Восприятие текста преданий и их выразительное чтение (исполнение). |
|
|
|
||
3. |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3ч.) |
|
|||||||
|
5 |
Житийная литература как особый жанр
|
Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). Особенности древнерусской литературы и жанра жития. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Религиозный характер древнерусской литературы. Жанр жития Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в «Житии». Способы создания характера в «Житии».
|
Чтение и обсуждение статьи учебника. Устный или письменный ответ на вопрос Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. |
|
|
|
||
|
6 |
Особенности «Жития Александра Невского» (фрагменты)
|
История написания «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. |
Восприятие и выразительное чтение по ролям фрагментов «Жития...». Соотнесение содержания жития с требованиями житийного канона. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие воинская повесть. Обсуждение картины П. Корина «Александр Невский». |
|
|
|
||
|
7 |
«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. |
Понятие о сатирической повести как жанре древнерусской литературы. |
Восприятие и выразительное чтение сатирической повести (в том числе по ролям). Обсуждение древнерусских иллюстраций. Характеристика героя сатирической повести. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие сатирическая повесть.
|
|
|
|
||
4. |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2ч. -1 ч. РР.) |
|
|||||||
|
8 |
Классицизм в русской литературе. Д. И. Фонвизин «Недоросль». Социальная и нравственная проблематика комедии. |
Краткий рассказ о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Говорящие фамилии и имена. |
Чтение статьи учебника «Денис Иванович Фонвизин» и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина. Восприятие и выразительное чтение комедии (по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.
|
|
|
|
||
|
9 |
Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации |
Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.
|
Чтение статьи учебника «Фонвизин и классицизм» и выявление в комедии канонов классицизма, национальной самобытности русского классицизма. Выявление в комедии характерных для произведений русской литературы XVIII века тем, образов и приёмов изображения человека. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие классицизм. |
|
|
|
||
|
10 |
Р.р. № 1 Подготовка к домашнему сочинению по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» |
Составление плана и письменный ответ на один из проблемных вопросов: Какие черты поэтики классицизма проявились в комедии «Недоросль»? Против чего направлена сатира автора комедии «Недоросль»? Как характеризует героев комедии «Недоросль» их речь (на примере одного из героев)? Почему в комедии «Недоросль» так актуальна тема воспитания?
|
Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы. |
|
|
|
||
5. |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (32 ч. – 4 ч. РР - 1ч. Вн.чт.). |
|
|||||||
|
11 |
И.А. Крылов. «Обоз» – басня о войне 1812 года |
Краткий рассказ о писателе : поэт и мудрец ; язвительный сатирик и баснописец. Историческая основа басни «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Развитие представлений о басне, её морали, аллегории. |
Устный рассказ о писателе и истории создания басни. Восприятие и выразительное чтение басни (в том числе наизусть). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Выявление характерных для басен тем, образов и приёмов изображения человека. Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Характеристика сюжета басни, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Выявление в басне признаков эпического произведения.
|
|
|
|
||
|
12 |
Мораль басни «Лягушки, просящие царя» |
Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. Мораль басни. |
Составление лексических и историко-культурных комментариев. Выявление характерных для басен тем, образов и приёмов изображения человека. Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Характеристика сюжета басни, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Выявление в басне признаков эпического произведения.
|
|
|
|
||
|
13 |
К. Ф. Рылеев. "Смерть Ермака" как романтическое произведение |
Краткий рассказ о поэте. Понятие о думе. Историческая тема думы «Смерть Ермака». Тема расширения русских земель. Текст думы Рылеева — основа народной песни о Ермаке. |
Составление тезисов статьи учебника и статьи практикума «Читаем, думаем, спорим...». Устный рассказ о писателе и истории создания произведения. Восприятие и выразительное чтение думы (в том числе наизусть). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие дума. Обсуждение иллюстраций учебника.
|
|
|
|
||
|
14 |
А.С. Пушкин. Интерес к истории. "История Пугачева" [отрывки] |
Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История Пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Их смысловое различие. История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. |
Устный рассказ о Пушкине-историке (на основе ранее изученного). Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Пушкина. Восприятие и выразительное чтение фрагментов «Истории Пугачёва». Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. |
|
|
|
||
|
15 |
"Капитанская дочка" как реалистический исторический роман |
История создания романа. Его сюжет и герои. Начальные представления об историзме художественной литературы, о романе, о реализме. |
Устный рассказ об истории создания романа. Восприятие и выразительное чтение фрагментов романа (в том числе по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Толкование эпиграфов к главам романа. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия историзм, реализм, роман.
|
|
|
|
||
|
16 |
Система образов романа |
Система образов романа. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича. Композиционный смысл сопоставления Петра Гринёва со Швабриным и Савельичем. |
Различные виды пересказов. Характеристика отдельного персонажа и средств создания его образа. Сопоставительная характеристика героев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
|
|
|
|
||
|
17 |
Образ главного героя Петра Гринёва |
Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера.
|
Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя и средств создания его образа. Выявление в романе характерных для русской литературы первой половины XIX века тем, образов и приёмов изображения человека.
|
|
|
|
||
|
18 |
Нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой. Женские образы в романе |
Маша Миронова - нравственный идеал А.С. Пушкина. Семья капитана Миронова. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Нравственная красота героини. |
Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана сравнительной характеристики героинь романа. Устная характеристика героинь романа и средств создания их образов.
|
|
|
|
||
|
19 |
Образ Пугачева. Отношение автора и рассказчика к народной войне |
Тема «русского бунта» и образ Пугачёва. Отношение автора и рассказчика к народной войне. Своеобразие личности Пугачёва. Пугачёв как историческое лицо и как художественный образ. Тема милости и справедливости. |
Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики литературного героя. Анализ различных форм выражения авторской позиции.
|
|
|
|
||
|
20 |
Особенности содержания и структуры романа |
Историческая правда и художественный вымысел в романе. Особенности композиции романа. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва». Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.
|
Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Соотнесение содержания романа с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Выявление черт фольклорной традиции в романе, определение в нём художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Обсуждение иллюстраций к роману и фрагментов его киноверсий.
|
|
|
|
||
|
21 |
Р.р. № 2 Классное сочинение по роману «Капитанская дочка» |
Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. Сочинение. |
Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.
|
|
|
|
||
|
22 |
Тема «дружества святого». «19 октября»
|
Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. |
Устные сообщения о поэте и истории создания стихотворений. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Пушкина. Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Выявление характерных для стихотворений Пушкина тем, образов и приёмов изображения человека. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.
|
|
|
|
||
|
23 |
Человек и природа в стихотворении «Туча»
|
Разноплановость в содержании стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. |
Устные сообщения о поэте и истории создания стихотворений. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Пушкина. Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Выявление характерных для стихотворений Пушкина тем, образов и приёмов изображения человека. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.
|
|
|
|
||
|
24 |
Любовная лирика. «Память сердца» в стихотворении «К ***» («Я помню чудное мгновенье...») |
Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. Эволюция тем любви и творчества в ранней и поздней лирике поэта.
|
Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. |
|
|
|
||
|
25 |
В/Ч А. С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы |
Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога. |
Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. |
|
|
|
||
|
26 |
М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма |
Краткий рассказ о поэте. Его отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве (с обобщением изученного в 6—7 классах). Понятие о романтической поэме. Эпиграф и сюжет поэмы.
|
Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительной чтение поэмы. Формулирование вопросов по тексту произведений. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета поэмы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Соотнесение содержания поэмы с романтическими принципами изображения жизни и человека. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие романтическая поэма.
|
|
|
|
||
|
27
|
«Мцыри». Образ романтического героя |
Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Романтический герой. Конфликт романтического героя с миром. Свободолюбие личности в поэме. |
Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя и средств создания его образа. Обсуждение иллюстраций к поэме (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).
|
|
|
|
||
|
28 |
Особенности композиции поэмы |
Особенности композиции поэмы «Мцыри». Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения к нему.
|
Выявление в поэме признаков лирики и эпоса. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Анализ портрета Мцыри, кавказского пейзажа и речевых особенностей героя. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции. Ответы на вопросы викторины (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).
|
|
|
|
||
|
29 |
Р.р. № 3 Классное сочинение по поэме «Мцыри» |
Сочинение. |
|
|
|
|
||
|
30 |
Н. В. Гоголь. "Ревизор" как социально-историческая комедия |
Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении. История создания и постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение к комедии современной писателю критики, общественности. Развитие представлений о комедии. Фрагменты комедии в актёрском исполнении.
|
Устный рассказ о писателе и истории создания комедии. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Выразительное чтение фрагментов пьесы (по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный Ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие комедия. |
|
|
|
||
|
31 |
"Ревизор" как сатира на чиновничью Россию |
Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «всё дурное в России». Развитие представлений о сатире и юморе. |
Характеристика сюжета пьесы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Соотнесение содержания пьесы с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия сатира и юмор.
|
|
|
|
||
|
32 |
Образ Хлестакова |
Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Фрагменты комедии в актёрском исполнении.
|
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устная характеристика Хлестакова и средств создания его образа. Объяснение жизненной основы и художественной условности, индивидуальной неповторимости и типической обобщённости художественного образа Хлестакова.
|
|
|
|
||
|
33 |
Сюжет и композиция комедии |
Особенности композиционной структуры комедии. Новизна финала, немой сцены. Своеобразие действия пьесы, которое «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко).
|
Чтение и обсуждение статьи учебника «О новизне "Ревизора"». Выделение этапов развития сюжета комедии. Составление сообщения о композиционных особенностях комедии. Анализ ключевых эпизодов комедии: «Первая встреча Хлестакова и городничего», «Сцена вранья», «Последний монолог городничего». Сопоставление комедий «Ревизор» Гоголя и «Недоросль» Фонвизина. |
|
|
|
||
|
34 |
«Шинель»: своеобразие реализации темы "Маленького человека" |
Проблема личности и общества. Тема «маленького человека». Мечта и действительность. Авторское отношение к герою и событиям. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. |
Восприятие и выразительное чтение повести. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Умный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление характерных для повести первой половины XIX века тем, образов и приёмов изображения человека. Устная характеристика героя и средств создания его образа.
|
|
|
|
||
|
35 |
Петербург как символ вечного адского холода в повести Н.В. Гоголя «Шинель»
|
Мечта и реальность в повести «Шинель».
|
Выявление признаков реалистического и фантастического произведения. Работа со словарём литературоведческих терминов. Анализ ключевых эпизодов повести: «Башмачкин заказывает шинель», «Утрата шинели», «Привидение». Поиск примеров, иллюстрирующих понятия символ и фантастический реализм. Обсуждение иллюстраций и киноверсии повести. |
|
|
|
||
|
36 |
Р.р. № 4 Классное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя
|
Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.
|
Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Редактирование черновых вариантов собственных письменных работ. |
|
|
|
||
|
37 |
И.С. Тургенев. «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе |
Особенности изображения русской жизни и русских характеров писателем. |
Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. |
|
|
|
||
|
38 |
М. Е. Салтыков – Щедрин. Отрывок из "Истории одного города", сюжет и герои |
Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе, государственном чиновнике. Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Фрагменты романа в актёрском исполнении.
|
Составление тезисов статьи учебника «Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин». Сообщение о писателе. Восприятие и выразительное чтение фрагмента романа. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания фрагмента романа.
|
|
|
|
||
|
39 |
Средства создания комического в «Истории одного города» |
Гротескные образы градоначальников Средства создания комического в романе: ирония, сатира, гипербола, гротеск, эзопов язык. Понятие о пародии. Роман как пародия на официальные исторические сочинения.
|
Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Составление плана сообщения о средствах создания комического в романе. |
|
|
|
||
|
40 |
Н. С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» |
Изображение психологического состояния человека. Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа |
Устный рассказ о писателе. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Характеристика тематики, проблематики, идейно- эмоционального содержания фрагмента рассказа. |
|
|
|
||
|
41 |
Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н. Толстого |
Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Идея разделённости двух Россий. Противоречия между сословиями и внутри сословий. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Рассказ в актёрском исполнении.
|
Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания рассказа с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов.
|
|
|
|
||
|
42 |
Мастерство Толстого в рассказе. Особенности композиции. Психологизм рассказа. |
Контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе. Развитие представлений об антитезе. Роль антитезы в композиции произведения. Развитие представлений о композиции. Смысловая роль художественных деталей в рассказе.
|
Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана сообщения об особенностях композиции рассказа. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия контраст, антитеза, композиция, художественная деталь. Обсуждение иллюстраций к рассказу.
|
|
|
|
||
|
43 |
Р.р. № 5 Классное сочинение «Нравственный выбор» (по произведениям Н. С. Лескова «Старый гений» и Л.Н. Толстого «После бала» на выбор) |
Подготовка к письменному ответу на вопрос. Сочинение. |
Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.
|
|
|
|
||
|
44 |
Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор). Лирика А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева
|
А.С. Пушкин «Цветы последние милей...», М.Ю. Лермонтов «Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер» Образная яркость и философская глубина лирики. Размышления о тайнах мироздания, взаимоотношения человека и природы. Тема могущества и бессилия человека.
|
Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворения. Сопоставительный анализ образа Родины в творчестве русских поэтов. Конкурс на лучшее исполнение стихотворения. |
|
|
|
||
|
45 |
Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания в лирике А.А. Фета, А.Н. Майкова |
А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...» «Культ мгновения» в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы
|
Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворения. Сопоставительный анализ образа Родины в творчестве русских поэтов. Конкурс на лучшее исполнение стихотворения. |
|
|
|
||
|
46 |
А. П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье |
Поэтика рассказа «О любви». Психологизм художественной литературы |
Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о его биографии и творчестве. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа.
|
|
|
|
||
|
47 |
Психологизм рассказа А.П. Чехова «О любви» |
Особенности повествования А.П. Чехова |
Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. |
|
|
|
||
6. |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (16 ч.) |
||||||||
|
48 |
И. А. Бунин. Слово о писателе. Тема любви в рассказе «Кавказ»
|
Художественные искания русских писателей XX века Классические традиции и новые течения в русской литературе конца XIX - начала XX века. Русская литература советского времени. Проблема героя. Тема родины. Исторически судьбы России. Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ». Проблема счастья в рассказе. Художественное мастерство Бунина-прозаика. |
Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Составление характеристики героев. Анализ различных форм выражения авторской позиции.
|
|
|
|||
|
49 |
И. Куприн. «Куст сирени». История счастливой любви |
Александр Иванович Куприн: страницы биографии. Рассказ «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и семейном счастье. Своеобразие главного героя. Гуманистический пафос произведения Куприна. Понятие о сюжете и фабуле. |
Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Составление характеристики героев. Обсуждение иллюстраций к рассказу. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия сюжет и фабула.
|
|
|
|||
|
50 |
Творческий проект «Лики любви в рассказах русских писателей» |
(по рассказам Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна). |
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом. |
|
|
|||
|
51 |
А. А. Блок. История и современность в произведениях "На поле Куликовом", "Россия" |
Краткий рассказ о поэте. Историческая тема в стихотворном цикле, её современное звучание и смысл. |
Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве поэта. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие лирический цикл.
|
|
|
|||
|
52 |
С. А. Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему |
«Пугачёв» - поэма на историческую тему. Характер Пугачёва в поэме. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Драматическая поэма (начальное представление) |
Восприятие и выразительное чтение фрагментов поэмы. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие драматическая поэма.
|
|
|
|||
|
53 |
И. С. Шмелев. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству |
Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими текстами (мемуары, воспоминания, дневники) Составление лексических и историко-культурных комментариев. Анализ эпизода «Получение гонорара за рассказ». |
Устный рассказ о писателе. Участие в коллективном диалоге. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.
|
|
|
|||
|
54 |
Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий |
Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности |
Устный или письменный ответ на вопрос по тексту. Участие в коллективном диалоге. Подбор цитат из текста по заданной теме. Характеристика сюжетов и героев рассказов, их идейно- эмоционального содержания. |
|
|
|||
|
55 |
Тэффи. Сатира и юмор в рассказах |
Художественное своеобразие рассказов Н. Тэффи. Сатира и юмор в рассказах.
|
Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжетов и героев рассказов, их идейно-эмоционального содержания. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства в различных формах — от правдоподобия до фантастики. |
|
|
|||
|
56 |
М.М. Зощенко. Смешное и грустное в рассказах |
Краткий рассказ о писателе. Смешное и грустное в его рассказах. Способы создания комического. Сатира и юмор в рассказах. Рассказы в актёрском исполнении.
|
Устный или письменный ответ на вопрос по тексту. Участие в коллективном диалоге. Подбор цитат из текста по заданной теме. Характеристика сюжетов и героев рассказов, их идейно - эмоционального содержания. |
|
|
|||
|
57 |
М. А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне» |
Слово о писателе. Своеобразие рассказа «Пенсне». Реальное и фантастическое в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание |
Устный рассказ о писателе и истории создания рассказа. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства в различных формах — от правдоподобия до фантастики. Характеристика сюжета и героев рассказа, его идейно-эмоционального содержания.
|
|
|
|||
|
58 |
А. Т. Твардовский «Василий Теркин». Человек и война
|
Краткий рассказ о поэте. Жизнь народа на крутых переломных поворотах истории в произведениях поэта. Тема служения Родине. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении.
|
Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы «Василий Тёркин». Восприятие и выразительное чтение фрагментов поэмы (в том числе наизусть). Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев поэмы, её идейно-эмоционального содержания.
|
|
|
|||
|
59 |
Образ главного героя |
Новаторский характер Василия Тёркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны.
|
Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героя. Устная и письменная характеристики героев поэмы. Обсуждение иллюстраций к поэме.
|
|
|
|||
|
60 |
Особенности композиции поэмы |
Начальное представление об авторских отступлениях как элементе композиции. Оценка поэмы в литературной критике.
|
Сообщение об особенностях композиции поэмы. Выявление черт фольклорной традиции в поэме, определение в ней художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Анализ различных форм выражения авторской позиции.
|
|
|
|||
|
61 |
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов |
Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Стихи и песни о Великой Отечественной войне в актёрском исполнении.
|
Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть), прослушивание и исполнение песен. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. |
|
|
|||
|
62 |
В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Отражение довоенного времени в рассказе |
Тема детства в творчестве Астафьева. Автобиографичность рассказа. Проблема нравственной памяти в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе |
Устный рассказ о писателе и истории создания рассказа. Восприятие и выразительное чтение фрагментов рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, его идейно-эмоционального содержания.
|
|
|
|||
|
63 |
Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.
|
(обзор). И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н. Рубцов . «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…»; Н. Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок), 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин «У птицы есть гнездо…». |
Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворения и поэмы. |
|
|
|||
|
64 |
Проект «Чему меня научила русская литература?» |
На основе произведений русской классической литературы |
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом. |
|
|
|||
8. |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч). |
||||||||
|
65 |
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Вечные проблемы и образы в трагедии |
Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» и «вечные образы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. |
Устный рассказ о писателе и истории создания трагедии. Восприятие и выразительное чтение фрагментов трагедии. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев трагедии, её идейно-эмоционального содержания. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие конфликт. |
|
|
|||
|
66 |
Сонет как форма лирической поэзии |
Сонеты: «Её глаза на звёзды не похожи…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Строгость формы сонетов в сочетании с живой мыслью и подлинными чувствами. Воспевание Шекспиром любви и дружбы. |
Восприятие и выразительное чтение сонетов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение сонета, литературная викторина |
|
|
|||
|
67 |
Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежество буржуа |
Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Развитие представлений о комедии.
|
Устный рассказ о драматурге и истории создания комедии. Восприятие и выразительное чтение фрагментов комедии. Характеристика сюжета и героев комедии, её идейно-эмоционального содержания. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выявление черт фольклора в комедии, определение художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия комедия, сатира. |
|
|
|||
|
68 |
Особенности классицизма в комедии «Мещанин во дворянстве»
|
Особенности классицизма в комедии. XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма |
Восприятие и выразительное чтение фрагментов комедии. Характеристика сюжета и героев комедии, её идейно-эмоционального содержания. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выявление черт фольклора в комедии, определение художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия комедия, сатира. |
|
|
|||
|
69 |
В. Скотт. "Айвенго" как исторический роман. |
Краткий рассказ о писателе. Развитие представлений об историческом романе. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. |
Устный рассказ о писателе и истории создания романа. Восприятие и выразительное чтение фрагментов романа. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев романа, его идейно-эмоционального содержания. |
|
|
|||
9. Обобщение изученного (1ч.) |
|||||||||
|
70 |
Урок обобщения по русской и зарубежной литературе Задания для летнего чтения |
Викторины, кроссворды, кластеры, проекты и др. |
Представляют и защищают творческие работы |
|
|
|||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.