РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО начальных классов |
|
УТВЕРЖДАЮ |
Календарно–тематическое планирование уроков окружающего мира
Класс – 4а
Учитель: Сечко Ольга Михайловна
Количество часов – 68, в неделю – 2.
|
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
||||
1 полугодие |
2 полугодие |
|||||||
план |
фактически |
план |
фактически |
план |
фактически |
план |
фактически |
|
Количество часов |
17 |
|
16 |
|
20 |
|
15 |
|
Контрольные работы |
1 |
|
1 |
|
2 |
|
3 |
|
Практические, работы |
12 |
|
5 |
|
7 |
|
3 |
|
Другие виды деятельности |
Проверочные работы, тестирование. |
Планирование составлено на основании:
1. Рабочей программы начального общего образования по окружающему миру (4 кл.) / О. М. Сечко
2. Программы по окружающему миру для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. УМК «Школа России». / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.
3. Учебника: Окружающий мир. 4 класс. В 2-х частях. Учебник для общеобразовательных организаций / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2014. Рекомендован Министерством образования и науки РФ.
4. Дополнительной литературы:
· Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты. 4 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова. – М.: Просвещение, 2012.
· Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
Тематическое планирование составила: Сечко О. М. / ________________/
№ п/п |
Кол-во часов |
Дата |
Коррек- тировка |
Тема раздела. Тема урока |
Характеристика деятельности учащихся |
I четверть 18 ч |
|||||
Земля и человечество (9 ч) |
|||||
1. |
1 |
02.09. |
|
Мир глазами астронома |
Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса. Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; рассказывать о мире с точки зрения астронома. Изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы. Различать планеты и их спутники, извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце. Анализировать схемы, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года. Наблюдать Луну невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа). Определять направление на север по Полярной звезде. Сравнивать глобус и карту полушарий. Находить условные знаки на карте полушарий. Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества. Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий. Составлять рассказы о мире с точки зрения историка, характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого. Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях. Рассказывать о мире с точки зрения эколога. Анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению. Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Работать со взрослыми; работать со сверстниками в малой группе и в паре; работать самостоятельно. Выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
2. |
1 |
06.09. |
|
Планеты Солнечной системы |
|
3. |
1 |
09.09. |
|
Звёздное небо – Великая книга Природы |
|
4. |
1 |
13.09. |
|
Мир глазами географа |
|
5. |
1 |
16.09. |
|
Мир глазами историка |
|
6. |
1 |
20.09. |
|
Когда и где? |
|
7. |
1 |
23.09. |
|
Мир глазами эколога |
|
8. |
1 |
27.09. |
|
Сокровища Земли под охраной человечества |
|
9. |
1 |
30.09. |
|
Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество». Проверочная работа |
|
Природа России (11 ч) |
|||||
10. |
1 |
04.10. |
|
Равнины и горы России |
Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты. Различать холмистые и плоские равнины, характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения. Готовить материалы к выставке «Где мы были». Определять по карте природные зоны России, высказыватъ предположеяия о причинах их смены, осуществлять самопроверку определять по рисунку учебника, какие растения и организмы находятся в каждой из зон, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку о труде человека и экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания. |
11. |
1 |
07.10. |
|
Моря, озёра и реки России |
|
12. |
1 |
11.10. |
|
Природные зоны России |
|
13. |
1 |
14.10. |
|
Зона арктических пустынь |
|
14. |
1 |
18.10. |
|
Тундра |
|
15. |
1 |
21.10. |
|
Леса России |
|
16. |
1 |
25.10. |
|
Лес и человек |
|
17. |
1 |
28.10. |
|
Зона степей |
|
18. |
1 |
08.11. |
|
Пустыни |
|
19. |
1 |
11.11. |
|
У Чёрного моря |
Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа. Совершать с помощью Интернета виртуальные экскурсии. Работать со взрослыми; работать со сверстниками в малой группе и в паре; работать самостоятельно. Выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
20. |
1 |
15.11. |
|
Обобщающий урок по разделу «Природа России». Проверочная работа |
|
Родной край – часть большой страны (14 ч) |
|||||
21. |
1 |
18.11. |
|
Наш край |
Находить на политико-административной карте России свой регион, знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае. Характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану, обсуждать меры по охране поверхности своего края. Составлять список водных объектов своего региона, описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (например, озера, пруда), находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. Определять полезное ископаемое, изучать его свойства; находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану, готовить сообщение и представлять его классу; сравнивать изученные полезные ископаемые. Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах; извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; изготавливать макет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку. Определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарий; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу. Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества. Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану. Описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу. Моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию. Характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану. Сравнивать природные особенности леса и луга. Приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Обсуждать рассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне». Составлять памятку «Как веста себя на лугу». Описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме. Рассказывать об обитателях пресных вод родного края. Моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона. Характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике. Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде. Извлекать из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных вод, о поведении людей и обсуждать её. Наблюдать по плану и фиксировать результаты наблюдений. Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах. |
22. |
1 |
22.11. |
|
Поверхность нашего края |
|
23. |
1 |
2511. |
|
Поверхность нашего края (заочная экскурсия) |
|
24. |
1 |
29.11. |
|
Водные богатства нашего края |
|
25. |
1 |
02.12. |
|
Наши подземные богатства |
|
26. |
1 |
06.12. |
|
Земля-кормилица |
|
27. |
1 |
09.12. |
|
Лес и луг (заочная экскурсия) |
|
28. |
1 |
13.12. |
|
Жизнь леса |
|
29. |
1 |
16.12. |
|
Жизнь луга |
|
30. |
1 |
20.12. |
|
Жизнь в пресных водах |
|
31. |
1 |
23.12. |
|
Водоём (заочная экскурсия) |
|
32. |
1 |
27.12. |
|
Растениеводство в нашем крае |
|
33. |
1 |
30.12. |
|
Животноводство в нашем крае |
Выявлять зависимость растениеводства от природных условий, знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу. Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать сорта культурных; участвовать в посильной работе по выращиванию растений. Работать со взрослыми; работать со сверстниками в малой группе и в паре. Выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику. Формулировать выводы из изученного материала. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. |
34. |
1 |
17.01. |
|
Обобщающий урок по разделу «Родной край - часть большой страны». Проверочная работа |
|
Страницы Всемирной истории (5 ч) |
|||||
35. |
1 |
20.01. |
|
Начало истории человечества. Мир древности: далёкий и близкий |
Выбирать тему проекта для выполнения. Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории. Обсуждать роль огня и приручения животных. Анализировать иллюстрации учебника. Рассказывать о жизни, быте и культуре первобытных людей. Понимать роль археологии в изучении первобытного обществ. Определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира, находить на карте местоположение древних государств. Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе. Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия. Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности. Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья. Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье. Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов. Сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья. Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов. Определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья. Сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время. Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий. Выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени. Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени. Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени, характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира; рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX—XXI веков. Работать со взрослыми; работать со сверстниками в малой группе и в паре; работать самостоятельно. Выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
36. |
1 |
24.01. |
|
Средние века: время рыцарей и замков |
|
37. |
1 |
27.01. |
|
Новое время: встреча Европы и Америки |
|
38. |
1 |
31.01. |
|
Новейшее время: история продолжается сегодня |
|
39. |
1 |
03.02.
|
|
Обобщающий урок по разделу «Страницы всемирной истории». Проверочная работа |
|
Страницы истории России (21 ч) |
|||||
40. |
1 |
07.02. |
|
Во времена Древней Руси |
Анализировать карту расселения племён древних славян. Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Характеризовать верования древних славян; моделировать древнеславянское жилище; составлять план рассказа на материале учебника. Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX—XI веках, характеризовать систему государственной власти в IX—XI веках в Древней Руси, отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси, обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения; анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками. Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке. Обсуждать важность находок археологами берестяных грамот, развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев; обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; выявлять роль летописей для изучения истории России, сопоставлять оформление древнерусских книг с современными. Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь; обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника. Находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками; по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей; высказывать своё отношение к личности Александра Невского. Заполнять «Героическую летопись России (вкладка в рабочей тетради). Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси; рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты; прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы. Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск; рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; моделировать ход Куликовской битвы; обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского; рассказывать о поединках богатырей; осознавать роль Куликовской битвы в истории России. Описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы. Рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове, и издании первых русских учебников; сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям; осознавать роль борьбы за независимость. Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике; описывать достопримечательности Санкт- Петербурга; отмечать на «ленте времени» год основания города, год, когда Россия стала империей; высказывать своё отношение к личности Петра Великого. Составлять план рассказа о М.В. Ломоносове; прослеживать по карте путь М, В. Ломоносова из Холмогор в Москву; обсуждать, каковы были заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры; отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета. Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великая; описывать достопримечательности Петербурга; сравнивать положение разных слоёв российского общества; рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва. Отмечать по «ленте времени» Отечественную войну 1812 года, обсуждать, почему эта война названа Отечественной и почему после этой войны был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Работать со взрослыми; работать со сверстниками в малой группе и в паре; работать самостоятельно. Выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
|
41. |
1 |
10.02. |
|
Страна городов |
|
42. |
1 |
14.02. |
|
Из книжной сокровищницы Древней Руси |
|
43. |
1 |
17.02. |
|
Трудные времена на Русской земле |
|
44. |
1 |
21.02. |
|
Русь расправляет крылья |
|
45. |
1 |
24.02. |
|
Куликовская битва |
|
46. |
1 |
28.02. |
|
Иван Третий |
|
47. |
1 |
03.03. |
|
Мастера печатных дел |
|
48. |
1 |
07.03. |
|
Патриоты России |
|
49. |
1 |
10.03. |
|
Пётр Великий |
|
50. |
1 |
14.03. |
|
Михаил Васильевич Ломоносов |
|
51. |
1 |
17.03. |
|
Екатерина Великая |
|
52. |
1 |
21.03.
|
|
Отечественная война 1812 года |
|
53. |
1 |
24.03. |
|
Страницы истории XIX века |
Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций. Составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану. Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе страны и семьи. Развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с учёным, каким он видит наступивший век. Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны. Сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР. Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации; Выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают. Знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро. Прослушивать в записях песни 1930-х годов. Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. Встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их; прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны; делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы; собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы в родном (селе), в регионе; интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году; готовить праздник ко Дню Победы. Работать со взрослыми; работать со сверстниками в малой группе и в паре; работать самостоятельно. Выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
54. |
1 |
04.04. |
|
Россия вступает в XX век |
|
55. |
1 |
07.04. |
|
Страницы истории 1920-1930-х годов |
|
56. |
1 |
11.04. |
|
Великая Отечественная война и Великая Победа |
|
57. |
1 |
14.04. |
|
Великая Отечественная война и Великая Победа |
|
58. |
1 |
18.04. |
|
Великая Отечественная война и Великая Победа |
|
59. |
1 |
21.04. |
|
Страна, открывшая путь в космос |
|
60. |
1 |
25.04. |
|
Обобщающий урок по разделу «Страницы истории России». Проверочная работа |
|
Современная Россия (8 ч) |
|||||
61. |
1 |
28.04. |
|
Мы - граждане России |
Интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года; прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина; знакомиться с репродукциями картин космонавта А. Леонова на космическую тему; интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе. Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка; обсуждать, как права одного человека соотносятся с правам других людей. Готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе. Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь. Различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства; следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации. Моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры). Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств. Знакомиться с государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы; выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств; обсуждать, зачем государству нужны символы. Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина; выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся; рассказывать о своих любимых праздниках; составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей. Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры; рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику; пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору). Работать со взрослыми; работать со сверстниками в малой группе и в паре; работать самостоятельно. Выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
62. |
1 |
02.05. |
|
Славные символы России |
|
63. |
1 |
05.05. |
|
Такие разные праздники |
|
64. |
1 |
09.05. 12.05. |
|
Путешествие по России |
|
65. |
1 |
Путешествие по России |
|||
66. |
1 |
16.05. |
|
Путешествие по России |
|
67. |
1 |
19.05. |
|
Обобщающий урок по разделу «Современная Россия». Проверочная работа |
|
68. |
1 |
23.05.
|
|
Итоговая проверочная работа за 2016-2017 учебный год |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.