|
· Игра «Волшебные превращения»
Цель: развитие умения изменять тембр голоса.
На картинке изображены сказочные животные: медведь с корзинкой — в ней 5 лисичек: ежик с наколотыми на иголки 6ю боровиками: белка, развесившая на ветке 5 подберезовиков.
Педагог: Не только мы собирали грибы. Жители леса тоже сделали припасы. Посчитай, сколько грибов у каждого животного? (Одна лисичка, две лисички, три. четыре, пять лисичек.)
Усложнение! Представь, что ты медведь (белка, ежик). Посчитай грибы, подражая его «голосу».
· Игра «Превратись в птицу»
Цель: развитие силы и расширение высотного диапазона голоса формирование умения изменять темп и тембр речи.
Взрослый предлагает ребенку рассказать о птицах (о важном гусе, заботливой утке, торопливой курице, хвастливом индюке), стараясь передать голосом особенности их внешнего вида и характера. Сначала взрослый сам описывает птицу (от 1-го лица).
Наример: Я — гусь. Я большой, красивый, с длинной тпеей и красными лаиами. (Произносить важно, громко, медленно.)
Я — курица. Я маленькая, пестрая, очень быстрая и шумная. (Произносить с повышением голоса, быстро, отрывисто.)
Я — индюк. Я гордый, необыкновенно красивый и смелый. (Произносить гордым тоном, немного хвастливо.)
Я — уточка. Я небольшая, серая, спокойная, внимательная. (Произносить тихо, спокойно, ласково.)
· Игра «Медведь и ёлка»
Цель: Развивать умение изменять тембр голоса.
Оборудование: маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайки и др.).
Описание игры: педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог:
Волк: Ты куда
идешь, медведь?
Медведь: В город, елку приглядеть.
Волк: Да на что тебе она?
Медведь: Новый год встречать пора.
Волк. Где поставишь ты ее?
Медведь. В лес возьму, в свое жилье.
Волк. Что ж не вырубил в лесу?
Медведь. Жалко, лучше принесу.
Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т.е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.
Игры на развитие мимики и выразительности движений
· Пластический этюд на тему «День рождения» (выражение радости, интереса и удивления).
Цель: развитие умения выражать эмоции с помощью мимики и пластики.
Ребенку предлагается передать с помощью выразительных движений и мимики эмоции, которые возникают во время прослушивания текста.
Наконец-то наступил день рождения! Я просыпаюсь! Ярко светит солнце! Чудесное, радостное утро! Мама и папа улыбаются! Комната украшена разноцветными воздушными шариками. На полу стоит большая красивая коробка. Интересно, что там. Вдруг из коробки послышалось шуршание. Крышка поднимается... Из коробки выглядывает забавный щенок! Какой замечательный подарок!
· Пластический этюд на тему «Необычное дерево»
|
Цель: развитие умения выражать эмоции с помощью мимики и жестов.
На картинке нарисовано дерево, на котором растут груши, яблоки, бананы, апельсины, ананасы, сливы.
Ребенку предлагается с помощью выразительных движений и мимики передать эмоции, которые возникают во время прослушивания текста.
Педагог: Мы пришли в сад. Как много здесь фруктовых деревьев! Но что это за удивительное дерево? Посмотри! На нем растут и яблоки, и груши, и сливы, и апельсины, и даже бананы!!! Вот это да! Чудесный сад!
Какое чувство вызывает у тебя данная картинка? Почему? Найди и обведи кружком нужную пиктограмму:
· Пластический этюд на тему «Как много боровиков!»
(выражение удивления и радости)
Цель: развитие мимики.
Ребенка просят передать с помощью выразительных движений и мимики эмоции, которые возникают во время прослушивания текста.
Педагог: Наступила осень. Мы идем на прогулку по лесу. Вдруг мы видим среди деревьев полянку. А на полянке — очень много грибов! Да ведь это боровики! Какие красивые — коричневые шляпки, крепкие беленькие ножки. Собираем их в корзину! Красота!
Найди и обведи кружком нужную пиктограмму. Обьясни, почему ты ее выбрал.
· Пластический этюд на тему «Поздняя осень» (выражение грусти)
Цель: развитие умения выражать эмоции с помощью мимики.
Ребенка просят передать с помощью выразительных движений и мимики эмоции, которые возникают во время прослушивания текста.
Педагог: Поздняя осень. Идет дождь. Вокруг — большие лужи. Как холодно на улице! Грустно сидеть дома. Жаль, что прогулка не удалась!
Какое настроение бывает у тебя в плохую погоду? Выбери соответствующую пиктограмму.
·
|
Цель: развитие мимической мускулатуры и формирование понимания эмоций.
На картинке изображены: Кот в деревянных башмаках Буратино, Золушка в кожаных сапожках Снегурочки, Буратино в сапогах Кота, Снегурочка в хрустальных туфельках Золушки (приложение).
Педагог: Посмотри на картинки. Маша очень любит сказки. Это ее любимые сказочные персонажи, назови их. Какое чувство вызывает у тебя картинка? (Удивление.) Объясни, почему. Покажи, как бы ты удивился! Дорисуй пиктограмму:
· Пластический этюд на тему «Заблудились в лесу»
(выражение страха, радости)
Цель: развитие умения передавать эмоции с помощью мимики и выразительных движений.
Ребенка просят передать с помощью выразительных движений и мимики эмоции, которые возникают во время прослушивания текста.
Педагог: Маша с подружками пошла в лес по грибы и заблудилась. Долго ходила она по лесу Густые ели закрывали небо, быстро темнело. Ей было страшно и одиноко. Вдруг рядом что-то зашумело. Маша очень испугалась. Но это оказались маленькие серенькие зайчата. Они сидели под кустом и смешно шевелили ушками. Маша засмеялась и перестала бояться. И тут она услышала: «Маша, ау, ты где?»
* Из четырех предложенных пиктограмм (страх, удивление, печаль, радость) выбрать тe, которые соответствуют логике сюжета и эмоциональному содержанию рассказа.
* Изобразить соответствующие эмоции с помощью мимики и выразительных движений.
· Пластический этюд на тему «Что нового в огромном чемодане?» (выражение удивления).
Цель: развитие выразительных движений и мимики.
На картинке девочка сидит перед большим раскрытым чемоданом, в котором лежат молоток, гвозди, ножовка, пила, отвертка.
Ребенку предлагается передать с помощью выразительных движений и мимики эмоции, которые возникают во время прослушивании текста.
Педагог: Маша любила приходить к папе в гараж. Ей нравилось смотреть на папину машину, открывать дверцы и сидеть на водительском сиденье. На полках в гараже было много интересных вещей: канистры запасные колеса и разные железки, названия которых Маша не знала. Но больше всею Машу интересовал огромный чемодан. Ей так хотелось заглянуть в него. И вот однажды, придя в гараж, Маша увидела: чемодан стоит на полу девочка быстро подошла к нему и приподняла крышку.. В чемодане было столько необычных вещей из металла и дерева. Как интересно! Но тут пришел папа.
«Для чего нужны эти предметы и как они называются?» — спросила Маша.
«Это инструменты!» — ответил папа.
* Какие инструменты ты знаешь?
* Для чего нужна пила (молоток, отвертка)
|
|
ü Игра «Что растёт в огороде?»
Цель: формирование восприятия и воспроизведения мелодики повествовательных предложений.
Ребенку предлагается составить повествовательное предложение по картинке. Сначала взрослый составляет предложение, ребенок его повторяет, а затем составляет предложение самостоятельно.
Например: Это огород. В огороде растут овощи. На грядке зреют помидоры (огурцы и т. д.).
Важно: Повторять повествовательные предложения с понижением голоса в конце фразы. Произнесение сопровождается соответствующим движением руки вниз.
ü
|
Цель: формирование восприятия и навыка использования в речи вопросительной и повествовательной интонации.
Ребенку предлагается ответить на вопросы:
Какую одежду наденет Маша? Что Маша наденет на руки? Кокой головной убор наденет Маша? Зачем Маша наденет шарф на шею? Какую одежду ты надеваешь осенью?
ü Игра «Чья обувь?»
|
Герои сказок перепутали обувь и теперь ищут ее. Отгадай по голосу какой герой сказки задает вопрос.
Взрослый задает вопросы от лица героев, изменяя высоту голоса и темп речи.
Педагог: Кот: Это мои башмаки? (низким голосом, медленно и протяжно).
Золушка: Это мои сапожки? (нараспев, высоким, тихим голосом).
Буратино: Это мои сапоги? (громким, звонким голосом, быстро).
Снегурочка: Это мои туфельки? (голосом средней высоты, ласково).
При выполнении задания ребенок должен ответить на предложенный вопрос (при ответе следует помочь ребенку составить повествовательное предложение со значением отрицания).
Например: Нет. Это не твои башмаки.
Нет. Это башмаки Буратино.
Усложнение: Можно предложить ребенку самому задать вопросы от лица сказочного персонажа.
ü Игра «Щенок и котенок»
|
На картинке нарисованы сказочные животные: собака, ласково смотрящая на щенка, который несет в зубах косточку для нее; кошка, гневно встречающая грязного всклокоченного котенка.
Педагог: Послушай сказку:
|
В одной деревне, в одном дворе жили-были щенок и котенок со своими мамами — собакой и кошкой. Они были очень разные. Щенок — послушный, ласковый и простодушный. А котенок — задира и хулиган.
Однажды щенок нашел во дворе косточку. «Отнесу-ка ее маме, вот она обрадуется!» — подумал щенок.
Котенок тоже захотел порадовать маму. Но не знал чем. Тут он увидел, как цыпленок поймал червячка. «Отберу-ка я у него добычу и тоже отнесу маме!» — решил котенок. Котенок при-нялся гоняться за цыпленком по двору Во дворе были грязные лужи, но котенок не обращал на них никакого внимания. Не-смотря на все старания, котенок так и не догнал цыпленка, который спрятался под крылышком у курицы. Уставший и очень грязный, он вернулся к маме-кошке.
* Как ты думаешь, как отнеслась мама к поступку щенка? Обьясни почему. Выбери соответствующую пиктограмму.
* как ты думаешь, как кошка встретила своего сына? Обьясни, почему она рассердилась? Выбери соответствующую пиктограмму.
ü Расширение высотного диапазона голоса и формирование умения произносить высказывание с восклицательной интонацией.
Педагог: Друзья поселились в новом доме. Они очень рады новоселью, ходят в гости и поздравляют друг друга.
|
Педагог: Представь, как звери поздравляют друг друга с новосельем.
Как говорит волк? Какой у него голос? (Низкий, говорит медленно.)
Как ты думаешь почему? (Волк большой, сильный.)
Попробуй поздравить друзей-строителей голосом волка:
«Поздравляю вас с новосельем!»
Как скажет поросенок (сова, медвежонок)?
Почему?
ü Развитие умения произвольно изменять интонацию высказывания.
Ребенку предлагается заменить вопросительные предложения восклицательными.
Звери все построили сами? — Звери все построили сами!
Они дружно работали? — Они дружно работали!
Дом красивый? — Дом красивый!
ü Развитие умения использовать в речи восклицательную интонацию.
Педагог: посмотри на картинку. Веселый паровозик везет ребятишек. Малыши выглядывают из окошек поезда и радостно кричат: «Ура! Мы катаемся! Мы отдыхаем! Нам весело!». Попробуй воскликнуть так же громко и весело, как малыши!
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.