РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, МИЛЛЕРОВСКИЙ РАЙОН,
х. СУЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СУЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора по УР Директор МБОУ Сулиновской СОШ
____________Свинарева Н.А. ____________Поддубная Г.В.
«___»_____________2019 г приказ № 162 от 31.08. 2019 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной литературе
начальное общее, 4 класс
Количество часов 17 ч Уровень базовый_
Учитель: Остапущенко Наталья Ивановна
Программа по родной литературе создана на основе федерального компонента государственного стандарта и авторской программы Е.В. Посошенко, Г.И. Савельева УМК «Школа России».1 – 4 классы»
2019-2020 уч. год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой – глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Программа курса «Родного языка» включает элементы занимательности, она составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность.
Программа курса «Родного языка» предусматривает взаимосвязь с программой «Русский язык» под редакцией В. П. Канакиной и УМК «Школа России».
Главная цель данного курса: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных универсальных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей.
Задачи программы:
-обогащение словаря;
-развитие устной и письменной речи;
-совершенствование работы над содержательной стороной слова;
-активизация познавательных интересов;
-раскрытие творческих способностей;
-развитие образного и логического мышления;
-воспитание доброжелательности, толерантности.
Деятельностный подход в этой программе осуществляется через такие формы работы, как сочинения, конкурсы, КВН, поиск информации в источниках по русскому языку, работа в парах и группах, викторины, различные игры и др.
Место проведения занятий: учебный кабинет, школьная и городская библиотека.
Рекомендуется проводить внеурочное занятие с 2-4 динамическими паузами, когда обучающиеся не сидят за партами, а перемещаются по классу, играют, инсценируют и т. д.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Всё это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Ценностными ориентирами содержания данного курса
являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе общения на занятиях.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на учащихся 4-х классов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут.
2. Планируемые результаты, включающие формирование УУД.
Занятия формируют следующие универсальные учебные действия:
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
– чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
– интерес к изучению языка.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Механизм оценки результатов
Способами определения результативности программы являются:
Диагностика, проводимая в начале и в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
В начале года Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов. Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными. К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, тест Векслера и т.д., а также тесты-задания.
В конце года Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все виды тестовых испытаний.
Учащихся к концу 4-го класса
учащиеся должны знать:
- правила правописания слов с изученными орфограммами;
- признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола);
- главные члены предложения;
- состав слова.
-отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
- слова, словосочетания, предложения, текста;
- основные орфографические и пунктуационные правила;
- о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
учащиеся должны уметь:
- различать приставки и предлоги. писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно; - разбирать предложения по членам предложения;
- обозначать на письме интонацию перечисления;
- разбирать слова по составу;
- проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова;
- писать правильно слова с удвоенными согласными;
-определять род, число имен существительных и имен прилагательных;
- определять число, время глаголов;
- писать НЕ с глаголами;
- работать со словарем;
- группировать и подбирать слова на определенные правила;
- различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова;
- составлять рассказы по картинке;
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями.
Список литературы
« Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения» А.М. Кондаков.
http://festival.1september.ru/
http://pedsovet.org/
http://www.numi.ru/
http://www.prosv.ru/
1. Т.Н. Соколова. Юным умникам и умницам: Школа развития речи / Методическое пособие, 2 класс. Курс «Речь». М.: РОСТ, 2011.
2. Криволапова Н.А. учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин-т повыш. квалиф. и переподготовки работников образования, 2005.
3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.-(Стандарты второго поколения)
4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1 / М.Ю. Демидова и др. ; под ред. Г.С. Ковалевой , О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения)
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения)
6. Олимпиады по русскому языку. 4 класс. – М.: Экзамен, 2014г.
3. Содержание программы. 4 класс
Устаревшие слова (4 часа)
Архаизмы.
Игры: «Слова-долгожители», «Изменившиеся слова», «Архаизмы в юморе, сатире, иронии», Кому принадлежат эти предметы?», Что делали раньше этими предметами?», «Какие слова стали вместо устаревших?», «Что кроется в фамилиях?»,?», «Напоминайкин глаголит», «Знаете ли вы?», «Непонятные слова», «Забытые слова» и др.
Конкурс «Непонятные слова»
Новые слова (6 часа)
Неологизмы.
Игры: «Новые слова», «Новый предмет», «Откуда это слово?», «Какое слово моложе?», «Ответьте!», «Три слова», «А вы знаете?», «Два новых слова», «Напоминайкин произносит речь», Что это за зверь?», «Знаете ли вы?», «Узелок на память» и др.
Звучащее слово: Г.Сапгир «Ту» летит», «Завтра», «Мы забрались в этот шар», Г.Граубин «Шишкопад», Н.Егоров «От села до переката», И.Демьянов «За обедом», В.Голяховский «Листопад», Я.Аким «Космонавт», С.Сахарнов «Рам и Рум», М.Родина «Я был на Луне», «Товарищ» (по Жарикову), Б.Раевский «Пионеры» и др.
Праздник слов.
Слова – пришельцы (7 часов)
Заимствованные слова.
Игры: «Слова из Франции», «Слова из Турции», «Слова из Германии», «Слова-иностранцы», «Шесть и шесть», «Как вы понимаете?», «Почему так называют?» и др.
Звучащее слово: И.Орловска «Братья-месяцы», А.Угрюмов «О наших именах» и др.
Игры: «Говори как робот», «Эхо», «Повторяйка», «Посидим, поокаем!», «Запомни и напиши», «Слова с безударными гласными в корне», «Слова с парными согласными в корне слова», «Найди слово», «Где спряталась орфограмма?», «Найди орфограмму», «Почему большая буква?» и др.
4. Календарно-тематическое планирование Родной русский, 4 класс «Школа России» ФГОС
№п/п |
дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
||||
|
план |
факт |
|
|
|||
1 |
13.09 |
|
Вводный урок. |
1 |
|||
2 |
27.09 |
|
Шарады и логогрифы. |
1 |
|||
3 |
11.10 |
|
Откуда пришли наши имена. |
1 |
|||
4 |
25.10 |
|
Занимательное слообразование. |
1 |
|||
5 |
15.11 |
|
Страницы истории родного языка. Почему их так называют. (Происхождение слов.) |
1 |
|||
6 |
29.11 |
|
Кто в алфавите живёт? Самая «трудолюбивая» буква и самая «ленивая» буква русского алфавита. |
1 |
|||
7 |
13.12 |
|
Согласные звуки и буквы и их «секреты». Самая удивительная буква русской азбуки. |
1 |
|||
8 |
27.12 |
|
Фонетический портрет слова. Заседание «Клуба знатоков фонетики». |
1 |
|||
9 |
24.01 |
|
Сколько слов в русском языке? Кто придумывает слова? Как устроены слова? |
1 |
|||
10 |
7.02 |
|
Нескучный урок. Детское словотворчество. |
1 |
|||
11 |
21.02 |
|
Слова- родственники. Секреты дедушки Корня. Самые трудные корни. |
1 |
|||
12 |
6.03 |
|
Корень и главное «правило» или «Не лезьте за словом в карман». |
1 |
|||
13 |
20.03 |
|
Приставки – труженицы. Самые трудные приставки. |
1 |
|||
14 |
10.04 |
|
Суффиксы – работяги. Сложение бывает не только в арифметике. |
1 |
|||
15 |
24.04 |
|
Строительные блоки для предложений. |
1 |
|||
16 |
15.05 |
|
Сколько главных членов в предложении? |
1 |
|||
17 |
29.05 |
|
Однородные члены предложения и их добросердечные отношения. |
1 |
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.