Список учащихся группы риска:
КАРТА УЧЁТА УЧАЩИХСЯ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
Полное наименование учебного учреждения
Фамилия, Имя, Отчество |
|
||||||
|
|||||||
Дата рождения |
|
Класс |
|
||||
Место жительства |
|
||||||
|
|||||||
Успеваемость |
|
||||||
|
|||||||
Сведения о семье |
|
||||||
|
|||||||
Мать: Фамилия, Имя, Отчество, место работы |
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
Отец: Фамилия, Имя, Отчество, место работы |
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
Материально-бытовые условия |
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
Участие родителей в воспитании ребёнка |
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
Основания взятия на внутришкольный учёт |
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
Занятия в кружках, спортивных секциях, клубах в школе и вне школы |
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
Занятость во время каникул |
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
Дата заполнения формы: Дата внесения изменений:
МП Подпись руководителя Фамилия, Имя, Отчество руководителя
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМСЯ, СОСТОЯЩИМ
НА ВНУТРИШКОЛЬНОМ УЧЁТЕ
Полное наименование учебного учреждения
Фамилия, Имя, Отчество, класс
№ п/п |
Примерные сроки |
Содержание индивидуальной работы |
Ответственный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дата заполнения формы:
МП Подпись руководителя Фамилия, Имя, Отчество руководителя
Основные направления работы школы
с несовершеннолетними группы риска
Изучение несовершеннолетних группы риска.
Изучение несовершеннолетних учащихся группы риска, учеников с девиантным поведением предполагает исследовательскую деятельность воспитателя и психолога. Изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива, выявляются ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания. Определяются причины трудностей, возникающих в процессе воспитания и обучения, воспитательные возможности среды и способы перевоспитания, включение самого подростка в процесс ресоциализации.
Диагностическая карта несовершеннолетних учащихся группы риска.
1. Выявление учащихся группы риска с 1 по 11 класс, составление карточек на каждого из них с учётом: фамилии, имени, года рождения, класса, здоровья, учёбы, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки, эмоциональных отношений в семье и школьном коллективе, семейных проблем.
2. Установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, отставания формирования и проявления волевых качеств.
3. Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона.
4. Изучение полезных интересов, способностей и профессиональных намерений, помощь в выборе профессии.
Возрастная педагогика в работе с несовершеннолетними группы риска.
Младший школьный возраст.
В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и дошкольного воспитания. Дети не умеют контактировать со сверстниками – играть, общаться; не имеют навыков управлять своим поведением, сообща трудиться, работать. В итоге возникают неудачи в игре, труде, неуверенность в своих силах, обидчивость, грубость, агрессия или напротив – инертное, зависимое поведение, пассивность.
На данном этапе важно выявить детей, отстающих в развитии, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Следует обратить внимание на сложности адаптации к новым условиям, учебной нагрузке, трудности во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками, изменение отношений внутри семьи, трудности в учёбе, в том числе – в выполнении домашних заданий.
Необходимо научить ребенка самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, отличать социально поощряемые формы поведения от социально неприемлемых, вовлекать ребёнка в интересующую его деятельность (труд, учебу, игру), правильно воспринимать вероятные неудачи обучения, учить прощать другим недостатки и слабости. Ребёнок не должен чувствовать себя неудачником и изгоем, необходимо помочь ему научиться верить в себя, свои возможности, почувствовать (заслуженно) успех, признание.
Средний школьный возраст.
В среднем школьном возрасте проблемы поведения и трудности воспитания стимулируются как отставанием в психическом развитии, так и недостатком жизненного опыта, навыков социального функционирования на фоне характерных проблем подросткового периода. Подросткам свойственно копировать поведение взрослых, притом далеко не всегда – лучшие его образцы. Более того, свойственная подросткам оппозиционность позволяет брать на вооружение в качестве основных форм поведения грубость, конфликтность, негативное отношение к учёбе, противоправное поведение. Неадекватные возрасту и возрастному характеру поведения воспитательные меры вызывают у подростков сопротивление, противодействие, в результате чего накапливается отрицательный опыт, усугубляются негативные личностные особенности.
Необходимо дать почувствовать подростку, что его воспринимают как взрослого, ответственного за свои поступки и свою судьбу, показать различие между истинными и напускными качествами, помочь понять негативную сторону не одобряемых обществом поступков, сформировать чувство ответственности и коллективизм в противовес эгоцентризму, позволить сформировать правильную самооценку, постоянно предоставляя повод ее повышать. Важно подобрать круг обязанностей в коллективе (классе) с учётом интересов самого ребёнка и его сверстников.
В противовес «лени» (за которой часто скрывается подростковый негативизм) следует поставить интересные занятия, увлечения, хобби, помочь подростку сориентироваться в своих предпочтениях, дать грамотные советы, познакомить с увлечёнными людьми. В учебном процессе следует позволить подростку чувствовать себя успешным, дать ему возможность для самореализации, что позволит параллельно осуществить профилактику невротических расстройств, ограничить распространение курения и употребления иных психоактивных веществ, исключить явления школьной депривации.
Старший школьный возраст.
Школьники старшего возраста нуждаются в определённой самостоятельности. При отсутствии социального опыта, знаний и умений часто оказывается, что подросткам трудно реализовать себя в рамках закона и социальных традиций. С одной стороны, нормы поведения могут быть поняты и усвоены, но, с другой стороны, они вступают в конфликт с социальными реалиями, амбициями, а часто – с материальными запросами. Конфликт лежит в плоскости понимания своей личности, запросов, умений (т.е. социального статуса) и неприглядными реалиями взрослого мира, который совсем недавно казался столь привлекательным и желанным. Следствие кризиса – нигилистическая установка, апатия, праздность.
Роль учителя в подобных ситуациях – как наставника, мудрого советчика – должна подкрепляться контактами в ближайшем окружении, результатами труда и учебного процесса, достижением реальных личных и общественных целей. Эта сложная задача, решаемая на уровне личностного взаимодействия, невозможного без соответствующей внутренней культуры педагога и своего рода «педагогического такта». В ряде случаев определяющим фактором могут оказаться порядочность и соответствующий личный пример.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
· Выявление педагогически запущенных детей
· Изучение причин социально-педагогической запущенности подростков
· Ведение картотеки подростков группы риска
· Встречи и консультации с работниками ПДН
· Правовое просвещение детей группы риска
· Проведение семинаров для родителей подростков группы риска
· Организация Совета по профилактике правонарушений при директоре
· Проведение тематических педагогических советов
· Организация клубов для подростков группы риска
· Психологические консультации для детей и родителей
· Медико-психолого-педагогические консилиумы
· Изучение социального статуса подростков в коллективе
· Индивидуальная работа с детьми и подростками группы риска
· Индивидуальное наставничество социальных педагогов, старшеклассников
· Привлечение подростков группы риска к работе кружков, секций
· Организация летних лагерей, туристических и военно-патриотических клубов
· Организация тематических тренинговых занятий
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ
ПОДРОСТКАМ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
Педагогическая помощь
· Создание благоприятных условий для развития в учебном коллективе
· Своевременное восполнение пробелов в знаниях, профилактика школьной неуспешности, депривации
· Повышение уровня адаптации к учебному коллективу, обеспечение роста самооценки
· Создание благоприятной обстановки для учёбы, труда, профессионального ориентирования, занятий спортом
Медицинская помощь
· Диагностика девиантного (отклоняющегося) поведения, невротических расстройств, органической церебральной патологии, формирующихся расстройств личности, пограничных форм умственной отсталости
· Профилактика зависимости от психоактивных веществ, включая курение, алкоголь, токсические средства, летучие растворители
· Половое просвещение
· Психофармакологическая, психотерапевтическая помощь
Психологическая помощь
· Изучение личности подростков группы риска, осуществление индивидуальной и групповой психокоррекционной помощи
· Выявление и коррекция проблем семейного воспитания
· Психологическое консультирование учащихся, родителей, педагогов
· Коррекционная и воспитательная работа в группе социального риска
Социальная помощь
· Изучение интересов, способностей, трудовых навыков, спортивных достижений
· Привлечение подростков группы риска к работе кружков, секций, привлечение к труду, профессиональное ориентирование
· Изучение неформальных объединений подростков группы риска
· Поощрение творческого, технического и спортивного развития подростков группы риска
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПОДРОСТКА ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
(Приложение к карте учета подростков группы риска)
Взаимоотношения в учебном коллективе
· Контакты в учебном коллективе; связь с коллективом (всегда, в главном, в основном, редко, конфликт, его причины)
· Отношения с педагогами, классным руководителем, избирательные отношения с педагогами
· Реакция на педагогические требования (адекватная, избирательная, нейтральная, негативная, враждебная)
· Реакции на педагогические воздействия, включая поощрения и наказания
Уровень социального опыта
· Опыт общения с людьми
· Характер общения с людьми (разносторонние контакты, ограниченные личные контакты, продуктивность контактов, их просоциальная или антисоциальная направленность)
· Опыт участия в различных видах деятельности (каких, характер опыта)
· Самооценка, реакция на удачи и неудачи
Концепция личности
· Положительная (самоудовлетворенность), отрицательная, заниженная, парадоксальная (аутоагрессия, крайний эгоцентризм), аномальная (по типу расстройства личности).
Самооценка
· Требовательность к себе, снисходительность, требовательность к другим
· Самокритичность, оценка своих достоинств и недостатков, уровень самооценки, оценка своих преимуществ и недостатков, оценка преимуществ и недостатков других
Контроль за своим поведением
· Отношение к своему поведению, удачам и неудачам в труде, спорте, межличностном общении со сверстниками и старшими
· Поведение в субъективно сложных ситуациях
· Поведение в ситуациях, требующих этического выбора
Какие меры воспитательного и общественного воздействия были приняты.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.