Календарно-тематическое планирование 'лективного курса по биологии «Современные теории биологии»
Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
биология
11 кл
27.03.2018
С самых древних времен люди пытаются познавать и покорить Природу и понять свое место в ней. Важнейшее место в этих поисках всегда занимала наука. К основным естественным наукам, изучающим природу, относятся химия, биология, география, физика. Различие между естественными науками состоит в уровне ( масштабе) изучаемых явлений. Явления, происходящие на уровне живой материи - это основной предмет современной биологии.
Элективный курс по биологии 11 класс.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Самарской области средняя
общеобразовательная школа с. Девлезеркино
муниципального района Челно-Вершинский Самарской
области
Рассмотрено на
Педагогическом
Совете:
№ ___ от _____________
Согласовано:
Заместитель
директора школы
по УВР ___________
/Прохорова И. А./
«___» _________ 20___
УТВЕРЖДАЮ:
директор школы
Белов Е. А.
«___» __________
20___
Календарно-тематическое планирование
Элективного курса по биологии
«Современные теории биологии»
11 класс
20172018 учебный год
Составитель:
Казанцев Борис Александрович,
учитель биологии
1 категории
2017 год
Пояснительная записка.
С самых древних времен люди пытаются познавать и покорить Природу и понять свое
место в ней. Важнейшее место в этих поисках всегда занимала наука. К основным
естественным наукам, изучающим природу, относятся химия, биология, география, физика. Различие между естественными науками состоит в уровне ( масштабе) изучаемых
явлений. Явления, происходящие на уровне живой материи это основной предмет
современной биологии.
Цели курса:
1.Расширение и углубление знаний учащихся по общей биологии и экологии.
2.Развитие умения учащихся решать биологические задачи по всему курсу.
3.Развитие познавательных интересов обучающихся.
4.Целенаправленная профессиональная ориентация учащихся выпускных классов.
Задачи курса:
1. Предоставить учащимся возможность применять биологические знания на практике
при решении биологических задач, формировать умения и навыки здорового образа
жизни, необходимые в повседневной жизни.
2. При помощи лекционных и практических занятий закрепить, систематизировать,
углубить знания учащихся об общих закономерностях общей биологии.
3. Создать условия для формирования и развития у учащихся умений самостоятельно
работать с дополнительной литературой по предмету.
4. Развивать интеллект учащегося, его интеллектуальное и творческое мышление,
способствующее развитию интереса к предмету посредством практических работ.
Ожидаемые результаты обучения:
1.Расширие и углубление теоретической базы учащихся по биологии.
2.Научить учащихся правильно и быстро решать биологические задачи из сборников
ЕГЭ
3.Развить и усилить интерес к предмету, подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.
Для достижения указанных результатов обучения в данном курсе применяются
лекционные занятия, практические занятия, посвященные решению биологических
задач, зачет по курсу, защита рефератов.
Контролирующие материалы:
1.Для подведения итогов реализации учебной программы будут использованы зачет
(итоговое тестирование)
2.Защита рефератов, защита профессии. Учащиеся должны знать:
1.Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория
Ч.Дарвина), учения В.И.Вернадского о биосфере, сущность законов Г.Менделя.
2.Структуру и функции биологических объектов: клетки, хромосом, генов, вида и
экосистем.
3.Естественную классификацию органического мира.
4.Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие
естественного и искусственного отбора, формирование приспособленности,
образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и
биосфере.
5.Закономерности наследственности и изменчивости.
6.Механизмы эволюционного процесса.
Учащиеся должны уметь:
1.Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с
материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а
также различных групп растений, животных, в том числе и человека на Земле.
2.Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим
вопросам.
3.Решать биологические задачи из различных сборников по подготовке к ЕГЭ,
составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в
экосистемах.
4.Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в
окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности.
5.Сравнивать биологические объекты, природные экосистемы и агроэкосистемы,
биологические процессы и делать выводы на основе сравнения.
6.Находить информацию о биологических объектах в различных источниках
(учебных текстах, справочниках, научнопопулярных изданиях, компьютерных базах
данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.
Содержание курса.
1.Цитология наука о клетке (12 часов)
Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки.
Реализация генетической информации в клетке. Решение биологических задач на комплементарность, траскрипцию, трансляцию.
Ферменты биокатализаторы в клетке. Функции белков.
Структура и функции клетки.
Естественная классификация органического мира.
Прокариоты. Бактерии, археи.
Эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов.
Вирусы облигатные внутриклеточные паразиты.
Решение биологических задач по цитологии.
Метаболизм в клетке. Понятие о пластическом обмене.
Обеспечение клетки энергией. Основные этапы энергетического обмена.
Фотосинтез, его значение для жизни на Земле.
2.Размножение и развитие организмов (5 часов)
Основные способы размножения организмов. Бесполое размножение.
Половое размножение.
Индивидуальное развитие организмов.
Митоз и мейоз в сравнении.
3.Основы генетики(8 часов)
Закономерности наследственности. Решение задач по генетике.
Генетика человека. Наследственные болезни человека и их предупреждение.
Закономерности изменчивости.
Генетика как основа для селекции. Новейшие методы селекции.
Решение генетических задач повышенной сложности.
4.Эволюция(3 часа)
Механизмы эволюционного процесса. Факторы эволюции по Ч.Дарвину.
Основные направления эволюции по Северцову. Этапы эволюции человека антропогенеза. Роль социального фактора в эволюции
человека.
5.Основы экологии(5 часов)
Экологические факторы среды. Влияние антропогенного фактора на экосистемы.
Биогеоценоз. Экосистемы, свойства экосистем, смена экосистем.
Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроценозов.
Решение экологических задач.
Структура и функции биосферы. Проблемы биосферы.
Зачет. Защита рефератов. Итоговое тестирование.
Итого: 35 часа.
Тематическое планирование занятий элективного курса по биологии в 11 классе
«общая биология».
№
1.
2.
Тема занятия
Основные вопросы
Дата по
плану.
Дата
факт.
Цитология наука о
клетке(12 часов).
Основные положения
клеточной теории.
Химический состав клетки.
Шлейден, Шванн,
биологически важные х.
элементы, неорганические
вещества, органические
вещества.
Структура белков.
Реализация генетической
информации в клетке.
Биосинтез белков.
Пептидные связи,
водородные связи, глобула,
комплементарность,
транскрипция, трансляция.
3
Решение биологических задач
Решение заданий из сб. ЕГЭ,
на комплементарность,
транскрипцию, трасляцию.
части С на составление
полипептидной цепочки.
4. Функции белков. Ферменты
биокатализаторы в клетке.
Функции белков:
структурная, каталитическая,
защитная, траспортная,
регуляторная, 5. Структура и функции клетки.
энергетическая.
Двухмембранные,
одномембранные,
немембранные органоиды
клетки, взаимосвязь строения
и функции.
6.
Естественная классификация
Клеточная и неклеточная
органического мира.
7.
Прокариоты. Бактерии,
археи.
формы жизни, вирусы,
безъядерные, ядерные,
основные царства
организмов.
Особенности структуры и
функционирования
доядерных организмов.
Дробянки.
8.
9.
Эукариоты. Сравнительная
характеристика клеток
растений, животных, грибов.
Пластиды: хлоропласты,
хромопласты, лейкопласты,
целлюлоза, хитин, муреин.
Вирусы облигатные
внутриклеточные паразиты.
Фаги, бактериофаги, вирион,
ДНКсодержащие, РНК
10. Решение биологических задач
по цитологии.
11.
Метаболизм в клетке.
Понятие о пластическом
обмене.
содержащие вирусы,
ретровирусы.
Решение заданий из сб. ЕГЭ,
части В на сравнение клеток
организмов различных
царств.
Ассимиляция, диссимиляция,
метаболизм, катаболизм,
взаимосвязь между двумя
видами обмена.
12.
Обеспечение клетки
энергией. Основные этапы
Подготовительный этап,
бескислородный этап энергетического обмена.
гликолиз, кислородный этап,
анаэробы, аэробы.
13. Фотосинтез, его значение для
жизни на земле.
Хлорофилл, световая,
темновая фазы фотосинтеза,
14.
Размножение и развитие
организмов(5 часов).
Основные свойства живой
материи. Размножение и
развитие организмов.
Бесполое размножение.
15.
Половое размножение.
16.
Индивидуальное развитие
организмов.
17. Митоз и мейоз в сравнении.
фотолиз воды,
биоаккумуляторы.
Основные способы
размножения организмов:
бесполое и половое. Способы
бесполого размножения:
деление надвое,
спорообразование,
вегетативное, почкование.
Гаметогенез, мужские и
женские гаметы,
сперматогенез, овогенез,
оплодотворение, зигота.
Онтогенез, эмбриональное и
постэмбриональное развитие,
морула, бластула, гаструла,
нейрула.
Диплоидные и гаплоидные
наборы хромосом, биваленты,
конъюгация, кроосинговер.
18. Обобщение знаний по теме «
Размножение и развитие
организмов». Решение
биологических задач.
Работа с терминами, решение
заданий из сб. ЕГЭ части А и
В.
19,
20,
21
Основы генетики(8 часов).
Закономерности
наследственности. Решение
задач по генетике.
Законы Г.Менделя и
Т.Моргана, алгоритм
решения задач по генетике 22
Генетика человека.
Наследственные болезни
человека и их
предупреждение.
Методы изучения генетики
человека, профилактика
наследственных болезней
человека.
23
Закономерности
изменчивости.
Наследственная и
ненаследственная
изменчивость, модификации,
мутации, классификация
мутаций.
24,
25.
Генетика как основа для
селекции. Новейшие методы
селекции.
Искусственный мутагенез,
полиплоидия, генная и
клеточная инженерия.
26.
Решение генетических задач
повышенной сложности.
Решение задач на сцепленное
с полом наследование.
27.
Эволюция(3 часа).
Механизмы эволюционного
процесса. Факторы эволюции
по Ч.Дарвину. Движущие
силы эволюции согласно СТЭ
Отбор случайных
ненаследственных изменений.
28.
Основные направления
Ароморфозы, идиоадаптации,
эволюции.
общая дегенерация.
29.
Этапы эволюции человека.
Роль социального фактора в
эволюции человека.
Дриопитек, австралопитек,
древнейшие люди, древние
люди, люди современного
типа.
30.
Основы экологии(5 часов).
Абиотические, биотические
Экологические факторы
среды. Влияние
антропогенного фактора на
экосистемы.
факторы, основные типы
экологических
взаимодействий. 31.
Биоценоз, экосистемы,
Саморегуляция,
свойства экосистем, смена
экосистем.
самовоспроизводство,
устойчивость, экологические
суксессии.
32.
Сравнительная
характеристика естественных
экосистем и агроценозов.
Короткие пищевые цепи,
видовое разнообразие,
дополнительная энергия.
33. Решение экологических задач. Составление пищевых цепей,
экологические пирамиды,
правило 10ти.
Косное, биокосное,
биогенное, живое вещество,
глобальные экологические
проблемы.
34.
Структура и функции
биосферы. Проблемы
биосферы. Итоговое
тестирование.
35
Решение заданий ЕГЭ
Темы рефератов:
1.Современные представления о происхождении жизни на Земле.
2.Макроэволюция как отображение современной системы растений и животных.
3.Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
4.Гентические основы эволюционной теории.
5.Т.Морган основоположник хромосомной теории наследственности.
Список литературы для учителя:
1.Биология. Общая биология. 1011 классы. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов,
В.В.Пасечник, изд. Дрофа, 2006 год.
2.Биология. Общая биология. Профильный уровень. 1011 классы. В.Б.Захаров,
С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова, изд. Дрофа, 2006 год. 3.Клетки и ткани. 1011 классы. Учебное пособие для профильных классов
общеобразовательных учреждений. Элективные курсы. Д.К.Обухов,
В.Н.Кириленкова, изд. Дрофа, 2007 год.
4.Готовимся к ЕГЭ. Общая биология. В.Н.Фросин, В.И.Сивоглазов, изд. Дрофа,
2008 год.
5.Биология. ЕГЭ. 2009. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий.
ФИПИ. Изд. Астрель, Москва, 2009.
6.Раздаточный материал тренировочных тестов, готовимся к практическому
экзамену. Биология, ЕГЭ, Е.Л.Жеребцова, Тригон, Санкт Петербург, 2008
Список литературы для учащихся:
1.Весь ЕГЭ от А до Я. Биология в схемах и таблицах. 11 класс. Ю.Щербатых,
Ростов на –Дону, изд. Феникс, 2009.
2.Биология. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ. 2009 2010, Ростов на –Дону,
изд. Легион.
3.Биология. ЕГЭ2009 2010, тесты, ФГУ, Москва
4.Учебнометодический комплекс. Биология. ЕГЭ, 2010, А.А.Кириленко,
С.И.Колесников. Подготовка к ЕГЭ2010, Ростов на –Дону, изд. Легион, 2009 год.
5.Выпускной экзамен, С.Г.Мамонтов. Биология. Материалы для подготовки к ЕГЭ,
изд. Дрофа, Москва2008.
Календарно-тематическое планирование 'лективного курса по биологии «Современные теории биологии»
Календарно-тематическое планирование 'лективного курса по биологии «Современные теории биологии»
Календарно-тематическое планирование 'лективного курса по биологии «Современные теории биологии»
Календарно-тематическое планирование 'лективного курса по биологии «Современные теории биологии»
Календарно-тематическое планирование 'лективного курса по биологии «Современные теории биологии»
Календарно-тематическое планирование 'лективного курса по биологии «Современные теории биологии»
Календарно-тематическое планирование 'лективного курса по биологии «Современные теории биологии»
Календарно-тематическое планирование 'лективного курса по биологии «Современные теории биологии»
Календарно-тематическое планирование 'лективного курса по биологии «Современные теории биологии»
Календарно-тематическое планирование 'лективного курса по биологии «Современные теории биологии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.