Карпова Наталья Валерьевна
Оценка 4.7

Карпова Наталья Валерьевна

Оценка 4.7
docx
25.05.2020
Карпова Наталья Валерьевна
Рабочая программа. Литература 5 класс.docx

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по литературе для 5  класса  основной общеобразовательной школы составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной  Программы основного общего образования по литературе,  Программы по литературе В.Я.Коровиной, Образовательной программы школы, учебника по литературе для 5 класса общеобразовательной школы (Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. М.: Просвещение, 2016.

Цель изучения литературы в 5 классе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

Курс литературы в 5 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Главная идея программы по литературе в 5 классе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5 классе это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). 

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

При изучении литературы в 5 классе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развиваются умения осознанного чтения, способность общения с художественным миром произведений разных жанров и стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся 5 класса, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

Курс литературы в 5 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Для процесса обучения в 5 классе «программной», скрепляющей идеей стала мысль о книге, о её роли в творчестве писателя, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Курс литературы в 5 классе опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

– осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

– выразительное чтение художественного текста;

– различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

– ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

– заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

– анализ и интерпретация произведения;

–  составление планов и написание отзывов о произведениях;

– написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

– целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

В соответствии с примерной Программой основного общего образования на изучение курса «Литература» в 5 классе отводится 105 часов. В соответствии с Образовательной программой школы настоящая рабочая программа по литературе для 5 класса рассчитана на 102 часа в год при 3 часах в неделю (34 учебные недели). Сокращение  составляет 3 часов. Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи и на уроки внеклассного чтения.

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ

 

Программа обеспечивает достижение пятиклассниками личностных, метапредметных, предметных результатов.

Изучение курса «Литература» в 5 классе направлено на получение следующих личностных результатов:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

– потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

 

Метапредметными  результатами  изучения  курса «Литература» в 5 классе является формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

       Регулятивные УУД

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

 

Предметными результатами изучения курса «Литература» в 5 классе является формирование следующих умений.

На необходимом (базовом) уровне:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

– воспринимать художественный текст как произведение искусства;

– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах.

На повышенном уровне:

– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА (102 ч.)

 

Раздел 1. Введение (1 ч.)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним.

 

Раздел 2. Устное народное творчество (10 ч.) 

Фольклор — коллективное устное народное творче­ство.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполните­ли фольклорных произведений. Коллективное и индиви­дуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колы­бельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народ­ное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистиче­ские). Нравоучительный и философский характер ска­зок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неисся­каемой любви сердце, спокойная готовность жертво­вать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказ­ке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки.  Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты.  Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

 

Раздел 3. Древнерусская литература (2 ч.)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и лите­ратурные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

 

Раздел 4. Литература XVIII века (2 ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало лите­ратурной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотво­рения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные пред­ставления).

 

Раздел 5. Литература XIX  века (42 ч.)

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о басно­писце (детство, начало литературной деятельности). 

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом»(на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представ­лений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литератур­ной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные пред­ставления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне»— поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богаты­рях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль,  нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

П.П. Ершов «Конек-Горбунок» (Для внеклассного чтения)

 

 Литературные сказки 19 – 20 века

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

        Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа сти­хотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, ал­литерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной дея­тельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жиз­ни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения) Поэтические картины народной жизни. Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие пред­ставлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, луч­шую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь»— радостная, яр­кая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жесто­кость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

 «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества ге­роев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представ­лений).

Поэзия второй половины XIX века

о Родине и родной природе

Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначаль­ной...»

 А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок)

 И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок)

 А. Н. Майков. «Ласточки»

 И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок)

 А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и уча­щихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настро­ения.

 

Раздел 6. Литература XX (28 ч.) (Сокращение программы 1 час)

Проза конца XIX - начала XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бес­крайними просторами Русской земли, душевным скла­дом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятель­ности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополуч­ной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и со­страдание героев повести. Образ серого, сонного горо­да. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления ге­роев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие пред­ставлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писате­ле (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рас­сказ о писателе. «Теплый хлеб». Добро­та и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о пи­сателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальной ситуации.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

И. Бунин  «Помню—долгий зимний вечер...»

 А. Прокофьев  «Аленушка»

 Д. Кедрин  «Аленушка»

 Н. Рубцов  «Родная деревня»

 Дон-Аминадо « Города и годы»

Стихотворные лирические произведения о Родине, ной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

 

Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

 

Раздел 7. Зарубежная литература (13 ч.) (Сокращение программы 2 часа)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писа­теле.

«Снежная королева». Символический смысл фанта­стических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд. «О чём говорят цветы». (Для внеклассного чтения.) Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчи­вость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших

жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Раздел 8. Подведение итогов (4 ч.)

 

В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

 

Произведения для заучивания наизусть

А.С. Пушкин.  «Няне»,

А.С. Пушкин.  «У лукоморья дуб зелёный…»

А.С. Пушкин Отрывок из «Сказки о мертвой царевне…»

М.Ю. Лермонтов. «Бородино»

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

Н.А. Некрасов отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…»

 

 

 

КРИТЕРИИ  ОЦЕНИВАНИЯ  ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Одно из требований принципа систематичности и последовательности предполагает необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по литературе. Этому способствует применение следующих видов контроля.

Предварительный – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа по вопросам; мозговой штурм; тестирование, письменный опрос).

Текущий (поурочный) – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания каждого урока по ходу изучения темы или раздела (беседа; индивидуальный опрос; пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный); выразительное чтение (в том числе наизусть); развернутый ответ на вопрос; анализ эпизода; анализ стихотворения; комментирование художественного текста; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника); составление сравнительной характеристики литературного героя по заданным критериям; подготовка сообщений, докладов, рефератов, проектов; работа по карточкам; составление схем, таблиц, рисунков, написание мини-сочинений; викторины, игры, конкурсы; сообщение на литературную и историко-культурную темы; презентация проектов).

Тематический – по окончании изучения темы (тестирование; оформление презентаций, составление тезисных планов).

Итоговый – проводится по итогам изучения раздела курса «Литература» с целью диагностирования усвоения обучающимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи (контрольные работы, контрольное тестирование, анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов): анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов, сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность обучающегося, теоретико-литературные знания, дифференцированный зачет с творческим заданием; проектная, исследовательская работа.

 

 

 

 

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

 

 

 

№ п/п

 

 

Содержание программного материала

(наименование раздела)

 

 

Количество часов

В том числе:

 

развитие

речи

 

внеклассное

чтение

 

 

1 четверть (27 ч.)

 

1.

Введение (1 ч.)

1 ч.

 

 

2.

Устное народное творчество (10 ч.)

10 ч.

1 ч.

 

3.

Из древнерусской литературы (2 ч.)

2 ч.

 

 

4.

Из литературы XVIII века (2 ч.)

2 ч.

 

1 ч.

5.

Из литературы XIX века (42 ч.)

12 ч.

2 ч.

1 ч.

 

2 четверть (21 ч.)

 

 

Из литературы XIX века

(продолжение)

 

21 ч.

 

1 ч.

 

3 ч.

 

3 четверть (30 ч.)

 

 

Из литературы XIX века

(продолжение)

 

9 ч.

 

3 ч.

 

1 ч.

6.

Из литературы XX века (28 ч.)*

21 ч.*

2 ч.

3 ч.

 

4 четверть (24 ч.)

 

 

Из литературы XX века

(продолжение)

 

7 ч.

 

 

 

 

7.

Из зарубежной литературы (13 ч.)**

13 ч.**

3 ч.

1 ч.

8.

Подведение итогов (4 ч.)

4 ч.

2 ч.

 

 

Итого за год:

 

102 ч.

 

14 ч.

 

10 ч.

Примечание:

* – сокращение программы 1 час;

** – сокращение программы 2 часа.

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

№ п/п

Дата

Тема урока

Форма      контроля

 

1 четверть (27 ч.)

 

Раздел 1. Введение (1 ч.)

 

1.

 

Книга в жизни человека.

Диагностика уровня литературного развития учащихся

Предваритель

ный

Раздел 2. Устное народное творчество (10 ч.)

2.

 

Фольклор — коллективное устное народное творчество

Текущий

3.

 

Малые жанры фольклора

Текущий

4.

 

Русские народные сказки.

«Царевна-лягушка» как волшебная сказка

Текущий

5.

 

«Царевна-лягушка».

Василиса Премудрая и Иван-царевич

Текущий

6.

 

«Царевна-лягушка».  Поэтика волшебной сказки

Текущий

7.

 

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная богатырская сказка героического содержания

 

Текущий

8.

 

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки

Текущий

9.

 

Сказки о животных. «Журавль и цапля»

Текущий

10.

 

Бытовые сказки. «Солдатская шинель»

Текущий

11.

 

Итоговый урок на тему «Русские народные сказки» (урок развития речи 1)

Тематический

Раздел 3. Из древнерусской литературы (2 ч.)

12.

 

«Повесть временных лет» как литературный памятник

Текущий

13.

 

Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы  Претича»

Текущий

Раздел 4. Из литературы XVIII века (2 ч.)

14.

 

Из литературы XVIII века.

 М. В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин (урок внеклассного чтения 1)

 

Текущий

15.

 

М. В. Ломоносов.

«Случились вместе два Астронома в пиру…»

Текущий

Раздел 5. Из литературы XIX века (42 ч.)

16.

 

Жанр басни в мировой литературе

(урок внеклассного чтения 2)

Текущий

17.

 

И. А. Крылов.

«Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»

Текущий

18.

 

И. А. Крылов. «Волк на псарне»

Текущий

19.

 

И. А. Крылов. Басни (урок развития речи 2)

Текущий

20.

 

В. А. Жуковский. «Спящая царевна»

Текущий

21.

 

В. А. Жуковский. «Кубок»

Текущий

22.

 

А. С. Пушкин. «Няне»

Текущий

23.

 

«У лукоморья дуб зелёный…»

Текущий

24.

 

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: события и герои

Текущий

25.

 

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев

Текущий

26.

 

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки

Текущий

27.

 

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (урок развития речи 3)

Тематический

                            

 Итого за 1 четверть:  по плану – 27 часов

           диагностических работ  – 1

контрольных  работ – 0    

уроков  развития  речи – 3

уроков внеклассного чтения – 2   

проектов – 4   

наизусть – 3   

 

2 четверть (21 ч.)

 

28.

 

Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина

Тематический

29.

 

Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина

Тематический

30.

 

А. С. Пушкин. Сказки

(урок внеклассного чтения 3)

Текущий

31.

 

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка

Текущий

32.

 

«Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение

Текущий

33.

 

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения

Текущий

34.

 

М. Ю. Лермонтов. «Бородино»: проблематика и поэтика

Текущий

35.

 

«Ашик-Кериб» как литературная сказка

(урок внеклассного чтения 4)

Текущий

36.

 

o    Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место»

Текущий

37.

 

«Заколдованное место»:

реальность и фантастика в повести

Текущий

38.

 

«Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть»

(урок внеклассного чтения 5) 

 

Текущий

39.

 

Н. А. Некрасов.

«Есть женщины в русских селеньях…» 

(отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)  

 

Текущий

40.

 

«Крестьянские дети». 

Труд и забавы крестьянских детей  

Текущий

41.

 

«Крестьянские дети». Язык стихотворения

Текущий

42.

 

И. С. Тургенев.

«Му-му» как повесть о крепостном праве

Текущий

43.

 

«Му-му» как протест против рабства

Текущий

44.

 

«Му-му»: система образов

Текущий

45.

 

И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа

 (урок развития речи 4) 

Текущий

46.

 

А. А. Фет. Лирика

Текущий

47.

 

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»:

 русский офицер в плену у горцев

Текущий

48.

 

«Кавказский пленник»: Жилин и Костылин

Текущий

 

Итого за 2 четверть:  по плану – 21 час

           диагностических работ  – 0

контрольных  работ – 2

уроков  развития  речи – 1

уроков внеклассного чтения – 3   

           проектов – 3   

  наизусть – 3   

 

 

3 четверть (30 ч.)

 

49.

 

«Кавказский пленник» (урок развития речи 5)

Текущий

50.

 

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого

 

Тематический

51.

 

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого

 

Тематический

52.

 

А. П. Чехов.

«Хирургия» как юмористический рассказ

Текущий

53.

 

«Хирургия» (урок развития речи 6) 

Текущий

54.

 

Рассказы Чехова (урок внеклассного чтения 6)

Текущий

55.

 

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»

 

Текущий

56.

 

А. Н. Майков. «Ласточки»

 И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне»

И. З. Суриков. «Зима» (отрывок)

 А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок) 

 

 

Текущий

57.

 

Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе (урок развития речи 7)

Тематический

Раздел 6. Из литературы XX века (28 ч.)

(Сокращение программы 1 час)

58.

 

И. А. Бунин. «Косцы»

Текущий

59.

 

И. А. Бунин. «Подснежник» 

(урок внеклассного чтения 7)

Текущий

60.

 

В. Г. Короленко.

«В дурном обществе»: судья и его дети

Текущий

61.

 

«В дурном обществе»: семья Тыбурция

Текущий

62.

 

«В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела»

Текущий

63.

 

«В дурном обществе» (урок развития речи 8)

Текущий

64.

 

С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» 

Текущий

65.

 

П. П. Бажов.

«Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы

 

Текущий

66.

 

«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы

Текущий

67.

 

К. Г. Паустовский.

«Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки

Текущий

68.

 

«Тёплый хлеб»: язык сказки

Текущий

69.

 

«Заячьи лапы» и другие рассказы 

(урок внеклассного чтения 8) 

Текущий

70.

 

С. Я. Маршак. Сказки для детей 

(урок внеклассного чтения 9)

Текущий

71.

 

«Двенадцать месяцев»: проблемы и герои

Текущий

72.

 

«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа

Текущий

73.

 

«Двенадцать месяцев» (урок развития речи 9)

Текущий

74.

 

А. П. Платонов. «Никита»: человек и природа

Текущий

75.

 

«Никита»: быль и фантастика

Текущий

76.

 

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»:

юный герой в экстремальной ситуации

Текущий

77.

 

«Васюткино озеро»: становление характера главного героя

Текущий

78.*

 

Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов

Тематический

 

 Итого за 3 четверть:  по плану – 30 часов

           диагностических работ  – 0

контрольных  работ – 2

уроков  развития  речи – 5

уроков внеклассного чтения – 4   

           проектов – 7   

  наизусть – 0   

 

 

4 четверть (24 ч.)

 

79.

 

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

Текущий

80.

 

К. М. Симонов.

«Майор привёз мальчишку на лафете…»

Текущий

81.

 

И. А. Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…»

Дон-Аминадо.  «Города и годы» 

Текущий

82.

 

Д. Кедрин. «Алёнушка»

 А. Прокофьев. «Алёнушка»

 Н. Рубцов. «Родная деревня»

 

Текущий

83.

 

Саша Чёрный. «Кавказский пленник»

Текущий

84.

 

Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон»

Текущий

85.

 

Ю. Ч. Ким.

Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение

 

Текущий

Раздел 7.  Из зарубежной литературы (13 ч.)

(Сокращение программы 2 часа)

86.

 

Р. Л. Стивенсон.

«Вересковый мёд»: верность традициям предков

Текущий

87.**

 

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя,  необычайные приключения героя.

Текущий

88.

 

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа

Текущий

89.**

 

Х.- К. Андерсен.

«Снежная королева»: реальность и фантастика.

«Что есть красота?»

 

Текущий

90.

 

Х.- К. Андерсен.  «Снежная  королева»:  сказка о великой силе любви

Текущий

91.

 

Х.- К. Андерсен. Сказки 

(урок внеклассного чтения 10)

Текущий

92.

 

Х.- К. Андерсен. Сказки (урок развития речи 10)

Текущий

93.

 

Х.- К. Андерсен. Сказки (урок развития речи 11)

Текущий

94.

 

М. Твен.  «Приключения  Тома  Сойера»: 

неповторимый мир детства

Текущий

95.

 

М. Твен.

«Приключения Тома Сойера»: дружба героев

Текущий

96.

 

Приключения Тома Сойера» – любимая книга многих поколений читателей 

(урок развития речи 12)

Текущий

97.

 

Джек Лондон.

«Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?

Текущий

98.

 

Джек Лондон. «

Сказание о Кише»: мастерство писателя

Текущий

Раздел 8.  Подведение итогов (4 ч.)

99.

 

Урок контроля. Итоговая контрольная работа по литературе

Итоговый

100.

 

Урок контроля. Итоговая контрольная работа по литературе

Итоговый

101.

 

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса»

(урок развития речи 13)

Текущий

102.

 

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса»

(урок развития речи 14)

Текущий

 

Итого за 4 четверть:  по плану – 24 часа

           диагностических работ  – 0

контрольных  работ – 2

уроков  развития  речи – 5

уроков внеклассного чтения – 1   

           проектов – 2   

  наизусть – 1 

 

 

Итого за год:  по плану – 102 часа

           диагностических работ  – 1

контрольных  работ – 6

уроков  развития  речи – 14

уроков внеклассного чтения – 10   

           проектов – 16  

  наизусть – 7  

 

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ 

контрольных работ,  проектов, заучивания наизусть,

уроков развития речи и внеклассного чтения

 

 

Виды работ

 

Учебные четверти

 

Год

 

№ урока

 

1

2

3

4

 

Диагностические

Работы

 

 

1

 

0

 

0

 

0

 

1

 

№ 1

 

Контрольные работы

 

0

 

2

 

2

 

2

 

6

 

28, 29, 50, 51,

99, 100

 

 

Уроки

развития речи

 

 

 

3

 

 

 

1

 

 

5

 

 

15

 

 

14

 

11, 19, 27, 45, 49,

53, 57, 63, 73, 92,

93, 96, 101, 102

 

 

Уроки внеклассного чтения

 

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

1

 

 

10

 

 

14, 16, 30, 35, 38,

 54, 59, 69, 70, 91

 

 

Проекты

 

 

 

4

 

 

3

 

 

7

 

 

2

 

 

16

 

4, 14, 18, 26, 37, 42,

48, 52, 54, 56, 62, 64,

 65, 71, 82, 97

 

 

Наизусть

 

 

3

 

3

 

0

 

1

 

7

 

22, 23, 24, 33. 39, 40, 80

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

 

1.    Программа: Рабочие программы. Литература. 5-9 классы / под ред. В. Я. Коровиной. – 3-е изд. – М.: «Просвещение», 2016.

2.   Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях / под ред. В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина. – 5-е изд. – М.: «Просвещение», 2015.

3.  Ахмадуллина Р. Г. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций в двух частях. – 4- е изд. – М.: «Просвещение», 2016. 2. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5 класс. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 7-е изд. – М.: «Просвещение», 2011.

4.    Тумина Л. Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: «Дрофа», 2007.

5.  Миронова Н. А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В. Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2006.

6.     Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе.               

         5-9 классы. - М.: «Дрофа», 2006.

7.    Еремина О. А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В. Я. и др.

8.    «Литература. 5 кл.» / О. А. Еременко. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

9.    Калганова Т .А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

10.  Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

11.  Колокольцев Е. Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.

12.  Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - М: «ВАКО», 2005.


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературе для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературе для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:

В соответствии с примерной Программой основного общего образования на изучение курса «Литература» в 5 классе отводится 105 часов

В соответствии с примерной Программой основного общего образования на изучение курса «Литература» в 5 классе отводится 105 часов

Коммуникативные УУД – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать…

Коммуникативные УУД – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать…

На повышенном уровне: – сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и…

На повышенном уровне: – сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и…

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (102 ч.)

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (102 ч.)

Случились вместе два астронома в пиру

Случились вместе два астронома в пиру

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной дея­тельности)

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной дея­тельности)

Раздел 6. Литература XX (28 ч

Раздел 6. Литература XX (28 ч

Ради жизни на Земле...» Стихотворные произведения о войне

Ради жизни на Земле...» Стихотворные произведения о войне

Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших

Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

В. А. Жуковский. «Кубок»

В. А. Жуковский. «Кубок»

Крестьянские дети». Язык стихотворения

Крестьянские дети». Язык стихотворения

В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела»

В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела»

Ю. Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение

Ю. Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение

Итого за год: по плану – 102 часа диагностических работ – 1 контрольных работ – 6 уроков развития речи – 14 уроков внеклассного чтения –…

Итого за год: по плану – 102 часа диагностических работ – 1 контрольных работ – 6 уроков развития речи – 14 уроков внеклассного чтения –…

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2020