Рабочая программа по биологии для 5 классов составлена с учетом следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: Авторской программой по биологии для уч-ся 5-6 классов под редакцией Суховой Т.С., Строганова В.И.
Данная рабочая программа реализуется в учебниках по биологии для 5-9 классов линии учебно- методического комплекта «Алгоритм успеха» под редакцией И.Н. Пономаревой ( линейный курс)
Учебник: Сухова Т.С., Строганов В.И. Биология:5-6 классы, М.,Вентана-Граф, 2012г.Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 классов составлена с учетом следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: Авторской программой по биологии для уч-ся 5-6 классов под редакцией Суховой Т.С., Строганова В.И.
Данная рабочая программа реализуется в учебниках по биологии для 5-9 классов линии учебно- методического комплекта «Алгоритм успеха» под редакцией И.Н. Пономаревой ( линейный курс)
Учебник: Сухова Т.С., Строганов В.И. Биология:5-6 классы, М.,Вентана-Граф, 2012г.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов МОУ Лицея № 6 Ворошиловского района Волгограда»
Настоящее Положение определяет структуру и содержание рабочих программ учебного предмета, курса (далее – рабочая программа) в муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей № 6 Ворошиловского района Волгограда» (далее МОУ Лицей № 6), регламентирует порядок их разработки, утверждения и реализации педагогическими работниками в образовательной деятельности.
Учебный план МОУ Лицея № 6 для учащихся 5-9 классов, обучающихся по ФГОС на 2017-2018 учебный год.
№
урока
Название раздела
(количество
часов)
Тема урока
Календарнотематическое планирование по биологии 5 класс
Основные виды деятельности обучающихся, направленные на
формирование УУД
(к разделу и уроку)
Домашнее
задание
Дата
(план)
Дата
(факт)
1
2
3
Природа вокруг
нас. Наблюдаем и
исследуем
Раздел № 1
Строение и
жизнедеятельно
сть живых
организмов (5
часов)
Различают ли тела
живой и неживой
природы?
Какие вещества
содержатся в живых
организмах?
П.
I основные методы изучения природы.Работать с рисунками
учебника как источниками информации, применять на практике
разные
методы изучения природы
II 1 умение работать с текстом, выделять в нем главное.
2. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое
восприятие природы.
3. умение организовать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
4.: умение слушать учителя и отвечать на вопросы
III. Применять на практике разные методы изучения природы
I общие признаки тел живой и неживой природы,
свидетельствующие о единстве природы проводить анализ
рисунков, предлагающих поисковую задачу,
обосновывать свою точку зрения
II 1. умение проводить элементарные исследования, работать с
различными источниками информации.
2. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам.
3. умение организовать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
4. умение воспринимать информацию на слух
III Желание осваивать новые виды деятельности
I особенности химического состава живых организмов
обосновывать роль неорганических и органических веществ в
живом организме
II 1. умение давать определения понятиям, классифицировать
объекты4
5
Какие свойства
живых организмов
отличают их от тел
неживой природы
Как можно
отличить живое от
неживого
2. умение соблюдать дисциплину на уроке,
уважительно относиться к учителю и
одноклассникам.
3. умение организовать выполнение заданий
учителя. Развитие навыков самооценки и
самоанализа.
4. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на
вопросы учителя
III Желание осваивать новые виды деятельности
Усовершенствование имеющихся знаний
I свойства живых организмов.
II 1. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы,энциклопедий, справочников
2. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам.
Эстетическое восприятие природы.
3. Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа
решения;
4. строить монологическое высказывание, владеть
диалоговой формой коммуникации,
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
III Желание решать поисковые задачи, обосновывать
приводимые доказательства.
I Методы изучения живых организмов.
Отличительные признаки живых организмов.
II 1. умение сравнивать и анализировать информацию, делать
выводы. Умение давать определения понятиям, работать с
различными источниками информации, самостоятельно
оформлять конспект урока в тетради.
2. знание основных составляющих здорового
образа жизни.
3. развитие умения планировать свою работу при
выполнении заданий учителя.
4. умение слушать одноклассников и учителя, высказывать
свое мнение
III Желание осваивать новые виды деятельности6
7
8
9
Клеточное строение
— общий признак
живых организмов
Раздел 2.
Клеточное
строение
организмов (6
часов)
Прибор,
открывающий
невидимое
Твоё первое
исследование.
Живое и неживое
под микроскопом
I Клеточное строение бактерий, грибов, растений, животных,
человека.
II 1. самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели;
анализ объектов с целью выделения признаков
2. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое
восприятие природы.
3. планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем
плане
4. планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками — определение цели, функций участников,
способов взаимодействия
III Желание осваивать новые виды деятельности
I устройство увеличительных приборов.
Работать с микроскопом.
II 1 проводить сравнение и классификацию изученных объектов
по заданным критериям;
2. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое
восприятие природы.
3. следовать установленным правилам в планировании и
контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по
результату;
4. учитывать другое мнение и позицию, стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве
III Проявлять способности логического мышления
объяснять базовые понятия, их содержание
I Строение клетки, устройство увеличительных приборов
готовить микропрепарат.
II1.способствовать развитию познавательной активности учащихс
я,умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы
2. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое
восприятие природы.10
11
Одноклеточные и
многоклеточные
организмы под
микроскопом
«Что ты знаешь о
клеточном строении
живых
организмов?»
Формировать систему в организации учебного труда,
3. уметь контролировать свои действия, давать оценку своим
действиям
4.уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно
воспринимать информацию
партнёров по общению, создание условий для формирования уме
ний и навыков групповой работы.
III
выполняя правила
I Строение одноклеточных и многоклеточных организмов
II 1. самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели;
анализ объектов с целью выделения признаков
2. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое
восприятие природы.
3. планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане
4. планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками — определение цели, функций участников,
способов взаимодействия
III Проявлять способности к самоанализу
I Клеточное строение организмов.
Строение клетки. Многообразие клеток.
II 1. самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели;
анализ объектов с целью выделения признаков
2. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое
восприятие природы.
3. планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане
4. планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками — определение цели, функций участников,Как идёт жизнь на
Земле?
12
Раздел 3.
Жизнедеятельн
ость
организмов (21
час)
13
14
15
Как размножаются
живые организмы?
Как размножаются
животные?
способов взаимодействия
III Применять ранее полученные знания в новой ситуации.
I Продолжительность жизни разных организмов
II 1. самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение
методов информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств
2. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое
восприятие природы.
3. планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане
4. планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками — определение цели, функций участников,
способов взаимодействия
III Развитие навыков самостоятельной исследовательской
работы.
I Половое и бесполое размножение.
II 1. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера
2. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое
восприятие природы.
3. выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и
что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
4. формулировать собственное мнение и позицию
III Проверять знания при поиске ответов на вопросы
I Половое и бесполое размножение. Мужские и женские
гаметы. Образование зиготы. Развитие зародыша.
II 1. проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов
по заданным критериям;
2. соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы16
17
Как размножаются
растения?
Могут ли растения
производить
потомство без
помощи семян?
3. следовать установленным правилам в планировании и
контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по
результату;
4. учитывать другое мнение и позицию, стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве
III Развивать общеучебные навыки Проявлять способности к
самоанализу
I Органы цветкового растения, строение семени.
II 1 самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение
методов информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств
2. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое
восприятие природы.
3. планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане
4. планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками — определение цели, функций участников,
способов взаимодействия
III Желание осваивать новые виды деятельности
Усовершенствование имеющихся знаний
I Способы бесполого размножения растений.
II 1. самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение
методов информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств
2. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое
восприятие природы.
3. планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем18
19
Как живые
организмы
производят
потомство?
Как питаются
растения?
плане
4. планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками — определение цели, функций участников,
способов взаимодействия
III Проявлять способности логического мышления объяснять
базовые понятия, их содержание
I определение понятий: «размножение», «гамета», «зигота».
Доказывать, что размножение – общее свойство живого.
II 1. проводить сравнение,и классификацию изученных объектов по заданным
критериям;
2. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам
3. следовать установленным правилам в планировании и
контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по
результату;
4. учитывать другое мнение и позицию, стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве
III Желание осваивать новые виды деятельности
Усовершенствование имеющихся знаний
I Особенности воздушного питания растений.
Выделять условия, необходимые для образования растением
органического вещества.
II 1. самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение
методов информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств
2. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам.
3. планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем
плане
4. учитывать другое мнение и позицию, стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве
III Проявлять способности логического мышления объяснять
базовые понятия, их содержание20
21
22
Только ли лист
кормит растение?
Как питаются
разные животные
Как питаются
паразиты?
I Роль корней в жизни растений. Корень – орган минерального
питания.
II 1. самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
2. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам
3. планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем
плане
4. учитывать другое мнение и позицию, стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве
III Желание осваивать новые виды деятельности
Усовершенствование имеющихся знаний
I Растительноядных животных, хищников и паразитов.
II 1. самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение
методов информационного поиска
2. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам.
3. планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации
4. учитывать другое мнение и позицию, стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве
III Проявлять способности логического мышления объяснять
базовые понятия, их содержание
I Выделять общие признаки паразитов.
II 1. самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение
методов информационного поиска
2. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам.
3. планировать свои действия в соответствии с поставленнойзадачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем
плане
4. учитывать другое мнение и позицию, стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве
III Развивать общеучебные навыки
Проявлять способности к самоанализу
I Называть способы питания животных.
II 1. самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение
методов информационного поиска
2. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам
3. планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем
плане
4. умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации
III Желание осваивать новые виды деятельности
Усовершенствование имеющихся знаний
I Пути поступления
минеральных солей в организм растений, животных и человека
II 1. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера
2. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое
восприятие природы.
3. выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и
что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
4. формулировать собственное мнение и позицию
III Развивать общеучебные навыки
Проявлять способности к самоанализу
I Объяснять необходимость охраны воды
II 1. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное
Одинаково ли
питаются разные
живые организмы?
Нужны ли
минеральные соли
животным и
человеку?
Можно ли жить без
воды?
23
24
25создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера
2. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое
восприятие природы.
3. выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и
что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
4. формулировать собственное
мнение и позицию
III Желание осваивать новые виды деятельности
I Пища – источник энергии, необходимой для жизни
II 1. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера
2. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам.
3. выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и
что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
4. формулировать собственное мнение и позицию
III Желание осваивать новые виды деятельности
Усовершенствование имеющихся знаний
I Взаимосвязь способов питания растений и животных с их
строением и образом жизни.
II 1. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера
2. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое
восприятие природы.
3. выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и
что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
4. формулировать собственное
мнение и позицию
III Желание осваивать новые виды деятельности
I Значение запасных питательных веществ для
жизнедеятельности организма.
Можно ли жить, не
питаясь?
Как можно добыть
энергию для жизни?
Зачем живые
организмы запасают
26
27
2829
30
питательные
вещества?
Можно ли жить и не
дышать?
Что мы узнали о
строении и
жизнедеятельности
живых организмов?
II 1. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера
2. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое
восприятие природы.
3. выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и
что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
4. формулировать собственное
мнение и позицию
III Развивать общеучебные навыки
Проявлять способности к самоанализу
I Дыхание – общее свойство живого.
II 1. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера
2. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое
восприятие природы.
3. выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и
что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
4. формулировать собственное
мнение и позицию
III Желание осваивать новые виды деятельности
Усовершенствование имеющихся знаний
I Отличительные признаки живых организмов.
II1.создать условия для развития ушкольников умения формулир
овать проблему и предлагать пути её решения
2. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам.
3. Планировать свои действия и пути достижения целей,
принимать верное решения в проблемной ситуации. ;
4. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
III Желание осваивать новые виды деятельности
Усовершенствование имеющихся знаний31
32
33
34
Задания на лето
Итоговая контрольная работа урок контроля знаний и умений
Составление и обсуждение «кодекса поведения» в природе.
Развивать
общеучеб
ные
навыки
Проявлят
ь
способнос
ти к
самоанал
изу