Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности. Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..."
Карточка 13. Звук ХЬ
1. Звук хь — согласный, мягкий (произносим ласково), глухой
(произносим без голоса). Преграда для воздушной струи — спинка языка,
прижатая к нёбу. Когда произносим звук хь, рот полуоткрыт, губы в
улыбке, кончик языка опущен вниз и прижат за нижними зубами; спинка
языка прижимается к нёбу. Произнеси звук хь 2 — 3 раза.
2. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук хь в словах: халат, кот,
хитрый, голубь, муха, хек, кино, гири, хобот, голова, кит, мухи, ухо,
петухи, кеды, гамак, духи.
3. Послушай внимательно и повтори. (Выделенные слоги подчеркни
интонационно.) Хи — хи — хи. Хи — хи — хи. Хе — хе —хе. Хе — хе — хе.
4. К выделенным в задании 2 словамназваниям подбери или сделай
рисунки в тетрадке, определи позицию звука хь в словах.
Закрепи звук хь
в произношении слов. Игра «Много —один».
Образец: мухи — муха. Слова: петухи, вдохи, выдохи, папахи
6. Выучи чисто говорку:
Хихихи, Хихихи,
В поле пели петухи.