Карта наблюдения развитие речи в младшей группе

  • docx
  • 19.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

развитие познавательных способностей и речи как средство общения через творческую активность детей по средствам рассказывания стихотворений А. Барто.
Иконка файла материала Карта наблюдения развитие речи в младшей группе.docx

 Карта наблюдения развитие речи в младшей группе

Тема: « В гости к нам пришли игрушки»

Цель: развитие познавательных способностей и речи как средство общения через творческую активность детей по средствам рассказывания стихотворений А. Барто.

Задачи:

Образовательная: совершенствовать у детей диалогическую форму речи: развивать умение отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого.

 Развивающая: развивать интерес к интонационно выразительному рассказыванию наизусть знакомых стихотворений; развивать связную речь: учить детей составлять с помощью педагога короткий рассказ об игрушке; развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук; развивать у детей артикуляционную моторику посредством упражнения.

Воспитательная:   воспитать  любовь к устному творчеству, вызвать положительные эмоции; воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Задачи с учетом особенностей воспитанников группы: Артем – продолжать работать над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов.

Виды детской деятельности: игровая, речевое развитие, коммуникативная, двигательная.

Планируемые результаты: Дети проявляют заинтересованность к предстоящей деятельности.

- Умеют отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого.

- Дети проявляют  положительные эмоции, любознательность к устному творчеству.

- Дети проявляют интерес к интонационно выразительному рассказыванию наизусть знакомых стихотворений.

- Дети демонстрируют умение составлять с помощью педагога короткий рассказ об игрушке.

- Дети проявляют интерес к коммуникативным навыкам, пальчиковой игре и артикуляционному упражнению.

- Дети проявляют умение анализировать процесс и результат игровой задачи.

- Дети проявляют сочувствие и бережное отношение к игрушкам.

Предварительная работа: чтение стихов А. Барто, просматривание иллюстраций

Оборудование и  материал: стихи А. Барто, игрушки: зайка, мишка, кукла, щенок, лошадка, грузовик.

 

 

 

 

 

 

 

Этапы деятельности

Методы обучения

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1. Мотивационный этап.

Задачи:

- Мотивировать детей на предстоящую деятельность.

- Совершенствовать у детей диалогическую форму речи: развивать умение отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого.

Словесный:

- Беседа. 

- Эмоциональное стимулирование занимательным содержанием.

- Игровая ситуация.

Наглядный:

- Демонстрация.

Педагог предлагает детям сесть на стульчики, поставленные полукругом на ковре.  Педагог эмоционально включает в действие детей, вовлекает в слушание, создает условия для принятия игровой задачи.

- Ребята, тише, слышите где – то, кто - то плачет?

 Слышите? Кажется это за дверью. Пойдемте, посмотрим.

(Воспитатель закатывает большой грузовик с игрушками)

- Ребята посмотрите кто это?

Правильно игрушки. Поздоровайтесь с игрушками.

Ребята, посмотрите, все игрушки перебинтованы и плачут.

Ребята приглашайте игрушки в группу садите аккуратно на стульчики, сейчас мы у них спросим, что случилось, почему они плачут и постараемся им помочь. Поможем?

- Дети обращают внимание на воспитателя, слушают, вступают в диалогическое общение, проходят на стульчики, сосредоточивают внимание.

 

 

- Дети проявляют заинтересованность к предстоящей деятельности.

- Умеют отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого.

2 этап.

Организационный

2.1.Организация соотношения существительных с прилагательными.

Задачи:

- Воспитать  любознательность к устному творчеству, вызвать положительные эмоции.

- Развивать интерес к интонационно выразительному рассказыванию наизусть знакомых стихотворений.

- Развивать связную речь: учить детей составлять с помощью педагога короткий рассказ об игрушке.

 

Словесный:

- Беседа.

- Игровая ситуация.

- Загадывание загадки.

- Чтение стихов.

Наглядный:

- Демонстрация

Практический:

- Упражнение, игра.

Педагог вовлекает детей в совместную деятельность, организует диалог с детьми, задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, поощряет детей к высказываниям.

- Ребята, посмотрите какие грустные игрушки к нам пришли. Посмотрите кто это? (Кукла.) 

Как тебя зовут кукла? Ребята, это кукла «Катя». Посмотрите на нее и расскажите, какая она?

(Лохматая, чумазая, в грязном платье)

Катя, что случилось с тобой, почему ты плачешь? Я жила в группе у других ребят и они меня все время обижали …(педагог рассказывает про действия, совершающиеся в этой группе) и поэтому мы от них ушли.

- Ребята, вам жалко Катю? Можно так с куклами поступать? Правильно нет. Сейчас мы Катю приведем в порядок (педагог бережно вытирает салфеткой кукле лицо, переодевает чистое платье, завязывает бантики).

Посмотрите, какая Катя стала? Посмотрите ребята, как Катя радуется.

Педагог читает стихотворение «Кукла» Г. Бойко обнимая и гладя куклу, показывая детям свою любовь.

Этой куклы кто не знает?

Лучше куклы не найдешь.

Сразу глазки открывает,

Только на руки берешь.

И хоть слез у куклы нет,

Плачет девочка моя:

- Мама, мама! Где ты, где ты?

Ну, а мама – это я.

- А это кто? Правильно, это мишка. Какой он, опишите его.

- Мишка, что с тобой случилось?

- Меня ребята на пол бросали, по мне ходили, лапу оторвали.

 – Ребята, как вы думаете, мишке больно? Конечно, больно. Можно так с игрушками поступать?

Ребята, а вы знаете стихотворение, про такого мишку?

Давайте все вместе прочитаем его.

Стихотворение А. Барто «Мишка».

 (воспитатель развязывает лапу, имитирует пришивание ее, жалеет мишку)

- Какие молодцы.

- Посмотрите, какой мишка веселый стал.

- Какие вы молодцы, столько стихов знаете. А загадки отгадывать вы умеете?

- Тогда слушайте и отгадывайте, кто ещё пришёл к нам в гости.

Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку.

- Кто это? Зайчик, конечно. Расскажите, какой он. 

- А как называют зайца в сказках? 

- Вы наверно, и про зайку стихотворение знаете?

Стихотворение А. Барто «Зайка». 

- Какие вы молодцы.

- Зайка, а ты почему грустный?

- Меня тоже оставляли на лавочке, а еще со мной ни кто не играет.

- Не расстраивайся зайка, хочешь, мы с тобой поиграем?

- Ребята поиграем с зайкой?

-Дети сотрудничают с воспитателем, вступают в диалог, отвечают на вопросы, рассказывают стихи, отгадывают загадку.

 

 

 

 

 

(Красивая, с прибранными волосами, у неё красивое, чистое платье).

 

 

 

 

 

 

 

 

Мишка (грустный, с перебинтованной лапой…)

Слушают, отвечают на вопросы

 

 

 

 

Читают стих

 

 

 

 

 

Отгадывают

 

(Белый, пушистый, у него длинные уши, у него короткий хвост). (Косой, серый, трусишка.) 

 

Читают стих

 

- Дети проявляют  положительные эмоции, любознательность к устному творчеству.

- Дети проявляют интерес к интонационно выразительному рассказыванию наизусть знакомых стихотворений.

- Дети демонстрируют умение составлять с помощью педагога короткий рассказ об игрушке.

Физкультминутка

Задача:

- Способствовать снятию мышечного напряжения у дошкольников, переключению их внимания.

Словесный:

- Эмоциональное стимулирование.

Наглядный:

- Показ. Практический:

- Упражнение, игра.

 

Педагог предлагает детям встать и принять участие в упражнении.

 

Физкультминутка «Зайка».

Вышел зайка погулять (гуляют врассыпную)

На полянке поскакать (скачут)

Бегал (бегают)

Прыгал (прыгают с продвижением вперед)

Приседал (приседают)

Встал, немного подышал (дыхательное упражнение)

Головою повертел (повороты головы влево, вправо)

Ох, устал, сел посидел (присели на корточки)

- Зайка тебе понравилось с нами играть?

- Посмотрите ребята, как зайка улыбается, он тоже перестал грустить.

- Присаживайтесь на стульчики, покажите зайке, как вы красиво умеете сидеть на стульчиках. Вот молодцы.

- Дети выполняют игровые упражнения.

- Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению совместной деятельности.

2.2. Организация проговаривания потешек.

Задачи:

- Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук.

- Развивать у детей артикуляционную моторику посредством упражнения.

 

Словесный:

- Беседа.

- Игровая ситуация.

- Загадывание загадки.

- Чтение стихов.

Наглядный:

- Демонстрация.

Практический:

- Упражнение, игра.

Педагог продолжает вовлекать детей в совместную деятельность, организует диалог с детьми, задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, внимание, поощряет детей к высказываниям.

- Ребята, пока мы с вами играли, к нам пришёл ещё один гость. Кто это, отгадайте.

В дом чужого не пускает,

Он хоть и мал, но громко лает.

Этот зверь – живой замок,

А зовут его? (Щенок.)

- Правильно, это щенок.

- Посмотрите и расскажите, какой он? (Маленький, рыжий, у него короткая шерсть, маленький хвостик.) 

- А как лает щенок? Молодцы.

- В загадке щенка называют живым замком, почему? - Правильно, потому что щенок не пускает в дом чужих людей.

- Ребята, а хотите, я вас научу пальчиковой игре, которая тоже называется «Замок»

Приготовили свои ручки.

Пальчиковая игра «Замок».

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог?

Повертели, повертели.

Покрутили, покрутили.

Постучали, постучали,

Постучали и открыли.

- Ребята, посмотрите, кто ещё пришёл к нам в гости? Правильно, это лошадка. А как лошадка говорит? А как она цокает копытами? Правильно, вот так цокает лошадка. (воспитатель побуждает детей щелкать язычком то прикрывая рот, то открывая его шире, показывая как при этом меняется звук цоканья)

- Лошадка, а ты почему грустная?

- Меня ребята из другой группы тоже обижают, не ухаживают за мной, за хвостик дергают, бросают и не поднимают.

- Ой, ой, ой ну разве так можно делать?

 – Ребята, а вы знаете, стихотворение, про лошадку, где ребята относятся к своей лошадке хорошо?

Давайте расскажем лошадке это стихотворение.

Стихотворение А. Барто «Лошадка».

 (воспитатель каждое действие с любовью показывает на лошадке)

Посмотрите, и лошадка стала радостная.

- Ребята, а кто эти игрушки к нам привез?

- Правильно машина.

- Ребята, а у нас в группе есть машины?

- Сколько их? (Их в нашей группе много).

- Расскажите мне, какие машинки у нас есть. (Есть большие и маленькие, разного цвета, грузовые и легковые.) 

- А вот эта машина как называется?

- Правильно, грузовик. Давайте вспомним стихотворение, про него.

Стихотворение А. Барто «Грузовик».

- Вот какая неприятная история случилась с машиной.

- Дети отвечают на вопросы воспитателя, выражают свои эмоции, мысли, рассказывают стихи, отгадывают загадку.

- Дети повторяют за воспитателем и выполняют пальчиковую игру и артикуляционное упражнение.

 

 

 

- Дети проявляют интерес к коммуникативным навыкам, пальчиковой игре и артикуляционному упражнению.

 

3.Рефлексия

Задачи:

- Формировать у детей умение анализировать процесс и результат игровой задачи.

- Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

 

Словесный:

- Беседа.

- Эмоциональное стимулирование.

Педагог задаёт вопросы, показывает заинтересованность, подводит детей к осознанию того что с игрушками нужно обходиться бережно.

- Ребята кто сегодня к нам пришел?

- А почему они к нам пришли?

- А как нужно обращаться с игрушками?

 (Беречь их, не ломать, не бросать.) 

- Всё правильно, чтобы игрушки долго нас радовали, мы должны обращаться с ними бережно.

- Ребята, а вы всегда бережно относитесь к своим игрушкам? (воспитатель подводит детей к осознанию того что они тоже иногда обижают свои игрушки)

- Больше не будете обижать свои игрушки?

- Дети слушают, вступают в диалог, отвечают на вопросы.

- Дети проявляют умение анализировать процесс и результат игровой задачи.

- Дети проявляют сочувствие и бережное отношение к игрушкам.

 

4.Открытость

Задача:

- Сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.

Словесный:

- Беседа.

- Эмоциональное стимулирование.

Педагог побуждает детей к «продолжению» деятельности.

Ребята, мне игрушки сейчас прошептали, что такие добрые и им у нас очень понравилось. Они спрашивают можно им у вас остаться?

Ребята вы можете взять своих новых друзей и поиграть с ними. Но не забывайте и про старых друзей, а то они тоже загрустят.

- Дети отвечают на вопросы воспитателя, выражают свои мысли, чувства, раскрашивают.

- Дети сориентированы на дальнейшую самостоятельную деятельность в режимных моментах.

 

Вывод:

Цель данного занятия: развитие познавательных способностей и речи как средство общения через творческую активность детей по средствам рассказывания стихотворений А. Барто.

Поставленные задачи соответствуют программному содержанию «От рождения до школы», а также возрастной группе детей. Задачи соответствуют уровню развития детей.

При реализации образовательных задач использовались такие методы как беседа, рассказ, сравнение, обобщение.

А для развивающих задач использовались методы: иллюстрационный материал, беседа, стихотворение

Для воспитательных задач использовались: эвристическая беседа, объяснение

В ходе проведения занятия используется наглядные материалы, игрушки. Происходит развитие наглядно-образного мышления через демонстрационный показ, внимание сосредотачивается через пальчиковую гимнастику, потешки и физкультминутки.

На протяжении всего занятия ребята проявляли внимание, интерес, внимание детей было сконцентрировано на достаточном уровне.

Дети самостоятельно проявляли инициативу по изучению темы. Прослеживалось умение детей описывать игрушки (по внешности). Ребята давали возможность своим сверстникам отвечать на вопросы воспитателя, помогая друг другу в описании. Временные рамки занятия и нагрузка соответствовала требованиям освоения программного содержания.

Речь педагога была сформулирована четко. Все поставленные задачи и цель была реализована во время занятия, у детей не было трудностей. Дети справились с заданиями и требованиями педагога.