Картотека дидактических игр по экологии
Оценка 5

Картотека дидактических игр по экологии

Оценка 5
doc
08.02.2023
Картотека дидактических игр по экологии
Дидактические игры.doc

                                                                                    
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
для ознакомления дошкольников

С РАСТЕНИЯМИ         (6 - 7 лет)

Дидактические задачи:

1.    Находить предмет с помощью одного анализатора (на ощупь, на вкус, по запаху). Выполнение этой задачи требует от детей умения оперировать отдельными признакам и (форма, плотность, поверхность) предметов и их качествами.

2.     Описывать предметы и находить их по описанию. Эта задача усложняется за счет того, что дети описывают предметы, воспринимаемые не только зрительно, но и с помощью осязания.

3.     Находить целое по части и часть по целому.

4.     Составлять целое из частей.

Данные задачи требуют от детей знания внешнего вида частей растения, например листьев и плодов (семян), надземных и подземных частей растений.

5.     Группировать предметы по месту произрастания.

6.     Группировать предметы по использованию их в жизни.

Задача усложнена тем, что признаки, лежащие в основе группировок, нельзя воспринимать чувственным путем. Чтобы дети могли решить поставленные задачи, необходимо пополнить их знания об уже известных

растениях.

7 . Устанавливать последовательность стадий развития растений. Это наиболее сложная задача. Чтобы ее выполнить, дети должны знать изменяющиеся внешние признаки предметов растительного мира и научиться связывать их с определенным периодом развития растения.

 

         Игры для ознакомления детей с деревьями и кустарниками

 

1.     Угадай, какой наш дом

 Дидактическая задача. Описать деревья и найти их по описанию.

Игровые действия. Составление и отгадывание загадок о деревьях.

Правило. Называть дерево можно только после описания.

 Ход игры. Игру проводят в лесу, парке, сквере. Из группы детей выбирают водящего, остальных воспитатель делит на две подгруппы. Каждая подгруппа выбирает себе дерево, описывает его водящему, а он должен узнать растение и назвать «дом», в котором «живут» дети. Например, дети говорят хором: «Угадай, какой наш дом, все расскажем мы о нем». Затем один из них дает описание: называет цвет стволов, вспоминает о высоте дерева, форме, величине листьев, плодах и семенах (воспитатель, если нужно, напоминает последовательность описания).

 

2.     Кто где живет

Дидактическая задача. Группировка растений по их строению (деревья, кустарники).

Игровые действия. Убежать от лисы.

Правила. Искать дом после сигнала. Правильно найти дом.

Оборудование. Маски лисы, зайцев, белок.

Ход игры. Игра проводится во время экскурсии в лес, парк. Воспитатель говорит детям: «Сейчас поиграем. Вы будете белочками и зайчиками, а кто-то один из вас ­лисой. Белочки ищут растение, на котором могут укрыться, а зайчики - под которыми могут спрятаться». В ходе игры воспитатель помогает детям уточнить, что белки живут и прячутся на деревьях, а у зайцев дома нет, они прячутся в кустах. Выбирают водящего - лису, дают ему шапочку - маску лисы, всем остальным детям ­шапочки - маски зайцев и белок. Зайчики и белочки бегают по поляне. По сигналу: «Опасность - лиса!» ­белочки бегут к дереву, зайцы - к кустам. Кто неправильно выполнил задание, лиса тех ловит.

Примечание. Желательно, чтобы были маски, они будут служить контролем для подсчета, сколько белочек и сколько зайчиков оказалось у лисы.

  

3.     К названому дереву беги!

Дидактическая задача. Тренировка в быстром нахождении названного дерева.

Игровые действия. Убегать от водящего к названному дереву.

Правила. Воспитатель часто меняет название растений. Около названного растения долго стоять нельзя. Можно перебегать к разным деревьям одного названия.

Ход игры. Игра организуется как подвижная, типа «Салок». Воспитатель объясняет, что водящий может ловить ТQЛЬКО тех детей, которые не стоят у названного дерева. Педагог называет сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, которые похожи по внешнему виду. Например, тополь и осину, желтую акацию и рябину и др. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо и в соответствии с этим перебегать по сигналу «Раз - два ­три - беги!».

 

4.     Путешествие

Дидактическая задача. Найти дорогу по названиям знакомых растений.

Правила. Направление пути рукой не показывать, ориентиры называть точно.

Ход игры. Игру проводить во время прогулки в парке или лесу. Воспитатель предлагает одному или двум детям быть ведущим. Им дают задание подобрать новое место для прогулок, наметить к нему путь и выбрать заметные ориентиры (крупные деревья, кустарники). Затем, когда это задание выполнено, ведущие должны объяснить всей группе детей дорогу. Надо называть два-три знакомых всем дерева или кустарника, их хорошо заметные признаки. Например, ведущий говорит: «Надо дойти до очень большой ели, от нее повернуть направо, оттуда направиться к двум большим березам, поравнявшись с ними, опять повернуть направо. За орешником будет полянка для прогулки».

 

5.     Путешествие

Третий вариант.

Содержание знаний. Знать внешний вид и названия некоторых деревьев и кустарников, их характерные отличительные признаки.

Дидактическая задача. Описать внешний вид растений и

найти их по описанию.

Правило. Описывать растения-ориентиры, не говоря, как

они называются.

Ход игры. Игру проводят в лесу. Выбирают одного

ведущего, который намечает маршрут прогулки и объясняет ориентиры: 3 - 4 хорошо знакомых детям растения, описывает их, не называя, объясняет, где и куда надо свернуть. Все остальные по описанию определяют ориентиры, называют их и ищут по ним

дорогу.

Можно выбрать двух ведущих, проделать два

путешествия, а все дети сравнят, кто из них выбрал лучшее место для прогулки.

Игру проводят как поход за грибами. Ведущий объясняет, в какой лес пойдут, как найти туда дорогу

6.     Лесник

Содержание знаний. Напомнить детям внешний вид некоторых деревьев и кустарников, их составные части, ствол, листья, плоды и семена. Научить ребят выражать знания словами.

Дидактическая задача. Назвать признаки растений. Выбрать их нужные части.

Правило. Собрать семена можно только те, которые назовет воспитатель.

Ход игры. Игру проводят в лесу. Воспитатель выбирает лесников, которые будут обходить свои участки и проверять, все ли там в порядке. Остальные дети ­пришли помочь лесникам собирать семена для посадки новых лесов. Каждый лесник выбирает один вид семян для сбора. Например, он говорит: «На моем участке растет много дубов. Давайте наберем желудей». Лесник может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают леснику. Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.

Одновременно можно выделить двух-трех лесников и столько же отрядов детей, которые расскажут друг другу о своей работе в лесу. (Если есть возможность, то можно сдать собранные семена.)

 

7.     Найди дерево по семенам

Дидактическая задача. Найти целое по частям.                                  

 Игровое действие. Бег к определенному предмету.                             

Правило. Бежать к тому дереву, от которого семена, можно по сигналу.

Оборудование. Семена и плоды деревьев и кустарников, которые сохраняются зимой: липы, разных видов клена, ясеня, рябины и др.

Ход игры. Игра про водится зимой. Воспитатель раздает детям семена и просит всех свободно передвигаться по поляне. По его сигналу каждый бежит к тому растению, семена которого у него в руках.

Чтобы дети не путали семена ясеня и клена, обратить их внимание на отличительные признаки: летучки у ясеня (отдельные «лопаточки» _, а у клена семена скреплены попарно. После игры можно рассмотреть и другие отличительные признаки этих растений: окраску и строение ветвей, величину, окраску почек

 

Игры для ознакомления детей с комнатными растениями

 

1.Найдите, что пишу

Дидактическая задача. Найти растение по описанию.                            

Игровое действие. Поиск растения по описанию отличительных признаков.

Правило. Назвать растение можно только после его описания.

Оборудование. 5 - 6 растений, из них несколько названий одного семейства, но разных видов, например: пеларгония душистая и зональная, бегония пестролистная и королевская, традесканция зебровидная и зеленая и т. д.

Ход игры. Воспитатель расставляет растения так, чтобы дети хорошо видели особенности каждого из них. Затем описывает общие признаки растений одного и того же названия (скажем, традесканции), после чего называет отличительный признак каждого растения.

Дети внимательно слушают рассказ воспитателя. Затем он предлагает кому - либо из ребят показать растение и назвать его

 

2. Отгадайте, что за растение

Дидактическая задача. Описать предмет и узнать его по описанию.

Игровые действия. Загадывание и отгадывание загадок о растениях.

Правила. Назвать растение можно только после описания его отличительных признаков. Описывать в принятом порядке.

Ход игры. Растения стоят на своих обычных местах. Воспитатель предлагает кому - либо из детей выбрать об но из них и описать так, чтобы все дети узнали и смогли сказать, что это за растение. Педагог напоминает дошкольникам последовательность описания: прежде всего надо сказать, есть ли ствол и ветки. Затем вспомнить, какие они (прямо стоят, вьются, свисают, тонкие или толстые), описать листья, их форму, поверхность (гладкий, негладкий), окраску (темно -, светло - зеленый, пестрый, с полосками, пятнышками). Далее надо остановиться на том, есть ли цветы, сколько их на цветоножке, как окрашены. Когда дети угадают растение, можно предложить им найти в групповой комнате представителей растений данного вида.

 

3. Где спрятано растение

Дидактическая задача. Запомнить расположение предметов, найти изменения в их расположении.                                                                  

Игровые действия. Поиски изменений в расположении растений.

Правило. Смотреть, что убирает воспитатель, нельзя. Оборудование. Для первой игры нужно 4 - 5 растений, для последующих - до 7 - 8.

Ход игры. Комнатные растения ставят на столе в один ряд. Всех детей, сидящих полукругом, воспитатель просит хорошо рассмотреть и запомнить растения и их расположение, а затем закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами (вначале два растения, а затем два - три). «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, - предлагает ОН.- Какие растения переставлены? Покажите, где они стояли раньше», (Дети показывают)

Второй вариант.

Одно растение можно убрать, а остальные сдвинуть так, чтобы не было видно, какого растения не стало. Дети должны назвать спрятанное растение

 

4.     Узнай растение

Дидактическая задача. Найти растение по названию.                            

Игровые действия. Соревнование кто быстрее найдет растение.

Правила. Найдя растение, нужно объяснить, как узнал его.

Ход игры. Растения (несколько видов одного семейства) стоят на своих постоянных местах. Воспитатель говорит всем детям: «Я назову комнатное растение, а вы должны найти его, показать и рассказать, по какому признаку определили. Кто быстрее это сделает, получит фишку. Тому, кто наберет фишек больше, в конце игры присвоим звание: «Знаток природы».

Примечание. Подобная игра знакома старшим дошкольникам: они играли в средней группе. Тогда в игру включалось 3 - 4 растения с резко отличительными признаками. В старшей и подготовительной к школе группах ребенку предлагают найти растение из  8 – 10 и указать характерный признак, по которому определил его.

 

5.     Магазин «Цветы»

Содержание знаний. Вспомнить вместе с детьми названия растений, отличительные признаки некоторых из них.

Дидактическая задача. Описать, найти и назвать предметы по характерным признакам.

Правило. Назвать отдел и описать растение, не говоря, как оно называется.

Ход игры. На столе расставляют комнатные растения так, чтобы детям хорошо было видно каждое. Это магазин «Цветы». Покупатели (дети) не называют понравившееся растение, а только описывают его. Продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку.

В начале игры воспитатель может сам исполнить роль покупателя и показать образец описания, напоминая последовательность: есть ли стебель и какой он (прямостоящий, свисающий и т. п.), какой формы листья, как они окрашены, какая у них поверхность, плотность, есть ли цветы, сколько их, какого они цвета. Затем педагог сам описывает растения.

В дальнейшем игру можно усложнить, продавая в магазине растения, разные по месту произрастания, можно ввести роль директора, распределяющего цветы по отделам, покупателю предложить называть отдел: полевых цветов, садовых, комнатных растений, после чего делать описание растения.

 

6.     Магазин «Цветы

Второй вариант (для детей подготовительной к школе группы).

Содержание знаний. Дети должны усвоить, что цветы на клумбах, комнатные растения выращивают для красоты. Цветы дарят людям на праздники, когда идут в гости. Цветы приносят радость. Их можно купить в цветочном магазине. Рассказать, что цветы бывают полевые, лесные, садовые, дома выращивают комнатные растения. У них разные стебли, листья, цветы.

Дидактическая задача. Сгруппировать растения по месту произрастания, описать их внешний вид.

Правила. Покупатель должен описать, не На3ывая, растения, которые хочет купить, указать, где растет цветок. Продавцу нужно узнать растение, назвать его и выдать покупку.

Оборудование. Магазин устраивают на нескольких столах. Отдельно можно расположить дикорастущие, комнатные, садовые растения, в зависимости от того, какой признак положат в основу группировки.

Ход игры. Дети исполняют роли продавцов и покупателей. Чтобы купить, надо описать растение. которое выбрал, но не называть его, а только сказан), где оно растет. Продавец должен догадаться, что это за цветок, назвать его и отдел, в котором он стоит (лесных, полевых, садовых цветов, комнатных растений), затем он выдает покупку. В ходе игры роли могут меняться

 

Игры для ознакомления детей с овощами и фруктами

 

1.     Вершки и корешки

Дидактическая задача. Составить целое из частей.

 Игровые действия. Поиск своей пары.

Правила. Искать свой «вершок» или «корешок» можно только по сигналу. С одним и тем же ребенком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Ход игры. Во время прогулки после уборки урожая на огороде воспитатель делит детей на две группы. Одной из них он дает корешки (лук, репа, морковь, картофель и др.), другой - вершки - ботву. «Все «вершки» и «корешки» перепутались. Раз, два, три - свою пару найди!» По этому сигналу все дети подбирают себе пару.

Второй вариант.

«Вершки» (или «корешки» ) стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Воспитатель дает команду: «Корешки», найдите свои вершки»!» Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Правильность выполнения задания могут проверить «волшебные ворота» (воспитатель и кто-нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угас и дети получили знания о разных растениях, надо предложить им поменяться несколько раз вершками и корешками.

 

2.     Загадай, мы отгадаем

Дидактическая задача. Описать предметы и найти по описанию.

Игровые действия. Загадывание и отгадывание загадок О растениях.

Правила. Описание давать в принятом порядке: сначала рассказать о форме, потом об окраске, вкусе, запахе. Называть предмет при описании нельзя.

Ход игры. На краю стола лежат ОВОЩИ и фрукты так, чтобы всем детям хорошо были видны детали их формы, неповторимость окраски

Первый вариант.

Один ребенок выходит за дверь, он ВОДИТ, а все оставшиеся готовят описание любого растения. Водящему надо догадаться и назвать то, о чем рассказали дети, Воспитатель может напомнить или предложить ребятам вспомнить последовательность описания: форма, ее детали, окраска, поверхность, вкус.

Второй вариант.

Ребенок описывает предмет, а другой узнает его по описанию. Тому, кто рассказывает об овоще или фрукте, воспитатель предлагает не смотреть постоянно на предмет, о котором он рассказывает. Иначе остальные легко догадаются.

 

3.     Почтальон принес посылку

Дидактическая задача, Описать предметы и узнать их по описанию.

Игровые действия, Составление загадок (описания) и отгадывание предмета.

Правило. Рассказывать о том, ЧТО ты получил, нужно, не называя предмета.

Оборудование. Воспитатель вкладывает овощи и фрукты по одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку.

Ход игры:  Коробку (посылку) приносят в группу. Воспитатель говорит: «Сегодня нам почтальон принес посылку. В ней разные овощи и фрукты». Педагог дает нескольким детям по пакету и просит заглянуть в них. «А теперь, не называя, что там, расскажите по очереди, что вы получили в посылке, но так, чтобы все догадались», Дети по описанию называют овощи и фрукты. Отгаданные предметы кладут на стол.

В конце игры надо угостить детей и попросить их назвать точно вкусовое ощущение, его неоднородность (кислое, кисло - сладкое, сладкое и т. л.).

 

4.     Угадайте, что в мешочке

Дидактическая задача. Описать признаки, воспринимаемые на ощупь.

Игровые действия. Угадывание на ощупь предмета.

 Правила. Выбирая предмет, смотреть на него нельзя. Описать, ощупывая руками.

Оборудование. Овощи и фрукты характерной формы и различной плотности (лук, репа, редька, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.) лежат в мешочке.

Ход игры. Воспитатель напоминает детям о том, что они знают игру «Чудесный мешочек», и говорит, что играть в нее можно по-иному. «Тот, кому я предложу достать из мешочка предмет, не будет его вытаскивать, а, ощупав, назовет характерные признаки». Педагог приглашает к себе одного ребенка и просит выполнить задание. Ребенок рассказывает, все дети называют предмет, который пока не видят, после этого ребенок вытаскивает его из мешочка и показывает, что в руке. Названный предмет обратно в мешочек не опускают.

 

5.     Созрело - не созрело

Дидактическая задача. Определить спелость овощей и фруктов по внешним признакам.

Игровое действие. Поиск пары.

Правило. Искать спелое или неспелое можно только по сигналу воспитателя.

Оборудование. Вначале нужно подбирать овощи и фрукты с яркими признаками спелости, выраженными в окраске. Например, помидоры, сливы, абрикосы и др. При повторении игры можно предлагать фрукты (овощи) с менее заметными признаками спелости. Например, яблоко, грушу и др.

Ход игры. Игру можно провести как подвижную. Половине группы детей воспитатель раздает спелые овощи и фрукты, а остальным - неспелые. 110 сигналу дети ищут свою пару, т. е. Товарища, у которого в руках такой же предмет, но другой степени зрелости.

В ходе игры дети несколько раз меняются овощами и фруктами, чтобы лучше узнать признаки спелых и неспелых овощей и фруктов.

 

 

6.     Съедобное – несъедобное

Содержание знаний. Напомнить детям о том, что овощные культуры выращивают для питания. У одних в пищу идет надземная часть - вершки, у других подземная - корешки. Накануне прочитать ребятам сказку «Мужик и медведь», а затем предложить детям вспомнить ее содержание: мужик и медведь решили пахать и сеять, а урожай делить пополам. Хитрый мужик все время выбирал съедобную часть (вершки или корешки) в зависимости от того, какой овощ посеян, а остальное отдавал медведю.

Дидактическая задача. Выбрать растения, используемые в питании.

Правила. Нельзя называть фрукты и ягоды, так как они сеются не на один год, и медведю легко будет узнать, какая часть съедобная. Мужик должен выбирать для посева такие овощи, чтобы ему доставалась съедобная часть.

Оборудование. На столе лежат овощи и фрукты со съедобными корешками (морковь, свекла, репа, редька, лук и др.) и со съедобными вершками (капуста, помидоры, горох, огурцы  и др).

Ход игры. Воспитатель называет двух ребят. Один из них будет исполнять роль мужика, другой - медведя. Мужик предлагает такие овощи для посева, чтобы ему достался плод, а медведю - ботва или корни, которые не едят.

 

7.     Детки на ветке

Дидактическая задача. Подобрать предметы по принадлежности к одному растению.

Игровые действия. Поиск своей пары.

Правило. Искать пару можно только после сигнала.

Ход игры. Игру можно провести как подвижную. Детей делят на две подгруппы: одной раздают листья («ветки»), другой - овощи ( «детки»). По сигналу: «Детки», найдите свои «ветки»!» - каждый ищет пару, то есть становится так, чтобы предметы у него и товарища совпадали по принадлежности к одному и тому же растению.

Правильность выбора проверяют «волшебные ворота» (воспитатель и ребенок или двое детей). Ворота закрываются, (поднятые руки опускают), если пара выполнила задание неправильно.

При повторении игры дети меняются листьями и плодами

 

8.     Что сначала, что потом?

Дидактическая задача. Определить степень зрелости овощей и фруктов по внешним признакам.

Игровые действия. Поиск своей пары.

Правило. Искать свое место среди товарищей можно только по сигналу.

Оборудование. Овощи и фрукты (4-5 названий) разной степени спелости. Например, помидор зеленый, начинающий краснеть - бурый и красный.

Ход игры. Овощи и фрукты воспитатель раздает детям и предлагает им «перепутать». По сигналу: «Найди свой овощ!» - дети, в руках у которых овощи и фрукты одного названия, собираются в группки. Причем внутри каждой группки они должны стать так, чтобы было видно, что сначала, что потом, то есть соблюсти последовательность созревания - от неспелого к спелому. Выигрывает то звено, которое соберется быстро и встанет в правильной последовательности.

В ходе игры дети несколько раз меняются предметами.

 

9.     Овощехранилище

Содержание знаний. Напомнить детям о том, что колхозники выращивают овощи на огороде, а фрукты - в садах. Урожай привозят в город и хранят в овощехранилищах. Некоторые овощи и фрукты заготавливают на зиму свежими. Дети должны знать, что есть овощи, которые хранят и свежими, и солеными (напр. капуста) Овощи и фрукты, которые хранят свежими, надо часто перебирать, удалять вялые, мятые.

 Дидактическая задача. Отобрать и сгруппировать предметы по способам использования их в быту.

 Правило. Распределять овощи и фрукты для хранения так, чтобы они не испортились и сохранялись зимой и весной.

Оборудование. В ряд расставляют 3 стола: на одном ­овощи и фрукты, приготовленные к отправке в овощехранилище, на двух других - приемные пункты овощехранилища. Один стол предназначен для приема продуктов на хранение в свежем виде (на «вывеске» ­бочка с огурцами или чем-то другим). Подготовить «тару» для хранения, для перевозки овощей и фруктов (коробки, банки, тележки).

Ход игры. Часть ребят - приемщики (определяют способ хранения, определяют способ хранения), остальные ­колхозники (привозят урожай).

 

10. Магазин «Овощи – фрукты»

Содержание знаний. Напомнить ребятам, что в городах овощи и фрукты покупают в магазинах. Дети должны знать характерные внешние признаки овощей и фруктов, уметь называть их. Рассказывать дошкольникам, что свежие овощи и фрукты, квашеную капусту, огурцы привозят в магазин из овощехранилища. Спросить, есть ли в магазине компоты, соки, сухофрукты, из чего их приготовили, как переработали.

Дидактическая задача. Сгруппировать предметы по категориям. Описать и найти растения по характерным признакам.

Правила. Описывать покупку, не называя ее.

 Оборудование. Подготовить вывески «Овощи», «Фрукты» с изображением некоторых растений. На двух столах оборудовать витрины и прилавки.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям исполнить роли директора, продавцов, покупателей. Директор магазина должен подготовить все к работе: распределить товары по отделам, рассортировать соленые овощи, переработанные фрукты. Покупатели описывают, что хотят купить, называют покупку и выдает ее покупателю.

 

11. Магазин «Овощи – фрукты»

Содержание знаний. Провести с детьми беседу о том, что овощи и фрукты и все, что из них приготавливают, покупают в магазине. Туда их привозят из овощехранилища и с консервного завода. В магазине покупают продукты питания для приготовления различных блюд. Рассказать, какие овощи и фрукты нужно для борща, супа, винегрета, компота и др. Напомнить внешние признаки овощей и фруктов и их названия.

Дидактическая задача. Перечислить признаки предмета, найти его по этим признакам. Сгруппировать овощи и фрукты по способам использования.

Правила. Директор должен сказать, откуда привезли продукты, и разнести их по отделам. Покупатель должен описать, что хочет купить, и назвать место произрастания, а также отобрать все нужное для приготовления желаемого блюда. Продавец узнает продукт по описанию и говорит, в каком отделе еще можно купить.

Оборудование. Вывески двух отделов: «Овощи», «Фрукты». Витрины, продукты.

Ход игры. Назначают детей на роли шоферов, директора магазина, покупателей, продавцов. Шоферы привозят продукты с консервного завода и овощехранилища. Директор готовит магазин к работе: распределяет привезенные продукты по отделам. Покупатели описывают покупку; продавец находит товар, получает «деньги», называет отдел, выдает покупку.

 

12. Магазин «Семена»

Содержание знаний. Рассказать детям о том, что каждое растение имеет семена. Познакомить из с внешним видом семян наиболее знакомых овощей (морковь, огурец, помидор, капуста и др.) Напомнить дошкольникам некоторые способы посева крупных и мелких семян (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью») Дети должны усвоить, что овощи выращивают огородники, а цветы - цветоводы.

Дидактическая задача. Группировать растения по месту произрастания и использованию в быту. Описать предметы и найти их по описанию.

Правила. Директор должен разложить семена по отделам, не называя их. Покупателю нужно сказать, кто он по профессии (цветовод, огородник), описать семена и растение, которое из них вырастет, способ посева семян. Продавец должен выдать покупку, стараясь не пользоваться подсказкой (рисунком на коробочке).

Оборудование. Вывеска с рисунками и надписями «Семена овощей», семена в спичечных коробках, обклеенных целлофаном; набор небольших картинок растений, семена которых лежат в коробочках.

Ход игры. Воспитатель назначает по желанию детей на роли директора, продавцов и покупателей. Директор готовит магазин к открытию: расставляет вывески, раскладывает семена по отделам. Продавцы занимают места за прилавком, в магазин приходят покупатели. Часть из них – цветоводы, остальные – овощеводы.

 

13. Консервный завод

Содержание знаний. Рассказать детям о том, что на консервном заводе овощи и фрукты перерабатывают для дальнейшего хранения. Из фруктов и ягод варят варенье, делают соки. Овощи идут на консервы для супов, салатов, фрукты и овощи иногда сушат для приготовления разных блюд. Прежде чем отправить их на переработку, овощи и фрукты сортируют. Самые спелые отбирают для соков.

Дидактическая задача. Определить спелость плодов по внешнему признаку (окраске, величине, плотности), сгруппировать овощи и фрукты по степени спелости.

 Правила. Разносить овощи и фрукты по цехам можно, только правильно отобрав и объяснив, какие их них зрелые, а какие нет. Определить, из чего можно приготовить соки, что законсервировать или отправить сушить.

Оборудование. На 3-4-х столах ставят «вывески» цехов: сухофруктов, соков, консервов, варенья (или продукты).

Ход игры. Заведующий складом выдает продукты и распределяет их по цехам в зависимости от степени зрелости: самые спелые - на сок, спелые мягкие - на варенье, спелые плотные - на компоты, остальные - сушить. Он старается правильно отобрать продукты и дать точные объяснения рабочим, какие плоды брать, а какие нет, в какой цех их относить. Рабочие отбирают и сортируют овощи и фрукты. Остальные наблюдают и проверяют правильность выполнения задания.


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ для ознакомления дошкольников

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ для ознакомления дошкольников

Оборудование. Маски лисы, зайцев, белок

Оборудование. Маски лисы, зайцев, белок

Ход игры. Игру проводят в лесу

Ход игры. Игру проводят в лесу

Оборудование. 5 - 6 растений, из них несколько названий одного семейства, но разных видов, например: пеларгония душистая и зональная, бегония пестролистная и королевская, традесканция зебровидная…

Оборудование. 5 - 6 растений, из них несколько названий одного семейства, но разных видов, например: пеларгония душистая и зональная, бегония пестролистная и королевская, традесканция зебровидная…

Кто быстрее это сделает, получит фишку

Кто быстрее это сделает, получит фишку

В ходе игры роли могут меняться

В ходе игры роли могут меняться

А теперь, не называя, что там, расскажите по очереди, что вы получили в посылке, но так, чтобы все догадались»,

А теперь, не называя, что там, расскажите по очереди, что вы получили в посылке, но так, чтобы все догадались»,

Мужик должен выбирать для посева такие овощи, чтобы ему доставалась съедобная часть

Мужик должен выбирать для посева такие овощи, чтобы ему доставалась съедобная часть

Правило. Распределять овощи и фрукты для хранения так, чтобы они не испортились и сохранялись зимой и весной

Правило. Распределять овощи и фрукты для хранения так, чтобы они не испортились и сохранялись зимой и весной

Покупатели описывают покупку; продавец находит товар, получает «деньги», называет отдел, выдает покупку

Покупатели описывают покупку; продавец находит товар, получает «деньги», называет отдел, выдает покупку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2023