РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «Песни и сказки Тихого Дона».
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, программы курса «Песни и сказки Тихого Дона» для начальной школы (авт. Е.В. Посошенко, Г.И. Савельева), «Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка».
Данная программа реализуется для обучающихся 1 класса. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ - СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка в 2016-2017 уч. году количество часов в неделю: 1час, за год: 32 часа.
Цели:
Познакомить учащихся с богатейшим языковым наследием казачества, обрядами, песнями, легендами.
Задачи курса:
1.Развивать творческие способности детей на примерах донского фольклора.
2.Расширять кругозор детей, знакомить их с географией родного края, особенностями его природы, представителями растительного и животного мира.
3.Воспитывать чувство гордости за свой родной край, героическое прошлое нашего народа, стремление сохранить и сберечь традиции Дона.
II. Планируемые результаты освоения программы.
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- получение новых знаний;
- раскрытие творческих способностей;
- знакомство с новыми играми, песнями;
3. Содержание курса «Песни и сказки Тихого Дона».
Введение (1ч)
Знакомство с содержанием занятий
История Донского Края (1ч)
Кто такие казаки? Главная песня казаков. История возникновения. Почему Дон Ивановичем зовут? Значение реки для казаков.
Культура и традиции Донского края (1ч)
«Про Анютины глазки и цветок бессмертник». Имя станице нареченное. Жилище казаков. Убранство и утварь. Печь - символ домашнего очага. Весенний день - год кормит.
Праздники Донского Края (2ч)
Народные сказки донского края.(11ч)
Кукольный театр. История создания, основные персонажи. Театральные занятия. Разыграй сказку. Казачьи потешки, небылицы, игры. «Каяльские чтения» -.исторические данные. «Дон любимый» -разучивание песни. «Земляничка-ягодка». Неповторимый язык казачьей песни. Особенности казачьей песни. «Если хочешь быть военным». Казачьи песни «Мы - Донцы» «Ой, калина». Хороводная песня-игра «Утушка».
Природа родного края (1ч)
IV. Программно-методическое обеспечение:
1.Книгопечатная продукция.
1)Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва, Просвещение, 2011г
2) Е.В. Посошенко, Г.И. Савельева «Песни и сказки Тихого Дона» Программа для общеобразовательных учреждений 1-4 классы.
Методические пособия:
Художественно – эстетический курс «Песни и сказки Тихого Дона»(культура Дона)авт. Е.В. Посошенко 2011г.
Дополнительная литература:
1. Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 1-4 классах. – Ростов –на- Дону: ЗАО «Книга», 2005.
2. Пётр Лебеденко Сказки Тихого Дона.
3.Сборник фольклорных материалов: Аникин В.П. Русский фольклор. – М., 1985г.; Журавлёв В.П. Звук и смысл. – М., 1991г.; Кравцов Н.И, Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество.- М., 1989г.; Листопадов А.М. Песни донских казаков т. 1-5 М.: Музыка,1954.; Соболев О.И. Русская мысль о музыкальном фольклоре М.: Музыка,1979.
Информационно – техническое обеспечение:
l ПЕРСОНАЛЬНЫй КОМПЬЮТЕР.
l ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА.
4. Календарно – тематическое планирование
№ урока
|
Дата |
Тема урока |
Содержание |
Деятельность обучающихся |
Результат |
|
план |
факт |
|||||
1 |
6.09 |
|
Народные сказки донского края |
Пробуждать интерес к народному творчеству родного края. |
Слушание сказки, прочитанной учителем и участие в беседе по прочитаннойсказке. Участие в составлении сказки по картинке и её чтение своим одноклассникам. |
Конкур на лучшую сказку. |
2 |
20.09 |
|
Кукольный театр. История создания, основные персонажи. |
Формировать навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени, умения вести диалог, развивать творческие способности. |
Рассказ учителя истории создания кукольного театра. Создание кукольного театра из бумаги своими руками и организация театральной постановки. |
Выставка кукол сделанных своими руками. |
3 |
4.10
|
|
Театральные занятия. Разыграй сказку. |
Развивать творческие способности учащихся, умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров, развивать творческие способности детей. Умение вести себя в коллективе. |
Работа над выбранной для спектакля сказкой, работа над выразительными средствами речи. Распределение ролей и чтение сказки. |
Инсценировка сказки. |
4 |
18.10 |
|
Театральные занятия. Разыграй сказку. |
Развивать творческие способности учащихся, умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров, развивать творческие способности детей. Умение вести себя в коллективе. |
Работа над выбранной для спектакля сказкой, работа над выразительными средствами речи. Распределение ролей и чтение сказки. |
Инсценировка сказки. |
5 |
1.11 |
|
Народные праздники и традиции донского края. Масленица |
Формировать ценностное отношение к русской национальной культуре. Знакомство с праздником масленицы. Место праздника в жизни казаков |
Слушание рассказа учителя о празднике. Конкурс на лучшую пословицу, песню, былину. Народные игры на Масленицу. |
Народные игры на Масленицу. |
6 |
22.11 |
|
Казачьи потешки, небылицы, игры. |
Развивать творческие способности детей. Умение использовать свои знания. Развивать двигательную активность. Формировать понимание что игра - это подготовка к взрослой жизни. |
Чтение потешек, небылиц. Участие в беседе. Участие в казачьих играх. |
Казачьих игры на свежем воздухе. |
7 |
6.12 |
|
Неповторимый язык казачьей песни. Особенности казачьей песни. «Если хочешь быть военным» |
Разучивание песни. Работа над текстом, дикцией. Особенностями казачьего говора. Развивать творческие способности детей |
Слушание рассказа учителя о казачьей песни. Пение ранее изученных песен. Разучивание казачьей песни «Если хочешь быть военным». Создание словарика казачьих слов и выражений. |
Словарик казачьих слов и выражений. |
8 |
20.12
|
|
Пасха-праздник праздников |
Знакомство с народными праздниками, традициями родного края. Формировать ценностное отношение к русской национальной культуре. Знакомство с праздником масленицы. Место праздника в жизни казаков |
Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе по прочитанному тексту. Составление и чтение сочинения на тему: « Пасха в моей семье». Создание пасхальных композиций. Создание Рисунков на заданную тему. |
Выставка работ « Пасха в моей семье».. |
9 |
17.01 |
|
Пасха-праздник праздников |
Знакомство с народными праздниками, традициями родного края. Формировать ценностное отношение к русской национальной культуре. Знакомство с праздником масленицы. Место праздника в жизни казаков |
Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе по прочитанному тексту. Составление и чтение сочинения на тему: « Пасха в моей семье». Создание пасхальных композиций. Создание Рисунков на заданную тему. |
Выставка работ « Пасха в моей семье».. |
10 |
31.01 |
|
Имя станице нареченное |
Знакомить детей с богатством культуры Донского края формировать патриотов своей малой родины. Развивать интерес к краеведческой работе. |
Рассказ материала, подготовленного дома. Работа с источниками информации. Сбор необходимой информации. Участие в разгадывании кроссворда на данную тему. Создание рисунков «Мой родной поселок» |
Рисунок «Мой родной поселок» |
11 |
14.02
|
|
Казачьи песни «Мы - Донцы» «Ой, калина» |
Учить детей чувствовать красоту казачьей песни, богатство мелодии, выразительность языка. Стимулировать интерес детей к народному творчеству. |
Просмотр клипа песни «Ой, калина». Прослушивание и разучивание песен «Мы - Донцы» «Ой, калина». Разучивание движений к мелодиям. |
Исполнение песен «Мы - Донцы» «Ой, калина» |
12 |
28.02
|
|
Жилище казаков. Убранство и утварь. |
Расширять и углублять знания о казачьих традициях и духовном наследии донского казачества. Учить использовать дополнительную информацию. Воспитывать уважение к народному творчеству. |
Работа с источниками информации. Просмотр фрагмента фильма о жилище казаков и беседа по просмотренному фрагменту. Создание поделок для украшения жилья. |
Выставка поделок. |
13 |
13.03 |
|
Жилище казаков. Убранство и утварь |
Расширять и углублять знания о казачьих традициях и духовном наследии донского казачества. Учить использовать дополнительную информацию. Воспитывать уважение к народному творчеству. |
Работа с источниками информации. Просмотр фрагмента фильма о жилище казаков и беседа по просмотренному фрагменту. Создание поделок для украшения жилья. |
Выставка поделок. |
14 |
3.04 |
|
Печь - символ домашнего очага |
Знакомить со значение печи в жизни казачьей семьи. Расширять и углублять знания о казачьих традициях и духовном наследии донского казачества. |
Сбор необходимой информации. Участие в беседе. Создание рисунков на заданную тему. Помощь в организации выставки рисунков на тему: «Печь - символ домашнего очага». |
Выставка рисунков. |
15 |
17.04 |
|
Весенний день - год кормит |
Расширять и углублять знания о казачьих традициях и духовном наследии донского казачества. Воспитывать уважение к труду. |
Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе по прочитанному тексту. Чтение стихотворений о весне. |
Конкурс стихотворений о весне. |
16 |
8.05 |
|
Хороводная песня-игра «Утушка» Казачья посиделки |
Воспитывать любовь к родине. Умение исполнять песню и двигаться в соответствии с текстом. Развивать двигательную активность детей. Подготовка к празднику. |
Разучивание песни с движениями. Работа над сценарием к празднику. |
Пение песни «Утушка» . |
17 |
22.05 |
|
«На гулянья собрались парни и девчата» |
Знакомить детей с народными праздниками, традициями родного края. Развивать творческие навыки учащихся, умение работать с литературными источниками. |
Участие в казачьих посиделках. |
Казачьи посиделки. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.