Календарно–тематическое планирование уроков окружающего мира 4 кл Школа России

  • doc
  • 13.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КТП по окр. миру 4а класс.doc

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО
методическим объединением учителей

начальных классов
Протокол от «___»___________2017 г.
 №____
Руководитель _________
 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы-интерната по УВР _________/  

от  «__»________2017 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________Н.А. Подгорных
«___»________2017 г.
Приказ «___»______2017 г.
№ ____

Календарно–тематическое планирование уроков окружающего мира

Класс – 4а

Учитель:  Сечко Ольга Михайловна

Количество часов – 68, в неделю – 2.

 

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1 полугодие

2 полугодие

план

фактически

план

фактически

план

фактически

план

фактически

Количество часов

17

 

16

 

20

 

15

 

Контрольные работы

1

 

1

 

2

 

3

 

Практические, работы

12

 

5

 

7

 

3

 

Другие виды деятельности

Проверочные работы, тестирование.

Планирование составлено на основании:

1.      Рабочей программы начального общего образования по окружающему миру (4  кл.) /  О. М. Сечко

2.      Программы по окружающему миру для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. УМК «Школа России». / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.

3.      Учебника: Окружающий мир. 4 класс. В 2-х частях. Учебник для общеобразовательных организаций / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2014. Рекомендован Министерством образования и науки РФ.

4.      Дополнительной литературы:

·      Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты. 4 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова. – М.: Просвещение, 2012.

·      Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.

 

 

Тематическое планирование составила:  Сечко О. М. / ________________/


№ п/п

Кол-во часов

Дата

Коррек-

тировка

Тема раздела. Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

I четверть 18 ч

Земля и человечество (9 ч)

1.

1

02.09.

 

Мир глазами астронома

Знакомиться с учебником и учебными посо­биями по «Окружающему миру» для 4 класса. Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; рассказывать о мире с точки зрения астронома. Изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы. Различать планеты и их спутники, извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце. Анализировать схемы, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года.

Наблюдать Луну невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа). Определять направление на север по Полярной звезде. Сравнивать глобус и карту полушарий. Находить условные знаки на карте полушарий. Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества. Составлять рассказ о географических объ­ектах с помощью глобуса и карты полушарий. Составлять рассказы о мире с точки зрения историка, характеризовать роль исторических источ­ников для понимания событий прошлого. Обсуждать роль бытовых предметов для по­нимания событий прошлого. Определять по «ленте времени» век, в кото­ром происходили упоминавшиеся ранее истори­ческие события.

Анализировать историче­скую карту, рассказывать по ней об историче­ских событиях. Рассказывать о мире с точки зрения эколога. Анализировать совре­менные экологические проблемы, предлагать меры по их решению.

Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия.

Работать со взрослыми; работать со сверстниками в малой группе и в паре; работать самостоятельно. Выполнять на персональном компьютере за­дания из электронного приложения к учебнику. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

2.

1

06.09.

 

Планеты Солнечной системы

3.

1

09.09.

 

Звёздное небо – Великая книга Природы

4.

1

13.09.

 

Мир глазами географа

5.

1

16.09.

 

Мир глазами историка

6.

1

20.09.

 

Когда и где?

7.

1

23.09.

 

Мир глазами эколога

8.

1

27.09.

 

Сокровища Земли под охраной человечества

9.

1

30.09.

 

Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество». Проверочная работа

Природа России (11 ч)

10.

1

04.10.

 

Равнины и горы России

Находить и показывать на физической карте России изучаемые географиче­ские объекты. Различать холмистые и плоские равнины, характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечат­лениям. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географиче­ских объектах, готовить сообщения. Готовить материалы к выставке «Где мы были». Определять по карте природные зоны России, высказыватъ предположеяия о причинах их смены, осуществлять самопроверку определять по рисунку учебника, какие растения и организмы находятся в каждой из зон, объяснять, как они приспо­соблены к условиям жизни; рассказывать по рисунку о труде человека и экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания.

11.

1

07.10.

 

Моря, озёра и реки России

12.

1

11.10.

 

Природные зоны России

13.

1

14.10.

 

Зона арктических пустынь

14.

1

18.10.

 

Тундра

15.

1

21.10.

 

Леса России

16.

1

25.10.

 

Лес и человек

17.

1

28.10.

 

Зона степей

18.

1

08.11.

 

Пустыни

19.

1

11.11.

 

У Чёрного моря

Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черно­морского побережья Кавказа. Совершать с помощью Интернета виртуальные экскурсии. Работать со взрослыми; работать со сверстниками в малой группе и в паре;  работать самостоятельно. Выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

20.

1

15.11.

 

Обобщающий урок по разделу «Природа России». Проверочная работа

Родной край – часть большой страны (14 ч)

21.

1

18.11.

 

Наш край

Находить на политико-административной карте России свой регион, знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае.

Характеризовать родной край по предложен­ному в учебнике плану,

обсуждать меры по охране поверхности своего края. Составлять список вод­ных объектов своего региона, описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (например, озера, пруда), находить на физической карте России услов­ные обозначения полезных ископаемых. Определять полезное ископаемое, изучать его свойства; на­ходить информацию о применении, местах и спо­собах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану, гото­вить сообщение и представлять его классу;

сравнивать изученные полезные ископаемые. Различать типы почв на иллюстрациях учеб­ника и образцах; извлекать из краеведче­ской литературы информацию о типах почв сво­его региона; изготавливать макет разреза по­чвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку. Определять с помощью ат­ласа-определителя растения смешанного леса в гербарий; узнавать по иллюстрациям в учеб­нике представителей лесного сообщества; вы­являть экологические связи в лесу. Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества. Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предла­гать пути решения экологических проблем. Характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану. Описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учеб­ника; выявлять экологические связи на лугу. Моделировать цепи питания на лугу, осу­ществлять взаимопроверку и коррекцию.  Характеризовать луговое сообщество по дан­ному в учебнике плану. Сравнивать природные особенности леса и луга. Приводить примеры правильного и неправиль­ного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Обсуждать рассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне». Составлять памятку «Как веста себя на лугу». Описывать водоём по фо­тографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме. Рассказывать об оби­тателях пресных вод родного края. Моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона. Характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике. Обсуждать способы приспособления расте­ний и животных к жизни в воде. Извлекать из книг «Зелёные страницы», «Ве­ликан на поляне» информацию об обитателях пресноводных вод, о поведении людей и обсуж­дать её. Наблюдать по плану и фиксировать результаты наблюдений. Сравнивать результаты наблюдений, сделан­ных в различных природных сообществах.

22.

1

22.11.

 

Поверхность нашего края

23.

1

2511.

 

Поверхность нашего края (заочная экскурсия)

24.

1

29.11.

 

Водные богатства нашего края

25.

1

02.12.

 

Наши подземные богатства

26.

1

06.12.

 

Земля-кормилица

27.

1

09.12.

 

Лес и луг (заочная экскурсия)

28.

1

13.12.

 

Жизнь леса

29.

1

16.12.

 

Жизнь луга

30.

1

20.12.

 

Жизнь в пресных водах

31.

1

23.12.

 

Водоём (заочная экскурсия)

32.

1

27.12.

 

Растениеводство в нашем крае

33.

1

30.12.

 

Животноводство в нашем крае

Выявлять зависимость растениеводства от природных условий, знакомиться по матери­алам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить со­общения, представлять их классу. Определять с помо­щью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать сорта культурных; уча­ствовать в посильной работе по выращиванию растений. Работать  со  взрослыми; работать со сверстниками в малой группе и в паре.  Выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику. Формулировать выводы из изученного материала. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответ­ствии с набранными баллами.

34.

1

17.01.

 

Обобщающий урок по разделу «Родной край - часть большой страны». Проверочная работа

Страницы Всемирной истории (5 ч)

35.

1

20.01.

 

Начало истории человечества. Мир древности: далёкий и близкий

Выбирать тему проекта для выполнения. Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории. Обсуждать роль огня и приручения живот­ных. Анализировать иллюстрации учебника. Рассказывать о жизни, быте и культуре перво­бытных людей.  Понимать роль археологии в изучении перво­бытного обществ. Определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира, находить на карте местоположение древних государств. Извлекать информацию из учебника, анали­зировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе. Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия. Понимать роль появления и развития пись­менности в древности для развития человече­ства, сопоставлять алфавиты древности. Сопоставлять длительность исторических пе­риодов Древнего мира и Средневековья, опреде­лять по «ленте времени» длительность Средневе­ковья. Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье.

Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов. Сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья. Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов. Определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с дли­тельностью Древнего мира и Средневековья. Сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время. Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий. Выявлять по фотографиям различия в архи­тектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени. Характеризовать научные открытия и техни­ческие изобретения Нового времени. Находить на «ленте времени» начало Новей­шего времени, характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира; рассказывать о научных открытиях и техни­ческих изобретениях XX—XXI веков. Работать со взрослыми; работать со сверстниками в малой группе и в паре; работать самостоятельно. Выполнять на персональном компьютере за­дания из электронного приложения к учебнику. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

36.

1

24.01.

 

Средние века: время рыцарей и замков

37.

1

27.01.

 

Новое время: встреча Европы и Америки

38.

1

31.01.

 

Новейшее время: история продолжается сегодня

39.

1

 

 

 

03.02.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщающий урок по разделу «Страницы всемирной истории». Проверочная работа

Страницы истории России (21 ч)

40.

1

07.02.

 

Во времена Древней Руси

Анализировать карту расселения племён древних славян. Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Характеризовать верования древних славян; моделировать древнеславянское жилище; составлять план рассказа на материале учеб­ника.

Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории го­сударства в IX—XI веках, характеризовать систему государственной власти в IX—XI веках в Древней Руси, отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси, обсуждать причину введения на Руси христи­анства и значение Крещения; анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками.

Анализировать карты Древнего Киева и Древне­го Новгорода, характеризовать их местоположе­ние, оборонительные сооружения, занятия горо­жан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, пре­зентовать их на уроке.

Обсуждать важность находок археологами бе­рестяных грамот, развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев; обсуждать роль создания славянской письмен­ности для распространения культуры в Древней Руси; характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; выявлять роль летописей для изучения исто­рии России, сопоставлять оформление древнерусских книг с современными. Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь; обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника.

Находить на карте места сражений Алексан­дра Невского со шведскими и немецкими захват­чиками; по иллюстрациям в учебнике сравнивать во­оружение русских воинов и немецких рыцарей; высказывать своё отношение к личности Александра Невского. Заполнять «Героическую летопись России (вкладка в рабочей тетради). Приводить факты возрождения северо-вос­точных земель Руси;

рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты; прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы.

Прослеживать по карте передвижения рус­ских и ордынских войск; рассказывать о Куликовской битве по со­ставленному плану; моделировать ход Куликовской битвы; обсуждать, почему была так важна для Дми­трия Донского поддержка Сергия Радонежского; рассказывать о поединках богатырей; осознавать роль Куликовской битвы в исто­рии России. Описывать по иллюстрациям в учебнике из­менения в облике Москвы. Рассказывать о пер­вопечатнике Иване Фёдорове, и издании первых русских учебников; сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям; осознавать роль борьбы за независимость.

Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике; описывать достопримечательности Санкт- Петербурга;

отмечать на «ленте времени» год основания города, год, когда Россия стала импе­рией; высказывать своё отношение к личности Петра Великого. Составлять план рассказа о М.В. Ломоносове; прослеживать по карте путь М, В. Ломоносо­ва из Холмогор в Москву; обсуждать, каковы были заслуги М. В. Ломо­носова в развитии науки и культуры; отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета. Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великая; описывать достопримечательности Петербурга; сравнивать положение разных слоёв россий­ского общества; рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва. Отмечать по «ленте времени» Отечественную войну 1812 года, обсуждать, почему эта война названа Отечественной и почему после этой войны был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Работать со взрослыми; работать со сверстниками в малой группе и в паре; работать самостоятельно. Выполнять на персональном компьютере за­дания из электронного приложения к учебнику. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

 

41.

1

10.02.

 

Страна городов

42.

1

14.02.

 

Из книжной сокровищницы Древней Руси

43.

1

17.02.

 

Трудные времена на Русской земле

44.

1

21.02.

 

Русь расправляет крылья

45.

1

24.02.

 

Куликовская битва

46.

1

28.02.

 

Иван Третий

47.

1

03.03.

 

Мастера печатных дел

48.

1

07.03.

 

Патриоты России

49.

1

10.03.

 

Пётр Великий

50.

1

14.03.

 

Михаил Васильевич Ломоносов

51.

1

17.03.

 

Екатерина Великая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

21.03.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отечественная война 1812 года

53.

1

24.03.

 

Страницы истории XIX века

Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской ре­волюций. Составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану. Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская револю­ция и Гражданская война в судьбе страны и семьи. Развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с учёным, каким он видит наступивший век.

Знакомиться по карте СССР с администра­тивно-территориальным устройством страны. Сравнивать гербы России и СССР по иллю­страциям в рабочей тетради и в электронном по­собии, знакомиться с символикой герба СССР. Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации;

Выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают. Знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро. Прослушивать в записях песни 1930-х годов.

Составлять план рассказа о ходе Великой Оте­чественной войны, рассказывать о ней по плану; обсуждать, в чём значение Победы в Вели­кой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. Встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их; прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны; делиться впечатлениями от фотографий во­енных лет и от картин на тему войны и Парада Победы; собирать материал о мероприятиях празднова­ния годовщины Победы в родном (селе), в регионе;

интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День По­беды в 1945 году; готовить праздник ко Дню Победы.

Работать со взрослыми; работать со сверстниками в малой группе и в паре; работать самостоятельно. Выполнять на персональном компьютере за­дания из электронного приложения к учебнику. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

54.

1

04.04.

 

Россия вступает в XX век

55.

1

07.04.

 

Страницы истории 1920-1930-х годов

56.

1

11.04.

 

Великая Отечественная война и Великая Победа

57.

1

14.04.

 

Великая Отечественная война и Великая Победа

58.

1

18.04.

 

Великая Отечественная война и Великая Победа

59.

1

21.04.

 

Страна, открывшая путь в космос

60.

1

25.04.

 

Обобщающий урок по разделу «Страницы истории России». Проверочная работа

Современная Россия (8 ч)

61.

1

28.04.

 

Мы - граждане России

Интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года; прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина; знакомиться с репродукциями картин космо­навта А. Леонова на космическую тему; интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в раз­витии страны, о проблемах страны и семьи, отби­рать необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе. Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автоном­ные округа, автономные области, города феде­рального значения. Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка; обсуждать, как права одного человека соот­носятся с правам других людей.

Готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе.

Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь.

Различать прерогативы Президента, Феде­рального Собрания и Правительства;

следить за государственными делами по про­граммам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации. Моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры). Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других госу­дарств. Знакомиться с государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы;

выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств; обсуждать, зачем государству нужны символы. Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для стра­ны и каждого её гражданина; выяснять, используя краеведческую литера­туру, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся; рассказывать о своих любимых праздни­ках; составлять кален­дарь профессиональных праздников в соответ­ствии с профессиями родителей.

Совершать виртуальные экскурсии с помо­щью Интернета в разные города России, посе­щать музеи, осматривать памятники истории и культуры; рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику; пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о ре­гионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору).

Работать со взрослыми; работать со сверстниками в малой группе и в паре; работать самостоятельно.  Выполнять на персональном компьютере за­дания из электронного приложения к учебнику. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

62.

1

02.05.

 

Славные символы России

63.

1

05.05.

 

Такие разные праздники

64.

1

09.05.

12.05.

 

Путешествие по России

65.

1

Путешествие по России

66.

1

16.05.

 

Путешествие по России

67.

1

19.05.

 

Обобщающий урок по разделу «Современная Россия». Проверочная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

68.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

23.05.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая  проверочная  работа за 2016-2017 учебный год