Календарно-тематическое планирование по риторике 7 класс
№ п\п |
Дата |
Тема урока (страницы учебника) |
Решаемые проблемы |
Планируемые результаты |
||||
план |
факт |
Предметные результаты |
Формируемые понятия |
УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные) |
Личностные результаты |
|||
Раздел 1. Речевая ситуация. 2ч |
||||||||
Тема 1. Вспоминаем – знакомимся с новым. 1ч |
||||||||
1 |
|
|
Вспоминаем – знакомимся с новым. (Уч. ч.1 стр.9-18) |
Риторика – наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию |
Определять основные компоненты коммуникативной (речевой) ситуации. |
Понятия «адресант», «адресант», «речевая ситуация», «коммуникативное намерение», «коммуникативная задача», «информация», «техника речи», способы выражения коммуникативных намерений два вида информации: правила презентации |
Коммуникативные: умение слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. Познавательные: умение видеть проблему; умение ставит вопросы; умение конструировать тексты; умение давать определение понятиям; умение наблюдать, делать выводы Регулятивные: умение корректировать свои высказывания, выводы; Умение оценивать свою деятельность, формировать у себя установку на улучшение результатов деятельности.
|
Выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; доброжелательное отношение к окружающим. |
Тема 2. Когда и где мы общаемся. Будем знакомы. 1ч |
|
|||||||
2 |
|
|
Когда и где мы общаемся. Будем знакомы (Уч. стр.18-34) |
Риторика – наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию |
Восстанавливать и описывать речевую ситуацию на основе текста рисунка |
Понятия «общение», «речевое намерение», «сигналы речи», «речевая задача»; способы выражения коммуникативных задач, интонацию истинного коммуникативного намерения; правила знакомства |
Содействовать формированию культуры поведения в повседневной жизни |
|
Раздел 2. Виды общения. 2ч Тема 1. Вспоминаем изученное, узнаём новое. Личное – публичное общение.1ч |
|
|||||||
|
|
|||||||
3 |
|
|
Вспоминаем изученное, узнаём новое. Личное – публичное общение. (Уч. стр.35-44) |
Риторика рассматривается как комплексная дисциплина Формировать отношение к личности оратора в целом |
Определять вид общения (по количеству общающихся и по средствам общения). |
Виды общения, зависимость выбора тех или иных средств общения от его вида. Словесные и несловесные виды общения, их роль в речевом общении; уместное использование жестов и мимики как интонационных средств, помогающих говорящему полнее и точнее выразить свою мысль.
|
Содействовать социальной адаптации учащихся, вступающих в речевое общение |
|
Тема 2. И личное, и публичное общение. Просто личное общение.1ч |
|
|||||||
4 |
|
|
И личное, и публичное общение. Просто личное общение. (Уч. стр.45-51) |
Главным, центральным понятием риторики является оратор – человек, произносящий публичную речь |
Определять вид общения (по количеству общающихся и по средствам общения). |
Понятия «личное общение», «публичное общение», правила личного и публичного общения |
Формирование культуры речевого общения |
|
Раздел 3. Вежливое возражение. 1ч Тема 1. Вежливое возражение. 1ч |
|
|||||||
5 |
|
|
|
Красноречие стало искусством в условиях рабовладельческого строя, ее основы заложили Коракс, Лисий Дать представления об особенностях зарождения риторики. |
Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации |
Речевые формулы согласия и несогласия; аргументы несогласия; правила вежливого несогласия |
Содействовать социальной адаптации учащихся |
|
Раздел 4. Подружимся с голосом. 1ч Тема 1. Что мешает голосу «летать»? Учимся «лепить» свой голос. 1ч |
|
|||||||
6 |
|
|
Что мешает голосу «летать»? Учимся «лепить» свой голос. (Уч. стр.64-82) |
Аристотель делит риторику на три части Познакомить учащихся с классической работой, дать знания о влиянии этого произведения на последующие риторические труды. |
Определять вид слушания и приемы слушания. Критически оценивать слушание собеседников |
Отражение чувств в голосе говорящего. Речевая задача и возможности голоса. Интонационный, тембральный, громкостный рисунок голоса; голосовые средства воздействия на слушателя |
Содействовать формированию культуры поведения в повседневной жизни |
|
Раздел 5. Жесты вместе с мимикой. 1 ч Тема 1. Помощники слова. Контакт начинается со взгляда. 1ч |
|
|||||||
7 |
|
|
Помощники слова. Контакт начинается со взгляда. (Уч. стр.83-98) |
Особенности коммуникативной фазы, навык построения речи |
Оценивать соответствие чтения заданий установке. |
Роль жестов и мимики в речевом общении. Однозначные и многозначные жесты. Уместные и неуместные жесты. Использование жестов и мимики в речевом общении |
Содействовать формированию культуры поведения в повседневной жизни |
|
Раздел 6. Учимся отвечать. 1ч Тема 1. Определение. Мы строим определения и правила. 1ч |
|
|||||||
8 |
|
|
Определение. Мы строим определения и правила. (Уч. стр.99-119) |
Особенности докоммуникативной фазы, навык работы с дополнительной литературой |
Определять вид чтения, уровень владения читательскими действиями |
Понятия «определение» и «правило»; части виды определений; языковые модели, позволяющие строить определения. |
Формирование коммуникативной компетенции |
|
Раздел 7. От души посоветовать. 1ч Тема 1.Советы бывают разными. 1ч |
|
|||||||
9 |
|
|
Советы бывают разными. (Уч. стр.120-132) |
Особенности посткоммуникативной фазы, умение прогнозировать, навыки рефлексии |
Находить коммуникативные недочеты. Различать условные обозначения коммуникативных нарушений. |
Что такое совет, цели совета. Общее и различное между советом и другими речевыми действиями; советы разных видов; пожелания советчикам |
Содействовать социальной адаптации учащихся, вступающих в речевое общение |
|
Раздел 8. Качества речи. 1ч Тема 1. Д Достоинства и недостатки речи. Уместность речи и её соответствие ситуации и стилю высказывания. 1ч |
|
|||||||
10 |
|
|
Достоинства и недостатки речи. Уместность речи и её соответствие ситуации и стилю высказывания. (Уч. стр.133-150) |
План отражает внутреннюю структуру выступления. Элементы композиции: - вступление - определение предмета - изложение - подтверждение или опровержение - заключение |
Находить коммуникативные недочеты. Различать условные обозначения коммуникативных нарушений. |
Виды речи, достоинства и недостатки речи. Понятие «правильная речь», «стиль высказывания»; качества речи; стиль высказывания, ситуация общения. |
выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств; |
|
Раздел 9. Я - редактор. 2ч Тема 1. Редактирование текста. 2ч |
|
|||||||
11
12 |
|
|
Редактирование текста. Практическая работа по редактированию текста. (Уч. стр.151-166) |
Стилистика речи. Учить выделять, сворачивать и разворачивать текст выступления |
Исправлять тексты по условным обозначениям редактора. Проверочная работа |
Условные знаки редакторской правки; уместность и неуместность лексического повтора |
Содействовать воспитанию культурно-ценностного отношения к русской речи |
|
Раздел 10. Учимся читать учебную литературу. 2ч Тема 1. Виды чтения. Приёмы осмысления учебного текста. Выписки. 2ч |
|
|||||||
13
14 |
|
|
Виды чтения. Приёмы осмысления учебного текста. Выписки. (Уч. стр.167-188) |
Сравнение. Иллюстрации. Развивать внимание к речи собеседника, умение сравнивать, экспертировать. |
Обозначать в «чужом» тексте коммуникативные недочеты. Находить отклонения от норм в устной и письменной речи. Практическая работа |
Понятия «ознакомительное чтение», «изучающее чтение»; цели и задачи ознакомительного и изучающего чтения |
Формирование культуры письменной речи |
|
Раздел 11. Изобретение. 2ч Тема 1. Изобретение. Обратимся к примерам. Что в имени тебе моём? 2ч. |
|
|||||||
15
16 |
|
|
Изобретения. Обратимся к примерам. (Уч. ч.2 стр.6-17)
Что в имени тебе моём? (Уч. стр.18-24) |
Альтернатива. Проблема. Учить умению находить необходимые варианты в разрешении проблем, способствовать поиску нестандартных решений. |
Искоренять ошибки в своей собственной речи, творческая работа |
Что такое творчество; две разновидности определений: логические и риторические. Понятие «пример», виды примеров. Понятие «топонимика».
|
выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств;. |
|
Раздел 12. Заголовок. 1ч Тема 1. Заголовки и названия. 1ч |
|
|||||||
17 |
|
|
Заголовки и названия. Заголовок-прогноз и заголовок-ассоциация. (Уч. стр.25-36) |
Полемика Логика оппонентов Учить видеть смысл задаваемого вопроса, уметь подбирать аргументы и факты, уважать оппонента |
Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей |
Понятия «заголовок-прогноз» и «заголовок-ассоциация»; виды заголовков и их отличительные особенности |
Формирование коммуникативной компетенции |
|
Раздел 13. Необычные тексты. 2ч Тема 1. Каким должно быть слово рядом с фотографией? 2ч. |
|
|
||||||
18 |
|
|
Каким должно быть слово рядом с фотографией? (Уч. стр.37-44) |
Стилистика речи. Учить выделять, сворачивать и разворачивать текст выступления |
Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей |
В чём необычность текста, созданного к фотографии; как соединять слова с фотографией в соответствии с замыслом и речевой ситуацией |
выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств; умение уважать личность, ее достоинства; доброжелательное отношение к окружающим. |
|
19 |
|
|
Фотозарисовка. История снимка. (Уч. стр.44-50) |
Что такое фотозарисовка; жанровые и языковые особенности письменных высказываний, создаваемых по фотографиям |
||||
Раздел 14. Коллективный дневник. 1ч Тема 1. Дневниковые записи. 1ч |
|
|||||||
20 |
|
|
Дневниковые записи. Учимся писать летопись класса. (Уч. стр.51-59) |
Сопоставительный анализ, навык работы с информацией |
Составлять объявления устные и письменные. |
Что такое дневниковые записи, о чём, что и как писать в дневнике |
Формирование коммуникативной компетенции |
|
Раздел 15. Чужая речь в моём тексте. 1ч Тема 1. Что такое чужая речь? 1ч |
|
|||||||
21 |
|
|
Что такое чужая речь? Для чего нужна цитата? (Уч. стр.60-76) |
Монолог Диалог Обучать формулировке вопросов, проясняющих цель, позицию говорящего, задач общения. |
Обозначать в «чужом» тексте коммуникативные недочеты. |
Что такое чужая речь, цитата; речевые задачи цитат; цель использования цитат; правила цитирования |
формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств; умение уважать личность, ее достоинства;. |
|
Раздел 16. От отзыва к рецензии. 2ч Тема 1. Рецензия на сочинение товарища. 2ч |
|
|||||||
22
23 |
|
|
Рецензия на сочинение товарища.
Написание рецензии. (Уч. стр.77-86) |
Дискуссия Учить видеть смысл задаваемого вопроса, уметь подбирать аргументы и факты, уважать оппонента |
Находить коммуникативные недочеты. Различать условные обозначения коммуникативных нарушений. |
Понятия «отзыв», «рецензия», «аннотация»; сходство и различие данных речевых жанров; языковые штампы, используемые при рецензировании |
формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств;. |
|
Раздел 17. Деловой стиль. 2ч Тема 1. Заявление. 1ч |
|
|||||||
24 |
|
|
Заявление. (Уч. стр.87-91) |
Доклад Способствовать активному использованию различных формулировок вопросов в различных речевых ситуациях, выделять тему, цель, задачу. |
Создавать текст в соответствии с поставленной речевой задачей |
Понятие «деловой стиль речи»; составные части заявления; языковые штампы заявлений |
Содействовать формирование культуры деловой письменной речи |
|
Тема 2. Объяснительная записка.1ч |
|
|||||||
25 |
|
|
Объяснительная записка. (Уч. стр.91-98) |
Доклад Способствовать активному использованию различных формулировок вопросов в различных речевых ситуациях, выделять тему, цель, задачу. |
Создавать текст в соответствии с поставленной речевой задачей |
Составные части объяснительной записки; языковые штампы деловой речи |
Содействовать формирование культуры деловой письменной речи |
|
Раздел 18. Учимся спорить. 2ч Тема 1. Настоящий спор и его основные признаки. 2ч |
|
|||||||
26
27
|
|
|
Настоящий спор и его основные признаки.
Тезис и аргумент спора. Культура спора. (Уч. стр.99-121) |
Спор, виды спора Учить видеть смысл задаваемого вопроса, уметь подбирать аргументы и факты, уважать оппонента |
Искоренять ошибки в своей собственной речи. |
Что такое спор, отличие спора от ссоры, основные компоненты спора; задачи спора; Понятия «тезис», «аргумент», речевые стереотипы, которые помогают ввести тезис в аргументированный текст, виды аргументов |
Формирование культуры речевого общения |
|
Раздел 19. Газетная информация. 2ч Тема 1.Информационные газетные жанры . 2ч |
|
|||||||
28 |
|
|
СМИ. Информационные газетные жанры. Хроника. (Уч. стр.122-137) |
Работа с материалами СМИ, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию |
Определять риторические фигуры, анализировать текст с точки зрения нахождения средств выразительности, создавать текст различных жанров в различных стилях |
Понятие «информация», «СМИ»; виды информации, основные газетные жанры. Понятие «хроника», обязательные элементы хроники; языковые средства различных речевых жанров |
Формирование коммуникативной компетенции |
|
29 |
|
|
Информационные газетные жанры. Заметка. (Уч. стр.137-144) |
Понятие «заметка», языковые средства, используемые для создания заметки |
Формирование коммуникативной компетенции |
|||
Раздел 20. Репортаж. 2ч Тема 1. Репортаж. 2ч |
|
|||||||
30
31 |
|
|
Репортаж.
Вы – репортёр. (Уч. стр.145-167) |
Знание образцов речи. Жанровые особенности Навыки проектной работы, готовность к разрешению проблем, коммуникативная компетентность. |
Придумывать сказочные истории и рассказывать их. |
Особенности жанра репортажа, законы создания репортажа; языковое своеобразие и стилевые особенности жанра. |
Формирование нравственных основ личности, ориентированной на общечеловеческие ценности |
|
Раздел 21. Уроки житейской мудрости. 1ч Тема 1. Уроки житейской мудрости 1ч |
|
|||||||
32 |
|
|
Уроки житейской мудрости. (Уч. стр.168-185) |
Особенности докоммуникативной фазы, навык работы с дополнительной литературой |
Анализировать текст, включающий различные типы речи |
Жанр притчи, двухчастное и трёхчастное строение питчи; аллегорическое повествование и толкование притч. Мораль притчи и способы ее выражения; план выполнения творческой работы и критерии их |
Содействовать развитию мировоззренческого кругозора |
|
Раздел 22. Личное письмо. 2ч Тема 1. Личные письма. Письмо – поздравление. 1ч |
|
|||||||
33 |
|
|
Личные письма. Письмо – поздравление. |
Стилистика речи. Учить выделять, сворачивать и разворачивать текст письма |
Создавать текст письма в соответствии с поставленной речевой задачей |
Понятия: личные письма, письмо – поздравление |
доброжелательное отношение к окружающим. |
|
Тема 2. Благодарственное письмо и письмо – просьба. 1ч |
|
|||||||
34 |
|
|
Благодарственное письмо и письмо – просьба. |
Стилистика речи. Учить выделять, сворачивать и разворачивать текст письма |
Создавать текст письма в соответствии с поставленной речевой задачей |
Понятия: благодарственное письмо и письмо – просьба |
доброжелательное отношение к окружающим. |
|
Раздел 23. Итоговые задания.1ч Тема 1. Итоговые задания. 1ч |
|
|||||||
35 |
|
|
Итоговые задания. (Уч. стр.186-192) |
Проверить полученные на уроках риторики знания в практике речевого устного и письменного общения |
Выполнение контрольной работы |
Изученные в курсе риторики понятия |
Содействовать социальной адаптации учащихся, вступающих в речевое общение |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.