ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной Программы основного общего образования по литературе, Программы по литературе В.Я.Коровиной, Образовательной программы школы, учебника по литературе для 5 класса общеобразовательной школы (Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. М.: Просвещение, 2016.
Цель изучения литературы в 5 классе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Курс литературы в 5 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Главная идея программы по литературе в 5 классе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5 классе это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
При изучении литературы в 5 классе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развиваются умения осознанного чтения, способность общения с художественным миром произведений разных жанров и стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся 5 класса, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
Курс литературы в 5 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Для процесса обучения в 5 классе «программной», скрепляющей идеей стала мысль о книге, о её роли в творчестве писателя, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Курс литературы в 5 классе опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
– осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
– выразительное чтение художественного текста;
– различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
– ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
– заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
– анализ и интерпретация произведения;
– составление планов и написание отзывов о произведениях;
– написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
– целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
В соответствии с примерной Программой основного общего образования на изучение курса «Литература» в 5 классе отводится 105 часов. В соответствии с Образовательной программой школы настоящая рабочая программа по литературе для 5 класса рассчитана на 102 часа в год при 3 часах в неделю (34 учебные недели). Сокращение составляет 3 часов. Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи и на уроки внеклассного чтения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа обеспечивает достижение пятиклассниками личностных, метапредметных, предметных результатов.
Изучение курса «Литература» в 5 классе направлено на получение следующих личностных результатов:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» в 5 классе является формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литература» в 5 классе является формирование следующих умений.
На необходимом (базовом) уровне:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах.
На повышенном уровне:
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (102 ч.)
Раздел 1. Введение (1 ч.)
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним.
Раздел 2. Устное народное творчество (10 ч.)
Фольклор — коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
Раздел 3. Древнерусская литература (2 ч.)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальные представления).
Раздел 4. Литература XVIII века (2 ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).
Раздел 5. Литература XIX века (42 ч.)
Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).
«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом»(на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне»— поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
П.П. Ершов «Конек-Горбунок» (Для внеклассного чтения)
Литературные сказки 19 – 20 века
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения) Поэтические картины народной жизни. Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь»— радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Поэзия второй половины XIX века
о Родине и родной природе
Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»
А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок)
И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок)
А. Н. Майков. «Ласточки»
И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок)
А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Раздел 6. Литература XX (28 ч.) (Сокращение программы 1 час)
Проза конца XIX - начала XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальной ситуации.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле...»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе
И. Бунин «Помню—долгий зимний вечер...»
А. Прокофьев «Аленушка»
Д. Кедрин «Аленушка»
Н. Рубцов «Родная деревня»
Дон-Аминадо « Города и годы»
Стихотворные лирические произведения о Родине, ной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».
Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Раздел 7. Зарубежная литература (13 ч.) (Сокращение программы 2 часа)
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Жорж Санд. «О чём говорят цветы». (Для внеклассного чтения.) Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших
жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Раздел 8. Подведение итогов (4 ч.)
В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Произведения для заучивания наизусть
А.С. Пушкин. «Няне»,
А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…»
А.С. Пушкин Отрывок из «Сказки о мертвой царевне…»
М.Ю. Лермонтов. «Бородино»
Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)
Н.А. Некрасов отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)
К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…»
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Одно из требований принципа систематичности и последовательности предполагает необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по литературе. Этому способствует применение следующих видов контроля.
Предварительный – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа по вопросам; мозговой штурм; тестирование, письменный опрос).
Текущий (поурочный) – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания каждого урока по ходу изучения темы или раздела (беседа; индивидуальный опрос; пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный); выразительное чтение (в том числе наизусть); развернутый ответ на вопрос; анализ эпизода; анализ стихотворения; комментирование художественного текста; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника); составление сравнительной характеристики литературного героя по заданным критериям; подготовка сообщений, докладов, рефератов, проектов; работа по карточкам; составление схем, таблиц, рисунков, написание мини-сочинений; викторины, игры, конкурсы; сообщение на литературную и историко-культурную темы; презентация проектов).
Тематический – по окончании изучения темы (тестирование; оформление презентаций, составление тезисных планов).
Итоговый – проводится по итогам изучения раздела курса «Литература» с целью диагностирования усвоения обучающимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи (контрольные работы, контрольное тестирование, анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов): анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов, сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность обучающегося, теоретико-литературные знания, дифференцированный зачет с творческим заданием; проектная, исследовательская работа.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
|
Содержание программного материала (наименование раздела) |
Количество часов |
В том числе: |
|
развитие речи |
внеклассное чтение
|
|||
1 четверть (27 ч.)
|
||||
1. |
Введение (1 ч.) |
1 ч. |
|
|
2. |
Устное народное творчество (10 ч.) |
10 ч. |
1 ч. |
|
3. |
Из древнерусской литературы (2 ч.) |
2 ч. |
|
|
4. |
Из литературы XVIII века (2 ч.) |
2 ч. |
|
1 ч. |
5. |
Из литературы XIX века (42 ч.) |
12 ч. |
2 ч. |
1 ч. |
2 четверть (21 ч.)
|
||||
|
Из литературы XIX века (продолжение) |
21 ч. |
1 ч. |
3 ч. |
3 четверть (30 ч.)
|
||||
|
Из литературы XIX века (продолжение) |
9 ч. |
3 ч. |
1 ч. |
6. |
Из литературы XX века (28 ч.)* |
21 ч.* |
2 ч. |
3 ч. |
4 четверть (24 ч.)
|
||||
|
Из литературы XX века (продолжение) |
7 ч. |
|
|
7. |
Из зарубежной литературы (13 ч.)** |
13 ч.** |
3 ч. |
1 ч. |
8. |
Подведение итогов (4 ч.) |
4 ч. |
2 ч. |
|
Итого за год: |
102 ч. |
14 ч. |
10 ч. |
Примечание:
* – сокращение программы 1 час;
** – сокращение программы 2 часа.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Форма контроля |
1 четверть (27 ч.)
|
|||
Раздел 1. Введение (1 ч.) |
|||
1. |
|
Книга в жизни человека. Диагностика уровня литературного развития учащихся |
Предваритель ный |
Раздел 2. Устное народное творчество (10 ч.) |
|||
2. |
|
Фольклор — коллективное устное народное творчество |
Текущий |
3. |
|
Малые жанры фольклора |
Текущий |
4. |
|
Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка |
Текущий |
5. |
|
«Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич |
Текущий |
6. |
|
«Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки |
Текущий |
7. |
|
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная богатырская сказка героического содержания |
Текущий |
8. |
|
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки |
Текущий |
9. |
|
Сказки о животных. «Журавль и цапля» |
Текущий |
10. |
|
Бытовые сказки. «Солдатская шинель» |
Текущий |
11. |
|
Итоговый урок на тему «Русские народные сказки» (урок развития речи 1) |
Тематический |
Раздел 3. Из древнерусской литературы (2 ч.) |
|||
12. |
|
«Повесть временных лет» как литературный памятник |
Текущий |
13. |
|
Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» |
Текущий |
Раздел 4. Из литературы XVIII века (2 ч.) |
|||
14. |
|
Из литературы XVIII века. М. В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин (урок внеклассного чтения 1) |
Текущий |
15. |
|
М. В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…» |
Текущий |
Раздел 5. Из литературы XIX века (42 ч.) |
|||
16. |
|
Жанр басни в мировой литературе (урок внеклассного чтения 2) |
Текущий |
17. |
|
И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом» |
Текущий |
18. |
|
И. А. Крылов. «Волк на псарне» |
Текущий |
19. |
|
И. А. Крылов. Басни (урок развития речи 2) |
Текущий |
20. |
|
В. А. Жуковский. «Спящая царевна» |
Текущий |
21. |
|
В. А. Жуковский. «Кубок» |
Текущий |
22. |
|
А. С. Пушкин. «Няне» |
Текущий |
23. |
|
«У лукоморья дуб зелёный…» |
Текущий |
24. |
|
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: события и герои |
Текущий |
25. |
|
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев |
Текущий |
26. |
|
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки |
Текущий |
27. |
|
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (урок развития речи 3) |
Тематический |
Итого за 1 четверть: по плану – 27 часов диагностических работ – 1 контрольных работ – 0 уроков развития речи – 3 уроков внеклассного чтения – 2 проектов – 4 наизусть – 3 |
|||
2 четверть (21 ч.)
|
|||
28. |
|
Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина |
Тематический |
29. |
|
Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина |
Тематический |
30. |
|
А. С. Пушкин. Сказки (урок внеклассного чтения 3) |
Текущий |
31. |
|
Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка |
Текущий |
32. |
|
«Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение |
Текущий |
33. |
|
М. Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения |
Текущий |
34. |
|
М. Ю. Лермонтов. «Бородино»: проблематика и поэтика |
Текущий |
35. |
|
«Ашик-Кериб» как литературная сказка (урок внеклассного чтения 4) |
Текущий |
36. |
|
o Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место» |
Текущий |
37. |
|
«Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести |
Текущий |
38. |
|
«Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть» (урок внеклассного чтения 5) |
Текущий |
39. |
|
Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») |
Текущий |
40. |
|
«Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей |
Текущий |
41. |
|
«Крестьянские дети». Язык стихотворения |
Текущий |
42. |
|
И. С. Тургенев. «Му-му» как повесть о крепостном праве |
Текущий |
43. |
|
«Му-му» как протест против рабства |
Текущий |
44. |
|
«Му-му»: система образов |
Текущий |
45. |
|
И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа (урок развития речи 4) |
Текущий |
46. |
|
А. А. Фет. Лирика |
Текущий |
47. |
|
Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев |
Текущий |
48. |
|
«Кавказский пленник»: Жилин и Костылин |
Текущий |
Итого за 2 четверть: по плану – 21 час диагностических работ – 0 контрольных работ – 2 уроков развития речи – 1 уроков внеклассного чтения – 3 проектов – 3 наизусть – 3
|
|||
3 четверть (30 ч.)
|
|||
49. |
|
«Кавказский пленник» (урок развития речи 5) |
Текущий |
50. |
|
Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого |
Тематический |
51. |
|
Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого |
Тематический |
52. |
|
А. П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ |
Текущий |
53. |
|
«Хирургия» (урок развития речи 6) |
Текущий |
54. |
|
Рассказы Чехова (урок внеклассного чтения 6) |
Текущий |
55. |
|
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…» |
Текущий |
56. |
|
А. Н. Майков. «Ласточки» И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» И. З. Суриков. «Зима» (отрывок) А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок) |
Текущий |
57. |
|
Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе (урок развития речи 7) |
Тематический |
Раздел 6. Из литературы XX века (28 ч.) (Сокращение программы 1 час) |
|||
58. |
|
И. А. Бунин. «Косцы» |
Текущий |
59. |
|
И. А. Бунин. «Подснежник» (урок внеклассного чтения 7) |
Текущий |
60. |
|
В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети |
Текущий |
61. |
|
«В дурном обществе»: семья Тыбурция |
Текущий |
62. |
|
«В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела» |
Текущий |
63. |
|
«В дурном обществе» (урок развития речи 8) |
Текущий |
64. |
|
С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» |
Текущий |
65. |
|
П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы |
Текущий |
66. |
|
«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы |
Текущий |
67. |
|
К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки |
Текущий |
68. |
|
«Тёплый хлеб»: язык сказки |
Текущий |
69. |
|
«Заячьи лапы» и другие рассказы (урок внеклассного чтения 8) |
Текущий |
70. |
|
С. Я. Маршак. Сказки для детей (урок внеклассного чтения 9) |
Текущий |
71. |
|
«Двенадцать месяцев»: проблемы и герои |
Текущий |
72. |
|
«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа |
Текущий |
73. |
|
«Двенадцать месяцев» (урок развития речи 9) |
Текущий |
74. |
|
А. П. Платонов. «Никита»: человек и природа |
Текущий |
75. |
|
«Никита»: быль и фантастика |
Текущий |
76. |
|
В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации |
Текущий |
77. |
|
«Васюткино озеро»: становление характера главного героя |
Текущий |
78.* |
|
Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов |
Тематический |
Итого за 3 четверть: по плану – 30 часов диагностических работ – 0 контрольных работ – 2 уроков развития речи – 5 уроков внеклассного чтения – 4 проектов – 7 наизусть – 0
|
|||
4 четверть (24 ч.)
|
|||
79. |
|
А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста» |
Текущий |
80. |
|
К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…» |
Текущий |
81. |
|
И. А. Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…» Дон-Аминадо. «Города и годы» |
Текущий |
82. |
|
Д. Кедрин. «Алёнушка» А. Прокофьев. «Алёнушка» Н. Рубцов. «Родная деревня» |
Текущий |
83. |
|
Саша Чёрный. «Кавказский пленник» |
Текущий |
84. |
|
Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон» |
Текущий |
85. |
|
Ю. Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение |
Текущий |
Раздел 7. Из зарубежной литературы (13 ч.) (Сокращение программы 2 часа) |
|||
86. |
|
Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»: верность традициям предков |
Текущий |
87.** |
|
Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя, необычайные приключения героя. |
Текущий |
88. |
|
Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа |
Текущий |
89.** |
|
Х.- К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика. «Что есть красота?» |
Текущий |
90. |
|
Х.- К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви |
Текущий |
91. |
|
Х.- К. Андерсен. Сказки (урок внеклассного чтения 10) |
Текущий |
92. |
|
Х.- К. Андерсен. Сказки (урок развития речи 10) |
Текущий |
93. |
|
Х.- К. Андерсен. Сказки (урок развития речи 11) |
Текущий |
94. |
|
М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства |
Текущий |
95. |
|
М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев |
Текущий |
96. |
|
Приключения Тома Сойера» – любимая книга многих поколений читателей (урок развития речи 12) |
Текущий |
97. |
|
Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? |
Текущий |
98. |
|
Джек Лондон. « Сказание о Кише»: мастерство писателя |
Текущий |
Раздел 8. Подведение итогов (4 ч.) |
|||
99. |
|
Урок контроля. Итоговая контрольная работа по литературе |
Итоговый |
100. |
|
Урок контроля. Итоговая контрольная работа по литературе |
Итоговый |
101. |
|
Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса» (урок развития речи 13) |
Текущий |
102. |
|
Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса» (урок развития речи 14) |
Текущий |
Итого за 4 четверть: по плану – 24 часа диагностических работ – 0 контрольных работ – 2 уроков развития речи – 5 уроков внеклассного чтения – 1 проектов – 2 наизусть – 1
|
|||
Итого за год: по плану – 102 часа диагностических работ – 1 контрольных работ – 6 уроков развития речи – 14 уроков внеклассного чтения – 10 проектов – 16 наизусть – 7
|
ПЕРЕЧЕНЬ
контрольных работ, проектов, заучивания наизусть,
уроков развития речи и внеклассного чтения
Виды работ |
Учебные четверти |
Год |
№ урока
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Диагностические Работы
|
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
№ 1 |
Контрольные работы |
0 |
2 |
2 |
2 |
6 |
28, 29, 50, 51, 99, 100
|
Уроки развития речи
|
3
|
1 |
5 |
15 |
14 |
11, 19, 27, 45, 49, 53, 57, 63, 73, 92, 93, 96, 101, 102
|
Уроки внеклассного чтения
|
2 |
3 |
4 |
1 |
10 |
14, 16, 30, 35, 38, 54, 59, 69, 70, 91 |
Проекты
|
4 |
3 |
7 |
2 |
16 |
4, 14, 18, 26, 37, 42, 48, 52, 54, 56, 62, 64, 65, 71, 82, 97
|
Наизусть
|
3 |
3 |
0 |
1 |
7 |
22, 23, 24, 33. 39, 40, 80 |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Программа: Рабочие программы. Литература. 5-9 классы / под ред. В. Я. Коровиной. – 3-е изд. – М.: «Просвещение», 2016.
2. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях / под ред. В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина. – 5-е изд. – М.: «Просвещение», 2015.
3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций в двух частях. – 4- е изд. – М.: «Просвещение», 2016. 2. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5 класс. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 7-е изд. – М.: «Просвещение», 2011.
4. Тумина Л. Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: «Дрофа», 2007.
5. Миронова Н. А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В. Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2006.
6. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе.
5-9 классы. - М.: «Дрофа», 2006.
7. Еремина О. А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В. Я. и др.
8. «Литература. 5 кл.» / О. А. Еременко. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
9. Калганова Т .А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
10. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
11. Колокольцев Е. Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.
12. Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - М: «ВАКО», 2005.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.