Карточка-задание "От замысла к воплощению" по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" создана для учащихся 9-10 классов. Может использована как для проверки знаний учащихся на уроке, так и в качестве домашнего задания. Карточка состоит из привычного задания "Расположи главы в хронологическом порядке", но учащийся должен дать собственный комментарий к каждой главе и на основе своих комментариев сделать вывод.дидактические материалы по литературе
Проблемный вопрос «ОТ ЗАМЫСЛА К ВОПЛОЩЕНИЮ...»
по произведению М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
З а д а н и е : восстановите хронологическую последовательность событий
романа «Герой нашего времени» и сделайте вывод об особенностях
композиции романа.
В а р и а н т выполнения задания
Текст романа.
1. «Бэла».
2. «Максим Максимыч».
3. «Тамань».
4. «Княжна Мери».
5. «Фаталист».
Хронологическая последовательность.
1. «Тамань» около 1830 года.
(Печорин отправляется из СанктПетербурга в армию и
останавливается в Тамани, дожидаясь парохода.)
2. «Княжна Мери» 10 мая 17 июня 1832 года.
(Печорин на водах в Кисловодске и Пятигорске.)
3. «Фаталист» декабрь 1832 года.
(Печорин проводит в казачьей станице две недели.)
4. «Бэла» весна 1833 года.
(Печорин в крепости с Максимом Максимычем.)
5. «Максим Максимыч»осень 1837 года.
(Встреча Печорина с Максимом Максимычем по дороге в Персию.)
Вывод: М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» использовал
смешанную композицию. Хронологически последние две части в
произведении поднимаются вверх, а последние три спускаются вниз. Для чего
же автор применил такой принцип расположения частей в романе?
Задача Лермонтова состоит в том, чтобы подробно описать «тип лишнего
человека», воплощенный в лице Печорина.
В первых главах Печорин предстает перед читателем уже сформировавшейся
личностью, но нет детального проникновения в сущность героя. Пока в
произведении представлена лишь череда событий, характеризующих персонаж
не с лучшей стороны. Но как герой стал таким? Что приве^ю его к данному
состоянию души? Итоги читатель видит как раз в последних главах. Там
Лермонтов приводит дневник Печорина, который обнажает и душу героя, и
мотивы его поступков. Перед нами уже не просто негодяй, играющий
человеческими судьбами, а бесконечно несчастное противоречивое существо:«Я сделался нравственным калекой: одна половина моей души не
существовала, она высохла, испарилась, умерла, я её отрезал и бросил, тогда
как другая шевелилась и жила к услугам каждого...», «Я был готов любить
весь мир, меня никто не понял: и я выучился ненавидеть», говорит
Печорин. Герой не видит смысла жизни: «...стоит ли труда жить? А всё
живёшь из любопытства: ожидаешь чегото нового... Смешно и досадно!».
Подобные высказывания вскрывают сущность персонажа и потому помещены
в конце произведения, подводят итог жизненных исканий героя. Если раньше
читатель не любил Печорина изза нравственных соображений, то теперь герой
в большей степени заслуживает сострадания. «Фаталист» же подводит
последнюю черту: такова судьба героя как будто говорит автор и её не
изменить, потому что судьбу изменить невозможно. Печорин это понимает:
«...я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни я упадал на голову
обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления...» Лермонтов
хочет, чтобы и читатель это понял и не «поминал Печорина лихом».