Карта психолого-педагогической готовности ребёнка к обучению в школе.
Оценка 5

Карта психолого-педагогической готовности ребёнка к обучению в школе.

Оценка 5
Документация
docx
детская психология
Детсад—1 кл
12.11.2023
Карта психолого-педагогической готовности ребёнка к обучению в школе.
В рамках проекта преемственности детский сад-школа «Детство равных возможностей», целью которого является обеспечение системы непрерывного образования, связи и согласованности целей, задач, методов и средств воспитания и обучения в детском саду и школе, была разработана Карта психолого-педагогической готовности ребёнка к обучению в школе.
Карта психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе.docx

Рассмотри картинки. Назови одним словом каждую группу предметов.

https://i.pinimg.com/736x/a3/b3/89/a3b389b590461dbf6109fb0a29dc50c5.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАРТА ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА

К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

 

Ф.И.О._____________________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Домашний адрес____________________________________________________

Ф.И.О. родителей и место работы ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Телефон родителей__________________________________________________

___________________________________________________________________

 

Особенности развития:                         Особенности семейного воспитания:

- Левшество;                                               - Двуязычная речевая семья;

- Повышенная тревожность;                     - Наличие близнеца;

- Агрессивность;                                         - Воспитание одним родителем;

- Эмоциональная неустойчивость;           - Опека;

- Гиперактивность;                                     Другое__________________________

 

Другое_______________________             _______________________________

 

Рекомендации:

 

 

 

 

 

Результаты обследования

Показатели готовности

Уровни

низкий

средний

высокий

1.

Мелкая моторика

 

 

 

2.

Память слуховая

 

 

 

3.

Память зрительная

 

 

 

4.

Внимание

 

 

 

5.

Логика

 

 

 

6.

Общее развитие речи (осведомленность)

 

 

 

7.

Классификация

 

 

 

8.

Умственная активность

 

 

 

9.

Счёт

 

 

 

10.

Произвольность

 

 

 

11.

Креативность

 

 

 

12.

Мотивация (рисунок Лускановой)

 

 

 

13.

Психологическая и социальная готовность

 

 

 

 

1.     Копирование письменного текста

https://konspekta.net/studopediaru/baza19/313859710071.files/image001.gif

 

https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2011/05/shifrovka.jpg

 

                                   Что здесь лишнее?

https://ped-kopilka.ru/images/lishnie.jpg

 


1.   Определение уровня развития мелкой моторики

 

Для оценки развития детей используется тест Керна-Йирасека. Проверка готовности ребенка к школе включает в себя ряд письменных заданий и дополнительный устный субтест.

Тест позволяет оценить развитие у ребенка мелкой моторики, а также определить зрительное внимание и координацию рук. Рисунок помогает узнать, насколько у малыша развита память и пространственное мышление. Психолог также делает вывод об интеллектуальном уровне будущего школяра.

Поведение ребенка во время тестирования помогает педагогу определить умение дошкольника строго подражать образцу. Также оценивается, насколько малыш усидчив, когда приходится делать то, чего делать не хочется. Сосредоточенность необходима во время обучения, поэтому является показателем при оценке подготовки к школе.

Тест состоит из:

1.     Изображение фигуры мужчины

2.     Копирование письменного текста

3.     Расположение точек в группе

4.     Дополнительные вербальные вопросы

 

Изображение фигуры мужчины (Человека)

 

Первое задание теста заключается в изображении ребенком фигуры человека. Тестированный получает лист нелинованной бумаги и набор карандашей. Можно использовать и один карандаш, однако выбор цветов даст дополнительную информацию о его развитии малыша. Карандаш или коробку с ними кладут перед ребенком так, чтобы она оказалась на одинаковом расстоянии от обеих его рук. Так делается вывод, правша малыш или левша. Пометка об этом вносится в реестр результатов.

Ребенку объясняют, что нужно нарисовать человека в полный рост. Это должен быть именно мужской силуэт. Тестируемый может попросить нарисовать женскую фигуру. В таком случае ему позволяют это сделать, но после этого он должен нарисовать мужчину.

Привлекать внимание ребенка и помогать ему нельзя. Исключается также комментирование его работы и советы взрослых. Малыш должен справиться с работой самостоятельно. Если он затрудняется нарисовать мужчину либо заявляет, что не умеет этого делать, кроху следует подбодрить. Можно обратиться к дошкольнику со словами: «Нарисуй так, как умеешь. Не волнуйся».

Прерывать тестируемого не следует. Он должен сам определить, когда работа будет закончена. Важно, чтобы его ничего не отвлекало от работы. Присутствие нескольких взрослых может мешать ребенку.

 

Оценка рисунка:

  1. 1 балл. Наивысшей оценке соответствует картинка с максимальным количеством элементов. На лице мужчины изображены глаза, рот, нос. Но голове есть головной убор и уши. Голова пропорциональна и переходит в туловище. Присутствует шея, пальцы на руках и элементы мужского наряда. Дети с хорошей подготовкой изображают обувь, а сам рисунок выглядит объемно и цельно.
  2. 2 балла. Все конечности на рисунке присутствуют, однако они грубо пририсованы к туловищу. Некоторые части тела могут отсутствовать, но на лице обязательно присутствуют все детали. Фигура человека видна отчетливо.
  3. 3 балла. Голова и конечности присутствуют. Руки и ноги должны быть объемными, то есть состоять из двух линий. Рук-черточек быть не должно. Какие-либо важные детали потеряны: шея, одежда, ступни ног.
  4. 4 балла. Рисунок крайне примитивный. Туловище представлено в виде круга, а руки и ноги — «палочки». Голова непропорционально крупная либо мелкая.
  5. 5 баллов. Рисунок больше напоминает каракули. Нет выраженного силуэта. Конечности и другие детали отсутствуют.

Изображение фигуры мужчины

 

Выполнение задания на листе формата А-5.

 

Копирование письменного текста

Второе задание теста заключается в копировании простой фразы. Ребенку вручают нелинованный лист и просят переписать предложенные слова. Текст должен состоять из 2−3 слов. Например, «Жил был пес», «Ай да жук».

Тестирующий обращается к ребенку с просьбой скопировать текст: «Внимательно рассмотри изображение и постарайся его повторить. Я знаю, что тебе может быть сложно». Ребенку указывают место на листе, где нужно написать текст.

Написав одно слово, он может не рассчитать длину фразы. В таком случае педагог предлагает малышу дописать недостающие слова сверху или снизу. В иных случаях вмешиваться в процесс работы нельзя.

Случается, что в тесте участвуют дети, уже знающие буквы и даже умеющие писать. Большинство таких дошкольников пытаются переписать текст печатными буквами, угадав его содержание. Для таких случаев психологи советуют подготовить фразу на иностранном языке, написанную письменным шрифтом.

Во время выполнения задания важно оценить, как часто ребенок отвлекается. Также в бланке результата вносятся пометки о том, какой рукой пишет ребенок, как часто задает вопросы и затрудняется ли выполнить тест.

 

Сравнивая образец с написанным ребенком, тестирующий делает вывод и вносит пометки в протокол. Качество выполненного задания:

  1. Один балл. Текст скопирован хорошо. Вся фраза легко читается. В ней различимы буквы. Размер их ненамного выше приведенных в примере. Высота прописного символа пропорциональна. Пробелы и связи букв в словах соблюдены. Угол цепочки слов не отклоняется от горизонтального края листа (допустимое отклонение — до 30°).
  2. Два балла. Текст написан хорошо и отчетливо читается. Однако размер символов и их наклон не учтен.
  3. Три балла. Надпись разделена на части, зачастую неправильно. Из всех букв должно читаться по меньшей мере 4.
  4. Четыре балла. Надпись все еще напоминает рукописный текст. Но со всех букв читаются лишь некоторые. Минимальное их количество — 2.
  5. Пять баллов. Неразличимые каракули. Ни одна из букв не читается.

Во время выполнения этого задания делают скидку на некоторую усталость ребенка после первой части теста. Однако перерыв между заданиями не делают. Диагностика готовности ребенка к школе по Керну предусматривает оценку усидчивости и умения сосредотачиваться на протяжении длительного времени.

Копирование письменного текста

 

Расположение точек в группе

В третьей части теста дошкольнику предлагают перерисовать узор из точек, правильно скопировав их расположение. Дошкольнику дают лист без линеек и ручку. На образце изображены точки, расположенные в некоторой закономерности. Тестируемый получает задание: «Рассмотри рисунок и перерисуй его вот здесь».

Во время выполнения психолог делает пометки о поведении ребенка. Записывают, меняет ли ребенок ведущую руку. Отмечают, усидчив ли тестируемый. Ребенок может уронить ручку и начать искать ее. Также некоторые дети интересуются, хорошо ли у них получается рисовать. Все эти данные вносятся в протокол.

 

Интерпретация оценки за третье задание:

  1. Наивысший балл. Отличное изображение образца. Одна точка может незначительно отклоняться по горизонтали или вертикали. Допустимо изменение размера, но его увеличение незначительно превышает пример. Оценка — один балл.
  2. Количество точек и их положение соблюдено. Если некоторые элементы отклонились, зазор между ними не должен превышать 1,5 необходимых. За такое задание ребенок получает два балла.
  3. Рисунок внешне схож с предложенным. Число элементов может отличаться. Их не должно быть больше двух десятков или меньше семи штук. Может изменяться и угол картинки. Допускается наклон изображения на любой градус. Размер рисунка не должен вдвое превышать пример. Итог — три балла.
  4. Картинка выполнена из точек, но ее контур не похож на приведенный в примере. Размеры рисунка и число элементов приведены неверно. Не должно быть других деталей (черточки, круги, полосы). Такое задание достойно лишь четырех баллов.
  5. Самая низкая оценка. Не имеющие сходства с образцом линии. Пять баллов.

 

https://konspekta.net/studopediaru/baza19/313859710071.files/image001.gif

 

 

Расположение точек в группе

Дополнительные вопросы:

 

1.     Какое животное больше — лошадь или собака?

Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = — 5 баллов.

2.     Утром вы завтракаете, а днем ...Обедаем.

Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = — 3 балла.

3.     Днем светло, а ночью ...

Темно = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.

4.     Небо голубое, а трава ...

Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.

5.     Черешни, груши, сливы, яблоки — это ...?

Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = — 1 балл.

6.     Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) = 0 баллов, неправильный ответ = — 1 балл.

7.     Что такое Москва, Ростов, Киев?

Города = 1 балл. Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.

8.     Который час показывают часы (показать на часах)?

Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла. Не знает часов = 0 баллов.

9.     Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это ..., маленькая овечка — это ...?

Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = О баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.

10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них одинакового?

На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) = — 1 балл. На курицу = — 3 балла.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл. 1 причина = 0 баллов. Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = — 1 балл.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские). 1 подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?

У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) т 3 балла. Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта — гайка = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это ...?

Спорт, физкультура = 3 балла. Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла. Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла. 1 или 2 различия = 2 балла. Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = 0 баллов.

18. Почему люди занимаются спортом?

Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т.д.) = 4 балла. Одна причина = 2 балла. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?

Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:

1 группа — плюс 24 и более;

2 группа — плюс 14 до 23;

3 группа — от 0 до 13;

4 группа — от минус 1 до минус 10;

5 группа — менее минус 11.

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

 

2.      Определение уровня развития памяти слуховой и зрительной.

1.        Тест «Определение слуховой памяти» (вариант З.М. Истоминой)

 

Цель: определить объем слуховой вербальной кратковременной памяти.

Инструкция для проверяющего: Слова нужно произносить не спеша, в одном темпе. После того, как проверяющий громко и внятно прочитает слово необходимо сделать паузу в 2-3 сек., и только после этого следует произносить следующее слово.

Инструкция для ребенка: Послушай внимательно слова, которые я прочитаю, и постарайся их запомнить. После того, как я закончу их читать, ты назовешь те слова, которые запомнил.

Слова к тесту для детей 6 лет: яблоко, кот, орел, ель, лампа, иголка, книга, лодка, сорока, пила.

 

Оценка результатов.

Регистрируемый показатель: количество правильно воспроизведенных слов (независимо от их последовательности).

Система оценивания распределяется следующим образом:

– высокий уровень объема слуховой вербальной памяти – 7-10 воспроизведенных слов;

– средний уровень – 4-6 слов;

– низкий уровень – 0-3 слова.

 

2.     Изучение зрительной памяти дошкольников по методике Векслера

Ребенку предлагается 4 рисунка (см. рисунок): Рисунки А-Б-В-Г

На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.

Результаты:

1.        Две перекрещенные линии и два флажка - 1 балл;

правильно расположенные флажки - 1 балл;

правильный угол пересечения линий - 1 балл;

максимальная оценка этого задания - 3 балла.

 

2.        Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями - 1 балл;

четыре маленьких квадрата в большом. - 1 балл;

две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата - 1 балл;

четыре точки в квадратах - 1 балл;

точность в пропорциях - 1 балл;

максимальная оценка этого задания - 5 баллов.

 

3.        Большой прямоугольник с маленьким в нем - 1 балл;

все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника - 1 балл;

маленький прямоугольник точно размещен в большом - 1 балл.

максимальная оценка - 3 балла.

 

4.        Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю - 1 балл;

центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно - 1 балл;

фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла - 1 балл.

 максимальная оценка - 3 балла.

 

https://konspekta.net/megalektsiiru/baza7/1589830979737.files/image056.jpg     

Максимальный результат - 14 баллов.

Высокий уровень зрительной памяти - 10 и выше баллов

Средний уровень зрительной памяти - 9 - 6 баллов

Низкий уровень зрительной памяти - 5 - 0 баллов.

 

3.   Определение уровня развития внимания.

ТЕСТ ПЬЕРОНА -РУЗЕРА

Цель исследования: определить уровень концентрации и устойчивости внимания, темпа психической деятельности.

Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

Процедура исследования.    Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные

условия при работе с группой: удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить

за соблюдением тишины в процессе тестирования.

  Инструкция испытуемому: «Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу. Знаки расставляйте подряд построчно. По моему сигналу «Стоп!» расставлять знаки прекратите».

 Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды «Начали!»  и «Стоп!».

 

https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2011/05/shifrovka.jpg

 

Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания – 100% за 1мин 15 сек без ошибок. Средний уровень устойчивости внимания – 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками. Низкий уровень устойчивости внимания – 50% за 1мин 50 сек с 5 ошибками. Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания – 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М. П. Кононовой).

 

4.   Определение уровня развития элементов логического мышления.

 

Методика "Свободная классификация" Автор: Е.Я. Агаева

Цель: определение уровня развития элементов логического мышления, уровня обобщения.

Стимульный материал: набор карточек с предметными изображениями.

Проведение обследования: ребёнку даётся инструкция: "Разложи картинки, подходящие друг к другу, так, чтобы получилось несколько групп". Ребёнок должен проанализировать изображённое на картинках, выделить признаки, определить основание для классификации и разложить предложенные картинки на группы. После завершения классификации можно спросить ребёнка: "как можно назвать каждую группу? " для того, чтобы определить степень осознанности проведённой классификации.

Обработка результатов: Если ребёнок выделяет 4 - 5 групп преимущественно по существенному, понятийному признаку, то задание выполнено на высоком уровне.

Среднему уровню соответствует выбор по несущественным признакам. Например, "что летает" и т.д.

Невыполнение задания соответствует низкому уровню развития обобщения.

 

https://i.pinimg.com/736x/a3/b3/89/a3b389b590461dbf6109fb0a29dc50c5.jpg

 

Тест «Что здесь лишнее?»

Цель: Исследовать процессы образно-логического мышления, операций анализа и обобщения.

Оборудование: Картинки (4 шт.) с изображением 4 предметов, один из которых — лишний.

 

https://ped-kopilka.ru/images/lishnie.jpg

 

На каждой из этих картинок один из четырех изображенных предметов лишний. Педагог предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки и определить, какой предмет и почему является лишним.

На решение задачи отводится 3 мин. Картинки можно предъявлять по одной.

Анализ результатов

10 баллов — ребенок решил задачу меньше чем за 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними;

8—9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 мин;

6—7 баллов — ребенок справился с задачей за 1,5—2 мин;

4—5 баллов — ребенок решил задачу за 2—2,5 мин;

2—3 балла — ребенок решил задачу за 2,5—3 мин;

0— 1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития:

— очень высокий — 10 баллов;

— высокий — 8—9 баллов;

— средний — 4—7 баллов;

— низкий — 2—3 балла;

— очень низкий — 0—1 балл.

 

 

5.   Определение уровня развития речи (осведомленность).

 

Что должен знать, уметь ребёнок при поступлении в школу?

 Перечень умений и навыков, которыми должен обладать ребенок, чтобы поступить в 1 класс и успешно адаптироваться к процессу обучения в начальной школе. Данные навыки и умения покажут, как ребенок ориентируется в окружающем, и помогут определить его запас знаний и отношение к школе.

1.                 Назови свое полное имя, отчество и фамилию.

2.                 Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

3.                 Сколько тебе лет?

4.                 Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

5.                 Кем работает мама? Кем работает папа?

6.                 У тебя есть сестра, брат? Как их зовут?

7.                 У тебя есть друзья? Как их зовут?

8.                 Сколько дней в неделе? Назови дни недели.

9.                 Какой сейчас день недели?

10.             Какое сейчас время года?

11.             Сколько времен года? Назови их.

12.             Чем отличается зима от лета?

13.             Сколько месяцев в году? Назови месяцы года.

14.             Какой сейчас месяц?

15.            Хорошо если ребенок сможет ответить на вопросы: «Когда птицы улетают на юг?», «Когда бывает холодно и идет                         снег?», «В какое время года на деревьях появляются листья?», «В какой день люди не ходят на работу?»

16.             Каких домашних животных ты знаешь?

17.             Как называют детей собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?

18.             Ты хочешь учиться в школе?

19.             Зачем надо учиться?

20.             Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?

21.             Какие профессии ты знаешь?

22.             Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?

 

 

6.   Определение уровня развития креативности.

 

Тест «Круги»

Ребенку предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание: «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй их, используя эти круги)». На выполнение задания дается 5 минут.

Обработка результатов

Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости.

Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга.

Обычными, т. е. стандартными, будут изображения, которые часто встречаются в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, лицо человека, мордочка зайчика, тарелка, колесо, воздушный шарик, цветок и т. п.). За такие рисунки присваивается 0 баллов.

Оригинальными можно считать изображения предметов, которые не так часто рисуют дети (кнопка звонка, торт, пуговица, ежик, свернувшийся в клубочек, Колобок, смайлик, планета Марс, зеркальце, хоккейная шайба, вишенка и т. п.). Каждый оригинальный рисунок оценивается в 1 балл. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение.

Гибкость — это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений.

Например, рисунки человека или только головы (лица) можно объединить общим понятием «человек».

Другие слова-понятия объединяют иные предметы, например, «небесные тела» (Луна, Солнце, планета), «фрукты и овощи» (яблоко, вишня, помидор, арбуз). Так, вы можете включить нарисованные ребенком предметы в группы «животные», «растения», «посуда», «аксессуары» и др.

Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается — по 1 баллу за каждую группу. Обращаем ваше внимание, что при анализе и подсчете групп учитываются все изображения, а не только оригинальные.

Беглость — это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т. е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой объем работы, нарисовать много круглых предметов. В нашем тесте подсчитывается количество кружочков, которые использовал ребенок для изображения предметов. За каждый кружок-рисунок дается 1 балл.

Интерпретация результатов

Критерии творческих способностей:

Оригинальность

Низкий уровень 0—2 балла

Средний уровень 2—6 баллов

Высокий уровень свыше 8 баллов

Гибкость

Низкий уровень 1—2 балла

Средний уровень 3—4 балла

Высокий уровень свыше 5 баллов

 

Беглость

Низкий уровень 0—9 баллов

Средний уровень 10—13 баллов

Высокий уровень свыше 14 баллов

Результаты теста не отражают полноту творческого потенциала ребенка. Наблюдайте за ребенком: если он все время что-то придумывает, сочиняет, фантазирует — то его творческий потенциал очевиден, если предпочитает действовать по образцу, инструкции, шаблону, боится проявлять инициативу, помогите почувствовать ребенку радость творчества.

 

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2021/04/04/k_6069f1a0ec645/577469_1.jpeg

Выполнение задания на листе формата А-5.

 

 

7.    Определение уровня мотивации.

 

Методика Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н. Г. Лускановой)

Цель: методика определяет, как дети относятся к школе, взаимоотношение с учителем и сверстниками, а также мотивационную готовность к учебе в школе.

Инструкция: «Ребята, изобразите на листочках, что вам больше всего нравится делать в школе. Рисовать можете все, что захотите»

Оборудование: лист формата А 4, карандаши

Схема оценки детских рисунков.

При анализе рисунков оценивались следующие показатели:

1. Соответствие заданной теме (если рисунок был на свободную тему)

2. Сюжет (что именно изображено)

3. Размеры рисунка и отдельных деталей

4. Цветовое изображение

5. Динамика изображения

6. Правильность рисунка

7.  Законченность рисунка

Примерная схема оценки рисунка на тему «Что мне нравится в школе?» 

 

Анализ  рисунка.

 

1.     Несоответствие с заданной темой показывает, что:

а) отсутствует школьная мотивация, и превалируют другие мотивы, чаще всего игровые. В данном случае дети изображают автомобили, игрушки, военные события, узоры. Все это говорит о мотивационной инфантильности;

 

б) детский негативизм. Отказ ребенка рисовать на заданную тему, рисует то, что больше всего получается или то, что нравится, хочет рисовать. Данное поведение характерно ученикам, которые имеют трудности к приспособлению к ясному пониманию выполнения школьных заданий;

 

в) неправильная интерпретация поставленной задачи, ее осмысление. Ребенок либо ничего не рисует, либо срисовывает сюжет у сверстников. Чаще всего это характерно детям с ЗПР.

 

2.     Соответствие рисунка с темой свидетельствует о положительном отношении к школе, учебе, но здесь нужно анализировать и сюжет рисунка:

 

а) учебная обстановка — учитель, объясняющий у доски, ученики, которые сидят за партами, школьная доска с заданиями и т.д. Такие рисунки говорят о высокой учебной мотивации, инициативности ребенка, присутствии у него познавательных учебных мотивов;

б) сюжеты неучебного характера - школьники на перемене или с ранцами - характерны ученикам с позитивным отношением к учебе, но их внимание больше направлено на внешние школьные атрибуты;

в) рисунки с игровыми ситуациями — качели во дворе, игровой уголок, игрушки и другие атрибуты, находящиеся в классе (например, телевизор, цветы на подоконнике и т. д.) – характерны ученикам с позитивным отношением к учебе, но с доминированием игровой мотивации.

      Для большей верности в оценке школьных рисунков стоит осведомиться у ребенка, что он нарисовал, почему именно эти предметы или сюжет.

 

Анализ результатов.

 

·        0 баллов – несоответствие теме.

·        10 баллов - игровая ситуация (качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки, другие предметы, телевизор и т.д.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации.

·        20 баллов - ситуации неучебного характера (школьное здание, ученики на перемене). Свидетельствуют о положительном отношении к школе с преобладанием внешней мотивации.

·        30 баллов - учебная ситуация (учитель с указкой, ученики за партами, доска с заданиями). Свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных интересов.

10 баллов - низкий уровень мотивационной готовности, преобладание игровых мотивов учебной деятельности;

20 баллов - средний уровень мотивационной готовности.

30 баллов - высокий уровень мотивационной готовности.

 

Выполнение задания на листе формата А-4.

 

 

 

Перечень умений и навыков ребенка, поступающего в школу в 1 класс

 

1.     Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений.

2.     Уметь написать буквами или скопировать простую фразу. Например, «Коля ел суп», «Маша мыла окно».

3.     Знать прямой и обратный счет в пределах двадцати.

4.     Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.

5.     Уметь обобщать по признаку: из предложенных картинок ребенок должен выбрать те, которые что-то объединяет.

6.     Владеть навыком исключения лишнего из ряда предметов. И объяснить, почему лишним является именно этот предмет.

7.     Находить сходства и различия между предметами.

8.     Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Желательно упомянуть в рассказе об эмоциональном состоянии героев рассказа.

9.     Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Уметь их нарисовать.

10.  Запомнить 5-7 из 10 четко названных простых слов.

11.  Запомнить и назвать не менее 6 из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.

12.  Уметь по просьбе учителя рассказать наизусть небольшое стихотворение.

13.  Уметь отвечать на вопросы типа: «Что бывает раньше - обед или ужин?», «Весна или лето?», «Кто больше - корова или   коза? Птица или пчела?», «У коровы - теленок, а у лошади -?»

14.  Знать 10-12 основных цветов.

15.  Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела, включая шею, пальцы и т.д.

16.  Уметь обслуживать самого себя: одеваться, шнуровать ботинки, убирать за собой, раскладывать предметы по своим местам.

17.  Уметь общаться со сверстниками.

18.  Уметь пользоваться основными понятиями (например, правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.)?

19.  Уметь классифицировать, например, назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель).

20.  Уметь рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай? 


 

21. Скачано с www.znanio.ru

Рассмотри картинки. Назови одним словом каждую группу предметов

Рассмотри картинки. Назови одним словом каждую группу предметов

Результаты обследования №

Результаты обследования №

Определение уровня развития мелкой моторики

Определение уровня развития мелкой моторики

Оценка рисунка: 1 балл. Наивысшей оценке соответствует картинка с максимальным количеством элементов

Оценка рисунка: 1 балл. Наивысшей оценке соответствует картинка с максимальным количеством элементов

Копирование письменного текста

Копирование письменного текста

Расположение точек в группе В третьей части теста дошкольнику предлагают перерисовать узор из точек, правильно скопировав их расположение

Расположение точек в группе В третьей части теста дошкольнику предлагают перерисовать узор из точек, правильно скопировав их расположение

Наивысший балл. Отличное изображение образца

Наивысший балл. Отличное изображение образца

Дополнительные вопросы: 1.

Дополнительные вопросы: 1.

Черешни, груши, сливы, яблоки — это

Черешни, груши, сливы, яблоки — это

Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские)

Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские)

Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Регистрируемый показатель: количество правильно воспроизведенных слов (независимо от их последовательности)

Регистрируемый показатель: количество правильно воспроизведенных слов (независимо от их последовательности)

Максимальный результат - 14 баллов

Максимальный результат - 14 баллов

Инструкция испытуемому: «Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу

Инструкция испытуемому: «Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу

Проведение обследования: ребёнку даётся инструкция: "Разложи картинки, подходящие друг к другу, так, чтобы получилось несколько групп"

Проведение обследования: ребёнку даётся инструкция: "Разложи картинки, подходящие друг к другу, так, чтобы получилось несколько групп"

На каждой из этих картинок один из четырех изображенных предметов лишний

На каждой из этих картинок один из четырех изображенных предметов лишний

Определение уровня развития речи (осведомленность)

Определение уровня развития речи (осведомленность)

Ты хочешь учиться в школе? 2

Ты хочешь учиться в школе? 2

Другие слова-понятия объединяют иные предметы, например, «небесные тела» (Луна,

Другие слова-понятия объединяют иные предметы, например, «небесные тела» (Луна,

Высокий уровень свыше 14 баллов

Высокий уровень свыше 14 баллов

Цель : методика определяет, как дети относятся к школе, взаимоотношение с учителем и сверстниками, а также мотивационную готовность к учебе в школе

Цель : методика определяет, как дети относятся к школе, взаимоотношение с учителем и сверстниками, а также мотивационную готовность к учебе в школе

Такие рисунки говорят о высокой учебной мотивации, инициативности ребенка, присутствии у него познавательных учебных мотивов; б) сюжеты неучебного характера - школьники на перемене или с…

Такие рисунки говорят о высокой учебной мотивации, инициативности ребенка, присутствии у него познавательных учебных мотивов; б) сюжеты неучебного характера - школьники на перемене или с…

Знать прямой и обратный счет в пределах двадцати

Знать прямой и обратный счет в пределах двадцати
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2023