КАРТОЧКИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 7 КЛАССА
Оценка 4.6

КАРТОЧКИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 7 КЛАССА

Оценка 4.6
Карточки-задания
doc
23.04.2023
КАРТОЧКИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 7 КЛАССА
Задания по литературе. 7 класс..doc

 

     Карточка 2. А. С. Пушкин  «Полтавский  бой» (отрывок из поэмы «Полтава»)

         

                                     Пётр  I                                 Полтавская  битва                                         

Интерес А. С. Пушкина к истории. Пушкин интересовался историей России. Особый интерес был у поэта к петровским временам. Полтавскую битву он считал  важным событием в царствовании Петра I. В поэме «Полтава» Пушкин  выступает  не только как поэт, но и как историк. Он задумывается над судьбой Родины. И Полтавскую битву поэт называет «счастливым происшествием, которое избавило страну от опасного врага». Этому историческому событию поэт посвятил поэму «Полтава».  

1.      Прочитайте отрывок «Полтавский бой». Составьте цитатный план отрывка:

1)      __________________________________________________________________________

2)      __________________________________________________________________________

3)      __________________________________________________________________________

4)      __________________________________________________________________________

  2. Проследите по тексту поэмы последовательность событий  Полтавского боя. Какое  из  них выделяет Пушкин? Почему? Что помогает «услышать» гул сражения? 

3. Сопоставьте строки, посвящённые Петру I и Карлу XII. Обратите внимание на внешний облик,  поступки и настроение полководцев. Заполните таблицу:

Петр I

Карл XII

 

 

 

 

4. Метафора (греч. «перенесение») – употребление слова в переносном смысле и перенесение действий и признаков одних предметов  на другие, сходные с ним. Найдите в описании боя метафоры, сравнения, эпитеты. Какую роль они играют в художественном описании боя и облика Петра I?

Метафоры:  __________________________________________________________________

Сравнения: __________________________________________________________________

Эпитеты: ____________________________________________________________________

 

Карточка 3. А. С. Пушкин «Медный всадник». Вступление к поэме.

I. Расскажите об интересе А. С. Пушкина  к истории  России.

Поэма «Медный всадник» была написана Пушкиным в 1833 году. Как и поэма    «Полтава», она связана с образом Петра I.

II. Прочитайте вступление к поэме.

III. Составьте цитатный план отрывка:

1. ____________________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________________

III. Ответьте на вопросы:

1. Что подчёркивает  Пушкин в образе Петра I?

2. Какое преобразование Петра I поэт считает самым важным?

3. Прочитайте строки, в которых Пётр I выступает как  покоритель природы,  её стихий,  как воплощение победы культуры и цивилизации над дикостью, отсталостью, которые   царили до Петра I.

4. Прошло сто лет...  И вот возник город.  Как  описывает его Пушкин? Какие чувства   поэта звучат в этих строках?

5. Прочитайте строки, в которых автор выражает уверенность в вечности Петра,  Петербурга. 

ВЫВОД: С начала XVIII  века  Русь превращается в империю. Петр I вводит много   новшеств: развивается промышленность, торговля, армия и флот, культура государства. В  1709 году русские войска разгромили шведов под Полтавой. Эта победа укрепляет   авторитет и мощь России в числе других государств. Начинает расцветать просвещение,  создаются школы, издаются книги. И во всём этом была огромная заслуга Петра. Во   вступлении к поэме «Медный  всадник» Пушкин создаёт величественный образ Петра-преобразователя.

 

        

А. Бенуа. Иллюстрации к поэме «Медный всадник».      

 

              Карточка 4. М. Ю. Лермонтов  «Песня про царя Ивана Васильевича… »

 

1. Расскажите  об  исторической  основе  «Песни… ». Что  вам  известно  об  Иване  Грозном  и  эпохе его царствования?

2. I  часть:

1) Каким  изображает автор Ивана Грозного?

2) Почему грустит любимый опричник царя? Какие возможные причины тоски называет  Иван  Васильевич?

3) Как отнёсся Иван Грозный к истинной причине грусти Кирибеевича? Что он ему  советует?

4) Докажите, что Кирибеевич  искренне любит Алёну Дмитриевну.

3. II  часть:

1) Какое качество Кирибеевича проявляется во второй части?

2) С какой просьбой и почему обращается Калашников к своим братьям?

3) Расскажите о положении женщины. Чем угрожает Калашников жене? Если бы она  была виновата, исполнил бы Калашников свои угрозы?

4. III  часть:

1) Что происходит в третьей части?

2) Сравните поведение героев. Заполните таблицу:   

 

        

                    Кирибеевич

      

                        Калашников

  1

1. Для  чего выходят герои на кулачный бой?

 

2. Кому кланяются Кирибеевич и Калашников?

 

3. Как ведут

ебя герои перед поединком и

о время боя?

3) Как относится царь к Калашникову?

4) На чьей стороне симпатия народа?

5) Какую роль играет в поэме Иван Грозный? Можно ли его назвать мудрым и  справедливым?

5. Почему  М. Ю. Лермонтов обратился  к прошлому своей Родины?

 

                  

    

                                                     Виктор Васнецов. Иллюстрации к «Песне … »                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

              

 

 

 

Карточка 5.

Изобразительные средства  языка и их роль в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Задание 1. Вспомните, что  такое  метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Соотнесите  термины  и  их  определения.

      ЭПИТЕТ -

изображение  неодушевлённых  предметов  как оду

евлённых, при котором они   наделяются свойствами  живых  существ.

       СРАВНЕНИЕ -

художественное, поэтическое  опреде

ение,  подчёркивающее какое-либо свойство   предмета  или  явления. 

        МЕТАФОРА -

 

переносное  значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ -

форма  поэтической 

речи, основанная на сопоставлении двух  предметов  или  явлений.    

2.                                                                                                                                                   

Задание 2. Восстановите описание степи:

  Степь, чем далее, тем становилась _______ . Тогда весь юг, всё то пространство, которое   составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было _______ , ______ пустынею. Никогда плуг не проходил по _______   ______ диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася ______  _____ , по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили _____ , ____ и _____ волошки; _____ дрок выскакивал вверх своею _____ верхушкою; _____ кашка зонтикообразными шапками _____ на поверхности; занесенный, бог знает откуда, колос пшеницы _____ в гуще. Под тонкими их корнями _____ куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно ____ ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне ____ диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и ____  ____ в синих ____ воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!

Задание 3. Сравните получившийся вариант с авторским текстом. Какие  изобразительные  средства  языка  использует Гоголь  в описании  степи?

Эпитеты: ____________________________________________________________________

Метафоры:___________________________________________________________________

Олицетворения: ______________________________________________________________  

Сравнения: __________________________________________________________________

Задание 4. Рассмотрите иллюстрацию художника Бубнова А. П. Сравните два описания: словесное и живописное.

                                                     Описание: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/uk/thumb/a/af/O.Bubnov_TarasBulba.jpg/300px-O.Bubnov_TarasBulba.jpg

       

Задание 5. Сделайте вывод, какую роль играет описание степи в повести.

Вывод:  _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Карточка 6. Сатира и юмор.

 

Чем отличается сатира от юмора? Назовите произведения, из которых приведены  данные отрывки. Вспомните их авторов. Определите, какое из произведений является  сатирическим, а какое – юмористическим. 

 

1)    САТИРА;

2)    ЮМОР.

 

А) - Нет, это не генеральская... - глубокомысленно замечает городовой. – У генерала таких нет. У него все больше лягавые...

     - Ты это верно знаешь?

     - Верно, ваше благородие...

     - Я и сам  знаю. У  генерала собаки дорогие,  породистые, а  эта – черт знает что! Ни шерсти,  ни вида...  подлость  одна только... И  этакую собаку держать?! Где же  у  вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы  в закон, а моментально -  не дыши!  Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй... Нужно проучить! Пора...

     - А может быть, и генеральская...- думает вслух городовой. - На морде у ней не написано...

 

Б) - Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, - сказал один генерал, - вижу, будто живу я на необитаемом острове...

   Сказал это, да вдруг как вскочит! Вскочил и другой генерал.

   - Господи! да что ж это такое!  где  мы!  -  вскрикнули оба  не  своим голосом.

   И стали друг друга ощупывать, точно ли не  во сне,  а наяву с  ними случилась такая оказия. Однако, как ни старались уверить себя, что все это не больше как сновидение, пришлось убедиться в печальной действительности.

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

Карточка 7.  В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее  с Владимиром Маяковским летом на даче». Художественные особенности стихотворения.

 

1. В чём необычность приключения? ________________________________________________

2. Вспомните, что такое гипербола? При затруднении можно воспользоваться Словарём литературоведческих терминов.

Гипербола -_____________________________________________________________________

Одним  из художественных приёмов в  стихотворении является  гиперболическое  описание. Приведите  несколько примеров. ___________________________________________________

3. Запишите строки, в которых поэт рисует портрет солнца. Какие слова-характеристики   показались вам интересными? Как поэт обращается к солнцу?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

4. В. В. Маяковский называл это стихотворение «фантазия-факт». Приведите примеры  сочетания фантастического и реалистического в стихотворении. Чего достигает поэт таким  сочетанием в различных эпизодах текста?

                      реальное                                                                             фантастическое

     ______________________________                                    ____________________________

     ______________________________                                    ____________________________

     ______________________________                                    ____________________________

 5. Неологизмы -  _________________________________________________________________

    В. В. Маяковский  вводит в стихотворение  новые  слова, созданные им специально  для    данного  текста. Найдите  и  запишите их. Зачем поэту понадобилось создавать их?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

6. Аллитерация - _________________________________________________________________

В стихотворении «Необычайное  приключение…»  найдите примеры  аллитерации. С какой целью поэт использует этот приём?__________________________________________________

7. К чему призывает поэт каждой строчкой своего стихотворения? Во имя чего готов к   ежедневной и изнурительной работе? Запишите свой вывод. ___________________________  ________________________________________________________________________________

8. Какие значения слова «светить» появляются в тексте стихотворения?

1)  _____________________________________________________________________________

2)  _____________________________________________________________________________

9. Найдите в стихотворении авторскую переделку фразеологизмов. Запишите в одной  колонке  фразеологизм, в другой  - его стихотворный вариант.

 ______________________________                                        _____________________________

 ______________________________                                        _____________________________

 ______________________________                                        _____________________________

 

Д. Бурлюк. Иллюстрация к стихотворению.

 

 

Карточка 8. В. В. Маяковский  «Хорошее отношение к лошадям»

         Хочется очень написать что-нибудь                                                                

        прочувственное про лошадь …                                                                

                                     В. В. Маяковский, 1918  г.

План-карта урока:

1. «Моя революция». Отношение Маяковского к революции.

2. «Хорошее отношение к лошадям» – «вера в  революцию» или «гуманизм  негуманного времени»?

Словарная работа.

Гуманизм - любовь, человечность в отношении к людям.

Гуманный - направленный на благо других;  человеколюбивый, отзывчивый.

Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.

Задание  1. Внимательно прочитайте строфу. Впишите в неё другим цветом недостающие буквы. Какой приём использовал поэт?

                 Били копыта.

                 Пели будто:

                 - __ и __.

                   __ а __ ь.

                   __о __ .

                   __ у __.    

Задание 2. Какие ещё приёмы использует Маяковский? Соотнесите эти приёмы с примерами.

МЕТАФОРЫ

 

грохнулась, рванулась, ржанула, сгрудились

ГИПЕРБОЛА

 

клёшить, плоше

НЕОЛОГИЗМЫ

 

за каплищей каплища

РАЗГОВОРНАЯ

ЛЕКСИКА

ветром опита, льдом обута, смех зазвенел и зазвякал; улица

опрокинулась, течёт по-своему, тоска вылилась и  расплылась в шелесте

  Задание  3.  «Хорошее отношение к лошадям»  – «вера в революцию» или «гуманизм  негуманного времени»? Сформулируйте своё мнение и запишите вывод.   ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Описание: m4_b

А. Тышлер. Иллюстрация к стихотворению.

Карточка 8 (продолжение).   

Краткий словарь литературоведческих терминов

Аллитерация (от лат. ad – «со» и litera – «буква») - повторение в стихотворной речи (реже – в  прозе) одинаковых   согласных звуков с целью усиления выразительности  художественной  речи;  один  из видов звукописи.

Гипербола (от греч. hyperbole – «преувеличение») - литературный приём, основанный на художественном  преувеличении тех или иных свойств изображаемого. Используется для усиления эмоционального воздействия   на читателя, а также для того, чтобы ярче выделить в   изображаемом явлении те  или иные стороны.  

Звукопись - художественный приём, заключающийся в подборе таких слов, сочетание которых имитирует звуки    реального мира (свист ветра, шум дождя, щебет птиц и т. д.)

Метафора (от греч. metaphora  – «перенос» ) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении  одного  предмета  или явления  другому.

Неологизмы (от греч. neos – «новый», logos – «слово») - слова  или словосочетания, созданные для обозначения нового предмета или явления, или индивидуальные новообразования слов.

 


Карточка 2. А. С. Пушкин «Полтавский бой» (отрывок из поэмы «Полтава»)

Карточка 2. А. С. Пушкин «Полтавский бой» (отрывок из поэмы «Полтава»)

Карточка 3. А . С. Пушкин «Медный всадник»

Карточка 3. А . С. Пушкин «Медный всадник»

А. Бенуа. Иллюстрации к поэме «

А. Бенуа. Иллюстрации к поэме «

Виктор Васнецов. Иллюстрации к «Песне … »

Виктор Васнецов. Иллюстрации к «Песне … »

Эпитеты: ____________________________________________________________________

Эпитеты: ____________________________________________________________________

Карточка 7. В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с

Карточка 7. В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с

Какие значения слова «светить» появляются в тексте стихотворения? 1) _____________________________________________________________________________ 2) _____________________________________________________________________________ 9

Какие значения слова «светить» появляются в тексте стихотворения? 1) _____________________________________________________________________________ 2) _____________________________________________________________________________ 9

НЕОЛОГИЗМЫ за каплищей каплища

НЕОЛОГИЗМЫ за каплищей каплища
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2023