Календарно-тематическое планирование «Родная литература (русская)»
5 класс
№ п/п |
№ урока темы |
Кол-во часов |
Дата |
Тема урока |
Примечание |
||
|
|
|
1. Введение (1 час) |
||||
1 |
1 |
|
|
Введение. |
|
||
|
|
|
2. Славянская мифология (5 часов) |
||||
2 |
1 |
|
|
Фольклор и русская (родная) словесность. |
|
||
3 |
2 |
|
|
Русские пословицы и поговорки. |
|
||
4-5 |
3-4 |
|
|
Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. |
|
||
6 |
5 |
|
|
Проект по направлению «Славянская Мифология» |
|
||
|
|
|
3. Из русской литературы XIX века (9 часов) |
||||
7-8 |
1-2 |
|
|
Русские басни. Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». |
|
||
9 |
3 |
|
|
В.И. Даль. Сведения о писателе. Сказка «Что значит досуг?» Идейно-художественный смысл сказки. |
|
||
10 |
4 |
|
|
В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» |
|
||
11 |
5 |
|
|
Н.Г. Гарин-Михайловский. Сведения о писателе. Сказка «Книжка счастья». |
|
||
12 |
6 |
|
|
Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка. |
|
||
13 |
7 |
|
|
Р/Р Классное сочинение №1 "Зло и добро в сказке". |
Классное сочинение №1 |
||
14 |
8 |
|
|
Проект №1 по теме «Русская литература 19 века» |
Проект №1 |
||
15 |
9 |
|
|
Контрольное тестирование №1 по теме «Русская литература 19 века» |
Контрольное тестирование №1 |
||
|
|
|
4. Из русской литературы XX века (12 часов) |
||||
16 |
1 |
|
|
Е.А. Пермяк. Краткие сведения о писателе. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов. |
|
||
17 |
2 |
|
|
Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. |
|
||
18 |
3 |
|
|
В.А. Сухомлинский. Краткие сведения о писателе. "Легенда о материнской любви». Материнская любовь. Сыновняя благодарность. |
|
||
19 |
4 |
|
|
В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви».Особенности жанра. Значение финала. |
|
||
20 |
5 |
|
|
Ю.Я. Яковлев. Краткие сведения о писателе.Рассказ «Цветок хлеба». Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. |
|
||
21 |
6 |
|
|
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Чувство ответственности за родных. Беда и радость. |
|
||
22 |
7 |
|
|
А.И. Приставкин. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). |
|
||
23 |
8 |
|
|
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. |
|
||
24 |
9 |
|
|
В.Я. Ерошенко. Краткие сведения о писателе. Сказка «Умирание ивы». Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. |
|
||
25 |
10 |
|
|
В.Я. Ерошенко. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя. |
|
||
26 |
11 |
|
|
Проект №2 по теме «Русская литература ХХ века» |
Проект №2 |
||
27 |
12 |
|
|
Контрольное тестирование №2 по теме «Русская литература ХХ века» |
Контрольное тестирование №2 |
||
|
|
|
5. Родная природа в произведениях поэтов XX века (4 часа) |
||||
28 |
1 |
|
|
В. Я. Брюсов. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». |
|
||
29 |
2 |
|
|
М. А. Волошин Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» |
|
||
30 |
3 |
|
|
Практикум выразительного чтения. |
|
||
31 |
4 |
|
|
Контрольное тестирование №3 по теме «Родная природа в произведениях поэтов 20 века» |
Контрольное тестирование №3 |
||
|
|
|
6. Писатели и поэты Тульской области (3 часа) |
||||
32-33 |
1-2 |
|
|
Творчество писателей и поэтов Тульской области. |
|
||
34 |
3 |
|
|
Защита проектов. |
|
||
6 класс
№ п/п |
№ урока темы |
Кол-во часов |
Дата |
Тема урока |
Примечание |
|||
|
|
|
1. Введение (1 час) |
|||||
1 |
1 |
1 |
|
Связь литературы с историей, философией, психологией. Образ человека в литературном произведении |
|
|||
|
|
|
2. Русский фольклор (2 часа) |
|||||
2 |
1 |
1 |
|
Песни «Ивушка», «Плач по Петре I», «Вниз по матушке по Волге» |
|
|||
3 |
2 |
1 |
|
Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря». |
|
|||
|
|
|
3. Древнерусская литература (3 часа) |
|||||
4 |
1 |
1 |
|
Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Памятник литературы в форме путевых записей |
|
|||
5 |
2 |
1 |
|
«Житие Александра Невского» – первое русское житие князя-воина |
|
|||
6 |
3 |
1 |
|
Р/Р Классное сочинение №1 в тиле древнерусской литературы «Один день из моей школьной жизни» |
Классное сочинение №1 |
|||
|
|
|
4. Литература XVIII века (1 час) |
|||||
7 |
1 |
1 |
|
Г.Р. Державин «Лебедь». Размышления о судьбе творца |
|
|||
|
|
|
5. Литература XIX века (7 часов) |
|||||
8 |
1 |
1 |
|
К.Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Противопоставление героической мощи старины мелочным, ничтожным масштабам настоящего |
|
|||
9 |
2 |
1 |
|
Д.В. Давыдов. Краткий рассказ о поэте. Отечественная война 1812 года глазами её участника. Стихотворение «Партизан» |
|
|||
10 |
3 |
1 |
|
Ф.Н. Глинка. Краткий рассказ о поэте. Философский смысл стихотворений «Луна», «Утро вечера мудренее». Стихотворение «Москва» как образец патриотической лирики |
|
|||
11 |
4 |
1 |
|
Е.А. Баратынский. «Родина». История создания стихотворения. Состояние души лирического героя |
|
|||
12 |
5 |
1 |
|
Л.Н. Толстой. «Хаджи-Мурат». Историческая основа повести. Сюжет и композиция |
|
|||
13 |
6 |
1 |
|
Л.Н. Толстой. «Хаджи-Мурат». Герои и образы. Художественное своеобразие. Отношение автора к главному герою |
|
|||
14 |
7 |
1 |
|
Контрольная работа №1 по теме «Литература XVIII-XIX веков» (тест, письменный ответ на проблемный вопрос) |
Контрольная работа №1 |
|||
|
|
|
6. Литература XX века (14 часов) |
|||||
15 |
1 |
1 |
|
К.Г. Паустовский. Проблема уважения к родной земле в рассказе «Бакенщик» |
|
|||
16 |
2 |
1 |
|
М.М. Зощенко. «Монтёр». Художественное своеобразие рассказа. Приёмы создания комического |
|
|||
17-18 |
3-4 |
2 |
|
И.С. Шмелёв. Краткий рассказ о писателе. Главы из романа «Лето Господне». Идеализацией православных начал русской жизни |
|
|||
19-20 |
5-6 |
2 |
|
В.К. Железников. «Чудак из 6 «Б». Проблема самостоятельности, ответственности, умения признавать свои ошибки |
|
|||
21-22 |
7-8 |
2 |
|
А.А. Лиханов. Краткий рассказ о писателе. Повесть о военном детстве «Последние холода» |
|
|||
23 |
9 |
1 |
|
Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…», «О красоте человеческих лиц» |
|
|||
24 |
10 |
1 |
|
В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Единство человека и природы в рассказе «Деревья растут для всех» |
|
|||
25 |
11 |
1 |
|
А.Г. Алексин. История о мечтах, разрушенных войной, в рассказе «Домашнее сочинение» |
|
|||
26 |
12 |
1 |
|
Проблема выражения благодарности в воспоминаниях А.Г. Алексина («Я прихожу к маме…») |
|
|||
27 |
13 |
1 |
|
Е.И. Носов. Краткий рассказ о писателе. Особенности прозы Е.И.Носова. Доброта и жестокость людей в рассказе «Алюминиевое солнце» |
|
|||
28 |
14 |
1 |
|
Василий Гроссман. «Собака». Историческая основа рассказа. Взаимоотношения человека и собаки |
|
|||
|
|
|
7. Современная литература (6 часов) |
|||||
29 |
1 |
|
|
Людмила Улицкая. Нравственная красота человека в рассказе «Счастливый случай» |
|
|||
30 |
2 |
|
|
Людмила Улицкая. Материнская любовь и мудрость в рассказе «Бумажная победа» |
|
|||
31 |
3 |
|
|
Владислав Отрошенко. Краткий рассказ о писателе. Повесть в рассказах «Двор прадеда Гриши». Образ повествователя. Юмор в повести |
|
|||
32 |
4 |
|
|
Контрольная работа №2 по теме «Русская литература» (тест, письменный ответ на проблемный вопрос) |
Контрольная работа №2 |
|||
33 |
5 |
|
|
Борис Минаев. Краткий рассказ о писателе. Восприятие окружающего мира ребёнком в романе «Детство Лёвы» |
|
|||
34 |
6 |
|
|
Борис Минаев. Проблема взросления в романе «Гений дзюдо» (глава «Брат» и другие по выбору) |
|
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.