Предмет: математика
Класс: 3 д
Тип урока: рефлексия
Технологическая карта урока: «Вычитание числа из суммы», разработанная в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие всех видов интеллекта (физического, эмоционального, духовно-нравственного и логического) у учащихся начальной школы», с применением игровых, информационно-коммуникационных, групповых, проблемных и технологий дифференциации заданий.
Тема |
«Вычитание числа из суммы». |
Цель |
Научиться выполнять вычитание числа из суммы разными способами. |
Задачи |
Учиться применять правило вычитания числа из суммы разными способами при решении примеров и задач. |
Решаемые проблемы |
Какими способами вычесть число из суммы? |
Понятия |
Вычитание числа из суммы, название компонентов сложения, вычитания, задачи. |
Формируемые УУД |
Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать её по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления. Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений писать изученные буквосочетания. Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе. |
Планируемый результат |
Предметные: выполнять вычитание числа из суммы разными способами. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий; формирование положительного отношения к предмету математики, проверять задание и вносить корректировку. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД). Строить монологическое высказывание, используя лингвистические термины, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД) |
Ресурсы: - для учителя;
- для учащихся. |
Учебник: «Математика» для 3 класса (авторы Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н.); технологическая карта урока, ноутбук для учителя, проектор, мультимедийная доска, документ-камера, презентация, карточки с заданиями для учащихся. Учебник, тетрадь, пенал, карточки для групповой и индивидуальной работы. |
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика. Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Планируемые результаты |
1. |
I. Самоопределе-ние к деятельности (2 минуты) |
Приветствует обучающихся, настраивает на работу. - Начнём с вами урок с упражнений, которые помогают нам лучше думать. - Вспомним девиз наших уроков. («Хотим всё знать!») - А какими нужно быть на уроке, чтобы всё знать? - К нам на урок сегодня пришил герои нашего учебника. Напомните, как их зовут? И Аня с Ваней предлагают нам начать наш урок с таких слов (слайд – читает хорошо читающий ученик): Наш урок науке посвящается, - Как вы понимаете это высказывание? - Молодцы! - Открываем тетради. Красиво и аккуратно записываем число, классная работа. |
Дети приветствуют учителя. Выполняют упражнения. 1. «Точечный массаж» - Сколько раз выполняем упражнения? (по 9) ü носовой перегородки (по 9 раз в одну и другую стороны); ü висков (по 9 раз в одну и другую стороны); ü лимфоузлов (по 9 раз в одну и другую стороны); ü точки под шеей (по 9 раз в одну и другую стороны); ü точек между большими пальцами (по 9 раз в одну и другую стороны); 2. Вертикальный и горизонтальный массажи ушей (по 5-6 раз в разных направлениях) 3. «Думательный колпак» - 2 раза. 4. «Вакуум» (3 раза). |
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотруд-ничества с учителем и сверстниками. Познавательные УУД: построение монологического высказывания. Личностные УУД: смыслообразование |
2. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (7 минут) Построение плана урока. Устный счёт (решение задач и примеров удобным способом).
Работа в группах – решение задачи
|
(на доске вразброс названия этапов урока) - Начнём урок с построения плана урока. В начале скажите, как называется тип урока, когда мы «открываем новое знание»? Умницы! 1. Устный счёт. 2. Постановка проблемы. 4. Открытие нового знания. 5. Закрепление, работа в парах. 6. Работа в группах. 7. Повторение. 8. Итог урока. Оценивание своей работы на уроке. 9. Домашнее задание. - Итак, как же называется первый этап урока? - Чему мы учимся на данном этапе? Слайд. («Устная разминка». Один читает – задаёт другому вопрос. Оценивают всем классом: «Согласны?») Слайд. Вычислите удобным способом: 56 + 9 + 4 + 11 22 + 7 + 8 + 13 - Что означает выражение «вычислите удобным способом»? - Что мы сейчас с вами повторили? Какой был этап урока? - Мы с вами знаем, что наши друзья Аня и Ваня тоже ученики. Какого класса? Им задали домой решить задачу. Поможем им? Текст задачи мы видим на экране. Работаем в группах. Начали. Ответы пишем крупно на больших листках. Начали. В первый день Мальвина прочитала 68 страниц, во второй – на 25 больше, а в третий – на 15 книг меньше, чем во второй день. Сколько книг прочитала Мальвина во второй день? Оцените себя (самооценка по слайду) (68+25)-15. - У кого так же? Молодцы! У кого не так? Почему? - У кого сколько получилось? (68+25)-15=78. - Расскажите, как решали пример. Какое действие выполняли первым? Почему? |
Выполняют задания самостоятельно, в группах, парах. Рассуждают, высказывают своё мнение. Строят план урока. . |
Познавательные УУД: построение плана урока, актуализация опорных знаний, Уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, Регулятивные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятель-ности. Коммуника-тивные УУД: уметь работать в группах, оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Регу-лятивные УУД: уметь выполнять работу по предло-женному плану, вносить необхо-димые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные УУД: самостоя-тельно выделять и формулировать по-знавательные задачи. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование. |
3. |
Выявление места и причины затруднения. (2 минуты) |
- Ребята, а может быть существует какой-то другой способ решения этого примера? Более лёгкий и удобный? Может быть кто-нибудь знает? Обсудите в группах. Начали. |
||
4. |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания) (4 минуты) |
- Нашли другой способ решения этого примера? - В чём трудность? - Какая же тема нашего урока? - Какие цели поставим перед собой?
|
||
5. |
Реализация построенного проекта. (2 минуты) |
- А как нам узнать, правильно мы предположили или нет? (сверить с учебником) - Какая страница в учебнике, ко мне подскажет? (с.38) - Чья версия оказалась верной? - Итак, какие 3 способа вычитания числа из суммы узнали? (эталоны вывешиваются на доску) Правила вычитания числа из суммы: 1) найти сумму и вычесть из неё число: (1 сл. + 2 сл.) – число; 2) вычесть число из 1 слагаемого и прибавить 2 слагаемое: (1 сл. + 2 сл.) – число =(1 сл. – число) + 2 сл. 3) вычесть число из 2 слагаемого и прибавить 1 слагаемое: (1 сл. + 2 сл.) – число =(2 сл. – число) + 1 сл. - Какой сейчас был этап урока? |
||
6. |
Физкульт. минутка. |
Чтобы ещё лучше запомнить новые правила, выполним упражнение «Перекрёстный шаг». |
||
7. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (7 минут) |
С.38 №1. Мы будем сразу решать более удобным способом. Кто попробует у доски? (47+26)-7=(47-7)+25=65 (31+29)-20=31+(29-20)=40 Последний пример решите в парах. Начали. Оцените себя. (по слайду) (70+24)-14=70+(24-14)=80 - Этот способ решения оказался более лёгким или трудным? Почему? - Какой сейчас был этап урока? Какое новое правило узнали? |
|
|
8. |
Дифференцированная самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону. (5 минут) |
- А сейчас попробуйте решить несколько примеров самостоятельно. С.38 №2 – те ребята, кому всё понятно, решают все примеры, кому еще пока сложно – 2 примера. Начали. Оцените себя. (по слайду) Какой был этап урока? Какое правило применяли на практике? |
||
9. |
Включение в систему знаний и повторение. (8 минут) |
С.39№4-решение задачи выражением (чтение про себя, вслух, чтения условия задачи, вопроса к задаче, выяснение значения фразы «решить задачу разными способами»). 1 способ: (23+19)-15=23 (кг) 2 способ: 23+(19-15)=27 (кг) |
|
|
10. |
Физкульт. минутка. |
Чтобы ещё лучше запомнить всё, что изучили на уроке, выполним упражнение «Ленивые восьмёрки». |
Выполняют упражнения.
|
|
11. |
Рефлексия. Итог урока. Задача: осознание обучающимися своей учебной деятельности, проверка их ресурсного состояния, самооценка результатов деятельности. (3 минуты) |
- Оцените свою работу на уроке. - Подведём итог урока. (вопросы из рефлексивного экрана) - Отметки за работу на уроке… . Какой был этап урока? |
Подводят итог урока и оценивают свою деятельность на уроке. |
Регулятивные УУД уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД- самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. |
12. |
Запись и обсуждение домашнего задания. (1 минута) |
С. 38 №3, с.40№3 Какой был этап урока? |
Отвечают на вопросы: «Кому домашнее задание понятно? Кому не понятно? Что именно? Кому кажется сложным? Кому лёгким? Почему?» |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.