Карточки для проведения контрольной работы по повети Е.Замятина "Мы"
Оценка 4.9
Контроль знаний
doc
русская литература
Взрослым
05.03.2018
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других ис¬кусств; культуры читательского восприятия художественного текста, пони¬мания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности ли-тературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художествен-ного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержа¬ния и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обу-словленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необ-ходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Карточки для проведения контрольной работыЕ.Замятин.doc
Карточки для проведения контрольной работы
Е. Замятина (повесть «Мы»)
Задание 1
Прочитайте приведенный ниже отрывок из статьи литературоведа:
«Роман Замятина целиком пропитан неподдельным страхом перед социализмом, из идеала
становящимся практической, будничной проблемой. Роман о будущем, фантастический роман. Но
это не утопия, это художественный памфлет о настоящем и вместе с тем попытка прогноза в
будущее... Роман производит тяжелое и страшное впечатление. Написать художественную пародию
и изобразить коммунизм в вице какойто сверхказармы под огромным стеклянным колпаком не
ново: так издревле упражнялись противники социализма — путь торный и бесславный. <...>
Замятин написал памфлет, относящийся не к коммунизму, а к государственному <...>
реакционному <...> социализму.
С художественной стороны роман прекрасен. Замятин достиг здесь полной зрелости —
тем хуже, ибо все это пошло на служение злому делу. <...> На очень опасном и бесславном пути
Замятин».
А. Воронский. Литературные силуэты.
Евгений Замятин. 1922.
Перечитайте в романе «Мы» записи 1—3ю. Обратите внимание на то, что дневник
героя обращен к людям иной, более «низкой» цивилизации. Д503 с восторгом сообщает о
преимуществах общества всеобщего механизированного равенства.
1. Можно ли согласиться с критиком А. Воронским, что книга Замятина — это
сатирический памфлет? Какое общественное устройство подвергается критике?
(Памфлет — сатирическое произведение художественнопублицистического характера,
автор которого в острой форме высмеивает современный ему общественный строй или
отдельные его черты.)
2. Справедливо ли рассуждение героя о «древнем» государстве: «Государство
(гуманность) запрещало убить насмерть одного и не запрещало убивать миллионы
наполовину...» и т. д.? Почему Д503 считает, что Единое Государство в самом деле
достигло высшей степени человечности?
3. Почему для Д503 «Расписание железных дорог» — «величайший из дошедших
до нас памятников древней литературы»? Можно ли рассматривать эти слова и другие
подобные рассуждения как иронию? Над кем и чем здесь иронизирует Замятин: над своим
героем, разделяющим идеологию Государства, над самим Идеальным государством?
Прочитайте приведенный ниже отрывок из статьи литературоведа:
Задание 2
«Утопия, о которой все время говорили Платок, Томас Мор, Фурье, Чернышевский,
Маркс, Ленин, — в конце концов осуществилась. Литература ответила на это расцветом жанра
антиутопии, возникшего ранее в ходе полемики с программами утопистов в таких текстах, как
Путешествие Гулливера на Лапуту и в страну гуингнмов, «Легенда о Великом инквизиторе»,
«Записки из подполья» (Достоевского) и др. Новый расцвет жанра был реакцией на политику
тоталитарного социализма и на тоталитарные претензии современного государства вообще,
особенно в условиях технического прогресса. Антиутопия проникнута разочарованием в идее
общества, построенного на рационалистическом отрицании Бога, свободы воли, противоречивости
человеческой природы и т. п., но зато берущегося обеспечить всеобщую гармонию. Эта установка
отлилась в целый комплекс типичных схем, образов и положений».
А. К Жолковский. Замятин, Оруэлл и Хворобьев: о снах нового типа. 1994
1. Когда и почему возникла антиутопия как жанр? Что обусловило ее
возникновение?
2. Против каких явлений общественного устройства выступают авторы
антиутопий?
3. Роман «Мы» — это «антиутопиягород» или «антиутопиясад»? Куда обращена
книга Замятина — в прошлое или будущее?
Задание 3
Прочитайте отрывок из работы литературоведа:
«Проблема «нового мира» как проблема обретения <...> «Блаженной страны» ставилась
почти всеми современниками Замятина. Утопия в те годы была не просто одним из жанров —
утопизмом были проникнуты поэзия и проза, манифесты литературных группировок, размышления
философов и публицистов. Литература и общество грезили грядущим, торопили бег времени. Но в
эти же годы родились и тревожные сомнения вправе человека вмешиваться в естественный ход
развития жизни, подчинять ее прихотливое течение какойлибо умозрительной идее. Не случайно
«строители людского блага» предстали у таких разных, имеющих мало общего друг с другом
писателей, как Булгаков («Роковые яйца», «Собачье сердце»), Л. Леонов («Вор»), М. Слонимский
(«Маши на Эмери»), Б. Пильняк («охламоны» в «Красном дереве»), А. Платонов («Чевенгур»), в
трагическом, комическом» ироническом освещении. Замятин был среди первых, кто, доведя до
абсурда возможные результаты героического действа, увидел его трагическую сторону».
Е. Б. Скороспелова. Возвращение. 1990
Перечитайте запись 27ю.
1. Найдите в тексте фразы, описывающие ощущения героя, впервые попавшего за
Зеленую Стену. Чем отличается чувство восторга героя от того, что он испытывает Едином
Государстве?
2. Можно ли согласиться, что страна Мефи и есть идеал «естественного хода
развития жизни», противопоставленный механизированному государству?
Задание 4
Попробуйте найти в романе «Мы» особенности быта, поведения, мышления
жителей Единого Государства, сходные с теми, которые провозглашает идеолог
Пролеткульта поэт А. Гастев. Можно ли на основании увиденного сходства утверждать,
что Замятин прибегает к пародии для разоблачения идеи механизированного равенства?
Постепенно расширяясь, нормировочные тенденции внедряются в <...> социальное
творчество, питание, квартиры и, наконец, даже в интимную жизнь вплоть до эстетических,
умственных и сексуальных запросов пролетариата. <...> Вот этато черта и сообщает пролетарской
психологии поразительную анонимность, позволяющую квалифицировать отдельную пролетарскую
единицу как А. Б. С. или как 325,075 и 0 и т. п. В дальнейшем эта тенденция незаметно создает
невозможность индивидуального мышления, претворяясь в объективную психологию целого класса
с системами психологических включений, выключении, замыканий. Проявления этого
механизированного коллективизма нас только чужды персональности, настолько анонимны, что
движение этих коллективовкомплексов приближается к движению вещей, в которых как будто
уже нет человеческого индивидуального лица, а есть ровные, нормализованные шаги, есть лица без
экспрессии, душа, лишенная лирики, измеряемая не криком, не смехом, а манометром и
таксометром. Мы идем к невиданно объективной демонстрации вещей, механизированных толп и
потрясающей открытой грандиозности, не знающей ничего интимного и лирического».
А. Гастев. О тенденциях пролетарской культуры. 1919 Задание 5
1. Перечитайте рассуждения главного героя о преимуществах того общества, в
котором он живет, перед «древними обществами» в записях 3й, 4й, 20й. Найдите в
романе другие места, характеризующие общественное устройство Единого Государства.
Попробуйте определить его основные особенности.
2. Насколько полно сбылись пророчествапредупреждения Замятина? Какие
общества наиболее полно воплотили в себе черты Единого Государства? Можно ли сказать,
что особенности общественного устройства, нарисованные в романе, можно увидеть и в
настоящее время? Можно ли предположить, что замятинской антиутопии еще предстоит
осуществиться в будущем?
3. Насколько справедливым можно считать замечание Д. Оруэлла (автора
антиутопии «1984») о цели Замятина?
«Вполне вероятно, однако, что Замятин вовсе и не думал избрать советский режим
главной мишенью своей сатиры. Он писал еще при жизни Ленина и не мог иметь в виду сталинскую
диктатуру, а условия в России в 1923 году были явно не такие, чтобы ктото взбунтовался, считая,
что жизнь становится слишком спокойной и благоустроенной. Цель Замятина, видимо, не
изобразить конкретную страну, а показать, чем нам грозит машинная цивилизация. <...> Это
исследование сущности Машины — джинна, которого человек бездумно вы пустил из бутылки и не
может загнать назад».
Д. Оруэлл. Рецензия на роман Е. Замятина «Мы». 1946
Задание 6
1. Почему автор избрал форму дневниковых записей главного героя, а, например,
не объективное описание Единого Государства от третьего лица?
2. Проследите изменение образа главного героя Д503 на протяжении всего
романа. Как меняется его отношение к происходящему в Едином Государстве? Почему и
как возникает раздвоение, внутреннее противоречие? Преодолевается ли оно к концу
романа? Каким образом?
3. Охарактеризуйте персонажей, с которыми пересекается судьба Д503. Какими
устойчивыми чертами облика наделяет автор каждого из них — О90, I330, R13? Почему
автор постоянно использует в описании персонажей геометрические фигуры и линии?
4. Прочитайте характерный пример описания внешности I330 (запись 10я): «И я
увидел странное сочетание: высоко вздернутые у дисков темные брови — насмешливый
острый треугольник, обращенный вершиной вверх, — две глубокие морщинки, от носа к
углам рта. «И эти два треугольника както противоречили один другому, клали на все лицо
этот неприятный, раздражающий Х — как крест: перечеркнутое крестом лицо». Имеют ли
фигуры треугольника и креста некий смысл для раскрытия характера и судьбы героини? В
чем заключается этот смысл? Найдите геометрические «детали» внешности других
персонажей.
Задание 7
«Самый острый драматизм придает роману противостояние личности государственно
суперсистеме. <...> Существованию Единого Государства вредит всякое живое человеческое
движение. В идеале система стремится к замене людей роботами.
Четыре импульса выводят Д503 из состояния конформистской спячки: врожденная
эмоциональность («капля горячей крови»), неосторожно приведенная в движение чрезмерным
самохвальством ЕГ. Вторая сила — искусство. Д слушает музыку Скрябина в исполнении I330 и
впервые ощущает «медленную, сладкую боль», чувствует в своей крови ожог «дикого, несущегося,
опаляющего солнца». Третий толчок — посещение древнего дома, который пробуждает прапамять («Д почувствовал себя захваченным в дикий вихрь древней жизни»). <...> Отторжение от
привычного климата ЕГ, появление в себе другого человека, «нового и чужого», он испытывает как
болезнь. <...> Четвертый и окончательный момент, завершивший «государственное» грехопадение
Д, — он переживает чувство ошеломляющего потрясения от близости с I330. Это совсем не то
чувство, которое он испытывал «по розовым талончикам» в «сексуальный день».
В. Акимов. Человек и единое государство. 1989
1. Можно ли увидеть уже в первых главах будущий конфликт героя с
Государством? Какие черты характера Д503 усиливают остроту конфликта?
2. Чем завершается история любви героя? Можно ли назвать судьбу героя
трагической? В чем суть его трагедии?
Задание 8
«Проза писателя и в особенности роман «Мы» действительно исполнены как многих
ассоциаций, так и реминисценций из Достоевского; она заключает в себе диалог с его идеями,
развитие его образов и сюжетных приемов. Повествование антиутопии, как в «Преступлении и
наказании», «Бесах», идет со всевозрастающим напряжением, неожиданными «вдруг» и крутыми
поворотами событий. Рассказчикхроникер, подобно Раскольникову, проходит через раздвоение
своей личности и преступление перед «нумерным» сообществом, затем — кризис (наказание) и,
наконец, своеобразное «воскресение», возвращающее его в лоно Единого Государства. Пара
главных женских лиц (О и I330) связана, как нередко у Достоевского, антитезой типа кроткого,
смиренного, с одной стороны, и хищного, демонического — с другой».
В. А. Недзвецкий. Благо и благодетель
в романе Е. И. Замятина «Мы»
Подтвердите или опровергните рассуждение литературоведа. Сопоставьте
«преступление» перед обществом Раскольникова и героя Д503. В чем их сходство и
различие?
Задание 9
Критики, писавшие о романе, отмечали многообразие перекличек романа с
книгами великих утопистов прошлого, с произведениями Пушкина, Гоголя, Салтыкова
Щедрина, Чернышевского, Достоевского, Андрея Белого.
Перечислите с какими произведениями каких авторов перекликается сюжет
повести «Мы». Ответ должен быть развернутым.
Карточки для проведения контрольной работы по повети Е.Замятина "Мы"
Карточки для проведения контрольной работы по повети Е.Замятина "Мы"
Карточки для проведения контрольной работы по повети Е.Замятина "Мы"
Карточки для проведения контрольной работы по повети Е.Замятина "Мы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.