ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
отношения
Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии.
Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо
прежде всего научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вот почему
в качестве ведущей для музыкального развития учащихся выступает тема «Искусство слышать» и её конкретизация – главная
тема 1го класса, получающая продолжение во всех последующих классах, «Как можно услышать музыку». Она позволяет
дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека,
его
жизни.
Раздел «Внутренняя музыка» специально предназначен для сосредоточения школьников на процессуальности своего
духовного мира: вслушиваясь в колыбельные песни (1й класс как начало познания музыки и жизни), в возвышенный
мелодический язык народных и композиторских инструментальных и вокальных произведений (2й класс), в интонации
патриотических песен (3й и 4й классы), школьники соотносят возникающие эмоции со своими собственными, задумываются
о
человека.
Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие
художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре.
Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание
детьми какойлибо из сторон музыкальнотворческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они
воздействии
природе,
к
музыки
к
на
музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;
учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих
чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкальносмысловые соответствия.
Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и
1 след
свои
выражать
биографий
и
различных
музыкальные
обозначениях
литературнопоэтических
нотных
мысли.
Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» – музыкальной, литературной,
художественной – портреты русских людей, созданные художникамипередвижниками, звучащие в музыке, возникающие на
страницах
произведений.
Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего
школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира
школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к
музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П.
Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших
заметный
культуре.
Явления искусства входят в детское сознание не как чтото обыденно расхожее, аналитикоконструктивное, которое
заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми
этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане
концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию,
прожить
жизни.
Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового
пения, слушания музыки, игр на детских музыкальных инструментах.
Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным
разделом – «Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в
импровизациях, и в размышлениях о музыке. Слушательская культура – это умение воспринимать музыку и выразить своё
отношение к ней; это знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие
опорой восприятия) – композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка,
песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Эти содержательные линии
мелодии,
музыкальной
мелодией,
мировой
в
в
жизнь
мелодия
в
2 формирования восприятия школьников и их интереса к музыкальному искусству преемственно и последовательно из класса в
класс прослеживаются в содержании предмета. Методическим «ключом» к пониманию содержания музыки является
проблема соотношения художественного и обыденного. Через практические задания («Лаборатория музыки») школьники,
наряду с другими проблемами, самостоятельно исследуют музыку, выявляя, как обыденное становится в искусстве
художественным.
вокальнохоровых
Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций,
исполнении
импровизации.
Опора на принцип «образноигрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей
перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм,
инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, быличка) складывается, сказывается в
единстве
инструментов.
Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню –
значит сыграть её.
произведений,
использованием
музыкальных
музыки
текста,
в
и
с
Предметные требования
включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной
области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих
элементов
картины мира.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов
универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных
ситуациях.
современной
научной
научного
лежащих
знания,
основе
в
Применение знаковосимволических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Отталкиваясь от особенностей восприятия музыки учащимися младших классов – образность, ассоциативность, развитое
3 воображение и интуиция – содержание учебников по искусству основывается на знаковосимволической природе книги.
Каждая новая проблема, новое содержание рождают новые средства, требуют новых форм изложения материалов:
создаётся эмоциональнообразная атмосфера, которая была бы близка детям, вызывала адекватные звучащей музыке
ассоциации, способствовала бы освоению музыкального знания в определённой логике;
используются средства изобразительного ряда, способствующие одномоментному восприятию явлений в их единстве и
многообразии.
Одним из главных приёмов организации изобразительного материала становится монтаж (наплывы, крупные планы,
многомерность композиционных замыслов). Это позволяет свободно устанавливать любые связи между внешне
несовместимыми и, казалось бы, никак не сочетаемыми явлениями, делает видимыми содержательные линии картины, даёт
возможность, благодаря ассоциативному ряду, «путешествовать» по полифонической ткани изображения, вслушиваться в
«звучащую» картину.
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и
ролей.
Уход от бытующих в практике начальной школы тенденций преподавания либо упрощённого искусства, либо упрощённого
преподавания искусства, обеспечивается основополагающим принципом содержания предмета – принципом возвышения
детей до философского содержания искусства. При этом роль учителя вытекает из самой природы искусства, где
общечеловеческое, в виде художественной идеи нравственноэстетического содержания, воплощается, транслируется и
воспринимается как «единство в многообразии» – во множестве индивидуальных интерпретаций. Это заставляет учителя
организовывать постижение общечеловеческих идеалов обязательно как деятельность равноправных партнёров по
проникновению в природу искусства, в природу художественного творчества. Для этого в учебниках всех классов
персонифицирован приём подачи материала: сведения о музыкальном искусстве, его явлениях, событиях, фактах, понятиях,
формулировках, обозначениях дети получают как бы «из уст учителя», прообразом которого является учительпросветитель,
4 ищущий вместе с детьми естественный и увлекательный путь приобщения детей к музыке. Беседа о музыке рассматривается
не только как метод подачи материала, но прежде всего как способ общения в коллективной деятельности, где противоречия,
индивидуальные подходы и трактовки музыки являются закономерным явлением в процессе приближения к общей истине.
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию,
ценностносмысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные
компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
и
в
самобытном
Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности,
художественном
разнообразии.
Музыкальное искусство последовательно рассматривается как способ существования человека как Человека, развитие его
родовой способности, в отличие от животного, осваивать мир эстетически. Каждая встреча с музыкой доказывает ребёнку,
что любить её, ценить, заниматься музыкой надо не потому, что это модно и престижно, а потому что сам эстетический
взгляд на мир – это не поиск некоей абстрактной красоты и украшательство быта, а бескорыстное и ответственное
существование
мире.
К школьникам закономерно приходит понимание, что и от них сегодня зависит состояние современной культуры общества,
они начинают ощущать себя сопричастными приумножению великих традиций русской и мировой культуры. У детей
появляется чувство, что от них зависит человеческий прогресс вообще, а музыкальные сокровища – это не только собрание
«музейных экспонатов», но и безостановочный, постоянно развивающийся культурноисторический процесс, в котором
главным становится его обогащение через собственное живое творчество. Отношение к продуктам детского творчества –
сочинённой мелодии, спетой песне, придуманной драматизации, воплощению музыки в рисунке и т.д. – рассматривается как
факт
культуры.
Развитие мотивов музыкальноучебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного
(индивидуального)
музицирования.
человеческом
человеческой
развития
ребёнком
5 Личностные результаты постижения музыкального искусства становятся объективным фундаментом развития мотивов
музыкальноучебной деятельности. Но устойчивая мотивация формируется лишь в том случае, если школьник, занимаясь
музыкой, понимает конкретный смысл деятельности композитора, исполнителя, слушателя и сам непосредственно её
воспроизводит. Урочная деятельность, содержание учебников так или иначе направлены на одно: поставить школьников в
позицию музыкантов, воспроизводящих или заново создающих произведение. Отсюда обращение к детям:
Читайте. Смотрите. Слушайте (формирование культуры слушания).
Сочините. Пропойте. Доскажите. «Пересочините» (навыки творческой деятельности).
Прикоснитесь пальцами к клавиатуре (рождение первого музыкального звука).
Заигрывай (знакомство с народными играми, способами «вхождения» в игру).
времени,
объёма,
Музыка – искусство идеальное пространственновременное, поэтому разработан приём использования пространства
клавиатуры не для изучения схемы расположения нот, октав, гамм, аккордов. Живописные партитуры, сочетающие нотную
графику и рисунок самой клавиатуры, рассчитаны на то, что ребёнок, без конкретного знания нот, визуально будет
«переносить» звуки с партитуры на реальную клавиатуру. Следовательно, клавиатура в учебниках – это полотно, на котором
конкретизируется идеальный пластический и пространственный музыкальный образ на основе собственных ощущений
ребёнком пространства,
а также и цветовых ассоциаций звучания.
Предусмотрено, что в 3м классе школьники, осваивая музыкальную речь, выполняют свои индивидуальные проекты,
связанные с восприятием природных и жизненных явлений: «утро жизни», «восход», «ночь», «характер человека» и прочее.
Таким образом, программа и дидактический материал учебников по музыке строятся на следующих принципах: обучение
музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования,
вытекающее
закономерностей.
В учебниках доступным языком даётся представление о музыкальной культуре многонациональной России. Здесь, особенно
на начальном этапе учения в школе, важно развить у детей способности наблюдать, видеть и слышать окружающий мир,
выражать свои впечатления в рисунке, пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, художественном движении.
Учебник 3го класса играет кульминационную роль, поскольку вводит учащихся в искусство через закономерности музыки.
движения,
искусства
его
и
из
природы
6 Они получают представление об интонации как носителе смысла музыки, о развитии музыки, о формах её построения и
ведущих музыкальных жанрах – от песни,
концерта.
марша до оперы,
танца,
балета,
симфонии,
Освоение учебных тем связано с разными видами музыкальной деятельности школьников, когда в собственном исполнении
они почувствуют важную роль тех или иных выразительных средств языка музыки. Учебник содержит задания, выполнение
которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей (БН).
В представленных материалах широко используется нотная графика. Применение нотной записи не преследует целей
заучивания нотных примеров, ритмических рисунков, они, скорее, иллюстрируют объяснения учителя, выступают
ассоциативным обрамлением музыкальной фразы, мелодии. Педагогическая задача – постепенно сделать для учеников
общение с нотными обозначениями привычным и естественным, а главное – приучать находить важные содержательные
соответствия между слышимым звучанием музыки и его выражением (отображением) в нотных знаках.
7 Учебнотематический план
Содержание
Количество часов
Раздел I. Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость (9ч)
Раздел II. Интонация (7 ч.)
Развитие музыки (10 ч.)
Построение (формы) музыки (8 ч.)
Итого:
9
7
10
8
34
№
1
2
3
4
8 Календарнотематическое планирование по музыке ( в соответствии ФГОС)
3 класс.
Решаемые проблемы. Планируемые результаты.
Понятия.
Предметные
результаты.
УУД
Личностные
результаты.
Дать понятие образов
родной природы в
музыке русских
композиторов.
Мелодия, песенность,
симфония,
лирический образ.
Выявлять
мелодичность и
песенность в
музыке.
Уважительно
относится к
творчеству русских
композиторов.
Р: Самостоятельно
выражать своё
эмоциональное
отношение к
искусству.
П: различать
звучание
муз.инструментов,
использованных в
мелодиях
К: Интонационно
исполнять сочинения
разных жанров.
Сроки
выполнения.
Темы раздела и уроков
( страницы учебника)
Прослушиваемый
материал.
Первая четверть.
«РоссияРодина моя!»
( 5 часов)
1. «Мелодиядуша
музыки!»
Прослушивание:
П.И.Чайковский
«Симфония № 4»;
«Благословляю вас,
леса»
Г.Свиридов «Романс»
Н.РимскийКорсаков
«Звонче жаворонка
пенье»
9 2. «Природа и музыка.
Романс. Звучащие
картины
»
Прослушивание:
Музыка П.Чайковского,
Свиридова, Глинки,
РимскогоКорсакова
3. «Виват, Россия!
Наша славаРусская
держава!»
Прослушивание:
Старинные русские
канты.
Дать понятия образов
родной природы в
романсах русских
композиторов.
Романс, певец,
солист, мелодия,
аккомпанемент,
Поэзия, пейзаж,
лирика.
Выявлять
настроения и
чувства человека
выраженные в
музыке.
Дать понятия образов
Родины, защитников
Отечества в
различных жанров
музыки: кант,
народная песня.
Кант, песенность,
маршевость,
интонация музыки и
речи, солдатская
песня, марш, хор,
куплет.
Различать русские
народные песни и
канты, и
современные
героические песни.
Ценить образы
природы
выраженные в
музыке и в
живописи.
Интонационно
осмысленно
исполнять песни о
героических
событиях.
Р:Самостоятельно
выражать
эмоциональное
отношение к муз.
произведениям.
П: Различать
аккомпанемент
мелодии.
К: Выполнить
творческое задание.
Р: Самостоятельно
определять
сходство и различие
между кантами и
РНП.
П: Различать песни
защитников
Отечества в разных
жанрах музыки.
К: Исполнение
старинных кантов и
песен.
Дать понятие
кантаты, на основе
Кантата, набат,
вступление,
трехчастная форма.
Расширить понятия
музыкальных
образов
Р: Самостоятельно
различать
особенности
построения музыки:
двухчастная,
Уважать свою
Родину и её
Защитников.
10 музыки Прокофьева.
Защитников
Отечества.
Познакомить с
жанром героической
оперы.
Опера, хоровая
сцена, певецсолист,
ария, эпилог,
благовест.
Уметь определять
по жанрам музыки
героические образы
Защитников
Отечества.
трехчастная.
П: Определять
выразительные
возможности
различных
муз.образов.
К: выявлять
различные по смыслу
музыкальные
интонации.
Р:Знать песни о
героических
событиях истории
Отечества.
П: Познать
выразительность
музыкальной и
поэтической речи.
К: Исполнение
фрагментов из
оперы.
Гордиться
Защитниками
Отечества.
4. «С.С.Прокофьев
кантата «Александр
Невский»
Прослушивание:
Фрагменты кантаты
С.Прокофьева
«Александр Невский»
5. «М.И.Глинка
опера «Иван Сусанин»
Прослушивание:
Фрагменты оперы
Глинки «Иван Сусанин»
11 «День полный
событий»
( 4 часа)
1. «Утро»
Прослушивание:
Э.Григ «Утро»,
П.Чайковский
«Утренняя молитва»
М.Мусоргский «Рассвет
на Москвереке»
2. «Портрет в музыке.
В каждой интонации
спрятан человек»
Прослушивание:
С.Прокофьев
«Болтунья»
Балет «Золушка»
Симф.сказка «Петя и
волк»
12
Познакомить с
жанром портрета в
музыке.
Песенность,
развитие, повтор,
лад, тембр.
Различать в музыке
душевное
состояние
человека, его
чувства и мысли.
Познакомить с
портретами
«нарисованными»
музыкой
Прокофьева.
Изобразительность,
выразительность,
контраст,
скороговорка.
Различать в
музыке, что в
каждой интонации
спрятан человек.
Различать формы
композиции и
особенности муз.
языка Чайковского
и Грига.
Находить общность
интонаций в
музыке, живописи и
поэзии.
Р: Самостоятельно
определять
музыкальные
впечатления ребенка
« с утра до вечера»
П: самостоятельно
проследить и
сравнить
музыкальный язык
композиторов.
К: Исполнение
главных мелодий
произведений.
Р: Самостоятельно
распознавать
выразительные и
изобразительные
особенности музыки.
П: Понимать
художественно
образное содержание
муз.произведения.
К: самостоятельно
раскрывать средства
музыкально
образного
воплощения персонажей.
Р: самостоятельно
распознавать
выразительные
музыкальные
особенности героев.
П: понимать
содержание
муз.произведения.
К: передавать
интонационно
мелодические
особенности
муз.образа.
Р: Самостоятельно
обнаруживать
интонационную
связь в музыке,
живописи, поэзии.
П: Понимать и
раскрывать средства
музыкального
воплощения образов.
К: разработать
сценарий к
муз.произведению.
Выявлять связь
музыки и
живописи.
Исполнять соло из
муз.сочинений
различных жанров.
Отличать
интонационные
линии персонажей.
Дать понятие
выразительности и
изобразительности в
музыке разных
жанров.
Мелодия, речитатив,
соло, интонационная
выразительность,
песенность,
танцевальность,
маршевость,
фортепиано,
аккомпанемент,
солист.
3. «В детской.
Игры и игрушки»
Прослушивание:
Музыка Прокофьева,
Чайковского,
Мусоргского.
Сюита, музыкальная
живопись,
интонация, мелодия,
аккомпанемент.
Выявлять связь
музыкальных и
живописных
образов.
Дать понятие
музыкальных и
живописных образов.
4. « На прогулке.
Вечер»
Прослушивание:
М. Мусоргский сюита
«Картинки с выставки»
13 фрагменты.
Вторая четверть.
«В музыкальном
театре»
( 7 часов)
1. « М.Глинка опера
«Руслан и Людмила»
Прослушивание:
М.Глинка опера
«Руслан и Людмила»
фрагменты.
Познакомить с
жанром оперы
сказки.
Сцены из оперы,
ария, баритон,
каватина, сопрано,
рондо, бас, контраст,
увертюра,
симфонический
оркестр.
Различать средства
музыкальной
выразительности в
изображении
героев оперы
сказки.
Опера, миф, лира.
Различать
контрастные
средства
выразительности
образов.
Познакомить с
творчеством
немецкого
композитора 18 века
Глюка.
2. «К.В.Глюк опера
«Орфей и Эвридика»
Прослушивание
Фрагменты оперы
Развивать
ассоциативную
связь музыки и
художественного
произведения.
Развивать
ассоциативную
связь музыки и
этноса.
Р: Самостоятельно
определять муз.
темы главных
героев.
П: называть и
объяснять основные
термины оперы.
К: интонационно
узнавать образы
героев.
Р: Самостоятельно
определять
музыкальные темы
главных героев.
П: понимать
значения терминов.
К: с помощью
мимики и жестов
передавать харр
персонажей.
14 Сцена из оперы, ария,
сопрано, шествие,
каватина, тенор.
Рассуждать о
смысле и значении
оперного
искусства.
Расширять
представление об
опересказке.
3. Н.А.Римский
Корсаков опера
«Снегурочка»
Прослушивание:
Фрагменты из оперы.
Зерноинтонация,
развитие,
трехчастная форма.
Различать
интонационно
музыкальную
картину моря.
Дать понятие
изобразительности в
музыке на основе
оперыбылины
«Садко»
4. «Океанморе синее»
Прослушивание:
Н.А.РимскийКорсаков
опера «Садко» фрагм.
Контрастные образы,
сцена из балета,
интонация, развитие.
Сравнительный
анализ оперы и
балета.
Р: самостоятельно
рассуждать о
значении режиссера,
дирижера и
композитора в
опере.
П: понимать смысл
терминов.
К: передавать свои
муз. впечатления в
рисунке.
Р: Самостоятельно
передавать
содержание оперы
былины.
П: раскрывать и
объяснять с
помощью каких
средств композитор
изображает море.
К: выполнять
живописно
творческую работу.
Р: Самостоятельно
определять
музыкальные темы
главных героев.
П: понимать смысл
терминов.
Рассуждать о
смысле и значении
оперсказок.
Анализировать
художественно
образное
содержание оперы.
Выявлять связь
музыки и танца.
15 Познакомить с
балетом.
Современные
интонации и ритмы,
мюзикл.
Уметь выявлять
современные
музыкальные
жанры: мюзикл.
Дать представление о
жанре – мюзикл.
Опера, балет,
мюзикл.
Уметь
ориентироваться в
музыкальных
терминах и муз.
произведениях.
Закрепить
полученные знания и
навыки.
К: передавать свои
муз. впечатления с
помощью пластики,
мимики и жестов.
Р: Уметь
представление о
синтезе музыки,
танца, пения, сцен.
действия.
П: понимать
отличительные
особенности
зарубежных и
отечественных
мюзиклов.
К: исполнение сцен
из мюзиклов.
Р: Самостоятельно
рассуждать о
значении оперы,
балета, мюзикла.
П: отвечать на
вопросы учителя.
К: сравнивать муз.
произведение и
литературное или
живописное.
Выявлять основные
отличия оперы от
мюзикла.
Гордиться
полученными
музыкальными
знаниями.
5. «Балет
П.Чайковского
«Спящая красавица»
Прослушивание
П.Чайковский балет
«Спящая красавица»
фрагменты
6. «В современных
ритмах»
Прослушивание:
А.Рыбников мюзикл
«Волк и семеро козлят
на новый лад»
Р.Роджерс «Урок
музыки»
( из мюзикла «Звуки
музыки»)
16 7. «Обобщение»
Прослушивание.
Музыка использованная
в течении полугодия.
Третья четверть.
«Гори, гори ясно,
чтобы не погасло» ( 4
часа)
1. «Настрою гусли на
старинный лад.
Былины.»
Прослушивание:
Глинка
«Первая песня Баяна»
( оп. «Руслан и
Людмила»)
РимскийКорсаков
«Песня Садко»
( оп. «Садко»)
17
Дать представление о
самом древнем жанре
песенного фольклора
былине.
Былина, певец
сказитель, гусли,
былинный напев,
подражание гуслям.
Выявить общность
жизненных истоков
народного и
профессион.
творчества.
Хранить традиции
народного
фольклора.
Р: Самостоятельно
рассуждать о
значении повтора,
контраста в развитии
музыки.
П: выявлять
общность интонаций
в музыке и поэзии.
К: выявлять
ассоциативно
образные связи муз.
и литер.
произведений.
Былинный напев,
повтор, распевы.
Знать древний
Новгородский
эпос.
Дать представление о
распевах в былине.
Р: Самостоятельно
определять, какую
роль имеют распевы
в былинах.
Хранить традиции
народного
фольклора. П: аккомпанировать
на воображаемых
гуслях.
К: Исполнить
северный былинный
напев.
Р: самостоятельно
различать приемы
используемые
композитором в
опере: повтор
контраст.
П: называть и
объяснять основные
термины.
К: спеть мелодию
«Песни Леля»
Р: Самостоятельно
сравнивать
взаимосвязь музыки
и художественного
произведения.
П: отвечать на
вопросы учителя.
К: разучивание
масленичных песен.
Знать творчество
русских
композиторов.
Хранить традиции
русского народа.
Песня, куплет,
меццосопрано,
кларнет, литавры.
Дать представление о
низком женском
голосе – меццо
сопрано
Узнавать меццо
сопрано.
Различать мелодии
в народном стиле.
Дать представление о
народных традициях
и обрядах в музыке
русских
композиторов.
Народные традиции,
повтор, контраст,
сопоставление,
мелодии в народном
стиле.
2. « Былина о Садко и
Морском царе»
Прослушивание:
Н.А.РимскийКорсаков
оп. «Садко»
фрагменты.
3. «Лель, мой Лель»
Прослушивание:
Н.А.РимскийКорсаков
оп. «Снегурочка»
«Песня Леля»
4. «Звучащие картины.
Прощание с
Масленицей»
18 Прослушивание:
Н.РимскийКорсаков
оп. «Снегурочка»
«Хор –«Проводы
Масленицы»
«О России петь – что
стремиться в Храм!»
( 4 часа)
1. «Радуйся Мария!»,
«Богородице Дево,
Радуйся!»
Прослушивание:
Ф.Шуберт «Аве,
Мария»
С.В.Рахманинов
«Богородице, Дево
радуйся»
( из «Всенощного
бдения»)
19
Дать представление о
духовных
песнопениях.
Молитва, песня,
всенощное, тропарь,
величание.
Узнавать жанры
церковной музыки.
Знать религиозные
праздники России.
Р: Самостоятельно
различать мелодики
русского и
зарубежного
религиозного
искусства.
П: Определять
образный строй
музыки с помощью
словаря эмоций.
К: Исполнение
молитвы.
Дать представление
об образе матери в
Природа, красота,
любовь, мать, земля,
Родина, икона, жанры
Познакомить с
величайшей
Святыней Руси –
Р: Самостоятельно
ориентироваться в
Православных
Ценить и уважать
свою мать. 2. «Древнейшая песнь
материнства»
музыке, поэзии и
ИЗО
церковных
песнопений
тропарь, молитва,
величание.
Иконами Божией
Матери.
праздниках.
П: иметь
представление о
песнопении,
религиозных
праздниках,
богослужении и
молитвах
воспевающих
красоту
материнства.
К: исполнять песни о
матери.
Р: Самостоятельно
иметь представление
о религиозных
праздниках.
П: знать жанры
церковной музыки.
К: Обнаруживать
сходство и различие
произведений
религиозного
искусства.
Приобщаться с
традициям
православной
церкви.
Прослушивание:
К.Глюк «Мелодия»
( оп. «Орфей и
Эвридика»)
Ф.Шуберт «Аве,
Мария!»
3. «Вербное
Воскресение»
Прослушивание:
Э.Л.Уэббер «Осанна»
( рокоп. «Иисус
Христос суперзвезда»)
20
Молитва, величание.
Расширить
представление о
православных
праздниках.
Дать представление о
празднике
православной церкви
– Вербное
Воскресение.
Фреска, икона, арфа,
Р: Самостоятельно
ориентироваться в симфониядейство,
христиане.
Расширить
представление о
Православных
Святых.
терминах.
П: отвечать на
вопросы учителя.
К: исполнение
стихиры.
Уважать историю
Родины.
Дать представление о
связи русской
истории, традиций,
церковной музыки и
Русских святых.
4. «Святые Земли
Русской!»
Прослушивание:
В.Кикта «Фрески
Софии Киевской»
Стихиры русским
Святым.
«В концертном зале»
( 3 часа)
1. «Музыкальное
состязание. Концерт»
Дать представление о
жанре музыкального
концерта.
Прослушивание:
П. Чайковский
«Концерт № 1»для фно
с орк.
2. «Музыкальные
21
Композитор,
исполнитель,
слушатель, концерт,
вариационное
развитие.
Расширить понятие
единства
композитора,
исполнителя,
солиста, слушателя
и симфонического
оркестра.
Р: Самостоятельно
ориентироваться в
терминах.
П: различать главные
и побочные темы
«Концерта»
К: выполнить
творческое задание.
Узнавать тембры
музыкальных
инструментов.
Дать представление о
Деревянные духовые
инструменты,
Различать на слух
старинную и
Р: Самостоятельно
узнавать тембр
флейты.
Узнавать тембры древних музыкальных
инструментах
флейте.
старинная и
современная музыка.
современную
музыку.
Скрипач, виртуоз,
каприс, скрипка.
Узнавать на слух
звучание скрипки.
Дать представление о
струнных смычковых
музыкальных
инструментах.
музыкальных
инструментов.
П: стилевые
особенности
старинной и
современной
музыки.
К: наблюдать за
развитием музыки
разных форм и
жанров.
Р: Самостоятельно
узнавать главные
мелодические темы.
П: Расширить
музыкальный
кругозор.
К: выполнение
творческого задания.
Уважительно
относится к
симфонической
музыки.
инструменты. Флейта.
Звучащие картины»
Прослушивание:
К.Глюк «Мелодия»
И.С.Бах «Шутка»
Э.Григ «Утро»
С.Прокофьев «Петя и
волк» тема Птички
3. «Музыкальные
инструменты. Скрипка»
Прослушивание:
Н.Паганини « Каприс №
24»
П.Чайковский
«Мелодия»
Четвертая четверть.
«В концертном зале»
( 3 часа)
1. Эдвард Григ
сюита «Пер Гюнт»
Дать представление о
жанре сюита.
Сюита, тема,
вариационное
развитие, песенность,
Знать понятие
сюита.
Р: Самостоятельно
определять муз.
темы.
Уважать
творчество
зарубежных
22 Прослушивание
Э.Григ «Пер Гюнт»
фрагменты.
маршевость,
танцевальность.
Познакомить с
творчеством
Бетховена и
музыкальной формой
симфония
Симфония, дирижер,
маршевость,
песенность, контраст,
финал, тема,
вариация, контрданс.
Различать
контрастные
средства
выразительности.
Выразительность,
изобразительность,
мелодия,
аккомпанемент, лад,
соната.
Различать
контрастные
средства сонаты.
Дать представление о
темах, сюжетах и
образах музыки
Бетховена.
2. «Л.В.Бетховен
«Симфония № 7»
( «Героическая»)
( уч. Стр. 106111)
Прослушивание:
Фрагменты из
симфонии.
3. «Мир Бетховена»
Прослушивание:
Л.Бетховен «Соната №
14»
( «Лунная» )
«К Элизе»
«Чтоб музыкантом
23
композиторов.
П: самостоятельно
называть части
сюита.
К: выполнение
творческого задания.
Р: самостоятельно
определять муз.
темы.
П: Ориентироваться
в динамических
оттенках.
К: Дирижирование
главных тем.
Р: Самостоятельно
различать стилевые
особенности муз.
произведений.
П: ориентироваться
в видах и жанрах
музыки.
К: Исполнение
песни.
Уметь
анализировать
сюжетную линию.
Уметь
анализировать
сюжетную линию
произведения. быть, так надобно
уменье»
(5 часов)
1. «Джазчудо музыка»
Прослушивание:
Дж. Гершвин «Я поймал
звуки джаза»,
«Колыбельная»
( из оп. «Порги и
Бесс»)
Дать представление о
джазе, истории
возникновения джаза,
стилях.
Песенность,
танцевальность,
куплетная форма,
лад, импровизация,
ритм, джазоркестр,
спиричуэл, джаз,
блюз.
Различать и
узнавать ритмы
джазовой музыки.
Познакомить с
образами природы в
музыке Свиридова и
Прокофьева.
Песенность,
музыкальные
иллюстрации,
кантата, хор,
симф.оркестр,
Фортепианная,
вокальная,
симфоническая
музыка, музыкальная
речь.
Различать
особенности
мелодики, тембра
музыки
Прокофьева и
Свиридова.
2. «Мир Г.Свиридова и
С.Прокофьева»
Прослушивание:
Музыка Г.Свиридова и
С.Прокофьева.
Импровизировать
джазовые мелодии.
определять жанры
музыкальных
произведений.
Р: самостоятельно
сравнивать джазовые
композиции.
П: ориентироваться
в особенностях
музыкального языка
джаза.
К:знать известных
джазовых
музыкантов
исполнителей.
Р: Самостоятельно
различать и узнавать
музыкальные
интонации.
П: различать , как с
развитием музыки
меняются краски
звучания.
К: Выполнение
творческого задания.
Р: Самостоятельно
различать
музыкальную речь
24 Познакомить со
сходством и
различием
музыкальной речи
разных
композиторов.
Музыкальная речь,
Лирические чувства.
Различать
музыкальную речь
разных
композиторов.
Исполнять
муз.сочинения
разных жанров и
стилей.
разных
композиторов.
П: определять
особенности
построения формы
муз. сочинений.
К: исполнение песен.
Опера, симфония,
песня, ода, кант,
гимн.
Знать мелодии
прошлого, которые
известны всему
миру.
Дать представление о
роли композитора,
исполнителя и
слушателя.
Сюита, симфония,
ода, кант, гимн, джаз,
опера, песня.
Уметь
Р: Самостоятельно
различать
музыкальную речь
разных
композиторов.
П: определять
характерные черты
языка современной
музыки.
К: определять
жанровую
принадлежность
муз.произведения.
Р:самостоятельно
рассуждать о
жанровых
особенностях
музыки.
П: отвечать на
вопросы учителя.
Уважительно
относится к музыке
разных
композиторов.
Гордиться великой
силой искусства.
3. «Певцы родной
природы»
Прослушивание:
Э.Григ «Утро»
П.Чайковский
«Мелодия»
4. « Прославим радость
на Земле!»
Прослушивание:
В.А.Моцарт
«Симфония № 40»
( финал)
Л.Бетховен
«Симфония № 9»
М.Глинка «Хор
«Славься!»
( оп. «Иван Сусанин»)
25 Закрепить
полученные знания и
навыки.
ориентироваться в
музыкальных
терминах и
произведениях.
К:творческое
задание.
5. «Обобщение»
Прослушивание:
Музыка использованная
в течении года.
26
Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" музыка
Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" музыка
Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" музыка
Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" музыка
Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" музыка
Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" музыка
Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" музыка
Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" музыка
Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" музыка
Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" музыка
Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" музыка
Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" музыка
Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" музыка
Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" музыка
Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" музыка
Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" музыка
Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" музыка
Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" музыка
Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" музыка
Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" музыка
Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" музыка
Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" музыка
Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" музыка
Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" музыка
Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" музыка
Календарно-тематическое планирование домашнее обучение 3 класс "Школа 2100" музыка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.