«Особенности работы педагогов с детьми по речевому развитию в группах раннего возраста»
Какие показатели свидетельствуют о том, что речь детей 2-4 лет развивается полноценно?
В 2 – 2,5 года дети могут выполнять простые словесные поручения, воспринимать несложные рассказы без использования средств наглядности (картинки и др.), начинают понимать короткие рассказы о событиях, не имевших места в их личном опыте.
Хорошо развита способность к подражанию, выражающаяся в умении повторять вслед за взрослым движения, действия, слова, фразы.
К 3-3,5 годам дети начинают активно стремиться к речевому общению со взрослыми, выражая с помощью уже имеющегося и интенсивно пополняющегося словарного запаса свои впечатления, мысли, желания.
С готовностью откликаются на предложение педагога почитать, послушать рассказ или сказку, вместе рассмотреть картинки в книге.
Решение следующих задач может обеспечить необходимый уровень речевого развития детей:
Во-первых, интенсивное развитие у ребенка понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений его ближайшего окружения; организация развивающей речевой среды (разговоры – диалоги по поводу специально подобранных наглядных средств; рассказы воспитателя; ежедневное чтение художественных текстов; пение небольших песенок и т.п).
Во-вторых, целенаправленное развитие речи как средства общения с помощью специально организованных диалогов разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий и построенных с опорой на наглядные материалы (игрушки, предметы, картинки) и тексты художественных произведений.
Их этих общих задач вытекают конкретные задачи.
1. Словарная работа – обогащение, уточнение, активизация словаря. Исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения ребенком слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:
· Может понимать слово, но не использовать его в речи;
· Узнает и называет предмет (действие, качество и др.) лишь в привычных для него словосочетаниях (ножницы нужны, чтобы «стричь ногти»);
· Понимает и правильно использует слова в любых, доступных для него связях и отношениях.
К 3 годам в словарном запасе ребенка есть почти все части речи (имена существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения), служебные слова (союзы, предлоги, частицы), междометия.
2. Помощь ребенку в овладении грамматической структурой речи:
правильное употребление падежных форм имен существительных (без предлогов, с предлогами), различие единственного и множественного числа имен существительных, правильное употребление глаголов в настоящем и прошедшем времени.
3. Воспитание звуковой культуры речи
У большинства детей 2-4 лет речь характеризуется недостаточно отчетливым или неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных звуков более простыми, например, твердых свистящих – мягкими, шипящих – свистящими.
4. Воспитание желания и потребности слушать произведения художественной литературы, рассматривать рисунки в книгах
ПРИМЕЧАНИЕ. Темп овладения детьми речью не одинаков: одни начинают говорить рано, другие, хорошо понимая речь окружающих, молчат. Если к концу 3 года жизни ребенок не начал говорить, обязательно требуется консультация специалиста.
Особенности работы по развитию речи с детьми раннего возраста.
Начнем с весьма существенного фактора – создание спокойной атмосферы в группе. Терпимое, доброжелательное отношение педагога к детям, искренне уважение к личности каждого – залог формирования благоприятных взаимоотношений между детьми. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него все получается. Поэтому успехи каждого на речевых занятиях (повторил за взрослым слово, фразу, сказал что – то по своей инициативе) должны быть замечены.
Формы развития речи детей остаются прежними. Развитие речи происходит на специально организуемых занятиях. Перечень занятий по развитию речи определен программой воспитания в детском саду.
Необходимо подчеркнуть, что в своевременном развитии речи детей главная роль принадлежит взрослому. Воспитатель определяет содержание и способы детской активности на занятиях, у детей формируется дидактическая направленная деятельность.
Естественно, полноценное развитие речи невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий. Она предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного содержания: подвижные игры с текстами, хороводные, настольно – печатные и дидактические, игры – драматизациии др. Игры проводятся с небольшим количеством детей (2-6 человек).
Другой фактор успешного овладения речью – чтение взрослым стихотворений, народных песенок и потешек.
Детям ежедневно следует читать произведения художественной литературы, новые и уже знакомые. Такие произведения можно найти в любых хрестоматиях, адресованных детям младшего дошкольного возраста. Они сделают более содержательным общение с детьми в тот или иной отрезок времени в режиме дня: при умывании, приеме пищи, во время игры, на прогулке.
На прогулке дети под текст соответствующей потешки показывают, как шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п,), и бегут маленькие ножки (топ-топ-топ). Потешки «Ладушки, ладушки..» помогают воспитателю завязать с малышами разговор о том, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала, чем угощала.
Пение воспитателем детских и взрослых песен, игра на любых музыкальных инструментах очень благоприятно сказываются на настроении, поведении и развитии детей. Петь желательно много и часто, не стесняясь своего исполнения. Важное значение имеет чтение книг с иллюстрациями. Взрослый привлекает внимание детей к картинке и читает текст или ведет рассказ своими словами. В следующий раз воспитатель побуждает детей не только рассмотреть картинки, но и рассказать о том, что написано в книге. Он может также помочь детям вспомнить свой рассказ по поводу той или иной иллюстрации. При затруднениях ребенок обращается к воспитателю, который организует рассматривание и пересказ. В данном случае имеет место совместная деятельность взрослого и ребенка. Важно, чтобы ребенок мог обращаться к воспитателю вне занятий. Книги способствуют установлению как между взрослыми и детьми, так и между самими детьми. О содержании книг можно поговорить и в их отсутствии. Это развивает память, заставляет ребенка размышлять.
Большое место на третьем году отводится слушанию и последующему воспроизведению стихов, потешек и других фольклорных форм. Одно и то же произведение повторяется несколько раз, затем через небольшие интервалы – в 2-3 дня. Важным приемом является договаривание: воспитатель читает потешку или стихотворение и предоставляет ребенку возможность употребить необходимое слово, договаривать фразу, строку.
В ходе выполнения режимных процессов детей приучают помогать друг другу, формируя положительные взаимоотношения между ними. В результате этого также усваивается разнообразный словарь («Не трогай это полотенце, оно Танино», «Подними варежку, спроси, чья это варежка»). В каждом режимном процессе получает развитие определенный словарь, связанный с конкретными видами деятельности. Часто дети сами сообщают о том, что они сделали, какие действия выполнили: «У меня руки чистые, я их вытирала салфеткой».
Рекомендуется давать детям речевые образцы, объясняя, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Иногда необходимо задавать вопросы. Общение должно строиться таким образом, чтобы оно помогало ребенку при выполнении соответствующих действий и не мешало другим детям.
Развитие речи успешно осуществляется и в самостоятельной игре детей. На третьем году жизни ход игры и обогащение ее содержания еще во многом зависят от окружающих взрослых. Недостаточно выделить время в режиме дня, предоставить место, игровой материал – необходимо также дать соответствующие знания об окружающем, научить способам действий с предметами, воспитать интерес к действиям и потребность воспроизводить их. В результате этого увеличивается продолжительность игры с определенными наборами игрушек, формируется устойчивость при воспроизведении целесообразных действий.
Во время выполнения действий дети произносят много различных слов. Постепенно слово отделяется от действия: сначала, следуя за ним, как бы подводит итог и обобщает его, потом, предшествуя, планирует его осуществление в реальной предметной ситуации, наконец, замещает предмет или действие. В результате речь становится самостоятельной деятельностью, выступающей внутри игры. В конце третьего года жизни дети, играя, действуя, в воображаемой ситуации, отражают ее в своей активной речи: «Поехал к бабушке…на поезде. Поезд едет – едет… Вдруг сломался…»
Следует обратить внимание на то, что в этом возрасте дети мало задают вопросов взрослым. Поэтому следует в ходе занятий, в самостоятельной деятельности больше задавать вопросов, обращенных и к самим детям и к игрушкам. Это создает условия для подражания, дети сами начнут задавать воспитателю разнообразные вопросы.
Для развития речевого общения важна организация совместной игры между детьми. Сначала учат наблюдать за игрой другого, потом - осторожно включаться в нее, а затем становится возможным переход к совместной игре. Если воспитатель в самостоятельной игре детей уделяет должное внимание, то между ними устанавливается сложное по содержанию речевое общение: дети призывают друг друга к развертыванию игрового процесса («сделаем два гаража, ты будешь строить маленький, а я - большой»), помогают тем, кто не справляется («вот так надо строить»), оценивают действия другого ребенка и свои («ты не умеешь хорошо строить, а я умею»), запрещают выполнять какие-то действия («не надо ломать») и т.д.
Для развития речи на третьем году жизни применяются разные методические приемы. Дети все время продолжают встречаться с новыми, незнакомыми явлениями, событиями. Все, с чем сталкивается ребенок, взрослый называет словами. Но для углубленного понимания простого называния недостаточно. Поэтому появляется необходимость давать подробные объяснения, раскрывать назначения предметов (для чего, зачем), сравнивать происходящее в данный момент с тем, что малыш видел раньше. По-прежнему сохраняется прием поручений. Но поручения должны быть более сложными, чем на втором году жизни (Оля, подними мишку с пола и поставь его в шкаф).
Необходимо внимательно следить за речью: слушать, как говорит ребенок, и повторять за ним все его слова и фразы. При повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даем образцы для усвоения. В результате получается разговор, не выходящий за рамки тех слов и фраз , которые произносит ребенок. Этот прием имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Если ребенок говорит неправильно, его следует остановить и попросить
В работе с маленькими детьми особые требования предъявляются к речи взрослого. Речь воспитателя является образцом для подражания, поэтому она должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически правильной, интонационно выразительной, не громкой, не быстрой, четкой и не многословной. Исключительно важное значение имеет интонационная выразительность речи воспитателя.
Воспитатель в своей речи не должен допускать упрощенных слов (бибика, ляля, вместо машина, кукла).
Опыт подтверждает, что дети с задержкой речевого развития нередко имеют отклонения в развитии общей моторики, недостаточно четко координируют движения и с большими трудностями овладевают сложными двигательными навыками.
Многими учеными отмечено, что тренировка движений пальцев рук влияют на созревание речевой моторной области. Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками (сорока-белобока, коза и т.д.). Такие игры не должны быть очень продолжительны: 5 минут в день вполне достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.
Прекрасным средством для развития движений является игра в «Театр пальчиков». Игры с детьми 2-3 года жизни должна вестись при участии взрослого – в этом возрасте малыши лишь повторяют движения пальцев, показываемые взрослым.
Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития речи многообразны. Умелое использование всех перечисленных приемов способствует своевременному развитию речи у детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.