Календарно-тематический план по логопедии "Коррекция дисорфографии" 2-3 класс
Оценка 4.8
Документация
doc
дефектология
2 кл—3 кл
15.02.2017
Коррекционная программа нацелена на исправление нарушений письма, которые проявляются: в неспособности запомнить, логически употребить и проконтролировать на письме правила орфографии, в нарушении словообразования и словоизменения; в трудности осмысления написанного и неспособность обобщить содержание написанного; в нарушении программирования фразы. Причиной этих явлений выступает несформированность логико-пространственных представлений, мнестических процессов, недостаточность внимания к языковым явлениям.
кал-тем планир дезогфографии.doc
ПРОГРАММА
Коррекция вербальной фонематической дисграфии и дисорфографии,
обусловленных недостаточностью аналитикосинтетической деятельности, лексико
грамматическим недоразвитием речи, слабостью произвольного внимания и памяти
23 классы
Коррекционная программа нацелена на исправление нарушений письма, которые
проявляются: в неспособности запомнить, логически употребить и проконтролировать на письме
правила орфографии, в нарушении словообразования и словоизменения; в трудности осмысления
написанного и неспособность обобщить содержание написанного; в нарушении программирования
фразы. Причиной этих явлений выступает несформированность
логикопространственных
представлений, мнестических процессов, недостаточность внимания к языковым явлениям.
В основе коррекционной программы лежит адаптивная методика обучения русскому языку
О.Л. Соболевой, которая обеспечивается наличием трех параллельных потоков информации,
обращенных соответственно к визуалам, аудиалам и кинестетикам.
Основная идея программы заключается в реализации двуполушарного подхода в
логопедической коррекции. Суть его состоит в параллельном обращении к разным типам
мышления ребенка – логическому и образнохудожественному, что позволяет создать каждому
ученику (с доминирующим левым полушарием и с доминирующим правым) оптимальные условия
для исправления нарушений письма и чтения, для развития интеллектуальных и творческих
способностей. Логическая основа усиливается за счет алгоритмизации основных тем: правила
работы с текстом, подготовка к списыванию и письму по памяти, правила компрессии и
декомпрессии текста, работа с орфограммой. Ассоциативная работа осуществляется по трем
основным направлениям: непосредственное восприятие материала через образслово и образ
картинку; осознанное «разгадывание» ассоциаций автора текста и логопеда; создание собственных
ассоциаций в изучаемой области. Механическое запоминание, как и всякая репродуктивность,
сведено к минимуму, поэтому результатом становится усвоение самого алгоритма действий и
перенос этого алгоритма на другие области знания.
Одной из ведущих линий в программе является развитие орфографической зоркости.
Ученику предоставляется возможность осознать существование трех альтернативных способов,
трех путей овладения грамотным письмом. Первый путь – это путь осмысления и применения
орфографических правил. Второй путь – путь запоминания конкретных слов. Третий путь –
обращение к орфографической интуиции. Важно, чтобы ученик научился пользоваться разными
способами и чувствовал себя уверенно на любом из путей. Для тренировочных упражнений
используется текстовый материал на печатной основе (О.Л.Соболева «Волшебный черновичок»
рабочая тетрадь для 2 класса №№1,2; издательство ЮВЕНТА, 2003г.)
В ходе занятий повторяется и закрепляется следующий орфографический материал:
2 класс
Правописание жиши, чаща, чущу.
Прописная (заглавная) буква.
Мягкий знак для обозначения мягкости
1.
2.
3.
согласных звуков.
4.
щн, нщ.
5.
6. Парные глухие и звонкие согласные на конце слова
и в середине слова.
Правописание слов с сочетаниями чк, чн, нч,
Разделительный мягкий знак.
3 класс
1. Безударные гласные в корне слова.
2. Правописание суффиксов очкечк, онькеньк.
3. Правописание предлогов со словами.
4. Правописание Ь в окончаниях глаголов –тся, ться.
5. Правописание Ь в окончаниях глаголов –ешь,
ишь, чь.
6. Правописание НЕ с глаголами.
1 Тексты упражнений не только являются материалом для орфографической и
грамматической работы, но и поддерживают ассоциативный подход, принципы сюжетности и
дидактической персонификации. Авторами большинства текстов являются русские детские
Ассоциативная составляющая адаптивной методики предполагает широкое
писатели.
использование нагляднообразных средств.
Демонстрационные презентации PowerPoint,
диагностический и контрольный материал модуля «Семейный наставник» являются частью
программы «Коррекция вербальной фонематической дисграфии и дисорфографии». Каждый слайд
презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое
полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами.
Для контроля за усвоением материала используется программнометодический комплекс
«Семейный наставник русский язык». Урокитесты завершают изучение каждой темы. Для
повышения мотивации к изучению русского языка,
снижению эмоциональной нагрузки
используются игровые моменты, предлагаемые программой «Семейный наставник».
Программа состоит из циклов, в каждом из которых несколько занятий и 2 проверочных
теста. Всего 48 уроков для учащихся 2 класса и 48 уроков для 3 класса. Групповые занятия
проводятся 2 раза в неделю.
Цель программы: повышение мотивации в изучении русского языка, улучшение качества
письма и чтения достигается посредством решения следующих задач:
1. формирование навыка безошибочного списывания и письма по памяти;
2. формирование навыка работы с орфограммой;
3. развитие орфографической зоркости и самоконтроля;
4. формирование умения сокращать и расширять предложения путем отбрасывания или
добавления второстепенных членов предложения – компрессия и декомпрессия текста;
5. обогащение словарного запаса путем включения новых слов в активную речь;
6. развитие слухоречевой и зрительной памяти (увеличение объема запоминаемого материала
и его долговременность);
7. вызывание потребности в устной речи в виде ответов на проблемные вопросы;
8. формирование самостоятельной письменной речи.
Коррекционноразвивающие задачи и средства их реализации:
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать слухоречевую память.
Отрабатывать навык правильного чтения
слов, так как соответствие написанного и
произносимого необходимо
для точного
понимания смысла и восприятия правильного
слухового образа слова.
навык
прочитанного
Отрабатывать
точного
воспроизведения
(слова,
предложения), так как необходимо создавать и
закреплять модели разных форм одного и того
же слова (падежные окончания), а также модели
слов, измененных с помощью приставок и
суффиксов (однокоренные слова).
Развивать звукобуквенный анализ слов.
Развивать
зрительное восприятие и
Отрабатывать
навык последовательного
послогового проговаривания слов при письме с
последующим проговариванием при проверке
для сличения слухового образа слова.
Отрабатывать умение запоминать зрительный
2 зрительную память.
Развивать
высказывания.
навык планирования
Развивать
выделения
существенного (главной мысли, главного слова).
навык
Обогащать и активизировать словарный
запас.
Формировать
умение
определять
причинноследственную связь
образ слова (предложения) для зрительного
контроля написанного слова (предложения).
Отрабатывать умение
планировать
высказывание: 1) с опорой на вопрос; 2) с опорой
на ключевые слова; 3) с опорой на рисунок
(пиктограмму); 4) с опорой на графическую
схему; 5) мысленно.
Отрабатывать умение отделять одно
предложение от другого, один абзац от другого,
опираясь на
целостность и законченность
главное в
мысли.
высказывании и называть
его, то есть
озаглавливать.
Учить определять
Учить выявлять
значение слова (без
контекста и в контексте), формулировать его,
подбирать синонимы и антонимы. Включать
слово в устную и письменную речь.
Учить выявлять связь между фактами и
событиями, логически выстраивать цепочку
событий, не нарушая последовательности.
Мониторинг усвоения ЗУН и развития лингвистических способностей.
Для проверки усвоения знаний, умений и навыков в конце каждого цикла проводятся 2
контрольных занятия, которые включают в себя: уроктест и проверочную работу. У этих уроков
фиксированная структура и балльный учет результатов.
Уроктест состоит из 8 заданий:
1. письмо слов под диктовку с предварительным орфографическим проговариванием;
2. самостоятельное письмо слов под диктовку;
3. образование из написанных слов словосочетаний;
4. вставка пропущенных букв (работа в карточках);
5. дополнение предложений, подходящими по смыслу словами,
6. списывание;
7. письменное формулирование ответов на вопросы;
8.
задание на проверку памяти.
Проверочная работа состоит из 6 заданий:
1. вставка пропущенных букв в текст диктанта;
2. подготовка к письму под диктовку – орфографическое чтение, запоминание трудных слов;
3. прослушивание каждого предложения и его запись;
4. проверка;
5. компьютерный тест («Семейный наставник»);
6. игровые задания со словами («Семейный наставник»).
Результаты каждого учащегося подсчитываются с помощью системы критериев и заносятся
в речевую карту. Динамика развития устной и письменной речи выявляется по завершению всех
циклов программы и распределяется
4 уровням: норма, динамика хорошая,
удовлетворительная и неудовлетворительная.
по
3 В конце учебного года проводится диагностика письма, которая определяет состояние
письменной речи и также распределяется по 4 уровням: письмо в норме, неспецифические ошибки,
специфические ошибки, дисграфия.
Критерии успешности усвоения программы:
Норма:
правильное интонированное осмысленное чтение;
правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически
последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство
словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой
неточности);
нет орфографических ошибок при списывании и письме по памяти и под диктовку;
допускается 12 исправления.
Динамика хорошая:
правильное интонированное осмысленное чтение, допускаются
остановки;
правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема,
но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
имеются отдельные фактические и речевые неточности;
допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и
построении текста;
нет орфографических ошибок при списывании;
допускаются 2 орфографические ошибки при письме по памяти и под диктовку.
небольшие
Динамика удовлетворительная:
чтение не интонированное, с запинками, недостаточно осмысленное;
наблюдается отклонение от авторского текста, отклонение от темы, отдельные
нарушения в последовательности изложения мыслей;
бедный словарь, имеются речевые неточности, не более 5 речевых недочетов в
содержании и построении текста;
допускаются 2 ошибки при списывании и не более 2 исправлений;
35 орфографических ошибок при письме по памяти и под диктовку.
Динамика неудовлетворительная:
чтение с повторами, по догадке, не интонированное, недостаточно осмысленное;
пересказ не соответствует теме, имеются значительные отступления от авторской
темы, много фактических неточностей,
4
Календарно-тематический план по логопедии "Коррекция дисорфографии" 2-3 класс
Календарно-тематический план по логопедии "Коррекция дисорфографии" 2-3 класс
Календарно-тематический план по логопедии "Коррекция дисорфографии" 2-3 класс
Календарно-тематический план по логопедии "Коррекция дисорфографии" 2-3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.