Календарно-тематическое планирование звуков

  • docx
  • 09.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КТП звуков.docx

Календарно-тематическое планирование коррекционной работы по исправлению сигматизма шипящих звуков

(ч, щ) (34ч.)

п/п

Тема занятия

Содержание

коррекционной

работы

Основные

требования к

формированию

умений и навыков

Восполнение

пробелов в развитии

психологических

предпосылок и

навыков учебной

деятельности

Оборудование,

речевой материал

Кол-во

часов

I этап: подготовительный [щ]

1.

Знакомство с органами

артикуляции

 

Строение

артикуляционного

аппарата

 

Знать строение

артикуляционного

аппарата

 

Развивать внимание,

память. Развивать

мелкую моторику

 

Зеркала, схема

строения органов

артикуляционного

аппарата

 

1

2.

Подготовительные

артикуляционные

упражнения (создание

артикуляционной базы

звука). Развитие

слухового внимания

Артикуляционная

гимнастика для

постановки

данного звука.

Уметь выполнять

артикуляционные

упражнения.

Развивать

устойчивость

внимания,

способность к

запоминанию,

переключению.

Развивать мелкую

моторику.

Зеркала, речевые

профили для звука щ.

Игровые упражнения

на развитие

фонематического

слуха. Игры на

развитие речевого

дыхания.

4

3.

Вызывание звука по

подражанию         

Показ правильной

артикуляции

данного звука

перед зеркалом.

Характеристика звука

Знать правильное

положение органов

артикуляции для

данного звука

Активизировать

мыслительную

деятельность,

наблюдательность.

Развивать

тактильные

ощущения

Зеркала, речевые

профили для звука щ.

Игра «Узнай звук»,

«Звуковая мозаика»

1

II этап: формирование первичных произносительных умений и навыков

4.

Постановка звука щ

Постановка звука

механическим

способом

Уметь выполнять

артикуляционные

упражнения

Знать правильное

положение органов

артикуляции для

данного звука

Развивать слуховое

восприятие и

навыки

самоконтроля

Зеркала, речевые

профили для звука щ,

логопедические зонды

1

5.

Автоматизация звука щ

в слогах

Автоматизация

звука в прямом,

обратном слоге, со

стечением

согласных, в

закрытом слоге

Уметь правильно

произносить

поставленный звук

в слогах.

Определять место

звука в слогах

различной

структуры

Развивать слуховое

восприятие,

наблюдательность

Зеркала, речевые

профили для звука щ,

слоговые схемы. Игры

«Составь слог»,

«Доскажи словечко»

1

6.

Автоматизация звука щ

в словах,

словосочетаниях

Закрепление

правильного

произношения

звука в начале,

середине и конце

слова; словосочетаниях

Уметь правильно

произносить

поставленный звук

в словах.

Определять место

звука в словах.  Уметь составлять

простые

словосочетания с

данными словами

Развивать навыки

звукобуквенного

состава слова

Игры «Составь слово»,

«Определи место звука

в слове», «Светофор»,

«Цепочка слов», «Что

изменилось?»,

«Рифмы», «Ласковые  слова», игры с мячом,

лото, домино

2

7.

Автоматизация звука щ

в предложениях

Отработка

поставленного

звука на уровне

предложения

Уметь правильно

произносить

поставленный звук

в предложениях;

правильно

воспроизводить

предложения с

заданным звуком

Развивать память,

фонематическое

восприятие

Игры «Собери

предложение»,

«Придумай

предложение по

картинке», «Что лежит

в ящике?»

1

III этап: развитие коммуникативных умений и навыков

8.

Автоматизация звука щ

в чистоговорках,

пословицах, поговорках,

скороговорках

Отработка

поставленного

звука посредством

чистоговорок,

пословиц,

поговорок,

скороговорок

Уметь четко

произносить

поставленный звук

с различным

темпом. Уметь

объяснять значение

пословиц и

поговорок

Развивать

просодическую

сторону речи

Игры «Кто быстрее?»,

«Повтори за мной», Не

ошибись!»

1

9.

Автоматизация звука щ

в стихах, загадках

Отработка

поставленного

звука в

стихотворных

текстах, загадках

Уметь правильно

произносить

поставленный звук

в стихотворениях,

отгадывать загадки

с данным звуком

Развивать память и

образное мышление

Стихи различных

авторов «Щенок»,

«Щегол», картинки с

загадками

1

10.

Автоматизация звука щ

при пересказе

Закрепление

поставленного

звука в свободной

речи

Уметь

воспроизвести

рассказ по

наводящим

вопросам, по

памяти, правильно

употребляя

поставленный звук

Развивать

просодическую

сторону речи

Тексты с рассказами

«Храбрые щенята»,

«Щеглята»,

иллюстрации

1

11.

Автоматизация звука щ

в рассказах. Составление

рассказа по серии

картин, по картине

Закрепление

поставленного

звука в свободной

речи

Уметь составить

рассказ по серии

картинок, по

сюжетной картине

Развивать контроль

за ходом своей

деятельности и

способности к

переключению

Серии сюжетных

картинок,

иллюстрации, рассказ

«Под одним плащом»

2

I этап: подготовительный [ч]

12.

Знакомство с органами

артикуляции

 

Строение

артикуляционного

аппарата

 

Знать строение

артикуляционного

аппарата

 

Развивать внимание,

память. Развивать

мелкую моторику

 

Зеркала, схема

строения органов

артикуляционного

аппарата

 

1

13.

Подготовительные

артикуляционные

упражнения (создание артикуляционной базы

звука). Развитие

слухового внимания

Артикуляционная

гимнастика для

постановки данного звука

Уметь выполнять

артикуляционные

упражнения.

Развивать

устойчивость

внимания,

способность к

запоминанию,

переключению.

Развивать мелкую

моторику.

Зеркала, речевые

профили для звука ч.

Игровые упражнения

на развитие

фонематического

слуха. Игры на

развитие речевого

дыхания.

4

14.

Вызывание звука по

подражанию         

Показ правильной

артикуляции

данного звука

перед зеркалом.

Характеристика звука

Знать правильное

положение органов

артикуляции для

данного звука

Активизировать

мыслительную

деятельность,

наблюдательность.

Развивать

тактильные

ощущения

Зеркала, речевые

профили для звука ч.

Игра «Узнай звук»,

«Звуковая мозаика»

1

II этап: формирование первичных произносительных умений и навыков

15.

Постановка звука ч

Постановка звука

механическим

способом

Уметь выполнять

артикуляционные

упражнения

Знать правильное

положение органов

артикуляции для

данного звука

Развивать слуховое

восприятие и

навыки

самоконтроля

Зеркала, речевые

профили для звука ч,

логопедические зонды

1

16.

Автоматизация звука ч

в слогах

Автоматизация

звука в прямом,

обратном слоге, со

стечением

согласных, в

закрытом слоге

Уметь правильно

произносить

поставленный звук

в слогах.

Определять место

звука в слогах

различной

структуры

Развивать слуховое

восприятие,

наблюдательность

Зеркала, речевые

профили для звука щ,

слоговые схемы. Игры

«Составь слог»,

«Доскажи словечко»

1

17.

Автоматизация звука ч

в словах,

словосочетаниях

Закрепление

правильного

произношения

звука в начале,

середине и конце

слова; словосочетаниях

Уметь правильно

произносить

поставленный звук

в словах.

Определять место

звука в словах.  Уметь составлять

простые

словосочетания с

данными словами

Развивать навыки

звукобуквенного

состава слова

Игры «Составь слово»,

«Определи место звука

в слове», «Светофор»,

«Цепочка слов», «Что

изменилось?»,

«Рифмы», «Ласковые  слова», игры с мячом,

лото, домино

2

18.

Автоматизация звука ч

в предложениях

Отработка

поставленного

звука на уровне

предложения

Уметь правильно

произносить

поставленный звук

в предложениях;

правильно

воспроизводить

предложения с

заданным звуком

Развивать память,

фонематическое

восприятие

Игры «Собери

предложение»,

«Придумай

предложение по

картинке», «Что лежит

в ящике?»

1

III этап: развитие коммуникативных умений и навыков

19.

Автоматизация звука ч

в чистоговорках,

пословицах, поговорках,

скороговорках

Отработка

поставленного

звука посредством

чистоговорок,

пословиц,

поговорок,

скороговорок

Уметь четко

произносить

поставленный звук

с различным

темпом. Уметь

объяснять значение

пословиц и

поговорок

Развивать

просодическую

сторону речи

Игры «Кто быстрее?»,

«Повтори за мной», Не

ошибись!»

1

20.

Автоматизация звука ч

в стихах, загадках

Отработка

поставленного

звука в

стихотворных

текстах, загадках

Уметь правильно

произносить

поставленный звук

в стихотворениях,

отгадывать загадки

с данным звуком

Развивать память и

образное мышление

Стихи различных

авторов «Таня», «Кто

чей?» «Весёлые чижи»,

картинки с загадками

«Выручай Незнайку»

1

21.

Автоматизация звука ч

при пересказе

Закрепление

поставленного

звука в свободной

речи

Уметь

воспроизвести

рассказ по

наводящим

вопросам, по

памяти, правильно

употребляя

поставленный звук

Развивать

просодическую

сторону речи

Тексты с рассказами

«Волчонок», «Чижик»,

иллюстрации

2

22.

Автоматизация звука ч

в рассказах. Составление

рассказа по серии

картин, по картине

Закрепление

поставленного

звука в свободной

речи

Уметь составить

рассказ по серии

картинок, по

сюжетной картине

Развивать контроль

за ходом своей

деятельности и

способности к

переключению

Серии сюжетных

картинок,

 «Мячик»,

иллюстрации,

рассказы: «Новый

голосок», «Почка»

1

23.

Итоговое занятие-игра

«Путешествие

Смешариков»

Закрепление

поставленного

звука в свободной

речи

Уметь составить

рассказ с

использованием

картинок и по

воображению

Развивать контроль

за ходом своей

деятельности и

способности к

переключению

Игрушки, картинки,

карта-план

путешествия

1

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование коррекционной работы по исправлению ротацизма (р, р’) (34 ч.)

 

п/п

Тема занятия

Содержание

коррекционной

работы

Основные

требования к

формированию

умений и навыков

Восполнение

пробелов в развитии

психологических

предпосылок и

навыков учебной

деятельности

Оборудование,

речевой материал

Кол-во

часов

I этап: подготовительный

1.

Знакомство с органами

артикуляции

Строение

артикуляционного

аппарата

Знать строение

артикуляционного

аппарата

Развивать внимание,

память. Развивать

мелкую моторику

Зеркала, схема

строения органов

артикуляционного

аппарата

1

2.

Подготовительные

артикуляционные

упражнения (создание

артикуляционной базы

звука). Развитие

слухового внимания

Артикуляционная

гимнастика для

постановки

данного звука

Уметь выполнять

артикуляционные

упражнения

Развивать

устойчивость

внимания,

способность к

запоминанию,

переключению.

Развивать мелкую

моторику

Зеркала, речевые

профили для звука р.

Игровые упражнения

на развитие

фонематического

слуха. Игры на

развитие речевого

дыхания

4

3.

Вызывание звука по

подражанию

Показ правильной

артикуляции

данного звука

перед зеркалом.

Характеристика

звука

Знать правильное

положение органов

артикуляции для

данного звука

Активизировать

мыслительную

деятельность,

наблюдательность.

Развивать

тактильные

ощущения

Зеркала, речевые

профили для звука р.

Игра «Узнай звук»,

«Звуковая мозаика»

1

II этап: формирование первичных произносительных умений и навыков

4.

Постановка звука р

Постановка звука

механическим

способом

Уметь выполнять

артикуляционные

упражнения.

Знать правильное положение органов

артикуляции для

данного звука

Развивать слуховое

восприятие и

навыки

самоконтроля

Зеркала, речевые

профили для звука р,

логопедические зонды,

картинки и стихи для артикуляционной

гимнастики

5

5.

Автоматизация звука р

в слогах

Автоматизация

звука в прямом,

обратном слоге, со

стечением

согласных, в

закрытом слоге

Уметь правильно

произносить

поставленный звук

в слогах.

Определять место

звука в слогах

различной

структуры

Развивать слуховое

восприятие,

наблюдательность

Зеркала, речевые

профили для звука р,

слоговые схемы. Игра

«Составь слог»,

«Назови слог со звуком

р» (выделение его из

слов)

1

6.

Автоматизация звука р

в словах,

словосочетаниях

 

Постановка звука р’

Автоматизация звука р’

в слогах, словах,

словосочетаниях

Закрепление

правильного

произношения

звука в начале,

середине и конце

слова; словосочетаниях

Уметь правильно

произносить

поставленный звук

в словах.

Определять место

звука в словах.  Уметь составлять

простые

словосочетания с

данными словами

Развивать навыки

звукобуквенного

состава слова

Игры «Составь слово»,

«Определи место звука

в слове», «Светофор»

«Цепочка слов», «Что

изменилось?»,

«Рифмы», «Ласковые

слова», игры с мячом,

лото, домино

5

7.

Автоматизация звука р

в предложениях

 

Автоматизация звука р’

в предложениях

Отработка

поставленного

звука на уровне

предложения

Уметь правильно

произносить

поставленный звук

в предложениях;

правильно

воспроизводить

предложения с

заданным звуком

Развивать память,

фонематическое

восприятие

Игры «Собери

предложение»,

«Придумай

предложение по

картинке», «Что на

нашем дворе?»

5

III этап: развитие коммуникативных умений и навыков

8.

Автоматизация звука р в

чистоговорках,

пословицах, поговорках,

скороговорках Автоматизация звука р’

в чистоговорках,

пословицах, поговорках,

скороговорках

Отработка

поставленного

звука посредством

чистоговорок,

пословиц, поговорок,

скороговорок

Уметь четко

произносить

поставленный звук

с различным

темпом. Уметь объяснять значение

пословиц и

поговорок

Развивать

просодическую

сторону речи

Игра «Кто быстрее?»,

«Повтори за мной»

2

9.

Автоматизация звука р в

стихах, загадках

Автоматизация звука р’

в стихах, загадках

Отработка

поставленного

звука в

стихотворных

текстах, загадках

Уметь правильно

произносить

поставленный звук

в стихотворениях,

отгадывать загадки

с данным звуком

Развивать память и

образное мышление

Стихи различных

авторов «Крот»,

«Радуга», «Две руки»,

картинки с загадками

«Помоги Буратино»

3

10.

Автоматизация звука р

при пересказе

Составление рассказа по

серии картин, по картине

Автоматизация звука р’

при пересказе

Составление рассказа по

серии картин, по

картине

Закрепление

поставленного

звука в свободной

речи

Уметь

воспроизвести

рассказ по

наводящим

вопросам, по

памяти, правильно,

употребляя

поставленный звук

Развивать

просодическую

сторону речи

Тексты с рассказами

«Рак и ворона»,

«Кормушка для птиц»,

иллюстрации. Серии

сюжетных картинок

«Два Мороза», «К

морю», иллюстрации

3

11.

Дифференциация р – р’ в

слогах, словах,

предложениях, в

рассказах и свободной

речи

Умение различать

данные звуки в

свободной речи

Уметь составить

рассказ по серии

картинок, по

сюжетной

картине

Развивать контроль

за ходом своей

деятельности и

способности к

переключению

Предметные картинки

на звуки р – р’

3

12.

Итоговое занятие.

Викторина «Сказочная

страна»

Закрепление

поставленного

звука в свободной

речи

Уметь правильно

произносить

поставленный звук

в свободной речи

Развивать контроль

за ходом своей

деятельности,

развитие

выразительности

речи

Сказочные герои,

иллюстрации к

сказкам, загадки

1

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование коррекционной работы (т, ть, д, дь) (34 ч.)

 

№п/п

Кол-во часов

Тема занятия

Содержание коррекционной работы

1

1

Упражнение для губ и челюстей.

Упражнение для языка.

Подготовить органы артикуляции к постановке звука.

 

2

1

Постановка звука-[т] по подражанию

Отработка правильной артикуляции при произнесении звука -[т].

Добиваться правильного и четкого произнесения звука.

 

3

1

Автоматизация звука т в слогах

Автоматизировать произнесение звука т в слогах открытых, закрытых и со стечением согласных.

 

4

1

Автоматизация звука т в словах

Автоматизировать произнесение звука т в начале, середине и в конце слова.

 

5

1

Автоматизация звука т в  предложениях

Автоматизировать произнесение звука т в устной речи.

 

6

1

 

Постановка звука-[ть] по подражанию;

Закрепление правильной артикуляции звука ть

Добиваться правильного и четкого произнесения звука.

 

7

1

Автоматизация звука ть в слогах

Автоматизировать произнесение звука ть в слогах открытых, закрытых и со стечением согласных.

 

8

1

Автоматизация звука ть в словах

Автоматизировать произнесение звука ть в начале, середине и в конце слова.

 

9

1

Автоматизация звука ть в  предложениях

Автоматизировать произнесение звука ть в устной речи.

 

10

1

Дифференциация т-ть в слогах

Упражнять в различении парных согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков т-ть  в слогах. Соотнесение букв со звуками.Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха.

 

11

1

Дифференциация т-ть в словах

Упражнять в различении парных согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков Р-Рь  в словах.  Соотнесение букв со звуками.Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха.

 

12

1

Дифференциация т-ть в предложениях

Упражнять в различении парных согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков т-ть  в предложениях.  Соотнесение букв со звуками.Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха.

 

13

1

Дифференциация т-ть в текстах

Упражнять в различении парных согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Соотнесение букв со звуками.Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха.

 

14

1

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука д:

Упражнение для губ и челюстей.

Упражнение для языка.

Упражнение для выработки напора воздуха.

Подготовить органы артикуляции к постановке звука.

 

 

15

 

 

Постановка звука д:

 

Добиваться правильного и четкого произнесения звука.

 

16

1

Автоматизация звука Д в слогах

Автоматизировать произнесение звука Д в слогах открытых, закрытых и со стечением согласных. 

 

17

1

Автоматизация звука Д в словах

Автоматизировать произнесение звука Д в начале, середине и в конце слова.

 

18

1

Автоматизация звука Д в  предложениях

Автоматизировать произнесение звука Д в устной речи.

 

19

1

 

Постановка звука Дь:

 

Добиваться правильного и четкого произнесения звука.

 

20

1

Автоматизация звука Дь в слогах

Автоматизировать произнесение звука Дь в слогах открытых, закрытых и со стечением согласных. 

 

21

1

Автоматизация звука Дь в словах

Автоматизировать произнесение звука Дь в начале, середине и в конце слова.

 

22

1

Автоматизация звука Дь в  предложениях

Автоматизировать произнесение звука Дь в устной речи.

 

23

1

Дифференциация Д-Дь в слогах

Упражнять в различении парных согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков Д-Дь  в слогах. Соотнесение букв со звуками.

Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха.

 

24

1

Дифференциация Д-Дь в словах

Упражнять в различении парных согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков Д-Дь в словах.  Соотнесение букв со звуками.

Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха.

 

25

1

Дифференциация Д-Дь в предложениях

Упражнять в различении парных согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков Д-Дь в предложениях.  Соотнесение букв со звуками.

Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха.

 

26

1

Дифференциация Д-Дь в текстах

Упражнять в различении парных согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Соотнесение букв со звуками.

Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха.

 

27

1

Дифференциация Т-Д в слогах

Упражнять в различении  согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков Т-Д в слогах. Соотнесение букв со звуками.

Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха.

 

28

1

Дифференциация Т-Д в словах

Упражнять в различении  согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков Т-Д в словах.  Соотнесение букв со звуками.

Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха.

 

29

1

Дифференциация Т-Д в предложениях

Упражнять в различении  согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков Т-Д в предложениях.  Соотнесение букв со звуками.

Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха.

 

30

1

Дифференциация Т-Д в текстах

Упражнять в различении  согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Соотнесение букв со звуками.

Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха.

 

31

1

Дифференциация Ть-Дь  в слогах

Упражнять в различении  согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков Ть-Дь  в слогах. Соотнесение букв со звуками.

Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха.

 

32

1

Дифференциация Ть-Дь  в словах

Упражнять в различении  согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков Ть-Дь  в словах.  Соотнесение букв со звуками.

Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха.

 

33

1

Дифференциация Ть-Дь  в предложениях

Упражнять в различении  согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков Ть-Дь  в предложениях.  Соотнесение букв со звуками.

Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха.

 

34

1

Дифференциация Ть-Дь  в текстах

Упражнять в различении  согласных в устной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Соотнесение букв со звуками.

Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха.