Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

  • doc
  • 04.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Иконка файла материала Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников..doc

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

 

 

« Мой адрес…»

 

Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес , улицу г.Сургута, номер дома, квартиры, телефона ,этаж; закрепить знание права на жильё, неприкосновен-ность жилища.

 

Материал: мяч Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на …

этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.

 

«Наш детский сад ».

 

Цель : закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада.. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. .Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве

 

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет.сада. Планы дет сада, 1, 2,3 этажа, группы

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет.сада .По плану дети ориентируются в пространстве

 

« Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»

 

Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.

 

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие..

 

« Поиски добрых слов»

Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости., связь слова и поступка, слово и отношение

 

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует извиняться , где и когда, как применяются эти вежливые слова

 

«Малая Родина ». Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях.

Материал: иллюстрации, фотографии г. Сургут.

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.

 

«Наша страна».

Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице Москве. Материал: иллюстрации, фотографии.

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают

 

« Герб России (города, округа)»

 

Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны,(города, области) закрепить знания о том что нарисовано на гербе и что это обозначает

Материал : картинка герба разрезанная на 6-8 частей

Ход игры : Воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб

 

одно целое из частей картинки.

«Флаг России»

 

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, округа) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

Материал : полосы красного, синего и белого цвета

 

Ход игры : Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России

 

«Найти флаг России, города, округа»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, округа) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

Материал : картинки с изображением разных флагов Ход игры : среди 4-6 предложенных флагов найти нужный

 

«Расскажи о своей семье»

 

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

 

Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи

 

«Как я дома помогаю?»

 

Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал : Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому. Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и

рассказать кто и какие обязанности выполняет дома.

 

« Благородные поступки»

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

 

Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.

 

Ход игры : Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

 

«Вежливые слова»

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Ход игры . Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине .

 

«Путешествие по городу Сургуту»

 

Цель : знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры .

Материал : альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города

Ход игры : Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

 

«Где находится памятник?»

 

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе. Материал: изображения памятников

Ход игры : Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

 

 

«Назови кто»

 

Цель : знакомить детей с главными людьми РФ (Путин, Шойгу, Медведев,) Материал: портреты известных соотечественников

Ход игры : Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

 

«Моих родителей зовут…»

 

Цель : Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек , бабушек… Материал: семейные фотоальбомы

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

 

«Назови виды спорта».

 

Цель : закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.

Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков

Ход игры : Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.

 

« Кто и в какой стране живет?»

Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.

 

Материал : картины и иллюстрации с разными странами мира и народом . Развитие речи., логического мышления.

 

Ход : Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут

Китай-китаец, африка-африканец…..

 

«Путешествие по планете Земля»

Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы , равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете.

 

Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты,

 

«Узнай по описанию кто это » Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному

краю, к Родине Материал : Картинки и иллюстрации с изображением животного мира .

Ход игры : Воспитатель описывает животное , дети отгадывают.

 

«У кого какой домик »

 

Цель : закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища

Материал : картинки и иллюстрации с изображением жилища животных . Ход игры : Медведю – берлога Белке – дупло

 

 

«С какого дерева листок»

 

Цель : закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)

 

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев

Ход игры : Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.

 

« Зеленая аптека»

 

Цель : закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Материал: гербарий, картотека лечебных трав Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы , дети

отгадывают .Рассказывает о ее целебных свойствах

 

« Малая красная книга »

 

Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных , птиц нашего края занесенных в « Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю , чувство ответственности.

 

Материал :»малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц

 

«Страны и народы"

 

Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.

 

Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира

 

Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира .Рассказывает о них

 

«Назови ласково»

Цель : совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова

.знакомить с разными именами . Материал:

Ход игры : Миша- Мишенька, Даша- Дашенька, Дашуля….

 

« Я люблю… »

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности

Ход игры: Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.

 

« Узнай о ком я говорю» Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства

собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Ход игры: ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают не примут в ней участие.

 

« Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества Ход игры воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных

промысел.

 

 

«Продолжи пословицу»

 

Цель : знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память , логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

«Подбери узор»

 

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал : карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования. Ход игры -Дети рисуют подбирают у узор по образу, называют вид народного промысла.

 

« Богатства недр земли» .

 

Цель : расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли

 

Материал: коллекция камушек, ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли

Ход игры - Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.

 

«Подбери наряд кукле»

 

Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре., любовь к Родине, Родному краю

Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов»

Ход игры -Дети одевают куклу в национальную одежду.

 

«Собери узор».

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал : разрезные картинки с изображениями народных промыслов Ход игры - Дети собирают картинки из разрезных фрагментов.

 

«На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)»

 

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов . Материал ; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет,

пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.

Ход игры : Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.

 

"Кому что нужно для работы?"

 

Цель: Формировать умение употреблять винительный и дательный падеж существительных .Развивать речь, логическое мышление память .Закреплять знания о профессиях людей. Материал карточки с изображением людей разных профессий.

 

Ход игры Повару - поварешка.

 

«Отгадывание и толкование загадок об (Армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире)

 

Цель: знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравственно-патриотическую тему.

Материал: загадки и картинки с отгадками Ход игры: воспитатель загадывает, дети отгадывают загадку

 

«Составь семейку»

 

Цель: развивать логическое мышление, память , речь, формировать навыки подбора однокоренных родственных слов

Материал: карточки с изображением Родины, флага, герба и т.д.

Ход игры :Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать родственные однокоренные слова к нему

родина, родной, родители, родственник, родинка Герой - геройский, героический, героизм... Защита - защитник, защищать,

«Скажи какая»

 

Цель: развивать логическое мышление, память , речь, формировать навыки подбора определений к слову

Материал: карточки с изображением, Родины, флага, герба и т.д.

 

Ход игры :Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним словом и подобрать определения к нему

Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя и т.д

 

«Скажи какой»

 

Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от существительных , формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое мышление.

 

Материал : Картинки и иллюстрации людей разных национальностей Ход игры ; татарин- татарский, мордвин - мордовский…..

 

« Отгадай профессию»

 

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры : Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.

 

"Кто что делает?«

 

Цель : формировать навык на подбор глаголов к существительным..Развивать речь, логическое мышление, память

Материал : карточки с изображением людей разных профессий. Ход игры : Повар - варит, жарит и т. д.

 

«Я имею право...»

Цель. Расширить область правовых знаний детей.

 

Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).

 

Ход игры Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.

 

«Волшебные слова»

 

Цель: вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, объективно оценивать поведение , воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

 

Материал : картины и изображения людей Ход игры: злые- добрые, больные – здоровые….

 

«Особенности жизни в современном городе»

Цель: познакомить с предметами обихода, их функциями и назначением, воспитывать бережное отношение к предметам созданными человеком.

Материал : картины и изображения различных предметов созданных людьми Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют для чего нужен этот предмет.

 

« Природа и человек»

 

Цель: закрепить знания детей о том что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе

Материал : картинки и иллюстрации по теме.

Ход игры: Воспитатель проводит беседу , и предлагает рассказать что сделано человеком, а что природой и как человек использует природу для того чтобы людям лучше жилось.

« Путешествие в страну часов.»

 

Цель: познакомить детей с тем как можно узнать время без часов Рассказать о том , что в Москве на Кремле есть самые главные часы нашей Родины. .

Материал: часы , картинки и иллюстрации с изображением кремлевских часов и других

 

часов

 

Ход игры Воспитатель рассказывает о том , что раньше люди узнавали время по крику петуха, по цветам, , затем изобрели часы…..

 

« Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке,….

 

Цель: воспитывать внимание , доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого..

 

Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков.

 

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует преподносить и когда..

 

« Какие праздники ты знаешь ?»

 

Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.

 

« Жилище человека»

Цель: Закрепить знания детей о жилище человека, о том из чего они сделаны, Прививать любовь к родному дому, Родине.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека.

Ход игры Воспитатель начинает рассказ в том где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба….


Скачано с www.znanio.ru