Календарно-тематическое планирование
по географии в 10 классе
на 2017-2018 год
(2 часа в неделю, всего 66 часов)
по учебнику В.П. Максаковского
“География. Экономическая и социальная география мира”.
«Просвещение» АО «Московские учебники»
Москва, 2005
Татьяна Витальевна Лободина,
учитель географии.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Курса «География»
10 класс по учебнику: В.П. Максаковского
«География. Экономическая и социальная география мира».
«Просвещение» АО «Московские учебники» Москва, 2005г.
Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
· федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
§ примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: Сиротин В.И. География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2004.
· Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
· Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.
Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.
Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.
Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой.
География – единственный школьный предмет мировоззренческого характера,
формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природно-социально-экономические процессы. Это позволяет ей формировать у учащихся:
- комплексное представление о географической среде, как среде обитания человечества, знакомя их с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Школьные курсы географии призваны также, способствовать предпрофильной ориентации учащихся.
Общая характеристика учебного предмета.
География в основной школе — учебный предмет,
формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о
Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении
населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях
главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов,
протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и
природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о
географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии в основной школе являются:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины
мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического
пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что
позволяет сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических,
социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в
географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на
современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и
рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития
в масштабах России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации
хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими
факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических
условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее
географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности
природопользования в их взаимозависимости;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических
знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области
будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного
поведения в окружающей среде.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической
целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано
в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом
из которых выделяются тематические разделы.
В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической
целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических
закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов,
распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и
деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний
страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков,
их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и
хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Блок «География России» — центральный в системе российского школьного
образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую
функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины
во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа
взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и
хозяйства.
Требования к результатам обучения
Личностным результатом обучения географии в
основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и
успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов,
ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и
норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их
индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном
уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель
конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их
крупных районов и стран;
— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее
месте и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства России как единой среды
обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических
судеб;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее
сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу
жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты — овладение на уровне общего образования
законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в
различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по
географии заключаются в формировании и развитии посредством географического
знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать
этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной
деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
умения управлять своей познавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в
соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы
деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и
применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных
ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи,
выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать
достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических
средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми
представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина,
ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки
других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением
различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать
письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее
роли в решении современных практических задач человечества и глобальных
проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение
основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и
базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты
для определения количественных и качественных характеристик компонентов
географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической
среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий,
оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на
определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей среды как сферы жизнедеятельности, соблюдение правил, норм и
традиций, установленных для проживания в социуме страны (толерантность);
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф.
Цели и задачи курса:
Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.
Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:
ü освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
ü овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
ü развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
ü сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
ü развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
ü формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
ü вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;
ü нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
ü воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.
Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать курсом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.
Содержание курса «География мира» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.
В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.
Используются такие формы обучения, как лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
§ методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
§ методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
§ методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Цели изучения географии в школе:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства;
- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Задачи географии:
-научить ориентироваться на местности, определять стороны горизонта;
-создать у учащихся представление о плане местности и условных знаках;
-сформировать представление о форме и размерах Земли;
-формировать умение работать с картами, таблицами, статистическим материалом;
-углубить и расширить знания учащихся о материках и океанах;
-сформировать представление о природе, населении и хозяйстве России;
-сформировать представление об отраслевой и территориальной структуре мирового
хозяйства;
-создать представление о географии населения мира;
-сформировать представление о региональной характеристике мира;
-выявить глобальные проблемы человечества.
Особенности оценки индивидуального проекта.
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 10 класса (составная часть итогового переводного экзамена по географии, наряду с проведением тестовой части экзамена), его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по предмету.
В соответствии с целями подготовки проекта образовательным учреждением для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые должны включать требования по следующим рубрикам:
• организация проектной деятельности;
• содержание и направленность проекта;
• защита проекта;
• критерии оценки проектной деятельности.
Требования к организации проектной деятельности должны включать положения о том, что обучающиеся сами выбирают тему проекта, которая проекта должна быть утверждена.
В разделе о требованиях к содержанию и направленности проекта обязательным является указание на то, что результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. В этом разделе описываются также: а) возможные типы работ и формы их представления и б) состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершении проекта для его защиты.
Результатом проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
в) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффекта от реализации проекта;
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.
В разделе о требованиях к защите проекта указывается, что защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции. Последняя форма предпочтительнее, так как имеется возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов или обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.
При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.
При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.
Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; 2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.
Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; 2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы.
В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы.
Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане:
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение географии отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов в год.
Планирование составлено на основе:
учебник: В.П. Максаковский «География. Экономическая и социальная география мира». «Просвещение» АО «Московские учебники» Москва, 2005г.
Поурочные планы по географии О.И.Ануфриева.
СТРУКТУРА УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА.
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Контроль |
1. |
Введение. |
1 |
|
2. |
География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды. |
6 |
1 |
3. |
Современная политическая карта мира. |
4 |
|
4. |
География населения мира |
6 |
1 |
5. |
Научно-техническая революция и мировое хозяйство |
4 |
|
6. |
География отрасли мирового хозяйства |
9 |
1 |
7. |
Зарубежная Европа |
9 |
1 |
8. |
Зарубежная Азия |
9 |
1 |
9. |
Африка |
3 |
|
10. |
Америка |
7 |
1 |
11. |
Глобальные проблемы человечества |
8 |
|
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ:
№ п/п |
ДАТА
|
Код
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ |
П § |
ЗНАТЬ |
УМЕТЬ
|
1. |
|
4 |
Экономическая и социальная география как наука. |
5-7 |
Основные уровни страноведческой, региональной, глобальной географии. |
Определять задачи географии на современном этапе. |
2. |
|
4 |
Взаимодействие общества и природы. |
Т2 1 |
Воздействие общества на географическую среду. |
Выделять антропогенные ландшафты разных типов. |
3. |
|
5.1 |
Оценка мировых природных ресурсов. Пр. р. №1 |
3-4 |
Понятие «ресурсообеспеченности», классификацию ресурсов.
|
Давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов.
|
4.
5.
6. |
|
5.1
5.1 5.1
5.2 |
Ресурсы: земельные, водные, биологические
Ресурсы: Мирового океана. Рекреационные
Загрязнение и охрана окружающей среды. |
2 с.28-31
с.31-41
с.38-41 |
Основные закономерности размещения природных ресурсов, выделить главные районы их концентрации на земном шаре.
Классификацию ресурсов Мирового океана и рекреационных ресурсов.
Причины и последствия антропогенного загрязнения окружающей среды. |
Определять размеры запасов соответствующего вида полезных ископаемых.
Оценивать перспективы использования альтернативных ресурсов, климатических и космических
Выявлять природоохранную деятельность. |
7. |
|
4-5.2 |
Проверочная работа №1 по теме «Природные ресурсы мира» |
|
«Природные ресурсы мира» |
Теоретическое знание по ключевым терминам и понятиям темы. |
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16. |
|
6.1
6.2
6.2
6.2
3.3
3.3
3.4
3.5
3.1-3.8 |
Многообразие стран современного мира. Пр. р. №2 Международные отношения и политическая карта мира.
Государственный строй.
Политическая география.
Численность и воспроизводство населения мира. Пр. р. №3
Состав (структура) населения.
Размещение и миграция населения.
Урбанизация. Пр. р. №4
Обобщение по теме «География населения мира». Повтор. |
Т1 1 2
3
4
Т3
1
2
3
4
Т3 |
Знать особенности формирования современной политической карты мира. Влияния международных отношений на политическую карту мира.
Разнообразие стран современного мира.
Влияния международных отношений на политическую карту мира.
Закономерности динамики численности мирового населения. Закономерности полового и возрастного состава.
Особенности распределения населения.
Понятие об урбанизации как всемирном процессе.
Основные вопросы по теме «Населения мира». |
Определять типологию стран.
Давать оценку геополитического положения отдельных стран
Называть формы государств и государственный строй.
Давать оценку геополитического положения отдельных стран.
Определять типы воспроизводства населения.
Выявлять географические особенности этнического и лингвистического состава населения. Выявлять причины миграции.
Работать с первичными источниками информации, составлять географический конспект урока.
Обобщать знания темы. |
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29. |
8.11 5.11
12.11 7.11
15.11 12.11 19.11 14.11 22.11 19.11 26.11 21.11 29.11 26.11 3.12 28.11
6.12 3.12
10.12 5.12 13.12 10.12 17.12 12.12 20.12 17.12
|
3.1-3.8
5.2
4.1
4.1
4.2
4.2
4.2
4.2
4.2
4.2
4.3
4.3
4.4
4.5
4.6
|
Проверочная работа №2 по теме «География населения мира»
Характеристика научно-технической революции.
Современное мировое хозяйство и мировое географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Основные факторы размещения производственных сил. География промышленности. Пр.р. №5 Топливно-энергетический комплекс мира. География промышленности. Горнодобывающая промышленность, металлургия, машиностроение. Химическая, лесная и деревообрабатывающая, лёгкая промышленности. География сельского хозяйства. Растениеводство. География животноводства. Рыболовство. География транспорта мира.
Основные формы всемирных экономических отношений. Свободные экономические зоны. |
Т51 2
3
4 стр. 123-124. стр. 124-131 стр. 131-137.
стр. 138-140.
стр. 140-148 стр. 148-150 3
4 |
Тему «Население мира».
Характерные черты НТР.
Закономерности развития мирового хозяйства.
Типы структуры мирового хозяйства.
Основные факторы размещения производственных сил.
Место промышленности в экономике мира.
Отрасли ТЭК.
Факты размещения и особенности географии данных отраслей.
Факты размещения и особенности географии данных отраслей.
Особенности структуры и географии растениеводства
Особенности структуры и географии животноводства.
Представление о непроизводственной сфере, её структуре и географии. Международные экономические отношения. |
Выполнять тестовые задания.
Составлять таблицу.
Давать характеристику формам МГРТ.
Выделять основные модели мирового хозяйства.
Выполнять практическую работу.
Объяснять структурные сдвиги промышленности под влиянием НТР. Давать характеристику размещения ТЭК по территории земного шара. Давать характеристику отрасли, используя типовой план.
Давать характеристику отрасли, используя типовой план.
Давать характеристику отрасли, используя типовой план.
Давать характеристику отрасли, используя типовой план.
Характеризовать мировую транспортную систему, её проблемы и перспективы. Характеризовать современную внешнюю торговлю и финансовую деятельность.
|
30. |
|
4.1-4.6 |
Проверочная работа № 3 по теме «География отраслей Мирового хозяйства» |
|
Тему «География отраслей Мирового хозяйства». |
Работать с тестами и контурными картами. |
31.
32.
33-34 |
|
6.4
6.4
6.4
|
Географическое положение и природно-ресурсный потенциал зарубежной Европы. Население Зарубежной Европы.
Характеристика хозяйства Зарубежной Европы. |
Т6
стр. 181-183
183-197 |
ГП и природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы.
Закономерности формирования населения Зарубежной Европы.
Черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы. |
Анализировать карты.
Давать характеристику населению региона.
Анализировать картографические и статистические материалы. |
35.
36.
37.
38. |
|
6.3
6.4
6.4
6.4 |
Пресс-конференция на тему: «Государства-малютки». Географический образ Британии.
Федеративная республика Германия.
Внутренние различия в зарубежной Европе. Пр. р. №6 |
стр. 197-
198
202 |
Характеристику маленьких государств Европы.
Полную географическую характеристику страны.
Полную географическую характеристику страны.
Географические различия в Зарубежной Европе. |
Работать с разнообразными источниками знаний.
Составлять географическую характеристику по отдельным компонентам. Составлять географическую характеристику по отдельным компонентам. Давать комплексный анализ данных. |
39. |
|
6.3-6.4 |
Зачет по теме «Зарубежная Европа» №1 |
|
Особенности европейской интеграции на примере ЕС. |
Показывать номенклатуру. |
40.
41.
42.
43-44.
45.
46
47.
|
|
6.4
6.4
6.4
6.4
6.4
4.6
6.4 |
Общая характеристика Зарубежной Азии. Население и хозяйство Зарубежной Азии. Китай. Пути экономического и социального преобразования. Япония: территория, границы, население, хозяйство. Пр. р. №7
Индия – крупнейшая развивающаяся страна мира. Новые индустриальные страны Азии.
Австралия и Океания. |
Т7 223-226 1 ст. 226-234 2
3
4
5 |
Своеобразие азиатского региона, его состав и геополитическое положение. Общие особенности населения и хоз-ва.
Целостное представление о стране.
Полную географическую характеристику страны.
Полную географическую характеристику страны.
Характеристику стран юго-восточной Азии.
Полную географическую характеристику страны.
|
Давать хозяйственную оценку природным ресурсам.
Использовать географические карты и статистический материал. Составлять географическую характеристику по отдельным компонентам. Составлять географическую характеристику по отдельным компонентам.
Составлять географическую характеристику по отдельным компонентам.
Составлять схемы, давать краткую хар-ку отраслям.
Составлять географическую характеристику по отдельным компонентам. |
48.
|
|
6.4 |
Зачет по теме «Зарубежная Азия» №2 |
|
Знать номенклатуру. |
Работать с тестами. |
49.
50.
51. |
|
6.4
6.4
6.3 |
Общая характеристика Африки.
Характеристика хозяйства.
Страны Африки. Пр. р. №8 |
Т8 Стр273-278
стр.278-281 2 |
Природно-ресурсный потенциал и уровень экономического развития Африканского континента.
Общую характеристику хоз-ва.
Общую хар-ку стран Африки. |
Решать проблемные задачи, связанные с особенностью населения, экономической отсталостью региона.
Анализировать картографические и статистические материалы. Работать в контурных картах. |
52.
53.
54.
55.
56.
57.
|
|
6.4
6.4
6.4
6.4
6.4
6.4
|
Общая характеристики США
Хозяйство США
Внутренние географические различия в США. Общая характеристика Канады
Общая характеристика Латинской Америки. Путешествие по Бразилии Пр. р. №9 |
стр.295-300 стр.300-309 2
3
Т 10 1 2 |
Общую хар-ку США.
Структуру и размещение хоз-ва.
Географические особенности региона.
ЭГП и ПГП Канады.
ЭГП . Латинской Америки.
Полную географическую характеристику страны. |
Оценивать природные условия и рес-сы.
Работать со статистическим материалом.
Работать с картами.
Характеризовать расселение и отрасли хоз-ва.
Определять социально-экономический уровень развития стран. Составлять географическую характеристику по отдельным компонентам. |
58. |
|
6.4 |
Проверочная работа по теме: “Социальная и экономическая география мира.” |
|
Курс “Социальная и экономическая география мира.” |
Обобщать и систематизировать знания. |
59. |
|
5.2 |
Глобальные проблемы человечества. |
Т 11 1 |
Специфику экологических проблем. |
Выявлять географические аспекты глобальных проблем человечества. |
60. |
|
5.2 |
Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты. |
2 |
Общие особенности. |
Логически строить прогнозы, проекты, гипотезы. |
61. |
|
4.6-5.2
|
Стратегия устойчивого развития. |
3 |
Понятие об устойчивом развитии его компонентах. |
Давать характеристику. |
62-68 |
|
4-6 |
Заключительные уроки по курсу “Социальная и экономическая география”. |
|
Курс “Социальная и экономическая география”. |
Применять на практике полученное знание. |
Элементы обязательного минимума образования:
Тема: «Экономическая и социальная география как наука»
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации. Географическая номенклатура. Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно - координированных географических данных.
Тема: «Многообразие стран современного мира»
Политическая карта мира, изменения на ней в новейшее время. Многообразие стран современного мира, их основные группы. Государственный строй стран, формы правления. Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль России в современном мире.
Тема: «Взаимодействие природы и общества»
Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами. Особенности использования разных видов природных ресурсов. Рационально е и нерациональное природопользование. Причины и последствия загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. Геоэкология.
Тема: «Численность и воспроизводство населения»
Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты. Размещение и плотность населения. Миграция, виды миграций, география международных миграций. Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация и ее формы, темпы и уровни урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира.
Тема: «НТР и мировое хозяйство»
Научно-техническая революция. Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического развития стран и регионов, изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством.
Тема: «География мирового хозяйства»
Мировое хозяйство и этапы его развития. Основные центры мирового хозяйства
Международное географическое разделение труда.
Экономическая интеграция. Интеграционные группировки. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства, основные промышленные и сельскохозяйственные районы. География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. География внешней торговли.
Виды международных экономических отношений. Россия в мировой экономике.
Практическая работа: Подготовка рефератов, презентаций
(в течение учебного года, по мере прохождения темы).
Примерная тематика.
1. Мировые природные ресурсы и проблемы рационального природопользования.
2. Освоение богатств Мирового океана и охрана природных комплексов океана, как глобальная проблема человечества.
3. Рекреационные ресурсы земного шара и индустрия туризма.
4. Охрана окружающей среды обитания как глобальная проблема человечества.
5. Сырьевая проблема как глобальная проблема человечества.
6. Энергетическая проблема как глобальная проблема человечества.
7. Демографическая проблема как глобальная проблема человечества.
8. География религий. Влияние религий на экономические и социальные проблемы мира.
9. География внешних миграций мира в XX веке.
10. Национальные проблемы в отдельных странах. Пути и методы решения.
11. Урбанизация как всемирный процесс. Современный этап и прогнозы на будущее.
12. География крупных мегаполисов мира.
13. Экономическая интеграция в Европе.
14. Топливно-энергетическая проблема мира: основные тенденции развития, районы размещения, экологические проблемы.
15. География мирового сельского хозяйства: основные тенденции развития, районы размещения, экологические проблемы.
16. Продовольственная проблема мира. Сущность, возможные пути решения.
17. Транспортная система мира. Её значение в формировании мирового хозяйства.
18. нетрадиционные источники энергии и их использование человеком.
19. Международные программы по охране природных ресурсов.
20. Особенности урбанизации в различных странах мира.
21. География христианства в современном мире.
22. Историко-географический анализ транспорта мира: от телеги до аэробуса.
23. Микрогосударства Европы.
24. Освоение человеком труднодоступных территорий планеты.
25. Динамика численности населения в X веке, региональные отличия.
26. особенности современного международного разделения труда.
27. Экстенсивное и интенсивное Сельское хозяйство в современном мире.
28. Внешнеполитические связи России с зарубежными странами.
29. Типологические особенности развитых и развивающихся стран современного мира.
30. Сравнительная характеристика трех «регионов слаборазвитости» в мире: Азии, Африки, Латинской Америки.
Литература:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.