Карта логопедического обследования
(отграничение речевых нарушений от сходных состояний)
разделы:
I. Общие сведения – анамнез, общий ход физического развития.
II. Общее состояние и звучание речи.
III. Общее речевое развитие (способность к обучению).
IV. Состояние общей моторики: координация движения, синхронность.
V. Обследование грамматической стороны речи.
VI. Состояние словаря.
VII. Обследование связной речи и логического мышления.
VIII. Навыки чтения и письма (2-4 классы).
IX. Общая характеристика неречевых процессов.
I. Общие сведения – анамнез, общий ход физического развития.
1. Дата. Ф.И.О. откуда поступил: (как осуществлялась подготовка к школе – детский сад, дошкольная гимназия, дом).
2. Анамнез: роды, осложнения физического развития. Ранние заболевания и травмы.
3. Общий ход речевого развития: первые слова, фразы, прерывалась ли речь, причина.
4. Речевая среда (социум, образование у родителей, двуязычие, недостатки речи у родителей).
5. Жалобы родителей. Отношение ребенка к своему дефекту. Обращались ли ранее к логопеду длительность и результативность занятий.
6. Заключение специалистов поликлиники (психоневролога, логопеда, окулиста, лор-врача).
II. Общее состояние и звучание речи.
1. Темп, внятность, сила голоса, дыхание.
2. Обследование артикуляционного аппарата: губы, зубы, прикус (прогнатия, прогения); мягкое небо, твердое небо; оральный праксис; артикуляция (четкая, нечеткая, умеренно четкая), язык спокоен, верно ли находит разные положения; уздечка (короткая, приросшая, толстая); наличие синкенизии, тика, тонических судорог, непроизвольных движений.
3. Определение уровня фонематического слуха:
-смыслоразличительные признаки близких фонем (ребенку предлагают предметные картинки паронимов – более 2-х ошибок, ученикам 2-3 классов предлагаются деформированные фразы);
- воспроизведение звуковых ритмов;
-уровень фонематического представления: повторение слогов с оппозиционными звуками; уровень фонематического анализа: введение звука на фоне слова (по картинкам и на слух); выделение ударных гласных в начале, середине, конце слова; выделение согласного в начале слова; выделение безударного и ударного гласного в начале-конце слова; определение порядка звука в слове.
4. Параллельно обследуется состояние звукопроизношения .
5. Звукоподражание: отобрать картинки с заданным звуком : а,о, с-сь,з-зь, ш-ж,ч-щ, р-рь, л-ль, с-ш, ж-з, ц-ть, я-ть, л-р, о-п, е-к.
6. Фонематический анализ звукового состава:
- выделение звука на фоне слова (+картинка);
-выделение ударных гласных в начале слова (Алик – азбука – уточка – ослик – Оля – Ира - Юра – эхо –город – волк );
- в конце слова (коза – псы – мячи - весло);
- в середине слова (мак – куст – сон – лук - стол);
- выделение согласного в начале слова: крыло, сажа, зеркало;
- в конце слова (город, волк, банк, бант, карандаш, крокодил, пух, стол, кот, мох, колодец);
- выделение безударного гласного в начале слова: игра, утенок, арбуз, огурец;
- называние звуков по порядку: сок, лак, кошка, карандаш, заноза, рыбак;
- произношение слов сложной слоговой структуры: строительство, аквариум, милиционер, велосипед, гнездо, скатерть, крокодил.
Повтори скороговорки:
Щеткой чищу я щенка – щекочу ему бока.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
Стоит воз овса, а возле воза овца.
Расцвели на клумбах розы, а в огород забрались козы.
Клала Клава лук на полку.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Клава и Валя играли на рояли. Юра и Юля гуляли по аллее.
Зоя – зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.
Повтори 2 раза
Рыбки в аквариуме.
Милиционер остановил велосипедиста.
Полполдника проболтали.
Сыворотка из-под простокваши.
На дворе трава, на траве – дрова.
Приложение.
· Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, которое отличается от других:
Сок, ток, сок; рассвет, … расцвет; челка, щелка, челка; коза, коса, коза; колобок, коробок, колобок.
· Тест О. Правдиной
Назови картинки (покажи, где на картинке): коза - коса, крыса - крыша, бочка - почка, кот – год, ток-том - дом.
· Выслушай фразу и найди ошибки:
Мама сварила зуб. Мальчик бил воду. На лугу коса.
· Хлопни в ладоши, если услышишь другой звук: с…з…с…ш…с…ш….к…г.
· Повтори за мной: са-ша, ша-са, са-за, за-са, за-жа, жа-за, ша-жа. Са-са-ша, ша-са-са-ша, ша-ша-жа, жа-ша-жа, по-бо, бо-по, та-да, да-та, ла-ра. Ра-ла, па-па, ба-ба-ба-па, да-та-да-та-да…
· Воспроизведение звуковых ритмов:
II-II-III II-I-III III-I-I-III-I-I II-III-III-II I-III-II-II
· Послушай похожи ли слова по звукам: мышка-мишка, тетрадь – дождь, миска-каска, корова-лошадь, картина-корзина.
· Услышав звук Ж хлопни в ладоши: лужа-муха-жук-шапка-жаба-собака-жучка-жужелица.
· По очереди назови длинные и короткие слова (какие длиннее): дом – карандаш – лук – самолет…
· Какое слово встречается чаще других(?); сентябрь – октябрь – мяч – туча - сентябрь – пальто – декабрь.
III. Общее речевое развитие (способность к обучению)
1. Разговорно-описательная беседа: как зовут, сколько лет, домашний адрес, в каком городе, в какой стране живешь,? Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку… по имени, отчеству? Есть ли у тебя друзья (дом. животные), как их зовут, во что ты играешь? (эту работу можно проводить в начале обследования.
2. Счетные операции: цифровой ряд (из двухчетных, с 8 лет - шести – цифр); счет 1-10-21; - прямой и обратный с проговариванием.
3. Знание геометрических фигур: пирамида, почтовый ящик, кубики Коса. Палочковый тест Г. Ширера: сложи квадрат, треугольника, прямоугольник, ромбик.
Найди пару: по форме, по цвету.
4. Знание основных и оттеночных цветов.
5. Классификация предметов: назови одним словом: свитер, пальто, сарафан – это…;
сапоги, туфли, тапочки, кроссовки – это…;
шкаф, стол, стул, кровать, тумбочка, диван -…;
помидор, капуста, лук, картофель, морковь-…;
яблоко, персик, лимон, груша, апельсин-…;
кошка, собака, корова, лошадь -…;
утка, гусь, ворона, воробей - …;
вол, рысь, лев, тигр, медведь - …;
автобус, трамвай, троллейбус, метро-…;
- отбери отдельно овощи, ягоды, фрукты, обувь.
Выдели 4-й лишний предмет – помидор, огурец, лук, яблоко; стол, стул, книга, шкаф; хлеб, сыр, нож, колбаса.
IV. Состояние общей моторики: координация движения, синхронность.
1. Ориентация в пространстве (вверх, вниз, вправо, влево, спереди, сзади, между, кругом):
-тест Озерецкого;
-пробы Хедда.
Динамический праксис (по Лурии) – три движения многократно повторяются (до 9 раз), а ребенок должен 9 раз их воспроизвести.
Одновременно ударять по столу руками – правая рука сжата в кулак, левая ладонь наоборот.
-пересчет пальчиков - «пальчики здороваются»;
-тест «кулак-ребро-ладонь».
2. Ориентация во времени: день-ночь, сутки, неделя, месяц, времена года, вчера, накануне, завтра, нынче, вечером, утром.
Графо-моторные функции:
Тематический рисунок ДДЧ (дом, дерево, человек)
Срисовывание фигур по образцу: круг, квадрат, ромб.
Предпосылки овладения графическим письмом.
Знание букв алфавита (вразнобой), написание по образцу или по памяти.
V. Обследование грамматической стороны речи.
- образование имен существительных ед. и мн. числа в разных падежах (мост, дом, стол, пчела, ухо, воробей);
-образование уменьшительно-ласкательных форм: (стол, стул, дерево, книга, елка, ведро, гриб, ковер, Женя.);
-префиксальный способ образования слов (ехали, шел, лез, читал, смотрел, видел);
-образование прилагательных и существительных (сумка из кожи (какая?), стул из дерева, стакан из стекла, сок из клюквы…).
VI. Состояние словаря.
- Назови предметы и объясни: пылесос, самолет, соковыжималка, скороварка, кофеварка, холодильник, сталевар.
- Покажи части тела и предметов: ступня, запястье, пятка, локоть, фаланги, ноготь, лодыжка…. Предплечье; чайник: донышко, крышка, носик, ручка; стул: сиденье, спинка, ножка.
Словарь признаков: подбор прилагательных к существительным – лимон (какой?) желтый, кислый, овальный, пахучий; лиса (какая?)…; платье (какое?)…
Подбор антонимов: широкий - …, высокий - …, веселый -…, сухой -…, длинный -…, светлый -…, большой…, холодный -…, радостный-…,
Образование притяжательных прилагательных (по картинкам): хвост чей? (лисий); дом чей (Белкин); ребенок чей? (мамин)…
Глагольный словарь: кто что делает? (учитель… повар… врач… строитель…);
- личные окончания глаголов: собака громким лаем ла (ет); ле (тишь) на самолете. Она посуду мо(ет);
- времена глаголов: подумай и найди ошибку, дай верный ответ: мы завтра были на даче? Ты вчера пойдешь в кино? Сегодня мы идем в гости?;
- Родовые окончания прилагательных: выбери правильный ответ: родной (сын, дочь); голубой (бант, лента), золотой (кольцо, купол), синий (небо, платок), зеленая (трава, карандаш), красивая (бусы, роза).
- Понимание предлогов – карандаш на, над, из, из-под, со, под, из-за..;
-Согласование имен существительных с числительными: две кукла, четыре стул, сорок ножек, пять огурец – скажи верно:
- Предложно-падежные формы: я расскажу тебе о своей собаке.
Что ты думаешь о книге, которую прочитал?
VII. Обследование связной речи и логического мышления.
Повтор фраз с прямым и деформированным текстом.
Правильный порядок слов в предложении: мальчик, кораблик, ручей. Папа газета. Девочка, кукла, платье…
Мышка поймала кошку? (верно?) мальчик бежит за собакой (кто бежит впереди?).
Ответь, что бывает: весна перед летом или лето перед весной?
Навыки пользования ситуативной и контекстной речью.
Название предметов и ситуаций по наглядной опоре.
Название тех же предметов без опоры.
Угадай, кто это? Зеленый с длинным хвостом и острой мордочкой. Пушистый с острыми коготками, мяукает.
Рассказ об игрушке.
Уровень экспрессивной речи: повторение правильно построенных фраз в слогах:
На-вы-со-ком-ду-бу-по-вис-бу-ра-ти-но. У-ко-ро-вы—кра-си-ви-цы-под-руж-ка-ко-за-лиз-ка-.
Составление рассказа по картинкам (по серии).
Составление рассказа по представлению.
Понимание метафор и поговорок, например: «Старый друг лучше новых двух».
Плоскостной синтез (разрезные картинки).
Выделение сходства-различия: мяч – арбуз, волк – собака, береза – ромашка, день – ночь, зима – лето.
Классификация предметов по цвету и форме: всего 12 по 3 красных, зеленых, синих, желтых.
Всего 4 треугольника, 4 квадрата, 4 кружка.
Все фигуры разной величины. Задание: разложи « подходящие к подходящим» или «рядом такие же»
VIII. Навыки чтения и письма (2-4 классы).
-техника чтения;
-ошибки при чтении – недочитывание, пропуск букв, придумывание, темп нарушен (убыстренный, замедленный), внятность, смысловое наполнение прочитанного;
-письмо: образцы диктантов;
-ошибки звукового анализа: пропуск, вставки, перестановки, упрощение структуры слова, контаминации;
-персеверации и антиципации (навязчивое повторение букв, слогов, слов); Персеверации: «магазим», «за зашиной».. «у деда модоза», «девочка кормила петуха курм».
Антиципации: «на девевьях», «дод крышей», «у нас дода есть..», «жукчат ручейки», «жалобко замяукал», «спуспускались», «мелгомелкой рыбы» (много мелкой).
-грубое нарушение звукового анализа – контаминация: лептобау (лепят бабу), блзм (была зима), мишкапаркилрет (мишка принес подарки для ребят), в сочетании с недоразвитием моторики;
-аграмматизмы;
-отграничение нарушений письма и чтения пи педагогической запущенности от дислалии и дислексии: несоответствие темпа проработки материала индивидуального материала (неподготовленность к школе);
-отсутствие специфических ошибок – нестойких, периодических, повторяемых;
-учет социальной среды ребенка;
-сравнительно легкая декомпенсация;
-отсутствие нарушений звукопроизношения;
-неграмотная речь (диалект).
IX. Общая характеристика неречевых процессов.
-сформированность интеллекта;
-включаемость, восприятие, запоминание и воспроизведение – сукцессивные функции;
-реакция на помощь, критическая оценка ситуации;
-организованность;
-способность к аналитико-синтетической деятельности;
- состояние тонкой моторики.
Примечание: обследование можно проводить выборочно, с целью уточнения отдельных параметров.
РЕЧЕВАЯ КАРТА
1. Фамилия, имя
2.
Год и месяц рождения
3.
Откуда поступил (д\с, школа, класс)
4.
Оставался ли на 2 год
5.
Первые слова __________ фраза ______________ связная
речь__________
6.
Речевое окружение ребенка
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ |
(СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ)
|
губы |
(норма, толстые, тонкие, укороченные, малоподвижные, парез) |
зубы |
(мелкие, крупные, лишние, недостающие, смена, норма) |
язык |
(норма, большой, мясистый, длинный, узкий, малоподвижный, парез, тремор) |
небо |
(норма, высокое, узкое, очень узкое) |
челюсти |
(норма, прогнатия, прогения) |
прикус |
( норма, открытый передний, открытый боковой) |
подьязычная уздечка |
(норма, короткая, приращенная) |
Темп и плавность речи |
( быстрая, замедленная, прерывистая, с запинками, норма) |
Голос |
(сильный, тихий, гнусавый, норма) |
Обследование слоговой структуры слов: корзина, стрекоза, гнездо, книга, клубника, милиционер, кукла. Различение звуков |
|
Различает ли местоположение звука в слове |
|
Различает ли близкие по звучанию фонемы (с-ш, к-г, б-п, з-с и т. д.) |
Указать чем заменяет |
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС: называет картинки - части тела, животные, профессии и пр. действий |
|
Название предметов по описанию. Как называется предмет, в котором подают суп? Чем расчесывают волосы? |
|
Назвать предметы одним словом (слова-обобщения) |
|
Названия действия по предъявленному предмету. Что делают? - лопатой, топором, пилой. Для младших: щука (плавает); воробей (летает); кузнечик (прыгает); змея (ползает). |
|
Подбор определений к слову: небо (какое?), трава (какая?) |
|
Подбор синонимов и антонимов Для синонимов: боец, радость, печаль, врач |
|
Для антонимов: холодный, ленивый, толстый, твердый, длинный. |
|
Протокол обследования
звукопроизношения
Возраст Дата
Исслед. звук |
слова |
Как произносит |
Примечания |
Ы |
Дым, мышь, грибы |
|
|
А |
Аист, мак, панама, кукла |
|
|
У |
Утка, муха, паук |
|
|
О |
Осы, кот, окно |
|
|
И |
Игла, слива, сани |
|
|
С |
Собака, спутник, колесо, космонавт, нос, сосна |
|
|
СЬ |
Сирень, письмо, гусь |
|
|
З |
Зуб, заноза, замок, звонок, коза, звезда |
|
|
ЗЬ |
Зима, газета, земляника |
|
|
Ш |
Шапка, школа, уши, шахматы, душ, шалаш |
|
|
Ж |
Жук, лыжи, жеребенок, пожарник |
|
|
Ц |
Цепь, цыпленок, курица, офицер, палец, рукавицы |
|
|
Нотация |
Юбка, юла, елка, трамвай, лейка |
|
|
ЬЕ |
Платье, свинья, ружье |
|
|
Ч |
Очки, тумбочка, ключ, кирпич |
|
|
Щ |
Щетка, стекольщик, ящик, ящерица, плащ |
|
|
Р |
Рука, радуга, корова, трамвай, топор, светофор |
|
|
РЬ |
Репа, редиска, веревка, аквариум, дверь, снегири |
|
|
Л |
Лодка, лампочка, пила, велосипед, стол, факел |
|
|
ЛЬ |
Лента, линейка, самолет, будильник, туфли |
|
|
Б |
Банка, зубы |
|
|
Д |
Дом, двойка, вода, дедушка, карандаш |
|
|
Г |
Голова, глаза, нога |
|
|
В |
Ворона, корова, гвозди |
|
|
К |
Кот, кукла, рука, скакалка, молоток, платок |
|
|
КЬ |
Кепка, тапки |
|
|
Х |
Халат, муха, петух |
|
|
ХЬ |
Орехи |
|
|
М |
Мак, лимон, дом |
|
|
МЬ |
Мяч, медведь |
|
|
Н |
Нож, барабан |
|
|
НЬ |
Нитки, коньки, пень |
|
|
Ф |
Фонари, туфли |
|
|
Нотация |
Ящик, змея |
|
|
Сочет. соглас. |
Книга, стакан, белка, стул |
|
|
|
|
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:________________________________________________________________________
Грамматический строй речи |
|
1. Составление предложений или рассказов по сюжетным картинкам |
|
2. Составление предложений по опорным словам |
|
3. Составление предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке (чиж, клетки, вылетел, из) |
|
4. Употребление предлогов |
|
5. Употребление сущ. В разных падежах Чем кушают суп? Из чего пьют чай? За чем идут в лес? |
|
6. Упореб. падеж. в зависимости от числит. (5 яблок. 3 дерева. 2 ромашки) |
|
7. Образование мн. числа от сущ. В ед. числе и наоборот (коза, стул, глаза, рот, воробей |
|
8.Образование формы род. пад. мн.ч. (много чего? Сумка, ложка, вишня, ухо, лоб, ноги, ведро) |
|
9. Использование суффиксов а/ голова, птица, лоб, ухо, рука б/ школа – школьник сапог- чертеж- печь- защита- |
|
10. Употребление приставок в глаголах Лететь -при, -у, -пере; бежать -при, -у, -до, -вы |
|
14. Образование прилаг. от существит. (дерево, стекло, железо, бумага, пластмасса) если стол сделан из дерева, он какой? |
|
Понимание речи Исполнение ребенком простых словесных инструкций |
|
Понимание форм ед. и мн.ч. существ. Шар-шары |
|
Понимание форм ед. и мн. числа глагола и прилагательного |
|
Понимание форм муж. и жен. Рода глагола (нарисовал -нарисовала) |
|
Понимание форм муж. и жен. и сред. р. прилагательного (шар какой? Чашка какая? Ведро какое?) |
|
Понимание падежн. окончаний Петя ударил Васю. Кому больно? Собака бежит за кошкой. Кто впереди? |
|
Заключение- ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
РЕЧЕВАЯ КАРТА
(для поступающих во 2-4 классы)
1. Фамилия, имя,_________________________________________________________________________________________
2. Дата рождения_____________________________________________________________________________________
3. Домашний
адрес________________________________________________________________________________________
4. Телефон______________________________________________________________________________________
5. Класс________________________________________________________________________________________
6. Беременность_________________________________________________________________________________
7. Роды________________________________________________________________________________________
8. Первые слова______________________________________________________________________________________
9. Первые предложения_______________________________________________________________________________
10. Зрение______________________________________________________________________________________
11. Слух_______________________________________________________________________________________
12. Заключение психоневролога_________________________________________________________________________
13. Речевая среда______________________________________________________________________________________
14. Обращались ли ранее к логопеду______________________________________________________________
15. Жалобы учителей и родителей_________________________________________________________________
16. Успеваемость на момент поступления___________________________________________________________
17. Заключение ПМПК_________________________________________________________________________________
18. Состояние артикуляционного аппрата__________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
19. Произношение___________________________________________________________________________________
20. Темп и внятность речи___________________________________________________________________________
21. Фонематическое воспириятие________________________________________________________________________
22. Строение и подвижность артикуляционного аппарата_______________________________________________
23. Слоговая структура_________________________________________________________________________________
24. Словарный запас____________________________________________________________________________________
25. Связная речь_______________________________________________________________________________________
26. Письмо____________________________________________________________________________________
27. Чтение побуквенное_________________________________________________________________________________
28. Чтение послоговое__________________________________________________________________________________
29. Чтение целыми словами_______________________________________________________________________
30. Понимание прочитанного___________________________________________________________________________
Отгра- ниче- ние речевых единиц |
Ошибки звуковго анализа |
Обозна- чение мягкости соглас- ных |
Смешение букв |
аграмматизмиы |
персеверации |
антиципации |
нарушения |
|||
По акустико- артикуляцион- ному сходству |
Ошибки по кинестичскому типу |
словообразование |
согласование |
управление |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
31. Психологические особенности_______________________________________________________________________
32. Логопедическое заключение_________________________________________________________________________
33. Результат коррекционной работы___________________________________________________________________
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ С НЕДОСТАТКАМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
1. Фамилия, имя____________________________________________________________________________________________
2. Возраст_________________________________________________________________________________________
3. Национальность_________________________________________________________________________________
4. Класс__________________________________________________________________________________________
5. Время появления первых слов, фраз________________________________________________________________
6. как протекало речевое развитие (была ли ЗРР и почему)________________________________________________
7. Состояние слуха: хорошо ли слышит, тугоухость, слышит ли шепотную речь. С какого времени тугоухость?_____________________________________________________________________________________
8. Хорошо видит, ослабленное зрение. С какого времени?________________________________________________
9. Хорошо ли видит линейки?_______________________________________________________________________
10. На какой парте сидит?___________________________________________________________________________
11. С какого времени начал обучаться грамоте?_________________________________________________________
12. Какие трудности встретились при обучении грамоте?__________________________________________________
13. Оставался ли на второй год и в каком классе?________________________________________________________
14. Полное, неполное понимание отдельных слов, фраз___________________________________________________
15. Может ли выполнить поручение, выраженное фразой в три-пять слов?__________________________________
16. Словарь (богатый, бедный) и структура слова (постановка звуков и слогов, сокращение слов, недоканчивание их)____________________________________________________________________________________________
17. Грамматический строй____________________________________________________________________________
18. Фонетическая сторона речи________________________________________________________________________
19. Темп быстрый, медленный_______________________________________________________________________
20. Произношение (речь ясная, смазанная, косноязычная)_________________________________________________
21. Какие звуки отсутствуют, как заменяются?__________________________________________________________
22. Какие звуки смешивает?__________________________________________________________________________
23. Умеет ли разделить предложение на отдельные слова?________ умеет ли разделить слова на слоги?__________ умеет ли разделить слог и слова разной трудности на звуки?____________________________________________
24. Правильно ли произносит оппозиционные звуки в слогах и словах?______________________________________
25. Чтение: беглое, слоговое, побуквенное______________________________________________________________
26. Правильное, неправильное по догадке_______________________________________________________________
27. В каких словах затрудняется и какие делает ошибки?_________________________________________________
28. Зеркальное чтение________________________________________________________________________________
29. Понимание прочитанного_________________________________________________________________________
30. Знает ли написание всех букв (строчных, заглавных)?_________________________________________________
31. Какие буквы смешивает при написании и с какими?_________________________________________________
32. Умеет ли списывать без ошибок, понимает ли списанное?_____________________________________________
33. Может ли писать самостоятельно только отдельные слова или фразы под диктовку с предварительным звуковыми анализом и без него?____________________________________________________________________
34. Какие делает ошибки (пропуски букв, слогов, перестановка слогов, недописывание слов, искажение слов, замена букв)?___________________________________________________________________________________
Заключение_________________________________________________________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.