Карта урока по русскому языку в 5 классе на тему"Морфема-наименьшая значимая часть слова"
Оценка 4.6

Карта урока по русскому языку в 5 классе на тему"Морфема-наименьшая значимая часть слова"

Оценка 4.6
docx
09.02.2020
Карта урока  по русскому языку в 5 классе на тему"Морфема-наименьшая значимая часть слова"
карта урока морфема -наименьшая значимая часть слова.docx

Цель деятельности учителя

Дать понятие о морфемике как разделе языкознания, подвести к пониманию морфемы как значимой части слова

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

 знать понятия «морфема», «значимая часть слова», предмет изучения морфемики; отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова;

 уметь выделять в слове морфемы, отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; исследовательский метод; групповая и фронтальная организации

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net

 youtube.com — источник видео

proshkolu.ru

https://multiurok.ru/index.php/files/morfiema-naimien-shaia-znachimaia

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем и группой подготовленных обучающихся ( подбор картинок с животными и птицами), ответы подготовленных детей на вопросы, поставленные учителем во время стихотворения- исключи меня  из вины, берегами меня окружи, спрячь меня под своим щитом .

Основные понятия

Форма слова, способы образования слов различных частей речи

 

 

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

         Деятельность учителя

Осуществляемая деят.учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения(УУД)

Промежуточный контроль

         1

             2

          3

             4

            5

          6

7       

1)    1)

2)    Мотивация

3)    (самоопределение)

4)    к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

- Ребята, начать наш сегодняшний урок я хотела бы со стихотворения С.Острового «Первородство» (читает текст стихотворения, размещенный на слайде №2).

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

-Извини меня! -

Это значит:

-Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

-Береги меня!

Это значит:

-Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

-Защити меня! -

Это значит:

-Спрячь меня под своим щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть-

Слово тебе сотворит добро

 

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Листы обратной связи

2) Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

-Как вы поняли это стихотворение?

-О какой особенности слов говорит нам поэт?

-Все на свете состоит из чего-то: лес-из деревьев, облака-из множества водяных капелек. А в этом стихотворении рассказывается, как важно понимать значение каждого слова. Из чего же строятся слова? (Выслушивает варианты ответов детей)( слайд№3)

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что имеют недостаточно знаний для полных ответов

Групповая

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

3) Выявление места и причины затруднения

Обсуждение результатов предыдущего этапа. Словесно-иллюстративный рассказ. Просмотр мультимедийной презентации «Части слова»

-Верно, слова сделаны из своего «строительного материала».

 ( слайд№4)«Строительные блоки» для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание. Изучаются они в разделе «Морфемика».

-Поработаем с материалом учебника (П.70, С.4-5)

-Каждая морфема в слове имеет свое значение.( слайд №5) Вот, например, морфема-ш-. Сама по себе она не имеет смысла.

-Прочитайте слова с этой морфемой: шли, прошли. Что обозначает корень –ш-? (Движение человека пешком).

Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла. Морфемы строят их дружно, общими усилиями создавая такое количество слов, что из них складывается весь язык

 

Физкультминутка( слайд№6)

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).Игровое упражнение повторить 2–3 раза
.

Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины

Фронтальная

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы. Вопросы для уточнения информации

4)Целеполагание

и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа. Обучающая игра

Формирует роль учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

 -Морфема-значимая часть слова. Сейчас это утверждение глубже и нагляднее раскроется перед нами.

Игра «Отгадай слово!». На слайдах №7, 8,9  записано слово кот, но оно закрыто. Приоткрывается буква к.

-Какое слово записано?

Раскрывается слог ко, затем слово кот.

-Когда появляется важная информация о слове? (Когда появляется корень) (слайд№10)

-Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово корень: корень зла, в корне неправильно, смотри в корень.

У слов тоже есть самое важное, самое главное-корень. Корень-это главная часть слова, которая несет самый главный смысл. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными (однокоренными).

-А теперь продолжим нашу игру.

-может ли быть дальше продолжение слова?( да)

Открываю слово –котята.( слайд№11)

-Какой суффикс нам помог, чтобы получилось такое слово?(-ят-).

-Каким живым существам дают названия с суффиксами –ат и –ят? (Кот-ят-ам, звер-ят-ам, ут-ят-ам, кенгур-ят-ам) ,( слайд№12)

-А как бы вы назвали огромный дом? (домище). Какой суффикс вам бы помог?

-А если нам с вами на пути встретится кот-великан. Как мы его назовём ( кот-ищ-е), (слайд№13)

-А если вам надо быстро попасть в класс, то какая приставка для этого вам понадобиться?

( приставка в-:в-бежать, в-лететь), слайд№14)

-Давайте сделаем вывод: только ли в корне заключается смысл слова? (Нет, корень несет самый главный смысл, а оттенки значения передаются и другими морфемами). Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод о роли морфем как значимых частей слова.    

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретно учебно-познавательных задач.

Вопросы для уточнения информации

5)Первичное закрепление с комментированием

Обобщение, систематизация знаний и формирование рациональных  способов применения их на практике. Беседа, составление связных рассказов. Знакомство с работами учащихся

-А сейчас  мы попробуем написать с вами небольшой текст о животных

(слайд№15)

      Задание:

1й вариант. Составить текст о маленьких животных, используя предложенные слова (можно добавить свои варианты).

2й вариант. Составить текст о гигантских животных, используя предложенные слова (можно добавить свои варианты).

-На слайде  №16 изображены  животные и птицы: собака, свинья, петух, корова, воробей…

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. Слушают мини-сочинения одноклассников. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Индивидуальная, групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме

Мини-сочинения. Устные ответы

6)Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа по вопросам

-Что нового узнали на уроке?

Какое мини-сочинение вам кажется наиболее точным и интересным?

-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

-Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

-Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных карточек на вашем столе и покажите мне. Урок понравился- карточку с улыбающимся лицом, нет- карточку с грустным лицом( слайд № 17)

 

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Индивидуальная, групповая

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность

Листы обратной связи

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Цель деятельности учителя Дать понятие о морфемике как разделе языкознания, подвести к пониманию морфемы как значимой части слова

Цель деятельности учителя Дать понятие о морфемике как разделе языкознания, подвести к пониманию морфемы как значимой части слова

Этапы урокаОбучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Этапы урокаОбучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Защити меня! - Это значит: -Спрячь меня под своим щитом!

Защити меня! - Это значит: -Спрячь меня под своим щитом!

Обсуждение результатов предыдущего этапа

Обсуждение результатов предыдущего этапа

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой)

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой)

Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными (однокоренными)

Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными (однокоренными)

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность

Первичное закрепление с комментированием

Первичное закрепление с комментированием
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2020