Календарно-тематическое планирование по литературе
9 класс
Всего часов -102
№
|
№ урока |
Тема урока |
Основные элементы содержания |
Основные виды деятельности
|
Дата по плану |
Дата по факту |
|
||
|
|
||||||||
1. |
Введение (1ч.) |
|
|||||||
|
1 |
Литература и её роль в духовной жизни человека |
Роль литературы в духовной жизни человека; гуманизм, гражданский и патриотический пафос русской литературы. Термины: тема, идея произведения, вечные темы, пафос |
Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Составление плана (тезисов) статьи учебника. Участие в коллективном диалоге. Выявление связей литературных сюжетов и героев с историческим процессом |
|
|
|
||
2. |
Из древнерусской литературы (3+1 РР ч.) |
|
|||||||
|
2 |
«Слово…» - величайший памятник древнерусской литературы |
Древнерусская литература: периодизация, богатство жанров История открытия памятника. Русская история в «Слове…». Особенности «Слова…» |
Чтение статьи учебника. Составление таблицы. Просмотр презентации. Чтение текста произведения. Ответы на вопросы по пониманию текста Формирование у обучающихся целостного представления об историческом прошлом Руси
|
|
|
|
||
|
3 |
Русская история в «Слове…» |
Исторические справки о князьях-героях «Слова…» и описываемых событиях. Тема, идея, жанр произведения. Образ автора |
Составление лексических и историко-культурных комментариев. Подбор материалов, иллюстрирующих характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приёмы изображения человека |
|
|
|
||
|
4 |
Художественные особенности «Слова…»: |
самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства |
Выразительное чтение фрагментов древнерусского текста в современном переводе и в оригинале (в том числе наизусть). Участие в коллективном диалоге. Характеристика героя древнерусской литературы. Анализ различных форм выражения авторской позиции в произведении. Составление плана анализа фрагмента произведения древнерусской литературы |
|
|
|
||
|
5. |
Развитие речи Классное сочинение № 1 по произведению «Слову о полку Игореве» |
Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. Сочинение |
Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Редактирование черновых вариантов собственных письменных работ
|
|
|
|
||
3. |
Из литературы XVIII века (7+1 РР ч). |
|
|||||||
|
6 |
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма
|
Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма
|
Чтение статьи учебника; составление тезисного плана. Запись в тетради основных положений. Участие в коллективном диалоге |
|
|
|
||
|
7 |
М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве…» |
Факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности его поэзии; понятие о «трех штилях» Признаки высокого стиля в произведении «Вечернее размышление.» Особенности содержания и формы произведения |
Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Чтение статьи учебника. Словарная работа. Образ автора в произведении. Выразительное чтение
|
|
|
|
||
|
8 |
М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия …» Ода как жанр лирической поэзии |
Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, науки и просвещения в произведениях М.Ломоносова |
Выразительное чтение. Формулирование вопросов по тексту произведения. Участие в коллективном диалоге |
|
|
|
||
|
9 |
Г.Державин. Идеи просвещения и гуманизма в лирике поэта. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям» |
Жизнь и творчество Г.Державина. Высокий слог и ораторские интонации стихотв. «Властителям и судьям» |
Выразительное чтение. Формулирование вопросов по тексту произведения. Участие в коллективном диалоге |
|
|
|
||
|
10 |
Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник» |
Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина |
Выразительное чтение. Формулирование вопросов по тексту произведения. Участие в коллективном диалоге |
|
|
|
||
|
11 |
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы
|
Убеждения и взгляды писателя, его реформа литературного языка. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина как образец русского сентиментализма
|
Выразительное чтение фрагментов произведения Формулирование вопросов по тексту произведения. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев произведения |
|
|
|
||
|
12 |
Сюжет и герои повести «Бедная Лиза». Образ повествователя |
Значение произведения: воспитание сердца, душевной тонкости, призыв к состраданию, облагораживанию жизни |
|
|
|
|
||
|
13 |
Развитие речи Подготовка к сочинению № 2 (домашнему) по произведениям литературы 18 века |
1) Произведения литературы XVIII века в восприятии современного читателя (на примере 1-2 произведений). 2) Темы, идеи, значение произведений литературы XVIII века (на примере 1-2 произведений)
|
Обсуждение тем сочинения. Составление плана, подбор материалов. |
|
|
|
||
4 |
Из русской литературы XIX века (48 +5 РР+ 2Вн.чт. ч). |
|
|||||||
|
14 |
"Золотой век" русской литературы |
Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Романтизм как одно из литературных направлений |
Чтение статьи учебника; составление тезисного плана. Запись в тетради основных положений. Участие в коллективном диалоге |
|
|
|
||
|
15 |
Художественный мир В.А.Жуковского. Элегия. («Море». «Невыразимое») |
Романтическая лирика начала XIX века. Художественный мир В.А.Жуковского. (обзор). Понятие об элегии. Развитие представлений о фольклоризме литературы. Отношение романтика к слову |
Подбор материала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение стихотворений |
|
|
|
||
|
16 |
В.А.Жуковский. «Светлана». Нравственный мир героини баллады |
Особенности жанра баллада. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы |
Характеристика героев русской романтической баллады. Характеристика сюжета баллады, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания |
|
|
|
||
|
17 |
А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. История создания комедии «Горе от ума» |
Разносторонняя одаренность, талантливость натуры Грибоедова Развитие представлений о комедии
|
Подбор материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах |
|
|
|
||
|
18 |
А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Жанровые особенности, композиции, сюжет |
Жанровая характеристика пьесы. Сюжет произведения, его тематика, проблематика, идейно-эмоциональное содержание |
Выразительное чтение ключевых сцен пьесы (в том числе наизусть). Участие в коллективном диалоге. Формулирование вопросов по тексту произведения
|
|
|
|
||
|
19 |
Основной конфликт комедии А.С.Грибоедова. «Век нынешний и век минувший…» Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» |
Фамусов, его представления и убеждения. Гости Фамусова – общее и различное. Фамусовская Москва: единомыслие, круговая порука, приверженность старому укладу, сплетни, косность, приспособленчество, чинопочитание, угодничество, низкопоклонство, невежество, боязнь просвещения |
Выразительное чтение ключевых сцен пьесы (в том числе наизусть). Участие в коллективном диалоге. Формулирование вопросов по тексту произведения. Анализ ключевых монологов Чацкого и Фамусова |
|
|
|
||
|
20 |
Система образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья |
Чацкий в системе образов комедии. Характеристика героя: ум, благородство, чувствительность, честность, образованность, остроумие, независимость, свобода духа, патриотизм. Конфликт Чацкого с обществом. Чацкий и Софья. Чацкий и Молчалин |
Участие в коллективном диалоге. Формулирование вопросов по тексту произведения. Анализ ключевых монологов Чацкого Сопоставление образа Чацкого с другими героями комедии (Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Репетилов) |
|
|
|
||
|
21 |
Особенности поэтического языка комедии. Смысл названия комедии |
Богатство, образность, меткость, остроумие, афористичность языка комедии. Развитие традиций «высокой» комедии, преодоление канонов классицизма |
Выявление крылатых выражений комедии. Выразительное чтение монолога Чацкого. Развернутый ответ на вопрос: как понимают ум представители барской Москвы и Чацкий? В чем горе, которое приносит Чацкому ум? |
|
|
|
||
|
22 |
Критика о комедии. И.А. Гончаров «Мильон терзаний» |
А.С.Пушкин и В.Г.Белинский о комедии А.С.Грибоедова. Составление тезисного плана и конспекта статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний» |
Чтение статьи учебника; составление конспекта. Участие в коллективном диалоге |
|
|
|
||
|
23 |
Развитие речи Классное сочинение № 3 по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
|
Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. Сочинение |
Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Редактирование черновых вариантов собственных письменных работ
|
|
|
|
||
|
24 |
А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина |
основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, о значении Пушкина для русской культуры. Михайловское в судьбе поэта. Обзор творчества А.С.Пушкина. Лицейская лирика. Друзья и дружба в лирике поэта |
Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии А. С. Пушкина. Выразительное чтение стихотворений. Выявление тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания стихотворений |
|
|
|
||
|
25 |
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина. «К морю», «Анчар» |
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина. «К морю», «Анчар». Основные понятия: мотив, лирика, лирический герой, этапы творческого пути Пушкина, жанровое своеобразие стихотворений; какое воплощение в стихах Пушкина нашла тема свободы |
Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия |
|
|
|
||
|
26 |
Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта |
Обзор любовной лирики А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта. Искренность, непосредственность, чистота, глубина чувства, выраженные в лирических стихотворениях. («На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…»
|
выразительное чтение стихотворений, работа над художественными средствами стихотворений; анализ образа лирического героя |
|
|
|
||
|
27 |
Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. |
философские мотивы в лирике Пушкина, его философские раздумья о смысле жизни и мире; особенности эпохи |
выразительное чтение стихотворений, выявление ключевых образов и образов-символов, выявление авторской позиции, участвие в диалоге, умение обосновывать свою точку зрения, сопоставлять стихотворения разных авторов, рецензировать ответы |
|
|
|
||
|
28 |
«Бесы» Обучение анализу стихотворения |
философские мотивы в лирике Пушкина, его философские раздумья о смысле жизни и мире; особенности эпохи |
Составление плана и письменный анализ стихотворений по плану |
|
|
|
||
|
29 |
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа |
Понятие о реализме. История создания романа «Евгений Онегин». Замысел и композиция романа |
Характеристика сюжета романа в стихах, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания
|
|
|
|
||
|
30 |
Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. «Онегинская» строфа |
Сюжет и жанр. Особенности романа в стихах. Онегинская строфа. Система образов романа |
Составление лексических и историко-культурных комментариев. Комментированное чтение 1 главы |
|
|
|
||
|
31 |
Онегин и Ленский. Типическое и индивидуальное в судьбах Онегина и Ленского |
Типическое и индивидуальное в образах Евгения Онегина и Владимира Ленского. Юность героев. «Русская хандра» Онегина. Противоречивость образа Ленского. Вера Ленского в идеалы. Любовь Онегина и любовь Ленского. Роль эпизода дуэли в романе |
Характеристика героев романа в стихах. Сопоставление персонажей. Умение составлять устный рассказ о героях и давать нравственную оценку их поступкам. Выразительное чтение фрагментов романа в стихах Участие в коллективном диалоге
|
|
|
|
||
|
32 |
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга |
Татьяна – «милый идеал» А.С.Пушкина. «Русская душа» Татьяны, ее естественность, близость к природе. Роль фольклорных образов. Роль образа няни. Соединение в образе Татьяны народной традиции с высокой дворянской культурой. Сопоставительная характеристика Татьяны и Ольги |
Характеристика героев романа в стихах. Сопоставление персонажей. Умение составлять устный рассказ о героях и давать нравственную оценку их поступкам. Выразительное чтение фрагментов романа в стихах Участие в коллективном диалоге
|
|
|
|
||
|
33 |
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина |
Анализ писем Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне. Значение писем в раскрытии внутреннего мира героев. Непосредственность чувств в письме Татьяны |
выразительное чтение текстов писем, их сравнительная характеристика |
|
|
|
||
|
34 |
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений |
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Язык романа. Простота языка, искренность и глубина чувств и мыслей в лирических отступлениях. Роль лирических отступлений в придании повествованию достоверности |
Работа с текстом: нахождение лирических отступление; определение их тематики, выявление взглядов автора, сопоставление со взглядами героя |
|
|
|
||
|
35 |
«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Пушкинский роман в зеркале критики |
Отражение исторической эпохи в романе «Евгений Онегин». Своеобразие романа (необычность композиции, отсутствие романных штампов, реализм, саморазвитие характеров). Реальное и условное пространство романов Цели и задачи критической литературы. Статья В.Г.Белинского «Сочинения Александра Пушкина». В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, Ф.М.Достоевский, Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского. |
Обсуждение проблемных вопросов. Ответ на главный вопрос: как отразилась эпоха Пушкина в романе. Работа с текстом. Монологические высказывания учащихся |
|
|
|
||
|
36 |
Развитие речи Классное сочинение № 4 по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
|
Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. Сочинение |
Определение ключевых идей критических работ, аргументация своей точки зрения. Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Редактирование черновых вариантов собственных письменных работ
|
|
|
|
||
|
37 |
А. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства» |
Развитие понятия о трагедии как жанре драмы Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции и сфере творчества |
Чтение отрывков из произведения, частичный пересказ. Развитие умения работать с информацией (Работа с разными источниками информации) |
|
|
|
||
|
38 |
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова |
Знакомство с жизнью и творчеством поэта. Чтение и анализ стихотворений. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…» Определение конфликта лирического героя с миропорядком. Определение основных тем и мотивов лирики |
Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии М.Ю. Лермонтова. Анализ и выразительное чтение стихотворений |
|
|
|
||
|
39 |
Образ поэта-пророка в лирике поэта. «Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу…» |
Конфликт поэта с окружающим миром в стихотворении «Смерть поэта». Образ поэта-пророка в стихотворении «Пророк» сопоставление двух стихотворений "Пророк" Пушкина и Лермонтова. Монологические высказывания - выводы |
Чтение и анализ стихотворений на тему поэта и поэзии. Сопоставление двух стихотворений "Пророк" Пушкина и Лермонтова. Монологические высказывания - выводы |
|
|
|
||
|
40 |
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова («Дума», Предсказание», «Родина») |
Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя и его поэзии. «Странная» любовь к Отчизне в стихотворении «Родина» |
Беседа. Выразительное чтение и анализ стихотворений. Выявление взглядов поэта на своё поколение. Поэтапный анализ стихотворения «Родина». Определение особенности композиции произведения |
|
|
|
||
|
41 |
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним |
«Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» идейный смысл стихотворений, способы выражения любовного чувства
|
Выразительное чтение и анализ стихотворений |
|
|
|
||
|
42 |
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе |
Обзор содержания романа. Особенности жанра романа. Традиции романтической повести. Своеобразие композиции, ее роль в раскрытии характера Печорина. Незаурядная личность героя |
Чтение и анализ предисловия. Построение таблицы хронологической и романной композиции |
|
|
|
||
|
43 |
Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» |
Отношение горцев к Печорину. Значение образов Казбича, Азамата, Бэлы. Неискушенный взгляд на Печорина Максимы Максимыча. Образ странствующего офицера |
Сопоставление портретов героев и их поведения. Участие в коллективном диалоге |
|
|
|
||
|
44 |
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера |
«Журнал Печорина» как средство раскрытия характера героя. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Основные понятия: «композиция», «сюжет», «авторская позиция», «фабула», «микросюжет».
|
Выборочное комментированное чтение. Беседа. Выборочный пересказ. Интерпретация ключевых эпизодов из «Журнала Печорина» |
|
|
|
||
|
45 |
Печорин как представитель «портрета поколения» |
Характеристика героя |
Комментированное чтение |
|
|
|
||
|
46 |
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина |
Значение дружбы в жизни человека. Печорин о дружбе. Отношения Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, доктором Вернером. Неспособность Печорина к дружбе |
Выборочное комментированное чтение. Беседа. Сопоставление характеров судеб Онегина и Печорина |
|
|
|
||
|
47 |
Печорин в системе женских образов романа |
Значение любви в жизни человека. Печорин и его взаимоотношения с ближними |
Работа с текстом произведения. Ответы-рассуждения по поднятым проблемам. Сопоставление характеров Веры и Татьяны |
|
|
|
||
|
48 |
Любовь в жизни Печорина |
Любовь-приключение (девушка-контрабандистка), любовь-игра (Мери), любовь-надежда (Бэла). Неспособность Печорина к любви |
Работа с текстом |
|
|
|
||
|
49 |
«Душа Печорина не каменистая почва…» Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени»
|
Основные черты личности Печорина. Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина. В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов о романе (сопоставление мнений критиков) |
Работа с текстом произведения. Выборочное комментированное чтение. Беседа |
|
|
|
||
|
50 |
Развитие речи Классное сочинение № 5 по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
|
Потрет и пейзаж как средства раскрытия психологии личности. Изобразительно-выразительные средства, их роль в романе. Черты романтизма и реализма в произведении |
Определение ключевых идей критических работ, аргументация своей точки зрения. Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Редактирование черновых вариантов собственных письменных работ
|
|
|
|
||
|
51 |
Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Поэма «Мертвые души». История создания. Замысел названия поэмы |
Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Первые творческие успехи. «Вечера…, «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. Роль поэмы в судьбе Н.В.Гоголя |
Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии Н.В. Гоголя. Участие в коллективном диалоге |
|
|
|
||
|
52 |
Система образов поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Образы помещиков в «Мертвых душах» |
Система образов поэмы «Мертвые души». Образы помещиков. Понятие о маниловщине. Основные понятия: портрет, интерьер, ирония, гротеск
|
Работа с текстом произведения. Выборочное комментированное чтение. Беседа. Составление характеристики героев. Подбор цитат из текста. Участие в коллективном диалоге. Выборочный анализ эпизодов |
|
|
|
||
|
53 |
Развитие речи Обучение анализу эпизода: «Чичиков у Манилова», «Чичиков у Коробочки», "Чичиков у Ноздрева", "Чичиков у Собакевича", "Чичиков у Плюшкина" |
Анализ эпизода |
Мини-проекты |
|
|
|
||
|
54 |
«Мертвая жизнь». Образ города в поэме «Мертвые души»
|
Городской пейзаж. «Толстые» и «тоненькие» чиновники губернского города. сравнительные характеристики героев. Приемы сатирического изображения (значимые фамилии, несоответствие, речевая характеристика, гротеск, сарказм, детали). Смысл «Повести о капитане Копейкине»; сатирический пафос поэмы |
Работа с текстом произведения. Выборочное комментированное чтение. Беседа. Составление характеристики героев. Подбор цитат из текста. Участие в коллективном диалоге. Выборочный анализ эпизодов "Чичиков у губернатора", "Оформление бумаг по покупке мертвых душ", "Чичиков на балу" |
|
|
|
||
|
55 |
Пороки чиновничества |
Разоблачение пороков чиновничества: чинопочитания, угодничества, беспринципности, безделья, взяточничества, казнокрадства, лживости, невежества |
Работа с текстом произведения. Выборочное комментированное чтение. Беседа. Составление характеристики героев. Подбор цитат из текста. Участие в коллективном диалоге
|
|
|
|
||
|
56 |
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой |
Чичиков – герой новой, буржуазной эпохи, «приобретатель». Жизнеописание Чичикова, эволюция его образа в замысле поэмы. Заветы отца. Понятия: литературный тип, антигерой
|
Работа с текстом произведения. Выборочное комментированное чтение. Беседа. Составление характеристики героя. Подбор цитат из текста. Участие в коллективном диалоге, оценка поступков главного героя с нравственной позиции; пересказ отдельных эпизодов в форме повествования |
|
|
|
||
|
57 |
«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души |
Образ автора в поэме, его эволюция. Поэма в оценке критики. «И как чудна она сама, эта дорога!» Образ дороги в «Мертвых душах» |
Работа с текстом произведения. Выборочное комментированное чтение. Беседа Рассмотрение проблемных вопросов, составление опорной схемы, выразительное чтение лирических отступлений |
|
|
|
||
|
58 |
Развитие речи Классное сочинение № 6 по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
|
«Мертвые души» - поэма о величии России. Причины незавершенности поэмы. Соединение комического и лирического начал в поэме. Поэма в оценке критики |
Определение ключевых идей критических работ, аргументация своей точки зрения. Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Редактирование черновых вариантов собственных письменных работ
|
|
|
|
||
|
59 |
Вн\чт. Н. В. Гоголь «Портрет». Сюжет, герои |
«Петербургские повести». Анализ повести «Портрет» |
Работа с текстом произведения. Выборочное комментированное чтение. Беседа |
|
|
|
||
|
60 |
Мистика и реализм в повести |
Анализ повести |
Работа с текстом произведения. Выборочное комментированное чтение. Беседа |
|
|
|
||
|
61 |
Ф.М.Достоевский. Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи» |
Слово о Ф.М.Достоевском. Обзор творчества писателя. Тип «петербургского мечтателя». Развития понятия о жанре романа. Внутренний мир мечтателя |
Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии Ф.М. Достоевского. Участие в коллективном диалоге. Работа с текстом произведения |
|
|
|
||
|
62 |
Внутренний мир мечтателя |
Анализ повести |
Участие в коллективном диалоге. Работа с текстом произведения |
|
|
|
||
|
63 |
Роль истории Настеньки в повести |
Развитие понятия о повести. Смена рассказчиков. Время и пространство. Роль истории Настеньки. Роль письма Настеньки в раскрытии авторского замысла. Символические образы |
Работа с текстом; комментированное чтение, аналитическая беседа
|
|
|
|
||
|
64 |
Содержание и смысл «сентиментальнос-ти» в понимании Достоевского |
Анализ повести |
Работа с текстом |
|
|
|
||
|
65 |
А.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора |
Слово об А.П.Чехове. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Образ «маленького человека» в творчестве А.Чехова. Смысл названия рассказа |
Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве А. П. Чехова. Сопоставление взглядов на образ "маленького человека" в литературе Выразительное чтение рассказа и анализ |
|
|
|
||
|
66 |
Боль и негодование автора |
Соединение низкого и высокого, комического и трагического в рассказе |
Выразительное чтение рассказа и анализ |
|
|
|
||
|
67 |
Тема одиночества человека в мире в рассказе А.П.Чехова «Тоска» |
Тема одиночества человека в мире в рассказе «Тоска». Причина одиночества героя |
Аналитическая беседа. Определение причин одиночества героя. Определение роли эпиграфа и пейзажа в произведении. Работа с иллюстрацией
|
|
|
|
||
|
68 |
Образ многолюдного города и его роль в рассказе
|
Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа |
Работа с текстом |
|
|
|
||
5. |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (28 ч.) |
||||||||
|
69 |
Русская литература XX века: богатство и разнообразие жанров и направлений |
Исторические потрясения XX века и их отражение в литературе и искусстве. Влияние исторических событий на судьбы русских писателей. Эмиграция. Трагическое разделение русской литературы. Тема Великой Отечественной войны и ее переосмысление в 50-70-е гг. |
Определение исторических событий, повлиявших на развитие литературы. Знакомство с писателями и поэтами начала века |
|
|
|||
|
70 |
История любви Надежды и Николая Алексеевича в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи»
|
Обзорное знакомство с биографией и творчеством писателя История создания рассказа «Темные аллеи». Повествование о любви Надежды и Николая Алексеевича
|
Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве И.А. Бунина. Формулирование вопросов по тексту рассказа. Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания |
|
|
|||
|
71 |
Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования |
Мастерство писателя в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования. Психологизм прозы писателя. Драматизм, лаконизм рассказа. Художественные средства создания образов |
Работа над языком произведения |
|
|
|||
|
72 |
М.А.Булгаков «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество |
Слово о М.А.Булгакове. История создания и судьба повести «Собачье сердце». «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Идея переделки человеческой природы. Система образов повести |
Комментированное чтение отрывков произведения. Восприятие произведения как социально-философской сатиры на современное общество. Выборочный пересказ; монологическое высказывание |
|
|
|||
|
73 |
Поэтика повести, гуманистическая позиция автора |
Поэтика повести. Мифологические и литературные источники сюжета. Смысл названия произведения. Мотив превращения, оборотничества в повести. Символика имен, названий, художественных деталей. Шариковы и швондеры как социальные типы, их живучесть Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести |
Определение мифологического и литературного источников сюжета, определение смысла названия произведения. выявление художественной роли сатиры, гротеска, говорящих фамилий. Работа с текстом произведения. Выборочное комментированное чтение. Беседа |
|
|
|||
|
74 |
Судьба человека и судьба Родины в рассказе М.А.Шолохова |
Слово о М.А.Шолохове. Смысл названия рассказа «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Тема народного подвига, непобедимости человека. Образ главного героя. Особенности национального характера |
Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Работа с текстом произведения. Выборочное комментированное чтение. Беседа |
|
|
|||
|
75 |
Автор и рассказчик в рассказе «Судьба человека» |
Определение композиции: "рассказ в рассказе». Сказовая манера повествования. Противопоставление жизни и весны смерти и войне, добра и справедливости, жестокости и бесчеловечности |
комментированное чтение отдельных эпизодов и их анализ. Определение черт характера главного героя: мужество, стойкость, сила духа, гордость, душевная щедрость, человечность, сердечность, чувство ответственности, чувство собственного достоинства. Определение темы народного подвига, непобедимости человека. Определение роли весеннего пейзажа в рассказе. Выборочный пересказ |
|
|
|||
|
76 |
Картины послевоенной деревни в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор» |
Слово об А.И.Солженицыне. Обзор творчества писателя. Картины послевоенной деревни. Разрушение советской деревни, деградация крестьянства. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. Нравственная проблематика в рассказе. Образ рассказчика |
Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве А.И. Солженицына. Выявление биографической основы рассказа. Выборочное чтение и комментарий |
|
|
|||
|
77 |
Образ праведницы в рассказе. Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи |
Углубление понятия о жанре притчи Прототип образа Матрены – характерный народный тип русской крестьянки. Самоотверженность, подвижничество Матрены, трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. Смысл финала рассказа |
Беседа по содержанию рассказа. Исследование главных черт героини, Выявление характерного народного типа русской крестьянки: самоотверженность, подвижничество Матрены, трагизм ее судьбы. Определение роли портрета и интерьера в создании образа Матрены |
|
|
|||
|
78 |
Русская поэзия Серебряного века
|
Многообразие направлений, новаторские идеи, богатство образных средств в поэзии Серебряного века. понятия: декаданс, ренессанс, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм
|
Запись основных черт литературного процесса начала века. Конспектирование статьи учебника, работа со словарем
|
|
|
|||
|
79 |
Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике А.А.Блока |
Слово об А.А.Блоке, Отражение взглядов, чувств, настроений поэта в его лирике. «Ветер принес издалека.», «О, весна без конца и без кра», «О, я хочу безумно жить…», цикл «Родина»
|
Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение и анализ стихотворений |
|
|
|||
|
80 |
Образы и ритмы поэта. Своеобразие лирических интонаций Блока. Понятие о символах |
Анализ стихотворений |
Выразительное чтение и анализ стихотворений |
|
|
|||
|
81 |
Тема Родины в лирике С.А.Есенина |
Слово о С.А.Есенине. Россия – главная тема поэзии С.А.Есенина. Неразрывность судьбы поэта с родным домом. «Вот уж вечер», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» |
Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение и анализ стихотворений |
|
|
|||
|
82 |
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.Есенина |
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. Народно-песенная основа, напевность лирики С.А.Есенина. Элегическая грусть в стихотворении «Отговорила роща золотая…» Судьба поэта в эпоху исторических потрясений в стихотворении «Письмо к женщине». Ностальгические мотивы в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» Народно-песенная основа лирика С.Есенина |
Выразительное чтение и анализ стихотворений |
|
|
|||
|
83 |
В.Маяковский. Новаторство поэзии поэта |
Слово о поэте. В.Маяковский. «Послушайте», «А вы могли бы?», «Люблю» |
Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение и анализ стихотворений |
|
|
|||
|
84 |
Своеобразие стиха, ритма, интонации |
Выразительное чтение и анализ стихотворений |
Выразительное чтение и анализ стихотворений |
|
|
|||
|
85 |
М.И.Цветаева. Слово о поэте. Слово о поэзии, любви и жизни. Особенности поэзии Цветаевой
|
Слово о М.И.Цветаевой. Мотивы и настроения лирики. Своеобразие стиха, ритма, рифмы, интонаций. Беспощадная искренность и свежесть чувства в стихотворениях. «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…». «Идёшь, на меня похожий». «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..» |
Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение и анализ стихотворений |
|
|
|||
|
86 |
Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве» |
Тема Родины, острое чувство России, ее природы, истории, национального характера в стихотворениях о Москве. Мотивы странничества, восхищение столицей, ощущение Москвы как святыни Отечества в «Стихах о Москве». Образ России в лирическом цикле «Родина». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта |
Выразительное чтение и анализ стихотворений |
|
|
|||
|
87 |
Н. Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта |
Слово о Н.А.Заболоцком. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Традиции русской поэзии в творчестве поэта |
Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение и анализ стихотворений |
|
|
|||
|
88 |
Философский характер лирики Заболоцкого |
Философский характер, метафоричность лирики. «Я не ищу гармонии в природе…», «Завещание», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц»
|
Выразительное чтение и анализ стихотворений |
|
|
|||
|
89 |
А.А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике поэта |
Слово о поэте. А.А.Ахматова о себе. Сюжетность, балладность лирики А.А.Ахматовой. Фольклорные мотивы в стихотворениях |
Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение и анализ стихотворений |
|
|
|||
|
90 |
Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэзии А.А.Ахматовой
|
Особенности поэтики А.А.Ахматовой. Масштабность поэтической мысли, гармоническая точность стиха, афористичность, многообразие лирических тем в творчестве А.А.Ахматовой. Образ города Петра в «Стихах о Петербурге». Особенности поэтики А.А.Ахматовой |
Выразительное чтение и анализ стихотворений |
|
|
|||
|
91 |
Вечность и современность в стихах Б.Л.Пастернака о любви и природе |
Слово о Б.Л.Пастернаке. Многообразие талантов Б.Л.Пастернака. Вечность и современность в стихах о«Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»
|
Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение и анализ стихотворений |
|
|
|||
|
92 |
Раздумья о Родине в лирике А.Т.Твардовского. |
Слово об А.Т.Твардовском. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Одухотворение природы, ощущение радости бытия в стихотворениях «Урожай», «Весенние строчки». Философские размышления об истинных жизненных ценностях в стихотворении «О сущем» |
Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение и анализ стихотворений |
|
|
|||
|
93 |
Проблемы и интонации стихотворений А.Т.Твардовского о войне |
Проблемы и интонации стихотворений А.Т.Твардовского о войне. История создания стихотворения «Я убит подо Ржевом…». Историческая справка о боях подо Ржевом летом 1942г. Незатихающая боль утраты, чувство вины, ответственности в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…» |
Выразительное чтение и анализ стихотворений |
|
|
|||
|
94 |
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков
|
Понятие о жанре романса. История русского романса, его особенности. Поэтическая основа романса. Разновидности русского романса А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. А. Сологуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою…»); Н. А. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу…») |
Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэтов. Выразительное чтение стихотворений Конкурс на лучшее исполнение стихотворений, песен и романсов |
|
|
|||
|
95 |
Музыкальность лирики |
…»); Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое…»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А. А. Ф е т. «Я тебе ничего не скажу…». А. А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь…»; К. М. Симонов «Жди меня, и я вернусь…»; Н. А. Заболоцкий «Признание» |
Выразительное чтение |
|
|
|||
|
96 |
Анализ стихотворения |
Приёмы анализа |
Анализ одного стихотворения по выбору |
|
|
|||
8. |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч). |
||||||||
|
97 |
«Божественная комедия» Данте Алигьери |
Слово о Данте Алигьери. Сочетание реального и аллегорического в произведении. Реальные, вымышленные, исторические персонажи поэмы. Моральное восхождение героя к высотам духа |
Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Данте Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Выразительное чтение фрагментов |
|
|
|||
|
98 |
Гуманизм эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром в трагедии У.Шекспира |
Слово об У.Шекспире. Обзор творчества поэта и драматурга. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Конфликт как основа сюжета драматического произведения |
Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Шекспира Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Выразительное чтение фрагментов |
|
|
|||
|
99 |
Трагизм любви Гамлета и Офелии |
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы |
Характеристика героев. Выразительное чтение фрагментов |
|
|
|||
|
100 |
Трагедия И.В.Гете «Фауст». Поиски справедливости и смысла жизни |
Слово об И.В.Гете. Трагедия «Фауст». Народная легенда о докторе Фаусте и ее интерпретация в трагедии И.В.Гете. Поиски справедливости и смысла жизни |
Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Гёте. Обсуждение с выборочным анализом сцен пьесы. Работа с текстом. Обсуждение с элементами анализа |
|
|
|||
|
101 |
Противостояние добра и зла. Фауста и Мефистофеля |
Противостояние добра и зла. Фауста и Мефистофеля |
Характеристика героев. Выразительное чтение фрагментов
|
|
|
|||
|
102 |
Обобщение изученного |
Подведение итогов года. Литература для чтения летом. |
Защита проектных работ |
|
|
|||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.