Капитолина Большакова Мой путь

  • Культурные мероприятия
  • docx
  • 28.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Большакова Мой путь.docx

Я вологжанка-боевая

Литературный час о жизни и творчестве К.К. Большаковой

 

«В глубинах вековых народа

Ещё не тронутый никем,

Лежит и зреет самородок,

Достойный песен и поэм.

 

 вологодский поэт Юрий Леднев

Ведущий

    Капитолина Большакова родилась в деревне, которой больше не существует на географических картах. На месте ее родной деревни Клыгино в Грязовецком районе теперь простираются бескрайние поля, и лишь яблони, оставшиеся на месте бывших садов, напоминают о том, что когда-то здесь жили люди.

Историк

«В Клыгине яблонь росло очень-очень много. Например, у моего дяди - он был сапожником - был огромный яблоневый сад. В центре деревни находился пруд, а рядом с ним гигантские качели. На Ильин день там устраивали праздники, шумные и веселые», - вспоминала Капитолина Кирилловна, и по ее рассказам можно понять, как планомерно и целенаправленно уничтожали цивилизацию вологодских деревень. Каждую яблоню перед войной обложили налогом. Клыгино на всю округу славилось своими садами, крестьяне чуть не плакали от досады и горя, но вырубали здоровые, плодоносящие деревья, потому что гнет налога был заведомо непосилен. Но яблони по весне отродились снова от оставшихся корней, и налог все равно назначался за каждый зазеленевший пенек... Даже сейчас, когда Клыгина больше не существует, яблони выжили и, как оазис среди полей, продолжают цвести в конце мая и плодоносить осенью.

 

 

«Лейтенант» Большакова

Капитолина Кирилловна, дочь несостоявшегося кулака, росла примерной пионеркой, старалась быть первой и в труде, и в учебе, зарабатывая значки «БГТО» («Будь готов к труду и обороне»), БГСО («Будь готов к санитарной обороне»), «ЮВС» («Юный ворошиловский стрелок»)... Она рано начала писать стихи и однажды сочинила стихотворение в честь Ворошилова, где были такие слова:

 

 

Он первый маршал Ворошилов,

Я сын народа - лейтенант.

 

После этого прозвище «лейтенант» прочно закрепилось за начинающей поэтессой когда она училась в 6 классе. Но к ужасам настоящей войны «юные ворошиловские стрелки» оказались не готовы, впрочем, как и вся страна. Когда в Грязовец привезли первых раненых, для них даже не были подготовлены госпитали. Лежанки стругали прямо из мокрого леса, больных людей спешно размещали, где придется, а вместо медсестер под руководством врачей ухаживали за бойцами вчерашние школьницы, те самые, что сдавали нормативы «БГСО» или ходили на курсы медсестер. Среди этих девчонок-подростков оказалась и Капитолина Кирилловна. «Велела врач подготовить раненого к операции, а у него пах и живот загипсованы. Стала я гипс снимать, а под ним, конечно, голое тело. Я в рев. Стыдно. Взрослый голый мужчина передо мной со своим естеством, а я же девчонка еще! Пришла врач, увидала, выругалась: «Тьфу ты, детский сад какой!» - смеется спустя годы Капитолина Кирилловна.

 

Ответ Сталина

 

Капитолина Кирилловна всю жизнь мечтала выпустить книжку для детей с цветными иллюстрациями, и недавно эта мечта сбылась.

 

 

Твердое решение идти воевать она приняла после того, как ее старший брат получил на фронте ранения. Старший брат воевал под Ленинградом, трижды был тяжело ранен и погиб в тех краях. Капитолина тоже хотела на фронт и по вечерам в тайне от семьи училась на курсах медсестер, которые окончила с отличием.

В военкомате ей отказали – нет восемнадцати. Тогда девушка написала письмо самому Сталину. Она выражала желание сражаться с врагом, мстить за кровь брата, перечисляла все значки, полученные за успехи в разных видах спорта.

Она закончила курсы медсестер, вступила в комсомол, но 17-летнему новобранцу военкомат дал от ворот поворот. Тогда Капитолина написала письмо Сталину: «Товарищ Сталин! Хочу защищать честь брата и имею на это право. Он уже дважды ранен. Я комсомолка, но меня не берут на фронт». Конечно, до Кремля письмо не дошло, но буквально через неделю пришел ответ из Северо-Западного военного округа, и Капитолину зачислили добровольцем в особый запасной радиобатальон. В военкомат позвонили «откуда следует», и Капитолина получила желанную повестку. Ее мама до последнего не верила, что дочь отправят на войну: «Не может такого быть! 17-летнюю девчонку на фронт - такого не бывает!» Однако уже очень скоро Капитолина Смирнова осваивала морзянку в особом запасном разведбатальоне в городе Сормово. Учеба на радистку проходила в Горьком. Шел 1942 год.

 

Капитолина окончила училище в звании сержанта и в 1942 году уже шла на запад вместе с действующей армией.

Получив звание сержанта, она попала служить в «святая святых» разведслужбы Полевой разведывательный радиоузел разведывательного управления Генерального штаба Красной армии. Отбирали туда только самых способных радистов, причем с кристально чистым крестьянско-пролетарским происхождением. На разных фронтах она вместе с другими радистами принимала донесения с передовой...

КАПИТОЛИНА КИРИЛЛОВНА БОЛЬШАКОВА:

«Единица, двойка, тройка - идут радисты, вот так нас учили на слух. Если радист сбил руку, он уже не сможет работать».

Дежурство у рации, ночные караулы - за все это с молодых девчонок спрашивали строго, по законам военного времени.

В слякоть и в непогоду
Приказ - выполняй его.
Трудно солдату в походе,
Спросили бы: нам каково?

 

Историк

«Никаких секретных сведений в прямом виде мы не получали, конечно. Всю войну имели дело с шифрами - цифры, цифры и цифры... Мы не воевали с оружием в руках, у нас его даже и не было, мы отвечали за связь наших разведчиков с Генеральным штабом», - делилась Капитолина Кирилловна. Она не считала свою службу чем-то выдающимся, ведь девушки-радистки не ходили в бой с оружием наперевес и не стреляли во врага... То, что они каждый день рисковали жизнью, обеспечивая радиосвязь, военному поколению казалось само собой разумеющимся.

Мир!

 

Часть, где служила Капитолина Большакова, закончила войну на границе Германии и Польши. О победе радисты узнали первыми, причем еще 8 мая, но сказать об этом никому было нельзя до официального объявления командования. Чтобы хоть как-то выразить свои эмоции, девушки ложились и кричали в землю… Вот как передает свои переживания Капитолина Кирилловна:

 

Радисты первые узнали,

Гудел об этом весь эфир.

Сквозь слезы молча ликовали:

Как долго ждали этот мир!

В живых счастливые остались

Припав к земле, кричали: «Мир!»

Как будто сообщить пытались

Всем тем, кто головы сложил.

 

25 мая 1945 года советским радисткам во главе с начальником штаба позволили уйти в увольнительную и посетить поверженный Берлин. Командир показал девчатам Рейхстаг и разрешил прокатиться в метро. «За годы войны там все облезло и заржавело, хотя когда-то, наверное, в метро было очень красиво. Мы зашли в вагон, а в нем ехало человек пять немцев, все с какими-то щепочками, видать, вместо дров набрали. Увидев нас, они как прыснули все в один угол, а мы давай смеяться и кричать им: «Что, выкусили свою войну?! Мы победители!» Что с нас взять? Девчонки по 20 лет, ума-то не было совсем...» - рассказывает ветеран. Кроме прочего, командир показал радисткам Бранденбургские ворота, устроив мини-парад: построил девушек и велел «дать шаг», чтобы они навсегда запомнили эту весну, свою юность и долгожданную победу.

В 06.04.1985 награждена Орден Отечественной войны II степени

 

Память ветерана

 

Давайте, люди, помолчим,

Сегодня день такой особенный…

Бомбёжек не было в ночи,

Как в те, военные, невзгоды.

 

Была суровая война,

Досель не всех похоронили…

На то и память нам дана,

Чтобы погибших не забыли.

 

Мы были молоды тогда,

На слезы молодость скупая.

Забыть бы горе навсегда,

Да все острее память злая!..

 

И голова под серебром,

И свет в глазах уже тускнеет,

Но в майский день упругий ком

Подкатит к сердцу, все немеет…

 

А солнце светит, как всегда,

Весна природу обновляет!

За нами вслед идут года,

Воспоминания стирают…

 

Давно окопы заросли,

Покрылись дикими кустами.

Мы боль по жизни пронесли –

Порвется память вместе с нами…

 

После демобилизации в октябре 1945 года Капитолина Кирилловна вернулась в Грязовец. Работала телеграфисткой, радисткой. Вышла замуж, родились два сына, и тогда вернулась юношеская увлеченность писать стихи.

 С 1968 года жила в Вологде, занималась в литературном объединении «Творчество» под руководством Виктора Коротаева. Именно он стал и редактором книги «Веселая семейка», изданной в Вологде в 1995 году. Ранее стихи Капитолины Кирилловны публиковались в периодических изданиях, в сборнике «Родничок» (1981), альманахе «Встречи» (1989), поэтическом сборнике «Любимое и... безответное» (1992).

 

https://m.ok.ru/profile/546410238719/statuses/67679760875775

О Вологде Музыка, исполнение, фото Н. Курочкина Слова К. Большаковой, монтаж А. Опариной

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru