Карточка 2. А. С. Пушкин «Полтавский бой» (отрывок из поэмы «Полтава»)
Пётр I Полтавская битва Интерес А. С. Пушкина к истории. Пушкин интересовался историей России. Особый интерес был у поэта к петровским временам. Полтавскую битву он считал важным событием в царствовании Петра I. В поэме «Полтава» Пушкин выступает не только как поэт, но и как историк. Он задумывается над судьбой Родины. И Полтавскую битву поэт называет «счастливым происшествием, которое избавило страну от опасного врага». Этому историческому событию поэт посвятил поэму «Полтава». 1. Прочитайте отрывок «Полтавский бой». Составьте цитатный план отрывка: 1) __________________________________________________________________________ 2) __________________________________________________________________________ 3) __________________________________________________________________________ 4) __________________________________________________________________________ 2. Проследите по тексту поэмы последовательность событий Полтавского боя. Какое из них выделяет Пушкин? Почему? Что помогает «услышать» гул сражения? 3. Сопоставьте строки, посвящённые Петру I и Карлу XII. Обратите внимание на внешний облик, поступки и настроение полководцев. Заполните таблицу:
4. Метафора (греч. «перенесение») – употребление слова в переносном смысле и перенесение действий и признаков одних предметов на другие, сходные с ним. Найдите в описании боя метафоры, сравнения, эпитеты. Какую роль они играют в художественном описании боя и облика Петра I? Метафоры: __________________________________________________________________ Сравнения: __________________________________________________________________ Эпитеты: ____________________________________________________________________
|
||||||
Карточка 3. А. С. Пушкин «Медный всадник». Вступление к поэме. I. Расскажите об интересе А. С. Пушкина к истории России. Поэма «Медный всадник» была написана Пушкиным в 1833 году. Как и поэма «Полтава», она связана с образом Петра I. II. Прочитайте вступление к поэме. III. Составьте цитатный план отрывка: 1. ____________________________________________________________________________ 2. ____________________________________________________________________________ 3. ____________________________________________________________________________ III. Ответьте на вопросы: 1. Что подчёркивает Пушкин в образе Петра I? 2. Какое преобразование Петра I поэт считает самым важным? 3. Прочитайте строки, в которых Пётр I выступает как покоритель природы, её стихий, как воплощение победы культуры и цивилизации над дикостью, отсталостью, которые царили до Петра I. 4. Прошло сто лет... И вот возник город. Как описывает его Пушкин? Какие чувства поэта звучат в этих строках? 5. Прочитайте строки, в которых автор выражает уверенность в вечности Петра, Петербурга. ВЫВОД: С начала XVIII века Русь превращается в империю. Петр I вводит много новшеств: развивается промышленность, торговля, армия и флот, культура государства. В 1709 году русские войска разгромили шведов под Полтавой. Эта победа укрепляет авторитет и мощь России в числе других государств. Начинает расцветать просвещение, создаются школы, издаются книги. И во всём этом была огромная заслуга Петра. Во вступлении к поэме «Медный всадник» Пушкин создаёт величественный образ Петра-преобразователя.
А. Бенуа. Иллюстрации к поэме «Медный всадник».
|
||||||
Карточка 4. М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича… »
1. Расскажите об исторической основе «Песни… ». Что вам известно об Иване Грозном и эпохе его царствования? 2. I часть: 1) Каким изображает автор Ивана Грозного? 2) Почему грустит любимый опричник царя? Какие возможные причины тоски называет Иван Васильевич? 3) Как отнёсся Иван Грозный к истинной причине грусти Кирибеевича? Что он ему советует? 4) Докажите, что Кирибеевич искренне любит Алёну Дмитриевну. 3. II часть: 1) Какое качество Кирибеевича проявляется во второй части? 2) С какой просьбой и почему обращается Калашников к своим братьям? 3) Расскажите о положении женщины. Чем угрожает Калашников жене? Если бы она была виновата, исполнил бы Калашников свои угрозы? 4. III часть: 1) Что происходит в третьей части? 2) Сравните поведение героев. Заполните таблицу:
3) Как относится царь к Калашникову? 4) На чьей стороне симпатия народа? 5) Какую роль играет в поэме Иван Грозный? Можно ли его назвать мудрым и справедливым? 5. Почему М. Ю. Лермонтов обратился к прошлому своей Родины?
Виктор Васнецов. Иллюстрации к «Песне … »
|
Карточка 5. Изобразительные средства языка и их роль в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Задание 1. Вспомните, что такое метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Соотнесите термины и их определения.
2. Задание 2. Восстановите описание степи: Степь, чем далее, тем становилась _______ . Тогда весь юг, всё то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было _______ , ______ пустынею. Никогда плуг не проходил по _______ ______ диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася ______ _____ , по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили _____ , ____ и _____ волошки; _____ дрок выскакивал вверх своею _____ верхушкою; _____ кашка зонтикообразными шапками _____ на поверхности; занесенный, бог знает откуда, колос пшеницы _____ в гуще. Под тонкими их корнями _____ куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно ____ ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне ____ диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и ____ ____ в синих ____ воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши! Задание 3. Сравните получившийся вариант с авторским текстом. Какие изобразительные средства языка использует Гоголь в описании степи? Эпитеты: ____________________________________________________________________ Метафоры:___________________________________________________________________ Олицетворения: ______________________________________________________________ Сравнения: __________________________________________________________________ Задание 4. Рассмотрите иллюстрацию художника Бубнова А. П. Сравните два описания: словесное и живописное.
Задание 5. Сделайте вывод, какую роль играет описание степи в повести. Вывод: _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
|
||||||||||
Карточка 6. Сатира и юмор.
Чем отличается сатира от юмора? Назовите произведения, из которых приведены данные отрывки. Вспомните их авторов. Определите, какое из произведений является сатирическим, а какое – юмористическим.
1) САТИРА; 2) ЮМОР.
А) - Нет, это не генеральская... - глубокомысленно замечает городовой. – У генерала таких нет. У него все больше лягавые...
- Ты это верно знаешь? - Верно, ваше благородие... - Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта – черт знает что! Ни шерсти, ни вида... подлость одна только... И этакую собаку держать?! Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально - не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй... Нужно проучить! Пора... - А может быть, и генеральская...- думает вслух городовой. - На морде у ней не написано...
Б) - Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, - сказал один генерал, - вижу, будто живу я на необитаемом острове...
Сказал это, да вдруг как вскочит! Вскочил и другой генерал. - Господи! да что ж это такое! где мы! - вскрикнули оба не своим голосом. И стали друг друга ощупывать, точно ли не во сне, а наяву с ними случилась такая оказия. Однако, как ни старались уверить себя, что все это не больше как сновидение, пришлось убедиться в печальной действительности.
|
|
|||||||||
Карточка 7. В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Художественные особенности стихотворения.
1. В чём необычность приключения? ________________________________________________ 2. Вспомните, что такое гипербола? При затруднении можно воспользоваться Словарём литературоведческих терминов. Гипербола -_____________________________________________________________________ Одним из художественных приёмов в стихотворении является гиперболическое описание. Приведите несколько примеров. ___________________________________________________ 3. Запишите строки, в которых поэт рисует портрет солнца. Какие слова-характеристики показались вам интересными? Как поэт обращается к солнцу? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 4. В. В. Маяковский называл это стихотворение «фантазия-факт». Приведите примеры сочетания фантастического и реалистического в стихотворении. Чего достигает поэт таким сочетанием в различных эпизодах текста? реальное фантастическое ______________________________ ____________________________ ______________________________ ____________________________ ______________________________ ____________________________ 5. Неологизмы - _________________________________________________________________ В. В. Маяковский вводит в стихотворение новые слова, созданные им специально для данного текста. Найдите и запишите их. Зачем поэту понадобилось создавать их? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 6. Аллитерация - _________________________________________________________________ В стихотворении «Необычайное приключение…» найдите примеры аллитерации. С какой целью поэт использует этот приём?__________________________________________________ 7. К чему призывает поэт каждой строчкой своего стихотворения? Во имя чего готов к ежедневной и изнурительной работе? Запишите свой вывод. ___________________________ ________________________________________________________________________________ 8. Какие значения слова «светить» появляются в тексте стихотворения? 1) _____________________________________________________________________________ 2) _____________________________________________________________________________ 9. Найдите в стихотворении авторскую переделку фразеологизмов. Запишите в одной колонке фразеологизм, в другой - его стихотворный вариант. ______________________________ _____________________________ ______________________________ _____________________________ ______________________________ _____________________________
Д. Бурлюк. Иллюстрация к стихотворению. |
|
|||||||||
Карточка 8. В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» Хочется очень написать что-нибудь прочувственное про лошадь … В. В. Маяковский, 1918 г. План-карта урока: 1. «Моя революция». Отношение Маяковского к революции. 2. «Хорошее отношение к лошадям» – «вера в революцию» или «гуманизм негуманного времени»? Словарная работа. Гуманизм - любовь, человечность в отношении к людям. Гуманный - направленный на благо других; человеколюбивый, отзывчивый. Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Задание 1. Внимательно прочитайте строфу. Впишите в неё другим цветом недостающие буквы. Какой приём использовал поэт? Били копыта. Пели будто: - __ и __. __ а __ ь. __о __ . __ у __. Задание 2. Какие ещё приёмы использует Маяковский? Соотнесите эти приёмы с примерами.
Задание 3. «Хорошее отношение к лошадям» – «вера в революцию» или «гуманизм негуманного времени»? Сформулируйте своё мнение и запишите вывод. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А. Тышлер. Иллюстрация к стихотворению. Карточка 8 (продолжение). Краткий словарь литературоведческих терминов Аллитерация (от лат. ad – «со» и litera – «буква») - повторение в стихотворной речи (реже – в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи. Гипербола (от греч. hyperbole – «преувеличение») - литературный приём, основанный на художественном преувеличении тех или иных свойств изображаемого. Используется для усиления эмоционального воздействия на читателя, а также для того, чтобы ярче выделить в изображаемом явлении те или иные стороны. Звукопись - художественный приём, заключающийся в подборе таких слов, сочетание которых имитирует звуки реального мира (свист ветра, шум дождя, щебет птиц и т. д.) Метафора (от греч. metaphora – «перенос» ) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. Неологизмы (от греч. neos – «новый», logos – «слово») - слова или словосочетания, созданные для обозначения нового предмета или явления, или индивидуальные новообразования слов. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.