Кантата Сергея Танеева "Иоанн Дамаскин"
Оценка 5

Кантата Сергея Танеева "Иоанн Дамаскин"

Оценка 5
Презентации учебные
pptx
музыка
7 кл—11 кл
20.10.2020
Кантата Сергея Танеева "Иоанн Дамаскин"
Духовная кантата С.И.Танеева продолжает традицию, восходящую к духовным концертам Березовского, Бортнянского, кантатам Чайковского. Но это произведение выделяется концентрацией глубокого аскетизма в сочетании с необычной внутренней пламенной энергией и поэтической красотой. Исполнители и слушатели этой музыки переживают мгновенья соприкосновения с подлинно высокой духовностью
кантата Сергея Танеева.pptx

Сергей Танеев Кантата «Иоанн Дамаскин»

Сергей Танеев Кантата «Иоанн Дамаскин»

Сергей Танеев Кантата «Иоанн Дамаскин»

Духовная кантата С.И.Танеева продолжает традицию, восходящую к духовным концертам

Духовная кантата С.И.Танеева продолжает традицию, восходящую к духовным концертам

Духовная кантата С.И.Танеева продолжает традицию, восходящую к духовным концертам Березовского, Бортнянского, кантатам Чайковского. Но это произведение выделяется концентрацией глубокого аскетизма в сочетании с необычной внутренней пламенной энергией и поэтической красотой. Исполнители и слушатели этой музыки переживают мгновенья соприкосновения с подлинно высокой духовностью русского православия

Творческий путь Танеева обрамляют две кантаты

Творческий путь Танеева обрамляют две кантаты

Творческий путь Танеева обрамляют две кантаты. Первая — «Иоанн Дамаскин», созданная в 1884 году, самим композитором обозначена opus 1, несмотря на большое число ранее написанных сочинений. Как автор кантаты философско-лирического склада Танеев не имел предшественников в отечественной музыке. Жанр этот, не характерный для эпохи музыкального романтизма, не получил воплощения у крупных русских композиторов XIX века

Сам Танеев в 1881 году замышлял кантату на открытие храма

Сам Танеев в 1881 году замышлял кантату на открытие храма

Сам Танеев в 1881 году замышлял кантату на открытие храма Христа Спасителя в Москве; он обсуждал свое намерение с предполагаемым автором литературного текста — Я. Полонским, но кантата не была написана. Самый замысел все же немаловажен: Танеев предполагал написать «православную» кантату по типу баховских «протестантских» — как он выразился в письме к поэту, «по чисто музыкальным соображениям» — с использованием древних церковных мелодий и их контрапунктической разработки

В качестве текста кантаты композитор избрал строфу «Иду в незнаемый я путь

В качестве текста кантаты композитор избрал строфу «Иду в незнаемый я путь

В качестве текста кантаты композитор избрал строфу «Иду в незнаемый я путь...» (у Танеева — «неведомый») из поэмы «Иоанн Дамаскин» А. К. Толстого. Для этого имелись важные соображения, относящиеся не только к поэтическим достоинствам стихов. А. К. Толстой без отступлений воспроизводит в своей поэме канонизированную биографию знаменитого христианского церковного писателя, поэта-гимнолога VII — VIII вв. Иоанна из Дамаска

Иду в неведомый мне путь. Иду меж страха и надежды;

Иду в неведомый мне путь. Иду меж страха и надежды;

Иду в неведомый мне путь. Иду меж страха и надежды; Мой взор угас, остыла грудь, Не внемлет слух, сомкнуты вежды; Лежу безгласен, недвижим, Не слышу братского рыданья, И от кадила синий дым Не мне струит благоуханье

Как всегда у Танеева, работа над сочинением продолжалась очень долго

Как всегда у Танеева, работа над сочинением продолжалась очень долго

Как всегда у Танеева, работа над сочинением продолжалась очень долго. Композитор проделал огромный подготовительный труд, контрапунктически разрабатывая избранные музыкальные темы. Лишь 14 января 1884 года партитура была полностью закончена. Первое исполнение кантаты «Иоанн Дамаскин» под управлением автора состоялось в Москве 11 марта того же года в собрании Русского Музыкального Общества, посвященного памяти Николая Рубинштейна

Важнейшим моментом был выбор основной музыкальной темы

Важнейшим моментом был выбор основной музыкальной темы

Важнейшим моментом был выбор основной музыкальной темы. Задача была тем ответственнее, что древнерусская мелодия впервые входила в русскую светскую профессиональную музыку в качестве основы целого произведения. Напев «Со святыми упокой», на котором композитор в конце концов остановился, удовлетворял во многих отношениях — прежде всего как символ надежды и утешения. Кроме того, слова, на которые он распевается, совпадают по смыслу с текстом поэмы А. К. Толстого; главное же — как музыкальная тема он выразителен и прекрасен

Тематизм «Иоана Дамаскина» имеет разные истоки — по крайней мере, три

Тематизм «Иоана Дамаскина» имеет разные истоки — по крайней мере, три

Тематизм «Иоана Дамаскина» имеет разные истоки — по крайней мере, три. Одна тематическая сфера исходит из лирических тем Чайковского, шире — из русской романсовой мелодики. Этот круг образов-тем доминирует в первой части — своеобразной сонатной форме, где главная партия изложена в форме экспозиции фуги. Тема этой фуги, проникновенная, непосредственно эмоциональная, выражает одновременно чувства и печали и надежды

Совсем иная тема фуги третьей части — волевая, упругая, менее субъективно-лирическая, свойственная более поздним танеевским темам баховского типа

Совсем иная тема фуги третьей части — волевая, упругая, менее субъективно-лирическая, свойственная более поздним танеевским темам баховского типа

Совсем иная тема фуги третьей части — волевая, упругая, менее субъективно-лирическая, свойственная более поздним танеевским темам баховского типа. Общая атмосфера кантаты определяется напевами хорального склада. Это изложенные четырехголосно строгие вступление и заключение (в первом случае только оркестр, во втором — только хор). Возвышенно-просветленна средняя часть цикла (хор a cappella) с мелодией спокойно, мягко льющейся

Со Святыми упокой». Вступает хор («Иду в неведомый мне путь») с четырехголосной фугой, в которой также использован этот напев, придающий музыке скорбный характер

Со Святыми упокой». Вступает хор («Иду в неведомый мне путь») с четырехголосной фугой, в которой также использован этот напев, придающий музыке скорбный характер

1-я часть кантаты открывается небольшим оркестровым вступлением хорального склада, в котором звучит церковный напев «Со Святыми упокой». Вступает хор («Иду в неведомый мне путь») с четырехголосной фугой, в которой также использован этот напев, придающий музыке скорбный характер

Но вечным сном пока я сплю», — небольшая по размеру, контрастирует с 1-й своим строгим аккордовым складом

Но вечным сном пока я сплю», — небольшая по размеру, контрастирует с 1-й своим строгим аккордовым складом

2-я часть, «Но вечным сном пока я сплю», — небольшая по размеру, контрастирует с 1-й своим строгим аккордовым складом

В тот день, когда труба», — мощная, грандиозная, широко разработанная фуга, заканчивающаяся тихими хоральными аккордами — «Прими усопшего раба в

В тот день, когда труба», — мощная, грандиозная, широко разработанная фуга, заканчивающаяся тихими хоральными аккордами — «Прими усопшего раба в

3-я часть, «В тот день, когда труба», — мощная, грандиозная, широко разработанная фуга, заканчивающаяся тихими хоральными аккордами — «Прими усопшего раба в Твои небесные селенья». В заключительных тактах аккорды «расслаиваются», голоса, один за другим, все тише и медленнее повторяют последние слова

Кантату «Иоанн Дамаскин» Сергея

Кантату «Иоанн Дамаскин» Сергея

Кантату «Иоанн Дамаскин» Сергея Танеева можно смело назвать подлинным «русским реквиемом». Также это первое произведение композитора, которое получило успех у слушателей и музыкальных критиков. В нем Танеев полностью раскрыл свой талант и мастерство, войдя в историю, как крупнейший русский композитор. «Вы написали превосходную кантату», – писал Танееву Чайковский. А в рецензии на петербургское исполнение Цезарь Кюи писал: «Наше искусство обогатилось произведением, оригинальным по колориту и выдающимся по достоинствам»

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2020