Цель деятельности учителя |
Дать понятие о морфемике как разделе языкознания, подвести к пониманию морфемы как значимой части слова |
||||||
Тип урока |
Урок объяснения нового материала |
||||||
Планируемые образовательные результаты |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятия «морфема», «значимая часть слова», предмет изучения морфемики; отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова; уметь выделять в слове морфемы, отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. |
||||||
Методы и формы обучения |
Наблюдение над языком; исследовательский метод; групповая и фронтальная организации |
||||||
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
||||||
Образовательные ресурсы |
http://www.uroki.net youtube.com — источник видео proshkolu.ru https://multiurok.ru/index.php/files/morfiema-naimien-shaia-znachimaia |
||||||
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем и группой подготовленных обучающихся ( подбор картинок с животными и птицами), ответы подготовленных детей на вопросы, поставленные учителем во время стихотворения- исключи меня из вины, берегами меня окружи, спрячь меня под своим щитом . |
||||||
Основные понятия |
Форма слова, способы образования слов различных частей речи
|
||||||
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деят.учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Формируемые умения(УУД) |
Промежуточный контроль |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1) 1) 2) Мотивация 3) (самоопределение) 4) к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Вступительное слово. - Ребята, начать наш сегодняшний урок я хотела бы со стихотворения С.Острового «Первородство» (читает текст стихотворения, размещенный на слайде №2). К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны… И когда я слышу: -Извини меня! - Это значит: -Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Свое пространство. Свои рубежи. И когда я слышу: -Береги меня! Это значит: -Берегами меня окружи! У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: -Защити меня! - Это значит: -Спрячь меня под своим щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть- Слово тебе сотворит добро
|
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку |
Фронтальная |
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. |
Листы обратной связи |
|
2) Актуализация и пробное учебное действие |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях |
-Как вы поняли это стихотворение? -О какой особенности слов говорит нам поэт? -Все на свете состоит из чего-то: лес-из деревьев, облака-из множества водяных капелек. А в этом стихотворении рассказывается, как важно понимать значение каждого слова. Из чего же строятся слова? (Выслушивает варианты ответов детей)( слайд№3) |
Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что имеют недостаточно знаний для полных ответов |
Групповая |
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Устные ответы |
|
3) Выявление места и причины затруднения |
Обсуждение результатов предыдущего этапа. Словесно-иллюстративный рассказ. Просмотр мультимедийной презентации «Части слова» |
-Верно, слова сделаны из своего «строительного материала». ( слайд№4)«Строительные блоки» для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание. Изучаются они в разделе «Морфемика». -Поработаем с материалом учебника (П.70, С.4-5) -Каждая морфема в слове имеет свое значение.( слайд №5) Вот, например, морфема-ш-. Сама по себе она не имеет смысла. -Прочитайте слова с этой морфемой: шли, прошли. Что обозначает корень –ш-? (Движение человека пешком). Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла. Морфемы строят их дружно, общими усилиями создавая такое количество слов, что из них складывается весь язык
Физкультминутка( слайд№6) Вышла
мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне). |
Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины |
Фронтальная |
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Устные ответы. Вопросы для уточнения информации |
|
4)Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа. Обучающая игра |
Формирует роль учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. -Морфема-значимая часть слова. Сейчас это утверждение глубже и нагляднее раскроется перед нами. Игра «Отгадай слово!». На слайдах №7, 8,9 записано слово кот, но оно закрыто. Приоткрывается буква к. -Какое слово записано? Раскрывается слог ко, затем слово кот. -Когда появляется важная информация о слове? (Когда появляется корень) (слайд№10) -Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово корень: корень зла, в корне неправильно, смотри в корень. У слов тоже есть самое важное, самое главное-корень. Корень-это главная часть слова, которая несет самый главный смысл. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными (однокоренными). -А теперь продолжим нашу игру. -может ли быть дальше продолжение слова?( да) Открываю слово –котята.( слайд№11) -Какой суффикс нам помог, чтобы получилось такое слово?(-ят-). -Каким живым существам дают названия с суффиксами –ат и –ят? (Кот-ят-ам, звер-ят-ам, ут-ят-ам, кенгур-ят-ам) ,( слайд№12) -А как бы вы назвали огромный дом? (домище). Какой суффикс вам бы помог? -А если нам с вами на пути встретится кот-великан. Как мы его назовём ( кот-ищ-е), (слайд№13) -А если вам надо быстро попасть в класс, то какая приставка для этого вам понадобиться? ( приставка в-:в-бежать, в-лететь), слайд№14) -Давайте сделаем вывод: только ли в корне заключается смысл слова? (Нет, корень несет самый главный смысл, а оттенки значения передаются и другими морфемами). Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы. |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод о роли морфем как значимых частей слова. |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретно учебно-познавательных задач. |
Вопросы для уточнения информации |
|
5)Первичное закрепление с комментированием |
Обобщение, систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа, составление связных рассказов. Знакомство с работами учащихся |
-А сейчас мы попробуем написать с вами небольшой текст о животных (слайд№15) Задание: 1й вариант. Составить текст о маленьких животных, используя предложенные слова (можно добавить свои варианты). 2й вариант. Составить текст о гигантских животных, используя предложенные слова (можно добавить свои варианты). -На слайде №16 изображены животные и птицы: собака, свинья, петух, корова, воробей… |
Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. Слушают мини-сочинения одноклассников. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме |
Мини-сочинения. Устные ответы |
|
6)Рефлексия учебной деятельности |
Заключительная беседа по вопросам |
-Что нового узнали на уроке? Какое мини-сочинение вам кажется наиболее точным и интересным? -Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? -Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? -Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных карточек на вашем столе и покажите мне. Урок понравился- карточку с улыбающимся лицом, нет- карточку с грустным лицом( слайд № 17)
|
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность |
Листы обратной связи |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.