Календарно-тематическое планирование в средней группе на тему недели: "Кто как готовится к зиме"

  • docx
  • 03.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 13.Тема «Кто как готовится к зиме». 25.11. – 29.11. 2024 г..docx

 

 

 

Тема: «Кто как готовится к зиме».                                          25.11. – 29.11. / 2024 г.

Программное содержание: 1. Расширение знаний о поздней осени (разнообразие явлений природы: моросящий дождь, ливень, туман).

2. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения.

3. Расширение представлений о животных, птицах, их приспособлению к жизни в зимних условиях (прячутся, гибнут насекомые, птицы улетают на юг, некоторые животные меняют окрас).

4. Формирование элементарных экологических представлений (рассматривать растения, наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда).

Воспитательная работа:1. Побуждать детей к бережному отношению к животному миру, способствовать проявлению заботы к животным в зимнее время года. 2. Стимулировать и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе (своевременно заметить животного, которое нуждается в помощи, покормить птиц). 3. Воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка. 4. Способствовать высокой эмоциональной отзывчивости, эмпатийности, формированию экологически ценного опыта общения с животными и растениями.

Конечный результат: Выставка кормушек «Добрая зима для птиц»                               

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность

в семье и

социальное партнёрство

Занятия

Образовательная деятельность

в режимных моментах

25.11. Понедельник

1.Художественно-эстетическое развитие (музыка)

- развивать музыкальные способности

2.Познавательное развитие (ФЭМП)

 - продолжать учить считать в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа 5, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»; учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине); совершенствовать умение определять пространственное направление: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Утро

Комплекс утренней гимнастики с мячиками.

-определение настроения «Птицы»

 - игра на гармонизацию «Ласковое имечко». - создавать эмоционально – благоприятный климат

- пальчиковая гимнастика «Кто как готовиться к зиме» - развивать мелкую моторику.

-Воспитательная работа: Беседа – рассуждение «Правила поведения в природе осенью» -- формировать предпосылки экологического сознания (рассматривать растения, не нанося им вред, наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда, кормить животных только с разрешения взрослых и т.д.). Побуждать детей к бережному отношению к животному миру, способствовать проявлению заботы к животным в зимнее время года. Стимулировать и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе (своевременно заметить животного, которое нуждается в помощи, покормить птиц). Воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка.

- Д/и «Какое животное» - совершенствовать умения детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже (косолапый мишка, трусливый зайка, ловкая белочка).

- КГН: продолжать формировать элементарные навыки поведения в умывальной комнате – учить детей не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду.

Прогулка

- Наблюдение за ветром --  продолжать наблюдение за ветром; учить определять направление ветра.

-Исследовательская деятельность: какова сила ветра – учить определять силу ветра.

- Худ. слово: беседа, загадки о явлениях природы – развивать речь

- П/и: «Краски» - учить запоминать цвет краски, быстро бегать по сигналу воспитателя, быть внимательным; упражнять в беге в нужном направлении до  определенного  места. «Мыши и кот» -  формировать навыки двигательной активности, развивать внимание, упражнять в беге.

- Труд: почистить игрушки после прогулки - развивать элементарные трудовые умения и навыки; содействовать развитию у детей интереса к трудовой деятельности, желанию помогать.

Комплекс упражнений после сна. Закаливание.

Вечер

- Экспериментирование: Опыты с тканью и нитками: «Из чего состоит ткань» ---вызвать интерес к тому, что ткань состоит из ниточек. «Что прочнее бумага или ткань?» -- помочь определить, что прочнее бумага или ткань.

- Обучение самомассажу «Поиграем с ушками», «Поиграем с ручками» (А. Уманская, К. Динейка) – обучать детей самомассажу с целью закаливания и укрепления организма, формировать привычку к здоровому образу жизни.

Вечерняя прогулка

- Наблюдение за деревьями --  продолжать обучать описывать растения, отмечая их отличия и сходство; закреплять знания названий деревьев; вос¬питывать любознательность, находчивость; расширять словар¬ный запас.

- Худ. слово: беседа, стихи, загадки, пословицы и поговорки, приметы (Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке ( средняя группа) , прогулка 19, ноябрь) -- развивать речь.

-Д/и «Путешествие» -- найти дорогу по названиям знакомых растений и других природных объектов.

-П/и : «По трудной дорожке» --  развивать согласованность рук и ног при движении, чувство равновесия, ловкость. «Догони свою пару» -- выполнять движения по сигналу воспитателя; четко ориентироваться при нахождении своей пары.

-Труд : Сгребание снега в определенное место -- приучать соблюдать чистоту и порядок на участке детского сада.

 

Индивидуальная работа: Маша, Арина --  Д/И «Когда это бывает» -- закреплять  осенние признаки.

Предложить детям:

- Иллюстрации ранней, золотой и поздней осени.

 

-Иллюстрации животных, репродукции произведений художников– анималистов для рассматривания.

 

- Фланелеграф  «Геометрический конструктор»

                             

-Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Больница для зверей», «Дом»,  «Семья», «Магазин игрушек».                   

 

-Дидактические игры: «Целое и часть», «Контуры», лото «Кто где живет».

     

- В уголке экспериментирования разместить пипетки, формы для льда, жидкие краски.            

    Воспитательная работа:

- плоскостной театр, маски для сказки «Заюшкина избушка);

- наборы для рисования, трафареты, шаблоны, схемы изображений (животные, птицы);

- иллюстрации и книги по теме («Олененок» Ю. Кушак, «Покормите птиц зимой» А. Яшин, «Скачет шустрая синица…» А. Барто, «В медвежий час» Г. Цыферов, «Первая охота», «Лесной колобок – колючий бок», В. Бианки, «Зимовье зверей», «Лисичка-сестричка и волк», «Сказка про Комара Комаровича»).

 

Рекомендовать родителям:

- Совместно с ребенком сделать кормушку, ежедневно добавлять корм, наблюдать за птицами, прилетающими к кормушке.

 

-Почитать с ребенком дома: («Олененок» Ю. Кушак, «Покормите птиц зимой» А. Яшин, «Скачет шустрая синица…» А. Барто, «В медвежий час» Г. Цыферов, «Первая охота», «Лесной колобок – колючий бок», В. Бианки, народные сказки о животных, их повадках.

 

-.Дидактические игры на использовании в речи прилагательных, глаголов, наречий (описание животных, птиц).

 

- Заготовить корм для птиц на зиму (ягоды рябины, семена и т.д.).

 

Консультация для родителей: «Что нужно делать для предупреждения простудных заболеваний в холодный период».

 

26.11. Вторник

1. Речевое развитие

Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?» -- проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке; поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии.

2. Физическое развитие

-развивать ловкость, быстроту реакции

 

 

 

Утро

Комплекс утренней гимнастики с мячиками.

-определение настроения «Запасы белочки»

- игра на гармонизацию: «Дружба начинается с улыбки» - продолжать учить детей дарить друг другу доброту, создавать благоприятный климат.

- Артикуляционная гимнастика «Дудочка, Трубочка,  Футбол» - укреплять мышцы, способствовать подвижности губ

- СРИ «Дом» с алгоритмами приготовления заготовок на зиму -- способствовать расширению знания детей о доме; помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты) и в создании  задуманной  игровой обстановки; способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимодействий между играющими; воспитывать в игре уважительное отношение к членам семьи и их труду, желание помогать взрослым.

-- Речевая игра «Что можно, а что нельзя» -- воспитывать привычки выбирать только полезное для здоровья.

-Проблемная ситуация: «Зачем зайцу другая шубка?» - продолжать знакомить с жизнью животных в зимнем лесу, учить  делать простейшие  логические  выводы

 

Прогулка

-Наблюдение за льдом – формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними.

-Исследовательская деятельность: опыт «Снег и лед – вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры» – развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи и временные связи.

- Худ. слово: беседы,  стих «Льдом покрылось озерцо…»– развивать речь

- П/и : «Эстафета парами» - упражнять в беге парами, учить пробегать, не задевая кегли, развивать ловкость, координацию движений. «Мыши водят хоровод»- учить двигаться в соответствии с текстом, по сигналу изменять направление движения, ориентироваться в пространстве, бегать легко.

- Труд: подмести веранду – приучать соблюдать порядок на участке детского сада.

 

Комплекс упражнений после сна. Закаливание.

Вечер

- Чтение: Н. Сладков «Почему ноябрь пегий»– учить внимательно слушать литературные произведения, отвечать на вопросы по содержанию рассказа.

- Беседа «Безопасность на прогулке» -- актуализировать и дополнить представления детей о правилах поведения во время зимней прогулки, рассмотреть потенциально опасные ситуации, учить их избегать.

Вечерняя прогулка

- Наблюдение за изменениями в природе -- развивать умение самостоятельно выявлять признаки глубокой осени, устанавливать причинно-следственные и временные связи; выявлять особенности приспособления растений к зиме.

- Худ. слово: беседа, стихи, загадки, пословицы и поговорки, приметы (Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке (средняя группа) , прогулка 20, ноябрь) -- развивать речь.

-Д/и «Придумай другое слово» -- расширять словарный запас.

-Под. игра: «Дорожки» – учить детей бегать дуг за другом, делая сложные повороты, сохранять равновесие, не мешать дуг другу и не толкать впереди бегущего. «Дети и волк» -- учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.

-Труд: собрать игрушки в конце прогулки -- прививать любовь к труду.

Индивидуальная работа: Варя, Артем -- «Ходьба по короткой и длинной дорожке» -- закрепить представления о длине, развивать координацию движений.

27.11.Среда

1.Художественно-эстетическое развитие (музыка)

- развивать музыкальные способности

2.Познавательное развитие (окружающий мир) «Кто как готовится к зиме»

- расширять представления детей о многообразии природных явлений. -помогать устанавливать простейшие связи между ними.

-закреплять представления о сезонных изменениях в природе.

-расширять представления о жизни в природных условиях животных, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях

Утро

Комплекс утренней гимнастики с мячиками.

- определение настроения «Дикие животные»

 -игра на гармонизацию: «Мыльные пузыри» -развивать воображение, выразительность движений, снимать напряжение

-пальчиковая гимнастика «Пальцы в гости приходили»- развивать мелкую моторику.

- ХБТ: помощь в поливе цветов -  рассказать детям, что растения нуждаются в уходе и поливе.

- Беседа «Почему птиц стало меньше?» -выяснить причину отлёта птиц, подвести к установлению причинно – следственной связи – пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где её много.

- Д/и «Чудесный мешочек» -- учить различать геометрическую форму предмета на ощупь.

Прогулка

-Наблюдение за заморозками – продолжать знакомить с явлениями природы; воспитывать наблюдательность, желание познать новое; формировать обобщение представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними.

- Худ. слово: приметы ноября (Первый прочный снег - в ночи на мокрую землю.

Коли лед на реке грудами - будут хлеба груды. Снегу надует - хлеба прибудет, вода разольется - семя наберется. Поздний листопад - на тяжелый труд).– развивать речь

-Д/и : «Угадай, что изменилось?» - развивать зрительное восприятие и память детей

- П/и : «Эстафета парами» - упражнять в беге парами, учить пробегать, не задевая кегли, развивать ловкость, координацию движений. «Мыши водят хоровод»- учить двигаться в соответствии с текстом, по сигналу изменять направление движения, ориентироваться в пространстве, бегать легко.

- Труд: сгребать снег с дорожек -- приучать соблюдать чистоту и порядок на участке детского сада; побуждать оказывать взрослым помощь.

 

Комплекс упражнений после сна. Закаливание.

Вечер

- Театр игрушек: Русская народная   сказка  «Зимовье зверей» -- развивать умение  передавать  образы героев сказки, чувство партнерства. Учить разыгрывать несложное представление по знакомому литературному сюжету, узнавать героев произведения по характерным признакам.

- Беседа «Мои друзья в детском саду» --обогащать первоначальные представления о правилах взаимоотношений с детьми в детском саду;способствовать проявлению чувства любви и привязанности к сверстникам; обучать детей способам проявления заботы, доброжелательного отношения к сверстникам в детском саду.

Вечерняя прогулка

- Наблюдение за кустарником – продолжать формировать представление об основных частях кустарника;         воспитывать бережное отношение к растительному миру.

-Худ. слово: беседа, загадки про деревья и кустарники – развивать речь.

-Д/и «Третий лишний» (растения) -- закреплять знания детей о многообразии растений.

-П/и: «Живой лабиринт» - развивать чувство равновесия, ловкость, быстроту движений. «Угадай и догони» -- развитие внимания, ловкости.

-Труд: обмести стол и скамейку – закреплять умение пользоваться вениками.

Индивидуальная работа: Аня, Максим -- «Кто дальше кинет» -- развивать силу броска, координацию движений.

28.11. Четверг

1.Художественно-эстетическое развитие

Рисование с элементами аппликации «Зайчик»

-учить детей видоизменять выразительный образ зайчика - летнюю шубку менять на зимнюю: приклеивать бумажный силуэт серого цвета и раскрашивать белой гуашевой краской.

-создать условия для экспериментирования при сочетании изобразительных техник и самостоятельных творческих поисков.

-развивать воображение и мышление.

2. Физическое развитие

-развивать ловкость, быстроту реакции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29.11 Пятница

1.

2. Физическое развитие

-развивать ловкость, быстроту реакции

3.Художественно-эстетическое развитие

Лепка «Девочка в зимней одежде»- вызвать у детей желание передать образ  девочки в лепном изображении; учить выделять части человеческой фигуры в одежде ( голова, расширяющаяся книзу шубка, руки), передавать их с соблюдением пропорций.

Утро

Комплекс утренней гимнастики с мячиками.

- определение настроения «Рыбки»

 - игра на гармонизацию: «Шарики доброты» - учить дарить друг другу доброту, дружелюбие.

- Артикуляционная гимнастика «Пыхтелка»  -способствовать укреплению губ и обучать равномерному выдоху.

- КГН: учить детей намыливать руки до образования пены, тщательно смывать ее, насухо вытирать руки и лицо полотенцем.

--Беседа-рассуждение «Кормушка. Наши пернатые друзья» - подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.

- Д/и «Назови одним словом» -- закреплять умение детей классифицировать животных и птиц по группам. Развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память.

Прогулка

-Наблюдение за следами на снегу -- развивать наблюдательность, проявлять смекалку.

- Худ. слово: беседа, стих А. Кузнецова « Следы на снегу» -- развивать речь.

-Д/и : «Найди, о чем расскажу» -- формировать умение находить предметы по перечисленным признакам.

- П/и: «Жмурки» -- быстро действовать при потере равновесия. «Ловишки» - развивать способности бега опорно – двигательный аппарат, координацию движений

- Труд: собрать крупный мусор – приучать соблюдать порядок на участке детского сада.

Комплекс упражнений после сна. Закаливание.

Вечер

-- Чтение «Покормите птиц зимой», А. Яшин – обсудить стихотворение, составить творческий рассказа о необходимости помогать птицам в холодное время; обогащать и активизировать словарный запас; упражнять в правильном использовании предлогов (медведь в берлоге, лиса около норы, белка на дереве и т.д.); закреплять умение употреблять в речи существительные с обобщающим значением (птицы, животные).

- рассматривание иллюстраций с изображением осени, слушание аудиозаписей «Звуки природы», «Шум дождя» и др. – развивать внимание, умение видеть и слышать красоту природы.

 

Вечерняя прогулка

- Наблюдения за действиями взрослых в вечернее время --  учить выявлять характерные для данной части суток явления природы и события в жизни людей.

-Худ. слово: беседа – развивать речь.

-Д/и: «Какая, какой, какое?» -- учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

- П/и: «Не попадись» - упражнять в беге в разных направлениях; развивать медленный и быстрый бег, ориентировку в пространстве. «Большой мяч» --приобщать к ценностям культуры русского народа через п/и. Познакомить с правилами игры

-Труд: сгребать снег в определенное место – учить работать сообща.

Индивидуальная работа: Рома, Саша -- упражнение ««Посчитай животных» --  повторять счет до 5

 

Утро

Комплекс утренней гимнастики с мячиками.

- определение настроения «Пиктограммы»

 -игра на гармонизацию: «На что похоже настроение» - развивать воображение, выразительность движений, снимать напряжение

- пальчиковая гимнастика «Кто как готовится к зиме»- развивать мелкую моторику.

- ситуативный разговор об умении прислушиваться к своему состоянию – учить сообщать взрослому о недомогании.

- Д/и  «Закончи предложение», направленная на совершенствование умения устанавливать простейшие взаимосвязи между явлениями живой и неживой природы (Заяц ждет снега, потому что…; Волку не нужен снег, потому что…).

- игры малой подвижности: «Зайчики прыгают», «Птички летают, клюют», «Зайчики и лисичка» -- развивать умение передавать игровые действия под музыку по сигналу воспитателя.

Прогулка

- Наблюдение за елью формировать представление о ели, ее красоте; прививать любовь к природе; активизировать словарь (хвоя).

- Худ. слово: беседа, загадки  о деревьях– развивать речь

- Д/и: «Кто быстрее найдет рябину, ель, тополь» - создавать условия находить дерево по названию.

 - П/и : «Птичка и кошка» - продолжать знакомить с правилами игры, формировать умение быстро и точно реагировать на звуковой сигнал, воспитывать уверенность. «Эстафета парами» - упражнять в беге парами, учить пробегать, не задевая кегли, развивать ловкость, координацию движений.

- Труд: убрать опавшие ветки –учить работать сообща.

 

Комплекс упражнений после сна. Закаливание.

Вечер

-Воспитательная работа: изготовление кормушек «Птичья столовая»        -  создать условия для изготовления кормушки для птиц из бросового материал; вызвать интерес к изготовлению кормушки своими руками.

Д/и  «Как животные готовятся к зиме» - закрепить знания о домашних и диких животных, о том, как они готовятся к зиме.

Вечерняя прогулка

-наблюдение за состоянием погоды -- учить определять погоду (солнечно, пасмурно) по внешним признакам; развивать наблюдательность, любознательность; воспитывать любовь к родному краю.

-Худ. слово: беседа, стих В. Лукши « Какая завтра погода…» - развивать речь

-Д/и «Где что можно делать?» -- активизация в речи глаголов, употребляющихся в оп¬ределенной ситуации.

-П/и : «Поезд» -  формировать умение ходить и бегать в колонне по одному, слушать сигнал. «Кролики» -- упражнять в выполнении прыжков на двух ногах с продвижением вперед.

-Труд:  навести порядок  на веранде – учиться соблюдать порядок.

Индивидуальная работа: Соня У., Карина – д/и «Чей хвост?» -- закрепить знания детей по темам «Дикие и домашние животные».