ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на
основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и рабочей
Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов М.Т.
Основные цели и задачи изучения русского(родного) языка в основной школе
Баранова, Т.А. Ладыженской,
Н.М. Шанского и др. (М.: Просвещение, 2012).
•
•
•
•
•
Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством
самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего
и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего
родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности, средство освоения моральноэтических норм, принятых в обществе;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом
самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования,
развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать
языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и
пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и
фразеологии русского языка;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение
правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание
стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству,
созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика программы
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и
перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по
предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения.
Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 7 классе на
высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль
теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных
возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. По
высить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы:
письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с
индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает усло
вия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из
истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского
языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего
значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные
часы. В 7 классе в разделе «Повторение изученного в 5—6 классах» определено содержание этой работы, что
продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним
звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора
подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 7 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня
сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную
деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся,
формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последо
вательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи —
речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально распределяются между
грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только
объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний,
русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других
школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Форма организации образовательного процесса:
классноурочная система.
Технологии, используемые в обучении развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного
обучения, развития исследовательских навыков, информационнокоммуникационные, здоровьесбережения и
т. д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в на
чале и в конце четверти; текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных дик
тантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю
себя») диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов;
итоговый — итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Содержание программы
«Русский язык как развивающееся явление»
Повторение изученного в 5 6 классах
Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология.
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и
словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.
Развитие речи (далее Р.Р.). Морфологический разбор слова.
Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием.
Тексты и стили
Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.
Р.Р. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения.
Составление диалогов.
Морфология и орфография. Культура речи
Причастие
Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях
причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека.
Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные
причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего
времени. Сострадательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких
страдательных причастиях. Одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна
буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в
кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание
не с причастиями Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Р.Р. Выборочное изложение. Конструирование текста. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль
текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.
К.Р. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 1 по теме
«Причастие». Сочинение — описание внешности.
Деепричастие
Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при причастном обороте. Раздельное
написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида.
Морфологический разбор деепричастия.
Р.Р. Сжатое изложение. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация
собственного мнения. Составление рассказа по картине.
К.Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 2 по теме
«Деепричастие». Наречие
Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический
разбор наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на о и е. Буквы е и и в приставках не и ни
отрицательных наречий. Одна и две н в наречиях на о и е. Описание действий. Буквы о и е после шипящих
на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и
раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных
числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Р.Р. Творческое задание по картине. Сочинение рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опор
ным словам.
К.Р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 5 с грамматиче
ским заданием. Контрольное тестирование № 3 по теме «Наречие».
Учебнонаучная речь
Учебнонаучная речь. Отзыв. Учебный доклад.
Р.Р. Текст учебнонаучного стиля. Отзыв о прочитанной книге. Текст учебного доклада.
Категория состояния
Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категорий состояния.
Р.Р. Творческое задание по картине. Сочинение рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опор
ным словам. Заметка в стенгазету. Рассказ от имени героя картины. Отзыв.
К.Р. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием.
Служебные части речи
Предлог
Предлог как часть речи. Употребление предлога. Производные и непроизводные предлоги. Простые и
составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных
предлогов.
Р.Р. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.
К.Р. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 4 по теме
«Предлог».
Союз
Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая
между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные
союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение
сведений о предлогах и союзах.
Р.Р. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Состав
ление диалога. Впечатление от картины.
К.Р. Контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 5 по теме
«Союз». Сочинение.
Частица
Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и
дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение
частицы не и приставки не. Частица ни, приставка ни, союз ни... ни.
Р.Р. Составление рассказа по рисунку. Инструкция. Выступление по картине. Сочинениерассказ по
сюжету. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи.
Составление диалога. Впечатление от картины.
К.Р. Контрольный диктант № 9 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 10 с грамматиче
ским заданием. Контрольное тестирование № 6 по теме «Частица».
Междометие
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.
К.Р. Контрольный диктант № 11 с грамматическим
заданием. Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.
Р.Р. Текст. Стили речи. Сочинение.
К.Р. Контрольный диктант № 12 грамматическим заданием. Итоговое тестирование.
Место предмета
На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 170 часов за учебный год.
Распределение учебных часов по разделам программы
Русский язык как развивающееся явление — 1 ч.
Повторение изученного в 5—6 классах — 10 ч (в т. ч. 1 К.Р., 1 Р.Р.).
Тексты и стили — 4 ч (в т. ч. 4 Р.Р.).
Морфология и орфография. Культура речи — 81ч (вт. ч. 9 К.Р, 19 Р.Р.).
Причастие — 31 ч (вт. ч. 3 К.Р., 6 Р.Р.).
Деепричастие — 12 ч (в т. ч. 2 К.Р., 2 Р.Р.).
Наречие — 29 ч (в т. ч. 3 К.Р., 5 Р.Р.).
Учебнонаучная речь — 3 ч (в т. ч. 3 Р.Р.).
Категория состояния — 6 ч (вт. ч. 1 К.Р., 3 Р.Р.).
Служебные части речи — 57 ч (в т. ч. 9 К.Р., 18 Р.Р.).
Предлог — 13 ч (в т. ч. 3 К.Р., 6 Р.Р ).
Союз — 18 ч (в т. ч. 2 К.Р., 6 Р.Р.).
Частица — 22 ч (в т. ч. 3 К.Р., 6 Р.Р.).
Междометие — 4 ч (в т. ч. 1 К.Р.)
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах — 17 ч (в т. ч. 2 К.Р., 4 Р.Р.).
Требования к результатам освоения
выпускниками основной школы программы
по русскому (родному) языку
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского на
рода; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения
за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
•
•
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
•
•
•
•
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации,
компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями
различных типов, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, сти листических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать
их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла,
адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение разными видами монолога и диалога;
•
•
•
•
•
•
•
•
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических,
стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение
находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и
редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
1) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность исполь
зовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные
знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного
языка, литературы и др.);
2) коммуникативноцелесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого об
щения, совместного выполнения какойлибо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально
культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального меж
личностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка рус
ского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о свя
зи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое
общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения;
разговорная речь, научный, публицистический, официальноделовой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официальноделового стилей и разговорной речи;
функциональносмысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста;
основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными
нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей
речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употреб
ление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного,
лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения,
многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативноэстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и
использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Используемый учебнометодический комплекс
Баранов М. Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для
общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 7 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 7 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 7 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 7 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.