КАРТОЧКИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 7 КЛАССА

  • Карточки-задания
  • doc
  • 23.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Задания по литературе. 7 класс..doc

 

     Карточка 2. А. С. Пушкин  «Полтавский  бой» (отрывок из поэмы «Полтава»)

         

                                     Пётр  I                                 Полтавская  битва                                         

Интерес А. С. Пушкина к истории. Пушкин интересовался историей России. Особый интерес был у поэта к петровским временам. Полтавскую битву он считал  важным событием в царствовании Петра I. В поэме «Полтава» Пушкин  выступает  не только как поэт, но и как историк. Он задумывается над судьбой Родины. И Полтавскую битву поэт называет «счастливым происшествием, которое избавило страну от опасного врага». Этому историческому событию поэт посвятил поэму «Полтава».  

1.      Прочитайте отрывок «Полтавский бой». Составьте цитатный план отрывка:

1)      __________________________________________________________________________

2)      __________________________________________________________________________

3)      __________________________________________________________________________

4)      __________________________________________________________________________

  2. Проследите по тексту поэмы последовательность событий  Полтавского боя. Какое  из  них выделяет Пушкин? Почему? Что помогает «услышать» гул сражения? 

3. Сопоставьте строки, посвящённые Петру I и Карлу XII. Обратите внимание на внешний облик,  поступки и настроение полководцев. Заполните таблицу:

Петр I

Карл XII

 

 

 

 

4. Метафора (греч. «перенесение») – употребление слова в переносном смысле и перенесение действий и признаков одних предметов  на другие, сходные с ним. Найдите в описании боя метафоры, сравнения, эпитеты. Какую роль они играют в художественном описании боя и облика Петра I?

Метафоры:  __________________________________________________________________

Сравнения: __________________________________________________________________

Эпитеты: ____________________________________________________________________

 

Карточка 3. А. С. Пушкин «Медный всадник». Вступление к поэме.

I. Расскажите об интересе А. С. Пушкина  к истории  России.

Поэма «Медный всадник» была написана Пушкиным в 1833 году. Как и поэма    «Полтава», она связана с образом Петра I.

II. Прочитайте вступление к поэме.

III. Составьте цитатный план отрывка:

1. ____________________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________________

III. Ответьте на вопросы:

1. Что подчёркивает  Пушкин в образе Петра I?

2. Какое преобразование Петра I поэт считает самым важным?

3. Прочитайте строки, в которых Пётр I выступает как  покоритель природы,  её стихий,  как воплощение победы культуры и цивилизации над дикостью, отсталостью, которые   царили до Петра I.

4. Прошло сто лет...  И вот возник город.  Как  описывает его Пушкин? Какие чувства   поэта звучат в этих строках?

5. Прочитайте строки, в которых автор выражает уверенность в вечности Петра,  Петербурга. 

ВЫВОД: С начала XVIII  века  Русь превращается в империю. Петр I вводит много   новшеств: развивается промышленность, торговля, армия и флот, культура государства. В  1709 году русские войска разгромили шведов под Полтавой. Эта победа укрепляет   авторитет и мощь России в числе других государств. Начинает расцветать просвещение,  создаются школы, издаются книги. И во всём этом была огромная заслуга Петра. Во   вступлении к поэме «Медный  всадник» Пушкин создаёт величественный образ Петра-преобразователя.

 

        

А. Бенуа. Иллюстрации к поэме «Медный всадник».      

 

              Карточка 4. М. Ю. Лермонтов  «Песня про царя Ивана Васильевича… »

 

1. Расскажите  об  исторической  основе  «Песни… ». Что  вам  известно  об  Иване  Грозном  и  эпохе его царствования?

2. I  часть:

1) Каким  изображает автор Ивана Грозного?

2) Почему грустит любимый опричник царя? Какие возможные причины тоски называет  Иван  Васильевич?

3) Как отнёсся Иван Грозный к истинной причине грусти Кирибеевича? Что он ему  советует?

4) Докажите, что Кирибеевич  искренне любит Алёну Дмитриевну.

3. II  часть:

1) Какое качество Кирибеевича проявляется во второй части?

2) С какой просьбой и почему обращается Калашников к своим братьям?

3) Расскажите о положении женщины. Чем угрожает Калашников жене? Если бы она  была виновата, исполнил бы Калашников свои угрозы?

4. III  часть:

1) Что происходит в третьей части?

2) Сравните поведение героев. Заполните таблицу:   

 

        

                    Кирибеевич

      

                        Калашников

  1

1. Для  чего выходят герои на кулачный бой?

 

2. Кому кланяются Кирибеевич и Калашников?

 

3. Как ведут

ебя герои перед поединком и

о время боя?

3) Как относится царь к Калашникову?

4) На чьей стороне симпатия народа?

5) Какую роль играет в поэме Иван Грозный? Можно ли его назвать мудрым и  справедливым?

5. Почему  М. Ю. Лермонтов обратился  к прошлому своей Родины?

 

                  

    

                                                     Виктор Васнецов. Иллюстрации к «Песне … »                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

              

 

 

 

Карточка 5.

Изобразительные средства  языка и их роль в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Задание 1. Вспомните, что  такое  метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Соотнесите  термины  и  их  определения.

      ЭПИТЕТ -

изображение  неодушевлённых  предметов  как оду

евлённых, при котором они   наделяются свойствами  живых  существ.

       СРАВНЕНИЕ -

художественное, поэтическое  опреде

ение,  подчёркивающее какое-либо свойство   предмета  или  явления. 

        МЕТАФОРА -

 

переносное  значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ -

форма  поэтической 

речи, основанная на сопоставлении двух  предметов  или  явлений.    

2.                                                                                                                                                   

Задание 2. Восстановите описание степи:

  Степь, чем далее, тем становилась _______ . Тогда весь юг, всё то пространство, которое   составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было _______ , ______ пустынею. Никогда плуг не проходил по _______   ______ диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася ______  _____ , по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили _____ , ____ и _____ волошки; _____ дрок выскакивал вверх своею _____ верхушкою; _____ кашка зонтикообразными шапками _____ на поверхности; занесенный, бог знает откуда, колос пшеницы _____ в гуще. Под тонкими их корнями _____ куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно ____ ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне ____ диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и ____  ____ в синих ____ воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!

Задание 3. Сравните получившийся вариант с авторским текстом. Какие  изобразительные  средства  языка  использует Гоголь  в описании  степи?

Эпитеты: ____________________________________________________________________

Метафоры:___________________________________________________________________

Олицетворения: ______________________________________________________________  

Сравнения: __________________________________________________________________

Задание 4. Рассмотрите иллюстрацию художника Бубнова А. П. Сравните два описания: словесное и живописное.

                                                     Описание: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/uk/thumb/a/af/O.Bubnov_TarasBulba.jpg/300px-O.Bubnov_TarasBulba.jpg

       

Задание 5. Сделайте вывод, какую роль играет описание степи в повести.

Вывод:  _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Карточка 6. Сатира и юмор.

 

Чем отличается сатира от юмора? Назовите произведения, из которых приведены  данные отрывки. Вспомните их авторов. Определите, какое из произведений является  сатирическим, а какое – юмористическим. 

 

1)    САТИРА;

2)    ЮМОР.

 

А) - Нет, это не генеральская... - глубокомысленно замечает городовой. – У генерала таких нет. У него все больше лягавые...

     - Ты это верно знаешь?

     - Верно, ваше благородие...

     - Я и сам  знаю. У  генерала собаки дорогие,  породистые, а  эта – черт знает что! Ни шерсти,  ни вида...  подлость  одна только... И  этакую собаку держать?! Где же  у  вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы  в закон, а моментально -  не дыши!  Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй... Нужно проучить! Пора...

     - А может быть, и генеральская...- думает вслух городовой. - На морде у ней не написано...

 

Б) - Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, - сказал один генерал, - вижу, будто живу я на необитаемом острове...

   Сказал это, да вдруг как вскочит! Вскочил и другой генерал.

   - Господи! да что ж это такое!  где  мы!  -  вскрикнули оба  не  своим голосом.

   И стали друг друга ощупывать, точно ли не  во сне,  а наяву с  ними случилась такая оказия. Однако, как ни старались уверить себя, что все это не больше как сновидение, пришлось убедиться в печальной действительности.

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

Карточка 7.  В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее  с Владимиром Маяковским летом на даче». Художественные особенности стихотворения.

 

1. В чём необычность приключения? ________________________________________________

2. Вспомните, что такое гипербола? При затруднении можно воспользоваться Словарём литературоведческих терминов.

Гипербола -_____________________________________________________________________

Одним  из художественных приёмов в  стихотворении является  гиперболическое  описание. Приведите  несколько примеров. ___________________________________________________

3. Запишите строки, в которых поэт рисует портрет солнца. Какие слова-характеристики   показались вам интересными? Как поэт обращается к солнцу?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

4. В. В. Маяковский называл это стихотворение «фантазия-факт». Приведите примеры  сочетания фантастического и реалистического в стихотворении. Чего достигает поэт таким  сочетанием в различных эпизодах текста?

                      реальное                                                                             фантастическое

     ______________________________                                    ____________________________

     ______________________________                                    ____________________________

     ______________________________                                    ____________________________

 5. Неологизмы -  _________________________________________________________________

    В. В. Маяковский  вводит в стихотворение  новые  слова, созданные им специально  для    данного  текста. Найдите  и  запишите их. Зачем поэту понадобилось создавать их?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

6. Аллитерация - _________________________________________________________________

В стихотворении «Необычайное  приключение…»  найдите примеры  аллитерации. С какой целью поэт использует этот приём?__________________________________________________

7. К чему призывает поэт каждой строчкой своего стихотворения? Во имя чего готов к   ежедневной и изнурительной работе? Запишите свой вывод. ___________________________  ________________________________________________________________________________

8. Какие значения слова «светить» появляются в тексте стихотворения?

1)  _____________________________________________________________________________

2)  _____________________________________________________________________________

9. Найдите в стихотворении авторскую переделку фразеологизмов. Запишите в одной  колонке  фразеологизм, в другой  - его стихотворный вариант.

 ______________________________                                        _____________________________

 ______________________________                                        _____________________________

 ______________________________                                        _____________________________

 

Д. Бурлюк. Иллюстрация к стихотворению.

 

 

Карточка 8. В. В. Маяковский  «Хорошее отношение к лошадям»

         Хочется очень написать что-нибудь                                                                

        прочувственное про лошадь …                                                                

                                     В. В. Маяковский, 1918  г.

План-карта урока:

1. «Моя революция». Отношение Маяковского к революции.

2. «Хорошее отношение к лошадям» – «вера в  революцию» или «гуманизм  негуманного времени»?

Словарная работа.

Гуманизм - любовь, человечность в отношении к людям.

Гуманный - направленный на благо других;  человеколюбивый, отзывчивый.

Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.

Задание  1. Внимательно прочитайте строфу. Впишите в неё другим цветом недостающие буквы. Какой приём использовал поэт?

                 Били копыта.

                 Пели будто:

                 - __ и __.

                   __ а __ ь.

                   __о __ .

                   __ у __.    

Задание 2. Какие ещё приёмы использует Маяковский? Соотнесите эти приёмы с примерами.

МЕТАФОРЫ

 

грохнулась, рванулась, ржанула, сгрудились

ГИПЕРБОЛА

 

клёшить, плоше

НЕОЛОГИЗМЫ

 

за каплищей каплища

РАЗГОВОРНАЯ

ЛЕКСИКА

ветром опита, льдом обута, смех зазвенел и зазвякал; улица

опрокинулась, течёт по-своему, тоска вылилась и  расплылась в шелесте

  Задание  3.  «Хорошее отношение к лошадям»  – «вера в революцию» или «гуманизм  негуманного времени»? Сформулируйте своё мнение и запишите вывод.   ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Описание: m4_b

А. Тышлер. Иллюстрация к стихотворению.

Карточка 8 (продолжение).   

Краткий словарь литературоведческих терминов

Аллитерация (от лат. ad – «со» и litera – «буква») - повторение в стихотворной речи (реже – в  прозе) одинаковых   согласных звуков с целью усиления выразительности  художественной  речи;  один  из видов звукописи.

Гипербола (от греч. hyperbole – «преувеличение») - литературный приём, основанный на художественном  преувеличении тех или иных свойств изображаемого. Используется для усиления эмоционального воздействия   на читателя, а также для того, чтобы ярче выделить в   изображаемом явлении те  или иные стороны.  

Звукопись - художественный приём, заключающийся в подборе таких слов, сочетание которых имитирует звуки    реального мира (свист ветра, шум дождя, щебет птиц и т. д.)

Метафора (от греч. metaphora  – «перенос» ) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении  одного  предмета  или явления  другому.

Неологизмы (от греч. neos – «новый», logos – «слово») - слова  или словосочетания, созданные для обозначения нового предмета или явления, или индивидуальные новообразования слов.