Календарно-тематическое планирование по риторике 7 класс
| 
 № п\п  | 
 Дата  | 
 Тема урока (страницы учебника)  | 
 Решаемые проблемы  | 
 Планируемые результаты  | 
||||
| 
 план  | 
 факт  | 
 Предметные результаты  | 
 Формируемые понятия  | 
 УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные)  | 
 Личностные результаты  | 
|||
| 
 Раздел 1. Речевая ситуация. 2ч  | 
||||||||
| 
 Тема 1. Вспоминаем – знакомимся с новым. 1ч  | 
||||||||
| 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 Вспоминаем – знакомимся с новым. (Уч. ч.1 стр.9-18)  | 
 Риторика – наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию  | 
 Определять основные компоненты коммуникативной (речевой) ситуации.  | 
 Понятия «адресант», «адресант», «речевая ситуация», «коммуникативное намерение», «коммуникативная задача», «информация», «техника речи», способы выражения коммуникативных намерений два вида информации: правила презентации  | 
 Коммуникативные: умение слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. Познавательные: умение видеть проблему; умение ставит вопросы; умение конструировать тексты; умение давать определение понятиям; умение наблюдать, делать выводы Регулятивные: умение корректировать свои высказывания, выводы; Умение оценивать свою деятельность, формировать у себя установку на улучшение результатов деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
 Выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; доброжелательное отношение к окружающим.  | 
| 
 Тема 2. Когда и где мы общаемся. Будем знакомы. 1ч  | 
 
  | 
|||||||
| 
 2  | 
 
  | 
 
  | 
 Когда и где мы общаемся. Будем знакомы (Уч. стр.18-34)  | 
 Риторика – наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию  | 
 Восстанавливать и описывать речевую ситуацию на основе текста рисунка  | 
 Понятия «общение», «речевое намерение», «сигналы речи», «речевая задача»; способы выражения коммуникативных задач, интонацию истинного коммуникативного намерения; правила знакомства  | 
 Содействовать формированию культуры поведения в повседневной жизни  | 
|
| 
 Раздел 2. Виды общения. 2ч Тема 1. Вспоминаем изученное, узнаём новое. Личное – публичное общение.1ч  | 
 
  | 
|||||||
| 
 
  | 
 
  | 
|||||||
| 
 3  | 
 
  | 
 
  | 
 Вспоминаем изученное, узнаём новое. Личное – публичное общение. (Уч. стр.35-44)  | 
 Риторика рассматривается как комплексная дисциплина Формировать отношение к личности оратора в целом  | 
 Определять вид общения (по количеству общающихся и по средствам общения).  | 
 Виды общения, зависимость выбора тех или иных средств общения от его вида. Словесные и несловесные виды общения, их роль в речевом общении; уместное использование жестов и мимики как интонационных средств, помогающих говорящему полнее и точнее выразить свою мысль. 
  | 
 Содействовать социальной адаптации учащихся, вступающих в речевое общение  | 
|
| 
 Тема 2. И личное, и публичное общение. Просто личное общение.1ч  | 
 
  | 
|||||||
| 
 4  | 
 
  | 
 
  | 
 И личное, и публичное общение. Просто личное общение. (Уч. стр.45-51)  | 
 Главным, центральным понятием риторики является оратор – человек, произносящий публичную речь  | 
 Определять вид общения (по количеству общающихся и по средствам общения).  | 
 Понятия «личное общение», «публичное общение», правила личного и публичного общения  | 
 Формирование культуры речевого общения  | 
|
| 
 Раздел 3. Вежливое возражение. 1ч Тема 1. Вежливое возражение. 1ч  | 
 
  | 
|||||||
| 
 5  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 Красноречие стало искусством в условиях рабовладельческого строя, ее основы заложили Коракс, Лисий Дать представления об особенностях зарождения риторики.  | 
 Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации  | 
 Речевые формулы согласия и несогласия; аргументы несогласия; правила вежливого несогласия  | 
 Содействовать социальной адаптации учащихся  | 
|
| 
 Раздел 4. Подружимся с голосом. 1ч Тема 1. Что мешает голосу «летать»? Учимся «лепить» свой голос. 1ч  | 
 
  | 
|||||||
| 
 6  | 
 
  | 
 
  | 
 Что мешает голосу «летать»? Учимся «лепить» свой голос. (Уч. стр.64-82)  | 
 Аристотель делит риторику на три части Познакомить учащихся с классической работой, дать знания о влиянии этого произведения на последующие риторические труды.  | 
 Определять вид слушания и приемы слушания. Критически оценивать слушание собеседников  | 
 Отражение чувств в голосе говорящего. Речевая задача и возможности голоса. Интонационный, тембральный, громкостный рисунок голоса; голосовые средства воздействия на слушателя  | 
 Содействовать формированию культуры поведения в повседневной жизни  | 
|
| 
 Раздел 5. Жесты вместе с мимикой. 1 ч Тема 1. Помощники слова. Контакт начинается со взгляда. 1ч  | 
 
  | 
|||||||
| 
 7  | 
 
  | 
 
  | 
 Помощники слова. Контакт начинается со взгляда. (Уч. стр.83-98)  | 
 Особенности коммуникативной фазы, навык построения речи  | 
 Оценивать соответствие чтения заданий установке.  | 
 Роль жестов и мимики в речевом общении. Однозначные и многозначные жесты. Уместные и неуместные жесты. Использование жестов и мимики в речевом общении  | 
 Содействовать формированию культуры поведения в повседневной жизни  | 
|
| 
 Раздел 6. Учимся отвечать. 1ч Тема 1. Определение. Мы строим определения и правила. 1ч  | 
 
  | 
|||||||
| 
 8  | 
 
  | 
 
  | 
 Определение. Мы строим определения и правила. (Уч. стр.99-119)  | 
 Особенности докоммуникативной фазы, навык работы с дополнительной литературой  | 
 Определять вид чтения, уровень владения читательскими действиями  | 
 Понятия «определение» и «правило»; части виды определений; языковые модели, позволяющие строить определения.  | 
 Формирование коммуникативной компетенции  | 
|
| 
 Раздел 7. От души посоветовать. 1ч Тема 1.Советы бывают разными. 1ч  | 
 
  | 
|||||||
| 
 9  | 
 
  | 
 
  | 
 Советы бывают разными. (Уч. стр.120-132)  | 
 Особенности посткоммуникативной фазы, умение прогнозировать, навыки рефлексии  | 
 Находить коммуникативные недочеты. Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.  | 
 Что такое совет, цели совета. Общее и различное между советом и другими речевыми действиями; советы разных видов; пожелания советчикам  | 
 Содействовать социальной адаптации учащихся, вступающих в речевое общение  | 
|
| 
 Раздел 8. Качества речи. 1ч Тема 1. Д Достоинства и недостатки речи. Уместность речи и её соответствие ситуации и стилю высказывания. 1ч  | 
 
  | 
|||||||
| 
 10  | 
 
  | 
 
  | 
 Достоинства и недостатки речи. Уместность речи и её соответствие ситуации и стилю высказывания. (Уч. стр.133-150)  | 
 План отражает внутреннюю структуру выступления. Элементы композиции: - вступление - определение предмета - изложение - подтверждение или опровержение - заключение  | 
 Находить коммуникативные недочеты. Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.  | 
 Виды речи, достоинства и недостатки речи. Понятие «правильная речь», «стиль высказывания»; качества речи; стиль высказывания, ситуация общения.  | 
 выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств;  | 
|
| 
 Раздел 9. Я - редактор. 2ч Тема 1. Редактирование текста. 2ч  | 
 
  | 
|||||||
| 
 11 
 
 
 12  | 
 
  | 
 
  | 
 Редактирование текста. Практическая работа по редактированию текста. (Уч. стр.151-166)  | 
 Стилистика речи. Учить выделять, сворачивать и разворачивать текст выступления  | 
 Исправлять тексты по условным обозначениям редактора. Проверочная работа  | 
 Условные знаки редакторской правки; уместность и неуместность лексического повтора  | 
 Содействовать воспитанию культурно-ценностного отношения к русской речи  | 
|
| 
 Раздел 10. Учимся читать учебную литературу. 2ч Тема 1. Виды чтения. Приёмы осмысления учебного текста. Выписки. 2ч  | 
 
  | 
|||||||
| 
 13 
 14  | 
 
  | 
 
  | 
 Виды чтения. Приёмы осмысления учебного текста. Выписки. (Уч. стр.167-188)  | 
 Сравнение. Иллюстрации. Развивать внимание к речи собеседника, умение сравнивать, экспертировать.  | 
 Обозначать в «чужом» тексте коммуникативные недочеты. Находить отклонения от норм в устной и письменной речи. Практическая работа  | 
 Понятия «ознакомительное чтение», «изучающее чтение»; цели и задачи ознакомительного и изучающего чтения  | 
 Формирование культуры письменной речи  | 
|
| 
 Раздел 11. Изобретение. 2ч Тема 1. Изобретение. Обратимся к примерам. Что в имени тебе моём? 2ч.  | 
 
  | 
|||||||
| 
 15 
 
 
 16  | 
 
  | 
 
  | 
 Изобретения. Обратимся к примерам. (Уч. ч.2 стр.6-17) 
 Что в имени тебе моём? (Уч. стр.18-24)  | 
 Альтернатива. Проблема. Учить умению находить необходимые варианты в разрешении проблем, способствовать поиску нестандартных решений.  | 
 Искоренять ошибки в своей собственной речи, творческая работа  | 
 Что такое творчество; две разновидности определений: логические и риторические. Понятие «пример», виды примеров. Понятие «топонимика». 
  | 
 выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств;.  | 
|
| 
 Раздел 12. Заголовок. 1ч Тема 1. Заголовки и названия. 1ч  | 
 
  | 
|||||||
| 
 17  | 
 
  | 
 
  | 
 Заголовки и названия. Заголовок-прогноз и заголовок-ассоциация. (Уч. стр.25-36)  | 
 Полемика Логика оппонентов Учить видеть смысл задаваемого вопроса, уметь подбирать аргументы и факты, уважать оппонента  | 
 Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей  | 
 Понятия «заголовок-прогноз» и «заголовок-ассоциация»; виды заголовков и их отличительные особенности  | 
 Формирование коммуникативной компетенции  | 
|
| 
 Раздел 13. Необычные тексты. 2ч Тема 1. Каким должно быть слово рядом с фотографией? 2ч.  | 
 
  | 
 
  | 
||||||
| 
 18  | 
 
  | 
 
  | 
 Каким должно быть слово рядом с фотографией? (Уч. стр.37-44)  | 
 Стилистика речи. Учить выделять, сворачивать и разворачивать текст выступления  | 
 Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей  | 
 В чём необычность текста, созданного к фотографии; как соединять слова с фотографией в соответствии с замыслом и речевой ситуацией  | 
 выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств; умение уважать личность, ее достоинства; доброжелательное отношение к окружающим.  | 
|
| 
 19  | 
 
  | 
 
  | 
 Фотозарисовка. История снимка. (Уч. стр.44-50)  | 
 Что такое фотозарисовка; жанровые и языковые особенности письменных высказываний, создаваемых по фотографиям  | 
||||
| 
 Раздел 14. Коллективный дневник. 1ч Тема 1. Дневниковые записи. 1ч  | 
 
  | 
|||||||
| 
 20  | 
 
  | 
 
  | 
 Дневниковые записи. Учимся писать летопись класса. (Уч. стр.51-59)  | 
 Сопоставительный анализ, навык работы с информацией  | 
 Составлять объявления устные и письменные.  | 
 Что такое дневниковые записи, о чём, что и как писать в дневнике  | 
 Формирование коммуникативной компетенции  | 
|
| 
 Раздел 15. Чужая речь в моём тексте. 1ч Тема 1. Что такое чужая речь? 1ч  | 
 
  | 
|||||||
| 
 21  | 
 
  | 
 
  | 
 Что такое чужая речь? Для чего нужна цитата? (Уч. стр.60-76)  | 
 Монолог Диалог Обучать формулировке вопросов, проясняющих цель, позицию говорящего, задач общения.  | 
 Обозначать в «чужом» тексте коммуникативные недочеты.  | 
 Что такое чужая речь, цитата; речевые задачи цитат; цель использования цитат; правила цитирования  | 
 формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств; умение уважать личность, ее достоинства;.  | 
|
| 
 Раздел 16. От отзыва к рецензии. 2ч Тема 1. Рецензия на сочинение товарища. 2ч  | 
 
  | 
|||||||
| 
 22 
 
 
 23  | 
 
  | 
 
  | 
 Рецензия на сочинение товарища. 
 Написание рецензии. (Уч. стр.77-86)  | 
 Дискуссия Учить видеть смысл задаваемого вопроса, уметь подбирать аргументы и факты, уважать оппонента  | 
 Находить коммуникативные недочеты. Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.  | 
 Понятия «отзыв», «рецензия», «аннотация»; сходство и различие данных речевых жанров; языковые штампы, используемые при рецензировании  | 
 формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств;.  | 
|
| 
 Раздел 17. Деловой стиль. 2ч Тема 1. Заявление. 1ч  | 
 
  | 
|||||||
| 
 24  | 
 
  | 
 
  | 
 Заявление. (Уч. стр.87-91)  | 
 Доклад Способствовать активному использованию различных формулировок вопросов в различных речевых ситуациях, выделять тему, цель, задачу.  | 
 Создавать текст в соответствии с поставленной речевой задачей  | 
 Понятие «деловой стиль речи»; составные части заявления; языковые штампы заявлений  | 
 Содействовать формирование культуры деловой письменной речи  | 
|
| 
 Тема 2. Объяснительная записка.1ч  | 
 
  | 
|||||||
| 
 25  | 
 
  | 
 
  | 
 Объяснительная записка. (Уч. стр.91-98)  | 
 Доклад Способствовать активному использованию различных формулировок вопросов в различных речевых ситуациях, выделять тему, цель, задачу.  | 
 Создавать текст в соответствии с поставленной речевой задачей  | 
 Составные части объяснительной записки; языковые штампы деловой речи  | 
 Содействовать формирование культуры деловой письменной речи  | 
|
| 
 Раздел 18. Учимся спорить. 2ч Тема 1. Настоящий спор и его основные признаки. 2ч  | 
 
  | 
|||||||
| 
 26 
 
 
 
 
 27 
  | 
 
  | 
 
  | 
 Настоящий спор и его основные признаки. 
 Тезис и аргумент спора. Культура спора. (Уч. стр.99-121)  | 
 Спор, виды спора Учить видеть смысл задаваемого вопроса, уметь подбирать аргументы и факты, уважать оппонента  | 
 Искоренять ошибки в своей собственной речи.  | 
 Что такое спор, отличие спора от ссоры, основные компоненты спора; задачи спора; Понятия «тезис», «аргумент», речевые стереотипы, которые помогают ввести тезис в аргументированный текст, виды аргументов  | 
 Формирование культуры речевого общения  | 
|
| 
 Раздел 19. Газетная информация. 2ч Тема 1.Информационные газетные жанры . 2ч  | 
 
  | 
|||||||
| 
 28  | 
 
  | 
 
  | 
 СМИ. Информационные газетные жанры. Хроника. (Уч. стр.122-137)  | 
 Работа с материалами СМИ, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию  | 
 Определять риторические фигуры, анализировать текст с точки зрения нахождения средств выразительности, создавать текст различных жанров в различных стилях  | 
 Понятие «информация», «СМИ»; виды информации, основные газетные жанры. Понятие «хроника», обязательные элементы хроники; языковые средства различных речевых жанров  | 
 Формирование коммуникативной компетенции  | 
|
| 
 29  | 
 
  | 
 
  | 
 Информационные газетные жанры. Заметка. (Уч. стр.137-144)  | 
 Понятие «заметка», языковые средства, используемые для создания заметки  | 
 Формирование коммуникативной компетенции  | 
|||
| 
 Раздел 20. Репортаж. 2ч Тема 1. Репортаж. 2ч  | 
 
  | 
|||||||
| 
 30 
 
 31  | 
 
  | 
 
  | 
 Репортаж. 
 
 Вы – репортёр. (Уч. стр.145-167)  | 
 Знание образцов речи. Жанровые особенности Навыки проектной работы, готовность к разрешению проблем, коммуникативная компетентность.  | 
 Придумывать сказочные истории и рассказывать их.  | 
 Особенности жанра репортажа, законы создания репортажа; языковое своеобразие и стилевые особенности жанра.  | 
 Формирование нравственных основ личности, ориентированной на общечеловеческие ценности  | 
|
| 
 Раздел 21. Уроки житейской мудрости. 1ч Тема 1. Уроки житейской мудрости 1ч  | 
 
  | 
|||||||
| 
 32  | 
 
  | 
 
  | 
 Уроки житейской мудрости. (Уч. стр.168-185)  | 
 Особенности докоммуникативной фазы, навык работы с дополнительной литературой  | 
 Анализировать текст, включающий различные типы речи  | 
 Жанр притчи, двухчастное и трёхчастное строение питчи; аллегорическое повествование и толкование притч. Мораль притчи и способы ее выражения; план выполнения творческой работы и критерии их  | 
 Содействовать развитию мировоззренческого кругозора  | 
|
| 
 Раздел 22. Личное письмо. 2ч Тема 1. Личные письма. Письмо – поздравление. 1ч  | 
 
  | 
|||||||
| 
 33  | 
 
  | 
 
  | 
 Личные письма. Письмо – поздравление.  | 
 Стилистика речи. Учить выделять, сворачивать и разворачивать текст письма  | 
 Создавать текст письма в соответствии с поставленной речевой задачей  | 
 Понятия: личные письма, письмо – поздравление  | 
 доброжелательное отношение к окружающим.  | 
|
| 
 Тема 2. Благодарственное письмо и письмо – просьба. 1ч  | 
 
  | 
|||||||
| 
 34  | 
 
  | 
 
  | 
 Благодарственное письмо и письмо – просьба.  | 
 Стилистика речи. Учить выделять, сворачивать и разворачивать текст письма  | 
 Создавать текст письма в соответствии с поставленной речевой задачей  | 
 Понятия: благодарственное письмо и письмо – просьба  | 
 доброжелательное отношение к окружающим.  | 
|
| 
 Раздел 23. Итоговые задания.1ч Тема 1. Итоговые задания. 1ч  | 
 
  | 
|||||||
| 
 35  | 
 
  | 
 
  | 
 Итоговые задания. (Уч. стр.186-192)  | 
 Проверить полученные на уроках риторики знания в практике речевого устного и письменного общения  | 
 Выполнение контрольной работы  | 
 Изученные в курсе риторики понятия  | 
 Содействовать социальной адаптации учащихся, вступающих в речевое общение  | 
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.