Коррекционная программа нацелена на исправление нарушений письма, которые проявляются:  в неспособности запомнить, логически употребить и проконтролировать на письме правила орфографии, в  нарушении словообразования и словоизменения; в трудности осмысления написанного и неспособность обобщить содержание написанного; в нарушении программирования фразы. Причиной этих явлений выступает несформированность  логико-пространственных представлений, мнестических процессов,  недостаточность внимания к языковым явлениям.
            
        
        
        
                    
                
                    ПРОГРАММА
Коррекция  вербальной  фонематической  дисграфии  и дисорфографии,
обусловленных недостаточностью аналитикосинтетической деятельности, лексико
грамматическим недоразвитием речи, слабостью произвольного внимания и памяти
23 классы
Коррекционная   программа   нацелена   на   исправление   нарушений   письма,   которые
проявляются:  в неспособности запомнить, логически употребить и проконтролировать на письме
правила орфографии, в  нарушении словообразования и словоизменения; в трудности осмысления
написанного и неспособность обобщить содержание написанного; в нарушении программирования
фразы.   Причиной   этих   явлений   выступает   несформированность  
  логикопространственных
представлений, мнестических процессов,  недостаточность внимания к языковым явлениям.
В основе коррекционной программы лежит адаптивная методика обучения русскому языку
О.Л.   Соболевой,   которая   обеспечивается  наличием   трех   параллельных   потоков   информации,
обращенных соответственно к визуалам, аудиалам и кинестетикам. 
Основная   идея   программы   заключается   в   реализации   двуполушарного   подхода   в
логопедической   коррекции.     Суть   его   состоит   в   параллельном   обращении   к   разным   типам
мышления  ребенка  – логическому  и образнохудожественному, что позволяет создать  каждому
ученику (с доминирующим левым полушарием и с доминирующим правым) оптимальные условия
для     исправления   нарушений   письма   и   чтения,   для   развития   интеллектуальных   и   творческих
способностей.  Логическая основа   усиливается за счет алгоритмизации основных тем:   правила
работы   с   текстом,   подготовка   к   списыванию   и   письму   по   памяти,   правила   компрессии   и
декомпрессии   текста,   работа   с   орфограммой.     Ассоциативная   работа   осуществляется   по   трем
основным   направлениям:   непосредственное   восприятие   материала   через   образслово   и   образ
картинку; осознанное «разгадывание» ассоциаций автора текста и логопеда; создание собственных
ассоциаций   в   изучаемой   области.   Механическое   запоминание,   как   и   всякая   репродуктивность,
сведено к минимуму, поэтому   результатом становится усвоение самого алгоритма   действий и
перенос этого алгоритма на другие области знания. 
Одной   из   ведущих   линий   в   программе   является   развитие   орфографической   зоркости.
Ученику   предоставляется возможность осознать существование трех альтернативных способов,
трех путей овладения грамотным письмом. Первый путь – это путь осмысления  и применения
орфографических   правил.   Второй   путь   –   путь   запоминания   конкретных   слов.   Третий   путь   –
обращение к орфографической интуиции. Важно, чтобы ученик научился пользоваться разными
способами   и   чувствовал   себя   уверенно   на   любом   из   путей.   Для   тренировочных   упражнений
используется  текстовый материал на печатной основе (О.Л.Соболева «Волшебный черновичок» 
рабочая тетрадь для 2 класса  №№1,2;  издательство ЮВЕНТА, 2003г.)
В ходе занятий повторяется и закрепляется  следующий орфографический материал: 
2 класс
Правописание жиши,  чаща, чущу.
 Прописная (заглавная) буква. 
Мягкий   знак   для   обозначения   мягкости
1.
2.
3.
согласных звуков.
4.
щн, нщ.
5.
6. Парные глухие и звонкие согласные на конце слова
и в середине слова.
 Правописание слов с сочетаниями чк, чн, нч,
 Разделительный мягкий знак.
3 класс
1. Безударные гласные в корне слова.
2. Правописание суффиксов очкечк, онькеньк.
3. Правописание предлогов со словами.
4. Правописание Ь в окончаниях глаголов –тся, ться.
5. Правописание Ь в  окончаниях глаголов –ешь, 
ишь, чь.
6. Правописание НЕ с глаголами. 
1Тексты   упражнений   не   только   являются   материалом   для   орфографической   и
грамматической   работы,   но   и   поддерживают   ассоциативный   подход,   принципы   сюжетности   и
дидактической   персонификации.   Авторами   большинства   текстов   являются   русские   детские
  Ассоциативная   составляющая   адаптивной   методики   предполагает   широкое
писатели.
использование   нагляднообразных   средств.
  Демонстрационные   презентации   PowerPoint,
диагностический   и   контрольный   материал   модуля   «Семейный   наставник»     являются   частью
программы «Коррекция вербальной фонематической дисграфии и дисорфографии».  Каждый слайд
презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое
полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами. 
Для контроля за усвоением   материала используется программнометодический комплекс
«Семейный   наставник      русский   язык».   Урокитесты   завершают   изучение   каждой   темы.   Для
повышения   мотивации   к   изучению   русского   языка,  
  снижению   эмоциональной   нагрузки
используются  игровые моменты, предлагаемые программой «Семейный наставник».
Программа   состоит из циклов, в каждом из которых несколько занятий и 2 проверочных
теста.   Всего 48 уроков для учащихся 2 класса и 48 уроков   для   3 класса.   Групповые занятия
проводятся 2 раза в неделю.
      Цель программы: повышение мотивации в изучении русского языка,  улучшение качества
письма и чтения достигается посредством решения следующих задач: 
1. формирование навыка безошибочного списывания и письма по памяти;
2. формирование навыка  работы с орфограммой;
3. развитие орфографической зоркости и самоконтроля;
4. формирование   умения   сокращать   и   расширять   предложения   путем   отбрасывания   или
добавления второстепенных членов предложения – компрессия и декомпрессия текста;
5. обогащение словарного запаса путем включения новых слов в активную речь;
6. развитие слухоречевой и зрительной памяти  (увеличение объема  запоминаемого материала
и его долговременность);
7. вызывание потребности в устной речи  в виде ответов  на  проблемные вопросы;
8. формирование  самостоятельной письменной речи.
Коррекционноразвивающие задачи и средства их реализации:
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать слухоречевую память.
Отрабатывать   навык   правильного   чтения
слов,   так   как   соответствие   написанного   и
произносимого   необходимо  
  для   точного
понимания смысла и   восприятия   правильного
слухового образа слова.  
 
 
 
 
 
навык
прочитанного
Отрабатывать
точного
воспроизведения
(слова,
предложения), так как  необходимо создавать и
закреплять модели  разных форм  одного и того
же слова (падежные окончания), а также модели
слов,   измененных   с   помощью   приставок   и
суффиксов (однокоренные слова).
Развивать звукобуквенный анализ слов.
Развивать  
  зрительное   восприятие   и
Отрабатывать  
  навык   последовательного
послогового проговаривания слов  при письме с
последующим     проговариванием   при   проверке
для  сличения слухового образа слова.
Отрабатывать умение запоминать зрительный
2зрительную память.
Развивать  
высказывания.
  навык   планирования
Развивать
 
выделения
существенного (главной мысли, главного слова).
  навык  
Обогащать   и   активизировать   словарный
запас.
Формировать
  умение
  определять
причинноследственную связь
образ   слова   (предложения)   для     зрительного
контроля написанного слова (предложения).
Отрабатывать   умение  
  планировать
высказывание: 1) с опорой на вопрос; 2) с опорой
на   ключевые   слова;   3)   с   опорой   на   рисунок
(пиктограмму);   4)   с   опорой   на   графическую
схему; 5)  мысленно.
Отрабатывать   умение   отделять   одно
предложение от другого, один абзац от другого,
опираясь   на  
  целостность   и   законченность
  главное   в
мысли.
высказывании   и   называть  
  его,   то   есть
озаглавливать.
  Учить   определять  
Учить   выявлять  
  значение   слова   (без
контекста   и   в   контексте),   формулировать   его,
подбирать   синонимы   и   антонимы.   Включать
слово в устную и письменную речь.
Учить   выявлять   связь   между   фактами   и
событиями,   логически   выстраивать   цепочку
событий, не нарушая последовательности.
Мониторинг  усвоения ЗУН и развития лингвистических способностей.
Для   проверки усвоения знаний, умений и навыков в конце каждого цикла проводятся   2
контрольных занятия, которые включают в себя: уроктест и  проверочную работу. У этих уроков
фиксированная структура и балльный учет результатов. 
Уроктест состоит из 8 заданий:
1. письмо слов  под диктовку с предварительным орфографическим проговариванием;
2. самостоятельное письмо слов под диктовку;
3. образование из написанных слов словосочетаний;
4. вставка пропущенных букв (работа в карточках);
5. дополнение предложений, подходящими по смыслу словами, 
6. списывание;
7. письменное формулирование ответов на вопросы;
8.
задание на проверку памяти.
Проверочная работа состоит из 6 заданий:
1. вставка пропущенных букв в текст диктанта;
2. подготовка к письму под диктовку –  орфографическое чтение, запоминание трудных слов;
3. прослушивание каждого предложения и его запись;
4. проверка;
5. компьютерный тест («Семейный наставник»);
6. игровые задания со словами («Семейный наставник»). 
Результаты каждого учащегося  подсчитываются с помощью системы критериев и заносятся
в речевую карту.  Динамика  развития устной и письменной речи выявляется  по завершению всех
циклов   программы   и   распределяется  
  4   уровням:   норма,   динамика   хорошая,
удовлетворительная и неудовлетворительная. 
  по  
3В   конце   учебного   года   проводится   диагностика   письма,   которая   определяет   состояние
письменной речи и также распределяется по 4 уровням: письмо в норме,  неспецифические ошибки,
специфические ошибки, дисграфия.
Критерии успешности усвоения программы:
Норма:
правильное интонированное осмысленное чтение;
правильное   и   последовательное   воспроизведение   авторского   текста,   логически
последовательное   раскрытие   темы,   отсутствие   фактических   ошибок,   богатство
словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой
неточности);
нет орфографических ошибок при списывании и письме по памяти и под диктовку;
допускается 12 исправления.
Динамика хорошая:  
правильное   интонированное   осмысленное   чтение,   допускаются  
остановки;
правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема,
но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
имеются отдельные фактические и речевые неточности;
допускается   не   более   3   речевых   недочетов,   а   также   недочетов   в   содержании   и
построении текста;
нет орфографических ошибок при списывании;
допускаются 2 орфографические ошибки при письме по памяти и под диктовку.
  небольшие
Динамика удовлетворительная:
чтение не интонированное, с запинками, недостаточно осмысленное;
наблюдается   отклонение   от   авторского   текста,   отклонение   от   темы,   отдельные
нарушения в последовательности изложения мыслей;
бедный   словарь,   имеются   речевые   неточности,   не   более   5   речевых   недочетов   в
содержании и построении текста;
допускаются 2 ошибки при списывании и не более 2 исправлений;
35 орфографических ошибок при письме по памяти и под диктовку.
Динамика неудовлетворительная:
чтение с повторами, по догадке, не интонированное, недостаточно осмысленное;
пересказ не соответствует теме, имеются значительные отступления от авторской
темы, много фактических неточностей,
4