Календарно-тематическое планирование по предмету "Литература" 9 класс

  • docx
  • 28.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 9 литература ФГОС.docx

Календарно-тематическое планирование по литературе

9 класс

Всего часов -102

           

 

№ урока

Тема урока

Основные элементы содержания

Основные виды деятельности

 

 

 

 

Дата по плану

Дата по факту

 

 

 

1.

Введение (1ч.)

 

 

1

 

Литература и её роль в духовной жизни человека

 Роль литературы в духовной жизни человека; гуманизм, гражданский и патриотический пафос русской литературы. Термины: тема, идея произведения, вечные темы, пафос

Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Составление плана (тезисов) статьи учебника. Участие в коллективном диалоге. Выявление связей литературных сюжетов и героев с историческим процессом

 

 

 

2.

Из древнерусской литературы (3+1 РР ч.)

 

 

2

«Слово…» - величайший памятник древнерусской литературы

Древнерусская литература: периодизация, богатство жанров История открытия памятника. Русская история в «Слове…».

Особенности «Слова…»

 Чтение статьи учебника. Составление таблицы.

Просмотр презентации. Чтение текста произведения. Ответы на вопросы по пониманию текста

Формирование у обучающихся целостного представления об историческом прошлом Руси

 

 

 

 

 

 

3

Русская история в «Слове…»

Исторические справки о князьях-героях «Слова…» и описываемых событиях. Тема, идея, жанр произведения. Образ автора

Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Подбор материалов, иллюстрирующих характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приёмы изображения человека

 

 

 

 

4

Художественные особенности «Слова…»:

самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства

Выразительное чтение фрагментов древнерусского текста в современном переводе и в оригинале (в том числе наизусть). Участие в коллективном диалоге.

Характеристика героя древнерусской литературы. Анализ различных форм выражения авторской позиции в произведении. Составление плана анализа фрагмента произведения древнерусской литературы

 

 

 

 

5.

Развитие речи

Классное сочинение № 1

по произведению «Слову о полку Игореве»

Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.

Сочинение

 Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Редактирование черновых вариантов собственных письменных работ

 

 

 

 

 

 

 

3.

Из литературы XVIII века (7+1 РР ч).

 

 

6

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма

 

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма

 

Чтение статьи учебника; составление тезисного плана. Запись в тетради основных положений. Участие в коллективном диалоге

 

 

 

 

 

 

7

М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве…»

Факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности его поэзии; понятие о «трех штилях»

Признаки высокого стиля в произведении «Вечернее размышление.»

Особенности содержания и формы произведения 

Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Чтение статьи учебника. Словарная работа. Образ автора в произведении.

Выразительное чтение

 

 

 

 

 

8

М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия …» Ода как жанр лирической поэзии

Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, науки и просвещения в произведениях М.Ломоносова

 

Выразительное чтение.

 Формулирование вопросов по тексту произведения. Участие в коллективном диалоге

 

 

 

 

9

Г.Державин. Идеи просвещения и гуманизма в лирике поэта. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям»

 Жизнь и творчество Г.Державина. Высокий слог и ораторские интонации стихотв. «Властителям и судьям»

Выразительное чтение.

 Формулирование вопросов по тексту произведения. Участие в коллективном диалоге

 

 

 

 

10

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник»

Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина

Выразительное чтение.

 Формулирование вопросов по тексту произведения. Участие в коллективном диалоге

 

 

 

 

11

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы

 

 

 

Убеждения и взгляды писателя, его реформа литературного языка.

Понятие о сентиментализме.

«Бедная Лиза» Н.М. Карамзина как образец русского сентиментализма

 

Выразительное чтение фрагментов произведения

Формулирование вопросов по тексту произведения. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев произведения

 

 

 

 

 

 

12

Сюжет и герои повести «Бедная Лиза». Образ повествователя

Значение произведения: воспитание сердца, душевной тонкости, призыв к состраданию, облагораживанию жизни

 

 

 

 

 

13

Развитие речи

Подготовка к сочинению № 2

 (домашнему)

по произведениям литературы 18 века

1) Произведения литературы XVIII века в восприятии современного читателя (на примере 1-2 произведений).

2) Темы, идеи, значение произведений литературы XVIII века (на примере 1-2 произведений)

 

 Обсуждение тем сочинения.

Составление плана, подбор материалов.

 

 

 

4

Из русской литературы XIX века (48 +5 РР+ 2Вн.чт. ч).

 

 

14

"Золотой век" русской литературы

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Романтизм как одно из литературных направлений

Чтение статьи учебника; составление тезисного плана. Запись в тетради основных положений. Участие в коллективном диалоге

 

 

 

 

15

Художественный мир В.А.Жуковского. Элегия. («Море». «Невыразимое»)

Романтическая лирика начала XIX века. Художественный мир В.А.Жуковского. (обзор). Понятие об элегии. Развитие представлений о фольклоризме литературы. Отношение романтика к слову

Подбор материала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение стихотворений

 

 

 

 

16

В.А.Жуковский. «Светлана». Нравственный мир героини баллады

Особенности жанра баллада. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы

Характеристика героев русской романтической баллады. Характеристика сюжета баллады, её тематики, проблематики,

идейно-эмоционального содержания

 

 

 

 

17

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. История создания комедии «Горе от ума»

Разносторонняя одаренность, талантливость натуры Грибоедова

Развитие представлений о комедии

 

Подбор материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах

 

 

 

 

18

А.С. Грибоедов.

 «Горе от ума».

Жанровые особенности, композиции, сюжет

Жанровая характеристика пьесы.

Сюжет произведения, его тематика, проблематика, идейно-эмоциональное содержание

Выразительное чтение ключевых сцен пьесы (в том числе наизусть). Участие в коллективном диалоге. Формулирование вопросов по тексту произведения

 

 

 

 

 

19

Основной конфликт комедии А.С.Грибоедова. «Век нынешний и век минувший…»

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

Фамусов, его представления и убеждения. Гости Фамусова – общее и различное. Фамусовская Москва: единомыслие, круговая порука, приверженность старому укладу, сплетни, косность, приспособленчество, чинопочитание, угодничество, низкопоклонство, невежество, боязнь просвещения

Выразительное чтение ключевых сцен пьесы (в том числе наизусть). Участие в коллективном диалоге. Формулирование вопросов по тексту произведения.

Анализ ключевых монологов Чацкого и Фамусова

 

 

 

 

20

Система образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья

Чацкий в системе образов комедии. Характеристика героя: ум, благородство, чувствительность, честность, образованность, остроумие, независимость, свобода духа, патриотизм. Конфликт Чацкого с обществом. Чацкий и Софья. Чацкий и Молчалин

Участие в коллективном диалоге. Формулирование вопросов по тексту произведения.

Анализ ключевых монологов Чацкого Сопоставление образа Чацкого с другими героями комедии (Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Репетилов)

 

 

 

 

21

Особенности поэтического языка комедии. Смысл названия комедии

Богатство, образность, меткость, остроумие, афористичность языка комедии. Развитие традиций «высокой» комедии, преодоление канонов классицизма

Выявление крылатых выражений комедии. Выразительное чтение монолога Чацкого. Развернутый ответ на вопрос: как понимают ум представители барской Москвы и Чацкий? В чем горе, которое приносит Чацкому ум?

 

 

 

 

22

Критика о комедии. И.А. Гончаров «Мильон терзаний»

А.С.Пушкин и В.Г.Белинский о комедии А.С.Грибоедова. Составление тезисного плана и конспекта статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний»

Чтение статьи учебника; составление конспекта. Участие в коллективном диалоге

 

 

 

 

23

Развитие речи

Классное сочинение № 3

по комедии А.С. Грибоедова

«Горе от ума»

 

Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.

Сочинение

Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Редактирование черновых вариантов собственных письменных работ

 

 

 

 

 

24

А.С. Пушкин: жизнь и творчество.

Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина

основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, о значении Пушкина для русской культуры.

Михайловское в судьбе поэта. Обзор творчества А.С.Пушкина. Лицейская лирика. Друзья и дружба в лирике поэта

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии А. С. Пушкина.

Выразительное чтение стихотворений. Выявление тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания стихотворений

 

 

 

 

25

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина. «К морю», «Анчар»

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина. «К морю», «Анчар».

Основные понятия: мотив, лирика, лирический герой, этапы творческого пути Пушкина, жанровое своеобразие стихотворений; какое воплощение в стихах Пушкина нашла тема свободы

Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия

 

 

 

 

26

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина.  Адресаты любовной лирики поэта

Обзор любовной лирики А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта. Искренность, непосредственность, чистота, глубина чувства, выраженные в лирических стихотворениях. («На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…»

 

выразительное чтение стихотворений, работа над художественными средствами стихотворений; анализ образа лирического героя 

 

 

 

 

27

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии.

философские мотивы в лирике Пушкина, его философские раздумья о смысле жизни и мире; особенности эпохи

выразительное чтение стихотворений, выявление ключевых образов и образов-символов, выявление авторской позиции, участвие в диалоге, умение обосновывать свою точку зрения, сопоставлять стихотворения разных авторов, рецензировать ответы

 

 

 

 

28

 «Бесы» Обучение анализу стихотворения

философские мотивы в лирике Пушкина, его философские раздумья о смысле жизни и мире; особенности эпохи

Составление плана и письменный анализ стихотворений по плану

 

 

 

 

29

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания.  Замысел и композиция романа

Понятие о реализме. История создания романа «Евгений Онегин». Замысел и композиция романа

Характеристика сюжета романа в стихах, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания

 

 

 

 

 

30

Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. «Онегинская» строфа

Сюжет и жанр. Особенности романа в стихах. Онегинская строфа. Система образов романа

Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Комментированное чтение 1 главы

 

 

 

 

31

Онегин и Ленский. Типическое и индивидуальное в судьбах Онегина и Ленского

Типическое и индивидуальное в образах Евгения Онегина и Владимира Ленского. Юность героев. «Русская хандра» Онегина. Противоречивость образа Ленского. Вера Ленского в идеалы. Любовь Онегина и любовь Ленского. Роль эпизода дуэли в романе

Характеристика героев романа в стихах. Сопоставление персонажей. Умение составлять устный рассказ о героях и давать нравственную оценку их поступкам. Выразительное чтение фрагментов романа в стихах Участие в коллективном диалоге

 

 

 

 

 

32

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

Татьяна – «милый идеал» А.С.Пушкина. «Русская душа» Татьяны, ее естественность, близость к природе. Роль фольклорных образов. Роль образа няни. Соединение в образе Татьяны народной традиции с высокой дворянской культурой. Сопоставительная характеристика Татьяны и Ольги

Характеристика героев романа в стихах. Сопоставление персонажей. Умение составлять устный рассказ о героях и давать нравственную оценку их поступкам. Выразительное чтение фрагментов романа в стихах Участие в коллективном диалоге

 

 

 

 

 

33

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина

Анализ писем Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне. Значение писем в раскрытии внутреннего мира героев. Непосредственность чувств в письме Татьяны

выразительное чтение текстов писем, их сравнительная характеристика

 

 

 

 

34

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Язык романа. Простота языка, искренность и глубина чувств и мыслей в лирических отступлениях. Роль лирических отступлений в придании повествованию достоверности

Работа с текстом: нахождение лирических отступление; определение их тематики, выявление взглядов автора, сопоставление со взглядами героя 

 

 

 

 

35

«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Пушкинский роман в зеркале критики

Отражение исторической эпохи в романе «Евгений Онегин». Своеобразие романа (необычность композиции, отсутствие романных штампов, реализм, саморазвитие характеров). Реальное и условное пространство романов Цели и задачи критической литературы. Статья В.Г.Белинского «Сочинения Александра Пушкина». В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, Ф.М.Достоевский, Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского.

Обсуждение проблемных вопросов. Ответ на главный вопрос: как отразилась эпоха Пушкина в романе.

Работа с текстом.

Монологические высказывания учащихся

 

 

 

 

36

Развитие речи

Классное сочинение № 4

по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

 

Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.

Сочинение

Определение ключевых идей критических работ, аргументация своей точки зрения. Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Редактирование черновых вариантов собственных письменных работ

 

 

 

 

 

37

А. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»

Развитие понятия о трагедии как жанре драмы

Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции и сфере творчества

Чтение отрывков из произведения, частичный пересказ. Развитие умения работать с информацией (Работа с разными источниками информации)

 

 

 

 

38

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова

Знакомство с жизнью и творчеством поэта. Чтение и анализ стихотворений. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»

 Определение конфликта лирического героя с миропорядком. Определение основных тем и мотивов лирики

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии М.Ю. Лермонтова.

Анализ и выразительное чтение стихотворений

 

 

 

 

39

Образ поэта-пророка в лирике поэта. «Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу…»

Конфликт поэта с окружающим миром в стихотворении «Смерть поэта». Образ поэта-пророка в стихотворении «Пророк» сопоставление двух стихотворений "Пророк" Пушкина и Лермонтова. Монологические высказывания - выводы

Чтение и анализ стихотворений на тему поэта и поэзии.

Сопоставление двух стихотворений "Пророк" Пушкина и Лермонтова. Монологические высказывания - выводы

 

 

 

 

40

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова («Дума», Предсказание», «Родина»)

Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя и его поэзии. «Странная» любовь к Отчизне в стихотворении «Родина»

Беседа. Выразительное чтение и анализ стихотворений. Выявление взглядов поэта на своё поколение. Поэтапный анализ стихотворения «Родина». Определение особенности композиции произведения

 

 

 

 

41

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним

 «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» идейный смысл стихотворений, способы выражения любовного чувства

 

Выразительное чтение и анализ стихотворений

 

 

 

 

42

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе

Обзор содержания романа. Особенности жанра романа. Традиции романтической повести. Своеобразие композиции, ее роль в раскрытии характера Печорина. Незаурядная личность героя

Чтение и анализ предисловия. Построение таблицы хронологической и романной композиции

 

 

 

 

43

Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

Отношение горцев к Печорину. Значение образов Казбича, Азамата, Бэлы. Неискушенный взгляд на Печорина Максимы Максимыча. Образ странствующего офицера

Сопоставление портретов героев и их поведения.

 Участие в коллективном диалоге

 

 

 

 

44

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера

 «Журнал Печорина» как средство раскрытия характера героя. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

Основные понятия: «композиция», «сюжет», «авторская позиция», «фабула», «микросюжет».

 

Выборочное комментированное чтение. Беседа.

Выборочный пересказ. Интерпретация ключевых эпизодов из «Журнала Печорина»

 

 

 

 

45

Печорин как представитель «портрета поколения»

Характеристика героя

Комментированное чтение

 

 

 

 

46

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

Значение дружбы в жизни человека. Печорин о дружбе. Отношения Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, доктором Вернером. Неспособность Печорина к дружбе

Выборочное комментированное чтение. Беседа. Сопоставление характеров судеб Онегина и Печорина

 

 

 

 

47

Печорин в системе женских образов романа

Значение любви в жизни человека. Печорин и его взаимоотношения с ближними

Работа с текстом произведения.  Ответы-рассуждения по поднятым проблемам.  

Сопоставление характеров Веры и Татьяны

 

 

 

 

48

Любовь в жизни Печорина

Любовь-приключение (девушка-контрабандистка), любовь-игра (Мери), любовь-надежда (Бэла). Неспособность Печорина к любви

Работа с текстом

 

 

 

 

49

«Душа Печорина не каменистая почва…»  Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени»

 

Основные черты личности Печорина. Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина. В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов о романе (сопоставление мнений критиков)

Работа с текстом произведения.  Выборочное комментированное чтение. Беседа

 

 

 

 

50

Развитие речи

Классное сочинение № 5

по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

 

Потрет и пейзаж как средства раскрытия психологии личности. Изобразительно-выразительные средства, их роль в романе. Черты романтизма и реализма в произведении

Определение ключевых идей критических работ, аргументация своей точки зрения. Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Редактирование черновых вариантов собственных письменных работ

 

 

 

 

 

51

Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Поэма «Мертвые души». История создания. Замысел названия поэмы

Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Первые творческие успехи. «Вечера…, «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Гоголя.

 «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. Роль поэмы в судьбе Н.В.Гоголя

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии Н.В. Гоголя.

Участие в коллективном диалоге

 

 

 

 

52

Система образов поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Образы помещиков в «Мертвых душах»

Система образов поэмы «Мертвые души». Образы помещиков. Понятие о маниловщине. Основные понятия: портрет, интерьер, ирония, гротеск

 

Работа с текстом произведения.  Выборочное комментированное чтение. Беседа. Составление характеристики героев. Подбор цитат из текста.  Участие в коллективном диалоге.

Выборочный анализ эпизодов

 

 

 

 

53

Развитие речи

Обучение анализу эпизода: «Чичиков у Манилова», «Чичиков у Коробочки», "Чичиков у Ноздрева", "Чичиков у Собакевича", "Чичиков у Плюшкина"

Анализ эпизода

Мини-проекты

 

 

 

 

54

«Мертвая жизнь». Образ города в поэме «Мертвые души»

 

Городской пейзаж. «Толстые» и «тоненькие» чиновники губернского города.

сравнительные характеристики героев.

Прие­мы сатирического изображения (значимые фамилии, несоответствие, речевая харак­теристика, гротеск, сарказм, детали).

Смысл «Повести о ка­питане Копейкине»; сатирический пафос поэмы

Работа с текстом произведения.  Выборочное комментированное чтение. Беседа. Составление характеристики героев. Подбор цитат из текста. Участие в коллективном диалоге.

Выборочный анализ эпизодов "Чичиков у губернатора", "Оформление бумаг по покупке мертвых душ", "Чичиков на балу"

 

 

 

 

55

Пороки чиновничества

Разоблачение пороков чиновничества: чинопочитания, угодничества, беспринципности, безделья, взяточничества, казнокрадства, лживости, невежества

Работа с текстом произведения.  Выборочное комментированное чтение. Беседа. Составление характеристики героев. Подбор цитат из текста. Участие в коллективном диалоге

 

 

 

 

 

56

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой

Чичиков – герой новой, буржуазной эпохи, «приобретатель». Жизнеописание Чичикова, эволюция его образа в замысле поэмы. Заветы отца. Понятия: литературный тип, антигерой

 

Работа с текстом произведения.  Выборочное комментированное чтение. Беседа. Составление характеристики героя. Подбор цитат из текста. Участие в коллективном диалоге, оценка поступков главного героя с нравственной позиции; пересказ отдельных эпизодов в форме повествования

 

 

 

 

57

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души

Образ автора в поэме, его эволюция. Поэма в оценке критики. «И как чудна она сама, эта дорога!» Образ дороги в «Мертвых душах»

Работа с текстом произведения.  Выборочное комментированное чтение. Беседа Рассмотрение проблемных вопросов, составление опорной схемы, выразительное чтение лирических отступлений

 

 

 

 

58

Развитие речи

Классное сочинение № 6

по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

 

«Мертвые души» - поэма о величии России. Причины незавершенности поэмы.  Соединение комического и лирического начал в поэме. Поэма в оценке критики

Определение ключевых идей критических работ, аргументация своей точки зрения. Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Редактирование черновых вариантов собственных письменных работ

 

 

 

 

 

59

Вн\чт.

Н. В. Гоголь «Портрет». Сюжет, герои

«Петербургские повести». Анализ повести «Портрет»

Работа с текстом произведения.  Выборочное комментированное чтение. Беседа

 

 

 

 

60

Мистика и реализм в повести

Анализ повести

Работа с текстом произведения.  Выборочное комментированное чтение. Беседа

 

 

 

 

61

Ф.М.Достоевский. Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи»

Слово о Ф.М.Достоевском. Обзор творчества писателя. Тип «петербургского мечтателя». Развития понятия о жанре романа. Внутренний мир мечтателя

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии Ф.М. Достоевского.

Участие в коллективном диалоге.

Работа с текстом произведения 

 

 

 

 

62

Внутренний мир мечтателя

Анализ повести

Участие в коллективном диалоге.

Работа с текстом произведения

 

 

 

 

63

Роль истории Настеньки в повести

Развитие понятия о повести. Смена рассказчиков. Время и пространство. Роль истории Настеньки. Роль письма Настеньки в раскрытии авторского замысла. Символические образы

Работа с текстом;

комментированное чтение, аналитическая беседа

 

 

 

 

 

64

Содержание и смысл «сентиментальнос-ти» в понимании Достоевского

Анализ повести

Работа с текстом

 

 

 

 

65

А.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора

Слово об А.П.Чехове. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Образ «маленького человека» в творчестве А.Чехова. Смысл названия рассказа

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве А. П. Чехова.

Сопоставление взглядов на образ "маленького человека" в литературе 

Выразительное чтение рассказа и анализ

 

 

 

 

66

Боль и негодование автора

Соединение низкого и высокого, комического и трагического в рассказе

Выразительное чтение рассказа и анализ

 

 

 

 

67

Тема одиночества человека в мире в рассказе А.П.Чехова «Тоска»

Тема одиночества человека в мире в рассказе «Тоска». Причина одиночества героя

Аналитическая беседа. Определение причин одиночества героя. Определение роли эпиграфа и пейзажа в произведении. Работа с иллюстрацией

 

 

 

 

 

68

Образ многолюдного города и его роль в рассказе

 

Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа

Работа с текстом

 

 

 

5.

 

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (28 ч.)

 

69

 Русская литература XX века: богатство и разнообразие жанров и направлений

Исторические потрясения XX века и их отражение в литературе и искусстве. Влияние исторических событий на судьбы русских писателей. Эмиграция. Трагическое разделение русской литературы. Тема Великой Отечественной войны и ее переосмысление в 50-70-е гг.

Определение исторических событий, повлиявших на развитие литературы. Знакомство с писателями и поэтами начала века

 

 

 

70

История любви Надежды и Николая Алексеевича в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи»

 

Обзорное знакомство с биографией и творчеством писателя История создания рассказа «Темные аллеи». Повествование о любви Надежды и Николая Алексеевича

 

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве И.А. Бунина. Формулирование вопросов по тексту рассказа. Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания

 

 

 

71

Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования

Мастерство писателя в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования. Психологизм прозы писателя. Драматизм, лаконизм рассказа. Художественные средства создания образов

Работа над языком произведения

 

 

 

72

М.А.Булгаков «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество

Слово о М.А.Булгакове. История создания и судьба повести «Собачье сердце». «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Идея переделки человеческой природы. Система образов повести

Комментированное чтение отрывков произведения. Восприятие произведения как социально-философской сатиры на современное общество. Выборочный пересказ; монологическое высказывание

 

 

 

73

Поэтика повести, гуманистическая позиция автора

Поэтика повести. Мифологические и литературные источники сюжета. Смысл названия произведения. Мотив превращения, оборотничества в повести. Символика имен, названий, художественных деталей. Шариковы и швондеры как социальные типы, их живучесть Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести

Определение мифологического и литературного источников сюжета, определение смысла названия произведения. выявление художественной роли сатиры, гротеска, говорящих фамилий. Работа с текстом произведения.  Выборочное комментированное чтение. Беседа

 

 

 

74

Судьба человека и судьба Родины в рассказе М.А.Шолохова

Слово о М.А.Шолохове. Смысл названия рассказа «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Тема народного подвига, непобедимости человека. Образ главного героя. Особенности национального характера

Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Работа с текстом произведения.  Выборочное комментированное чтение. Беседа

 

 

 

75

Автор и рассказчик в рассказе «Судьба человека»

Определение композиции: "рассказ в рассказе». Сказовая манера повествования. Противопоставление жизни и весны смерти и войне, добра и справедливости, жестокости и бесчеловечности

комментированное чтение отдельных эпизодов и их анализ. Определение черт характера главного героя:

мужество, стойкость, сила духа, гордость, душевная щедрость, человечность, сердечность, чув­ство ответственности, чувство собственного достоинства. Определение темы народного подвига, непобедимости человека. Определение роли весеннего пейзажа в рассказе. Выборочный пересказ

 

 

 

76

Картины послевоенной деревни в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор»

Слово об А.И.Солженицыне. Обзор творчества писателя. Картины послевоенной деревни. Разрушение советской деревни, деградация крестьянства. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.  Нравственная проблематика в рассказе. Образ рассказчика

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве А.И. Солженицына. Выявление биографической основы рассказа. Выборочное чтение и комментарий

 

 

 

77

Образ праведницы в рассказе. Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи

Углубление понятия о жанре притчи Прототип образа Матрены – характерный народный тип русской крестьянки. Самоотверженность, подвижничество Матрены, трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. Смысл финала рассказа

Беседа по содержанию рассказа. Исследование главных черт героини,

Выявление характерного народного типа русской крестьянки: само­отверженность, подвижничество Матрены, трагизм ее судьбы. Определение роли портрета и интерьера в созда­нии образа Матрены

 

 

 

78

Русская поэзия Серебряного века

 

Многообразие направлений, новаторские идеи, богатство образных средств в поэзии Серебряного века.

понятия:

декаданс, ренессанс, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм

 

Запись основных черт литературного процесса начала века.   Конспектирование статьи учебника, работа со словарем

 

 

 

 

79

Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике А.А.Блока

Слово об А.А.Блоке, Отражение взглядов, чувств, настроений поэта в его лирике. «Ветер принес издалека.», «О, весна без конца и без кра», «О, я хочу безумно жить…», цикл «Родина»

 

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение и анализ стихотворений

 

 

 

80

Образы и ритмы поэта. Своеобразие лирических интонаций Блока. Понятие о символах

Анализ стихотворений

Выразительное чтение и анализ стихотворений

 

 

 

81

Тема Родины в лирике С.А.Есенина

Слово о С.А.Есенине. Россия – главная тема поэзии С.А.Есенина. Неразрывность судьбы поэта с родным домом. «Вот уж вечер», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение и анализ стихотворений

 

 

 

82

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.Есенина

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. Народно-песенная основа, напевность лирики С.А.Есенина. Элегическая грусть в стихотворении «Отговорила роща золотая…» Судьба поэта в эпоху исторических потрясений в стихотворении «Письмо к женщине». Ностальгические мотивы в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» Народно-песенная основа лирика С.Есенина

Выразительное чтение и анализ стихотворений

 

 

 

83

В.Маяковский. Новаторство поэзии поэта

Слово о поэте. В.Маяковский. «Послушайте», «А вы могли бы?», «Люблю»

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение и анализ стихотворений

 

 

 

84

Своеобразие стиха, ритма, интонации

Выразительное чтение и анализ стихотворений

Выразительное чтение и анализ стихотворений

 

 

 

85

 М.И.Цветаева. Слово о поэте. Слово о поэзии, любви и жизни. Особенности поэзии Цветаевой

 

Слово о М.И.Цветаевой. Мотивы и настроения лирики. Своеобразие стиха, ритма, рифмы, интонаций. Беспощадная искренность и свежесть чувства в стихотворениях. «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…». «Идёшь, на меня похожий». «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..»

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение и анализ стихотворений

 

 

 

86

Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве»

Тема Родины, острое чувство России, ее природы, истории, национального характера в стихотворениях о Москве. Мотивы странничества, восхищение столицей, ощущение Москвы как святыни Отечества в «Стихах о Москве». Образ России в лирическом цикле «Родина». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта

Выразительное чтение и анализ стихотворений

 

 

 

87

Н. Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта

Слово о Н.А.Заболоцком. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Традиции русской поэзии в творчестве поэта

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение и анализ стихотворений

 

 

 

88

Философский характер лирики Заболоцкого

Философский характер, метафоричность лирики. «Я не ищу гармонии в природе…», «Завещание», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц»

 

Выразительное чтение и анализ стихотворений

 

 

 

89

А.А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике поэта

Слово о поэте. А.А.Ахматова о себе. Сюжетность, балладность лирики А.А.Ахматовой. Фольклорные мотивы в стихотворениях

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение и анализ стихотворений

 

 

 

90

Стихи Ахматовой о поэте и поэзии.  Особенности поэзии А.А.Ахматовой

 

 Особенности поэтики А.А.Ахматовой. Масштабность поэтической мысли, гармоническая точность стиха, афористичность, многообразие лирических тем в творчестве А.А.Ахматовой. Образ города Петра в «Стихах о Петербурге». Особенности поэтики А.А.Ахматовой

Выразительное чтение и анализ стихотворений

 

 

 

91

Вечность и современность в стихах Б.Л.Пастернака о любви и природе

Слово о Б.Л.Пастернаке. Многообразие талантов Б.Л.Пастернака. Вечность и современность в стихах о«Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»

 

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение и анализ стихотворений

 

 

 

92

Раздумья о Родине в лирике А.Т.Твардовского.

Слово об А.Т.Твардовском. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Одухотворение природы, ощущение радости бытия в стихотворениях «Урожай», «Весенние строчки». Философские размышления об истинных жизненных ценностях в стихотворении «О сущем»

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение и анализ стихотворений

 

 

 

93

Проблемы и интонации стихотворений А.Т.Твардовского о войне

Проблемы и интонации стихотворений А.Т.Твардовского о войне. История создания стихотворения «Я убит подо Ржевом…». Историческая справка о боях подо Ржевом летом 1942г. Незатихающая боль утраты, чувство вины, ответственности в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…»

Выразительное чтение и анализ стихотворений

 

 

 

94

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков

 

Понятие о жанре романса. История русского романса, его особенности. Поэтическая основа романса. Разновидности русского романса А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. А. Сологуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою…»); Н. А. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу…»)

 Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэтов. Выразительное чтение стихотворений

Конкурс на лучшее исполнение стихотворений, песен и романсов

 

 

 

95

Музыкальность лирики

…»); Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое…»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А. А. Ф е т. «Я тебе ничего не скажу…». А. А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь…»; К. М. Симонов «Жди меня, и я вернусь…»; Н. А. Заболоцкий «Признание»

Выразительное чтение

 

 

 

96

Анализ стихотворения

Приёмы анализа

 Анализ одного стихотворения по выбору

 

 

8.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч).

 

97

«Божественная комедия» Данте Алигьери

Слово о Данте Алигьери. Сочетание реального и аллегорического в произведении. Реальные, вымышленные, исторические персонажи поэмы. Моральное восхождение героя к высотам духа

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Данте

Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Выразительное чтение фрагментов

 

 

 

98

Гуманизм эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром в трагедии У.Шекспира

Слово об У.Шекспире. Обзор творчества поэта и драматурга. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Конфликт как основа сюжета драматического произведения

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Шекспира

Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Выразительное чтение фрагментов

 

 

 

99

Трагизм любви Гамлета и Офелии

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы

Характеристика героев. Выразительное чтение фрагментов

 

 

 

100

Трагедия И.В.Гете «Фауст». Поиски справедливости и смысла жизни

Слово об И.В.Гете. Трагедия «Фауст». Народная легенда о докторе Фаусте и ее интерпретация в трагедии И.В.Гете. Поиски справедливости и смысла жизни

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Гёте. Обсуждение с выборочным анализом сцен пьесы.

Работа с текстом. Обсуждение с элементами анализа

 

 

 

101

Противостояние добра и зла. Фауста и Мефистофеля

Противостояние добра и зла. Фауста и Мефистофеля

Характеристика героев. Выразительное чтение фрагментов

 

 

 

 

102

Обобщение изученного

Подведение итогов года. Литература для чтения летом.

Защита проектных работ