Карточки для проведения контрольной работы по повети Е.Замятина "Мы"

  • Контроль знаний
  • doc
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других ис¬кусств; культуры читательского восприятия художественного текста, пони¬мания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности ли-тературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художествен-ного вкуса; устной и письменной речи учащихся; • освоение текстов художественных произведений в единстве содержа¬ния и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обу-словленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необ-ходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Иконка файла материала Карточки для проведения контрольной работыЕ.Замятин.doc
Карточки для проведения контрольной работы Е. Замятина (повесть «Мы») Задание 1 Прочитайте приведенный ниже отрывок из статьи литературоведа: «Роман Замятина целиком пропитан неподдельным страхом перед социализмом, из идеала становящимся практической, будничной проблемой. Роман о будущем, фантастический роман. Но это не утопия, это художественный памфлет  о настоящем и вместе с тем попытка прогноза в будущее... Роман производит тяжелое и страшное впечатление. Написать художественную пародию и изобразить коммунизм в вице какой­то сверхказармы под огромным стеклянным колпаком не ново:   так   издревле   упражнялись   противники   социализма   —   путь   торный   и   бесславный.   <...> Замятин   написал   памфлет,   относящийся   не   к   коммунизму,   а   к   государственному   <...> реакционному <...> социализму. С художественной стороны роман прекрасен. Замятин достиг здесь полной зрелости — тем хуже, ибо все это пошло на служение злому делу. <...> На очень опасном и бесславном пути Замятин». А. Воронский. Литературные силуэты. Евгений Замятин. 1922. Перечитайте в романе «Мы» записи 1—3­ю. Обратите внимание на то, что дневник героя обращен к людям иной, более «низкой» цивилизации. Д­503 с восторгом сообщает о преимуществах общества всеобщего механизированного равенства. 1. Можно ли согласиться с критиком А. Воронским, что книга Замятина — это сатирический   памфлет?   Какое   общественное   устройство   подвергается   критике? (Памфлет  — сатирическое произведение художественно­публицистического характера, автор которого в острой форме высмеивает современный ему общественный строй или отдельные его черты.) 2.   Справедливо   ли   рассуждение   героя   о   «древнем»   государстве:   «Государство (гуманность)   запрещало   убить   насмерть   одного   и   не   запрещало   убивать   миллионы наполовину...»   и   т.   д.?   Почему   Д­503   считает,   что   Единое   Государство   в   самом   деле достигло высшей степени человечности? 3. Почему для Д­503 «Расписание железных дорог» — «величайший из дошедших до нас памятников древней литературы»? Можно ли рассматривать эти слова и другие подобные рассуждения как иронию? Над кем и чем здесь иронизирует Замятин: над своим героем, разделяющим идеологию Государства, над самим Идеальным государством? Прочитайте приведенный ниже отрывок из статьи литературоведа: Задание 2 «Утопия,   о   которой   все   время   говорили   Платок,   Томас   Мор,   Фурье,   Чернышевский, Маркс, Ленин, — в конце концов осуществилась. Литература ответила на это расцветом жанра антиутопии, возникшего ранее в ходе полемики с программами утопистов в таких текстах, как Путешествие   Гулливера   на   Лапуту   и   в   страну   гуингнмов,   «Легенда   о   Великом   инквизиторе», «Записки   из  подполья»  (Достоевского)   и   др.   Новый   расцвет   жанра   был  реакцией   на   политику тоталитарного   социализма   и   на   тоталитарные   претензии   современного   государства   вообще, особенно   в   условиях   технического   прогресса.   Антиутопия   проникнута   разочарованием   в   идее общества, построенного на рационалистическом отрицании Бога, свободы воли, противоречивости человеческой природы и т. п., но зато берущегося обеспечить всеобщую гармонию. Эта установка отлилась в целый комплекс типичных схем, образов и положений». А. К Жолковский. Замятин, Оруэлл и Хворобьев:о снах нового типа. 1994 1.   Когда   и   почему   возникла   антиутопия   как   жанр?   Что   обусловило   ее возникновение? 2.   Против   каких   явлений   общественного   устройства   выступают   авторы антиутопий? 3. Роман «Мы» — это «антиутопия­город» или «антиутопия­сад»? Куда обращена книга Замятина — в прошлое или будущее? Задание 3 Прочитайте отрывок из работы литературоведа: «Проблема «нового мира» как проблема обретения <...> «Блаженной страны» ставилась почти всеми современниками Замятина. Утопия в те годы была не просто одним из жанров — утопизмом были проникнуты поэзия и проза, манифесты литературных группировок, размышления философов и публицистов. Литература и общество грезили грядущим, торопили бег времени. Но в эти же годы родились и тревожные сомнения вправе человека вмешиваться в естественный ход развития жизни, подчинять ее прихотливое течение какой­либо умозрительной идее. Не случайно «строители   людского   блага»   предстали   у  таких   разных,   имеющих   мало   общего   друг  с  другом писателей, как Булгаков («Роковые яйца», «Собачье сердце»), Л. Леонов («Вор»), М. Слонимский («Маши на Эме­ри»), Б. Пильняк («охламоны» в «Красном дереве»), А. Платонов («Чевенгур»), в трагическом, комическом» ироническом освещении. Замятин был среди первых, кто, доведя до абсурда возможные результаты героического действа, увидел его трагическую сторону». Е. Б. Скороспелова. Возвращение. 1990 Перечитайте запись 27­ю. 1. Найдите в тексте фразы, описывающие ощущения героя, впервые попавшего за Зеленую Стену. Чем отличается чувство восторга героя от того, что он испытывает Едином Государстве? 2.  Можно  ли  согласиться,   что  страна  Мефи   и  есть   идеал  «естественного  хода развития жизни», противопоставленный механизированному государству? Задание 4 Попробуйте   найти   в   романе   «Мы»   особенности   быта,   поведения,   мышления жителей   Единого   Государства,   сходные   с   теми,   которые   провозглашает   идеолог Пролеткульта поэт А. Гастев. Можно ли на основании увиденного сходства утверждать, что Замятин прибегает к пародии для разоблачения идеи механизированного равенства? Постепенно   расширяясь,   нормировочные   тенденции   внедряются   в   <...>   социальное творчество,   питание,   квартиры   и,   наконец,   даже   в   интимную   жизнь   вплоть   до   эстетических, умственных и сексуальных запросов пролетариата. <...> Вот эта­то черта и сообщает пролетарской психологии поразительную анонимность, позволяющую квалифицировать отдельную пролетарскую единицу как А. Б. С. или как 325,075 и 0 и т. п. В дальнейшем эта тенденция незаметно создает невозможность индивидуального мышления, претворяясь в объективную психологию целого класса с   системами   психологических   включений,   выключении,   замыканий.   Проявления   этого механизированного  коллективизма   нас  только чужды персональности,  настолько  анонимны,  что движение этих коллективов­комплексов приближается к движению вещей, в которых как будто уже нет человеческого индивидуального лица, а есть ровные, нормализованные шаги, есть лица без экспрессии,   душа,   лишенная   лирики,   измеряемая   не   криком,   не   смехом,   а   манометром   и таксометром. Мы идем к невиданно объективной демонстрации вещей, механизированных толп и потрясающей открытой грандиозности, не знающей ничего интимного и лирического». А. Гастев. О тенденциях пролетарской культуры. 1919Задание 5 1. Перечитайте рассуждения главного героя о преимуществах того общества, в котором  он  живет,  перед   «древними   обществами»   в  записях  3­й,   4­й,  20­й.   Найдите   в романе другие места, характеризующие общественное устройство Единого Государства. Попробуйте определить его основные особенности. 2.   Насколько   полно   сбылись   пророчества­предупреждения   Замятина?   Какие общества наиболее полно воплотили в себе черты Единого Государства? Можно ли сказать, что особенности общественного устройства, нарисованные в романе, можно увидеть и в настоящее время? Можно ли предположить, что замятинской антиутопии еще предстоит осуществиться в будущем? 3.   Насколько   справедливым   можно   считать   замечание   Д.   Оруэлла   (автора антиутопии «1984») о цели Замятина? «Вполне   вероятно,   однако,   что   Замятин   вовсе   и   не   думал   избрать   советский   режим главной мишенью своей сатиры. Он писал еще при жизни Ленина и не мог иметь в виду сталинскую диктатуру, а условия в России в 1923 году были явно не такие, чтобы кто­то взбунтовался, считая, что   жизнь   становится   слишком   спокойной   и   благоустроенной.   Цель   Замятина,   видимо,   не изобразить   конкретную   страну,   а   показать,   чем   нам   грозит   машинная   цивилизация.   <...>   Это исследование сущности Машины — джинна, которого человек бездумно вы пустил из бутылки и не может загнать назад». Д. Оруэлл. Рецензия на роман Е. Замятина «Мы». 1946 Задание 6 1. Почему автор избрал форму дневниковых записей главного героя, а, например, не объективное описание Единого Государства от третьего лица? 2.   Проследите   изменение   образа   главного   героя   Д­503   на   протяжении   всего романа. Как меняется его отношение к происходящему в Едином Государстве? Почему и как   возникает   раздвоение,   внутреннее   противоречие?   Преодолевается   ли   оно   к   концу романа? Каким образом? 3. Охарактеризуйте персонажей, с которыми пересекается судьба Д­503. Какими устойчивыми чертами облика наделяет автор каждого из них — О­90, I­330, R­13? Почему автор постоянно использует в описании персонажей геометрические фигуры и линии? 4. Прочитайте характерный пример описания внешности I­330 (запись 10­я): «И я увидел странное сочетание: высоко вздернутые у дисков темные брови — насмешливый острый треугольник, обращенный вершиной вверх, — две глубокие морщинки, от носа к углам рта. «И эти два треугольника как­то противоречили один другому, клали на все лицо этот неприятный, раздражающий Х — как крест: перечеркнутое крестом лицо». Имеют ли фигуры треугольника и креста некий смысл для раскрытия характера и судьбы героини? В чем   заключается   этот   смысл?   Найдите   геометрические   «детали»   внешности   других персонажей. Задание 7 «Самый   острый   драматизм   придает   роману   противостояние   личности   государственно суперсистеме.   <...>   Существованию   Единого   Государства   вредит   всякое   живое   человеческое движение. В идеале система стремится к замене людей роботами. Четыре   импульса   выводят   Д­503   из   состояния   конформистской   спячки:   врожденная эмоциональность   («капля   горячей   крови»),   неосторожно   приведенная   в   движение   чрезмерным самохвальством ЕГ. Вторая сила — искусство. Д слушает музыку Скрябина в исполнении I­330 и впервые ощущает «медленную, сладкую боль», чувствует в своей крови ожог «дикого, несущегося, опаляющего солнца». Третий толчок — посещение древнего дома, который пробуждает прапамять(«Д   почувствовал   себя   захваченным   в   дикий   вихрь   древней   жизни»).   <...>   Отторжение   от привычного климата ЕГ, появление в себе другого человека, «нового и чужого», он испытывает как болезнь. <...> Четвертый и окончательный момент, завершивший «государственное» грехопадение Д, — он переживает чувство ошеломляющего потрясения от близости с I­330. Это совсем не то чувство, которое он испытывал «по розовым талончикам» в «сексуальный день». В. Акимов. Человек и единое государство. 1989 1.   Можно   ли   увидеть   уже   в   первых   главах   будущий   конфликт   героя   с Государством? Какие черты характера Д­503 усиливают остроту конфликта? 2.   Чем   завершается   история   любви   героя?   Можно   ли   назвать   судьбу   героя трагической? В чем суть его трагедии? Задание 8 «Проза   писателя   и   в   особенности   роман   «Мы»   действительно   исполнены   как   многих ассоциаций, так и реминисценций  из Достоевского; она заключает в себе диалог с его идеями, развитие  его образов и сюжетных приемов. Повествование  антиутопии, как в «Преступлении  и наказании», «Бесах», идет со всевозрастающим напряжением, неожиданными «вдруг» и крутыми поворотами  событий.   Рассказчик­хроникер,  подобно  Раскольникову,  проходит  через   раздвоение своей личности и преступление перед «нумерным» сообществом, затем — кризис (наказание) и, наконец,   своеобразное   «воскресение»,   возвращающее   его   в   лоно   Единого   Государства.   Пара главных женских лиц (О и  I­330) связана, как нередко у Достоевского, антитезой типа кроткого, смиренного, с одной стороны, и хищного, демонического — с другой». В. А. Недзвецкий. Благо и благодетель в романе Е. И. Замятина «Мы» Подтвердите   или   опровергните   рассуждение   литературоведа.   Сопоставьте «преступление»   перед   обществом   Раскольникова   и   героя   Д­503.   В   чем   их   сходство   и различие? Задание 9 Критики,   писавшие   о   романе,   отмечали   многообразие   перекличек   романа   с книгами  великих  утопистов прошлого, с произведениями Пушкина, Гоголя, Салтыкова­ Щедрина, Чернышевского, Достоевского, Андрея Белого. Перечислите   с   какими   произведениями   каких   авторов   перекликается   сюжет повести «Мы». Ответ должен быть развернутым.