Календарно-тематическое планирование коррекционной работы по исправлению сигматизма шипящих звуков
(ч, щ) (34ч.)
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание коррекционной работы |
Основные требования к формированию умений и навыков |
Восполнение пробелов в развитии психологических предпосылок и навыков учебной деятельности |
Оборудование, речевой материал |
Кол-во часов |
I этап: подготовительный [щ] |
||||||
1. |
Знакомство с органами артикуляции
|
Строение артикуляционного аппарата
|
Знать строение артикуляционного аппарата
|
Развивать внимание, память. Развивать мелкую моторику
|
Зеркала, схема строения органов артикуляционного аппарата
|
1 |
2. |
Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Развитие слухового внимания |
Артикуляционная гимнастика для постановки данного звука. |
Уметь выполнять артикуляционные упражнения. |
Развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию, переключению. Развивать мелкую моторику. |
Зеркала, речевые профили для звука щ. Игровые упражнения на развитие фонематического слуха. Игры на развитие речевого дыхания. |
4 |
3. |
Вызывание звука по подражанию |
Показ правильной артикуляции данного звука перед зеркалом. Характеристика звука |
Знать правильное положение органов артикуляции для данного звука |
Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность. Развивать тактильные ощущения |
Зеркала, речевые профили для звука щ. Игра «Узнай звук», «Звуковая мозаика» |
1 |
II этап: формирование первичных произносительных умений и навыков |
||||||
4. |
Постановка звука щ |
Постановка звука механическим способом |
Уметь выполнять артикуляционные упражнения Знать правильное положение органов артикуляции для данного звука |
Развивать слуховое восприятие и навыки самоконтроля |
Зеркала, речевые профили для звука щ, логопедические зонды |
1 |
5. |
Автоматизация звука щ в слогах |
Автоматизация звука в прямом, обратном слоге, со стечением согласных, в закрытом слоге |
Уметь правильно произносить поставленный звук в слогах. Определять место звука в слогах различной структуры |
Развивать слуховое восприятие, наблюдательность |
Зеркала, речевые профили для звука щ, слоговые схемы. Игры «Составь слог», «Доскажи словечко» |
1 |
6. |
Автоматизация звука щ в словах, словосочетаниях |
Закрепление правильного произношения звука в начале, середине и конце слова; словосочетаниях |
Уметь правильно произносить поставленный звук в словах. Определять место звука в словах. Уметь составлять простые словосочетания с данными словами |
Развивать навыки звукобуквенного состава слова |
Игры «Составь слово», «Определи место звука в слове», «Светофор», «Цепочка слов», «Что изменилось?», «Рифмы», «Ласковые слова», игры с мячом, лото, домино |
2 |
7. |
Автоматизация звука щ в предложениях |
Отработка поставленного звука на уровне предложения |
Уметь правильно произносить поставленный звук в предложениях; правильно воспроизводить предложения с заданным звуком |
Развивать память, фонематическое восприятие |
Игры «Собери предложение», «Придумай предложение по картинке», «Что лежит в ящике?» |
1 |
III этап: развитие коммуникативных умений и навыков |
||||||
8. |
Автоматизация звука щ в чистоговорках, пословицах, поговорках, скороговорках |
Отработка поставленного звука посредством чистоговорок, пословиц, поговорок, скороговорок |
Уметь четко произносить поставленный звук с различным темпом. Уметь объяснять значение пословиц и поговорок |
Развивать просодическую сторону речи |
Игры «Кто быстрее?», «Повтори за мной», Не ошибись!» |
1 |
9. |
Автоматизация звука щ в стихах, загадках |
Отработка поставленного звука в стихотворных текстах, загадках |
Уметь правильно произносить поставленный звук в стихотворениях, отгадывать загадки с данным звуком |
Развивать память и образное мышление |
Стихи различных авторов «Щенок», «Щегол», картинки с загадками |
1 |
10. |
Автоматизация звука щ при пересказе |
Закрепление поставленного звука в свободной речи |
Уметь воспроизвести рассказ по наводящим вопросам, по памяти, правильно употребляя поставленный звук |
Развивать просодическую сторону речи |
Тексты с рассказами «Храбрые щенята», «Щеглята», иллюстрации |
1 |
11. |
Автоматизация звука щ в рассказах. Составление рассказа по серии картин, по картине |
Закрепление поставленного звука в свободной речи |
Уметь составить рассказ по серии картинок, по сюжетной картине |
Развивать контроль за ходом своей деятельности и способности к переключению |
Серии сюжетных картинок, иллюстрации, рассказ «Под одним плащом» |
2 |
I этап: подготовительный [ч] |
||||||
12. |
Знакомство с органами артикуляции
|
Строение артикуляционного аппарата
|
Знать строение артикуляционного аппарата
|
Развивать внимание, память. Развивать мелкую моторику
|
Зеркала, схема строения органов артикуляционного аппарата
|
1 |
13. |
Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Развитие слухового внимания |
Артикуляционная гимнастика для постановки данного звука |
Уметь выполнять артикуляционные упражнения. |
Развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию, переключению. Развивать мелкую моторику. |
Зеркала, речевые профили для звука ч. Игровые упражнения на развитие фонематического слуха. Игры на развитие речевого дыхания. |
4 |
14. |
Вызывание звука по подражанию |
Показ правильной артикуляции данного звука перед зеркалом. Характеристика звука |
Знать правильное положение органов артикуляции для данного звука |
Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность. Развивать тактильные ощущения |
Зеркала, речевые профили для звука ч. Игра «Узнай звук», «Звуковая мозаика» |
1 |
II этап: формирование первичных произносительных умений и навыков |
||||||
15. |
Постановка звука ч |
Постановка звука механическим способом |
Уметь выполнять артикуляционные упражнения Знать правильное положение органов артикуляции для данного звука |
Развивать слуховое восприятие и навыки самоконтроля |
Зеркала, речевые профили для звука ч, логопедические зонды |
1 |
16. |
Автоматизация звука ч в слогах |
Автоматизация звука в прямом, обратном слоге, со стечением согласных, в закрытом слоге |
Уметь правильно произносить поставленный звук в слогах. Определять место звука в слогах различной структуры |
Развивать слуховое восприятие, наблюдательность |
Зеркала, речевые профили для звука щ, слоговые схемы. Игры «Составь слог», «Доскажи словечко» |
1 |
17. |
Автоматизация звука ч в словах, словосочетаниях |
Закрепление правильного произношения звука в начале, середине и конце слова; словосочетаниях |
Уметь правильно произносить поставленный звук в словах. Определять место звука в словах. Уметь составлять простые словосочетания с данными словами |
Развивать навыки звукобуквенного состава слова |
Игры «Составь слово», «Определи место звука в слове», «Светофор», «Цепочка слов», «Что изменилось?», «Рифмы», «Ласковые слова», игры с мячом, лото, домино |
2 |
18. |
Автоматизация звука ч в предложениях |
Отработка поставленного звука на уровне предложения |
Уметь правильно произносить поставленный звук в предложениях; правильно воспроизводить предложения с заданным звуком |
Развивать память, фонематическое восприятие |
Игры «Собери предложение», «Придумай предложение по картинке», «Что лежит в ящике?» |
1 |
III этап: развитие коммуникативных умений и навыков |
||||||
19. |
Автоматизация звука ч в чистоговорках, пословицах, поговорках, скороговорках |
Отработка поставленного звука посредством чистоговорок, пословиц, поговорок, скороговорок |
Уметь четко произносить поставленный звук с различным темпом. Уметь объяснять значение пословиц и поговорок |
Развивать просодическую сторону речи |
Игры «Кто быстрее?», «Повтори за мной», Не ошибись!» |
1 |
20. |
Автоматизация звука ч в стихах, загадках |
Отработка поставленного звука в стихотворных текстах, загадках |
Уметь правильно произносить поставленный звук в стихотворениях, отгадывать загадки с данным звуком |
Развивать память и образное мышление |
Стихи различных авторов «Таня», «Кто чей?» «Весёлые чижи», картинки с загадками «Выручай Незнайку» |
1 |
21. |
Автоматизация звука ч при пересказе |
Закрепление поставленного звука в свободной речи |
Уметь воспроизвести рассказ по наводящим вопросам, по памяти, правильно употребляя поставленный звук |
Развивать просодическую сторону речи |
Тексты с рассказами «Волчонок», «Чижик», иллюстрации |
2 |
22. |
Автоматизация звука ч в рассказах. Составление рассказа по серии картин, по картине |
Закрепление поставленного звука в свободной речи |
Уметь составить рассказ по серии картинок, по сюжетной картине |
Развивать контроль за ходом своей деятельности и способности к переключению |
Серии сюжетных картинок, «Мячик», иллюстрации, рассказы: «Новый голосок», «Почка» |
1 |
23. |
Итоговое занятие-игра «Путешествие Смешариков» |
Закрепление поставленного звука в свободной речи |
Уметь составить рассказ с использованием картинок и по воображению |
Развивать контроль за ходом своей деятельности и способности к переключению |
Игрушки, картинки, карта-план путешествия |
1 |
Календарно-тематическое планирование коррекционной работы по исправлению ротацизма (р, р’) (34 ч.)
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание коррекционной работы |
Основные требования к формированию умений и навыков |
Восполнение пробелов в развитии психологических предпосылок и навыков учебной деятельности |
Оборудование, речевой материал |
Кол-во часов |
I этап: подготовительный |
||||||
1. |
Знакомство с органами артикуляции |
Строение артикуляционного аппарата |
Знать строение артикуляционного аппарата |
Развивать внимание, память. Развивать мелкую моторику |
Зеркала, схема строения органов артикуляционного аппарата |
1 |
2. |
Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Развитие слухового внимания |
Артикуляционная гимнастика для постановки данного звука |
Уметь выполнять артикуляционные упражнения |
Развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию, переключению. Развивать мелкую моторику |
Зеркала, речевые профили для звука р. Игровые упражнения на развитие фонематического слуха. Игры на развитие речевого дыхания |
4 |
3. |
Вызывание звука по подражанию |
Показ правильной артикуляции данного звука перед зеркалом. Характеристика звука |
Знать правильное положение органов артикуляции для данного звука |
Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность. Развивать тактильные ощущения |
Зеркала, речевые профили для звука р. Игра «Узнай звук», «Звуковая мозаика» |
1 |
II этап: формирование первичных произносительных умений и навыков |
||||||
4. |
Постановка звука р |
Постановка звука механическим способом |
Уметь выполнять артикуляционные упражнения. Знать правильное положение органов артикуляции для данного звука |
Развивать слуховое восприятие и навыки самоконтроля |
Зеркала, речевые профили для звука р, логопедические зонды, картинки и стихи для артикуляционной гимнастики |
5 |
5. |
Автоматизация звука р в слогах |
Автоматизация звука в прямом, обратном слоге, со стечением согласных, в закрытом слоге |
Уметь правильно произносить поставленный звук в слогах. Определять место звука в слогах различной структуры |
Развивать слуховое восприятие, наблюдательность |
Зеркала, речевые профили для звука р, слоговые схемы. Игра «Составь слог», «Назови слог со звуком р» (выделение его из слов) |
1 |
6. |
Автоматизация звука р в словах, словосочетаниях
Постановка звука р’ Автоматизация звука р’ в слогах, словах, словосочетаниях |
Закрепление правильного произношения звука в начале, середине и конце слова; словосочетаниях |
Уметь правильно произносить поставленный звук в словах. Определять место звука в словах. Уметь составлять простые словосочетания с данными словами |
Развивать навыки звукобуквенного состава слова |
Игры «Составь слово», «Определи место звука в слове», «Светофор» «Цепочка слов», «Что изменилось?», «Рифмы», «Ласковые слова», игры с мячом, лото, домино |
5 |
7. |
Автоматизация звука р в предложениях
Автоматизация звука р’ в предложениях |
Отработка поставленного звука на уровне предложения |
Уметь правильно произносить поставленный звук в предложениях; правильно воспроизводить предложения с заданным звуком |
Развивать память, фонематическое восприятие |
Игры «Собери предложение», «Придумай предложение по картинке», «Что на нашем дворе?» |
5 |
III этап: развитие коммуникативных умений и навыков |
||||||
8. |
Автоматизация звука р в чистоговорках, пословицах, поговорках, скороговорках Автоматизация звука р’ в чистоговорках, пословицах, поговорках, скороговорках |
Отработка поставленного звука посредством чистоговорок, пословиц, поговорок, скороговорок |
Уметь четко произносить поставленный звук с различным темпом. Уметь объяснять значение пословиц и поговорок |
Развивать просодическую сторону речи |
Игра «Кто быстрее?», «Повтори за мной» |
2 |
9. |
Автоматизация звука р в стихах, загадках Автоматизация звука р’ в стихах, загадках |
Отработка поставленного звука в стихотворных текстах, загадках |
Уметь правильно произносить поставленный звук в стихотворениях, отгадывать загадки с данным звуком |
Развивать память и образное мышление |
Стихи различных авторов «Крот», «Радуга», «Две руки», картинки с загадками «Помоги Буратино» |
3 |
10. |
Автоматизация звука р при пересказе Составление рассказа по серии картин, по картине Автоматизация звука р’ при пересказе Составление рассказа по серии картин, по картине |
Закрепление поставленного звука в свободной речи |
Уметь воспроизвести рассказ по наводящим вопросам, по памяти, правильно, употребляя поставленный звук |
Развивать просодическую сторону речи |
Тексты с рассказами «Рак и ворона», «Кормушка для птиц», иллюстрации. Серии сюжетных картинок «Два Мороза», «К морю», иллюстрации |
3 |
11. |
Дифференциация р – р’ в слогах, словах, предложениях, в рассказах и свободной речи |
Умение различать данные звуки в свободной речи |
Уметь составить рассказ по серии картинок, по сюжетной картине |
Развивать контроль за ходом своей деятельности и способности к переключению |
Предметные картинки на звуки р – р’ |
3 |
12. |
Итоговое занятие. Викторина «Сказочная страна» |
Закрепление поставленного звука в свободной речи |
Уметь правильно произносить поставленный звук в свободной речи |
Развивать контроль за ходом своей деятельности, развитие выразительности речи |
Сказочные герои, иллюстрации к сказкам, загадки |
1 |
Календарно-тематическое планирование коррекционной работы (т, ть, д, дь) (34 ч.)
№п/п |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Содержание коррекционной работы |
|
1 |
1 |
Упражнение для губ и челюстей. Упражнение для языка. |
Подготовить органы артикуляции к постановке звука. |
|
2 |
1 |
Постановка звука-[т] по подражанию Отработка правильной артикуляции при произнесении звука -[т]. |
Добиваться правильного и четкого произнесения звука. |
|
3 |
1 |
Автоматизация звука т в слогах |
Автоматизировать произнесение звука т в слогах открытых, закрытых и со стечением согласных. |
|
4 |
1 |
Автоматизация звука т в словах |
Автоматизировать произнесение звука т в начале, середине и в конце слова. |
|
5 |
1 |
Автоматизация звука т в предложениях |
Автоматизировать произнесение звука т в устной речи. |
|
6 |
1
|
Постановка звука-[ть] по подражанию; Закрепление правильной артикуляции звука ть |
Добиваться правильного и четкого произнесения звука. |
|
7 |
1 |
Автоматизация звука ть в слогах |
Автоматизировать произнесение звука ть в слогах открытых, закрытых и со стечением согласных. |
|
8 |
1 |
Автоматизация звука ть в словах |
Автоматизировать произнесение звука ть в начале, середине и в конце слова. |
|
9 |
1 |
Автоматизация звука ть в предложениях |
Автоматизировать произнесение звука ть в устной речи. |
|
10 |
1 |
Дифференциация т-ть в слогах |
Упражнять в различении парных согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков т-ть в слогах. Соотнесение букв со звуками.Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. |
|
11 |
1 |
Дифференциация т-ть в словах |
Упражнять в различении парных согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков Р-Рь в словах. Соотнесение букв со звуками.Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. |
|
12 |
1 |
Дифференциация т-ть в предложениях |
Упражнять в различении парных согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков т-ть в предложениях. Соотнесение букв со звуками.Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. |
|
13 |
1 |
Дифференциация т-ть в текстах |
Упражнять в различении парных согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Соотнесение букв со звуками.Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. |
|
14 |
1 |
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука д: Упражнение для губ и челюстей. Упражнение для языка. Упражнение для выработки напора воздуха. |
Подготовить органы артикуляции к постановке звука.
|
|
15 |
|
Постановка звука д:
|
Добиваться правильного и четкого произнесения звука. |
|
16 |
1 |
Автоматизация звука Д в слогах |
Автоматизировать произнесение звука Д в слогах открытых, закрытых и со стечением согласных. |
|
17 |
1 |
Автоматизация звука Д в словах |
Автоматизировать произнесение звука Д в начале, середине и в конце слова. |
|
18 |
1 |
Автоматизация звука Д в предложениях |
Автоматизировать произнесение звука Д в устной речи. |
|
19 |
1
|
Постановка звука Дь:
|
Добиваться правильного и четкого произнесения звука. |
|
20 |
1 |
Автоматизация звука Дь в слогах |
Автоматизировать произнесение звука Дь в слогах открытых, закрытых и со стечением согласных. |
|
21 |
1 |
Автоматизация звука Дь в словах |
Автоматизировать произнесение звука Дь в начале, середине и в конце слова. |
|
22 |
1 |
Автоматизация звука Дь в предложениях |
Автоматизировать произнесение звука Дь в устной речи. |
|
23 |
1 |
Дифференциация Д-Дь в слогах |
Упражнять в различении парных согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков Д-Дь в слогах. Соотнесение букв со звуками. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. |
|
24 |
1 |
Дифференциация Д-Дь в словах |
Упражнять в различении парных согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков Д-Дь в словах. Соотнесение букв со звуками. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. |
|
25 |
1 |
Дифференциация Д-Дь в предложениях |
Упражнять в различении парных согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков Д-Дь в предложениях. Соотнесение букв со звуками. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. |
|
26 |
1 |
Дифференциация Д-Дь в текстах |
Упражнять в различении парных согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Соотнесение букв со звуками. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. |
|
27 |
1 |
Дифференциация Т-Д в слогах |
Упражнять в различении согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков Т-Д в слогах. Соотнесение букв со звуками. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. |
|
28 |
1 |
Дифференциация Т-Д в словах |
Упражнять в различении согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков Т-Д в словах. Соотнесение букв со звуками. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. |
|
29 |
1 |
Дифференциация Т-Д в предложениях |
Упражнять в различении согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков Т-Д в предложениях. Соотнесение букв со звуками. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. |
|
30 |
1 |
Дифференциация Т-Д в текстах |
Упражнять в различении согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Соотнесение букв со звуками. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. |
|
31 |
1 |
Дифференциация Ть-Дь в слогах |
Упражнять в различении согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков Ть-Дь в слогах. Соотнесение букв со звуками. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. |
|
32 |
1 |
Дифференциация Ть-Дь в словах |
Упражнять в различении согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков Ть-Дь в словах. Соотнесение букв со звуками. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. |
|
33 |
1 |
Дифференциация Ть-Дь в предложениях |
Упражнять в различении согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков Ть-Дь в предложениях. Соотнесение букв со звуками. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. |
|
34 |
1 |
Дифференциация Ть-Дь в текстах |
Упражнять в различении согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Соотнесение букв со звуками. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.