КАлендарно-тематическое планирование по предмету "Литература" 8 класс

  • docx
  • 28.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КТП лит-ра 8 класс.docx

Календарно-тематическое планирование по литературе

8 класс

Всего часов – 70

           

 

№ урока

Тема урока

Основные элементы содержания

Основные виды деятельности

 

 

 

 

Дата по плану

Дата по факту

 

 

 

1.

Введение (1ч.)

 

 

1

Русская литература и история

 Интерес    русских писателей к историческому прошлому своего народа.  Значение   художественного произведения в культурном наследии страны.

Осознанное чтение статьи, отклик на прочитанное, выражение личного читательского отношения к прочитанному. Составление плана.

 

 

 

2.

Устное народное творчество (3 ч.)

 

 

2

Русские

народные песни.

Частушка

Отражение жизни народа в народных песнях. «В тёмном лесе…», «Уж ты ночка, ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…»; Лирические, исторические песни

«Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушка как малый песенный жанр. Её поэтика и тематика. Особенности худ. формы фольклорных произведений.

 

Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия фольклора и литературы. Восприятие текста народных песен, частушек и их

выразительное чтение (исполнение). Практическая работа.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «народная песня», «частушка», «предание».

 

 

 

 

 

 

 

3

Предания как исторический жанр русской народной прозы.  «О Пугачёве»

 

Особенности содержания и художественной формы народных преданий.

 

Восприятие текста преданий и их

выразительное чтение (исполнение).

 

 

 

 

 

4

Особенности предания «О покорении Сибири Ермаком»

 

Особенности содержания и художественной формы народных преданий.

 

Восприятие текста преданий и их

выразительное чтение (исполнение).

 

 

 

 

 

 

3.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3ч.)

 

 

5

Житийная литература

как особый жанр

 

Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные    корни.    Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово,    житие,    поучение). Особенности древнерусской литературы и жанра жития. Утверждение в   литературе Древней    Руси высоких    нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Религиозный         характер         древнерусской

литературы. Жанр жития Отражение в житии представления     о     нравственном     эталоне. Иерархия ценностей православного человека в «Житии».    Способы   создания   характера   в «Житии».     

 

Чтение и обсуждение статьи учебника. Устный или письменный ответ на вопрос Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов.

 

 

 

 

 

 

6

Особенности «Жития Александра Невского» (фрагменты)

 

   История      написания      «Жития Александра Невского». Защита русских земель

от   нашествий   и   набегов   врагов.   Бранные

подвиги Александра Невского и его духовный

подвиг самопожертвования.

Восприятие и выразительное чтение по ро­лям фрагментов «Жития...». Соотнесение содержания жития с требованиями житийного канона. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие воинская повесть. Обсуждение картины П. Корина «Александр Невский».

 

 

 

 

7

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.

Понятие о сатирической повести как жанре древнерусской литературы.

 

Восприятие и выразительное чтение сатирической повести (в том числе по ролям). Обсуждение древнерус­ских иллюстраций. Характеристика героя сатирической повести. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирую­щих понятие сатирическая повесть.

 

 

 

 

4.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2ч. -1 ч. РР.)

 

 

8

Классицизм в русской

литературе.

Д. И. Фонвизин

«Недоросль». Социальная и нравственная проблематика комедии.

 Краткий рассказ о писателе. Сатириче­ская направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Говорящие фамилии и имена.

Чтение статьи учебника «Денис Ива­нович Фонвизин» и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина. Восприятие и выразительное чтение комедии (по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

 

 

 

 

 

9

Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации

Понятие о классицизме. Основные пра­вила классицизма в драматическом произведении. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.

 

Чтение статьи учебника «Фонвизин и классицизм» и выявление в комедии канонов классицизма, национальной самобытности русского классицизма. Выявление в комедии характерных для произведений русской литературы XVIII века тем, образов и приёмов изображения человека. Анализ различных форм выражения авторской пози­ции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие классицизм.

 

 

 

 

10

Р.р. № 1 Подготовка к домашнему сочинению по комедии

 Д.И. Фонвизина  «Недоросль»

Составление плана и письменный ответ на один из проблемных вопросов:

Какие черты поэтики классицизма проявились в комедии «Недоросль»?

Против чего направлена сатира автора комедии «Недоросль»?

Как характеризует героев комедии «Недоросль» их речь (на примере одного

из героев)?

Почему в комедии «Недоросль» так актуальна тема воспитания?

 

Участие в коллективном диалоге. Ре­дактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.

 

 

 

5.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (32 ч.  – 4 ч. РР  - 1ч. Вн.чт.).

 

 

11

И.А. Крылов. «Обоз» – басня о войне 1812 года

Краткий рассказ о писателе : поэт и мудрец ; язвительный сатирик и баснописец. Историческая основа бас­ни «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Развитие пред­ставлений о басне, её морали, аллегории.

Устный рассказ о писателе и истории создания басни. Восприятие и выразительное чтение басни (в том числе наизусть). Составление лекси­ческих и историко-культурных комментариев. Выявление характерных для басен тем, образов и приёмов изображения человека. Устный ответ на во­прос (с использованием цитирования). Характеристика сюжета басни, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Выявление в басне признаков эпического произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Мораль басни «Лягушки, просящие царя»

Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. Мораль басни.

 Составление лекси­ческих и историко-культурных комментариев. Выявление характерных для басен тем, образов и приёмов изображения человека. Устный ответ на во­прос (с использованием цитирования). Характеристика сюжета басни, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Выявление в басне признаков эпического произведения.

 

 

 

 

 

13

К. Ф. Рылеев. "Смерть Ермака" как романтическое произведение

Краткий рассказ о поэте. Понятие о думе. Историческая тема думы «Смерть Ермака». Тема расширения русских земель. Текст думы Рылеева — основа народной песни о Ермаке.

Составление тезисов статьи учебника и статьи практикума «Читаем, думаем, спорим...». Устный рассказ о писате­ле и истории создания произведения. Восприятие и выразительное чтение думы (в том числе наизусть). Со­ставление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Анализ раз­личных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литера­туроведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие дума. Обсуждение иллюстраций учебника.

 

 

 

 

 

14

А.С. Пушкин. Интерес к истории. "История Пугачева" [отрывки]

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История Пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Их смысловое различие. История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка.

Устный рассказ о Пушкине-историке (на основе ранее изученного). Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Пушкина. Восприя­тие и выразительное чтение фрагментов «Истории Пугачёва». Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

 

 

 

 

15

"Капитанская дочка" как реалистический исторический роман

История создания романа. Его сюжет и герои. Начальные представления об историзме художественной литературы, о романе, о реализме.

Устный рассказ об истории создания ро­мана. Восприятие и выразительное чтение фрагментов романа (в том числе по ролям). Составление лекси­ческих и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмо­ционального содержания. Толкование эпиграфов к главам романа. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстри­рующих понятия историзм, реализм, роман.

 

 

 

 

 

16

Система образов романа

Система образов романа. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича. Композиционный смысл сопостав­ления Петра Гринёва со Швабриным и Савельичем.

Различные виды пересказов. Характе­ристика отдельного персонажа и средств создания его образа. Сопостави­тельная характеристика героев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

 

 

 

 

 

 

17

Образ главного героя Петра Гринёва

Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера.

 

Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказов. Устный или пись­менный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в кол­лективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя и средств создания его образа. Выявление в романе характерных для русской литературы первой половины XIX века тем, образов и приёмов изображения человека.

 

 

 

 

 

 

 

18

Нравственный идеал Пушкина в  образе Маши

Мироновой. Женские образы в романе

Маша    Миронова     -     нравственный    идеал

А.С. Пушкина.    Семья    капитана    Миронова. Образ Маши Мироновой в свете  авторского идеала. Нравственная красота героини.

Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использова­нием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана сравнительной характеристики героинь романа. Устная характеристика ге­роинь романа и средств создания их образов.

 

 

 

 

 

19

Образ Пугачева. Отношение

автора и рассказчика

к народной войне

Тема   «русского   бунта»   и   образ   Пугачёва.

Отношение автора и рассказчика к народной войне. Своеобразие личности Пугачёва. Пугачёв как

историческое   лицо   и   как   художественный образ. Тема милости и справедливости.

Устный или письменный ответ на во­прос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики литературного героя. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

 

 

 

 

 

20

Особенности содержания и структуры романа

Историческая правда и художественный вымысел в романе. Особенности композиции романа. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва». Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

 

Устный или письменный ответ на во­прос (с использованием цитирования). Соотнесение содержания романа с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Выявление черт фольклорной традиции в романе, определение в нём художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Обсуждение иллюстраций к роману и фрагментов его киноверсий.

 

 

 

 

 

21

Р.р. № 2

Классное сочинение

по роману «Капитанская

дочка»

Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.

Сочинение.

Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

 

 

 

 

 

22

 Тема «дружества святого».

«19 октября»

 

Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень  сообщества избранных. 

Устные сообщения о поэте и истории создания стихотворений. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Пушкина. Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Составление лексических и исто­рико-культурных комментариев. Выявление характерных для стихотворений Пушкина тем, образов и приёмов изображения человека. Устный или пись­менный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

 

 

 

 

 

23

Человек  и природа в стихотворении «Туча»

 

 Разноплановость в содержании стихотворе­ния — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

Устные сообщения о поэте и истории создания стихотворений. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Пушкина. Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Составление лексических и исто­рико-культурных комментариев. Выявление характерных для стихотворений Пушкина тем, образов и приёмов изображения человека. Устный или пись­менный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

 

 

 

 

 

24

Любовная лирика.    «Память    сердца» в стихотворении «К ***» («Я   помню чудное мгновенье...»)

Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. Эволюция тем любви и творчества в ранней и поздней лирике поэта.

 

Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразитель­ного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

 

 

 

 

 

 

25

В/Ч

 А. С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы

Система  образов персонажей в повести. Образ Петербурга.  Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.

Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

 

 

 

 

26

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма

Краткий рассказ о поэте. Его отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве (с обобще­нием изученного в 6—7 классах). Понятие о романтической поэме. Эпиграф и сюжет поэмы.

 

 

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительной чтение поэмы. Формулирование вопросов по тексту произведений. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на во­прос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета поэмы, её тематики, проблематики, идейно-эмо­ционального содержания. Соотнесение содержания поэмы с романтиче­скими принципами изображения жизни и человека. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие романтическая поэма.

 

 

 

 

 

27

 

«Мцыри».  Образ романтического героя

Судьба   свободолюбивой   личности   в   поэме. Трагическое     противостояние     человека     и обстоятельств. Романтический герой. Конфликт романтического героя с миром. Свободолюбие личности в поэме.

Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя и средств создания его образа. Обсуж­дение иллюстраций к поэме (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

 

 

 

 

 

28

Особенности композиции  поэмы

Особенности композиции поэмы «Мцы­ри». Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения к нему.

 

Выявление в поэме признаков лирики и эпоса. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием ци­тирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Анализ портрета Мцыри, кавказского пейзажа и речевых особенностей героя. Вы­явление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции. Ответы на вопросы вик­торины (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

 

 

 

 

 

29

Р.р. № 3

Классное сочинение

по поэме «Мцыри»

Сочинение.

 

 

 

 

 

30

Н. В. Гоголь. "Ревизор" как социально-историческая комедия

Краткий рассказ о писателе, его от­ношении к истории, исторической теме в художественном произведении. История создания и постановки комедии. Поворот рус­ской драматургии к социальной теме. Отношение к комедии современной писателю критики, общественности. Развитие представлений о комедии. Фрагменты комедии в актёрском исполнении.

 

Устный рассказ о писателе и истории создания комедии. Подбор и обоб­щение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Выразительное чтение фрагментов пьесы (по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный Ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор при­меров, иллюстрирующих понятие комедия.

 

 

 

 

31

"Ревизор" как сатира на чиновничью Россию

Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «всё дурное в России». Развитие представлений о сатире и юморе.

Характеристика сюжета пьесы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Соотнесение содержания пьесы с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстриру­ющих понятия сатира и юмор.

 

 

 

 

 

32

 Образ Хлестакова

Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Фрагменты комедии в актёрском исполнении.

 

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устная характеристика Хлестакова и средств создания его образа. Объяснение жизненной основы и художественной условности, индивидуаль­ной неповторимости и типической обобщённости художественного образа Хлестакова.

 

 

 

 

 

33

 Сюжет и композиция комедии

Особенности композиционной структу­ры комедии. Новизна финала, немой сцены. Своеобразие действия пьесы, которое «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко).

 

 

 

 

Чтение и обсуждение статьи учебни­ка «О новизне "Ревизора"». Выделение этапов развития сюжета комедии. Составление сообщения о композиционных особенностях комедии. Анализ ключевых эпизодов комедии: «Первая встреча Хлестакова и городничего», «Сцена вранья», «Последний монолог городничего». Сопоставление комедий «Ревизор» Гоголя и «Недоросль» Фонвизина.

 

 

 

 

34

 

«Шинель»: своеобразие реализации темы "Маленького человека"

Проблема личности    и    общества.    Тема    «маленького человека».      Мечта      и      действительность. Авторское  отношение  к  герою  и  событиям. Гуманистический смысл повести и авторская ирония.      Человек,      лицо      и      вещь      в художественном мире Гоголя. Образы Акакия Акакиевича и  «значительного лица». Значение фантастического финала повести.

Восприятие и выразительное чтение повести. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Умный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление характерных для повести первой половины XIX века тем, образов и приёмов изображения человека. Устная характеристика героя и средств создания его образа.

 

 

 

 

 

35

Петербург как символ вечного ад­ского холода в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

 

Мечта и реальность в повести «Шинель».
Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Роль фантастики в художественном произведении.

 

Выявление признаков реалистического и фантастического произведения. Работа со словарём литературоведческих терминов. Анализ ключевых эпизодов повести: «Башмачкин заказывает шинель», «Утрата шинели», «Привидение». Поиск примеров, иллюстрирующих понятия символ и фантастический реализм. Обсуждение иллюстраций и киноверсии повести.

 

 

 

 

36

Р.р. № 4

Классное сочинение по

творчеству

Н. В. Гоголя

 

 

Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.

 

Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

 

 

 

 

37

 И.С. Тургенев. «Певцы». Изображе­ние русской жизни и русских характеров в рассказе

Особенности  изображе­ния  русской жизни и русских характеров писателем.

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев.

 

 

 

 

38

М. Е. Салтыков – Щедрин. Отрывок из "Истории одного города", сюжет и герои

Краткий рассказ о писателе, редакто­ре, издателе, государственном чиновнике. Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Фрагменты романа в актёрском исполнении.

 

Составление тезисов статьи учебника «Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин». Сообщение о писателе. Воспри­ятие и выразительное чтение фрагмента романа. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания фрагмента романа.

 

 

 

 

 

39

 Средства создания комического в «Истории одного города»

Гротескные образы градоначальников Средства создания комического в романе: ирония, сатира, гипербола, гро­теск, эзопов язык. Понятие о пародии. Роман как пародия на официальные исторические сочинения.

 

Устный или письменный ответ на во­прос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Составление плана сообщения о средствах создания комического

в романе.

 

 

 

 

40

Н. С. Лесков.

Нравственные

проблемы рассказа

«Старый гений»

Изображение       психологического состояния   человека.    Защита   обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа

Устный рассказ о писателе. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Характеристика тематики, проблематики, идейно-

эмоционального содержания фрагмента рассказа.

 

 

 

 

 

41

Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н. Тол­стого

Краткий рассказ о писателе. Идеал вза­имной любви и согласия в обществе. Идея разделённости двух Россий. Противоречия между сословиями и внутри сословий. Психологизм рас­сказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Рассказ в актёрском исполнении.

 

 Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Восприя­тие и выразительное чтение рассказа. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания рассказа с ре­алистическими принципами изображения жизни и человека. Устная и пись­менная характеристика героев и средств создания их образов.

 

 

 

 

 

42

Мастерство Толстого в рассказе. Особенности композиции. Психологизм рассказа.

Контраст как средство раскрытия кон­фликта в рассказе. Развитие представлений об антитезе. Роль антитезы в композиции произведения. Развитие представлений о композиции. Смыс­ловая роль художественных деталей в рассказе.

 

Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана сообщения об особенностях композиции рассказа. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия контраст, антитеза, композиция, художественная деталь. Обсуждение иллюстраций к рассказу.

 

 

 

 

 

43

Р.р. № 5

Классное сочинение

«Нравственный выбор» (по произведениям Н. С. Лескова  «Старый гений» и Л.Н. Тол­стого «После бала»  на выбор)

Подготовка к письменному ответу на вопрос.

Сочинение.

Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

 

 

 

 

 

44

Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор). Лирика  А.С. Пуш­кина, М.Ю. Лер­монтова, Ф.И. Тютчева

 

А.С. Пуш­кин «Цветы последние

милей...», М.Ю. Лер­монтов «Осень»,

Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»

Образная яркость    и    философская    глубина    лирики. Размышления         о     тайнах мироздания,    взаимоотношения    человека    и природы.     Тема    могущества     и     бессилия человека.

 

Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворения. Сопоставительный анализ образа Родины в творчестве русских поэтов. Конкурс на лучшее исполнение стихотворения.

 

 

 

 

45

Поэтическое изображе­ние родной природы и выражение авторского настроения, миросозер­цания в лирике  А.А. Фета, А.Н. Майкова

А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Май­ков «Поле зыблется цветами...» «Культ мгновения» в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы

 

Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворения. Сопоставительный анализ образа Родины в творчестве русских поэтов. Конкурс на лучшее исполнение стихотворения.

 

 

 

 

46

А. П. Чехов.

Рассказ

«О любви» как

история об упущенном счастье

Поэтика     рассказа     «О     любви».

Психологизм художественной литературы

Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о его биографии и творчестве. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использовани­ем цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа.

 

 

 

 

 

47

Психо­логизм рассказа А.П. Чехова «О любви»

Особенности повествования А.П. Чехова

Устный или письменный ответ на вопрос (с использовани­ем цитирования). Участие в коллективном диалоге.

 

 

 

6.

 

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (16 ч.)

 

48

 И. А. Бунин. Слово о писателе. 

Тема любви

в рассказе «Кавказ»

 

Художественные искания русских писателей XX века Классические традиции и новые течения в русской литературе конца XIX - начала XX века. Русская литература советского времени. Проблема  героя.  Тема  родины.   Исторически судьбы России.

Иван  Алексеевич  Бунин.   Слово   о   писателе. Рассказ «Кавказ». Проблема счастья в рассказе. Художественное мастерство Бунина-прозаика.

Устный рассказ о писателе. Восприятие  и выразительное чтение рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитиро­вания). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Составление характеристики героев. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

 

 

 

 

49

 И. Куприн. «Куст сирени». История счастливой любви

Александр     Иванович    Куприн:     страницы биографии. Рассказ «Куст сирени».

Основная     сюжетная  линия  рассказа  и   его

подтекст.   Нравственные   проблемы   рассказа «Куст   сирени».   Представления   о   любви   и семейном счастье. Своеобразие главного героя. Гуманистический        пафос        произведения Куприна. Понятие о сюжете и фабуле.

Восприятие и вы­разительное чтение рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета, тематики, пробле­матики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Составление характеристики героев.  Обсуждение иллюстраций к рассказу. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, ил­люстрирующих понятия сюжет и фабула.

 

 

 

 

50

Творческий проект

«Лики любви в рассказах русских писателей»

(по рассказам Л. Н. Толстого, А. П.

Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна).

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

 

 

 

51

А. А. Блок.  История и современность в произведениях "На поле Куликовом", "Россия"

Краткий рассказ о поэте. Историческая тема в стихотворном цикле, её современное звучание и смысл.

Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устный или письменный ответ  на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве поэта. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирую­щих понятие лирический цикл.

 

 

 

 

52

С. А. Есенин.

«Пугачёв» -

поэма на

историческую тему

 «Пугачёв»   -   поэма   на   историческую   тему. Характер Пугачёва в поэме. Современность и

историческое прошлое в драматической поэме Есенина.    Драматическая    поэма    (начальное представление)

 Восприятие и выразительное чтение фрагментов поэмы. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие драматическая поэма.

 

 

 

 

53

И. С. Шмелев. «Как я стал писателем» -

воспоминание о пути к творчеству

Сопоставление   художественного произведения               с              документально-биографическими        текстами         (мемуары, воспоминания, дневники) Составление лексических и историко-культурных комментариев. Анализ эпизода «Получение гонорара за рассказ».

Устный рассказ о писателе. Участие в коллективном диалоге. Восприятие и вы­разительное чтение рассказа. Составление лексических и историко-культур­ных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

 

 

 

 

54

Писатели  улыбаются.   Журнал «Сатирикон».

Сатирическое

изображение

исторических

событий

Журнал   «Сатирикон». «Всеобщая   история, обработанная «Сатириконом»       (отрывки).Сатирическое изображение   исторических        событий. Ироническое   повествование   о   прошлом   и современности

Устный или письменный ответ на вопрос по тексту. Участие в коллективном диалоге.

Подбор цитат из текста по заданной теме.

Характеристика сюжетов и героев рассказов, их идейно- эмоционального содержания.

 

 

 

55

Тэффи. Сатира и юмор в рассказах

Художественное        своеобразие рассказов   Н. Тэффи.   Сатира и юмор в рассказах.

 

 Устный или письменный от­вет на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжетов и героев рассказов, их идейно-эмоционального содержания. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства в различных формах — от правдоподобия до фантастики.

 

 

 

56

М.М. Зощенко.  Смешное и грустное в рассказах

Краткий рассказ о писателе. Смешное и грустное в его рассказах. Способы создания комического. Сатира и юмор в рассказах. Рассказы в актёрском исполнении.

 

Устный или письменный ответ на вопрос по тексту. Участие в коллективном диалоге.

Подбор цитат из текста по заданной теме.

Характеристика сюжетов и героев рассказов, их идейно - эмоционального содержания.

 

 

 

57

М. А. Осоргин.

Сочетание фантастики и

реальности в рассказе

«Пенсне»

 Слово о писателе. Своеобразие

рассказа «Пенсне». Реальное и фантастическое в   рассказе   «Пенсне».   Мелочи   быта   и   их психологическое содержание

 Устный рассказ о писателе и истории создания рассказа. Восприятие и вы­разительное чтение рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства в различных формах — от правдоподобия до фантастики. Характе­ристика сюжета и героев рассказа, его идейно-эмоционального содержания.

 

 

 

 

58

А. Т. Твардовский

«Василий Теркин». Человек и война

 

Краткий рассказ о поэте. Жизнь народа на крутых переломных поворотах истории в произведениях поэта. Тема слу­жения Родине. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении.

 

 Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы «Василий Тёркин». Вос­приятие и выразительное чтение фрагментов поэмы (в том числе наизусть). Устный или письменный от­вет на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев поэмы, её идейно-эмоционального содержания.

 

 

 

 

59

Образ главного героя

Новаторский характер Василия Тёрки­на — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны.

 

Устный или письменный ответ на во­прос. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героя. Устная и письменная характеристики героев поэмы. Обсуждение ил­люстраций к поэме.

 

 

 

 

60

Особенности композиции поэмы

Начальное представление об авторских отступлениях как элементе композиции. Оценка поэмы в лите­ратурной критике.

 

Сообщение об особенностях компози­ции поэмы. Выявление черт фольклорной традиции в поэме, определение в ней художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

 

 

 

 

61

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каж­дого солдата. Стихи и песни о Великой Отечественной войне в актёрском исполнении.

 

Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть), прослушивание и исполнение песен. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диало­ге.

 

 

 

62

В. П. Астафьев.

«Фотография, на

которой меня нет».

Отражение

довоенного времени в

рассказе

Тема

детства в творчестве Астафьева.

Автобиографичность рассказа.   Проблема нравственной памяти в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе

Устный рассказ о писателе и истории созда­ния рассказа. Восприятие и выразительное чтение фрагментов рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, его идейно-эмоционального со­держания.

 

 

 

 

63

Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.

 

(обзор). И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне,

скворец, уголок…»; Н. Рубцов . «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…»; Н. Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок), 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин  «У птицы есть гнездо…».

Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворения и поэмы.

 

 

 

64

Проект «Чему меня научила русская литература?»

На основе произведений русской классической литературы

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

 

 

8.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч).

 

 

65

У. Шекспир. «Ромео и

Джульетта». Вечные проблемы и образы в трагедии

Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенно­сти. «Вечные проблемы» и «вечные образы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Устный рассказ о писателе и истории создания тра­гедии. Восприятие и выразительное чтение фрагментов трагедии. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев трагедии, её идейно-эмоционального содержания. Работа со словарём ли­тературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие конфликт.

 

 

 

66

Сонет как форма лирической поэзии

Сонеты: «Её глаза на звёзды не похожи…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

Строгость формы сонетов в сочетании с живой мыслью и подлинными чувствами. Воспевание Шекспиром любви и дружбы.

Восприятие и выразительное чтение сонетов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием ци­тирования). Участие в коллективном диалоге. Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение сонета, литературная викторина

 

 

 

 

67

Ж.-Б. Моль­ер - вели­кий коме­диограф. «Мещанин во дворян­стве» — са­тира на дворянство и невежество буржуа

Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Развитие представлений о комедии.

 

Устный рассказ о драматурге и истории создания комедии. Восприятие и выразительное чтение фрагментов комедии. Характеристика сюжета и ге­роев комедии, её идейно-эмоционального содержания. Устный или пись­менный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выявление черт фольклора в комедии, определение художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Работа со словарём литературо­ведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия комедия, сатира.

 

 

 

68

Особенности классицизма в комедии «Мещанин во дворян­стве»

 

Особенности классициз­ма в комедии. XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма

Восприятие и выразительное чтение фрагментов комедии. Характеристика сюжета и ге­роев комедии, её идейно-эмоционального содержания. Устный или пись­менный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выявление черт фольклора в комедии, определение художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Работа со словарём литературо­ведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия комедия, сатира.

 

 

 

69

В. Скотт. "Айвенго" как исторический роман.

Краткий рассказ о писателе. Развитие представлений об историческом романе. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, об­становки, семейных устоев и отношений.

Устный рассказ о пи­сателе и истории создания романа. Восприятие и выразительное чтение фрагментов романа. Составление лексических и историко-культурных ком­ментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев романа, его идейно-эмоцио­нального содержания.

 

 

9. Обобщение изученного (1ч.)

 

 

70

Урок обобщения по русской и зарубежной литературе Задания для летнего чтения

Викторины, кроссворды, кластеры, проекты и др.

Представляют и защищают творческие работы