«Игра с обручем»
Цель: различение и нахождение геометрических фигур.
Для игры используются 4-5 сюжетных игрушек (кукла, матрешки, корзина
и т. д.); отличающиеся по величине, цвету,форме.
Игрушка ставится в обруч. Дети выделяют признаки, свойственные игрушке, кладут в обруч те геометрические фигуры, которые обладают сходным признаком (все красные, все большие, все круглые и т. д.) вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенным признаком (не круглые, не большие и т. д.)
«Соберем бусы»
Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней
слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.
Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем
В. говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте
начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и
раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.
«Найди предмет»
Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам.
«Подбери фигуру»
Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами 5 геометрических лото.
Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.
«Составь предмет»
Цель: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).
Оборудование. На столе крупные игрушки: домик, неваляшка, снеговик, елка, грузовая машина. На полу наборы разных геометрических фигур.
Педагог предлагает назвать игрушки, стоящие у него на столе, и составить любую из них, пользуясь набором геометрических фигур. Поощряет и стимулирует действия детей. Спрашивает: «Что составил? Из каких геометрических фигур?». Дети рассматривают получившиеся силуэты игрушек, вспоминают соответствующие стихи, загадки. Возможно объединение составленных силуэтов в единый сюжет: «Дом в лесу», «Зимняя прогулка», «Улица» и т. д.
«Ищи и находи»
Цель: учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание.
Оборудование. Игрушки paзной формы.
Педагог заранее раскладывает в разных местах групповой комнаты игрушки разной формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в нашей комнате, найдите и принесите мне на стол». Дети расходятся, педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется. Дети приносят предметы, кладут их на стол педагога, садятся на места. Педагог рассматривает с ними принесенные предметы, оценивает результат выполнения задания. Игра повторяется, дети ищут предметы другой формы.
«Красивый узор»
Цель: учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату -ритмичному чередованию величин.
Оборудование. Полоски чистой плотной бумаги по числу детей, геометрические формы разной величины для выкладывания узора (круги, квадраты, ромбы, шестиугольники и др. ); подносы, наборное полотно.
Педагог раздает детям листы бумаги и ставит на стол подносы с геометрическими формами. Говорит, что сейчас они будут выкладывать красивый узор, показывает образец действия: «Большой квадрат. (Берет форму и вставляет в наборное полотно). Маленький квадрат, еще маленький квадрат». (Вновь вставляет в полотно и т. д. ) затем педагог предлагает выкладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным чередованием величин, но и затем, чтобы дети действовали слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами. При повторном проведении задания дают другие формы, изменяется и их чередование. В заключении педагог рассматривает получившиеся узоры, дает всем работам положительную оценку.
«Угадай, кто за кем»
Цель: формировать у детей представление о заслоняемости одних предметов другими. Уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за, «перед»; познакомить со словом «заслонять».
Оборудование. Разные игрушки.
1-й вариант. Игрушки стоят на столе у педагога. Он просит посмотреть, что находится на столе, и закрыть глаза. Берет две игрушки, отставляет их немного в сторону и встает так, что заслоняет их собою. Дети открывают глаза и обнаруживают, что двух игрушек нет. «Я не отходила от стола. Куда же делись игрушки?» - говорит педагог. Если кто-то из ребят догадается, педагог удивленно говорит: «Ах, я встала и заслонила их». Если же дети не находят, то ищет сам и, обнаружив пропавшие игрушки, объясняет причину их исчезновения. После этого педагог убирает игрушки и приглашает к столу двоих детей: одного высокого, крупного, другого - маленького. Дети вновь убеждаются в принципе заслоняемости, когда маленький встает за спиной большого. Итоги игры педагог обсуждает с детьми, почему Таню не видно за Колей, а Колю за Таней видно: «Больший заслоняет меньшего, а меньший заслонить не может большего».
2-й вариант. Проводится игра «в прятки». Один ребенок прячется, а остальные
дети под руководством педагога ищут его, последовательно осматривая в
комнате мебель.
«Картина»
Цель: учить располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, по сторонам); развивать внимание, подражание; закреплять восприятие целостных предметов и различать их между собой.
Оборудование. Большой лист бумаги для панно, крупные детали аппликации (солнце, полоса земли, дом, фигурка мальчика или девочки, дерево, птица), листы бумаги, те же элементы аппликации небольших размеров, подносы, клей, кисточки, клееночки, тряпочки по количеству детей.
Педагог говорит детям, что они будут делать красивую картину: он - на большом листе, закрепленном на доске, а они - маленькие на своих листах бумаги. Нужно только внимательно смотреть и делать все так, как делает педагог. Затем педагог раздает детям материал для аппликации. Сначала он наклеивает внизу полоску земли, наверху солнце и т. д. Педагог делает все медленно, фиксируя свои действия на каждом моменте и давая возможность детям выбрать каждый элемент и правильно расположить его на бумаге. В случае необходимости помогает ребенку определить место на листе бумаги (верх, низ). По окончании педагог сравнивает детские работы со своей, обсуждая пространственное расположение предметов, хвалит их, вызывая положительное отношение к результату работы. Затем кратко описывает содержание получившегося изображения, закрепляя пространственное расположение предметов: «Мальчик вышел на улицу. Посмотрел - внизу земля, наверху - небо. На небе солнце. Внизу, на земле, дом и дерево. Мальчик стоит около дома с одной стороны, а дерево - с другой
стороны. На дереве сидит птица».
"Лото"
Цель: освоение умений выделять различные формы.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
Содержание. Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала, с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.
Дидактическая игра
«Разложи пуговицы».
Цель: сформировать представление о форме и размере предметов.
Материалы: тарелочки, набор пуговиц из картона разных форм и размера.
Ход игры: предлагают ребенку разложить на тарелочки пуговицы одной формы и одного размера (круглые- большие, треугольные –маленькие).
Дидактическая игра
«Найди предмет».
Цель: формировать представление о треугольнике как общей форме некоторых предметов, умение распознавать треугольную форму в предметах окружающей обстановки.
Материалы: мяч, карточки двух видов, на одних изображены фигуры, на других предметы такой же формы. Ход игры: дети стоят полукругом, в центре 2 стола, на одном- геометрические фигуры, на другом – предметы. К кому подкатится мяч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы как покажет педагог. Если ребенок находит правильно – дети хлопают в ладоши.
Дидактическая игра
«Сложи из фигур».
Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры.
Материалы: карточки схемы с изображением готового рисунка из геометрических фигур, набор геометрических фигур.
Ход: воспитатель предлагает ребенку отобрать геометрические фигуры и наложить их на схему (домик из квадрата и треугольника, машину из прямоугольников и кругов).
Дидактическая игра
«На какую форму похоже».
Цель: формировать представление о форме предметов, умение распознавать различные геометрические формы в предметах окружающей обстановке.
Материалы: карточки с изображением различных предметов (часы, картина, тарелка, рожок с мороженым).
Ход игры: воспитатель предлагает отобрать предметы похожие на треугольник, на квадрат, на круг.
Дидактическая игра
«Сбор урожая».
Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
Материалы: набор муляжей овощей разных по величине (большие и маленькие).
Ход игры: воспитатель рассказывает о том, что зайка вырастил очень большой урожай, теперь его надо собрать. Рассматриваем, что выросло на грядках (свекла, морковь, капуста). Уточняем, во что мы будем собирать овощи. Воспитатель спрашивает: «Какая эта корзина по величине? Какие овощи мы в нее положим?» В конце игры обобщаем, что в большой корзине лежат большие овощи, а в маленькой – маленькие.
Дидактическая игра «Прятки».
Цель: закреплять умение определять и называть цвета предметов, тренировать память, речь.
Материалы: Цветные человечки разного цвета.
Ход игры: Перед детьми выставляют двух человечков разного цвета. Затем дети закрывают глаза, воспитатель убирает одного человечка и спрашивает: человечек какого цвета спрятался? Игра может усложняться воспитатель может выставлять сразу четырех человечков и убирать двух.
Дидактическая игра «Физкультура».
Цель: закреплять и называть цвета, сформировать опыт расположения предметов по порядку слева направо.
Материалы: человечки четырех цветов (красного, зеленого, желтого, синего).
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку представить, что человечки решили заняться физкультурой. И говорит, что первым в шеренгу встал зеленый человечек. Найди этого человечка и поставь первым. А после него синий. Поставь его слева от него. И т. д.
Дидактическая игра
«Наведи порядок».
Цель: уточнить представления о четырех цветах-красном, желтом, зеленом, синем, и их названия. Сформировать умение распределять предметы в группы по цвету на основе материального образца.
Материалы: карточки с изображением вещей, посуды, игрушек четырех цветов.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям разложить предметы одного цвета в коробочку данного цвета.
Дидактическая игра
«Еда для черепахи».
Задачи и цели: Закреплять умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и уравнивать численность групп предметов, использовать понятия «один» и «много»; закреплять умение сравнивать предметы по свойствам.
Материалы: черепаха;3 морковки разных размеров и цветов; лист бумаги с нарисованными на нем 3 оранжевыми морковками; 3 кабачков.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям сходить в магазин и купить для черепахи морковки и кабачки, которые черепаха очень любит. На прилавке лежат 3 морковок и 2 кабачка. Дети складывают в корзинку овощи и приносят черепахе. Воспитатель просит сравнить морковки и кабачки по количеству. После сравнения дети приходят к выводу, что надо купить еще кабачок, чтобы кабачков и морковок было поровну.
Дидактическая игра
«Один, два, много».
Цель: сформировать представление о числе два, умение считать до двух.
Материалы: набор картинок с изображением двух, одного и множество предметов.
Ход игры: воспитатель предлагает выбрать карточки на которых изображены два предмета, один, много предметов.
Дидактическая игра
«Угадай цифру».
Цель: закрепить умение находить и называть цифру 3, формировать умение соотносить цифру 3 с количеством.
Материалы: набор карточек с изображением предметов разного количества, крышки с наклеенными цифрами.
Ход игры: Ребенок выбирает карточку, считает изображенных на ней предметов и в обозначенное место ставит крышку с нужной цифрой.
Дидактическая игра
«Какие цифры спрятались».
Цель: формировать умение определять и называть цифры, ввести в словарь детей слова цифра, один, два, три.
Материалы: карточки с изображенной с картинка на которых спрятаны цифры (лебедь – цифра 2).
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку найти на картинке цифры и назвать их.
Дидактическая игра
«Посчитай-ка»
Цель: формировать умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет.
Материалы: карточки схемы, на которых изображена в начале цифра и несколько геометрических фигур, набор геометрических фигур.
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку отобрать столько треугольников сколько показывает цифра и наложить на схему и т. д. Побуждать ребенка называть цифры и геометрические фигуры.
Дидактическая игра
«Где мишка?».
Цель: уточнить представления о пространственных отношениях «на», «над», «под».
Материалы: карточки с изображением медвежонка, который сидит на дереве, под деревом, летит на шаре над деревом.
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку рассказать, где находиться мишка. Помогая ему правильно построить фразу.
Дидактическая игра
«Справа - слева».
Цель: формировать умение у детей ориентироваться в пространстве (слева - справа).
Материалы: Две корзины, карточки с изображением капусты и морковки, игрушка – Заяц.
Ход игры: воспитатель предлагает детям помочь зайке разложить по корзинам урожай капусту и морковь. Педагог ставит на стол Зайку и две корзины. Приглашает 2 детей подойти к столу, объясняя при этом, что зайка стоит в центре стола. А справа и слева стоят корзины. Предлагается в правую корзину положить капусту, а в левую морковь. Дети, раскладывая овощи по корзинам, сопровождают свои действия речью.
«Чудесный мешочек»
Цель: развивать интерес у детей к геометрическим фигурам и уметь находить на ощупь, определять геометрическую фигуру, называть ее.
Оборудование: мешочек, блоки Дьеныша.
Ход игры:
Педагог: Ребята, волшебник передал нам красивый мешочек, давайте узнаем, что в нем находится.
Дети по очереди на ощупь определяют, какую фигуру они сейчас достанут из мешочка.
«Что лишнее?»
Цель: развивать умение сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять фигуру, отличную от других.
Оборудование: карточки с изображением различных геометрических фигур.
Ход игры:
Детям дается задание – найти лишнюю фигуру. (Круг, он без углов). Теперь среди оставшихся фигур найти лишнюю. (Треугольник, у остальных фигур по четыре угла). А как называются оставшиеся фигуры? (Четырехугольники).
«Обведи и заштрихуй»
Цель: развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.
Ход игры: воспитатель показывает детям (2-3 чел.) трафареты геометрических фигур. Дети рассматривают, какого цвета, потом воспитатель показывает, как на белом листе бумаги он заштриховывает таким же карандашом, как и трафарет. Воспитатель раздает бумагу, трафареты, карандаши, а сам наблюдает, чтобы дети правильно подобрали цвет карандаша к трафарету.
«Один - много»
Цель: развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов.
Ход игры: игра проводится с 2-3 детьми. Воспитатель показывает на магнитной доске картинки игрушек одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям по показу найти и прикрепить такие же картинки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.