Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи. Часть 2
Оценка 4.6

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи. Часть 2

Оценка 4.6
Карточки-задания
docx
преподавание +1
Детсад
20.02.2024
Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя  речи. Часть 2
Картотека дидактических игр по граматике. Часть 2.docx

 

Картотека дидактических

игр

по формированию

 грамматического строя речи

Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя речи)

ЧАСТЬ  2.

 

 

Карточка №1

Игра «Что в магазине?» (на дифференциацию существительных единственного и множественного числа).

У взрослого один предмет, у ребенка («на прилавке магазина») — несколько предметов.

Логопед: У меня яблоко, а в магазине?

Ребенок: А в магазине — яблоки.

Логопед: У меня огурец, а в магазине?

Ребенок: А в магазине — огурцы.

И т. д.

Вариант игры:

Логопед: У меня яблоко, а в магазине много ...(?)

Ребенок: А в магазине много яблок.

 

Игра «Убираем урожай» (закрепление формы винительного падежа существительных).

Логопед объясняет детям, что овощи убирают по-разному. Морковь, свеклу, репу, редис дергают.

Огурцы, помидоры, горох срывают.

Картофель выкапывают.

Затем логопед показывает картинки овощей и  просит детей ответить на вопрос: «Как убирают данный овощ?

Дети составляют предложения типа: Морковь дергают. Картофель копают. Капусту срезают. Горох срывают. Свеклу дергают. И т. д.

 

Карточка № 2

 

           Игра «Кто подберет больше слов?» (закрепление
формы винительного падежа).

Логопед предлагает детям назвать как можно боль­ше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использо­вать предметы или картинки.

Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)

Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)

Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)

Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)

Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)

Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)

Что можно «надвинуть» на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.)

Побеждает тот, кто подобрал больше слов.

 

 

 

 

 

Карточка №3

 

Игра «Что без чего?» (закрепление формы родитель­ного падежа существительных по теме «Мебель, посуда, транс­порт, одежда»).

На доске картинки с изображением предметов, кото­рые надо починить.

Логопед задает вопрос: «Что без чего?»

Стул без ножки.    Машина без колеса.

Стул без спинки.   Шуба без воротника.

Платье без рукава

Кастрюля без ручки.

Чайник без носика.

Кофта без пуговиц.

Расческа без зубчиков.

Грузовик без фары.

Ботинки без шнурков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №4

 

 

Игра «Кому что дадим?» (закрепление формы да­тельного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные»).

На доске расставлены картинки с изображением кор­ма для животных (морковка, орехи, грибы, малина, мед, кос­точка, овощи, молоко и др.).     '

На столе — игрушечные животные (корова, лошадь, еж, заяц, белка, медведь, кошка, собака, свинья).

В процессе игры дети берут по одной картинке с изоб­ражением корма для животных, кладут ее около соответ­ствующей игрушки и отвечают на вопрос: «Кому это дадим?»

Сено дадим корове, лошади.

Грибы дадим белке.

Яблоко дадим  ежу.

Орехи дадим белке

Малину дадим  медведю. Молоко дадим кошке.

Мед дадим тоже медведю. Косточку дадим собаке.

Овощи дадим свинье.

 

 

 

Карточка №5

     Игра «Угадай, кому нужны эти вещи» (закрепление формы дательного падежа существительных).

На доске расставлены два ряда предметов: слева — картинки, на которых изображены люди без каких-то пред­метов, справа — недостающие предметы.

Логопед показывает детям предмет и предлагает на­звать, кому нужен этот предмет, и положить изображение предмета к соответствующей картинке.

Указка — учителю,

весы — продавцу,

термометр — доктору,

кисть — художнику,

шприц — медсестре,

ружье — охотнику,

удочка — рыболову,

ножницы — парикмахеру.

 

Заучивание стихотворения «Кому что?» и его анализ (закрепление формы дательного падежа существительных).

Иголке — нитка,

Уткам — пруд,

Забору — калитка,

А лентяю — труд,

Супу — картошка.

Солнышко — лету,

А книжке — обложка.

Стихи — поэту,

А братишке — сестра,

И всем воскресенья нужны

Без сомненья.

Карточка №6

Игра «Кто чем управляет?» (закрепление формы творительного падежа существительных по теме  «Транспорт»).

На доске картинки с изображением  различных видов транспорта. Логопед показывает картинку и задет вопросы: «Кто управляет ... автобусом, самолетом и т. д.)?» Дети должны ответить полным предложением.

Автобусом управляет водитель.

Грузовиком управляет шофер.

Поездом управляет машинист.

Вертолетом управляет вертолетчик.

Самолетом управляет летчик.

Кораблем управляет капитан.

Мотоциклом управляет мотоциклист.

Велосипедом управляет велосипедист.

Ракетой управляет космонавт.

Игра «Кто чем работает?» (закреплении! формы существительных творительного падежа).

Детям предлагаются картинки с изображением лю­дей различных профессий (парикмахер, маляр, плотник, пор­тниха, дворник, садовник и др.). Логопед предлагает детям ответить на вопрос «Кто чем работает?»

Парикмахер — ножницами,

маляр — кистью,

плотник — топором,

дворник — метлой,

лесоруб — пилой,

садовник — лопатой.

 

Карточка №7

 

Игра «Кого мы видели?» (закрепление правильного употребления окончаний существительных винительного падежа множественного числа по теме   «Животные жарких стран»).

На доске картинки с изображением различных живот­ных. Логопед дает задание детям отобрать только живот­ных, которые живут в жарких странах.

— А кто из сказочных героев ездил в Африку лечить животных? (Айболит.) Представим себе, что мы вместе с Ай­болитом поехали в Африку и увидели там много разных животных. Мы видели много ... львов, тигров, носорогов, сло­нов, верблюдов, бегемотов, леопардов, крокодилов, кенгуру, обезьян и т. д..

Игра «Где мы были, что мы видели?» (закрепление
окончаний существительных родительного падежа множественного числа).

В процессе игры используются сюжетные картинки: «Огород», «Сад», «Лес», «Зоопарк». Логопед обращается с воп­росами к детям: «Где ты был? Что ты видел?»

Я был в огороде. Видел много помидоров, огурцов, кабачков... Я был в саду. Видел много яблок, груш, слив, абрикосов... Я был в лесу. Видел много сосен, елок, дубов, кустов... Я был в зоопарке. Видел много тигров, обезьян, волков...

Карточка №8

 

 «Чем можно?» (закрепление формы творительного падежа). Примерные картинки даны ранее в тексте.

Рубить — топором,

резать — ножом, ножницами, умываться — водой,

пилить — пилой,

вытираться — полотенцем, рисовать — кисточкой,

писать — ручкой,

вытирать — тряпкой, причесываться — расческой, упаковывать — бумагой,

есть — ложкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №9

Игра «С чем корзинка, с чем ящик?» (закрепление формы существительных творительного падежа с предлогом с).

У детей игрушечные корзинки, ящички, муляжи ово­щей и фруктов.

Логопед: Куда мы положим фрукты?

Ребенок: В корзинку.

Логопед: А куда мы положим овощи?

Ребенок: В ящик.

Логопед: Рома, с чем у тебя ящик?

Ребенок: У меня ящик с капустой.

Логопед: Ира, а у тебя, с чем корзина?

Ребенок: У меня корзина с яблоками. И т. д.

Игра «Приглашение к чаю» (закрепление фирмы  существительных творительного падежа с предлогом С ).

Логопед: Сегодня мы приглашаем к чаю гостей: Мишку, куклу Таню, Винни Пуха, зайчика и лисичку. Чтобы накрыть стол к чаю, надо знать, с чем любят пить чай наши гости. Как вы думаете, с чем?

Дети: Мишка любит чай с медом. Винни Пух — с вареньем. Зайчик — с булочкой. Лисичка — с печеньем. И т. д.

Логопед: А с чем вы любите пить чай?

Дети отвечают на вопрос, используя форму творитель­ного падежа.

 

Карточка №10

 

Игра «Где что растет?» (закрепление формы предложного падежа).

На доске слева — картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота; справа — картинки с изображе­нием овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.

Логопед: Растения сбежали со своих мест и заблуди­лись. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?

Дети: Овощи растут на огороде.

Картинка овощей располагается около изображения огорода и т. д.

Аналогичным образом проводится игра «Где что по­купают?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко), «Где что хранит­ся?» (посуда, одежда, книги).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №11

 

Игра «Кто где живет?» (закрепление формы существительных предложного падежа).

На доске выставляются картинки с изображением жилищ животных. Логопед предлагает детям ответить на вопрос: «Где кто живет (или зимует)?»

Собака живет в конуре.

Белка живет в дупле.

Лиса живет в норе.

Ежик живет в гнезде.

Медведь зимует в берлоге.

Мышка живет в норе.

Волк живет в логове.

Лошади живут в конюшне.

Корова живет в коровнике.

Свиньи живут в свинарнике.

Телята живут в телятнике.

Кролики живут в крольчатнике.

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №12

 

Игра «Что в чем?» (закрепление формы предложного падежа существительных по теме «Посуда».

На доске картинки с изображением посуды. Логопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку. В чем варят суп? (Суп варят в кастрюле.) В чем носят воду из колодца (Воду носят в ведре.) В чем кипятят воду? (Воду кипятят в чайнике.) В чем носят молоко? (Молоко носят в бидоне.) В чем хранят сахар? (Сахар хранят в сахарнице.) В чем подогревают еду?   (Еду подогревают в миске.) Аналогичным образом используется вопрос «Где что лежит? » Где лежит хлеб? (Хлеб лежит в хлебнице.) Где лежит салат? (Салат лежит в салатнице.) Где лежат конфеты? (Конфеты лежат в конфетнице.) Где (на чем) жарится рыба? (Рыба жарится на сково­родке.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №13

Игра «Сделай, не ошибись» (закрепление употреб­ления предлогов и предлогов-наречий).

Логопед предлагает детям выполнить задание и отве­тить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие про­странственные отношения (выше, ниже, справа, слева, между, перед, сзади и др.).

- Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч?

- Положи пирамидку между куклой и мячом. Куда ты положил пирамидку?

- Нарисуй кружок, сверху кружка нарисуй крестик. Где нарисован крестик?

- Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку?

- Положи яблочко перед куклой. Куда ты положил яб­лочко?

- Положи эту вещь между двумя предметами. Где она?

перед другим предметом. Где она?

выше другого предмета. Где она?

ниже другого предмета. Где она?

правее другого предмета. Где она?

левее другого предмета. Где она?

-Встань так, чтобы дверь была справа от тебя. Где дверь? - Встань так, чтобы дверь была слева от тебя. Где она?

-Встань так, чтобы дверь была сзади от тебя. Где дверь?

 -Встань так, чтобы дверь была перед тобой. Где дверь?

 

 

Карточка №14

 

Игра с мячом «Добавь слова» (закрепление использования предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади).

Логопед называет часть предложения и бросает мяч од­ному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.

Стол стоит ...

Полочка с книгами висит ...

Мишка сидит ...

Пирамидка стоит ...

Кукла лежит ...

Лампа висит ...

Дверь находится ...

 

Игра «Умей найти свое место» (закрепление предложно-падежных конструкций).

Логопед предлагает детям быстро встать друг за другом, уточняя место каждого ребенка по отношению к соседям. При этом логопед использует слова за, перед, между, вперед, сзади (Коля за Костей, Сережа впереди Кости и т. д.). Затем логопед просит каждого ребенка ответить на вопрос: «За кем ты сто­ишь? (перед кем, между кем, впереди кого, позади кого?)».

 

Карточка №15

 

        Игра «Исправь ошибки» (закрепление предложно-падежных конструкций).

Логопед: Жил человек рассеянный на улице Бассейной... Кто написал про этого рассеянного человека?

Один такой рассеянный человек читал книгу и пере­путал все слова. Помогите ему правильно прочитать и пра­вильно понять предложения.

Вот как он прочитал:

Дед в печи, дрова на печи. Исправьте его.

На столе сапожки, под столом лепешки. А как надо сказать?

Овечки в речке, караси у печки. А как правильно?

Под столом портрет, над столом табурет. Исправьте его. И т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №16

Игра «Юный архитектор».

В процессе игры используется макет улицы с поворо­тами, а также картинки или бумажные макеты с изображе­ниями различных объектов (высотный дом, маленький дом, школа, детский сад, магазин, грузовик, такси, автобус). Игра может быть проведена на магнитной доске.

Логопед: Сегодня мы поиграем в архитектора. Я буду главным архитектором, а вы — моими помощниками. Мы будем разрабатывать проект одной улицы. На ней будут высокие и низкие дома, школа, детский сад, детская площад­ка, сквер. По этой улице пойдут автобусы, легковые машины, грузовики. На доске вы видите дорогу. Слева — начало ули­цы, справа — ее конец. Итак, начнем планировать, малень­кий дом мы разместим в начале улицы, справа от дороги. (Один из детей располагает его на макете.) А где бы вы хоте­ли расположить высокий дом? Справа или слева от дороги, в начале или в конце улицы? (Слева от дороги, в конце улицы.)

В наших домах живет много детей. Что нужно для них? (Детский сад и школа). Построим школу слева и по­дальше от дороги в начале улицы, а между школой и высо­ким домом — детский сад. Дети любят гулять и играть. Нужно сделать для них детскую площадку: качели, горку ... А где мы сделаем сквер? (Между дорогой и школой.) А что еще можно разместить справа от дороги? (Кино­театр, магазин.)

— Итак, мы разместили слева от дороги? Справа от дороги? Что мы построили между высоким домом и школой? А что находится между школой и дорогой?

А теперь покажем движение по улице. Автобус идет направо от нас. (Один из детей размещает картинку или ма­кет автобуса.) Такси движется налево от нас. А грузовик едет впереди автобуса.

— Итак, куда едет грузовик, автобус такси?

Карточка №17

 

«Игра в неделю» (закрепление предложно-падежных конструкций).

В игре принимают участие 7 детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Логопед предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели, затем задает такие, например, вопросы: «Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?»

Аналогичным образом проводится игра в части сути, игра во времена года, в месяцы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи

Карточка № 2 Игра «Кто подберет больше слов?» (закрепление формы винительного падежа)

Карточка № 2 Игра «Кто подберет больше слов?» (закрепление формы винительного падежа)

Карточка №4 Игра «Кому что дадим?» (закрепление формы да­тельного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные»)

Карточка №4 Игра «Кому что дадим?» (закрепление формы да­тельного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные»)

Карточка №6 Игра «Кто чем управляет?» (закрепление формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт»)

Карточка №6 Игра «Кто чем управляет?» (закрепление формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт»)

Карточка №8 «Чем можно?» (закрепление формы творительного падежа)

Карточка №8 «Чем можно?» (закрепление формы творительного падежа)

Карточка №10 Игра «Где что растет?» (закрепление формы предложного падежа)

Карточка №10 Игра «Где что растет?» (закрепление формы предложного падежа)

Карточка №12 Игра «Что в чем?» (закрепление формы предложного падежа существительных по теме «Посуда»

Карточка №12 Игра «Что в чем?» (закрепление формы предложного падежа существительных по теме «Посуда»

Карточка №14 Игра с мячом «Добавь слова» (закрепление использования предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади)

Карточка №14 Игра с мячом «Добавь слова» (закрепление использования предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади)

Карточка №16 Игра «Юный архитектор»

Карточка №16 Игра «Юный архитектор»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2024